Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)
ХАРСИНИ И ЕМУ ПОДОБНЫЕ
Мухаммед ибн Закарийа говорит, что он сходен с [металлом]
китайских зеркал и что он отсутствует [в природе]. Но несомненно, что он
связал его отсутствие с нашей страной; если бы он абсолютно отсутствовал,
то ничто не могло быть ему подобно, и он был бы только словом, как ангел
габрайил и ава.2 А в книге «Избранное» говорится, что харсини сходен
с оловом (расас) по цвету и плавкости. Один из моих знакомых говорил,
что в области Каран, а она расположена между Кабулом и Бадахшаном,
находят среди скал камни, которые плавятся как олово. Но это [сходство]
касается только цвета, сам же он хрупок, как стекло, и не выдерживает
ковки и ударов.
Абу Са'йд ал-Казвйнй, среди того, что он написал мне о нем (харсини),
указывает: прежде всего, приходит на мысль, что харсини — это тот
металл, из которого отливаются колокола в Кашгаре и котлы в Барсхане,3
расположенном на берегу Иссй-куля,4 то есть горячего озера, а также
и [другие] сосуды, очень грубые, но это зависит от мастеров и [их]
искусства, так как то, что из него вырабатывается в Китае, крайне изящно и
тонко. Говорят, что они (китайцы) прибавляют к нему кала'ийское олово,
тогда он служит материалом для изготовления китайских зеркал. А в за-
булистанском Зарубане есть камни, которые называются мурдасандж,
и они разных форм, похожи на черный, окрашенный [сверху] в желтый
цвет [минерал], подобный сере; его плавят и из него отливают в формах
предметы вроде амулетов и [подвесок], употребляемых индийскими
женщинами для кос; называют его харсйнй, и он похож на [металл]
китайских, зеркал, в нем преобладает черный оттенок железа. Аллах же —
податель успехов.
ШИБХ - ЛАТУНЬ, БРОНЗА - И ИСКУССТВЕННЫЕ СПЛАВЫ
Шибх — это желтая медь, из-за насыщения ее тутийа (цинком),2
приготовленным на сладостях 3 (?) и других веществах, так что она
приобрела сходство с золотом и стала называться «подобная 4 [золоту]».
Сказал ас-Сарй:
В своих действиях с ним сходны люди,
Так же сходна латунь с золотом.
В виду того, что желтизна ее не является природной, то огонь
уничтожает ее частично при каждой плавке, и тогда прибегают к помощи нового
насыщения тутийа, в противном же случае уменьшение [желтизны]
дойдет до первоначального состояния чистой меди. Удивительным в шибх
является то, что она не сгорает от серы, подобно тому как от нее (серы)
сгорают остальные металлы, исключая золото, словно сходство ее с
золотом по желтизне предохраняет ее также и от сгорания. Однако [в
рассказах] об изготовлении эмалей и полив упоминается и жженая шибх, и
если это так, то [способ] ее обжига будет близок к обжигу меди. А в
тутийа удивительным является то, что он смешивается с медью настолько,
что увеличивает ее вес, а появившаяся каменистость не служит помехой
ковкости. И подобно тому, что желтизна появляется в ней (меди) как
побочная случайность, точно так же и тутийа, который примешивается к ней,
лишь увеличивает ее [вес], но не соединяется с нею и не превращается
в нее, и огонь при каждой плавке уменьшает его (тутийа) и в массе, и
в весе, пока не уничтожит его целиком. А тутийа, потребляемый при
этом, — это дым и пот [какой-то] глины. Эта глина помещается в печь,
в которой установлено нечто вроде глиняных столбов, под подом [печи]
разводят огонь, и тлтийа, испаряясь,, оседает на столбах и покрывает их,
наподобие корки; поэтому он (тутийа) слабый, как кожура.
Приготовленный тутийа увеличивает и вес серебра, так же, как и
красной меди, без того, чтобы его (серебро) почернить или ухудшить его
ковкость. Он (тутийа) сдирается с него (серебра), так же, как и с нее (меди).
