Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Экономическая история капиталистических стран
Глава 8 РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
1. Предпосылки арабских завоеваний.
Огромную роль в истории раннего средневековья сыграли арабские завоевания. Их важной предпосылкой был кризис рабовладения в Средиземноморье, который привел к падению Западной Римской империи (476 г.).
Экономический упадок рабовладельческого режима наблюдался также в VI—VII вв. в Персии, Византии, на юге Аравии. Поэтому арабские завоевания явились своеобразным социальным переворотом на Ближнем Востоке. Вместе с тем они опирались на определенное торгово-экономическое единство стран Средиземноморья и Ближнего Востока.
Воинственные выступления арабов были следствием социально-экономических противоречий. Основой экономики арабских племен было скотоводство. Арабы-бедуины разводили в основном верблюдов, а также коней, овец, коз, крупный рогатый- скот. В VI—VII вв. арабские племена переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. Племенная знать владела крупными стадами и стремилась захватить обширные пастбища. Между тем территория Аравийского полуострова, представлявшая собой полупустыню, не могла прокормить всех бедуинов. Возможности кочевого Хозяйства были очень ограничены. Отсюда стремление разрешить противоречия путем завоевательной политики. Недовольство народных масс ислам использовал в интересах имущих слоев. Решающей предпосылкой арабских завоеваний был процесс феодализации. Возникал «кочевой феодализм».
Завоевания начались еще при Мухаммеде (629 г.) и продолжались его преемниками. Длительная ирано-византийская война истощила силы соперников. Это позволило арабам вести войну и с Ираном и с Византией. В 634—651 гг. они полностью подчинили себе Иран. К 640 г. арабы покорили Сирию и Палестину» а затем Египет (642 г.). Военная экспансия продолжалась в Северной Африке, и в 649, г. арабские войска дошли до Карфагена. В 658 г. арабы овладели Арменией и частью Грузии. Они проникли в Среднюю Азию и завоевали Хорезм и области за Аму-Дарьей (705—715 гг.). В 711 г. арабы вторглись в Испанию и захватили, почти всю страну, а в 712 г.— часть Западной Индии (Синд). Победа Карла Мартелла при Пуатье (732 г.) остановила продвижение арабов в Европе. В 739 г. византийский император Лев III нанес захватчикам решительное поражение у Акроина. В середине VIII в. военная экспансия арабов ослабевает.
2. Экономические последствия арабских завоеваний. В результате военной экспансии арабов возникла грандиозная империя,, которая по территории превосходила Римскую. Арабские завоевания создали благоприятные условия для развития левантийской (восточной) торговли. Она на многие века становится монополией арабского купечества. Новые города, основанные арабами на местах военных поселений, превратились со временем в крупные торговые центры. Каир, Багдад, Басра, Куфа и другие стали средоточием ремесла и торговли. Арабские купцы доставляли в другие страны пряности, краски, золото, драгоценные камни из Индии и Восточной Африки, фарфор и шелк из Китая, слоновую кость из Африки, меха из Средней Азии. Они осваивали богатую материальную культуру завоеванных стран. Арабы торгуют шелком, хлопчатобумажными тканями, коврами, оружием, стеклом, ювелирными изделиями. Цветной сафьян, пергамент, кожаные переплеты для книг, изготавливающиеся арабами, высоко ценились не только в халифате, но и в Европе.
Арабские купцы имели прочные торговые связи не только с Закавказьем и Средней Азией, они торговали и с древней Русью, проникая по Волге в глубь славянской земли. Продвигаясь на север, арабы посещали Керчь, Киев, Краков, Прагу. Они привозили ткани, пряности, ювелирные изделия, оружие. По Волге в земли халифата вывозились меха, кожи, воск, мед, моржевая кость, рабы и другие товары.-
Арабский халифат все больше становился феодальным государством. Первоначально делались попытки сохранить традиции «кочевого феодализма», установить коллективную эксплуатацию покоренных народов.
Еще при Мухаммеде были утверждены четыре категории земельных владений. Существовали общие владения племен и отдельных родов, частновладельческие земли (мульк). Особую категорию составляли земли государства — савафи и угодья, пожалованные главой государства представителям знати из государственного фонда — икта. Наиболее распространенной формой эксплуатации была испольщина, которая практиковалась и на государственных землях.
