Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

АЛМАС — АЛМАЗ

Я рассказываю об алмазе 1 раньше, чем приступить к рассказу об
остальных драгоценных камнях, которым принадлежит главенство, —
я имею в виду жемчуг и изумруд, — потому что алмаз оказывает действие
на яхонт, действующий [в свою очередь] на то, что ниже его, а сам не 
подвергается воздействию со стороны чего-либо, что выше его, и не 
испытывает влияния от того, что ниже его, разве лишь в той мере, которая
неизбежна, поскольку и он принадлежит к числу [вообще] 
подвергающихся порче предметов, хотя и может сохраняться долго, годами. 
Положение его среди таких предметов подобно положению господина, которому
подчиняются низы и чернь. Связь между ним и яхонтом наиболее тесная
в отношении крепости, твердости, нахождения по соседству в 
месторождениях, а также по свойству побеждать другие камни своей 
способностью сверлить и резать.
Жемчуг же — это водный органический вид в противоположность
земным драгоценным камням, мертвым и неорганическим; он отличается
от них способностью расти. А то, что мы откладываем рассказ о нем, не
нанесет ущерба его благородству, главенству и ценности.
Название алмаза по-индийски — хйра,2 по-гречески — азамас,
а также адамантун.3 Ал-Кинди говорит, что слово это значит «тот, который
не разбивается». По-сирийски его название — алмийас и кйфад-ал-
мас.4 И как будто значение этого — «камень алмаз».
Главное свойство его заключается в том, что он все разбивает, его же
самого ничто не может разбить. Некоторые полагают, что зирран — это
алмаз, но это не так. Это имя производное от зирр (кремень), и оно 
означает разрезание — отсюда название зирран обозначает и «мужское»
железо^ подвергшееся закалке. Что касается [употребления этого слова
для] стали, то об этом свидетельствует и то, что говорится в начале книги
Йупгу'а (Иисуса Навина), — «меч из зиррана». И это — текст, согласно
которому отпадает для слова зирран значение алмаза. В стихах это слово
также встречается с буквой «з» [в другом значении].
Сказал Имру'улкайс: 6
Заставляет она (верблюдица) разлетаться острые осколки кремня (зирран)
[Ударами] жилистых ног, пораненных камнями, покрытых шерстью.
И звон кремня, когда они его разбивают,
Точно звон монет, когда отбирают среди них фальшивые в царстве 'Абкар.
И говорит Абу-л-Хасан ас-Санаубарй:
. . .На крепкой [верблюдице], ступня которой выбивает острые осколки (зирран),
Когда она, [мчась] по бескрайней [пустыне], заставляет искриться кремни (зирар).
Алмаз в большинстве случаев камень прозрачный, и [по цвету] он
ближе всего ко ртути, подобно тому как жасминное масло сравнивают
[по цвету] со свинцом и говорят «свинцовое масло». Ал-Киндй 
сравнивает алмаз с фараоновым стеклом.7
Его цвета: белый, оливковый, желтый, красный, зеленый, синий и
черный.8 И способ выбора его (алмаза) таков: одним краем его вставляют
в воск (букв.: в свечу) таким образом, чтобы можно было держать его
пальцами, затем его ставят между глазом и солнцем, и если в нем появится
красный цвет и пламя, наподобие радуги, то это отборный сорт. Такие
цвета дают только белый и желтый алмаз. Поэтому у индийцев они 
считаются лучшими сортами. И говорят, что они видят в нем хорошую 
примету. Если это так, то по той причине, что он одолевает и побеждает
все родственные ему [камни].
Мне было прочтено из одной книги, имеющейся у них, что [для 
выбора камня] нужно на него дышать, пока он не согреется от дыхания,
затем следует бросить его в воду с солью, в которой промывали серебро.
