Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Зеленков М. Мировые религии: история и современность

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. ИСЛАМ

Происхождение и распространение

Ислам  самая близкая к нам по времени возник­новения, третья и самая молодая из мировых рели­гий. Вобрав в себя многие рели­гиозные традиции (иудаизм, христианство, иранский зороаст­ризм, местные языческие веро­вания), ислам, тем не менее, яв­ляется довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам  не только рели­гия, обогащающая духовный мир своих последователей, но и все­охватывающий образ жизни. В так называемом мусульманском мире до наших дней не случилось разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.
Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменно­го строя и возникновением классового общества. В ту пору через За­падную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В по­следнем широко развернулись торговля, деятельность ремесленников, и он превратился в крупный политический центр. Однако Ирану уда­лось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной тор­говлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Караванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также нападения соседних государств и племен привело к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увели­чению числа неимущих, обострению внутри общества глубоких проти­воречий. Потребности времени делали необходимым политическое
95 объединение разрозненных племен и создание арабской государствен­ности. Эту задачу осуществило религиозно­политическое движение под знаменем ислама. Ислам возникал не сразу, его появлению пред­шествовали учения ханифов  ранней формы арабского монотеизма.
Каждое племя, населяющее Аравийский полуостров имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязатель­ными для менее развитых в экономическом отношении родов и пле­мен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадле­жало древнее святилище Кааба (ар.  куб), находящееся в Мекке, по­строенное задолго до появления ислама. В наружной стене этого ку­бообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метео­ритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она считалась цен­тром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских курейшитов  Аллаха (араб. «аль­Илах») сторонники ислама объявили единственным и всемогу­щим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.
Большинство арабов были кочевниками, и их вера в человече­ские добродетели была сильнее, нежели в божественную силу. Они верили в то, что всё происходящее с ними предопределено Судьбой, являющейся, по их разумению, не существом, которому поклоняются, а простым “ходом событий”. Кроме того, ряд племён полностью или частично, приняли христианство, имелись иудаистские общины в Медине и иных местах западной Аравии. Так что большинству арабов были знакомы идеи христианства и иудаизма. На основе соединения некоторых положений христианской и иудейской религии с традици­онными верованиями арабов возникла религия “ханифизм”, однако она не стала всеобщей, ибо для этого было необходимо, чтобы она была самобытной (исходила от арабов) и последовательной, то есть не смешивалась ни с какими другими религиями. Такой религией и стал ислам. Само слово «ислам» означает покорность.
«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроте него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом  ислам...» (3:16­17).
Ислам 96 Основателем ислама считается пророк Мухаммед (согласно иудейской, христианской и мусульманской религии, пророк  это че­ловек, удостоившийся беседы с Богом и получивший задание открыть его волю людям).
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится се­годня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом исла­ма, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих от­цов.
Знание основ мусульманской религии весьма многообразно у различных слоев населения и в разных странах традиционного рас­пространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: «Нет никакого божества, кро­ме Аллаха, и Мухаммед  посланник Аллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата ислама:
существует единый, единственный и вечный всемогущий бог  Аллах;
своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммеда, через него бог передал людям текст священной книги  Корана, его руками он основал общину верующих (умма).
За 14 веков из небольшой группы Аравии община преврати­лась в многомиллионную массу людей разных национальностей, раз­ных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога  Аллаха  выражено во многих формулах, хо­рошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской ар­хитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар»  «Ал­лах самый великий!» и т.д.
По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам,  «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль  китаб, т.е. «люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников  Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. По­этому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего про­
97 рока, с божьим словом  Кораном. Это была как бы последняя попыт­ка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем лю­дям будет воздано по их делам  они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образован­ный и неграмотный. Полтора столетия с начала XIX до второй поло­вины XX вв. явились важным переломным моментом в эволюции ис­лама. Изменения в социально­экономических структурах стран Вос­тока, становление нового класса  национальной буржуазии, развитие национально­освободительного движения, распространение идей марксизма  все это в совокупности не могло не повлечь за собой пе­ремены во взглядах как на роль ислама в обществе, так и в самой ис­ламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации религиозно­философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям, начавшимся в середи­не XIX в. и продолжающийся и поныне, многие исследователи обо­значают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципи­ально отличен от реформации христианской. Отличие заключается, во­первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно­исторических условиях. Во­вторых, “мусуль­манская реформация” выражалась, прежде всего, в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собствен­но богословские вопросы. В­третьих, отсутствие в исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в исламе.
Существенные изменения претерпела мусульманская судеб­ная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере  сама система мусульманского права:
происходило постепенное ограничение юрисдикции шариат­ских судов;
к середине XIX в. на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее).
Одновременно с этим осуществляется кодификация норм му­сульманского права (свод положений ханафисткого права  Манд­
Ислам 98 жалла  был составлен в 1869­1876 гг.), в ряде стран вводятся уголов­ные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской импе­рии.
