Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Толерантность(сборник ред. Мчедлов М.)ОГЛАВЛЕНИЕГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИГлава 12. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ КУЛЬТУР: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬКачественные изменения, которые произошли в совре менном мире, связаны, прежде всего, с глобализацией, охва тившей все сферы общественной жизни - экономику, политику, культуру, науку и т. д. - и вызывающей самые разные оценки не только ученых, но и политиков. Одни ее рассматривают как уникальное в истории человечества явление, как единственный путь развития всего человечества, как един ственную возможность социального равенства и социальной справедливости. С их точки зрения, если раньше народы мало общались между собой, то теперь впервые человечество объе диняется в единое экономическое, политическое и духовное пространство. По мнению других, глобализация приносит огромные прибыли только сверхбогатым людям, в то время как сотни миллионов влачат жалкое существование. Кроме того, глобализация уничтожает национальные культуры, обостряет противоречия между разными цивилизациями и религиозными конфессиями. Поэтому глобализация объявляется абсолютным злом. Чтобы дать научный анализ глобализационных процессов, следует, прежде всего, раскрыть единство и многообра зие истории человечества. Отметим, что вопросы единства и многообразия истории волновали многих исследователей. Одни (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби и др.) аб солютизировали многообразие и отвергали единство. Н. Я. Данилевский, например, прямо утверждал, что «начала ци вилизации одного культурно-исторического типа не пере даются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций» 1 . Другие (Кондорсе, Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.) исходили из единства и многообразия исторического процесса. Ясперс, например, пишет, что человек стремится к объединению всех, ибо без этого невозможно было бы взаимопонимание лю дей. Единство человечества находит свое выражение в том, что на земле можно обнаружить общие религиозные пред- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91. 308 309 ставления, формы мышления и т. д., хотя единство не исклю чает различий. Единство истории, продолжает немецкий эк зистенциалист, проявляется также во времени и про странстве. В ходе истории растет общение между различны ми племенами. Они объединяются в народы, народы - в группы народов, страны - в континенты. В истории извес тны великие империи, занимавшие огромные пространства и объединявшие многие народы. Затем они распадались, и на их обломках возникали новые империи. Таким образом, во времени и пространстве происходили процессы, которые привели к единству истории. Ясперс считает, что единство мировой истории никогда не будет завершено, и это, по его мнению, хорошо, так как, если бы оно закончилось, то пришел бы конец самой исто рии. И нельзя не согласиться с Ясперсом. Дело в том, что мир разнообразен. Люди рассеяны по всему свету. Всюду наблюдаются, отмечает Ясперс, самые разные культуры, традиции и обычаи, и они сохранятся, хотя люди всегда будут стремиться к единению. Для того чтобы показать единство и многообразие ис торического процесса, необходимо дать анализ больших сфер общественной жизни - материальной, социальной, ду ховной и политической. 12.1. Единство материальной сферы В основе единства мировой истории лежит, прежде всего, материальный фактор. В каком бы регионе земного шара люди ни жили, они должны заниматься производством средств к существованию, одеваться и строить жилище. Ина че говоря, везде и всюду в мире люди едины в том, что в первую очередь им необходимо производить материальные ценности. Для этого они используют соответствующие ору- дия производства. Возьмем, например, первобытное обще ство, которое было распространено на всем земном шаре. Его экономическую основу во всем мире составляла общая собственность на имущество, включая и землю. Поля, ого роды, охотничьи и рыболовные угодья принадлежали об щине. Это можно наблюдать в Европе, Азии, Америке, Аф рике, Австралии и т. д., т. е. всюду, где существовал родовой строй. Первобытные люди использовали одни и те же производительные силы, независимо от региона проживания. Замена каменных орудий металлическими (бронзовыми, а затем железными) привела к резкому повышению произ водительности труда, а в конечном итоге к разложению пер вобытного строя и к возникновению классовых обществ. Этот процесс характерен для всех регионов мира. Как уста новлено историками, в 8-11 вв. до н. э. железные орудия ста ли преобладать в Передней Азии, во многих частях Европы, в Средней Азии, Египте, Китае, Индии. «В 4 в. до н. э., с началом широкого применения железных орудий в ремес лах, - пишет индийский ученый Рам Шаран Шарма, - и при обработке земли, создались условия для превращения ско товодческого, почти эгалитарного родоплеменного ведийс кого общества в земледельческое с развитым делением на классы... Железный плуг и другие орудия из железа позво лили крестьянам начать производить значительно больше того, что требовалось для поддержки их собственного су ществования» 1 . Но если первобытное общество демонстрирует единство в сфере материального производства, то это тем более характерно для последующих этапов развития мировой исто рии, когда налаживаются торговые связи, идет интенсивный 1 Рам Шаран Шарма. Древнеиндийское общество. М., 1987. С.269-270. 