Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

АТУМ

ОГЛАВЛЕНИЕ

АТУМ (itmw), в египетской мифологии бог солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих текстах А. называется вечерним, заходящим солнцем. Изображался человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», т. е. Верхнего и Нижнего Египта), воплощался также в образе змея, иногда — ихневмона. Рука А.— богиня Иусат. Согласно гелиопольскому мифу, А., «создавший сам себя», возник из первобытного хаосаНуна (иногда называемого отцом А.) вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся). Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), А. родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздухШу и влагу — Тефнут, от которых произошли земляГеб и небоНут. В Мемфисе происхождение А. вели от Птаха, А. Отождествлялся с Птахом, а также с Хепри (А.-Хепри, в некоторых изречениях «Текстов пирамид» это божество называется создателем Осириса), Аписом (Апис-А.), с ним сближали ОсирисаЖивой Апис-Осирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей А. (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богинельвице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный А. грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Впоследствии почитание А. было оттеснено культом Ра, отождествлённого с ним (Pa-Б.).

Р. Р.АTXAPBAH (др.-инд. atharvan), в древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — А гни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения А. пролагает пути, на которых рождается солнце (PB I 83, 5). А. подносит чашу сомы Индре (AB XVIII 3, 54); Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники А. Варуна даёт А. чудесную корову (V 11; VII 104). А. — друг богов и живёт на небесах (IV 1, 7); иногда о нём говорят как о древнем учителе (Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28). Позднее А. считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем А. обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки А. Иногда А. обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-А. известны и в древнеиранской традиции (ср. авест. атраван, atravan, от аtаг, «огонь»).

В. Т.АТЦЫС (букв, «без имени»), в мифологии западносибирских татар злой демон, который неожиданно по ночам возникает перед путниками в образе копны, воза, дерева, огненного кома и душит их. А. называли также различных злых духов (мяцкай, оряк, убыр, албасты и др.), именования которых опасались произносить вслух, боясь привлечь демона.

В. Б.АТЫНАГ, в осетинской мифологии (в центральной Осетии) божество, покровитель плодородия, посылающий обилие трав и помогающий удачному завершению полевых работ. Перед началом сенокоса в честь А. устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд.

Б. К.


Ваш комментарий о книге











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.