Потребности социально­экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью но­вого осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Од­нако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это от­разилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или гре­ховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой  в связи с шариат­ским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтий Мухаммад Абдо в 1899 г. издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не отно­сятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала при­ведению существовавшей системы в соответствие с интересами на­циональной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предприниматель­ства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некото­рых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, нередко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно­общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшие­ся как продолжение средневековой традиции создания мусульман­ских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капитали­стический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса ста­
99 новления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получило новое осмысление традиционное положение ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал­дин ал­Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широ­кое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национа­лизм, сторонники которого выступают за обособление мусульман­ских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно­националистические идеи имели объективно двойствен­ный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способст­вовали развитию национально­освободительного движения, с другой  в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакци­онных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX вв.
В этот период религиозно­обновленческие процессы в исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно­технических достижений Запада. Сторонники реформаторского на­правления высказывались за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противо­стояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и цен­ностей раннего ислама, противясь нововведениям западного образца. По мере развития национального самосознания и национально­освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация ислама (хотя на протяжении всей истории ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использова­нии исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно­политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко со­провождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также ак­тивизация участия в политической борьбе суфийских братств. На базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно­
Ислам 100 политические движения, как, например, движение сануситов в Север­ной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX в. под руководством Абд ал­Кадира, принявшего титул аимр ал­муминин. В конце XIX и, особен­но, в начале XX вв. большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которо­го вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционали­стами, и со сторонниками светских концепций общественного разви­тия. Одновременно начинает складываться и международное ислам­ское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 г. была создана первая международная мусульманская организа­ция Всемирный исламский конгресс (Му тамар ал­алам ал­ислами).
Качественно новый этап в истории ислама  вторая половина XX века.
Освобождение мусульманских народов от колониальной зави­симости, создание мировой системы социализма, углубление кризис­ных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской обществен­ной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистическо­го, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценно­стям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиоз­ные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, “исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу  бур­жуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства” подразумевают вопло­щение в современных условиях традиционной исламской модели по­литической организации общества, в котором в той или иной форме сочетались светская и духовная власти (при признании Аллаха в ка­честве единственного источника власти), осуществлялись бы прин­ципы справедливого распределения доходов, регулирования эконо­
101 мики в соответствии с предписаниями шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и соци­ально­экономической доктрин классического ислама с учетом специ­фики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху”  путем законодательного введения тех или иных норм (на­пример, в Пакистане  введение ушра и закята, исламизация банков­ской системы, в Иране  провозглашение “исламского правления”), так и “снизу”  в результате давления религиозно­политических орга­низаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья­мусульмане”.
Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочислен­ных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущест­венно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный ислам  вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсче­там, общая численность мусульман на земном шаре достигает более 1 млрд. человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых бо­лее двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 про­центов населения этой части планеты, почти 30 процентов  в Африке (49 процентов населения континента). По прогнозам специалистов, в ближайшее время число приверженцев ислама возрастёт примерно на 30 процентов. В России ислам исповедует около 10 процентов ве­рующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусуль­манские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть насе­ления  свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Аф­рики, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Се­негале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангла­деш, Индонезии и некоторых других. В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии  почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гви­нея­Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра­Леоне и др.). Наиболее
Ислам 102 крупные по абсолютной численности мусульманские общины  в Ин­донезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число му­сульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
В 28 афро­азиатских государствах ислам признан государст­венной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудов­ская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Рес­публика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Респуб­лика Мавритания и др.
Во многих странах распространения ислама действуют му­сульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, на­пример Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат­и ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно­политических орга­низации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья­мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функциони­руют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мусульманские университеты), исламские общества, миссио­нерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроиз­водства. Во второй половине 70­х  начале 80­х годов XX века дела­лись попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упразд­ненных на практике. Так, например, введение определенных мусуль­манским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских мо­нархиях.
В этот период также определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, дей­ствующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них  Организация исламской конференции (Муназзамат ал­мутамар ал­ислами)  ОИК, созданная в
1969 г. и объединяющая 44 афро­азиатских государства, а также Ор­ганизацию освобождения Палестины. Мусульманские страны пред­ставлены в ней главами государств и правительств. Свою деятель­ность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб­квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организа­ция по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политиче­ских решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистиче­ские лозунги, принимаются решения, направленные против междуна­родного империализма и сионизма, с другой  получают поддержку реакционные силы в странах распространения.
Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 г. в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные эле­менты играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распро­странение ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.
Таким образом, успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными фактора­ми. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Му­хаммеда, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с еди­новластием, мягкость с суровостью и решительностью.
Мухаммед (Мухаммат, Магомет)
М
ухаммед  реальная историческая личность, жизненный путь которой изложен в одном из источников вероуче­ния ислама  Сунне. Согласно Сунне Мухаммед родился
103
Ислам 104 в Мекке в 570 г. и происходил из рода Хашим родоплеменной группы Курайш. По представлению мусульман, Мухаммед  пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
Родился Мухаммед в небогатой, но близкой по родству к мек­канской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до ро­ждения Мухаммеда, мать  через несколько лет. Мухаммед воспиты­вался в доме своего деда Абд ал­мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поезд­ках. В юности Мухаммед нанялся вести торговые дела богатой мек­канской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в воз­расте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал себе дру­гих жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Мухаммеда звали Абу­ал­Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.
