Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лейн Т. Христианские мыслители

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7
ЧАСТЬ 1. ЦЕРКОВЬ ОТЦОВ ДО 500 ГОДА НАШЕЙ ЭРЫ ................... 9
ПЛАТОНИЗМ И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 12
СВЯТЫЕ ОТЦЫ 14
ИУСТИН МУЧЕНИК 16
ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ 18
ТЕРТУЛЛИАН 21
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ 24

ОРИГЕН 26
КИПРИАН 30
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ 34
НИКЕЙСКИЙ СОБОР (325 г) 35
АФАНАСИЙ 38
ЕФРЕМ СИРИН 41

КАППАДОКИЙСКИЕ ОТЦЫ 42
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР (381 г ) 45
АМВРОСИЙ 47
ИОАНН ЗЛАТОУСТ 49
ИЕРОНИМ 51
АВГУСТИН 53
КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ 58
ЭФЕССКИЙ СОБОР (431) 60
ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ 61
ЛЕВ ВЕЛИКИЙ 62
ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР (451) 65
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ 67

ЧАСТЬ 2. ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ С 500 ГОДА НАШЕЙ ЭРЫ ....... 69
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ 73
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР (553) 74
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК 76
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР (680-81) 77
ИОАНН ДАМАСКИН 79
НИКЕЙСКИЙ СОБОР (787) 81
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ 83
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 85
ИСПОВЕДАНИЕ ДОСИФЕЯ (1672) 87

ЧАСТЬ 3. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАД 500-1500 ................................... 89
АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ 94
БОЭЦИЙ 96
ОРАНЖСКИЙ СОБОР (529) 99
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ 101
ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ 103

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА 106
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ 108
ПЕТР АБЕЛЯР 111
БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ 114
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ 116
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ 118
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР (1215) 119

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ 121
БОНАВЕНТУРА 123
ФОМА АКВИНСКИЙ 125
ИОАНН ДУНС СКОТ 130
УИЛЬЯМ ОККАМ 132
ТОМАС БРАДУАРДИН 134
ИОГАНН ТАУЛЕР 136
КАТЕРИНА СИЕНСКАЯ 137
ДЖОН УИКЛИФ 139
ЯН ГУС 141
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР (1438-45) 143
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ 145
ГАБРИЕЛЬ БИЛЬ 147

ЧАСТЬ 4. РЕФОРМАЦИЯ И РЕАКЦИЯ 1500 - 1800 .......................... 149
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ 154

ЛЮТЕРАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ 158
МАРТИН ЛЮТЕР 158
ФИЛИПП МЕЛАНХТОН 164
АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (1530) 166

ФОРМУЛА СОГЛАСИЯ (1577) 167
ФИЛИПП ЯКОБ ШПЕНЕР 169

РЕФОРМАТСКАЯ ТРАДИЦИЯ 172
УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ 172
МАРТИН БУЦЕР 175
ЖАН КАЛЬВИН 177
ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС (1563) 183
ЯКОБ АРМИНИЙ 185

ДОРТСКИЙ СИНОД (1618-19) 187
ДЖОНАТАН ЭДВАРДС 188

АНАБАПТИСТЫ 191
ШЛЯЙТХАЙМСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (1527) 191
МЕННО СИМОНС 192

БРИТАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ 196
УИЛЬЯМ ТИНДАЛ 196
ТОМАС КРЭНМЕР 197
ДЖОН НОКС 200
ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ СТАТЕЙ 202
РИЧАРД ХУКЕР 203

УИЛЬЯМ ПЕРКИНС 206
ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ 208
ДЖОН ОУЭН 210
ВТОРОЕ ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (1677) 212
ДЖОН БУНЬЯН 213
ДЖОН и ЧАРЛЗ УЭСЛИ 215

ОТВЕТ РИМСКИХ КАТОЛИКОВ 218
ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА 218
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР (1545-63) 220
ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ 223
РОБЕРТО БЕЛЛАРМИНО 225
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ 226

ЧАСТЬ 5. Христианская мысль современности с 1800 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ .....229

ЛИБЕРАЛЫ 234
ФРИДРИХ ШЛЕЙЕРМАХЕР 234
АЛЬБРЕХТ РИТЧЛЬ 237
АДОЛЬФ ФОН ГАРНАК 239

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ 242
ЧАРЛЗ ФИННИ 242
ПИТЕР ФОРСАЙТ . 244
БЕНДЖАМИН УОРФИЛД 247
ГЕРРИТ БЕРКОВЕР 250
ХЕЛЬМУТ ТИЛИКЕ 253

ЧАСТЬ 6.

