Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)
МУМИИА - АСФАЛЬТ
Горная смола (мумийа) в некоторых отношениях соответствует амбре
и ароматическим смолам и заслуживает того, что мы ее храним ради ее
ценности и для оказания помощи тому, у кого в теле сломается какая-
нибудь кость. В «Книге установлений» г она упоминается среди лекарств,
которые выдавались из хранилищ Хосроев тем крайне нуждающимся
людям, кто не в состоянии приобрести их, — в чистом виде или в виде
составов и снадобий для улучшения [здоровья] и прочих [целей]. И среди
этих лекарств упоминаются два сорта мумийи: холодная и горячая; %
наличие холодной странно, так как мумийа — это вид смолы, а холод
смолам чужд; но по этому поводу существует много противоречивых
толков. Выше [в упомянутой книге] приводятся их [толков] разные виды, чтоб
они послужили мерилом для других.
Автор книги «Форма климатов» говорит, что в Дарабджирде у султана,
у одной пещеры в горах, поставлена стража, которая охраняет ее. И в году
есть определенное время, когда туда прибывают правители, начальники
почты и [другие] доверенные лица султана и открывают ее; к этому
времени там, на дне каменного углубления, скопляется [немного] мумийи —
объемом с плод граната. В присутствии этих доверенных лиц на нее
накладывается печать, при этом каждому из присутствующих дается по
маленькому куску, и это настоящая мумийа, а вся остальная —
поддельная.
Вблизи пещеры расположено селение, называемое Абйн, и к нему
восходит другое название мумийи, а именно — абинский воск (мум абйн);
или же, помимо этого, такое название дается ей, благодаря ее сходству
с воском, то есть потому, что она подобна воску по своим свойствам —
мягкости и плавкости.
Ас-Сарй ал-Маусилй говорит, что значение слова мумийа — «водяной
воск», и никто не знает, откуда она вытекает и где ее источник. В Фарсе
имеется для нее запертое на замок здание, при котором находится надежная
стража. Ежегодно по приказу султана его открывают в присутствии
старейшин: в русле протока, [текущего там], имеется бассейн, в котором для нее
установлен фильтр, похожий на решето, сквозь которое вода выходит
наружу, а мумийа задерживается, и когда она отвердевает, ее забирают в
казнохранилище. И говорит Абу Масаз ал-Джауамаканй: это [вещество] —
персидское по происхождению, и представляет собой вид смолы. То же
говорит ад-Димишки.
В «Книге о хузистанцах» (Куннаш ал-Хуз) говорится: ее привозят из
области Мах; она похожа на смолу; это камедь, вытекающая из некоего
камня в горах. Переводчик этой книги разъясняет, что слово камедь
прилагается к тому,что само вытекает из дерева при созревании, а то, что
извлекается при помощи давления, называется соком.
Мах 3 — это Джибал; Махайн — это Мах Басра, а это Дйнавар,4 и Мах
Куфа — это Нихавенд; иногда присоединяют к ним и Мах Сабазан, и
все они вместе называются Махат; иногда же Нихавенд называют Мах
Динар, по имени пленника оттуда, который заключил мирный договор
сХузайфой об этом городе. Ахваз5 же слишком близок к Фарсу и Джи-
балу, чтобы хузистанцам не было известно относительно мумийи; до нас же
дошло только то, что было приведено выше.
Говорит Хамза, что в деревне Джуран округа Каран рустака Кухи-
стана имеется месторождение мумийи, и также в деревне Карку Каран
того же рустака и округа. Мы же не слышали ничего о привозе ее из этих
мест. Она как будто набатейская, и ею пользуются только жители тех
районов.
Говорит Абу Ханйфа, что пчелы запечатывают свой мед и детву
воском и покрывают запечатанное место чем-то очень черным, с острым
запахом, похожим на воск, и это — одно из сильнейших лекарств от ушибов
и ран; оно дорогое и редкое и наз'ывается по-персидски мумийа.
