Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)
Г. Леммлейн. Минералогические сведения, сообщаемые в трактате Бируни
VII. МЕСТО МИНЕРОЛАГИЧЕСКОГО ТРАКТАТА БИРУНИ
В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ МИНЕРАЛОГИИ ***
1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ БИРУНИ И ИСТОЧНИКИ
ЕГО «МИНЕРАЛОГИИ»
Бируни написал свой труд по минералогии на арабском языке, так же
как и подавляющее большинство других своих сочинений.
Арабский язык имел особенное распространение в области
естественных наук. Правда, ко времени, когда жил Бируни, он уже не был
единственным языком письменности в Средней Азии даже в сфере научной
61 См.: Е. Wiedemann. Uber den Wert von Edelstein bei den Muslimen.
Der Islam, 2, 1911, стр. 345—358.
*** Этот раздел написан Α. Μ. Беленицким.
литературы. К этому времени стали появляться сочинения по истории
и географии, написанные на персидском языке. Сам Бируни некоторые
из своих научных сочинений написал по-персидски. И в области
естественных наук известны авторы, которые пользовались для своих работ
родным языком. Достаточно напомнить известное сочинение по
фармакогнозии, написанное по-персидски гератцем Абу Мансуром ал-Муваффаком.
Нельзя не подчеркнуть, что и в области минералогии имелся труд,
написанный по-персидски, о котором мы узнаём, кстати, впервые от самого
Бируни.62 Однако бесспорным фактом остается то, что основные
научные сочинения, которые имелись в распоряжении ученого того времени,
были написаны по-арабски.
Благодаря указанному обстоятельству главным, хотя, как увидим,
далеко не единственным литературным источником в области
минералогии для Бируни являлись именно арабские сочинения. Последних в
распоряжении Бируни было сравнительно большое количество.
Интерес к минералам в IX—X вв., когда создавался основной фонд
научных сочинений на арабском языке, обусловливался рядом
обстоятельств. Драгоценные камни занимали значительное место в торговом
обмене. На одном из первых мест в области ремесленного производства
в городах Ближнего Востока стояли ремесла, связанные с обработкой
металлов. Благодаря этому большое развитие получило горнорудное дело
в целом. Одновременно минералы изучались и со стороны их целебных
свойств. В общих медицинских сочинениях, как и специально в
сочинениях по фармакогнозии, фигурирует большое количество минеральных
лечебных препаратов. Металлами и рядом других минералов усиленно
занималась алхимия — «наука», в которой в то время трудились весьма
серьезные ученые, хотя в ней же подвизалось немало и лжеученых.
Наконец, представление о магических свойствах минералов, тесно
переплетающееся с представлением об их химических и целебных свойствах,
сыграло также не последнюю роль при формировании минералогии как
науки в рассматриваемые века.
Изучение истории минералогии на Ближнем Востоке в европейском
и русском востоковедении имеет значительную давность, и литература
по данному вопросу уже довольно обширна. Однако в подавляющем
большинстве случаев все работы являются по сути дела лишь
подготовительным материалом, притом далеко не полным. Разработка истории этой
науки и выяснение места отдельных ученых — дело будущего. Из
имеющихся исследований по данному вопросу представляют особое значение
работы М. Мюлле,63 Е. Видемана, 64 М. Штейншнейдера 65 иЮ. Руска.66
62 См.: Бируни. Минералогия, стр. 32 (наш перевод, — стр. 33).
63 См.: Essai.
64 E.Wiedemann. Zur Mineralogie im Islam. SPMS, Bd. 44,1912, стр. 206 исл.
65 Μ. Steinschneider. 1) Arabische Lapidarien, ZDMG, 49, 1895, стр. 244;
2) Lapidarien. Ein Kulturgeschichtlicher Versuch. Semitic Studies im Memory of
A. Kohut. Berlin, 1897, стр. 42.
66 См.: Steinbuch.
Ими приведены в хронологическом порядке имена авторов,
составивших сочинения по минералогии на арабском языке. Ю. Руска, кроме того,
образцово издал наиболее ранние из дошедших до нас сочинений по этому
вопросу. Из работ Штейншнейдера мы узнаем, что до Бируни не менее
десяти авторов оставили специальные сочинения по минералогии (Бируни
помещен на одиннадцатом месте). Среди них мы видим сочинения
выдающихся ученых VIII—IX вв.: Джабира ибн Хаййана — отца алхимии,
как его называли, философа ал-Киндй, знаменитого врача ар-Разй,
известного полигистора ал-Джахиза и других.
Среди авторов, имевших то или иное отношение к изучению минералов,
упоминается знаменитейший из переводчиков греческих сочинений на
арабский язык Хунайн ибн Исхак (ум. в 863 г.), врачи 'Алй ибн Раббан
ат-Табарй (ум. ок. 850^г.), Йуханна ибн Масавейх (ум. в 857 г.), Сабур
ибн Сахл ал-Хузй Ijm. в 869 г.).
В качестве авторов «Книг о камнях» известны 'Утарид ибн Мухаммед
(IX в.) и Абу-л-'Убейд ал-Касим ибн Саллам (ум. в 839 г.). Сочинение
первого из них, дошедшее до нас, но не изданное, рассматривает камни
главным образом с точки зрения их «особых свойств». Сочинение второго
является по преимуществу филологическим.
Все указанные авторы жили в областях, входивших в состав так
называемого Восточного Халифата. Но и в Западном Халифате, в
Андалусии (Испании), известны авторы, писавшие по вопросам минералогии.
К ним относятся сАбд ар-Рахман ибн Исхак ибн ал-Хайсам, врач из
Кордовы (ок. 950), Маслама ал-Маджрйтй, то есть Мадридский (ум. в 1047 г.).
Видимо, в Испании жил и Ахмед ибн Ибрахйм ибн Абу Халид ал-Джаззар
(ок. 1000).