310 311 обмен опытом и разнообразной информацией. Еще больше подтверждает материальное единство современный мир. Экономика всех стран настолько интегрирована, что разрыв хозяйственных связей в каком-либо регионе сказывается на производстве материальных благ в другом регионе. Невоз можно представить высокоразвитую экономику Японии, почти не имеющей энергетических ресурсов и полезных ис копаемых, без импорта газа, нефти и т. д. В свою очередь японская высококачественная технология применяется во всех странах мира. 12.2. Многообразие материальной сферы Однако производство материальных благ в тех или иных регионах даже в однотипных обществах совершается по-раз ному. Это во многом определяется географическим фактором (жители берегов рек, морей и озер занимаются главным об разом рыболовством, тогда как горские народы - охотой и скотоводством, жители равнин - земледелием, садоводством и т. д.), торговыми связями с другими народами. Там, где эти связи были сильно развиты, там, где непрерывно совершался товарообмен, исключалось абсолютное натуральное хозяйство, когда люди были вынуждены все производить сами. Сильное влияние географическая среда оказывала и на формирование материальных общественных отношений. Сти хийный коллективизм в России, например, во многом был связан с тем, что суровые климатические условия (короткое лето, долгая морозная зима) вынуждали людей объединять ся, совместно владеть землей, общими усилиями обрабаты вать ее и собирать урожай. Такие же суровые климатические условия вынуждали горские народы вести коллективное хозяйство (общие пастбища, общие луга, общая пашня и т. д.). Большое влияние оказывала географическая среда и на становление ремесленного хозяйства. Богатые полезными 312 ископаемыми (в частности, железной рудой) государства быстро развивали ремесло, в сравнительно короткие сроки налаживали выпуск различных видов орудий производства. 3 Восточном Средиземноморье, например, были высоко развиты специализированные ремесла: металлургия, ювелир ное дело, гончарное искусство и т. д. И даже были созданы ассоциации ремесленников. Социальные организмы отличались в сфере материаль ного производства и по другим параметрам. Жилые пост ройки, архитектурные сооружения, одежда и т. д. у каждого народа уникальны и неповторимы, хотя можно наблюдать и внешнее сходство, особенно в настоящее время. Они пред ставляют собой своеобразную витрину национальных тра диций и обычаев, вообще национальной культуры. Многообразие мировой истории проявляется и в совре менных условиях, когда существуют развитые хозяйствен ные связи и происходит интенсивный обмен материальными ценностями. Американская технология в России, Китае, африканских государствах может быть применена в зависимо сти от климатических условий, традиций, менталитета на рода, уклада жизни и многих других факторов. Отсюда сле дует, что многообразие истории требует различного подхо да к современным производительным силам. 12.3. Единство социальной сферы Ретроспективный взгляд на историю показывает, что в одни и те же исторические эпохи в разных регионах мира была примерно одна и та же социальная структура обще ства. Так, в первобытном обществе она имела примитивный характер: не было ни классового, ни сословного, ни касто вого деления людей. Социальными общностями выступают род и племя, базирующиеся на кровнородственных связях. 313 Это были естественные формы объединения людей на заре человечества. Маркс писал, что «естественно сложившаяся племенная общность (кровное родство, общность языка, обычаев и т. д.) или, если хотите, стадность есть первая пред посылка присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, при помощи которой эта жизнь воспроизводится и облекается в пространственные формы» 1 . С возникновением классового общества исчезают род и племя, и на их месте появляются новые социальные общно сти - классы, касты, сословия и т. д. Первыми классами были рабы, рабовладельцы и крестьяне. Рабы полностью исклю чались из общественной жизни, и с ними обращались, как с животными. Раб, по выражению Аристотеля, есть «говоря щее орудие». Его можно убить, продать, купить. Но и среди рабов была дифференциация. Одни принадлежали семьям, они не занимались производительным трудом и полностью обслуживали рабовладельцев. Другие использовались в ка честве рабочей силы, третьи служили в армии и т. д. Таковы были функции рабов в античной Греции и Древнем Риме. А в Древней Индии они в основном занимались домашним хозяйством. Во всех докапиталистических классовых формациях важ ную роль играло крестьянство. Оно принимало активное участие не только в производстве сельскохозяйственной продукции, но и в войнах. Однако положение крестьян во всех стра нах, в том числе в России, было очень тяжелым. В России оно усугублялось существованием крепостного права. В этой свя зи В. О. Ключевский писал: «Под покровом крепостного пра ва в помещичьем селе сложились во второй половине 18 в. своеобразные отношения и порядки. Я укажу сначала на спо- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 462-463. 