Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Можно ли с помощью одних только слов, вербально, или, как еще говорят, «теоретически» обучить практике ис следования? Лекции по социологии, даже если они хо рошо подготовлены преподавателями и хорошо усвоены студентами, лишь с большим трудом изменяют привыч ное мышление и способ видения тех, кто их читает и изучает. Как преподавать социологию, ее методы и ре зультаты, чтобы способствовать реальному освоению «ремесла социолога» как способа специфического воспри ятия социального мира? 1 Иными словами, как ограничить эту предрасположенность системы образования к про изводству знаний (во всяком случае, в некоторых облас тях науки), которые остаются как бы чужими для тех, кто их получает, и обычно забываются сразу после экзаменов? Действительно, в такой дисциплине, как социо логия, образовательная институция реализует способ ность выхолащивать особым образом, а именно «нейтра лизуя» то знание, которое она должна передавать, и превращая его просто в учебные сведения. Для студен тов, как и для преподавателей, курс социологии часто является неким минимумом, который следует выучить и суметь воспроизвести, чтобы успешно сдать экзамены в конце года. Тогда как в результате настоящего усвоения социологии и ее достижений должно произойти глубо кое и устойчивое изменение привычного восприятия со циального мира.

1 Bourdieu P., Chamboredon J.-C, Passeron J.-C. Le Metier de sociologue. Paris : Mouton / Bordas , 1968.

[14]

Уже к 1930 г ., когда перед социологами встала задача составить программу курса социологии, они столкнулись с этой педагогической проблемой. Тогда же социологи разделились на две группы, предлагавшие весьма различные решения. Первая группа профессионалов (Бэйе, Бугле, Дави, Фоконне) выступала за препода вание социологии, которое можно назвать «энциклопе дическим» в том смысле, что оно уделяет меньше внима ния исследовательской работе, а больше — уже получен ным результатам, оформленным и систематизированным в учебниках. Вторая группа, представленная в основном социологами, работающими не в университетах, а в иссле довательских центрах (Гране, Хальбвакс, Мосс, Симиан), отдавала предпочтение обучению «на примерах». Личный опыт этих социологов склонял их к мысли, что глубокое знание может быть передано только через комментиро ванное изучение случая, поскольку методы работы пред ставлялись им более поучительными, чем изложение результатов исследований, а «обучение без отрыва от производства» — более эффективным, чем абстрактные и общие рассуждения на тему социологических исследо ваний 1 .

Совершенно очевидно, что это проблема не только педагогическая: она обращает нас к вопросу о содержа нии самой дисциплины, к тому, что каждый преподава тель считает важным передать. Например, если считать достаточным, чтобы студенты знали критерии, которыми определяется «социальный класс», а также могли воспро изводить, даже не читая, заглавия и авторов классиче ских трудов по социологии, то учебники успешно могут с этим справиться.

Но мы считаем, что важнее научить тому, как вычле нять из самых банальных взаимодействий обыденной жиз ни ту «борьбу классов», которую раскрыл Карл Маркс — один из «отцов-основателей» социологии. Чтобы вскрыть

1 Heilbron J. Les metamorphoses du durkheimisme. 1920- 1940 // Revue franchise de sociologie. XXVI . 1985. № 2. P . 203- 237.

[15]

эту борьбу (обычно невидимую, поскольку она выража ется не на ученом и условном языке борьбы классов, а скорее на языке «вкуса» и «безвкусицы», «симпатий» и «антипатий»), чтение работ такого социолога, как Эрвин Гоффман, который создает настоящую этнографию по вседневной жизни наших обществ, нам представляется наиболее эффективным и поучительным 1 .

В деле приобретения социологического навыка учебники по социологии занимают важное место, и они, безусловно, необходимы. Кроме всего прочего, они спо собствуют быстрому и экономному усвоению базовой «социологической культуры», т. е. совокупности необхо димых реперов (имена собственные, понятия, идейные течения и т.д.), которые позволяют фиксировать этапы истории науки и те проблемы, с которыми она сталкивалась. Но следует признать, что учебники совсем не помо гают студентам узнать, как реально провести исследование, составить вопросник, критически интерпретировать ответы, мобилизовать все данные и необходимую инфор мацию, короче, сконструировать объект исследования и провести оригинальное исследование, которое не было бы простым повторением уже осуществленных работ. Однако если учебников по социологии довольно много, то, напротив, совсем недостаточно работ, которые стави ли бы себе целью приобщить студентов к социологической практике, не отвергая при этом теоретических амбиций, свойственных учебникам. Именно такую цель и ставит перед собой данная работа.