К числу составленных до Бируни сочинений по минералогии относится
и уже упоминавшаяся в главе III Псевдо-Аристотелева «Книга о камнях»,
сохранившаяся как в арабской редакции, так и в древнееврейском и
латинском переводах. Наконец, нельзя не отметить, что и великий
современник Бируни бухарец Ибн Сйна (Авиценна) немало внимания уделяет
минералам в своем знаменитом медицинском своде «Канон»,67 а также в
обширной философской энциклопедии «Китаб аш-шифа».68
Все эти сочинения цитируются Бируни и, следовательно, были ему
известны. К сожалению, мы не в состоянии здесь дать в какой-либо
мере характеристику всех поименованных авторов. Позволим себе лишь
кратко .остановиться на некоторых из них, роль которых, как нам
представляется, была особенно заметна.
Три названных имени привлекают к себе особое внимание — это ал-
Джахиз, ал-Киндй и ар-Разй.
I 67 См.: Канон, II.
V68 Е. J. Holmyard and D. С. Mandeville. Avicenna de Congela-
tiohe et conglutinatione Lapidum being the Mediaval Latin Version of Section of the
K.-al-Shifa together with the Arab. Text. Paris, 1927.
Ал-Джахиз, написавший за свою долгую жизнь (90 лет) громадное
количество сочинений по самым разнообразным отраслям науки своего
времени, в полной мере не изучен и не оценен. Наибольшей известностью
пользуется его обширная «Книга о животных» (Китаб ал-Хайаван),
свидетельствующая как о больших фактических познаниях в области
зоологии, так и о его личной наблюдательности.
По минералогии им была написана книга под названием «Китаб ал-
ма'адин» (Книга о минералах), до нас не дошедшая. Сравнительно
недавно, в 1932 году, открыто и опубликовано в журнале Дамасской
Академии наук небольшое сочинение ал-Джахиза под названием «Китаб
ат-табассур би-т-тиджара» (Книга рассуждения в отношении торговли).69
Книга представляет собой обозрение основных видов товаров,
обращавшихся на мировом рынке того времени. В ней даются наименования и
характеристика лучших сортов каждого из товаров, указывается, откуда
они поступают, способы определения их качества и т. д. Один из разделов
этого сочинения посвящен драгоценным металлам и камням.
Приведенные нами в примечаниях к «Минералогии» выдержки из этого сочинения
показывают, что ал-Джахиз обладал весьма точными познаниями в этой
области. Сравнение одного из рассказов, приведенных в «Минералогии»,
с соответствующим местом, из сочинения ал-Джахиза свидетельствует,
что Бируни был знаком с этим сочинением. Обширная выписка Бируни
из упомянутой «Книги о животных» показывает, что он несомненно знал
и это сочинение Джахиза.
Два других автора — ал-Киндй и ар-Разй — представляют для нас
еще б.ольший интерес. Бируни к обоим питал исключительно большое
уважение, — отметим, вполне заслуженное.
М. Штейншнейдер указывает на два сочинения ал-Киндй по
минералогии: трактат о драгоценных камнях и трактат о камнях и минералах
вообще. В «Фихристе», помимо этих двух сочинений, упоминаются еще
четыре, которые могли быть использованы Бируни непосредственно для
его «Минералогии», а именно: 1) о стекле; 2) о красящих веществах; 3) о
видах мечей и железе; 4) трактат о специальной обработке железа.70
Из всех этих сочинений до нас дошли только трактат ал-Киндй «О
железе и мечах»,71 а также небольшой отрывок, включенрый в сочинение
позднего автора (ал-Джилдакй),72 дающий классифицированный перечень
драгоценных камней. Даже эти небольшие сочинения говорят об очень
основательных, покоящихся на непосредственном опыте, познаниях ал-
Киндй в области минералогии. О приемах работы ал-Киндй в
специальных отраслях науки свидетельствует его недавно опубликованный трактат
Об9 Al-Tabassur bil Tijarah de Al-Jahiz. Ed. Μ. H. Husni Abd-el-Wahab. La Revue
de^'Acidemia Arabe, 5—6, Damas, 1932.
^ 70 См.: Fihrist, стр. 261.
8 71 J. Hammer-Purgstall. Les lames des orientau. J A, 1854, стр. 66—79.
w ' 72 W. Pertch. Die arabischen Handschriften der Herzoglichen Bibliothek
zu Cotha, Zweiter Band. Gotha, 1880, стр. 466.
о производстве ароматических веществ, который является
уникальным в своем роде описанием всего лабораторного процесса их
изготовления. В этом трактате, помимо рецептов, даются описания и рисунки
различного оборудования.73
Ссылки Бируни на ал-Киндй показывают, что столь же основательно
изучал ал-Киндй и минералы. Как видно из приводимого Бируни рассказа,
специальный интерес ал-Киндй к драгоценным камням предопределялся
тем, что ювелирное дело было, видимо, наследственным занятием в семье
ал-Киндй. По крайней мере, о деде ал-Киндй говорится как о придворном
ювелире при халифе ар-Рашйде (94).
Очень высокого мнения был Бируни и о своем старшем современнике
ар-Разй. Об этом свидетельствует то, что Бируни лично составил
библиографию трудов ар-Разй, снабдив ее соответствующим предисловием.
Ар-Разй был, если можно так выразиться, близок Бируни и
территориально — он происходил из Рея и, следовательно, был связан с
среднеазиатской наукой. Мансуру ибн Нуху Саманиду он посвятил основной
свой труд по медицине.
Ар-Разй приписывается одно сочинение по минералогии — «Книга
о камнях», которая до нас не дошла. «Фихрист» приводит и еще одно
сочинение этого автора, носящее название «Книга о желтом камне», также не
дошедшее до нас. Название книги свидетельствует, что она посвящена
алхимии. Как известно, ар-Разй принадлежал к горячим адептам алхимии
и посвятил ей ряд специальных сочинений. Особый интерес представляет
одно из его сочинений этого цикл:а, которое, согласно «Фихристу»,
носило название «Книга опровержения ал-Киндй в его опровержении
алхимии». Действительно, два сочинения ал-Киндй (по «Фихристу») говорят
о его решительной борьбе с алхимией. В этом отношении их названия весьма
характерны. Одно из них названо «Трактат против обманов алхимиков»,
а второе «Трактат относительно ложности утверждений тех, кто
претендует на искусственное изготовление золота и серебра, и об их обманах».