В прежнее время любой из тюрок-гузов, кто принимал ислам и
смешивался с мусульманами, становился переводчиком между теми и другими,
так что, когда какой-нибудь гуз принимал ислам, гузы говорили: он стал
туркманом, а мусульмане говорили, что в их число вошел туркман,
то есть похожий на тюрка. Мне вспоминается Субай-Хирма из
окрестностей Пайкенда, который ежегодно прибывал к Хорезмшаху с дарами, среди
которых была мумийа, изготовленная им из растений; он утверждал, что
все лекарства он составляет только из трав, и что [изготовленная таким
образом мумийа] обладает более высоким достоинством и быстрее действует.
И случилось, что сломалась нога у личного сокола Хорезмшаха,
[сидевшего] на руке у главного сокольничего. Хорезмшах разгневался на
сокольничего и приказал сломать ему ногу, — а я там присутствовал. И вот
сокольничего вывели и заставили лечь, и палач ударил его по голени
дубиной, [толстой], как ствол пальмы. Один из врагов истязуемого сказал:
«Что это, ломание [ноги] или ужимки?» Тогда палач рассердился и, боясь
плохого для себя, нанес ему [сильный] удар по ноге, и раздробил ему
кости так, что, взяв ступную ноги, подвернул ее под колено. Затем он
спросил у того человека: «Довольно этого, или же добавить еще?» Об этом
донесли эмиру; он раскаялся, и сжалившись над сокольничим, приказал
дать ему выпить туркманской мумийи, и сокольничий выздоровел. Я видел
его через год верхом с соколом на руке; когда он спешился, то пошел
ковыляющей походкой, не нуждаясь в том, чтоб опираться на палку.
Об испытании [качества] мумийи говорят следующее: ее растворяют
в смеси масла и уксуса и мажут этим рассеченную печень; затем пробуют
печень ножом, и прочность соединения будет признаком ее высокого
качества; некоторые переламывают ноги курице, потом дают ей пить му-
мийю.
Все то, чего бывает очень мало и что трудно достать, получает
благодаря этому особое отличие и пробуждает стремление претворить в действие
скрытую в нем силу. Таково редчайшее лекарство жителей Индии,
которое они называют шаладжа, а некоторые называют шаладжма; а это —
название рыбы, которая водится в Индийском море и которую редко
удается поймать. Берут растопленный жир ее и взбалтывают в глиняном
горшке, и применяется он при вправлении костей, и [действие его] весьма
удивительно; когда его очищают и держат на солнце, то он становится
похожим на красный мед. Рассказы о нем многочисленны. Один из них
таков: горные козлы во время гона, поднимаясь в горы, мочатся один
за другим в одной и той же яме, так как ощущают запах; затем от солнца
моча чернеет и начинает густеть и приобретает сходство с маслянистой
смолой, это и есть шаладжа. То же, что и о козлах, говорят относительно
ослов, и по-персидски это вещество называется моча онагра (гур-камйз).
И говорит Ибн Дурейд: синн — это моча осла; когда она сгущается, то
применяется для лекарств. И говорят, что это — жидкость, выступающая
в углублении [поверхности] горы, и индийские лекари отбирают ту,
которая чернее по цвету и которая издает запах коровьей мочи. Абу Наср
ездил по какому-то делу в Йиру (?) до пределов его, и он взял на себя
поиски этого лекарства. В его книге говорится следующее: «Был я в одной
деревне на юге Синда, и вот прибыли люди, которые принесли в мешках
шаладжу; жители [деревни] сбежались толпами, чтобы купить ее у них.
Я спросил о ней, и они указали на гору к западу от этой деревни и
сказали, что они поднимаются к труднодоступным местам, ищут и там
находят ее приросшей к камням так же, как камедь прирастает к дереву».6
Аллах же — податель успехов.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|
|