Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бастиа Ф. Экономические софизмы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Предисловие 5
1.1. Обилие, недостаток 8
1.2. Препятствие, причина 17
1.3. Усилие, результат 21
1.4. Выравнивание условий производства 29
1.5. Наши товары обременены налогами 46
1.6. Торговый баланс
53

1.7. Прошение 58
1.8. Дифференциальные пошлины 63
1.9. Громадное открытие!!! 64
1.10. Взаимность 68
1.11. Денежные цены 71
1.12. Увеличивает ли протекционизм заработную плату? . . 75
1.13. Теория, практика 81
1.14. Столкновение принципов 88
1.15. Еще взаимность 92
1.16. Засоренные реки, защищающие в суде приверженцев запретительной системы 94
1.17. Мнимая железная дорога 95
1.18. Нет безусловных принципов 96
1.19. Национальная независимость 100
1.20. Труд: ручной и механизированный; отечественный и иностранный 103
1.21. Сырье 109
1.22. Метафоры 119
Заключение 123

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
2.1. Физиология грабежа 133
Объяснение 136
Оправдание 151
2.2. Два нравственных учения 154
2.3. Два топора 162
2.4. Нижний совет труда 166
2.5. Высокие и низкие цены 170
Дополнение 177
2.6. Ремесленникам и работникам 181
2.7. Китайская сказка 190
2.8. Post hoc, ergo propter hoc 195
Cim hoc, ergo propter hoc
195

2.9. Грабеж под видом субсидии 198
2.10. Сборщик налогов 207
2.11. Утопист 213
2.12. Соль, почты, таможня 222
2.13. Покровительство, или три депутата городской думы 238
2.14. Что-то еще 250
2.15. Арсенал приверженца свободной торговли 260
2.16. Правая и левая руки 266
2.17. Доминирование посредством промышленного превосходства
273

Жизнь Фредерика Бастиа 280
Комментарии
287
Цензурная правка 1863 года 299


Французский экономист середины XIX в. Фредерик Бастиа в своих произведениях дал непревзойденную критику протекционистских заблуждений и намеренных подтасовок. Иронические, а иногда и сатирические, памфлеты Бастиа вызывали бессильный гнев сторонников защиты отечественной промышленности и национального труда . Автор демонстрирует всю абсурдность протекционистской логики с точки зрения здравого смысла.
Книга написана в яркой публицистической манере и рассчитана на широкий круг читателей.
Книга, наполненная юмором и иронией, будет приятна всем, кто интересуется и немного разбирается в экономике.
Информация об авторе: Бастиа, Фредерик (1801-1850) - французский экономист, депутат парламента, блестящий публицист, отстаивавший частную собственность, свободные рынки и ограниченное правительство. Главная мысль, которую Бастиа постоянно подчеркивал в своих работах, - пока функции правительства ограничены защитой жизни, свобод и собственности граждан от кражи или агрессии, свободный рынок служит источником гармонии во взаимоотношениях людей. Его критика протекционизма и интервенционизма даже сегодня остается непревзойденной.