Исследование Ю. Руска,74 посвященное «Ал-Химии» ар-Разй,
показывает, что работы последнего в области химии (алхимии) носили строго
научный характер и, в частности, постановка лабораторных опытов
находилась на большой высоте. По словам этого исследователя, ар-Разй
ставил перед собой в первую очередь цель познания «признаков и свойств
изучавшихся им веществ и их поведения». Во всяком случае ар-Разй
подходил к этой науке с приемами чисто научными, хотя конечная цель
исканий базировалась на явно фантастических теориях о возможности
посредством «эликсира» («философского камня») обратить одни металлы в другие.
Бируни встал целиком на сторону ал-Киндй и в «Минералогии»
отвергает эти теории алхимиков с такой же определенностью, как он отвер-
Kitab kimiya al'itr wat tas'idat von Ya'qub ben Ishaq al-Kindl, ubers. vonK.
Garbers. Abhandlung fiir die Kunde des Morgenlandes, XXX, Leipzig, 1948.
]! 74 J. Ruska. De Alchemie Razi's. Der Islam, 22, 1934; Ср.: Тайна тайн.
гал астрологию или магию. Отсюда при цитировании ар-Разй Бируни
весьма сдержан, хотя, повторяем, несомненно к ар-Разй как ученому
отношение его было положительным.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в той или иной мере
каждый из указанных авторов внес определенный вклад в область
изучения царства минералов. Но вместе с тем незначительность дошедших до
нас фрагментов их сочинений исключает возможность говорить о
достигнутых ими конкретных результатах.
В связи с этим естественно большой интерес представляет дошедшая
до нас целиком «Книга о камнях», авторство которой, как уже
указывалось, в средние века приписывалось Аристотелю. Она дает описание
73 камней, в том числе, правда, и явно вымышленных.
Текст содержит, как правило, лишь краткое внешнее описание каждого
камня, затем отмечается место его добычи, упоминаются медицинские
¦свойства и, наконец, более или менее подробно, — магические, а иногда
еще и некоторые физические свойства. Некоторые из камней описываются
несколько подробнее, другие более кратко. Книга эта свидетельствует
о том, что фактический материал был собран относительно немалый.
Однако следует признать, что сочинения предшественников Бируни,
включая «Книгу о камнях», дают очень мало материала для сравнения
с его трактатом. На основе этого материала было бы крайне трудно,
вернее, почти невозможно сделать какие-либо заключения о подлинном
месте Бируни в истории средневековой минералогии. Но нужно отметить,
что собственный труд великого среднеазиатского ученого и метод
изложения материала оказывают нам в этом смысле большую помощь.
Сочинение Бируни представляет собой прежде всего весьма обширный
по объему труд. Можно с уверенностью сказать, что ни в древности, ни
в средние века не было больше ни одного труда по минералогии подобного
объема.
О цели и задачах сочинения в отличие от других крупных своих
трудов Бируни прямо ничего не говорит. Лишь в посвящении, обращенном
к Ма'дуду Газневиду, во время правления которого эта книга была
составлена, Бируни пишет следующее: «И пусть будет этот сборник
памятью обо мне в сокровищнице славнейшего царя» (33). Однако
несомненно, ученым руководило не только стремление оставить по себе некую
память при дворе. Это было выполнение определенной программы,
которую Бируни ставил себе как ученый. Представление о характере этой
программы дает одно крайне любопытное место из предисловия к трактату
об удельных весах — сочинению, тесно примыкающему к «Минералогии».
Там мы читаем: «Душа моя давно уже настойчиво влекла меня собрать
все то, что сделано в какой-либо отдельной отрасли из разных отраслей
науки и все то, что сказано о ней как удовлетворяющего, так и
ошибочного, ибо знание ошибки ошибающегося помогает постижению правоты
правого. Целью же, к которой побуждала меня моя душа, было: выделить
многократно повторяемое в каждой из них (отраслей) и отнести принадлеж-
ность нового, впервые сказанного, к тому, кто открыл это и тем избавить
ищущего ее от труда собирания и пересмотра [данных] и облегчить ему
[работу], насколько это для меня возможно» (249).
Это сознание необходимости упорядочения, подытоживания и,
главное, «очищения» науки является наиболее яркой чертой всей научной
деятельности Бируни, и такое стремление проходит красной нитью через все
главные сочинения нашего автора. Такой обобщающий и вместе с тем
критический характер имеет первое из крупных сочинений Бируни —
«Хронология древних народов». Таков же характер и главного
астрономического труда Бируни — «Канона».
Несомненно аналогичная задача была поставлена автором и при
написании им «Минералогии». С этой точки зрения становится понятным его·
подход при изложении материала и в особенности при использовании
литературных источников.
Благодаря систематичности, с которой Бируни указывает свои
источники, мы в состоянии в определенной мере восстановить те главные
источники, откуда черпали свои сведения по минералогии ученые того времени.
Здесь в первую очередь следует остановиться на одной его цитате из
согдийской книги, цитате, приобретающей исключительно большое
значение для истории среднеазиатской науки.
Книга эта упоминается Бируни в главе о безоаре и названа им
«Тубу ста». Это слово, как выяснила иранист К. В. Кауфман, является
согдийским и означает «Книга о силе» (tau pusta), то есть книга о магической
силе, в данном случае — силе различных камней. Отрывки, содержащие:
описания магических свойств камней, сохранились и среди собственна
согдийских текстов, найденных в Восточном Туркестане. Сличение текста
цитаты, приводимой Бируни, с указанными согдийскими текстами
свидетельствует, что мы имеем дело с отрывками близких по содержанию
сочинений. Таким образом, можно говорить о наличии на согдийском
языке — то есть еще в доисламские времена — специального сочинения,,
посвященного минералам. Правда, и цитата Бируни и согдийский текст
содержат только описание магических свойств камней; тем не менее сам
факт наличия такого сочинения имеет для истории среднеазиатской науки
исключительную важность. Он говорит о том, что интерес к царству
минералов в Средней Азии существовал задолго до ислама, и главное о том,
что имелась соответствующая литературная традиция. Таким образом,,
становится несомненным, что разработка этой науки среднеазиатскими
учеными, в том числе и Бируни, является в определенной степени
развитием местной научной традиции.