НЕООРТОДОКСИЯ 257
КАРЛ БАРТ 257
ГУСТАФ АУЛЕН 263
БАРМЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1934) 265
ДИТРИХ БОНХЁФФЕР 267
РЕЙНХОЛЬД НИБУР 271

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ 274
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР 274
РУДОЛЬФ БУЛЬТМАН 277
ПАУЛЬ ТИЛЛИХ 2SI

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ 284
ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА 284
ЮРГЕН МОЛЬТМАН 287
ВОЛЬФХАРТ ПАННЕНБЕРГ 290
ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ 292

РИМСКИЕ КАТОЛИКИ 295
ДЖОН ГЕНРИ НЬЮМЕН 295
INEFFABILIS DEUS (1854) 299
I ВАТИКАНСКИЙ СОБОР (1869-70) 300
MUNIFICENTISSIMUS DEUS (1950) 303
ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН 305
II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР (1962-65) 307
КАРЛ РАНЕР 310
ХАНС КЮНГ 313

ВСЕМИРНАЯ ВЕРА 316
ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ 316
МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ 320
КОСУКЭ КОЯМА 322
ДЖОН МБИТИ 324
ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ 326
ЛОЗАННСКИЙ КОНГРЕСС (1974) 330

Указатель имен 335
Библиография 343
Использованная литература 348

Эта книга предоставляет идеальную возможность познакомиться с мыслителями и писателями, которые явились выразителями христианской истории и западной культуры, а также с книгами, документами, утверждениями и вероучениями, оставленными без внимания другими исследователями.

Введение
Зачем читать о деятелях прошлого, имен которых в этой книге наберется не меньше сотни? Не ограничиться ли чтением о настоящем? Почему нужно знать о людях, с которыми мы можем не согласиться?..
Нам необходимо читать о прошлом, чтобы понять настоящее. Народ без знания истории похож на человека, потерявшего память. Многие религии, существующие в нашем обществе, мы сможем понять до конца только тогда, когда узнаем, как они возникли. Знание истории поможет нам понять и самих себя, и тех, с кем мы можем быть не согласны.
Нам необходимо читать о прошлом также и для того, чтобы избежать ошибок в настоящем. Изучая мысли ушедших поколений, мы сможем осознать, какие из наших взглядов неверны, и увидеть лелеемые нами идеи в их истинном свете. Чтобы признать, что наше видение вещей далеко от истины и что стоит поучиться у людей, перспективы которых отличаются от наших, не нужно быть чрезвычайно скромным.
Как нам следует рассматривать прошлое? Существует два подхода к истории. Некоторые принимают ее за зеркало, в котором любуются собственным отражением. Изучая лишь отдельные периоды и отдельных личностей, они воссоздают события прошлого по своему разумению для прославления самих себя. Но, превратив историю в кривое зеркало, мы увидим лишь ее искаженное отражение. Верный подход заключается в восприятии истории как окна, через которое можно увидеть нечто иное. Мы можем учиться у истории, она, подобно поездке за рубеж, показывает нам, что наш способ решения вопросов не единственно возможный. Если мы скромны, то не станем заявлять, как друзья Иова:
"Мы - люди, и с нами умрет мудрость".
Карл Барт заметил, что наше отношение к библейским предкам сформулировано в пятой заповеди: почитай твоих отца и мать. Эта заповедь распространяется на детей даже тогда, когда они покидают родительский дом. А вот для взрослого человека почитать своих родителей не значит подчиняться им всегда. Временами нам следует сказать: "Мы должны повиноваться Богу, а не человеку". Нам следует с уважением прислушиваться к голосу прошлого, но это не лишает нас собственной инициативы. Уроки прошлого должны проверяться не нашими предрассудками и не возможностью применить их в настоящем (писались они не для этого), но Словом Божьим, Писанием.
Главной целью этой книги является знакомство с ведущими мыслителями прошлого (и настоящего). Быть может, прочитав отрывки из их работ, читатель пожелает заняться дальнейшим, более глубоким изучением данного материала. При рассмотрении современного периода я ввел элемент анализа в качестве ориентира для читателя, хотя главная цель
все же - предоставить возможность мыслителям говорить самим за себя, а читателям - составить свое собственное мнение.
Передо мной стояла трудная задача: каким образом избрать определенное количество интересующих нас личностей? Кого включить в книгу? И, что еще труднее, кого не включить? Любой, кто хоть раз попытался проделать подобное, будет снисходителен и поймет, что в этом деле трудно достичь совершенства. Я отбирал материалы для этой книги, руководствуясь своим собственным принципом, стараясь охватить широкий и представительный круг авторов, выбирая тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие христианской мысли. Приношу извинения тому читателю, чей любимый автор не попал на страницы этой книги. Есть ли
такой человек, который знает все обо всех этих совершенно разных личностях? Во всяком случае, это не автор данной книги! Я старался быть честным и точным, насколько это возможно, но "все мы много согрешаем" (Иак. 3:2). Выражаю искреннюю благодарность Дэвиду Райту и Ричарду Бокхему, чья корректорская правка помогла уменьшить количество ошибок в тексте. Я также благодарен им за дружбу, помощь и поддержку, которую они оказывали мне на протяжении многих лет. При обращении к работам, написанным на иностранном языке, я давал, за редким исключением, английское заглавие, но остальные сведения (такие, как дата и количество томов) даны согласно оригиналу, а не английскому переводу.
Тони Лейн.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел богословие










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.