На страницах этой книги вы не найдете ни экскурса в историю «социологической мысли», ни резюме извест ных классических трудов, ни даже систематического

1 Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А. Д. Ковалева. — М.: Канон-Пресс-Ц-Куч- ково Поле, 2000. (Goffman E. La mise en scene de la vie quotidienne, (1959 et 1971). Trad. d'Accardo A. et Kihm A. Paris: ed. deMinuit, 1973, 2 vol.); Goffman E. Asile. Etudes sur la condition sociale des malades mentaux (1961). Paris : Minuit, 1968; Les Rites d'interaction (1967). Paris : Minuit , 1974; Stigmate (1963). Paris : Minuit , 1975.

[16]

перечня основных понятии социологической науки. В большой мере все эти аспекты будут представлены, но в практическом разрезе, т. е. в конкретном их примене нии и на материале исследований. Мы сознательно дела ем упор на способе социологического мышления в дей ствии, чем объясняется большое разнообразие цитируе мых, анализируемых и сравниваемых работ. Кроме того, были отобраны новые исследования, касающиеся очень близких студентам сфер (школа, политика на телевидении, иммигранты, опросы общественного мнения, отно шения с родителями и т. п.) и, следовательно, в опреде ленной степени доступных их собственному опыту.

Стремясь изложить подходы, разработанные в прак тике социологических исследований, эта книга попада ет в особую область, которая не сводится ни к области теоретического дискурса, ни к области механического на учения набору приемов. Задача данной работы — позна комить студентов с плодотворной практикой исследова ний, предложить им инструменты анализа, которые можно было бы реально применять. Хотелось бы, в част ности, найти ответ на вопрос, который почти всегда зада ют себе изучающие социологию: как следует поступать, чтобы в рамках исследования практически объединять одновременно теории известных авторов и методики наблюдения, сбора, анализа данных? Не имея возможности при влечь студентов к участию в настоящем исследовании (что было бы наиболее продуктивным), мы решили пред ставить самые разные примеры исследований. Их нужно воспринимать не как «модели» для подражания, но как практические упражнения, где используются принципы анализа, продемонстрировать которые можно только в конкретных приложениях.

Книга состоит из четырех глав, каждой из которых свойственна собственная логика, а потому любая из них может быть прочитана независимо от других. Главы даны в порядке, который не исключает и другой последователь ности прочтения. В первой главе («Личный опыт и науч ное требование объективности») на примере ряда работ,

[17]

в частности исследований армии, церкви и школы, ста вится один из вопросов, который обычно возникает пе ред любым студентом, изучающим социологию, а именно вопрос об объективности. Уже Эмиль Дюркгейм в «Ме тоде социологии» настаивал на необходимости «понимать социальные факты как вещи», однако важно еще знать, как осуществить это в конкретном случае, особенно ко гда исследователь обращается к социальным универсу мам, частью которых является сам.

Вторая глава («Предмет социологии и социальная про блема») на основе анализа нескольких современных со циальных проблем («положение женщин», «иммигранты», «третий возраст» и т.д.) раскрывает незаменимую роль социальной истории, позволяющей установить генезис того, что сегодня нам кажется очевидным и, соответствен но, относительность этих проблем. Исследование пока зывает, что социальная проблема не является, как это часто думают, социологической проблемой, но — и это особенно важно — что социальную проблему можно изу чать социологически.

Третья глава («Статистическое конструирование») на примере самоубийств, безработицы, контрацепции и использования социально-профессиональных категорий показывает, что незаменимость статистических исследований, совершенно очевидная для социолога, не должна заслонять того факта, что сами исследования конструи руют реальность, которую они берутся объективно изме рять, и что трудности измерения связаны вовсе не с не совершенством инструментария, но почти всегда исхо дят от самой социальной реальности. Таким образом, в качестве объекта изучения здесь взяты социологические исследования, и к самой социологической практике при менены методы социологии.

Этот прием служит удачным введением к последней главе («Разрыв с предвзятыми или искусственно создан ными конструкциями»), которая показывает, что одно из главных препятствий для социологической практики се годня состоит в распространении результатов социальных

[18]

наук или, точнее, в определенном представлении о социо логии, сложившемся в обществе. Рассматривая в каче стве примера опросы общественного мнения (зондажи), которые обычно путают с социологией, эта глава напоминает, что социологическая практика отнюдь не сводит ся к использованию одних лишь технических приемов ан кетирования, но в первую очередь предполагает опера ции по конструированию объекта исследования, а через него — и собираемых данных.

[19]

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.