И тот алмаз, который покажется белым, и будет отборным; он считается
наиболее пригодным для украшения и инкрустирования мечей и 
ожерелий, а также всяческих уборов, которыми украшают верхнюю часть
тела; тот же, который покажется в этой воде красным, подходит для 
украшения поясов и того, что покрывает середину тела; тот, что покажется
в ней желтым, [идет] на вставки в перстни, запястья и браслеты; тотт
у которого цвет переходит в черный, идет для ножных браслетов и 
других украшений для ног. Они говорят, что если изменить этот порядок
и украшать [камнями] этих цветов предметы, предназначенные не для
тех частей тела, как это было упомянуто, то человека может поразить
удар грома. Если это правда, то это весьма удивительно, ведь звуки 
воздействуют на полые [тела], как например кишки и ушные полости,
затем палатки, строения с куполами, пустоты в горах. Особо сильные и
громкие звуки разбивают и повреждают их. Алмаз же далек от 
разреженности, не говоря уже о пустотах.
Его природные формы до обработки представляют собой конусы,
многогранники, [а также фигуры, состоящие] из трехгранников; 
подобные фигуры известны под именем нарййа (огненные),9 в которых 
треугольники соединены основаниями. Среди них имеются такие, которые 
напоминают по виду фигуру, именуемую хава'й (воздушный),10 и называются
они «ячменными», из-за острых концов и утолщенной середины.
Некоторые полагают, что способность алмаза раскалывать и 
просверливать другие камни зависит от того, что он может иметь форму нарййа
(огненную), ибо только лишь сила огня способна проходить насквозь
все предметы, как бы просверливая их и проникая через них от одного
конца до другого. Этими формами он отличается от белого яхонта. 
Обманщики же вытачивают из белого яхонта путем шлифовки фигуры той же
формы, что и алмаз, и пускают их в продажу вместе с ним.
Нам доставили из окрестностей Исфйнакана или Сарйкана в 
пределах Нисы 1Х камни в точности как ячменные зерна, по форме и величине.
На некоторых из них были видны треугольные [грани], наподобие 
треугольных [граней] алмаза. Эти камни имели желтый оттенок хабйсы.12
Тот, кто их рассматривал, почти не сомневался, что они искусственно
вышлифованы. Но это было не так по двум обстоятельствам: во-первых,
я обнаружил на них нечто вроде креста — одна полоса 
перекрещивалась с другой, входя в нее и сливаясь с ней; и это доказывало мне, что
первоначально они были мягкими и податливыми, как тесто, что сделало
возможным проникновение одной части в другую посредством давления.
Во-вторых, как рассказал человек, доставивший их, они лежали в 
пещере вперемешку с белой, имевшей красноватый оттенок, землей, и 
пещера была ими полна. Обилие их исключает возможность специального
их изготовления кем-либо, без видимой в них пользы. Они были 
мягкие, легко растирались и ничем не походили на твердый камень.
Тогда пришло мне в голову предположение, в пользу которого опыт
не говорил: не смогут ли они заменить смолу дерева балат для 
заживления ран, так как цвет их напоминал цвет одного хорезмийского камня,
обладающего особым свойством лечить раны. А этот [камень] округлый,
конической формы, до середины по длине прозрачный. В разломе видна
ось конуса в виде линии, отличающейся [по цвету] от всего остального,
а чернота в нижней части отделяет также коническую полость. 
Утверждают, что он (балат) растет в долине к востоку от селения Сарйгад,
а это третья остановка по пути от Хорезма к Мерву и Бухаре. Посреди
этой долины расположены три гряды по три холма, известные под 
именем «треножника», между ними и собирают эти камни.
Нет ничего чудесного в таком непреднамеренном формировании 
камней в виде правильных фигур. Так, в горном хребте, лежащем напротив
Баршавура,13 имеется черная гора цвета железа. Обломки скалы и 
галечник,14 крупные и мелкие куски, имеют здесь форму толстых 
кирпичей и железных весовых гирь,* от которых они не отличаются ничем,
кроме легкости веса.