314 собы помещичьей эксплуатации крепостного труда. До 18 в. в помещичьем хозяйстве господствовала смешанная, оброчн о-барщинная система эксплуатации земли и крепостного труда. За участок земли, предоставленный им в пользование, крестьяне частью обрабатывали землю на помещика, частью платили ему оброк» 1 . Но в первой половине 18 в., продолжа ет знаменитый историк, эта смешанная система стала разде ляться. Поскольку дворяне должны были обязательно слу жить, они не могли принимать активного участия в делах сель ского хозяйства. Поэтому многие из них всю свою землю пре доставили крестьянам на оброк, другие же дворяне часть зем ли отдали крестьянам, остальную же обрабатывали посред ством барщинного труда. После освобождения дворян от обя зательной службы, казалось бы, они должны были заняться сельским хозяйством. Но этого не произошло. Оброчная система не только не исчезла, но все больше и больше распрост ранялась. Естественно, крестьяне возмущались, что в конеч ном итоге привело к пугачевскому восстанию. Не лучше обстояло положение крестьян и в других стра нах. Во Франции, например, в 18 в. уже не было крепостно го права, тем не менее, крестьяне продолжали платить день гами и барщиной за свое освобождение. «...Сохранились еще со времени крепостного права всевозможные платежи за пользование принадлежавшими помещику мельницей, сель ской печью для печения хлеба, прессом для выжимания ви ноградного сока, печью для стирки, некоторыми дорогами, известными бродами и т. д., а также полагались всякие «при ношения» орехами, грибами, полотном, пряжей...» 2 Можно было бы привести примеры из других стран, но указанных 1 Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М, 1989. Т. 5. С. 134. 2 Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789-1793. М., 1979. С. 33. 315 достаточно для иллюстрации одинакового положения клас сов докапиталистических формаций. Кроме классов, были другие социальные группы (ремесленники, купцы, ростов щики и т. д.), которые имели примерно идентичные условия жизни во всех добуржуазных государствах. Еще большее единство демонстрирует социальная сфе ра в буржуазном обществе, где имеются рабочие, буржуа зия, различные группы и слои. Они связаны между собой сложными отношениями экономического, политического, духовного и т. д. порядка. Все классы и слои, как правило, имеют свои профессиональные союзы, защищающие их ин тересы. Кроме того, внутри классов существуют всякого рода объединения. Речь прежде всего идет о спортивных, обще ственных и иных организациях, действующих в социальной области и непосредственно не связанных с другими сферами общественной жизни. 12.4. Многообразие социальной сферы В то же время социальная сфера очень разнообразна не только структурно, но и функционально, т. е. по исполне нию тех или иных общественных функций. Род, племя, эт нос, нация, народ, класс, каста, сословия и другие формы социальной общности людей очень дифференцированны. Африканский род отличается от австралийского или амери канского. У них разные традиции и культуры, разные языки и обычаи. Для индийского общества характерна кастовая система, происхождение которой объясняется разными при чинами: природными способностями, наследием от абори генных племен, разделением труда и т. д. Отличительными «признаками касты являются принципы наследственности и иерархичности или ограничения, накладываемые на вступ ление в брак и социальное общение. Люди, входящие в оп ределенную касту, не могут ни вступать в брак с членами 316 других каст, ни принимать пищу от тех, кто входит в более низкие касты. Понятия «высокий» и «низкий» связываются с рождением и наследственностью» 1 . Дифференцированны культуры народов разных регио нов и континентов. Каждый обладает какими-то неповто римыми чертами, менталитетом. Известны деловитость американцев, трудолюбие японцев и китайцев, импульсив ность латиноамериканцев, пунктуальность, дисциплиниро ванность и педантизм немцев. Как писал Н. А. Бердяев, не мец руководствуется категорическим императивом, и он стремится к тому, чтобы все было приведено в порядок, иначе он чувствует себя как-то неуютно. Разное отношение проявляется и к традициям: восточные народы их почитают больше, чем западные. Западный человек на первое место ставит права человека, отдельной личности. Он более индивидуалистичен, даже эгоистичен. Но он и более уважает принятые юридические законы и нормы. Восточный человек больше считается с мнением старших, клана, родственников и часто свои интересы подчиняет интере сам близких. Сильной дифференцированностью отличаются и социальные классы. Уже рабы делились на домашних и рабов- производителей. Крестьяне были крепостными, государ ственными и малоземельными. Очень разнообразна струк тура рабочего класса. Она складывается по профессиональ ной подготовке (высококвалифицированные и малоквали фицированные), по отраслевому признаку (металлургия, лег кая, атомная и другие виды промышленности), по уровню жизни, политической культуры, а также по отношению к труду, к нормам и принципам поведения в обществе и т. д. Американский рабочий, например, строго руководствуется Рам Шаран Шарма. Древнеиндийское общество. С. 261. 