Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Кон И. Социологическая психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования

Изучение жизненного пути — одна из центральных, ключевых проблем современного человековедения, в которой сфокусированы фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, демографии, этнографии, истории, антропологии и многих других наук. Тема эта весьма многогранна и подразумевает множество разных вопросов. Какова диалектика постоянства и изменчивости личности на разных этапах ее развития? Какие стадии жизненного пути считать наиболее важными, судьбоносными с этой точки зрения? Как соотносятся биологические и социальные детерминанты развития личности и в какой мере она является субъектом, творцом собственной судьбы?

До недавнего времени эти вопросы обсуждались главным образом на философском, теоретико-методологическом уровне; специальные науки изучали лишь отдельные, частные их аспекты. Однако в 1970-х гг. в мировой | науке произошел скачок. В психологии развития, которую у нас до сих пор по инерции называют возрастной психологией, возникло новое предметное и одновременно теоретико-методологическое направление — изучение развития человека на всем протяжении его жизни, от рождения до смерти^. В социологии конституировалась сначала теория возрастной стратификацииЗ, а затем — историческая социология жизненного пути, основанная на широком применении когортного и поколенного анализа^ Разобщенные и описательные этнографические исследования обрядов жизненного цикла, возрастных категорий и обрядов перехода постепенно соединяются в единую предметную область — этнологию жизненного цикла; ей был посвящен Третий конгресс Международного общества этнологии и фольклористики (Цюрих, апрель 1987). В исторических науках, литературоведении и истории искусства реабилитирован и усовершенствован биографический метод, быст-

254

ро растет число исследований по социальной истории детства и юности.

На основе достижений частных наук активизировались междисциплинарные связи и тенденции интегративного порядка. Под эгидой Совета по социальным исследованиям США в 1981 г. создан специальный Комитет по изучению развития человека в контексте его жизненного пути (раньше он координировал только исследования, касавшиеся среднего возраста и старости, детство и юность изучались отдельно, в несколько ином ключе). По этим вопросам ежегодно проводятся международные моно— и многодисциплинарные конференции, в которых советские ученые, как правило, не участвуют.

В советской науке эта проблематика обсуждается главным образом на философском, теоретико-методологическом уровне, даже если пишут об этом не философы, а психологи^.

Даже дискуссии о принципах возрастной периодизации наши психологи ведут так, будто зарубежных лонгитюд-ных исследований в природе не существует и проблема решается чисто логическим путем: Л .И. Божович думает так, Д.Б. Эльконин этак, А.В. Петровский еще иначеб. За исключением работ Е.И. Головахи и А.А. Кроника, этих данных никто не использовал, а названные выше многотомные серии, похоже, вообще никому неизвестны. Но какая может быть теория без эмпирических данных?

Неудивительно, что даже авторы, четко ориентированные на социальную психологию, пишут о «развитии личности в онтогенезе». Но если онтогенез — «процесс развития индивидуального организма», а личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие его со стороны включенности в общественные отношения»6 ) данное словосочетание явно неправомерно.

Не лучше обстоит дело и в нашей социологии. В Эстонии выполнено одно солидное лонгитюдное исследование, прослеживающее жизненный путь и процесс социального самоопределения когорты выпускников средней школы 1966 г.9, но работа эта является чисто эмпирической.

Понятие «жизненный путь» одинаково отсутствует в «Философской энциклопедии» (1962), «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985), «Кратком психологиче-

255

ском словаре» (1985). В «Биологическом энциклопедическом словаре» (1986) есть статья «Жизненный цикл», но о человеке в ней ничего не сказано.

Что же такое жизненный путь и почему он требует именно междисциплинарного подхода?

С каких бы позиций мы ни описывали развитие человека, это описание молчаливо предполагает три автономные системы отсчета.

Первая система — индивидуальное развитие, описываемое в таких терминах, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни») и производные («возрастные свойства»). Но возраст развития и его измерения многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладение определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплек-сом. Кроме этих параметров, подразумевающих объективное, внешнее измерение, существует субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю точку отсчета; возрастное самосознание зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Вторая система отсчета — социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система отсчета — возрастной символизм, отражение возрастных процессов и свойств в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

Все эти явления взаимосвязаны. Но в изучений индивидуального жизненного пути ведущую роль издавна игра-

256

ли психологи; лишь сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества — область социологии и демографии. Возрастной символизм изучается преимущественно этнографами, при участии фольклористов и историков. Каждая из этих дисциплин имеет свою собственную, исторически сложившуюся систему понятий и методов и далеко не всегда склонна учитывать, как ставятся те же самые или близкие проблемы в смежных отраслях знаний. Зачастую не уточняется даже, идет ли речь о свойствах индивидов оп : редсленного возраста, или о возрастной структуре общества, или о том, как это преломляется в культуре. Одни и те же термины имеют в разных науках и у разных авторов совершенно разные значения.

