Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лукьянов А., Пушкарёва М. Немецкая классическая философия религии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснения к программе лекционного курса

«Немецкая классическая философия религии»

Предложенная программа ориентирована на анализ основных направлений немецкой классической мысли в их отношении к религии. Несмотря на то, что учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса связаны между собой узами преемственности, между ними существуют существенные различия, обнаруживающие себя главным образом в отношении к сфере непознанного и к самой философской деятельности, которая в трудах младогегельянцев постепенно расширила свою область.

Программа учитывает большие сложности теоретического и мировоззренческого характера, возникшие перед немецкими философами в ходе расширения области философской критики. В данном отношении предложена лекция о позднем Шеллинге, который осознавал трудности чисто рационалистического обоснования философии религии и проблемы, возникающие в ходе понимания философии как орудия глобальных изменений в реальной жизни.

Философию религии Маркса вычленить из целостной идеологии марксизма ещё труднее, чем его антропологические идеи, но мы попытались это сделать, отталкиваясь, с одной стороны, от исследования его отношения к Шеллингу, а с другой – учитывали его принадлежность к гегелевской школе.

Настоящий лекционный курс рассчитан на 36 часов учебного времени. Из них 28 часов отводится на лекции, а оставшееся время – на «круглый стол», консультации и иные формы занятий. Итоговой формой контроля является экзамен.

Краткая программа лекционного курса

Лекция 1.

Предмет философии религии

(2 часа)

Лекция 2.

Немецкая классическая философия религии (общая характеристика)

 

(2 часа)

Лекция 3.

Учение о религии И. Канта

(4 часа)

Лекция 4.

Философия религии И.Г. Фихте

(4 часа)

Лекция 5.

Философия религии Г.В.Ф. Гегеля

(6 часов)

Лекция 6.

Ф.В.Й. Шеллинг. От классической философии религии к «философии откровения»

 

(4 часа)

Лекция 7.

Гегелевская школа и проблема критики религии

 

(2 часа)

Лекция 8.

Л. Фейербах. «Новая философия» как «новая религия»

 

(2 часа)

Лекция 9.

К. Маркс и его учение о религии

( 2 часа)

Итого: 28 часов

Предполагаемые вопросы «круглого стола» (4 часа)

•  Немецкая классическая философия религии и современность.

•  Проблема соотношения морали и религии.

•  «Наукоучение» как теоретическая философия религии.

•  Гегелевская классическая философия религии и задача телеологии всемирной истории.

•  «Философия откровения» Шеллинга как попытка примирить рационализм с иррационализмом.

•  Религиоморфная «этика любви» как утопическая философия социалистического преобразования общества.

•  Проблема перехода от классической философии религии к философскому праксису.

Основная литература

•  Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М.: Мысль, 1979.

•  Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

•  Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1-2. – М.: Мысль, 1976-1977.

•  Гулыга А.В. Философия религии Гегеля //Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1-2. – М.: Мысль, 1976-1977.

•  Гулыга А.В. Шеллинг. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1984.

•  История философии: Запад – Россия – Восток (Книга вторая: Философия XV – XIX вв.). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1996.

•  Кант И. Сочинения. В 6 т. – М., 1963-1966.

•  Кант И. Трактаты. – Санкт-Петербург: Наука, 1996.

•  Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. – М.: Высш. шк., 1989.

•  Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). – Уфа: Изд-е Башкирск.ун-та, 2001.

•  Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте. – Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997.

•  Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.

•  Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. – Киев: Наукова Думка, 1986.

•  Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. – М.: Политиздат, 1983.

•  Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956.

•  Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). – М.: Республика, 1993.

•  Тиле К. Основные принципы науки о религии //Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. – М.: Канон +, 1996.

•  Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. – М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 1-2.

•  Философия Фихте в России. –СПб.: РХГИ, 2000.

•  Фихте и конец ХХ века: «Я» и «Не-Я». –Уфа, 1992.

•  Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. – М.: Канон +, 1997.

•  Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подгот. П.П. Гайденко. – М.: Ладомир, 1995.

•  Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения. – СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.

•  Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т.: Т. 1-2. – М.: Мысль, 1987-1989.

•  Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. – СПб.: Наука, 2000.

•  Шмелёв В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1994.

Экзаменационные вопросы

•  Этимология слова «философия религии».

•  Содержательная сторона понятия философии религии.

•  Философские системы, исследующие сущность и генезис религии.

•  Проблема происхождения религии как центральная проблема классической философии религии.

•  Немецкая классическая философия религии и проблема её общей характеристики.

•  Философия религии И. Канта.

•  Распространение кантовской философии религии и её «предфихтевская» критика.

•  Основные идеи трактата И.Г. Фихте «Опыт критики всяческого откровения».

•  Парадоксы фихтевского учения об Абсолютном «Я». «Спор об атеизме».

•  Философия религии позднего Фихте. От абсолютной деятельности к абсолютному бытию.

•  Суть гегелевского дистанцирования от теологии.

•  «Лекции по философии религии» Гегеля.

•  Гегелевская постановка проблемы доказательства бытия Бога.

•  Проблема Бога и Абсолюта в философии раннего Шеллинга.

•  Поздний Шеллинг: От «философии тождества» к «философии откровения».

•  Л. Фейербах. От теологии к философии.

•  Фейербаховская концепция сущности религии.

•  «Новая философия» как «новая религия».

•  Религиоморфная «этика любви» как утопическая философия преобразования общества на началах справедливости и свободы.

•  Младогегельянство: критика религии и ориентация на философский праксис как его отличительные черты.

•  Вклад молодого Маркса в младогегельянскую критику религии.

•  Проблема перехода от классического самосознания философа к революционному философскому праксису.

•  Марксова концепция религии.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
См. также
библиотека культуры Гумер - Лосев А. История античной эстетики. Поздний эллинизм.
ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Trendelenburg философия электронная библиотека Новейший философский словарь
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ электронная библиотека лекций учебников по философии
Лавриненко В. Философия НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ - электронная библиотека студента философа
библиотека философии Гумер - Лукьянов А., Пушкарёва М. Немецкая классическая философия религии










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.