Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Канке В. Философия
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п |
Историческая эпоха философии |
Основной философский интерес |
1 |
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. |
Космос |
2 |
Средние века IV— XIV вв. |
Бог |
3 |
Новое время XV— XIX вв. |
Человек и общество |
4 |
Новейшее время XX в. |
Язык |
Таблица 2. Античная философия
Этап |
Основной философский интерес |
Натурфилософия |
Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм |
Идеи (Сократ, особенно Платон и др.)
Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия |
Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм |
Иерархия: Единое — Благо — Мировой
Ум — Мировая
Душа — Материя |
Этап |
Основные идеи |
Основной интерес |
Философствование в вере |
Люби Бога, и тогда делай, что хочешь |
Монотеизм |
Теоцентризм |
Воля как сущность личности |
Креационум |
(Августин) |
Вера в Бога |
|
Свобода как черта воли (а не разума) |
Любовь к Богу |
Надежда на спасение |
Добрая воля |
Гармонизация веры и разума |
Вера ведет разум, разум подкрепляет веру |
Совесть |
Духовность человека |
Символизм |
(Фома Аквинский) |
Философия — это введение к религии |
|
|
Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога |
|
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Этап |
Авторы философских концепций |
Основной интерес |
XV-XVI вв. |
|
Гуманизм Эстетическое отношение к действительности |
XVII в. |
Декарт |
Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк |
Теория познания: сенсуализм |
XVIII в. |
Кант |
Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. |
Гегель |
Универсальная системная философия идей |
Маркс |
Концепция общественного руда, критика капитализма |
Ницше |
Критика «разумных» ценностей |
Главное философское направление |
Главный философский интерес |
Феноменология |
«Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика |
Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия |
Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм |
Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Историческая эпоха философии |
Что такое человек? |
Античность |
Микрокосм (Душа + тело )
Душа есть проявление идеи (Платон)
Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века |
Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести. |
Новое время |
Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант).
Проявление общественных отношений (Маркс).
Существо волевое и страстное (Ницше). |
XX век |
Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи).
Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики).
Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты).
Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи). |
Историческая эпоха философии |
Что такое общество? |
Античность |
Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века |
«Град земной», стремящийся к «граду небесному». |
Новое время |
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX век |
Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.). |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Сферы жизнедеятельности человека |
Главные ценности |
Практическая жизнь |
Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь |
Красота |
Научная деятельность |
Истина |
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Историческая эпоха философии |
Что такое красота? |
Античность |
Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века |
Символ божественного |
Новое время |
Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм). |
XX в. |
Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм). |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Историческая эпоха
философии |
Идеалы добра |
Основные добродетели человека |
Античность |
Благо |
Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века |
Бог |
Вера, любовь, надежда, совесть |
Новое время |
Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо). |
Рассудочность, свобода. |
Абсолютный нравственный закон (Кант). |
Разумность, свобода. |
Общество без эксплуатации (Маркс). |
Преданность делу пролетариата. |
Сверхчеловек (Ницше). |
Воля к власти. |
XX век |
Положительные ценности (феноменологи). |
Умение пользоваться феноменологическим
методом. |
Достижение единства с сущим, с сущностью
вещей (герменевтики). |
Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. |
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики). |
Быть последовательным в своих действиях. |
Деконструкция лого- и других центризмов
(постмодернизм). |
Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности. |
Философская концепция |
Основное содержание концепции |
Локка |
Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта |
Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. |
Гуссерля |
Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства. |
Историческая эпоха философии |
Природа рационального познания |
Античность |
Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель). |
Средние века |
Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм).
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм).
Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты). |
Новое время |
Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант).
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка).
Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель).
Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс). |
|
|
Концепция истины |
Что такое истина? |
Соответствия |
Соответствие высказываний фактам. |
Когерентности |
Согласованность высказываний, их непротиворечивость. |
Прагматическая |
Убеждения, способствующие успеху практики. |
Историческая эпоха философии |
Природа истины |
Античность |
Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель). |
Средние века |
Бог, вот что является истиной. |
Новое время |
Истина — это соответствие чувств и идей фактам. |
XX в. |
Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
Уровень научного исследования |
Цели исследования |
Эмпирический |
Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. |
Теоретический |
Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. |
Теоретический метод |
Характеристика |
Аксиоматический |
Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится. |
Гипотетико-дедуктивны |
Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами. |
Прагматический |
Интерпретация фактов проводится на основе ценностей. |
Философская концепция языка |
Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени |
Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения |
Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок |
Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается. |
Историческая эпоха философии |
Интерпретации природы техники |
Античность |
Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. |
Средние века |
Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. |
Новое время |
Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс). |
XX век |
Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий). |
Историческая эпоха философии |
Интерпретация специфики природы |
Античность |
Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века |
Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. |
Новое время |
Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX век |
Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).
Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики).
Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).
Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
Мужественность |
Женственность |
Молодость |
Логичность,
склонность к обобщению,
абстрактному мышлению,
рациональность,
практичность,
решительность,
постоянство,
властность |
Интуитивность,
интерес к конкретному, чувствительность,
сентиментальность,
осторожность,
тщательность,
сострадательность,
изменчивость |
Жизненная непосредственность,
стремление к неформальной общности,
непрактичность,
склонность к новациям,
свободолюбие |
Образование — это подготовка |
Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна. |
Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого.
Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место. |
приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)
Античность до н.э.
Фалес (624-546)
Парменид (540-470)
Гераклит (535-470)
Зенон (510-430)
Сократ (469-399)
Демокрит (460-371)
Платон (427-347)
Аристотель (384-322)
Эпикур (341-270)
Цицерон (106-43)
Сенека (4 до н.э.-65 н.э.)
Плотин (204-270)
Средневековье
Августин А. (354-430)
Боэций А. (480-524)
Авиценна (980-1037)
Ансельм (1033-1109)
Абеляр П. (1079-1141)
Аверроэс (1126-1198)
Фома Аквинский (1221-1274)
Оккам У. (1280-1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н. (1401-1464)
Фичино М. (1433-1499)
Бруно Дж. (1548-1600)
Бэкон Ф. (1561-1626)
Гоббс Т. (1588-1679)
Декарт Р. (1596-1650)
Спиноза Б. (1632-1677)
Локк Дж. (1632-1704)
Лейбниц Г. (1646-1716)
Юм Д. (1711-1776)
Гольбах П. (1723-1789)
Кант И. (1724-1804)
Фихте И. (1762-1814)
Гегель Г. (1770-1831)
Шеллинг Ф. (1775-1854)
Шопенгауэр А. (1788-1860)
Фейербах Л. (1804-1872)
Маркс К. (1818-1883)
Пирс Ч. (1839-1914)
Джемс У. (1842-1910)
Ницше Ф. (1844-1900)
Соловьев B.C. (1853-1900)
Новейшее время
Фрейд 3. (1856-1939)
Гуссерль Э. (1859-1938)
Бергсон А. (1859-1941)
Лосский И.О. (1870-1965)
Рассел Б. (1872-1970)
Бердяев Н.А. (1874-1948)
Флоренский П.А. (1882-1937)
Витгенштейн Л. (1889-1951)
Хайдеггер М. (1889-1976)
Карнап Р. (1891-1970)
Лосев А.Ф. (1893-1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902-1994)
Сартр Ж.-П. (1905-1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926-1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)
Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
266
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|