Среди последователей ислама есть несколько версий проис­хождения религии и основы вероучения  Корана. По одной из них Мухаммед любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы, был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов­ханифов. Ко­гда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периодов уе­динения ему стали являться видения, а затем речения извне, возвес­тившие о том, что он является посланником Бога. Мухаммеда сильно напугал этот голос и само сообщение. Но вслед за первыми словами последовал приказ: "Читай". Протестуя, Мухаммед отвечал, что не может читать, так как не умеет. Но архангел Джабраил настойчиво призывал к чтению: "Читай! Во имя Господа твоего, который со­творил человека"! Криком, обычно предупреждавшем горожан об опасности, Мухаммед со склона горы Ас­Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем.
По другой версии обстановка передачи Корана рисуется так. Пророк, стоя на горе Арафат (близ г. Мекка), слушал голос архангела Джабраила, который с седьмого неба около двадцати трех лет дикто­вал ему содержание Корана, а Мухаммед, в свою очередь, сообщал его содержание в виде отдельных проповедей и учений своим после­дователям.
В то же время мусульманское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду через архангела Джабраила отдельными
105 откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое ви­дение получило название «Лайлат ал­кадр» («Ночь предопределе­ния») и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.
Первоначально Мухаммед испугался начавшихся “открове­ний”, но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям Слово Божье.
Первые “откровения”, которые Мухаммед пытался передать своим соплеменникам, провозглашали величие единственного и еди­ного бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и нака­заний в аду всех, кто не верует в Аллаха.
Вначале проповедь Мухаммеда была встречена в Мекке с на­смешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонни­ков, частью из знатных родов, частью  из низов мекканского обще­ства. В связи с этим мекканская верхушка, которая боялась потерять власть, начала преследовать и притеснять последователей Мухаммеда  мусульман. Однако Мухаммед находился под защитой своего рода и его главы  Абу Талиба. В то же время многие из мусульман, спаса­ясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию.
Первыми ислам приняли жена Мухаммеда  Хадиджа, пове­рившая в пророческую миссию мужа, Али  двоюродный брат и вос­питанник Мухаммеда и Зайд  вольноотпущенник и приемный сын Мухаммеда. Среди курейшитов привержанцами новой религии стали знатные мекканцы  Абу Бакр, Омар и Осман, впоследствии ставшие халифами (приемниками пророка Мухаммеда).
Проповедь Мухаммеда, якобы передававшая прямую речь Аллаха, доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Мухаммед отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Мухаммеда  явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию не­верующих.
Ислам 106 В какой­то момент (около 618­620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Мухаммед якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь  ал­Лат, ал­Уззы и Манат, а мекканцы  пророческую миссию Мухаммеда и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения  строгое единобожие, не состоя­лось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб, и Мухаммед лишился значительной части моральной под­держки и защиты. Кроме того, ставший главой рода Абу Лахаб отка­зал Мухаммеду в покровительстве.
Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в г. Таиф. На­конец, около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жите­лей Йасриба1  крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутан­ных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надея­лись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного тре­тейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухамме­да, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.
Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Мухаммед переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября 622 г. С первого месяца (ал­мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Мухаммеда из Мекки в Йасриб, ко­торый стал называться Мажинат ан­наби (“город Пророка”) или про­сто ал­Мадина (Медина).
Мухаммед превратился из простого проповедника в полити­ческого лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммеда были пришедшие с ним из Мекки мусульмане  мухаджиры и мединские мусульмане  ансары. Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку и у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они
1 По другим источникам пишется как г. Ясриб.
107 отказались признать в Мухаммеде мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Мухаммеда  мекканцами. К ним присоединились и часть других жи­телей Йасриба из язычников, иудеев и христиан, первоначально охот­но принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммеда. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).
Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке  “печати пророков”. В его речах иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противо­вес субботе устанавливается особый мусульманский день общей мо­литвы  пятница, объявляется о святости ал­Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ис­лама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (киб­ла).
В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммеда, устанав­ливаются основы мусульманского ритуала  правила молитвы, омо­вения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться правила жизни общины  принципы наследования, раздела имущества, бракосочета­ния. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры, начи­нает особо выделяться положение Мухаммеда как посланника Алла­ха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к Му­хаммеду, ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине Мухаммед сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично в высказыва­ниях, решениях и поступках самого Мухаммеда.
Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканца­ми. В 623 г. начинаются нападения мусульман на мекканские карава­ны. В 624 г. при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммедом, по­бедили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкова­
Ислам 108 на как доказательство того, что Аллах  на стороне мусульман. В 625 г. мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммед был легко ранен в голову, му­сульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканца­ми, ее попытки покушения на жизнь Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последо­вательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Му­хаммеда. Затем были собраны большие силы для решительной борь­бы с Меккой.