Если же примешать шибх к золоту, то она портит его и делает хрупким,
и сера бессильна очистить золото от нее (шибх), так как оба они вместе
не сгорают от нее и она (шибх) неразлучна с ним (золотом), как скверный
раб; ее нельзя отделить от него иначе, как путем плавки вместе с головой
собаки (?) и насыщения свинцом, точно так же, как ими очищается
серебро от меди, поскольку сера их обоих не очищает, а сжигает вместе.
Вес шибх по отношению к оси сравнения — золоту — 44 и 7/8.5Α.ι-
лах же — податель успехов.
ИСФИЗРУЙ - БЕЛАЯ МЕДЬ
Название это персидское и значит белая медь. Называется она также
суфр.2 Но [это слово] более подходит для бронзы (шибх), из-за желтизны
последней. Сказал Абу Таммам:
Обилие бронзы (суфр) справа и слева
Понизило ценность золо.та.
Сказал Абу Саспд ибы Дуст:
Мне говорят: «Ты довольствуешься малым
В жизни, почему же не довольствуешься вместо золота бронзой (суфр)?»
Мое сердце не свободно (сифр) от желания искать богатства,
Но мои руки пусты (сифр) от белого [серебра] и желтого (суфр) [золота].
О появлении его рассказывают [следующее]: когда ал-Хаджжадж
приказал разломать в странах Ирака и Персии сосуды из золота и
серебра и настрого запретил пить из них, Фйруз, клиент Хусайна, для
которого было ненавистно пить из стеклянных сосудов, спросил:
«Упоминаются ли [в приказе] сплавы?» И был для него приготовлен сплав из
серебра и меди и изготовлены чаши. Затем заменили в нем (сплаве) серебро
свинцом и стали применять для выделки сосудов — чаш для питья,
кувшинов для воды, лоханей и тазов
для стирки одежды благодаря
сравнительно малой подверженности его
(сплава) ржавчине и загрязнению.
Жители Саджистана (Сеистана)
отличаются искусством и изощренностью
изготовлять его и привыкли его
применять. Саффариды занимались этим
ремеслом до того, как достигли
власти.
В Софала аз-Зиндж имеется медь
крайне высокого качества, которая
в огне не чернеет, а приобретает цвет
павлина; когда к ней добавляют
свинец, она становится подобной бронзе
(шибх). Она поддается ковке, в
отличие от желтой меди, не терпящей
этого; сплавы с желтой медью —
подлинные сплавы, так как после
соединения невозможно каким-либо
способом восстановить в отдельности обе
их составные части, они остаются
навсегда вместе и портятся вместе.
Все испытатели природы единогласны в своем определении огня и тепла,
а именно — что они являются соединителями однородных вещей и
разъединителями неоднородных. Примером этого является ал-Киндй, который
в комментарии говорит: к свойствам огня принадлежит способность
соединять частицыкаждого из минеральных тел в одну ограниченную
минеральную совокупность и разъединять смеси их, если их вещество различно.
Это [происходит] потому, что [огонь] сжигает встречаемое им в
течение определенного промежутка времени, и если он встречает оба вещества
в смеси, то сначала сжигает из двух [веществ] слабейшее, пока не
уничтожит его, а более сильное остается. И говорит он (ал-Киндй); это то, к чему
не преминул прибегнуть Ауманйс 3 в наставлении Ифлатуну (Платону),
когда он (Платон) пожелал ввести одно красящее вещество в другое,
с тем чтобы они были устойчивы в огне и исчезали бы только вместе, и
чтобы тело окрашиваемого по весу и по объему было таким же, как и
природный минерал.
Рис. 14. Печать ювелира. Сасанидская
гемма.
(Национальная библиотека, Париж)
Это последнее условие делает тщетной возможность [алхимического]
изготовления серебра и золота, однако то, что мы предпосылаем выше,
относительно исфйзруя — не следует отвергать, так как огонь в нем не
уничтожает свинца раньше меди, но уничтожает их вместе.
