Ваш комментарий о книге
Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)
АЛ-КИСА АС-СИНИЙА - КИТАЙСКИЕ БЛЮДА
Здесь иногда они вырабатываются из чистой марвы, упомянутой в главе
об эмали, в смеси с глинами, однако эти глины неоднородные, смешанные,
не чистые. Относительно же чистого китайского фарфора я слышал, что
они (китайцы), после того как тщательно размельчат [камень] марву
в порошок (а у них имеется такой вид его, который превосходит все, что
находится у других людей, и, согласно их описанию, обладает
прозрачностью горного хрусталя), засыпают его в мешки из буйволовой кожи.
Затем работники начинают месить его ногами, при этом месиво должно
быть [все время] влажным. Каждый работник месит определенный
промежуток времени; затем, когда этот срок кончится, месиво переносят на
станок другого работника, следующего за ним, и он начинает делать
то же самое; так соблюдается между ними очередь работы и отдыха, а цель
этого в том, чтобы замешивание ни на мгновение не прекращалось, иначе
месиво отвердеет и придет в негодность. И продолжается это таким
образом до тех пор, пока месиво не достигнет желаемой вязкости и не станет
тягучим, как тесто. Затем в него замешивается известь пережженного
малайского олова. Иногда же сперва из него выделываются сосуды, и
когда они высохнут, их обсыпают снаружи и внутри этой известью и
затем ставят в печь.
Рассказывает Впнал ас-Саби': лучшие из этих сосудов доставляются
из области Йанг-чжу,1 одной из их (китайских) областей. А другие
рассказчики добавляют к сказанному относительно месива, что, когда оно
окончательно будет приготовлено, его помещают в бассейн и беспрестанно
двигают его ногами, и это длится от десяти до ста пятидесяти лет, переходя
от наследников к наследникам, а иногда тянется и четыреста лет. Они
(китайские сосуды), как и стекло, когда разбиваются, то вновь
переплавляются и снова пускаются в работу.
Говорят братья [из Рея1: лучшие китайские фарфоровые блюда —
абрикосового (мишмишй) цвета с тонкими чистыми стенками, изготовленные
из мелкой глины, путем лепки; затем цвета лавра (ринд), затем поливные.
Иногда цена отдельного сосуда доходит до десяти динаров.
Был у меня в Рее друг из купцов Исфахана, в доме у которого я гостил.
И видел я, что вся посуда у него — миски, уксусницы, солонки, тарелки,
кувшины, чаши и даже сосуды для нагревания, тазы, банки, фонарики,
светильники и прочая домашняя утварь — были из китайского фарфора.2
И дивился я проявленной им в этом деле заботе в целях украшения
[дома].
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|