Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (2)
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Завоевание Хорасана.
Гибель Йездигерда III,
последнего Сасанида
651
После битвы при Нехавенде у Йездигерда III не было ни армии, ни реальной
власти. Он мог только отступать перед войсками халифа все дальше и дальше
в глубь империи. В 643 году арабы заняли Зенджан, Казбин, Кумис и Рей. В
644 году к Халифату отошли Хамадан, Кум, Кашан и Исфахан, откуда шахиншах
бежал в Истахар в Фарсе. В Фарс арабы вторглись в том же году: с моря из
Бахрейна и по суше из Хузистана. Персы, возглавляемые марзпаном (букв,
"сторож границы") Фарса Шахраком, были разбиты в сражении у Рейшехра, близ
Тавваджа.
Многие города и крупные землевладельцы Ирана заключали мир с арабами на
условиях уплаты контрибуции. Так, марзпан Нишапура обязался уплатить
семьсот тысяч дирхемов и четыреста вьюков шафрана, а владелец земель
Абиверда - четыреста тысяч дирхемов. После выплаты контрибуции иноверцы
облагались подушным налогом.
Ислам потеснил в Иране государственную религию зороастризм. Язычник или
иноверец - иудей, христианин, зороастриец - при переходе в ислам считался
арабом, а так как у арабов была племенная организация, то будущий
мусульманин должен был сначала найти себе племя, согласное его
"усыновить". На первых порах, пока такой примкнувший к племени (мавали)
еще не был связан с ним узами кровного родства, он не мог претендовать на
равные со всеми права. В дальнейшем права мавали ничем не отличались от
прав мусульман-арабов.
Йездигерд III, отступая, как будто вел за собой армию халифа. Из Кермана
он бежал в Систан, а когда и в эту область пришли арабы, шахиншах бежал в
Хорасан. В 651 году арабы овладели Хорасаном. В те времена его территория
была более обширной, чем сейчас. К ней относились области Нишапурская,
Мервская, Балхская и Хератская, то есть северо-восток Ирана, юг нынешней
Туркмении, северная и западная части Афганистана.
Шахиншах отступил в Мервский оазис. Возглавив местный гарнизон, Йездигерд
III в стычке с соседними тюркскими племенами потерял последних воинов и
пешком вернулся к воротам Мерва. Правитель оазиса не открыл их.
Обстоятельства гибели шахиншаха точно не известны. Так бесславно закончил
Свои дни последний Сасанид, бабкой которого была "блаженная Ширин",
сириянка-христианка, любимая жена Хосрова II Парвиза. Мерв подчинился
арабам, обязавшись уплатить контрибуцию в один миллион дирхемов.
С гибелью Йездигерда III Сасанидская империя перестала существовать. Иран
практически весь был завоеван арабами, вплоть до Аму-Дарьи на
северо-востоке. Последний Сасанид шахиншах Йездигерд III был предан земле
мервским митрополитом Ильей. Сын Йездигерда III пытался собрать войско
против арабов с помощью союза с тюрками Центральной Азии и даже с
китайцами, но его попытки были безуспешными.
Территория Халифата расширялась в основном путем заключения мирных
договоров. Сохранился такой договор между полководцем Абдаллахом ибн
Амиром и жителями областей Герата: "Во имя Аллаха, милостивого,
милосердного! Этим договором Абдаллах ибн Амир повелевает правителю
Герата, Бушанджа и Бадгиса повиноваться Аллаху, наставлять мусульман,
держать в исправном состоянии земли, находящиеся под его управлением, - в
договор входят все равнины и горные места Герата. А также он должен
платить джизью, сообразно условиям заключенного им мира. Сумму
выплачиваемой джизьи следует разделить на все земли поровну и справедливо.
И тот, кто отказался от того, что возложено на него, не будет ему ни
гарантии безопасности, ни защиты. Написал: Раби ибн Нахшах и приложил
печать Ибн Амир".
Под наименованием "Хорасан" обычно понимают культурные области восточной
части Ирана и левобережье Аму-Дарьи. При Сасанидах слово "Хорасан"
означало вообще восток. При них граница Хорасана тянулась от Каспийских
ворот около Рея по горам Эльбурса вдоль юговосточного побережья Хазарского
моря, Атрекскому ущелью; затем по линии, соответствующей современной
железной дороге за Хазарским морем, доходящей до Лутфабада; оттуда - через
степи Теджена и Мерва до Аму-Дарьи под Керки; далее через вершины гор
Гиссарского хребта граница доходила до Памира, поворачивала на юг вдоль
Аму-Дарьи, пересекая область Бадахшан до вершин Гиндукуша, затем
поворачивала на запад по горной цепи от Гиндукуша до юга Герата и
пролегала по южной части Туршиза и Хавафа, через Кухистан - к Каспийским
воротам. Но арабы включали в Хорасан и Мавераннахр - территорию между
Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей.
В Хорасане арабы столкнулись с племенами тюрок-эфталитов и хайталцев -
завоевателей из Средней Азии, которые пришли на эти земли в середине V -
начале VI веков. Фируз Сасанид (459-484) трижды предпринимал против них
безуспешные походы. В третьем он погиб.
В военном отношении эфталиты оказались достойными противниками. Впервые с
ними сразился авангард Ибн Амира под командованием ал-Ахнафа ибн Кайса.
Упорное сражение закончилось победой арабов. Тюрки подписали мирный
договор. Так были завоеваны Кухистан, Себзевар, Нишапур, Нис, Абиверд,
Серахс, Мерв, Мерверруд и Джузджан (Гузган). Когда ал-Ахнаф подошел к
Балху, крупнейшему городу Тохаристана, жители открыли ему ворота. Так
завершилось завоевание всех земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам.
Закончился первый период великих арабских завоеваний. Армия Абдаллаха
ибн-Амира ушла в Басру; Хорасан был поделен между четырьмя наместниками.
Одним из них был прославленный полководец ал-Ахнаф ибн Кайс (619-691).
Глава племени тамим, завоеватель Хорасана, он был человеком находчивым и
остроумным. Все халифы прислушивались к его мнению и советам. Одна из
крепостей, которую он завоевал, стала называться его именем: Каср
ал-Ахнаф. Также его имя получила и прилегающая к ней местность: Рустак
ал-Ахнаф. Ал-Ахнаф обращался к своим соплеменникам: "О люди тамим! Любите
и поддерживайте друг друга, тогда ваши дела пойдут как должно. Первым
делом боритесь против своих желудков и лени, тогда ваши сердца станут
пригодны для вашей веры. Будьте умеренны во всем, чтобы благополучной была
для вас ваша борьба".
Столицей восточно-мусульманского мира стал крупный город в Хорасане -
Нишапур.
Комментарии (2) Обратно в раздел ислам
|
|