Своим научным предшественником в полном смысле слова Бируни
считает только ал-Киндй.
В качестве своего другого источника он называет сочинение, до сих
пор бывшее неизвестным в литературе, — Насра ибн Йа'куба ад-Дйна-
варй ал-Катиба, составленное по-персидски. Об этом авторе он говориту
что «в большинстве случаев [Наср] следует за ал-Киндй» (33). Выделяя
только этих двух авторов, Бируни несомненно имеет в виду сочинения,
обладавшие особой научной ценностью в целом. Однако он ими не
ограничивался — наоборот, в его сочинении поражает обилие ссылок на самые
различные сочинения. На этих его источниках и в особенности на
характере их использования мы позволим себе остановиться подробнее.
Сейчас, когда перед нами имеется издание сочинения Бируни, его
источники легко обозримы. В этом весьма значительную помощь оказывает и
работа современного арабского ученого М. Хашмй,75 специально
посвященная источникам «Минералогии» Бируни и дающая
систематизированный их перечень. Ниже дается краткий обзор этих источников.
Естественно, что наибольшее количество ссылок падает на источники,
написанные по-арабски.
Из ученых, имевших отношение к минералогическим работам,
цитируются ал-Киндй, Джахиз, Джабир, ар-Разй и 'Утарид. Если добавить к этому
списку Псевдо-Аристотелеву «Книгу о камнях» и цитированную, правда,
лишь однажды, работу ас-Саламй, то список авторов, живших в областях
Восточного Халифата, которых удалось установить Штейншнейдеру,
будет полным.
Бируни не обошел и такой важный источник, как труды географов.
Цитаты показывают, что Бируни использовал сочинения Ибн Хордад-
беха, ал-Истахрй, ал-Джайханй и, по всей вероятности, Ибн ал-Факйха
и ал-Макдисй.
Большое количество ссылок падает на исторические и филологические
сочинения общего характера (около 30 сочинений).
Весьма многочисленны ссылки на поэтов. Бируни, будучи в какой-то
мере сам поэтом, несмотря на чисто научный характер своих интересов,
был горячим любителем поэзии и являлся, как можно полагать, и
прекрасным знатоком ее, по крайней мере — поэзии арабской и персидской. Он
охотно прибегает к поэтическим иллюстрациям и в других своих
сочинениях, как например «Хронологии» и «Индии». В некоторых разделах
«Минералогии», например, о жемчуге, он, пожалуй, злоупотребляет этим,
часто цитируя стихи, совершенно не относящиеся к делу. Вместе с тем
для характеристики культурного облика ученого сам список
цитированных им поэтов весьма примечателен. Он включает 84 (!) имени. То
обстоятельство, что исследователь источников «Минералогии» М. Хашмй не
смог идентифицировать 17 имен из этого числа, хотя и пользовался
важнейшими и наиболее полными справочниками, делает это сочинение весьма
интересным для специалистов — историков арабской литературы.
Немало в его сочинении и цитат из Корана, которые также далеко не
всегда являются необходимыми.
75 См.: Quellen. — Диссертация написана до появления печатного издания
«Минералогии», по одной рукописи. В ней вследствие этого имеются некоторые
пропуски. Однако она дает систематизированный перечень авторов и сочинений, на
которых Бируни ссылается.
Кроме арабских авторов, Бируни ссылается на ряд персидских
писателей и поэтов, которых он знал, несомненно, по подлинникам.
Особый интерес представляют многочисленные ссылки на
древнегреческих и сирийских авторов. Из числа греческих авторов отметим таких
ученых и философов античности и эллинистического времени, как
Платон, Диоген, Архимед, Гераклид, Апполоний Тианский, Плутарх,
Гален, Диоскорид, Птолемей. Из сирийских ученых им цитируется
Йахйа ибн Масавейх, Атийус ал-Амидй, Йахйа ан-Нахавй и другие.
Ряд ссылок восходит к индийским источникам. Так, Бируни
упоминает известного индийского врача Сусрута, астрономическое
произведение «Арканд» и еще одно неназванное сочинение, в отношении которого
он пишет: «Мне прочли из индийской книги» (410). Отметим также, что он
ссылается и на библейские тексты. Многочисленные термины, приводимые
Бируни на языках указанных книг, свидетельствуют о том, что он
обращался непосредственно к подлинникам.
Говоря об источниках, которыми пользовался Бируни для своего
сочинения, нельзя не отметить тот факт, что он охотно обращался за
сведениями к лицам, практически связанным с обработкой драгоценных
камней и металлов или торговлей ими, к ювелирам и мастерам. Из числа
последних он особо часто называет двух ювелиров, братьев Хасана и
Хусейна, происходивших из Рея. Вместе с тем любопытно и его скептическое
отношение к достоверности рассказов торговцев драгоценностями. О них
он пишет: «Торговцы драгоценностями в своих рассказах, передаваемых
друг другу, недалеко ушли от охотников и сокольничьих в отношении лжи
и невероятных вымыслов» (33).
Вышесказанное показывает, что Бируни проделал громадную работу,
стремясь собрать отовсюду данные, имеющие то или иное отношение
к предмету. Это выводило его далеко за границы литературы,
непосредственно связанной с темой его книги.
Следует подчеркнуть, что Бируни, делая ссылки, почти всегда
указывает сочинение и автора. Указания на источник отсутствуют лишь в
единичных случаях. Для авторов средневековья это правило, как известно,
отнюдь не было общеобязательным, и установление источника
заимствований является для исследователей сочинений того времени делом отнюдь
не простым. В этом отношении Бируни представляется замечательным
исключением.