В 628 г. большое войско, к которому присоединились некото­рые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал­Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.
Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники соверши­ли в соответствии с договором малое паломничество (умра).
Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоева­ны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Мухаммеда становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммедом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепят­ственно вошло в город. Мухаммед совершил поклонение ал­Каабе и очистил ее от языческих идолов. С этого момента формируется му­сульманское феодально­теократическое государство, которое полу­чило название Арабский Халифат.
Мухаммед, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 г.) совершил паломничество, называемое прощальным (хид­жжат ал­вада).
Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухам­меда в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в
109 Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и намест­никам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появля­ются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Мухаммедом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 г. мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных ко­чевых племен. В итоге в 631­632 гг. значительная часть Аравии ока­зывается в той или иной степени включенной в политическое объеди­нение, возглавляемое Мухаммедом.
В последние годы жизни Мухаммед определяет цель этого объединения  распространение власти ислама на север и начинает готовить военную экспедицию в Сирию. В июне­июле 632 г. Мухам­мед неожиданно для своих сподвижников скончался после непродол­жительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похо­ронен Мухаммед в главной мечети Медины (Мечети Пророка).
Надо сказать, что Аравийский полуостров никогда до Мухам­меда не знал единой власти. Лишь пророк смог добиться относитель­ного мира. После смерти Мухаммеда в 632 г. авторитет уммы пошат­нулся, и установившееся было согласие вновь было нарушено. При­чина этого кроется в том, что по древнеарабским традициям соглаше­ния теряли силу после смерти главы той или иной стороны.
Со смертью Мухаммеда прекратился прямой “контакт” общи­ны с Аллахом, ею стали управлять халифы  заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухамме­дом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман.
Связано это с тем, что после смерти Хадиджи Мухаммед за­ключал большое количество браков. Право Пророка превысить раз­решенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными родоплеменными группами. Любимой женой Мухаммеда предание считает А­ишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкова­теля его заветов. Особой любовью Мухаммеда также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умерше­
Ислам 110 го в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преда­нию у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых бы­ли живы в момент его кончины.
Мухаммед не оставил мужского потомства. Дочь Мухаммеда Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга Али ибн Аби Талиба. От потомков их сыновей  ал­Хасана и ал­Хусайна  происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка”  саййиды и шарифы.
Таким образом, преемниками Мухаммеда стали его ближай­шие соратники. Первым "заместителем пророка", халифом, стал Абу Бакр  один из первых, обращенных в ислам. Но правил он недолго: спустя два года после своего избрания он умер, передав правление грозному Омару. Омар властвовал десять лет  до 644 г. За годы его правления Халифат значительно расширил свою территорию за счет Сирии, Египта, Палестины, Северной Африки, Ирана и Ирака. В 644 г. Омар был убит рабом. На его место был избран Осман, который был знаменит не завоевательными походами, а собранием сохранив­шихся в памяти первых мусульман текстов Корана. Преемником Ос­мана был Али ибн Аби Талиба, двоюродный брат и зять Мухаммеда. Поскольку Али был из общины семьи Пророка, он претендовал на особое, привилегированное положение. Вследствие его притязаний первоначально единый мусульманский мир раскололся на два на­правления. Сторонники Али стали называться шиитами («шиа»  группировка Али), а их противники были впоследствии названы сун­нитами (от «сунна»  преданный Мухаммеду).
В современной науке существует общее мнение, что Мухам­мед действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда (сира), в пре­даниях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями со­держится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.
Ислам в принципе не наделяет Мухаммеда никакими сверхъ­естественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее, вокруг его фигуры по­степенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают
намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммеду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал­Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чуде­сах, сотворенных Мухаммедом,  в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.
В европейской культуре образ Мухаммеда был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, лю­бострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христи­анских завоевателей, как, например, о висящем в воздухе гробе Му­хаммеда. Причудливым образом он становился порой объектом тай­ного поклонения, например у тамплиеров.
Просветители считали Мухаммеда обманщиком, использо­вавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и пуб­лицисты Европы видели в Мухаммеде и революционера, и реформа­тора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д.
Реальные результаты деятельности Мухаммеда и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Мухаммеда в средневековой истории Востока и Запада.
В Основные источники вероучения ислама
ажнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «аль­Куръан»  «чтение вслух», «назидание»)  свя­щенная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Иссле­дователи находят в Коране положения, заимствованные из более ран­них правовых памятников Востока, а также из обычаев доисламской Аравии.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из этой священной книги ислама, хотя многие значения этих фраз не по­нимают. Коран произносился и записан по­арабски. В ритуальных
111
Ислам 112 целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран  прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Первые пророческие откровения передавались в общине уст­но, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собствен­ной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Му­хаммеда. Канонизирование содержания Корана (Мусхаф) и составле­ние окончательной редакции произошло при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, ус­тановленных исламом. В самом Коране его правовая значимость оп­ределяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как араб­ский судебник».