Что касается упомянутого определения [огня], то, если бы не
упоминался при этом минерал вместе с телами, то решето имело бы больше прав
на него. Алхимики придают символическое значение и дают загадочные
прозвища отдельным телам, связывая их со светилами, и думают, что
в этом у них согласие с тем, чего придерживаются астрологи. Но это
противоречит их (астрологов) мнению. Отсюда они (алхимики) объясняют 4
взаимное тяготение свинца и меди тем, что связывают медь с Венерой
(Зухра), а свинец — с Марсом (Миррйх) по аналогии с тем, как девушка
любит юношу и следует за ним. Астрологи же устанавливают
символическую связь свинца с Юпитером (Муштарй), а меди — с Марсом (Миррйх),
в действительности же между этими двумя светилами нет иной связи,
кроме смежности орбит.
Вес желтой меди (суфр) по отношению к оси сравнений — золоту —
46 и б/8.5 Но у меня по этому поводу есть сомнения, устранить которые
мог бы опыт и повторное испытание, но время не дало мне возможности
осуществить это. Аллах же — податель успехов.
БАТРУЙ - «ДУРНАЯ МЕДЬ»
Это медь, краснота которой поблекла благодаря свинцу, который к ней
прибавили и с которым она смешалась. Из него (сплава) отливают ступки
и кастрюли. Если же примесь состоит из бронзы (шибх), то в ней
побеждает желтый цвет. Такой [сплав] называется литой бронзой (шибх).
Из него выделывают подсвечники, светильники и то, что применяется для
печей, вроде кочерги, щипцов, крюков. Из него же отливают сосуды
для воды, которые употребляются в мечетях, на перекрестках улиц и
в прочих местах. Я полагаю, что значение этого названия, если принять,
что в нем «т» удвоенное, — «дурная медь», так как он (сплав) похож на
шлак. Он не выдерживает длительной ковки и сильного огня. Иногда
название его приводится сокращенно — руй,1 а от нухас [иногда]
неправильно производится [другое] его название — мис. Между свинцом
(усруб) и медью (нухас) нет [того родства], как между оловом (расас)
и медью (нухас), так как из [первого] сплава, когда он попадает под
действие огня, — ив особенности вместе с' жиром, — вытекает свинец и
остается одна медь.
Алхимики связывают свинец с Сатурном (Зухал), но он дряхлый и
грубый;2 [созвездие] Девы питает отвращение к нему и не желает
сближения с ним, стремясь удалить его от себя и не общаться с ним.
упоминается таликун х без пояснения его сущности,
но мне не удалось его увидеть или узнать о нем что-либо по рассказам
достоверное и надежное.
В медицинских книгах упоминается, что лишние волосы,
выщипанные из ресниц при помощи сделанных из таликуна щипцов, больше уже
не вырастают; также говорят, что если смотреть в зеркало, изготовленное
из него, то глаза портятся и поражаются трахомой. В книге «Избранное»
говорится, что он изготовляется из бронзы (шибх), а в «Книге о камнях» —
что это род меди; однако люди прежних времен причисляли его к острым,
ядовитым лекарственным средствам, вредным для тела и крови, если он
к ним примешивался.
Поскольку мы дошли до этого места, то тем самым мы достигли того,
чего желали, и выполнили то, что раньше обещали. Заключим же книгу
тем самым, с чего мы начали ее, а именно — хвалою Аллаху высокому,
щедрому на добро всем тварям, которые устремляются к нему в государстве
Эмира Сайида, короля поддерживаемого, Султана великого, светоча
государства, полюса религиозной общины, славы народа, да будет счастье
навеки после долготы срока, ибо он на все что пожелает, имеет
могущество и достоин ответить!
Книга закончена. Хвала Аллаху единому справедливому! И да
благословит Аллах нашего господина, пророка Мухаммеда, его род и его
благородных сподвижников.2
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|
|