А из пределов Манкувара 15 — это недалеко от одной крепости в 
Индии — мне доставили мелкие и крупные куски камня длиной с кончик
пальца и меньше,· белая окраска которых имела красноватый оттенок,
а сами они были мало прозрачны. Они напоминали аметисты. Все они
были подобны амулетам,16 как бы отлитым в виде столбика с шестью
гранями, то есть на концах имели граненые конусы (пирамиды), 
примыкавшие к граням столбиков; и поверхность их была гладкая. Не было
сомнения, что они вытачивались искусственно, пока я не заметил на
поверхности некоторых из них каменные наросты, принадлежавшие 
другой породе и совсем не прозрачные. Если бы камни подверглись 
[полной] шлифовке, то эти наросты были бы сравнены с общей поверхностью,
а если бы шлифовка была сделана вокруг них, то это [неминуемо] 
бросилось бы в глаза, и они не были бы такими ровными; и тогда я понял,
что это их природная форма, а не искусственная. Мне рассказывали о 
нахождении подобных камней в копях в горах вблизи Газны.
Индийцы из алмазов отбирают только целые, у которых правильная
форма с острыми углами и нет зазубрин. Они не любят камней, у которых
отбиты углы, даже считают их дурной приметой, как будто это 
произошло оттого, что они были побеждены чем-либо другим. Таков же обычай
индийцев и в отношении их идолов и инструментов, когда с ними 
случается поломка или появляется случайный порок.
Жители Ирака и Хорасана не обращают внимания на сорта алмаза
и их цвет. Для них'они все одинаковы по качеству, так как [там] 
употребляют их только для сверления и изготовления отравы и не почитают
так, как это делают жители Индии. Дело доходит до того, что они 
(индийцы) белый алмаз называют брахман,17 желтый — киштйр, а на 
другие [вовсе] не предъявляют спроса; черный они называют джамдал.,
Так же они поступают и в отношении аконита (бйш),18 разные сорта
которого они называют по цвету и дают им прозвища по названию своих
каст. Одновременно они и кастам дают названия цветов [камня].
Абу Зейд ал-Араджанп 19 рассказывает со слов некоего врача об
алмазе, что он убивает через некоторое время, если им напоить. JI мы
знаем, что у этого камня есть свойство убивать, такое же, как у камня,
похожего на коралл (буссаз), упоминаемого среди ядов, быстро 
вызывающих смерть. Если это так, то необходимо, чтобы оно (это свойство) 
заключалось в каком-нибудь внешнем [признаке] — или в форме, или
в твердости, или в тяжести. Но ртуть тяжелее его и не убивает своей
тяжестью, когда она живая. Она убивает лишь тогда,20 когда ее 
принимают в [специально] приготовленном виде. А «что касается формы и твер-
дости, то именно на них указывает тот, кто приписывает это [ядовитое!
действие алмазу. Так, он говорит, что алмаз прободает печень и кишки 2l
и на это не требуется долгого времени. Но поить им (алмазом) — 
неправдоподобно, так что кажется сомнительным то, что он говорит [и] 
настойчиво утверждает. Алмазом можно поить только после того, как его 
хорошо приготовили и когда в нем ничего не останется такого, что делало бы
его способным что-либо прободать, — [то есть] после того как очень
сильное растирание уничтожит его острые формы, а иначе невозможно
было бы им поить, как они утверждают, разве только вследствие того,
что алмаз не имеет вкуса и его можно смешать с солью или сахаром.
[Однако] если он нехорошо приготовлен и грубо размолот, то при 
разжевывании пищи он обнаружится под зубами. В моем присутствии 
собаку напоили-им, но это не оказало никакого действия на нее ни сразу,
ни позже.
Сказанное похоже на то, что рассказывают о нем (алмазе), будто
он застывает в твердое тело из дыма, как это происходит с нашатырем
(нушазир),22 прозванным саканй (стрельчатый) из-за сходства его  
[кристаллов] с наконечниками стрел, и будто алмаз образуется, как в этом
уверены рассказчики, в результате молний и грома, точно так же, как
и [раствор] нашатыря сгущается на огне. И те, которые упоминают при
его описании о наконечниках стрел, находят, что и у алмаза имеется 
сходство с ними (наконечниками).