317 юридическими законами, и, как правило, он предпочитает работать «от и до» и не очень считается с мнением работодателя, когда он просит его задержаться на работе. В отли чие от американского рабочего японский уважает не только юридические законы, но и традиции, в соответствии с кото рыми он относится к просьбам своего хозяина. Последний, в свою очередь, уважая традиции, так просто рабочего не выкинет на улицу, а позаботится о нем. Не менее дифференцированна и интеллигенция. На ее формирование накладывают отпечаток региональные, на циональные и иные особенности страны, ее близость к на роду, ее отношение к национальной культуре и к националь ной политике. В России, например, интеллигенция всегда была сильно политизирована. Она всегда искала ответы на вопросы, кто виноват и что делать. Она терзалась мыслями о том, как помочь народу, как избавить его от нищеты и бес правия. 12.5. Единство духовной сферы Как и другие сферы, духовная сфера имеет свою имма нентную логику развития, показывающую, что обладает универсальными чертами и свойствами, присущими всем духовным сферам. Начнем свой анализ, как и раньше, с ду ховной жизни первобытного общества. Что для нее характерно? Прежде всего, то, что она непосредственно вплетена в материальную деятельность и не вычленена в самостоятель ную область общественного производства. Иными словами, никто специально не занимается духовным производством, что связано с примитивным характером общественных от ношений и с низким уровнем производительности труда. Позднее в духовной сфере первобытного общества начина ют доминировать мифы, сказки, легенды. С возникновением классового общества происходит раз деление общественного производства на материальную и духовную сферы деятельности. Духовная деятельность приобретает относительную самостоятельность и начинает раз виваться по своим собственным законам. Появляются люди, которые профессионально занимаются производством ду ховных ценностей. Здесь опять-таки наблюдаются некото рые сходные процессы. Возьмем, например, философию. Она начала формироваться примерно в 7 в. до н. э. одновремен но в Китае, Индии и Древней Греции. К этому времени в этих странах сложились зрелые классовые общества с высоким для той далекой эпохи уровнем производительных сил, со сложной социальной структурой. В философских учениях ставились одни и те же пробле мы: бытие окружающей действительности и бытие челове ка. Дж. Неру подчеркивал, что по духу и мировоззрению Индия ближе к Древней Греции, чем современные европейс кие нации. Сходство духовной жизни античной Греции и Индии поразило Александра Македонского, вторгшегося на индийскую территорию. В обеих цивилизациях жизнь воспринималась реалистически. Люди одинаково радовались и печалились. Одни проповедовали аскетизм, другие - гедо низм. Обе цивилизации поддерживали постоянные связи между собой. «Греция и Индия, - пишет Неру, - были свя заны друг с другом с древнейших летописных времен, а в более поздний период между Индией и находившейся под влиянием эллинизма Западной Азией поддерживались тес ные связи. Большая астрономическая обсерватория в Уд джаяни (ныне Удджайи) в Центральной Индии была связана с Александрией в Египте» 1 . Многие индийцы посещали Грецию, изучали ее культуру и философию. Неру Дж. Открытие Индии. Книга первая. М., 1989. С. 239. 318 319 С образованием единого исторического пространства, когда плоды духовной деятельности стали достоянием всех ; наций и народов, единство в духовной сфере еще больше подтверждается. Литература, искусство, философия, мораль и другие формы общественного сознания давно перешли национальные границы и обрели мировое гражданство. Трудно переоценить влияние французских просветителей на европейскую культуру. Сочинения Вольтера и Руссо, Дидро и Гольбаха вызывали огромный интерес у европейской чи тающей публики. Императрица России Екатерина II горди лась тем, что переписывалась с Вольтером. Классическая немецкая философия находилась в центре внимания фило софских кругов Европы. Диалектика Гегеля вызывала ост рые дискуссии среди русских философов. В современную эпоху благодаря средствам массовой информации духовные достижения одних народов становят ся достоянием остальных. Представители интеллигенции различных регионов и стран занимаются, в сущности, одни ми и теми же вопросами: экзистенция человека, его судьба и будущее мировой цивилизации, бедность и нищета, техника и человек, космос и человек и т. д. Проблемы эти находят освещение в философии, кино, живописи, искусстве и т. д. 12.6. Многообразие духовной сферы Дифференцированность духовной деятельности народов мира очевидна. Ведь каждый народ имеет свою собствен ную неповторимую и уникальную культуру. Даже живущие в одном регионе этносы имеют разные культурные тради ции, разную живопись и художественную литературу. Вели чайшее творение индийского народа «Махабхарата» так же уникальна, как и греческая «Илиада». Уникальна также китайская пейзажная лирика, описывающая художественными средствами китайскую природу. Следует подчеркнуть, что характерной чертой литературы и искусства является их неповторимость. Два произведения могут быть посвящены одной и той же теме, но она мо жет быть раскрыта совершенно разными художественными средствами. Отечественной войне 1812 г . было посвящено немало произведений, и все они - неповторимы. «Войну и мир», кроме Л. Н. Толстого, никто не написал. Такая уни кальность связана не только с талантом художника, но и со спецификой самого искусства, с его особыми формами худо жественного отражения действительности, своими методами и способами описания и создания художественных образов. Хотя философия возникла в трех регионах (Китай, Ин дия, Греция) примерно в одно и то же время, тем не менее, и здесь имеются отличительные черты. В Древней Греции философия носила рационально-системный характер. Она была связана с наукой и имела мощный логический аппарат. Дос таточно вспомнить Аристотеля, отца традиционной логи ки, разработавшего ее фундаментальные положения. В Индии и Китае не было ярко выраженной логической филосо фии и поэтому ее трудно было отделить от предфилософии. 