Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (2) Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии(от зарождения до эпохи Возрождения)ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ОСОБЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИВ целом, человек в древних цивилизациях становился более человеком (в нашем понимании). Вопрос же о характере и степени культурности людей и их сообществ, состоит во-первых, в том – насколько и как проявляется в жизни потребность не только сладко поесть и поспать, обладать имуществом и быть физически здоровыми? Хотя даже процесс еды может протекать в диких или в сравнительно окультуренных формах. Но главное, – есть ли уже более высокие, духовные потребности? Во-вторых, вопрос и в том, есть ли, и в какой мере, не только умение пользоваться природой и благами цивилизации, но и создавать ценности, творить и ценить творческую форму деятельности и ее результаты? То и другое проявляется постепенно. Прежде всего по мере развития искусственной среды обитания человека, создавая и обогащая искусственную среду, цивилизация обеспечивает наличие первого, низшего, витального уровня культуры и ее ценностей как значимостей. Вместе с этим, и на этой основе получает развитие упорядоченность, организованность жизни (государства, сословия, традиции, ритуалы, церемонии, нормы взаимоотношений), разделение деятельностей, в том числе и профессиональное. Начинает “работать” второй уровень культуры – специализированный. И основой его становятся ценности в качестве норм, в частности норм поведения. Традиционность, нормированность жизни задает ее устойчивость. Вырабатываются внешние формы культурного (цивилизованного) поведения и взаимоотношений, внутренним содержанием которых становится “должное”, связанное с традицией. В то же время специализированная культурность обеспечивает некоторое, и весьма существенное, движение форм цивилизованного бытия, искусности различных деятельностей, умения правильно себя вести. Все это продуцирует и обогащает потребности людей в общении с другими людьми. Изменение проявлений этих потребностей в древних обществах очевидны: от “коллективных” форм слитности первобытности – к большей индивидуализованности взаимодействий людей друг с другом, к большей ценности каждого отдельного человека, к ее осознанию и чувствованию. Это создает условия для появления потребности в другом человеке, базовой для высшего уровня культуры. Наличие отношений дружбы, любви, проявлений милосердия, развитие нравственности, форм эстетической и художественной культуры – все это говорит о том, что возможной стала реализация таких ценностей как Добро, Истина, Красота и т. д. Но возможности их реализации ограничены. Цивилизационные сдвиги, конечно, обеспечивают становление культуры, подпитывают ее. Цивилизация, в том числе и древняя, использует культуру. Но по сути она же “работает” и против последней. Цивилизованный человек становится средством для государства, общества. И высший уровень культуры в рабовладельческих цивилизациях не может быть проявлен в достаточно полной мере даже у культурной элиты. А без этого стимулы к духовному развитию или вовсе пропадают в обществе или оказываются слишком аморфными, недейственными. Во всех древних обществах возникали, связанные с этим цивилизационные кризисы. Цивилизация излишне традиционализовалась, формализовалась, застывала, развиваясь лишь в деталях. Внешние столкновения с другими, молодыми культурами оказывались, в том числе и поэтому, гибельными для старых цивилизаций. А эти молодые, становящиеся, новые, начинали обычно как бы с нуля, лишь потом, и частично, используя то ценное, что сохранилось от погибших цивилизаций и культур. 1. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978. С.199. 2. Там же. С.304. 3. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С.48. 4. Там же. С.49. 5. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. С.79. 6. Там же. С.75. 7. Бахтин М. М. Автор и герой эстетической деятельности. – В кн. М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 8. Наиболее выразительно эти взгляды представлены в произведениях В. Белова и В. Распутина. 9. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С.63. 10. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С.55. 11. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., Наука, 1989. С.114. 12. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С.50–51. 13. Там же. С.51. 14. Там же. С.53. 15. Там же. С.104. 16. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978. С.307–308. 17. Там же. С.308. 18. Там же. С.296. 19. Цит. по Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего востока. М., 1986. С.90. 20. Там же. С.90. 21. Более подробно об этом см. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978. 22. Монтэ П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. С.282. 23. Сидихменов В. Я. Китай... М.: Наука, 1978. С.45. 24. Цит. по : Монте П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. С.303. 25. Древнеиндийский эпос, сложившийся в VI–II веке до н. э. 26. Кон И. С. Дружба. М., 1980. С.21. 27. Там же.
Комментарии (2) |
|