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6204­6236 (по разным подсчетам) стихов (аятов). Арабское слово «аят» означа­ет «знамение», «чудо», «знак». Отсюда происходит титул духовных лиц шиитов «аятолла»  знамение Аллаха.
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к прави­лам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, от­носящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуа­ла и обязанностей.
Суры размещены не по содержанию и не по времени их появ­ления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха череду­ются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам.
В Коране совсем не заметно следов такой редакционно­литературной отделки, как в христианском Евангелии  это совер­шенно сырые, необработанные тексты. Под каждой главой имеется
113 отметка  мекканская или мединская, т.е. по тому месту, где она была получена пророком Мухаммедом  в Мекке или Медине.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределен­ный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно­богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного тол­кования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («Священное Предание»), состоя­щая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Таких рассказов, сообщений насчитывается де­сятки тысяч. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в араб­ском обществе.
Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, до­казательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.
Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всеце­ло относился к усмотрению богословов­правоведов и судей. Счита­лось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран  это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Хадисы же есть высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».
Ислам 114 Хадисы дополняют и разъясняют коранические установления. Так, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как мо­литься? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают ха­дисы. Пророк Мухаммед говорит: «Молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают и показывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка.
В то же время во всех случаях хадис нельзя смешивать со сло­вом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же есть фундамент, основа веры.
Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны)  свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле  сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является бого­угодным, правоверным. Цель Сунны  дать верующим пример прак­тического применения норм, установленных Кораном. Обучение Сунне  важная часть религиозного воспитания и образования, а зна­ние Сунны и следование ей  один из главных критериев авторитет­ных предводителей верующих.
Шариат (мусульманское право) органически связан с исла­мом, его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат»  свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно­семейного права. Другими словами, шариат  это правовые предписания, не­отъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно­мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые ус­тановления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Осо­бенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктриналь­но­нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые ус­тановления, но и религиозную догматику и мораль. В результате
115 нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулиро­вали общественные («человеческие») отношения, а с другой  опреде­ляли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Введение в шариат божественного проведения и религиозно­нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопо­нимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, кото­рым придавался в равной мере правовой и морально­религиозный смысл:
обязательные;
желательные;
дозволенные;
нежелательные, но не влекущие за собой применения наказа­ния;
запрещенные и подлежащие наказанию.
Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молит­вы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно осо­бенностью норм, составляющих шариат, является то, что они приме­няются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосер­дия, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и пред­ставления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми». Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и госу­дарственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас».
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге  Аллахе  утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план вы­двигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Му­сульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать
Ислам шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
Немаловажную роль в закреплении за шариатом функции ос­новного законодательства сыграл тот факт, что длительный период мечеть служила местом решения как религиозных, так и светских дел, в том числе судебных. В мусульманском мире законоведами призна­вались только известные богословы. Единственным источником за­конодательства исламская догматика считает божественную волю.
Как конфессиональное право шариат отличался от канониче­ского права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а вы­ступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со вре­менем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Средне­го Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго­Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом про­изошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлени­ем (суннизм) возникло и другое направление  шиизм.
Важнейшие догматы ислама
И  Вера
слам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение счита­ется обязательным для всех мусульман:
в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9­й) начинается с его восхваления: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного...» Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведу­щим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о боже­
116
117 ственной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
Вера в ангелов демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Михаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су­ществование ангелов смерти  Накира и Мункара, стража рая  Рид­вана, стража ада  Малика. Согласно исламскому вероучению, каж­дый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.
Вера в святость Корана. Он считается Словом Божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение около 23 лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Ко­ране встречается множество библейских персонажей от Адама до Ии­суса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред­почтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухам­меду.
Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выпол­няющим религиозные предписания и требования, ислам обещает веч­ное блаженство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения  мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохлад­ная вода, реки молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т.д. В аду  бесконечные пытки и муки.
Вера в божественное предопределение. Это один из важ­нейших догматов, согласно которому не существует ничего не зави­сящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни проис­ходит по предначертанию бога.
Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смер­ти, воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содер­жится в 112 суре (главе) Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он  Аллах единственный, Аллах могучий.
Ислам 118 Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, ни­когда».
Культ ислама
М
усульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объёме доступно лишь узкому кругу образо­ванных лиц  богословам, юристам, знатокам и толко­вателям Корана.
Важнейший принцип ислама  строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одно­временно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же вре­мя как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к чело­веку, “чем его шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают Его взоры...”. То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой за­кон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом  каждое явление, каж­дая вещь, каждое существо  это Его знамения людям, свидетельст­вующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. “У Бога прекрас­ные имена, зовите Его по ним...”  говорится в Коране. Имен этих  99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный  это божествен­ные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
Для простых верующих достаточно выполнение пяти простых и доступных норм, которые называются “столпами ислама”:
Первый из них  намаз  исповедание веры. Исламский кодекс поведения основан на прочном фундаменте открытого признания догмата, именуемого Шахада. Это убеждённость в послушании Богу и следование заветам пророка. “Клянусь, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммед пророк его”. Словами Шахады созывают мусульман во всём мире для мо­литвы, и смысл их есть сущность молитвы и мысли.