12.7. Единство политической сферы В широком смысле слова в политическую сферу входит управление делами общества, регулирование отношений между индивидами, группами, классами, слоями, государствами, народами, нациями и т. д. Политика, как известно, возникает в классовом обществе. Ядро политики - государ ство. Там, где есть классовое деление, налицо государство, и везде оно имеет одни и те же функции: развитие экономи ки, регулирование межличностных и межклассовых отноше ний, установление межгосударственных связей, защита су веренитета и территориальной целостности той части исто- 320 321 рического пространства, на котором проживает народ дан ной страны. С победой буржуазного способа производства полити ческая сфера общества сильно усложняется. Возникают мно гочисленные политические партии, отражающие интересы разных классов и социальных групп и стремящиеся к власти для реализации своих политических интересов. Почти везде формируются парламентаризм, президентская или иная фор ма правления. Даже там, где сохраняются монархии, они не оказывают существенного влияния на внутреннюю и вне шнюю политику. Это еще раз свидетельствует о том, что во всех регионах мира развитому обществу соответствует раз витая политическая сфера (универсальное правовое государ ство, всеобщее избирательное право и т. д.). 12.8. Многообразие политической сферы Политическая жизнь государств и народов очень разно образна. Сосуществовали и сосуществуют разные формы правления: монархия и республика, аристократия и олигар хия. В восточных странах доминировали деспотические госу дарства, хотя на Западе они тоже не составляли исключения. Дифференцированна и политическая структура. В раз ных странах в зависимости от традиций и политической куль туры существуют и действуют различные политические партии, одни из которых находятся у власти, другие стремятся взять ее конституционным или неконституционным путем. В США, например, есть несколько партий, но реаль но на власть претендуют только две - республиканская и демократическая. Во Франции к власти стремится не более пяти партий. Япония, как и Великобритания, представляет собой конституционную монархию. Правда, в настоящее время в обоих государствах монархия не играет большой 322 роли в политике, поскольку законодательную и исполнительную власть осуществляют парламент и правительство. В раз ных государствах политическая жизнь протекает своеобраз но. В одних она имеет более консервативный характер, а в других - более революционный. В одних широко распрос транены массовые политические движения, в других они практически отсутствуют. В одних - высокий уровень политической культуры граждан, в других - политическая культура недостаточно развита. Таким образом, с одной стороны, исторический процесс един, но с другой - он весьма многообразен. Если абсолютизировать единство, то мир предстанет однообразным, но если абсолютизировать многообразие, то мир превратится в нечто иррациональное и хаотическое. Поэтому на исто рию надо смотреть диалектически, поскольку реальная ис тория внутренне противоречива, а именно: в единстве нуж но видеть проявление многообразия, а в многообразии - единство исторического процесса. Единство и многообра зие мировой истории свидетельствуют о том, что народы мира могут стабильно развиваться лишь при условии вза имного уважения и терпимости друг к другу. Никогда культуры и цивилизации не воевали между собой, они всегда со существовали, толерантно относились друг к другу и взаимно обогащались. Конечно, могут возразить, что народы все время воевали друг с другом, и это нередко приводило к уничтожению материальных и культурных ценностей. Но на самом деле не народы, как таковые, воевали, а государ ства, преследовавшие определенные геополитические инте ресы. Важно обратить внимание и на то, что по мере продви жения человечества по пути социального прогресса мир все больше и больше обобществляется. Это связано с формиро ванием единого исторического, экономического и полити- 323 ческого пространства. Происходит углубленный процесс обмена материальными и духовными ценностями. Народы все больше и больше сближаются. Интеграционные процессы особенно усиливаются с фор мированием буржуазных общественных отношений. На это обратили внимание еще Маркс и Энгельс. Они писали: «Бур жуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала про изводство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продол жают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, - отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и выраба тывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными про дуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых раз личных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов соб ственного производства приходит всесторонняя связь и все сторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному про изводству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторон ность и ограниченность становится все более и более невоз можной, и из множества национальных и местных литера тур образуется одна всемирная литература» 1 . 