Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (2) Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии(от зарождения до эпохи Возрождения)ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМАОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И РОЛЬ МИФОЛОГИИРОЛЬ ВЕРОВАНИЙ В СТАНОВЯЩЕЙСЯ КУЛЬТУРЕОсмысление человеком себя посредством зооморфических мифологических верованийАнтропоморфические ориентации первобытного человека в утверждении им своего единства с природойРоль первобытной магииКУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ БЫТОВОЙ ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙОтношения половВоспитательные системыБыт мужчин и женщинПраздник в жизни первобытных людейЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПЕРВОБЫТНЫХ СООБЩЕСТВАХГЛАВА ВТОРАЯ. СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧНЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КУЛЬТУРЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХВещные “ ценности ”Древняя семьяОтношение людей древности к смерти и посмертному существованиюЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙРИТУАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРЕВНОСТИ И БЫТИЕ НРАВСТВЕННОСТИРОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ , ОТНОШЕНИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИУСЛОВИЯ , ВОЗМОЖНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНОСТИЗначение достижений цивилизации для культуры древних сообществПронизанность жизни художественно - эстетическим началомДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ОСОБЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИГЛАВА ТРЕТЬЯ. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА В ЕЕ СВОЕОБРАЗИИСТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК МОРСКОЙ И ТОРГОВОЙЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИЖитейские ценностиРелигиозные верования и ценностиДревнегреческая наука и философияНравственная культураЭстетическая и художественная культура Древней ГрецииЭЛЛИНИЗМ , КАК ОДНО ИЗ ПРОДОЛЖЕНИЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМАДостижения античной римской цивилизацииХарактерные черты римской культурыРимская культура в сравнении с культурой греческойРимская религиозная жизнь и культураРазвитие нравственности и нравственных ценностейЭстетическая и художественная культура Древнего РимаОБЩЕЕ СВОЕОБРАЗИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА В ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХСТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫБЛЕСК И НИЩЕТА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫОбработка среды обитанияОформление жизни обществаПротиворечивость окультуривания человека в Средние векаСРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО КАК ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫКУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРСТВАМОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКАРАЗВИТИЕ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯСпецифика средневековых эстетических ценностейИзобразительное искусство , средневековая архитектураСредневековый эпос и поэзияОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЕОБРАЗИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯПРИМЕЧАНИЯ
Рецензенты ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге речь пойдет не об истории культуры в обычном понимании, хотя рассмотрение особенностей культуры в развитии предполагает обращение к ее истории. Несмотря на обилие историко-культурологических исследований, вопросы о том, где, когда и как начинается становление культуры в собственном смысле слова, и как далее происходит изменение ее особенностей, – до сих пор остаются, едва ли не самыми дискуссионными. Ведь и постановка этих вопросов и те или иные попытки ответов на них зависят от того, что мы понимаем под культурой, отличаем ли мы ее, скажем, от цивилизации, и как отличаем, и что из этого следует. Важно и то, что мы имеем в виду, говоря о ценностях вообще и о ценностях именно культуры. Соотносятся ли для нас как-то понятия культуры и культурности? Выделяются ли нами уровни культуры? Причем, обо всем этом, о смысле культуры мы размышляем сегодня, а культура со времени ее возникновения могла измениться чуть ли до неузнаваемости. Но тогда как рассматривать ее начало, ее становление, ее развитие? Все же, видимо, нет другого пути, как попытаться в который раз уже осмыслить, уточнить, что представляет собой культура в нашем современном понимании, учитывая то, что мы знаем о ее прошлом. И, исходя из этого, – снова взглянуть на ее историческое бытие, чтобы проследить, как появилась она, с ее особенностями, как эти особенности изменились, и есть ли в их жизненном движении нечто инвариантное, изначально сущностное, что в известной мере определило ее последующее и нынешнее состояние. И вместе с тем, что появилось нового, своеобразного в культуре, в разное время, в разных эпохах. При этом авторы считают перспективным один из вариантов современного аксиологического понимания культуры, который пока что слабо используется в историко-культурологических исследованиях, в том числе и в претендующих на философичность. В соответствии с этим пониманием, культура, в сущности – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя. Речь идет об особой “обработке”, особом оформлении природы (природно-вещной среды), самого человека (его тела, движений, мыслей, чувств, намерений, действий, отношений с другими людьми). Оформлении, имеющем ценностный смысл, ценностное содержание: “...культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму” [1]. Но что означает этот поиск, о какой форме для какого содержания может идти речь применительно к культуре, и когда все-таки начинается культура, не столько по времени, сколько по сути? Валерий Большаков Людмила Новицкая
Комментарии (2) |
|