Интересен сам характер, метод его цитирования. Часто, читая цитаты»
?pивoдимыe Бируни, забываешь, что имеешь дело с автором XI в. Так,
например, в главе о хрустале он пишет следующее: «Наср разделил
хрусталь на четыре сорта: первый из них — бедуинский, причем он описал
его так же, как и ал-Киндй, только добавил, что когда свет солнца падает
на него, в нем видны цвета радуги. Но ему следовало бы оговорить, что
это [явление] наблюдается на трещиноватых, а не на цельных кусках,
в в этом хрусталь сходен со льдом» (173).
Характерно отношение Бируни к источникам и авторам. Данные их
он оценивает всегда по существу, почти постоянно отмечая свое
отношение к приводимым положениям. В этом смысле прежде всего крайне
примечателен, с точки зрения критики источников, следующий факт. Бируни,
по-видимому, первый высказал мнение о том, что «Книга о камнях»,
считавшаяся сочинением Аристотеля, отношения к этому греческому
философу не имеет (41).
Приводимые ниже примеры показывают критическое отношение
Бируни к данным различных авторов. Передавая мнение знаменитого
Мухаммеда ибн Закарийа ар-Разй о причине зеленого цвета изумруда,
которая будто бы заключается в присутствии в изумруде медной окиси, он
добавляет: «Это мнение было бы правильным, если бы копи, в которых его
находят, были медные, а не золотые» (152).
По поводу указания Сихар-бохта, сирийца, ученого знаменитой Гун-
дишапурской медицинской школы о том, что малахит является точильным
камнем, Бируни замечает: «Я не вижу для его слов иного основания, кроме
того, что оба они зеленого цвета» (184).
Такие критические замечания встречаются у Бируни постоянно,
причем в некоторых случаях он проявляет даже излишнюю придирчивость.
В этом отношении характерно следующее место: «В книге „Ал-Машахйр"
говорится: даханадж — зеленые камни, при помощи которых вытачивают
вставки для перстней. . Если бы было сказано, что из них изготовляются
бусы и камни для перстней, то это было бы ближе к истине» (184). Чтобы
понять, в чем тут дело, приведем замечание, которое сделал на полях
рукописи один из средневековых внимательных читателей книги: «Говорит
Мухаммед ибн Хатйб: слова эти были ошибочно поняты Абу-р-Райханом
(то есть Бируни), или же ошибочно написаны в книге, из которой взял
их Абу-р-Райхан. Вероятно там было написано „из него" (минху), а шейх
прочел „им" (биха), и такие ошибки в рукописях часты». С этим замечанием
приходится вполне согласиться.
Вышеприведенные примеры критического отношения Бируни к своим
источникам связаны, пожалуй, с наиболее замечательной особенностью
Бируни как ученого естествоиспытателя, отличающей его от большинства
ученых средневековья. Мы имеем в виду его принципиальное отношение
jk опыту как к основному критерию научной истины. В истории
естествознания до нового времени Бируни занимает в этом смысле особое место. Мы
не можем назвать ни одного ученого средневековья, который с такой
определенностью подчеркивал бы значение опыта и эксперимента в
естественных науках, как это сделал Бируни в своей «Минералогии».
Отдельные намеки, например, в главе о магнитном камне, в главе
о ртути и особенно рассказ о производившихся им работах по
установлению удельных весов, совершенно очевидно показывают, что Бируни
создал специально оборудованную лабораторию, где и проводил свои опыты.
Удивительная разносторонность научных интересов Бируни,
обширнейшие познания в самых разнообразных отраслях знания своего вре-
мени, не только в области естественных наук, но и в философии, историиг
поэзии, а также богатый жизненный опыт — все это нашло очень яркое
отражение в его книге. В этом отношении «Минералогия» представляет
собой памятник совершенно исключительного интереса.
Читатель найдет здесь большое количество экскурсов, рассказов,
заметок, самого разнообразного содержания, ценность которых с культурно-
исторической точки зрения очень велика. Они представляют интерес
для историка и для литературоведа, для философа и этнографа в такой же
мере, как и собственно для историка науки. Нельзя не отметить и той,
зачастую острой и своеобразной формы, в которую облекаются многие иа
таких экскурсов.
Мы не можем касаться здесь всего этого богатого по содержанию
материала, занимающего значительную часть книги. В частности нет
возможности рассмотреть и обширного предисловия к «Минералогии»,
которое несомненно заслуживает специального исследования. Отметим лишь
тот примечательный факт, что всякий раз, когда по ходу изложения Би-
руни приводит сообщение, несовместимое с научными представлениями,
как он их понимал, он неизменно сопровождает такое сообщение или
прямым опровержением или же очень едкой насмешкой. Именно так он всегда
поступает, когда речь идет о магических свойствах камней. То же он
проявляет и в отношении различных суеверий, связанных с
метеорологическими явлениями.
И хотя несомненно, что среди современных Бируни ученых было
немало людей, которые так же, как и Бируни, отрицательно относились ко
всякому суеверию, мы едва ли найдем среди них равного Бируни
по страстности, с которой он выступал в защиту научного знания.
В «Минералогии» Бируни отведено значительное место так
называемым «Рассказам» об отдельных драгоценных камнях. Обычно они
помещены в виде самостоятельных приложений к соответствующим главам.
Наряду с ними Бируни поместил и другие исторические экскурсы,
имеющие то или иное отношение к отдельным рассматриваемым им вопросам.
Ряд таких рассказов обнаруживается в дошедших до нас сочинениях
других авторов того времени, главным образом у историков. Однако есть
много и таких экскурсов, которые, насколько мы можем судить, в другом
месте не встречаются. Особую ценность представляют рассказы, которые
Бируни приводит от своего имени. В целом читатель в этих рассказах
также найдет обильный материал, с культурно-исторической точки
зрения весьма интересный.