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 427-428. Эти интеграционные процессы можно назвать интерна ционализацией человечества, суть которой заключается в том, что хотя происходит сближение культур народов, тем не менее, каждая культура сохраняет свою национальную окраску и свою самобытность. Иначе говоря, одна культура не стремится к поглощению другой. Впрочем, это касается не только культур, но экономических и политических сфер. В экономике, например, сотрудничество предполагает сохра нение национальных хозяйств, в целом национальной эко номики. Каждое государство стремится к тому, чтобы за щитить свой рынок от интервенций импортных товаров. В политике интернационализация предполагает уважение пра ва народов на самоопределение, национального суверени тета, защиту государственных границ и государственной целостности. Для этого были созданы различного рода международные организации, была разработана международная система правового регулирования всех вопросов, возника ющих между государствами. Ни одно государство не вправе навязывать насильственно свои представления о жизнеуст ройстве, свои материальные и духовные ценности, хотя, конечно, нередко появляются противоречия при решении тех или иных важнейших общемировых вопросов. В конце 20 в., особенно после развала Советского Со юза, интернационализация человечества приобретает харак тер глобализации или, как считают французские исследователи, мондиализации, которая исходит из других прин ципов и правил. Если в интернационализации примат при надлежит объективным факторам, то в глобализации - субъективным. Конечно, отсюда не следует, что объектив ный фактор исчез. Объективному фактору во всем историческом процессе принадлежит детерминирующая роль, но на том или ином этапе развития этого процесса субъектив ный фактор выступает в качестве доминанты. Так, напри- 324 325 мер, война нередко играет доминирующую роль в обще ственном развитии, хотя она детерминируется объективным фактором. Происходящая ныне глобализация представляет собой определенный этап в движении общества по восходящей линии. Так случилось, что после окончания «холодной вой ны» и победы в ней Запада во главе с США в интернацио нальных процессах, трансформировавшихся в глобализаци онные, субъективный фактор стал доминантой. В качестве такого фактора выступают Соединенные Штаты Америки, являющиеся единственной сверхдержавой в современном мире и понимающие глобализацию по-своему. Не случайно основные параметры глобализации были разработаны в США. Экономические правила, которые обязательны для всех стран, желающих принимать активное участие в меж дународном экономическом сотрудничестве, представляются следующим образом: «Частный сектор становится основ ным мотором экономического развития, поддерживается низкий уровень инфляции, сохраняется стабильность цен, бюрократический аппарат государства уменьшается, выра батывается сбалансированный бюджет, сокращаются до предела тарифы на импорт, ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции, происходит отказ от квот на импортную продукцию, разбиваются внутренние монополии, увеличивается экспорт, приватизируются государственные предприятия, происходит отказ от регуляции движения ка питалов, местная индустрия открывается миру, иностранцам предоставляется право покупать любые акции и цен ные бумаги, поощряется конкуренция местных компаний, уничтожается коррупция государственных чиновников, про исходит отказ от субсидий отдельным предприятиям, част ным владельцам, открываются банковская и телекоммуни кационные системы, частные граждане получают право 326 выб opa любого, отечественного или иностранного, пенси онного фонда» 1 . Соединенные Штаты Америки заинтересованы в глобализации, потому что она осуществляется по их стандартам. Не случайно многие эксперты по глобализации употребляют термин «американизация» как синоним термина «глобализа ция». Кроме того, от глобализации США выигрывают боль ше всех. Достаточно сказать, что из 50 самых крупных транснациональных корпораций 27 принадлежат им. Эти корпо рации навязывают свои порядки и свое видение другим госу дарствам независимо от их географического положения и эко номических возможностей. Они требуют, чтобы нацио нальные государства не вмешивались в хозяйственные дела. Они выступают за открытость государственных границ. Идеологическая база глобализации - неолиберализм. Но неолиберализм прежде всего выгоден развитым государ ствам, и в первую очередь Соединенным Штатам Америки. Дело в том, что под флагом неолиберализма и глобализа ции на самом деле защищаются национальные интересы этих государств: то, что выгодно международным корпорациям, выгодно и развитым странам по той простой причине, что эти корпорации являются их детищем. Целые суверенные государства объявляются потенциальными зонами боевых действий против терроризма только потому, что они пыта ются проводить самостоятельную политику, направленную на защиту национальных интересов. Оккупация США Ира ка свидетельствует о том, что американское государство под видом распространения демократии и свободы защищает свои национальные интересы и для этого использует любые средства, в том числе военные. Уткин Л. И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. С. 21. 