Второй  молитва (салят). Молитва не есть простое моление, как мы его понимаем, а полное богослужение, совершаемое пять раз в день: между рассветом и восходом солнца, в полдень, после полудня, вечером и при наступлении ночи. Место богослужения не определено в точности, для этого годится всякое чистое место, хотя везде суще­
119
Ислам 120 ствуют исключительно для этого построенные здания, мечети. Перед молитвой неукоснительно совершается обряд омовения, причем омы­вается лицо, руки до локтей и ноги до лодыжек. Когда нет возможно­сти достать воды, например в пустыне, достаточно обтереться пес­ком. Сама молитва состоит, по меньшей мере, из двух «ракатов», а каждый «ракат»  это ритуал, включающий ряд точно предписанных телесных движений и столь же строго установленный порядок рели­гиозных формул, которые должен произнести молящийся. Чтобы не сделать малейшей ошибки, которая лишила бы молитву ее действия, верующие располагаются в мечетях рядами позади предстоятеля (имама) и подражают всем его движениям. Суть молитвы состоит в восхвалении и прославлении Аллаха его служителями, лишь в редких случаях носит она несколько иной характер, например при солнечном и лунном затмении, при сильной засухе, при выносе тела умершего, вообще при всяких важных предприятиях и во время поста.
Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусуль­мане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Коран призывает: “Крепко держитесь все вме­сте на пути Аллаха и не разделяйтесь…”. Салят  проявление и символ мусульманской веры, литургическая форма молитвы, соблю­дение которой является долгом каждого мусульманина.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост отличается от христианских и дру­гих религиозных постов. Ислам категорически запрещает в дневное время суток не только прием пищи и питье, но и нюхать что­либо съе­добное  от восхода солнца до захода солнца. Пост длится 30 дней в мусульманском месяце рамадан. Кроме этого обязательного поста су­ществует еще дополнительный пост по обету или просто по желанию.
От соблюдения мусульманского поста освобождаются сле­дующие категории людей: больные, старые люди, беременные женщи­ны и кормящие матери, а также няни, кормящие ребенка своей грудью, путешественники и воины, которые находятся в сражении (проходя­щие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).
Это, пожалуй, наиболее выраженный общинный обряд в ис­ламе. Мухаммед говорил, что из всех обязанностей души именно са­ум любим богом, ибо он во время поста наиболее заметен.
121 Все время должно быть в принципе посвящено человеком Алла­ху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благо­честивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает рос­товщичество  риба. Конечно, не все эти и другие правила строго со­блюдаются, но время от времени, в частности в 70­е годы XX в., в различных мусульманских государствах усилился контроль за со­блюдением культовых правил, например поста в месяц рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой  если у него есть к тому физическая и материальная возможность) является хаджж2  паломничество в Мекку.
Чтобы вникнуть в существо мусульманского паломничества, необходимо иметь представление о местах, где оно проходит. Местом паломничества является Саудовская Аравия  область Хиджаз, где находятся два небольших священных города мусульман  Мекка и Медина. В Мекке находится Кааба со священным «черным камнем» (Хаджар аль­асвад), в окрестностях Мекки  холмы Сафа и Мерв, священный колодец Земзем и в долине Арафат  местность Музда­лаф. В Медине находятся могилы Мухаммеда, его дочери Фатимы, праведных халифов Абу Бакра, Омара, Османа, могилы жены Му­хаммеда Айши, Мечеть Мухаммеда (Масджид набави). На пути из Мекки в Медину паломники посещают г. Таиф.
Шариатом определены основные условия и требования к па­ломнику.
Паломник должен быть:
совершеннолетним;
неумалишенным и свободным (не рабом);
не вынужденным совершать паломничество, когда у него есть неотложные дела или дорога опасна;
физически здоровым, чтобы исполнить требования паломни­чества.
2 В других источниках пишется  хадж.
Ислам 122 Паломник должен иметь:
достаточно времени, чтобы исполнить всю церемонию хад­жжа;
дорожный провиант;
верховых животных для поездки (в современных условиях средства для приобретения билетов на воздушный, морской и назем­ный транспорт);
достаточно средств на расходы семьи и людей, содержание которых поручено ему;
возможность все устроить так, чтобы после возвращения из хаджжа его хозяйство не пришло в упадок.
Для бедного человека паломничество необязательно.
Шариат допускает хаджж по найму. Если мусульманин имеет средства, но здоровье не позволяет ему совершить поездку, он может вместо себя послать в Мекку другого.
Паломничество совершается в месяце зуль  хиджжа, кото­рый, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные бе­лые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные про­цессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с ле­гендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого пропо­ведника единобожия.
