Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге САВАОФОГЛАВЛЕНИЕСАВАОФ, Цeбaоф (евр. seba ot, множ. число от sab'a, «воинство», «сонм»), одно из имён бога в иудаистической и христианской традициях. В библейских пророческих книгах встречается в сочетании «Господь воинств», что по-гречески передаётся двояко: РбнфпксЬфщс, «вседержитель», кэсйпт йщн дхнЬмещн, «владыка сил» (воинств); часто в Септуагинте сохраняется как имя собственное — Убвбюи. Под «воинством» С. подразумеваются солнце, луна и звёзды, «всё воинство небесное» (Втор. 4, 19), выступающие стройно и послушные «уставам неба» (Иов 38, 32—33), «Цебаот» означает также бесчисленные воинства огневидных ангелов (книга Еноха 72, 1; Берахот 11 б; Пирке рабби Елиезер 4), объединённых в четыре сонма (воинства) под начальством Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. По образу небесного создано и «земное воинство», поддерживая которое (Исх. 12, 41 и др.)» не только ангелы, но и «звёзды с путей своих» сражаются с врагами (Суд. 5, 20). На помощь пророкам нисходят с небес «колесницы огненные» (4 Царств 6, 17). Имя С. часто упоминается в связи с херувимами, осеняющими ковчег завета — символ божественного присутствия на земле. В имени С, таким образом, выражена идея единства всех «воинств» вселенной, построенных по принципу иерархии и соединённых в акте славословия С. (Пс. 148). Лит.: Eissfeldt O., Die Lade Jahwes in Geschichtserzдhlung, Sage und Lied, «Das Altertum», 1968, Bd 14, H. 3. Д. В. Щедровицкий. Голова Саваофа. Деталь фрески Микеланджело «Сотворение Адама» плафона Сикстинской капеллы. 1508—12. Рим, Ватикан. Пантократор (Саваоф). Фреска Феофана Грека. 1378. Новгород, церковь Спаса Преображения на Ильине. Ваш комментарий о книге |
|