Кроме того, с целью удивить он (Абу Зейд ал-Араджанл) сообщает
об алмазе, что, будучи самым твердым из камней и самым победоносным
среди них, он разбивается самым мягким из металлов и самым слабым,
а именно — свинцом, больше всего похожим на воск. И это, как они
говорят, особое свойство' свинца, такое же, как и способность его своим
запахом крошить золото.23 Больше того, так же действует и глет (мур-
дасандж), приготовленный из него (свинца), когда им покрывают 
внешнюю поверхность тигля.
Но дело здесь в другом: алмаз наносит раны и молоту и наковальне,
если его будут раздроблять с помощью их, и тем портит поверхность их
обрих. Когда он раздробляется, то портится сам и портит одновременно
их; поэтому его обертывают в кусок свинца и легонько бьют по нему,
пока сила ударов не одолеет его, и тогда он не в состоянии причинять вред
ни молоту, ни наковальне; при этом достигается возможность 
предохранить алмаз от того, чтобы он не разлетался и не рассыпался. При этом
свинец можно заменить^и воском в тростниковой трубке.
Когда алмаз раздроблен на мелкие кусочки или же растерт, то 
следует поручить кому-нибудь, чтобы он отгонял [от него1 мух, потому что,
как говорят, крупинки алмаза попадают им в хоботок и они уносят его
и таким образом уменьшают его вес. Нечто подобное можно наблюдать
на крупинках каши и на крошках хлеба: муха, улетая, уносит их, так как
хоботок ее подобен головке зубочистки (мисвак),24 поглощает влагу,
и к нему пристает то, что она хочет унести с собой.
Если между твердым телом, на которое воздействует [другой предмет],
и этим предметом будет [лежать] нечто более мягкое, чем само [тело],
то сила воздействия увеличивается. Разве ты не видел, как стрелки,
которые желают пробить железную доску, кладут на нее плоский кусок
мяса. Стрела не отскакивает от. нее из-за того, что там находится мясо,
которое стрела прежде всего поражает, а потом действие ее постепенно
распространяется на доску. Точно так же если лед обернуть тонкой 
хлебной лепешкой, его можно разрезать ножом, как морковь или редиску.
Вероятно, и свинец, в который заворачивают алмаз, имеет то же значение.
Говорят об алмазе, что лучший сорт его — хрустальный (буллурй),
а затем красный, и что если он достигает полмискаля весом, то его цена
доходит до ста динаров. Ал-Киндй говорит, что наиболее ценный 
[алмаз] — тот, в котором под лучами [солнца] видны цвета радуги, и цена
его за мискаль, если куски его величиной с зерно перца, восемьдесят
динаров. И я не видел алмаза крупнее лесного орешка, а цена такого
[алмаза] превосходит цену мелких зерен в три и даже в пять раз.
Говорят братья-ювелиры: «Мы не видели алмазов весом более трех
дирхемов». Обычно при взвешивании его гирьками служат дирхемы, а не
мискали, как это принято для изумруда, бадахшанского ласла и 
золота, добываемого в виде песка из рудников, которое не пошло на 
чеканку монет. И говорят, что цена одного дирхема мелких зерен — сто
динаров; если того же веса будет один кусок, то он оценивается в тысячу
динаров. И рассказывает Наср о Му'изз ад-даула Ахмеде ибн Бувейхе,
что он подарил своему брату Хасану Рукн ад-даула 25 алмазный камень
для вставки в перстень весом в три мискаля и не слышал он о [другом]
подобном по весу.
Алмазная копь находится вблизи копей яхонта на [одном] острове,
богатом ключами. Там добывается песок, который промывают так же,
как золотоносный песок, известный под именем сава; песок смывается
с конического лотка, а алмаз оседает внизу. И эти рудники находятся
в государстве Хавар,26 лежащем против Сарандйба. Говорит Абу-л-
сАббас ал-сАмманй: копи алмаза находятся в Танкалане Камаруна,27
в лёссовых горах, которые сильно размываются в годы, когда часто 
бывают молнии [с грозами]. Говорит ал-Киндй, что его собирают среди
камней в копях яхонта.