Окончание хаджжа является главным мусульманским празд­ником ид аль  адха, во время которого в память о жертве, принесен­ной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных по всему му­сульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное про­звище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят  обяза­тельный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кро­ме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака  доб­ровольные пожертвования и милостыня.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в свя­щенной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспом­
123 нить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к ино­верцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богосло­вы, и светские ученые по­разному толковали заповедь джихада. Дей­ствительно, в Коране проводится некоторое различие между привер­женцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отно­шение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах  с богобоязненными!» (9: 124).
К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христиа­нам, составители Корана высказывают уважение. Это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения вы­росла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание»,  с иудеями и христианами,  если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29).
На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джя­ур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех ино­верцев.
Ислам является очень широкой по охвату системой социаль­ного регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина счита­ются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закре­пляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он
Ислам 124 в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некото­рых мусульманских странах оно несколько ограничено законодатель­ством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины. Тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусуль­манским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.
Мужчины­мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различ­ные виды чалмы  шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщи­ны должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исла­ме многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто де­вяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.
Культ в исламе имеет основную цель объединить мусульман. Собственно религиозных действий в нем мало. Считается, что Аллах не нуждается в действиях, направленных на выявление преданности ему или угождение, а всё это делается лишь из покорности воле Ал­лаха. Например, пятикратная молитва  это признак покорности Богу. Это действо коротко, оно занимает не более пяти минут. На этом личные религиозные обязанности мусульманина и заканчиваются.
Общественных религиозных обязанностей больше. Так, каж­дое более или менее значительное событие в жизни верующего (рож­дение, обрезание, совершеннолетие, брак, получение повышения по службе и т. д.) сопровождается принесением жертвы, размер которой зависит от величины кошелька жертвователя и его религиозности. Как правило, забивают барана или нескольких, важно отметить, что мясо жертвенного животного обычно раздаётся бедным, раздаётся также и милостыня. Всё это сопровождается молитвами, в которых содержатся просьбы к Аллаху благословить виновника торжества. В назидание собравшимся читаются и поучения из Корана (фитва).
Мечеть
М ные покло
ечеть  мусульманское культовое здание, где со­вершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово "мечеть" означает "место, где совершаются зем­ны". Таким образом, мечеть  особо священное место для молитв. Вход в мечеть в некоторых странах (Марокко, Иран) запре­щен немусульманам. В других странах всякий входящий в мечеть должен снимать обувь у ее дверей, выказывая тем самым священное уважение к молитвенному дому. Мечеть может располагаться на лю­бом месте, но на расстоянии, не доступном скверне. Например, вда­леке от кожевенных заводов и пивоваренных предприятий. Архитек­тура мечетей не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них на­ходятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзин громким голосом возвещает часы молитвы призывом: "Бог величай­ший! Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Спешите к са­ляту! Спешите к успеху (спасению)! Бог величайший! Нет Бога, кро­ме Аллаха!"
Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. В частности, ислам запрещает использовать изображения Бога (Аллаха) и пророков в качестве предмета рели­гиозных церемоний, а также хор, музыку и т. п. Поскольку молитва совершается в коленопреклоненной позе, то пол мечети покрыт ков­рами.
Противоположная от входа стена мечети ориентирована в сторону Мекки, в ее центре находится ниша­михраб, указывающая направление, куда должны обращаться мусульмане во время молит­вы. Справа от михраба находится кафедра, на которую всходит про­поведник (khatib) во время торжественного дневного служения в пят­ницу и в некоторые праздничные дни для произнесения обычной ко­роткой проповеди.
В исламском мире имеются три главные мечети: ал­Масджид ал­Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас­Сахра в Ие­русалиме, которая стоит на священной скале, с которой Мухаммед в 619 г. возносился к небесному престолу Аллаха. Это место почитаемо также иудеями и христианами, поскольку здесь некогда высился храм Соломона.
125
Ислам Символы ислама  полумесяц и зеленый цвет.
Мусульманские обряды и праздники
О мусульма
бряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Они соблюдаются по особому нскому календарю. Нечетные месяцы мусульманского ка­лендаря состоят из 30 дней, четные  из 29. 12 таких месяцев образу­ют лунный год (354 дня), каждый третий год — високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче сол­нечного, все мусульманские праздничные даты каждый год смещают­ся. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие: му­харрам, сафар, раби аль­аввал, рабн ас­сани, двумад аль­авваль, джумад аль­ахира, раджаб, шибан, рамадан, шавваль, зуль­када, зуль­хаджа.
Окончанию мусульманского поста посвящен канонический праздник ислама Ид аль­фитр (праздник разговения), известный так­же под тюркским названием «Ураза­байрам». Праздник проводится в первый день следующего за рамаданом 10­го месяца  шавваля. В шариате указывается только один официальный день этого праздника  день подаяния особой милостыни, так называемый садака­фитра.
С обрядом паломничества связан праздник Ид аль­адха (ве­ликий праздник жертвоприношения), известный среди мусульман нашей страны под тюркским названием «Курбан­байрам». Этот праздник отмечается в виде жертвоприношения в 10­й день 12­го ме­сяца мусульманского календаря зуль­хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Хаджж нельзя представить без жертвопри­ношения. Обряд этот еще до возникновения ислама выполняли араб­ские племена, ислам же сохранил его и придал ему свою окраску. По­скольку не все мусульмане в состоянии совершить хаджж, каноны ис­лама предписывают исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, но и всюду, где они могут оказаться.
