Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Тимкин С. История естествознания Курс лекций
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Термин «естествознание» несет несколько смыслов, которые необходимо уточнить. С одной стороны - это знание о «естественном», что само по себе не прояснено. С другой стороны, о каком, собственно, знании идет речь?
Понятие «естественного» подразумевает природу, как она есть и противопоставляется с одной стороны «сверхъестественному», с другой - искусственному, причем острота этих противопоставлений меняется от эпохи к эпохе. Природа, «физис» по-гречески, термин сам по себе очень многоплановый /2/. Первоначальное его значение - «рождение того, что растет» /3/, то есть организма. Поэтому под «физикой» греки подразумевали то, что мы сейчас называем естествознанием, а именно, науки о природных живых организмах, человеке как биологическом объекте, мире в целом, который представлялся грекам как единый, живой организм и который греки впервые попытались объяснить рационально. Ныне под естественнонаучными дисциплинами понимают, прежде всего, физику, химию, астрономию, биологию, медицину и некоторые другие, противопоставляя их с одной стороны гуманитарным (общественным) наукам, с другой - техническим. Особняком стоит математика, включаемая порой в комплекс естественных наук, но скорее не по предмету своего изучения, а как методология.
Под «знанием» ныне мы понимаем главным образом научное знание, поэтому, занявшись историей естествознания, мы не обойдем вопроса о том, что есть наука как таковая, и когда зарождается именно наука о природе. Ведь магия является также знанием о природных явлениях; наука по Фрэзеру /4/ замещает магию как область человеческой деятельности. Среди многочисленных определений, что есть наука, наиболее краткое и в то же время емкое принадлежит Аристотелю: « Наука - это знание, основанное на доказательстве». Базируясь на этом определении науки как некоей методологии, которая в современной терминологии называется гипотетико-дедуктивным методом /5/, можно попутно решить очень важный вопрос о времени и месте зарождения науки как таковой и естественных наук, в частности. В VI веке до н.э. в ионийских городах Древней Греции среди философов, астрономов и математиков, которые, впрочем, так еще не назывались, впервые начинает систематически применяться научная гипотеза и дедуктивное доказательство, ставшие впоследствии главными орудиями в приобретении знаний. В предшествующих и сопутствующих восточных культурах, несмотря на высокий, порой даже более высокий, чем у греков (в Вавилоне) уровень знаний в математике и астрономии, эти важнейшие компоненты отсутствовали. Что же касается европейской науки, то она не создала никаких принципиально новых методов научного познания.
В своем курсе истории естествознания мы будем рассматривать эту историю как единый поток, не разбивая его на отдельные реки, ручьи и т.д. То есть, мы не будем изучать истории отдельных наук отдельно во времени и пространстве, а, придерживаясь хронологического принципа, рассматривать, прежде всего, наиболее «продвинутые» в теоретическом плане науки, обращая малое внимания на науки, находящиеся в «описательно-классификационном» состоянии. Тем более что помимо внешних причин, обуславливающих не одновременность развития наук, существует и внутренняя логика развития науки, впервые сформулированная Огюстом Контом. В своей классификации наук О.Конт поставил математику на первое место, ибо она не нуждается в других науках. Далее - механику, для которой необходима лишь математика, затем астрономия, для которой нужна и математика и механика и т.д. Действительно, для прогресса математики не требуется никаких знаний, кроме математических, она может развиваться даже в том случае, если других наук вообще не будет (необходим лишь первый толчок). Существование же, например, биологии как теоретической науки немыслимо без предшествующего развития физики, химии, физиологии и анатомии. Именно поэтому первоначально большее внимание будет уделяться математике, астрономии и лишь затем механике, физике и т.д. Это, конечно, не означает, что для появления элементов «более сложных» наук необходимо полностью сложиться ее «предшественницам». Но это будет еще не теоретическая наука. Для различения наук, находящихся на «описательно-классификационном» и «теоретическом» этапах развития, еще в древности существовало два термина. Первые назывались «историей», а вторые - «философией». Нас будет более интересовать история философии, а точнее, натурфилософии.
1. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М.: «Наука», 1979.
3. Аристотель. Физика. Собр.соч.т.3. - М.: «Мысль», 1981.
4. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1980.
5. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа.- Л.: «Наука», 1990.
АННОТАЦИЯ
Предлагаемый курс лекций читался ранее на историческом факультете для студентов специальностей 020700 История и 520200 Теология как семестровый авторский курс. В настоящее время лекции по истории естествознания являются частью курса «Концепции современного естествознания», читаемого для студентов экономического факультета, факультета теологии и мировых культур и других факультетов. Нам кажется, что пристальное внимание к истории науки и развитию естественнонаучных концепций весьма полезно для студентов ряда специальностей ОмГУ. Для других гуманитарных направлений и специальностей (юристы, филологи, экономисты) историческая часть может быть несколько сокращена. В курсе значительное внимание уделено проблеме возникновения науки и естествознания, в частности (глава 1), античной науке и натурфилософии (глава 2), особенностям средневекового естествознания и науке Возрождения (глава 3), наконец, научной революции нового времени и становлению методологии классического естествознания. При этом мы исходим из практически общепринятой идеи о становлении современного естествознания на базе науки нового времени. С этой точки зрения концепции Галилея, Кеплера, Ньютона и др. принадлежит современному естествознанию, а задачей курса является освоение длинного, сложного и увлекательного пути к ним человеческой мысли.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|
|