Все это говорит о том, что Бируни, прежде чем составить свою книгу,,
проделал исключительно большую работу по сбору материалов из всех
доступных ему источников. В этом отношении сочинение Бируни оставляет
впечатление современной научной работы. Это впечатление еще более
усиливается благодаря тому, что Бируни дает одновременно и
критическую оценку приводимого им источника в целом или отдельного
конкретного сообщения.
2. ВЛИЯНИЕ ТРАКТАТА БИРУНИ НА РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МИНЕРАЛОГИИ
Вышеприведенная характзристика труда Бируни показывает, что как
450 стороны фактического содержания, так и в особенности со стороны
заключающихся в нем методических установок он представляет
собой явление исключительное. Бируни подвел итог прежнему этапу
изучения царства минералов и одновременно указал пути дальнейшего
развития. Естественно встает вопрос, насколько «Минералогия» Бируни
оказала фактическое влияние на развитие этой науки в последующие века.
При современном состоянии изученности средневековой
минералогической литературы, очевидно, исчерпывающего ответа на этот вопрос мы
дать не можем, хотя бы потому, что много специальных сочинений до нас
не дошло, а из дошедших многие еще остаются в неопубликованных
рукописях. Однако некоторое представление имеющийся материал все же дает.
Если взять время только до XVI в., то можно дать перечень по
меньшей мере двух десятков сочинений по минералогии, написанных в
странах Ближнего Востока.
Наиболее значительным сочинением по минералогии этого времени
может считаться труд египетского автора Шихаб-ад-дйна Абу-л-гАббаса
Ахмеда ибн Йусуфа ат-Тайфашй (1253).76
Сочинение Тайфашй выгодно отличается сжатостью изложения и
выдержанностью его плана. Помимо более или менее подробного внешнего
описания того или иного драгоценного камня и его разновидностей
указывается его место добывания, приводятся рыночные цены. Одновременно
перечисляются его пороки и способы их устранения. Но вместе с тем
автор этот уделяет много места так называемым «свойствам» драгоценных
камней, заключающимся в перечислении их сомнительно целебных и,
главным образом, магических свойств.
Некоторые сведения, приводимые этим автором, отражающие его
собственные наблюдения или полученные им в результате расспросов,
несомненно представляют весьма значительный интерес. В целом сочинение
.это производит впечатление справочника, предназначенного по
преимуществу для торговцев драгоценными камнями.
Но в большей степени характерен для этого времени специальный
раздел «О камнях», помещенный в знаменитой «Космографии» Абу Йахйа
Закарийа ибн Мухаммеда ал-Казвйнй «Диковинки творения» ('Аджа'иб
ал-махлукат), написанной в 1283 г.77 В качестве основного источника
автором взята «Книга о камнях» Псевдо-Аристотеля и добавлены некоторые
данные о лечебных свойствах камней, извлеченные из медицинских
сочинений Ибн Сйны (Авиценны). Как и вся «Космография» в целом, раздел
о камнях является по сути компилятивным, предназначенным для
среднего читателя своего времени.
76 См.: Fior.
77 См.: Kosmographie, стр. 203—245.
Это сочинение в какой-то мере может служить показателем общего*
уровня достигнутых знаний. Привлекает внимание вводная часть
к разделу «О камнях», где излагаются некоторые
геолого-минералогические теории, обычно отсутствующие в других специальных сочинениях.
Эта часть раздела является пересказом одного из трудов Ибн Сйны.
То, что было сказано относительно Тайфашй и Казвйнй, можно
повторить и в отношении раздела о камнях «Космографии» Димишкй,78
написанной также в XIΠ в. Несомненно в этом сочинении имеется
целый ряд интересных деталей и новых сведений, но вместе с тем они не
делают заметного шага вперед в смысле дальнейшего развития науки.
Для рассматриваемых веков в качестве характерного факта в области
научной деятельности на Ближнем Востоке можно отметить появление
многочисленных трудов на персидском языке. Минералогическая наука
не представляет в этом смысле исключения. Так, в XIII в. на персидском
языке были написаны два крупных минералогических трактата. Один иа~
них под названием «Тансук-наме» принадлежит знаменитому философу,
математику и астроному Насйр ад-дйну ат-Тусй. К сожалению, это
бесспорно одно из самых интересных средневековых сочинений еще не стало
предметом специального исследования и известно лишь по рукописям.™
Для XIV в. заслуживает быть отмеченным раздел по минералогии,,
включенный в обширную космографию, написанную также на
персидском языке*хорошо известным историком Хамдаллахом Казвйнй под
названием «Нузхат ал-кулуб» (Услада сердца).80
В XV в. появился труд на персидском языке под названием «Гаухар-
наме» (Книга о драгоценностях). Об авторе сочинения до последнего
времени не было ничего известно. Извлечения из этого труда еще в 1818 г.
были опубликованы в немецком переводе австрийским востоковедом
И. Хаммером под арабизированным названием «Джавахир-наме» и
широко вошли в обиход науки.81
Возвращаясь к поставленному выше вопросу о том, насколько
сочинение Бируни оказало влияние на развитие минералогической наукиг
мы должны прежде всего констатировать тот факт, что перечисленные выше
минералогические сочинения отчетливо в этом смысле делятся на две
категории. В первой из них влияние Бируни бесспорно, в сочинениях
другой группы оно не только не проявляется, но вполне чувствуется
враждебное к нему отношение. Мы сейчас в состоянии уловить и основную
причину этого.
Первым из известных нам авторов, который использовал в своем
сочинении материал «Минералогии», был ученый из Мерва, известный ав-
78 См.: Cosmographie.
79 Рукопись этого сочинения имеется в библиотеке Восточного факультета
Ленинградского гос. университета (№ 1110).
80 Рукопись ИВ АН СССР (В 793).
81 См.: J. V. Hammer. Ausziige aus dem persischen Werke Djavachir Nameh...
Fundgruben des Orients, 6, Wien, 1818. Недавно сведения об авторе вместе
тор «Книги весов мудрости» ал-Хазинй. В свое сочинение, написанное
при сельджукском султане Синджаре (1118—1153), он включил, со
ссылкой на «Минералогию» Бируни, краткие описания восьми главных
драгоценных камней, поступаясь даже при этом планом всей книги, которая
собственно к минералогии не имеет прямого отношения.