327 Глобализация приводит к стандартизации и унификации: транснациональные корпорации стремятся к тому, чтобы во всех их филиалах, находящихся на разных континентах, про изводили одинаковые товары. Следовательно, повсюду дол жны носить одинаковую одежду, есть одну и ту же пищу, ездить на одних и тех же машинах, покупать одни и те же телевизоры, одни и те же мобильные телефоны и т. д. и т. п. Исчезает национальное своеобразие во всем. Человечество все больше и больше превращается в унифицированное общество. Причем унификация происходит на базе американ ских стандартов. Стандартизации во многом способствует реклама. Она по существу формирует одинаковые потребности у всех лю дей независимо от их национальной и расовой принадлеж ности. Реклама уничтожает национальный колорит городов. Немецкие исследователи Г. П. Мартин и X . Шуманы пишут, что «подобно своего рода глобальной лавине, сметающей все на своем пути, спрос миллиардов на поток товаров, рек ламируемых в мировом масштабе, неумолимо подчиняет себе торговые улицы больших городов... Последней жертвой этой лавины стала Вена, в прошлом столица империи. Бесчисленные магазинчики, оригинальное оформление ко торых придавало центру города приятный и самобытный облик, были вынуждены закрыться после того, как Австрия в начале 1995 г . вступила в Европейский союз, главным об разом из-за одновременной отмены строгого регулирования арендной платы. Сети международных магазинов занима ют лучшие места; унылого вида закусочные, фирмы-изгото вители вызывающе откровенного нижнего белья и аптеки, оборудованные по последнему слову техники, открывают свои стерильные отделения» 1 . 1 Мартин Г. П., Шуманн X . Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С. 79. 328 Если взять политику, то и здесь наблюдаются процессы глобализации. Разумеется, сформировавшееся единое поли тическое пространство требует выработки неких общих форм политического правления и политического поведения государств. В отличие от феодализма, где доминировали монархические формы правления, в эпоху полного господства капитализма, естественно, доминируют демократичес кие формы правления. Но отсюда не следует, что нужно унифицировать все формы и методы политической власти и лик видировать национальную специфику политики и веками существующие государственные границы. Между тем свое го рода стандартизация политической жизни уже происходит. Причем стандартизация происходит здесь по западному образцу. Возьмем, например, выборы. Запад навязывает всем странам независимо от их социально-политического уровня и национальных традиций свои представления о ме тодах и правилах выборов в различные органы власти. Эти представления он выдает за эталон и строго следит за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись. Для этого рассылаются наблюдатели, которые затем представляют отчеты своим руководителям, и если, с их точки зрения, обнаружи ваются какие-то нарушения, то выборы объявляются недей ствительными. При этом нередко используются двойные стандарты: если, например, президентом страны стал нуж ный Западу человек, то любые нарушения выборов игнори руются, в противном случае малейшее нарушение возво дится в абсолют и выборы не признаются. Современные выборы органов власти не только стандар тизируются и унифицируются, но и превращаются в шоу, в спектакль, в обман и надувательство граждан. Средства массовой информации, особенно телевидение, могут так раскру тить любого человека, имеющего большие финансовые воз можности, что граждане именно за него будут голосовать. 329 Подкуп, обман, коррупция, предательство, демагогия, по пулизм - вот далеко не полный перечень составляющих со временных выборов. В эпоху глобализации особо важное значение придается правам человека. Однако они реализуются в зависимости от социального и экономического положения индивида. Богатый человек имеет право, собственно говоря, на все: на жи лье, на отдых, на образование, на путешествия. Поэтому ему, в сущности, от государства ничего не требуется. Ему нужно только, чтобы его богатство надежно защищалось. Бедный человек тоже имеет право на все, но фактически он беспра вен, потому что у него нет денег ни на жилье, ни на путеше ствия, ни на отдых, ни порою даже на кусок хлеба. То же самое касается социальных классов. Один живет за счет экс плуатации другого. Он на это имеет право. Но и эксплуати руемый класс имеет право на забастовки, на восстания и т. д. Могут сказать, что революционные взрывы, восстания и забастовки расшатывают общество. Это верно, но верно и то, что не имеет права на существование такое общество, в ко тором большинство людей не в состоянии удовлетворить свои элементарные потребности, а меньшинство живет в роскоши. Реализация прав человека во многом также зависит от традиций, обычаев и конкретно-исторических условий. На Востоке, например, доминирует коллективизм, а на Западе - индивидуализм. Не случайно теория естественного права возникла на Западе в период бурного формирования бур жуазных общественных отношений. Новый строй требовал освобождения человека от религиозных и экономических оков Средневековья. Ему нужен был человек предприимчи вый, свободный от всяких условностей, готовый идти на риск. И такой человек постепенно сформировался. Он приспособился к новым общественно-политическим порядкам, уважает принятые государством законы, постановления и другие законодательные акты, старается действовать в их рамках, хотя нередко их нарушает. Он предпочитает жить более или менее независимо от