В ходе завоеваний арабская знать стремилась к разделу захваченных земель. Халиф оставлял земли прежним владельцам при условии уплаты, налога. Зато земли бывших правящих династий и той части господствующего сословия, которая боролась с мусульманами, были конфискованы завоевателями. В казну поступали и выморочные земли. Так образовался огромный земельный фонд государства, из которого арабской знати представлялись земельные пожалования — икта. При халифе Омаре (634—644 гг.) иктадары обязаны были - не только платить ушр (1/10 урожая), но и обрабатывать полученную землю. Икта было наследственным владением и могло быть продано. Но новый иктадар нес перед государством те же обязательства. Если собственник мульк не обрабатывал землю, то он не платил налог. Но при отсутствии у частного собственника наследников земля переходила в разряд савафи. В халифате существовали и общинные земли.
Завоеванное арабами население могло принять ислам. Тогда оно освобождалось от джизьи — поголовного налога с «неверных». Этот налог собирался с мужского населения исключительно в денежной форме. При этом учитывалось имущественное положение налогоплательщика. Но основу податной системы халифата составлял поземельный налог. Мусульмане платили ушр, а прочие — харадж, составлявший от 1/3 до 2/3 урожая. Первоначально харадж собирали только с немусульман. При Омейядах была проведена земельная перепись и пересмотрены нормы налогообложения. Стали учитываться не только площадь, но и возделываемые культуры. Крестьянам запретили покидать свои земли.
В VIII в. в практике налогообложения произошли изменения. Крестьянин, принявший ислам, продолжал платить харадж (чаще натурой). Земли, ранее обложенные хараджем, навсегда оставались хараджными. В систему налогообложения входили и торговые пошлины: мусульмане платили 2,5%, покоренное население — 5%, а иностранные купцы — 10% от стоимости товаров. Но особенно трудно было платить жизнью. В условиях натурального хозяйства многие крестьяне не имели денег. Им приходилось везти продукты на рынок, где с них брали пошлины специальные чиновники. Земледельцы разорялись и превращались в арендаторов. Издольная аренда стала одной из главных форм феодальной эксплуатации. Собственники мульк и владельцы икта сдавали земли в аренду на определенных условиях: обычно крестьяне отдавали ]/2 урожая, но иногда арендная плата повышалась до 1/8 Начались массовые выступления, мятежи и восстания, которые были использованы Аббасидами для развязывания гражданской войны и захвата власти (750 г.).
В халифате Аббасидов (750—1258 гг.) феодальные отношения получили дальнейшее развитие. Теперь иктадару -предоставлялось право полного присвоения налога в свою пользу, но он обязан был нести военную или гражданскую службу. С IX по XI в. икта как форма феодального землевладения становилась более независимой от государства. Это привело к экономическому усилению класса феодалов. У иктадаров появилось стремление избавиться от несения службы и сохранить право передачи оброчных держаний своим потомкам. Экспансия феодальных отношений ярко выразилась в захвате феодалами общинных угодий, примыкавших к икта. В IX в. появилась новая форма феодального землевладения — вакф (вакуф). Вакфы составляли земли, пожалованные мусульманским заведениям — мечетям, медресе, богадельням, а также духовным лицам. Вакф обладал налоговым иммунитетом. В вакфы превращались не только земли, но и любое недвижимое имущество — торговые лавки, караван-сараи, бани. Поэтому многие мусульмане «передавали богу» свои заведения на определенных условиях. То же самое делали светские феодалы, передавая икта в вакф. Таким образом, землевладелец избавлялся от несения службы. Возникали фиктивные вакфы, ослаблявшие феодальное государство.
Крупнейшими феодалами были халифы и их родственники Истребление Омейядов и конфискация их земель в значительной; мере восстановили земельный фонд государства. Но большая часть казенных земель досталась Аббасидам. Кроме того, халифы, объявляли своей собственностью все брошенные и выморочные земли. Для управления землями халифа пришлось создать специальное учреждение — «диван поместий». Захват земель вели и ближайшие родственники Аббасидов, первые министры, наместники и высшая знать.
Рост крупной частной земельной собственности за счет государственных земель привел к усилению сепаратистских тенденций. Наместники халифа превращались в наследственных эмиров. В IX — первой половине X в. халифат распался на отдельные эмираты. Аббасиды теряли политическую власть, становились жертвами дворцовых переворотов.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Экономика и менеджмент
|
|