Поскольку яхонт и алмаз находятся по соседству в месторождении,
возникло предположение, что причиной этого является взаимное сходство
и однородность их образования. Некоторые же говорят: «Нет, [он 
добывается] в золотых рудниках», — и это возможно в отношении золотого
рудника на островах Забадж, если известие об этом верно. Эти острова
называются Золотой землей, или, по-индийски, Суварнадйб,28 то есть
Золотые острова, и Суварнабхуми (Бирма),29 то есть Золотая земля.
Эти люди ссылаются на слова [местных жителей], что временами в чистом
золоте (ибрйз) попадается нечто по размеру не больше песчинки, 
портящее напильник и наносящее ему ранения, подобно алмазу. И нет другого
средства избавиться от этого, как сильно расплющить золото, и тогда та
песчинка сама выпадет.
Золотых дел мастера отличают алмаз от упомянутых песчинок, 
называя их самас (вместо «алмас»), но в условном языке золотоискателей это
Oa3Bamie дается барандже, то есть золотистому маркашиту. И говорят,
что изредка попадается внутри янтаря камень наподобие того, что мы
упомянули, очень твердый и портящий шлифовальные инструменты.
О недостаточной разборчивости 'Утарида ибн Мухаммеда 30 
свидетельствует то, что он пишет в своей книге об алмазе, будто ничто на него
не может воздействовать. Но затем он про это забывает и приказывает
выгравировать на алмазном камне для вставки в перстень женщину,
стоящую над четырьмя лошадьми, в правой руке держащую зеркало,
в левой бич, а на голове у нее семь лучей. О, если бы рассказчик назвал
тот камень, который так воздействовал на алмаз! Как будто он полагает,
что это все можно выгравировать на нем при помощи свинца, так как и
он пишет о подчинении алмаза свинцу.
Об алмазных копях и о том, как находят алмазы, рассказывается много
небылиц. Так, в числе прозвищ алмаза есть и имя «Орлиный камень»
(хаджар ал-сукаб); 31 и оно ему дано, как говорят, потому, что 
искатели алмазов покрывают гнездо с птенцом орла стеклом, а орел, видя
его и не будучи в состоянии проникнуть в гнездо, улетает, приносит
алмаз и кладет его на стекло. Когда алмазов соберется много, искатели
забирают их и убирают стекло, для того чтобы орел подумал, что он 
добился успеха тем, что сделал; через некоторое время они опять кладут
стекло на гнездо и орел снова приносит алмазы.
Изредка алхимики называют символически нашатырь орлом.32 Выше же
говорилось о сходстве между ними (алмазом и нашатырем) по форме.
Эту же версию передает и ал-Киндй, но называет вместо орла ласточку.
Он как будто слышал об этом, а также рассказы о том, что она приносит
к своим птенцам камень йаркан,33 если обмазать ее птенцов шафраном,
так как птица [тогда] принимает его за птенца. Но какая бы это птица ни
была, рассказ в целом — глупость, вздор и выдумка.
Таким же вздорным является утверждение, что все существующие
сейчас алмазы — это те, которые добыл Зу-л-Карнайн 34 из Долины 
[алмазов].35 Там находились змеи, от взгляда на которых люди умирали.
И вот он приказал впереди нести зеркало, позади которого и прятались
те, которые несли его. Когда змеи увидели себя [в зеркале], они тут же
и околели. Но ведь и до того одна змея видала другую и не умирала,
а ведь самому телу была бы более свойственна способность убивать, чем
его отражению в зеркале. Если же то, что они говорят, касается только
людей, то почему же должна умирать змея, увидев себя в зеркале? И,
наконец, если люди узнали то, что придумал Зу-л-Карнайн, то что же
мешает им повторить его дело после него?
Джалйнус (Гален) рассказывает про змею, которую он называет 
царицей змей.36 Тот, кто ее увидит или услышит ее свист, умирает на месте.
О, если бы мне знать того человека, который сообщил бы о ее 
местонахождении или о том, как было дело с ней, — ведь тот, кто узнавал [что-
либо] о ней, [увы], мертв!