родителей и вообще от род ственников. Восточный человек, даже в развитых капиталистических странах, имеет другие представления о своих правах. Он ува жает традиции и обычаи предков, прислушивается к голосу старших, особенно родителей. На Востоке радиус родственных связей намного шире, чем на Западе. В восточных странах сильны традиции патернализма. Граждане стран Восто ка, в отличие от жителей Запада, надеются не столько на себя, сколько на центральные органы власти. Поэтому восточные государства несколько иначе представляют себе права чело века. И нельзя не считаться с этими реалиями. Кроме того, нельзя отрывать права человека от прав народов на самоопределение. В полиэтническом государстве (а в мире почти все государства являются таковыми) права человека в первую очередь реализуются через права наро дов и наций. В реальной жизни большими правами нередко пользуется представитель того народа, который доминиру ет в данном обществе. Если взять международные политические организации, то по определению они должны защищать интересы всех государств и народов независимо от их размеров, экономи ческого и культурного вклада в мировую цивилизацию. В действительности же так происходит не всегда. Возьмем Организацию Объединенных Наций. Эта организация была создана после окончания Второй мировой войны для защи ты мира и суверенитета всех национальных государств неза висимо от их экономической и военной мощи. И надо ска зать, что она сыграла ключевую роль в предотвращении Третьей мировой войны, в защите прав многих народов на 330 331 создание собственных государств. Но в настоящее время Организация Объединенных Наций утратила свою значи мость, и, скорее всего, ее ждет участь Лиги Наций. Глобализация и стандартизация охватили и духовную жизнь. В отличие от прошлых времен человечество имеет единое информационное пространство, благодаря которому сформировалось планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все, что происходит в мире. С помощью Интернета можно в считанные секунды передать любую информацию в самый отдаленный уголок земного шара. Народы все больше и больше узнают друг о друге. Все это нельзя не оценить позитивно. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что глобализация духовной жизни ведет к утрате национальной культуры. Все му миру навязываются западные и, прежде всего, американ ские стандарты культуры и быта: американские фильмы заполонили экраны многих стран мира; американские формы развлечений навязываются всем народам. Сегодня США стремятся выступать своего рода эталоном культуры для других стран мира, хотя Соединенные Штаты формирова лись как вненациональное государство, лишенное нацио нального культурного колорита. Однако, обладая сильны ми экономическими рычагами, они распространяют свою псевдокультуру по всему земному шару. Против негативных последствий современной глобали зации выступают миллионы людей. Возникло мощное анти глобалистское движение. Но оно пока носит в значитель ной мере стихийный и аморфный характер. Сторонники же глобализации утверждают, что ей нет никакой альтернати вы. Вот что пишет американская газета «Нью-Йорк таймс»: «Только одно можно сказать об альтернативах: они не ра ботают. К этому выводу пришли даже те люди, которые живут в условиях, определяемых отрицательными послед- 332 ствиями глобализации. С поражением коммунизма в Европе, в Советском Союзе и Китае, с крушением всех стен, ко торые защищали указанные системы, народы, живущие в этих регионах, испытывающие жестокость дарвиновской борьбы в условиях капиталистического свободного рынка, не выработали цельной идеологической альтернативы. Ког да встает вопрос, какая система сегодня является наиболее эффективной в подъеме жизненных стандартов, историчес кие дебаты прекращаются. Ответом является капитализм свободного рынка» 1 . Поскольку газета выходит в США и отражает интересы тех кругов, которые ратуют за капиталистическую глобали зацию, ничего удивительного нет в том, что она капитализм считает единственной формой глобализации. Но такая глобализация не носит фатального характе ра. Люди не являются пассивными наблюдателями своей истории. Они не столько зрители, сколько творцы собствен ной истории. Поэтому у них есть возможность скорректи ровать нынешнюю глобализацию, придать ей справедли вый и эгалитарный характер: от глобализации должны выигрывать все народы, все культуры, все государства, а не только «золотой миллиард». Осознание корректировки глобализации в первую очередь зависит от развитых стран. Если мировое сообщество хочет выжить, то государства, и в первую очередь развитые, должны идти на определенные компромиссы. Вообще подлинная глобализация невозможна на базе жесткой и жестокой конкуренции, на базе стрем ления к получению высокой прибыли, на базе индивидуализма и отчужденности людей друг от друга. Она возмож на лишь на базе гуманистических ценностей, на базе ува- 1 Цит. по: Уткин Л. И. Глобализация: процесс осмысления. М., 2001. С. 21. 333 жения всех народов и государств, на базе расцвета национальных культур, на базе создания человеку всех условий для проявления его сущностных сил. Иначе говоря, будущее человечества зависит от такой глобализации, которая ведет не к обострению противоречий между государства ми, народами и цивилизациями, а к расцвету всех народов и культур. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел социология |
|