В следующем веке в самом широком объеме «Минералогия» Бируни
была использована Насйр ад-дйном ат-Тусй. Даже при самом беглом
знакомстве с сочинением ат-Тусй становится очевидным, что этот автор в
качестве главного своего источника выбрал труд Бируни. Об этом говорят
неоднократные прямые ссылки и непосредственное сличение текста.
Однако, помимо этого, труд ат-Тусй содержит ряд ценных собственных
наблюдений и новых данных.
Через посредство «Тансук-наме» Насйр-ад-дйна ат-Тусй также широко
была использована «Минералогия» Бируни и Хамдаллахом Казвмнй.
Последний, ссылаясь главным образом на сочинение ат-Тусй, одновременно,
как мы увидим, отмечает и первоисточник, то есть сочинение Бируни.
Прямое влияние труда Бируни прослеживается и в сочинении
Мухаммеда ибн Мансура, который широко пользуется данными «Минералогии»
для своего труда.
В отличие от названных ученых авторы других сочинений по
минералогии, как-то: ат-Тайфашй, Закарийа Казвйнй, Димишкй как бы
полиостью игнорируют «Минералогию» Бируни. Несомненно, причиной здесь
не является незнание этого труда. Имя Бируни было слишком широко
известно в средневековье, и несомненно названные ученые были
осведомлены о его «Минералогии». Объяснение заключается, как нам кажется,
в другом, а именно — в принципиальной враждебности этих авторов
основному методу, который красной нитью проходит через все сочинение
Бируни, то есть его настойчивой рекомендации обращаться к опыту.
В этом аспекте следует признать весьма характерной борьбу,
возникшую вокруг одного из опытов, проведенных Бируни. Бируни, приводя
распространенное мнение о том, что при взгляде на изумруд у ядовитых
змей якобы выпадают глаза, пишет далее: «Но, несмотря на единогласие
рассказчиков, истинность этого не подтверждается опытом. Я провел так
много испытаний, что больше этого невозможно: я опоясывал змею
изумрудным ожерельем, сыпал изумруды на дно корзины со змеей, размахивал
перед нею нанизанными на нитку изумрудами и все это проделывал в
течение девяти месяцев и в жаркое и в холодное время; но [в итоге] ничего
не оставалось на ней, кроме изумрудного налета; на глаза же ее это не
произвело никакого влияния, если не усилило остроту ее зрения» (157).
Вполне вероятно, что именно в ответ на этот опыт Бируни упомянутый
Ахмед ат-Тайфашй, со своей стороны, провел и сам аналогичный экспери-
с изданием полного текста его труда опубликованы иранским исследователем Мену-
чихром Сетуде в тегеранском журнале «Фарханг-и-Иранзамин», 1335 (1957), вып. 3„
стр. 180 и ел. Последнюю библиографическую справку.«< мне любезно сообщил
О. Ф. Акимушкин, которому приношу свою благодарность.
мент. Вот что он пишет: «Говорит Ахмед ат-Тайфашй. Я узнал об этом
из книг о камнях. Затем я сам испытал это. Я нанял охотника за змеями
[и поручил ему] доставить мне ядовитую змею. Он поймал ее. И поместил
я ее в лохань. Затем я взял [обычную] стрелку и налепил на нее кусок
воска, а в воск вставил чистый камень [изумруд] сорта зубабй. Затем
приблизил я его к глазам змеи. Сначала она упорно уклонялась, и сколько
у нее было силы билась, ища выхода из лохани. Когда же я [совсем близко]
придвинул изумруд к ее глазам, то послышался слабый треск, и я
увидел, как ее глаза вытекли. И было это ясно видно».82
В свою очередь этот вывод ал-Тайфашй не остался без возражения.
Ал-Акфанй, также следовавший в своем сочинении за Бируни, снова
провел опытное наблюдение, о чем он сообщает следующее:
«Говорят, что имеется сорт [изумруда], известный под именем зубабй,
похожий на мух павлиньего цвета, живущих в полях. К свойствам этого
сорта принадлежит якобы то, что от него вытекают глаза ядовитых змей,
когда они на них посмотрят. Я этот сорт [изумруда] до сегодняшнего дня
не видел. Но я испытал в этом отношении [изумруд] райханй исилкй.
Утверждение оказалось неверным. Глаза ядовитой змеи остались без перемен».
Э. Видеман, опубликовавший выдержки из сочинения ал-Акфанй,
по этому поводу делает следующее замечание: «Это место интересно тем,
что ал-Акфанй не поддался слепой вере в авторитет. . .» 83 Замечание не
случайное. Когда писал Видеман (1912), с сочинением Бируни
европейский ученый мир почти не был знаком, и рассказ ал-Акфанй о
приведенном им эксперименте стоял одиноко. Сейчас совершенно очевидно, что
опыты ат-Тайфашй и ал-Акфанй связаны с экспериментом Бируни.
В еще большей степени показательным является отношение
последующих авторов к важнейшему научному открытию, сделанному Бируни
опытным путем, а именно — к установлению им удельного веса минералов.
Первым, кто откликнулся на это открытие и продолжил исследования
Бируни над удельными весами, был знаменитый поэт и крупный
ученый XT в. Юмар Хаййам. Специальный трактат, написанный им об
удельных весах, является по признанию исследователей дальнейшим
крупным шагом в этой области.84 В следующем веке с большим вниманием
к вопросу об удельных весах отнесся упомянутый ал-Хазинй, автор книги
«Весы мудрости», в которой с большой подробностью разработана теория
весов. Этому автору наука обязана и сохранением трактата Бируни об
удельных весах, который был им включен в вышеназванное сочинение.85
Все упоминавшиеся авторы минералогических сочинений, писавшие
на персидском языке, в той или иной мере уделяют внимание вопросам,
связанным с удельным весом, и приводят соответствующие цифровые дан-
82 Fior, стр. 14—15.
83 Beitrage, XXX, стр. 224.
84 G. Jacob und Ε. Wiedemann. Zu Omer-Chajjam. Der Islam, III,
стр. 42.