Ибн Мандавейх 37 говорит о [змее] басйлйкун (базиликон), а это 
значит «царь», что эта змея названа так благодаря венцу на ее голове; 
согласно описанию, она имеет в дл*ину не больше трех шибров; голова у нее
острая, глаза красные, цвет [кожи]
желтый с черным оттенком, Когда
она ползет, то сжигает все, мимо
чего продвигается. Поэтому животные
избегают и остерегаются ее. Птицы,
когда пролетают над нею, падают
на землю, и умирает всякий, кто
увидит ее [хоть] издали или 
услышит ее свист на расстоянии полета
стрелы и дальше. Животные, 
приблизившиеся к телу ужаленного ею,
также умирают. Водится она в стране
тюрок и в Нубии, а это страна, 
расположенная южнее Египта, из 
областей западных чернокожих.
В книге Атайуса ал-Амидй,35
которую перевел на арабский язык
Абу-л-Хайр,39 говорится, что длина
змеи аркам, называемой ибн кутра,40
полтора локтя; у нее тонкое тело
красного цвета; она убивает укусом,
а также того, кто увидит ее или
услышит ее свист. Укушенный скорее
умирает, чем поддается излечению.
А когда от ее укуса умирает какое-
нибудь животное, то у 
приблизившегося к нему [животного] начинают
сначала выпадать волосы, а затем оно все становится зеленым и, наконец,
умирает в мучениях и быстро разлагается. Однако эти рассказы, хотя и
и совпадают между собой, не имеют значения для разъяснения 
[вопроса].
Что касается короны [змеи], то в этом нет ничего удивительного. Ведь
существуют животные, обладающие подобным украшением, как петух,
павлин и им подобные.
И упоминает ал-Амидй среди видов змей акран (рогатую).41 Но в 
описаниях рогов имеются разногласия. Одни говорят, что она имеет один
рог, черный, загнутый, твердый. Другие утверждают, что у нее два таких
рога. А некоторые говорят, что это два мясистых отростка, 
выступающих на голове.
драгоценности алмаз
Рис. 1. Орел, приносящий в гнездо 
камень. Из кн.: Hortus Sanitatis. Mainz,
1493.
Сказал поэт, описывая ядовитую змею и шуршание при ее ползании.
Стихи принадлежат Зу-р-Румма.42
И рогатая, по имени которой он назван — а он черный,
И подобно ей он издает трескучий звук.
И сказал Абу-н-Наджм: 43
Похожа на него рогатая в своем шалаше,
— то есть в своей поре.
Что касается желтого цвета змеи (базиликон), то это совпадает с тем.
что мне рассказывал один табаристанец. Несколько человек проходили
по лесу и наткнулись на мертвых людей. [Однако] один из них еще дышал;
и когда его спросили, он ответил: «Вот что постигло нас, и мы не знаем
причины этого. Мы увидели нечто похожее на золотой слиток, длиной
больше шибра, и поспешили к нему, а это оказалась змея, и она убежала
из-под наших рук, а мы так и упали вниз лицом».
И если [это произошло] от взгляда на место, где находилось то, на
что [они] смотрели [то есть на змею], то влияние этого маловероятно. Если
же это [произошло] от воздействия следа [змеи] на какую-либо 
окаменелость, то это несколько ближе [к истине], а сжигание [всего на пути] —
невероятно, так же как и воздействие свиста, потому что звук поражает уши
и внутренние полости лишь тогда, когда он предельно пронзителен.
А упоминание о расстоянии полета стрелы, я полагаю, приведено
для доказательства страшной силы звука. Что касается смерти 
приближающегося к укушенному, то об этом свидетельствует следующее. В наше
время два человека увидели [на дороге] между Газной и ар-Рухаджем 44
змею, которая только что ожила после зимней спячки; один из них взял
ее, но она бросилась ему на запястье и укусила его. Он сразу же ослабел,
так что послал своего спутника за похоронными носилками; когда тот
принес их, он уже был мертв и похолодел; его отнесли, и его обмыл один
обмывальщик и умер в тот же день; другой обмывальщик обмыл первого
и умер через неделю.