Политическая экономия представляет обширное поле для изучения и малое — для деятельности.
Бентам 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель моего сочинения 2 — опровергнуть некоторые доводы, приводимые против свободы торговли. Я не вызываю на спор сторонников покровительства, а стараюсь только указать принцип свободной торговли тем беспристрастным людям, которые, сомневаясь в истине обоих положений, боятся пристать к той или другой стороне.
Я не из числа тех, которые говорят: покровительство поддерживается личными выгодами. Я думаю, что оно основано на ложных понятиях, или, если угодно, на несовершенных истинах. Большинство людей, боящихся свободы торговли, дает повод предполагать, что боязнь эта искренняя.
Может быть, я слишком самонадеян; но, признаюсь, мне хотелось бы, чтобы эта книга была принята в руководство теми людьми, которым суждено отдать предпочтение тому или другому принципу. Кто не изучил вопроса о свободной торговле, того беспрестанно смущают различные софизмы покровительства. Каждый раз софизмы эти требуют тщательного разбора, отнимающего много времени, которым не всякий может располагать и менее всего законодатели. Я предлагаю здесь готовый разбор.
“Но, — спросят меня, — разве благодетельные последствия свободной торговли до того неясны, что только вы, посвятившие себя изучению политической экономии, можете их усмотреть?”
Да, этого нельзя отвергнуть. Наши противники, вступая с нами в спор, имеют перед нами значительное преимущество: они в нескольких словах могут изложить истину несовершенную, для доказательства неполноты которой необходимы с нашей стороны долгие и сухие рассуждения.
Причина этого лежит в самом существе дела. Выгоды, предоставляемые покровительством, собираются в одном или нескольких местах, а вредные его последствия распространяются во всем обществе. Первые невидны; вторые могут быть раскрыты только умом 3.
То же можно сказать и почти обо всех других экономических вопросах.
Вы скажете, например: вот машина, отнявшая работу у тридцати работников; или вот мот, который поощряет все отрасли промышленности; завоевание Алжира имело последствием удвоение торговых оборотов Марселя; или, наконец, государственный доход дает хлеб ста тысячам семейств. Вы скажете это — и всякий вас поймет; ваши мысли ясны, просты и сами по себе справедливы. Выведите из них правила: машины вредны, роскошь, завоевания, тягостные налоги полезны — и ваша теория будет иметь успех, потому что в подтверждение ее вы можете привести несомненные факты.
Мы же не можем остановиться на причине и ближайшем ее последствии. Мы знаем, что это последствие делается в свою очередь причиной. Чтобы сделать верное заключение о какой-нибудь мере, мы должны проследить ее через целый ряд последствий и остановиться только на конечном. Итак, мы принуждены рассуждать.
Ну вот и подняли на нас крик: “Вы теоретики, метафизики, идеологи4, утописты, люди, придерживающиеся определенных принципов”: и все предубеждаются против нас.
Что же делать? Обратиться к читателю с просьбой, чтобы он вооружился терпением и судил добросовестно, и стараться, насколько мы к тому способны, делать наши выводы настолько ясными, чтобы правда и ложь выступили во всей их наготе, и чтобы победа, раз и навсегда, осталась или за свободой торговли, или за ограничениями. Здесь я должен сделать одно важное замечание.
Несколько отрывков этого сочинения были напечатаны в Журнале Экономистов (Journal des Economistes).
В критике, впрочем очень благосклонной, написанной г-ном виконтом де Романе ’5 он полагает, что я требую уничтожения таможен. Г-н Романе ошибается. Я желаю лишь уничтожения покровительственной системы. Мы не отказываем правительству в налогах; но
желали бы, если только возможно, убедить подданных отказаться от обложения налогами друг друга. Наполеон сказал: “Таможня должна служить не ко взиманию налогов, а к поощрению промышленности”. Мы же утверждаем противное и говорим: “Таможня не должна служить работникам орудием взаимного грабежа, но она, не хуже других учреждений, может быть средством к взиманию налогов”. Мы так далеки, или, чтобы не вмешивать в спор никого кроме себя, я так далек от мысли об уничтожении таможен, что, напротив, вижу в них в будущем спасительное средство для наших финансов. Я полагаю, что таможни могут дать казне огромные доходы, и если высказаться вполне определенно, то мне кажется, что при медленном распространении здравых понятий о народном хозяйстве и быстром возрастании расходов правительства желаемая мною перемена в торговых уставах будет скорее вынуждена необходимостью доставить казне новые доходы, нежели силой просвещенного мнения.
Но какое же, скажут мне, ваше заключение? Я не имею нужды делать заключения. Я ограничиваюсь опровержением софизмов.
Но, возразят, уничтожение не заслуга; разрушая, нужно вместе с тем и созидать. Я думаю, что уничтожить заблуждение все равно что создать истину.
С этой оговоркой я готов высказать и мое сожаление. Я хотел бы, чтобы общественное мнение одобрило таможенный тариф, выраженный почти таким образом:

С предметов самых необходимых взимаются пошлины, от их стоимости.......... 5%
С предметов, служащих удобству жизни.......... 10%
С предметов роскоши 15 или 20%.

В основе подобного разделения лежат понятия, совершенно чуждые политической экономии, и я вовсе не считаю их до того основательными и полезными, какими они вообще почитаются. Но это уже выходит за границы моего предмета.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Фредерик Бастиа Экономические софизмы
Челябинск: Социум, 2010

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент

Список тегов:
экономическая наука 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.