85 См. стр. 249—265 настоящего издания.
ные. Так, Насйр ад-дйн ат-Тусй отводит этому специальный раздел, в
котором он между прочим пишет: «Абу-р-Райхан ал-Бирунй этому вопросу
посвятил много труда и пришел к выводу, что 100 мискалей
расплавленного золота по своему объему равны 71 мискалю 1 данику и 1 тасуджу
ртути. . .» 86 Ат-Тусй приводит соответствующие цифровые показатели
как для металлов, так и для драгоценных камней.
Мухаммед ибн Мансур также посвятил этому вопросу несколько строк,
которые свидетельствуют о том, что умению установить удельный вес
придавалось определенное практическое значение. У него говорится
следующее: «О [весовых] отношениях между [драгоценными] камнями. Абу-
р-Райхан на основании опыта установил, что синий яхонт весом в 1 ми-
скаль равен по величине 5 даникам и 3 тасуджам красного яхонта, или
5 даникам и 2V2 тасуджам ла'ла, или 4 даникам без 1 тасуджа коралла, или
4 даникам без двух тасуджей оникса и горного хрусталя. Способ определе-
ъия. величины и веса драгоценных камней таков: берут сосуд с водой и в него
бросают драгоценный камень. Количество вытесненной воды говорит
о месте [каждого] камня».87 Однако при описании отдельных камней этот
автор ничего не говорит об их удельном весе.
Касается вопроса об удельном весе камней, правда весьма бегло, и
ал-Акфанй.
Заметку об удельном весе включил в свой труд Хамдаллах ал-Каз-
бйнй со ссылкой на Насир ад-дина ат-Туси, упомянув при этом и Бируни.
Он пишет, что Насир ад-дин ат-Туси приводит «со слов шейха Абу-р-
Райхана следующее: один мискаль яхонта, кажущегося синим и
небесного цвета, равен по объему хорошему красному яхонту весом в 5 даников
и 3 тасуджа и четырем даникам и тасуджу лазурита, 4 даникам без одного
ячменного зерна сердолика и коралла и четырем даникам без двух
ячменных зерен оникса и горного хрусталя».
В отличие от перечисленных ученых, ат-Тайфашй, Закарийа ал-Каз-
вйнй и ад-Димишкй ни словом не упоминают об удельном весе. Очевидно,
это не случайно. Мы находим этому вполне удовлетворительное
объяснение в любопытном замечании, сделанном жившим позже ал-Баззй,
который перевел сочинение Мухаммеда ибн Мансура «Джавахйр-наме» на
турецкий язык. В этом переводе по поводу удельного веса говорится
следующее: «Переводчик этой книги Йахиа ал-Баззи говорит, что открытое
посредством опыта разрешение задачи о соотношениях (то есть об удельном
весе) исходит из отрицания существования пустого пространства. Как
это очевидно, люди сунны этим измерениям не придают веры. Поэтому
лучше обращаться к другим средствам, которые не противоречили бы
основам шариата».88 Итак, боязнь прийти в противоречие с шариатом —
86 См. рукопись библиотеки Восточного факультета ЛГУ № 1110, лист 336.
87 J. V. Hammer, ук. соч., стр. 142/
88 Beitrage, XXX, стр. 6.
вот причина игнорирования этого открытия и вместе с ним опытного
метода в целом. Для ислама распространение таких научных принципов и
методов, каким проникнута «Минералогия» Бируни, казалось крайне опасным.
Для XVI вв. нам неизвестны сочинения, в которых затрагивался бы
интересующий нас вопрос. Но на рубеже XVI и XVII вв. специальный
экскурс об удельном весе драгоценных камней мы находим в труде
историка Индии Абу л-Фадла А'лами, составившего замечательное описание
империи шаха Акбара — «Аиин-и-Акбари» (Книга установлений Акбара).
В главе этой книги, посвященной казнохранилищам, он приводит
описание водяных весов для определения удельного веса, а также цифровую>
таблицу последних для ряда драгоценных камней и металлов. При этом
автор также не забыл упомянуть и имя Бируни.89 Благодаря этому
сочинению открытие Бируни стало известно и в европейской науке уже в
начале XIX в.
Неизмеримо более популярной, чем «Минералогия» Бируни,
оказалась «Книга о камнях» Псевдо-Аристотеля. Она полностью
соответствовала господствовавшему умонастроению. В ней был заключен
необходимый минимум фактических сведений, и в то же время она содержала
достаточно материала, соответствовавшего общим суеверным и
фантастическим представлениям эпохи.
В этом смысле чрезвычайно характерным фактом является то, что
в «Космографии» Закарийа ал-Казвйнй, которая отражала очень полно-
общий уровень знаний своего времени, минералогический раздел в
основном заимствован именно из «Книги о камнях» Псевдо-Аристотеля. Бируниг
которого ал-Казвини неоднократно цитирует в географических разделах
своего сочинения, оказался полностью исключенным из
минералогического раздела.
Несомненно, определенную роль сыграло и то, что упомянутая «Книга
о камнях» была распространена под именем Аристотеля, авторитет которого'
являлся непререкаемым для всего средневековья. В значительной мере
благодаря этому же обстоятельству именно эта книга («Книга о камнях»)
одной из первых оказалась переведенной с арабского языка на языки
средневековой науки Запада — древнееврейский и латинский. Общий
характер этой книги оказался более приемлемым и для средневековой
Европы, и она стала здесь не менее популярной, чем на мусульманском
Востоке.
Что касается «Минералогии» Бируни, то она, как и другие его
сочинения, осталась в средневековой Европе неизвестной. Только сейчас, в наше
время, происходит подлинное открытие для истории науки этого
замечательного творения гениального ученого, историко-научное значение
которого, несомненно, исключительно велико.
89 Ain-i-Akbari, стр. 37.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|
|