Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге Все книги автора: Лоренц К. (4)
Лоренц К. Человек находит дpуга
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Человек и домашние животные
Как, вероятно, все это началось
Два источника преданности
Собачьи личности
Обучение
Собачьи обычаи
Хозяин и собака
Собаки и дети
Как выбрать собаку
Призыв к тем, кто разводит собак
Перемирие
Забор
Много шума из-за маленького динго
Какая жалость, что она не говорит, - ведь она
понимает каждое слово
Права преданности
Собачье настроение
О кошачьих играх
Человек и кошка
Животные, которые лгут
Кошачья натура
Животные, наделенные совестью
Верность и смерть
<< скачать Лоренц К. Человек находит дpуга >>
ВВЕДЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Необходимость обрекает их
Жить с человеком - на его лугах.
В его дворе иль у него в дому.
И часто нам являет их пример,
Сколь дорогую цену он берет
За покровительство
Купер. Прогулка в зимний полдень
Сегодня я позавтракал поджаренным хлебом с колбаской. И
колбасой и жиром, на котором поджаривался хлеб, я был обязан
свинье, которую знавал очаровательным юрким поросенком.
Однако, едва она вышла из этого нежного возраста, я
прекратил с ней всякое знакомство, дабы избавить свою
совесть от угрызений, когда придет неизбежный час. Я уверен,
что, если бы мне пришлось самому убивать животных, которых я
ем, на мой стол никогда не попадали бы существа, по
интеллектуальному уровню выше рыбы или - в крайнем случае -
лягушки. Разумеется, снимать с себя таким способом
ответственность - чистейшей воды лицемерие. Но в любом
случае отношение человека к животным, которых он выращивал
для еды, носит противоречивый характер. У фермеров оно
определяется вековыми традициями и давно уже вылилось в
строго определенную, почти ритуальную форму поведения, что
полностью освобождает их от ощущения моральной
ответственности и вины. Для человека же, профессионально
занимающегося изучением умственных способностей животных,
эта проблема приобретает совсем иное освещение. С его точки
зрения, необходимость убивать домашних животных куда более
тягостна, чем отстрел дичи. Охотник незнаком со своей
добычей лично - во всяком случае, он сам ее не выращивал. А
главное, дикие звери знают, что им постоянно грозит гибель.
В моральном аспекте свернуть голову домашнему гусю,
доверчиво тянущемуся к вам за кормом, куда труднее, чем,
затратив немало терпения и физических усилий, подстрелить
его дикого собрата, который не только знает о подстерегающей
его опасности, но и имеет возможность избежать ее. Однако
позиция человека по отношению к тем домашним животным,
которых он не ест, а использует для других целей, пожалуй,
еще более сомнительна, чем его позиция по отношению к тем,
которых он потребляет в пищу и которые до своей обычно
быстрой и безболезненной смерти ведут легкую и беззаботную
жизнь. Судьба лошади, чье существование по мере приближения
старости становится все более тяжким, слишком трагична,
чтобы на ней хотелось останавливаться. К наименее приятным
чертам взаимоотношений человека и домашних животных
относится хладнокровие, с которым он забивает телят и даже
самих коров, когда, выдоенные досуха, они перестают
"оправдывать себя".
Только с самой широкой биологической точки зрения,
рассматривая не индивидуальные особи, а вид в целом, мы
можем считать связь между человеком и домашними животными
взаимовыгодным "симбиозом". Ведь как и лошадь, и корова, и
овца, и прочие домашние животные получили от своего
одомашнивания бесспорную выгоду, поскольку их дикие предки,
не способные существовать в цивилизованных странах, давно
уже вымерли.
К тому же человек никогда не брал на себя по отношению
к ним никаких моральных обязательств, и, собственно говоря,
он обращается с ними так, как в древности даже
высокоцивилизованные народы обращались с пленниками,
захваченными на войне. А в первобытные времена таких
пленников нередко просто ели. И победители при этом
испытывали куда меньше нравственных сомнений, чем испытывал
их сегодня утром я, завтракая колбасой.
Только два вида животных стали членами домашнего круга
человека не как пленники и были приручены не с помощью
принуждения. Я имею в виду собаку и кошку. Их объединяют два
момента - оба они хищники и у обоих человек использует их
охотничьи способности. А во всем остальном, и главное - по
характеру своих отношений с человеком, они разнятся между
собой, как день и ночь. Нет другого животного, которое так
кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих
интересов, стало бы до такой степени домашних, как собака; и
нет другого животного, которое за долгие века своей связи с
человеком изменилось бы так мало, как кошка. Утверждение,
что кошки, если исключить несколько декоративных пород,
вроде ангорской или сиамской, в сущности, вовсе не домашние
животные, а подлинно дикие существа, - во многом
справедливо. Кошка, сохраняя полную независимость,
предпочитает селиться в домах и хозяйственных постройках
человека по той простой причине, что нигде больше мыши не
водятся в таком количестве. Сила обаяния собаки заключена в
глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают ее
с человеком, а очарование кошки объясняется как раз тем,
что она не вступила с ним в тесный контакт, что она охотится
в его конюшнях и амбарах с таинственной и недоступной даже
тогда, когда нежно трется о ноги хозяйки или ублаготворено
мурлычет у огня. Для меня мурлыкающая кошка - это символ
домашнего очага, уютного покоя. Мне было бы так же трудно
обойтись без кошки в моем доме, как и без собаки, которая
трусит со мной по улице или по лугу. С самого раннего
детства я всегда был окружен собаками и кошками, и в этой
книге я расскажу о них. Деловитые друзья советовали мне
написать отдельную книгу про собак и отдельную книгу про
кошек, потому что люди, любящие кошек, часто не выносят
собак. На мой взгляд, истинная любовь к животным и понимание
их доказывается как раз тем, что один и тот же человек
испытывает симпатию и к собакам и к кошкам, умея ценить
особые качества как тех, так и других. А потому эту
маленькую книгу я посвящаю всем тем, кто любит и понимает и
собак, и кошек.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|
|