Как видим, основные праздники ислама  Курбан­байрам и Ураза­байрам  являются неотделимой частью мусульманских кано­нических обрядов паломничества и поста и отдельно от них не суще­ствуют.
126
Что же касается праздников Мавлюд (день рождения Му­хаммеда) и Мирадж (вознесение Мухаммеда на небо), то таковыми их можно считать условно, тем более что в первоначальном исламе их вовсе не существовало. Мавлюд, например, стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама. Мирадж связан с фантастическим представлением о «чуде» Мухаммеда, молниеносно «вознесшегося» из Мекки в Иерусалим и оттуда  к престолу Аллаха. Его мусульмане отмечают 27 раджаба. Тюркские народы этот праздник называют «раджаб­байрам». Пятница  день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пят­ницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения. Течения в исламе слам не представляет собой единой религиозной органи­зации. Уже во второй половине VII в. возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. В настоящее время существует одна хариджитская община  ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую же часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 процентов мусульман являются его сторонниками. И Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. 127
Ислам 128 Хариджиты (от арабского хараджи  вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины  халифом  мо­жет стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хариджитов главой религиозной общины ха­лифом может быть любой последователь ислама, избранный данной o6щиной. Община имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII в. хариджиты потеряли свое влияние.
Сунниты, опираясь на Коран и Сунну, разработали концеп­цию исламской государственности, согласно которой государствен­ная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между рели­гиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть  будущим халифом. Ус­ловия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль­Наварди. Эти условия сво­дятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т.е. иметь репутацию и звание богослова  законоведа высшего ранга), происхо­дить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физиче­ски здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским Халифатом правили Абу­Бакр, Омар, Осман и другие омейяды.
Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне.
Шииты. Последователи шиизма полагают, что государст­венная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам  ближайшим родственникам про­рока Мухаммеда. В VII в. н.э. таким прямым наследником являлся Али  двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов («шиа»  группа, партия), организовал заго­вор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым хали­фом был провозглашен Али.
129 Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муавия. Ему уда­лось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответствен­ность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства  Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели  Шахсей  вахсей, который проходит в форме торжественных процес­сий, участники которых подвергают себя самобичеванию.
Таким образом, шииты считают единственно законным на­следником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наслед­ников  имамов. Так возникло шиитское учение об имамате  форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам  Мухаммед бек аль Хасан таинст­венно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мун­та­заром (ожидаемым) и считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероиспове­даниях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного чело­века. Распространение таких слухов в 60­80­х гг. ХХ в. способствова­ло успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил ая­толла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.
Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Ко­рана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являют­ся четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное Писание»  ахбары, куда входят ха­дисы, связанные с творчеством Али и его приемников.
Принципиальных различий в культовой практике между сунни­тами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенно­стями исторического пути развития шиизма и мест его преимуществен­ного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.
Ислам 130
Ваххабиты. В новейшее время усложнение социально­экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в ко­тором отразился стихийный протест против богатства и роскоши го­родских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной про­стоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписан­ных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европей­скими культурными влияниями, не признавали культа святых, покло­нялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX в. взяли верх в государстве Неджд (Внутрен­няя Аравия), а потом подчинили себе Хиджаз с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе об­ласти, ваххабизм сделался господствующей религией.

Краткая примерная хронология развития ислама
ок. 570­
632 гг. годы жизни Мухаммеда (Мухаммата, Магомета) 610 г. выступление Мухаммеда с проповедью монотеистической религии  ислам в г. Мекка 619 г. вознесение Мухаммеда к небесному престолу Аллаха 622 г. великое переселение (хиджра) Мухаммеда со своими спод­вижниками в г. Йасриб (Медин) 623­
630 гг. годы борьбы мусульман против мекканцев 630 г. принятие ислама мекканской знатью, образование феодально­теократического государства Арабский Халифат 632­
634 гг. властвование приемника Мухаммеда халифа Абу­Бакр 634­
644 гг. властвование халифа Омара 644­
656 гг. правление халифа Олифа, проведшего канонизирование со­держания Корана и составление его окончательной редакции 656­
661 гг. правление халифа Али 661 г. убийство халифа Али в мечети г. Куф, захват власти родом Омейя VII в. начало проникновения ислама на Северный Кавказ России конец VII в. разделение приверженцев ислама на суннитов и шиитов VII­X вв. формирование фикха  мусульманского канонического права
131 IX в. окончательное редактирование хадисов Сунны ок. 922 г. принятие ислама народами Поволжья и Приуралья 1782 г. учреждение первого муфтията в России в г. Уфа 1926 г. образование Всемирного Исламского Конгресса 1962 г. образование «Лиги Мусульманского мира» 1969 г. образование «Организации исламской конференции». 1979­
1980 гг. празднование 1400­летия хиджры (XV века переселения)

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.