Ибн Мандавейх рассказывает еще, что один человек как-то поставил
свой посох на [змею] царицу и обратился в истлевшие кости; всадник,
который пронзил ее копьем, умер вместе с лошадью; осел, которого она
укусила в губы, околел, а также умер и ездок.
Эти рассказы похожи на то, что сообщают о скате (ра'ада),40
а именно, что сила его передается через сеть и палку к тому, кто их
держит, так что рука у него немеет. Этот рассказ свидетельствует о том,,
что его (ската) видят, но этим он не убивает. Гераклйдус46 также говорит,
что на него можно смотреть, иначе как мог бы кто-либо описать его?
К [таким же] басням относится и то, что рассказывают передатчики
о море Рума, а именно — будто в нем плавала голова, лишенная тела,.
и тот, кто ее видел, тотчас умирал. Ее* ухитрились поймать [таким обра-
зом]: ныряльщик нырнул под нее и схватил ее сзади, а потом доставил ее
некоему царю, и он во время войн [приказывал] забрасывать ее к его 
врагам, и те умирали до сражения. На и они придумали хитрость и 
выставили перед нею слепых. И так как она не умертвила их, то царь подумал,
что ее свойства кончились и сила иссякла, и посмотрел на нее сам
и в тот же час умер. Соратники его сожгли эту голову и тем избавились
от бедствия.
К подобным бредням принадлежит и рассказ о камне отупения, о 
котором утверждают, что всякий, кто смотрит на него, теряется и 
столбенеет, и что Искандер построил из него город ночью, дабы работников не
поразил столбняк.
Но еще более удивительны послания, названные по имени Мусы ибн
Нусайра.47 Они постоянно приводятся в книгах по адабу, по которым
учатся молодые люди. В одном из них (посланий) говорится, что он (Муса)
достиг в степях Магриба крепости, стены которой были очень высоки,
но ворот в ней он не нашел и никто из нее не появился. И вотони(его
люди) положили вьюки один на другой, так что они оказались наравне
•с верхом стены. И поднялся туда один из его спутников, и когда он встал
на стену, то повернулся к войску и стал смеяться, а затем спустился
за нее; и послал он (Муса) вслед за ним еще двоих, и подтвердил им 
приказ; тогда они поднялись наверх, но начали делать то же самое, что делал
их товарищ; то же было и в третий раз. Он испугался этого, и страх 
побудил его вернуться. И не оказалось среди этих глупцов ни одного, кто бы
привязал к ноге поднимавшегося на стену веревку, для того чтобы, когда
он засмеется, потащить его к себе, скатить его по вьюкам на землю и
узнать, в чем дело.
Есть и такие люди, которые утверждают, рассказывая об алмазах,48
что они находятся в пропасти, куда ни для кого нет ни прохода, ни спуска,
π что промышляющие ими люди разрезают на части тело животного и 
бросают туда куски свежего мяса, которые падают на алмазы, и они 
прилипают к ним. А там летают орлы и грифы, которые знают эти места и 
привыкли к таким действиям людей, перестали бояться их и к ним 
приручились. Они схватывают мясо и несут его на край ущелья, где начинают
его пожирать, стряхивая с него все то, что к нему пристало, как это
обычно все животные делают, которые встряхивая свою добычу, очищают
ее от грязи и пыли. Затем приходят люди и подбирают то, что может
упасть там из алмазов. Поэтому алмаз и называют «камнем орлов». И нет
конца этим бредням.
Так, говорят об орлином камне,49 что он приносит пользу во многих
случаях и что орлы приносят его в свои гнезда. Когда к ним 
направляются люди, то орел, боясь за птенцов и за гнездо, что оно будет 
разрушено, бросает [алмазы] им.
То же рассказывают охотники о зайцах, которых они оскопляют
ради их яичек, — а это лекарство джандбидастар, — и затем отпускают.
Когда такой попадается вторично, то он якобы переворачивается на спину
и показывает охотнику, что он оскоплен, чтобы предотвратить беду, и
не знает он, что охотники охотятся за ними ради мяса и шкуры в той же
мере, как и ради его яичек. Аллах же — податель успехов.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.