Например, слово «поколение» обозначает: 1) генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка ("поколение отцов" в отличие от «поколения детей»); 2) возра-стно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время; 3) условный отрезок времени, в течение которого живет или активно действует данное-поколение; 4) общность современников, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значимых исторических событий, независимо от их хронологического возраста («поколение романтизма» или «послевоенное поколение» в отличие от «военного» и «довоенного») Ю.

Поскольку «индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой»! 1, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или этапов развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные свойства отвечают на вопрос, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной стадии развития, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы подразумевают вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

257

Но хотя термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы, уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде всего онтогенез, реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза, они включают также историю «формирования и развития личности в определенном обществе,

современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» 12,

Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. Если биологический возраст соотносится со свойствами организма или его подсистем, то социальный возраст — с положением индивида в системе общественных отношений.

Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст или возраст гражданского совершеннолетия, имеют исключительно социальный смысл.

При этом необходимо различать нормативные и фактические критерии. Юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид имеет законное право вступать в брак, — совсем не то же самое, что демографические показатели брачности, такие, как вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д. Соотношение их также исторично. В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот.

Многомерность возрастных свойств усугубляется неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Закон гетерохрониости развития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность означает, что индивиды созревают и развиваются неодновременно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутрилично-стная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития и несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например, темпов его физического роста и полового созревания, на-

258

личии диспропорций между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п. -

Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов делают любую периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистического среднего, причем эти отклонения статистически нормальны и нередко представляют собой разные типы развития.

Не менее существенны их социально-исторические вариации. По мнению ряда ученых, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Это проявляется в удлинении периода формирования, в течение которого накапливается индивидуальный жизненный опыт, и в увеличении вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида*3.

Это продолжается в человеческой истории. Кроме общего удлинения продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами, повышается значение подготовительного этапа жизнедеятельности, происходит удлинение детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, возрастает значение старости, поскольку старые особи, передавая накопленный ими опыт более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эволюционных возможностей популяции. Б.Г. Ананьев видел в этом пример обратного воздействия жизненного пути на онтогенез. Поэтому, хотя возрастные категории первоначально зародились и часто мыслятся обыденным сознанием как онтогенетические инварианты, их необходимо рассматривать в иной, более сложной системе отсчета.

Длительность индивидуального жизненного пути, членение и конкретное содержание его этапов существенно варьируют в разных обществах и у представителей разных классов одного и того же общества. Индивиды, принадлежащие к господствующем классам, имеют гораздо больше шансов на продолжительную жизнь, обладают более длительным детством и т.п.

В современной науке существуют три главных термина для описания индивидуального развития в его целом — время жизни, жлзненный цикл и жизненный путь. Хотя их

259

нередко используют как синонимы, они существенно различны по содержанию.

Время жизни, ее протяженность или пространство (англ. life - time или life - span ) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Чем заполнено это временное пространство, термин не уточняет.

Продолжительность жизни имеет важные социальные

и психологические последствия. От нее во многом зависит, например, длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» — понятие формальное, обозначающее хронологические рамки индивидуального существования, безотносительно к его содержанию.

Понятие «жизненный цикл» более определенно и содержательно. Оно предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.), — один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Организм нормально проходит фазы рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), после чего тот же цикл повторяют ее'потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Метафора «впадающей в детство» старости отражает ряд вполне реальных психофизиологических процессов ослабления сознательного самоконтроля, изменения временной перспективы, ослабления половой дифференциации и т.д.

Однако понятие «жизненного цикла» предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем важнейшие процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами. И это взаимодействие не всег-

260

да укладывается в циклическую схему. Хотя трудовую жизнь личности можно представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию, данная модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не вписываются. То же можно сказать и о социологическом понятии «семейный цикл».

Чем шире круг подвергающихся анализу деятельностей и отношений, тем меньше индивидуальная биография походит на циклический процесс. Даже если каждый отдельный ее аспект или компонент может быть концептуализирован как некоторый цикл («биологический жизненный цикл», «семейный цикл», «цикл профессиональной карьеры»), биография в целом представляется многомерной, подчиненной нескольким разным, не сводимым друг к другу ритмам. Это побуждает ученых рассматривать человеческую жизнь не как сумму вариаций на заданную тему, а как открытую систему, как историю, в которой наряду с определенными инвариантами есть пробы, гипотезы, проблемы, перемены и т.п.

Наиболее емкий и употребительный термин для описания этого — «жизненный путь». Понятие жизненного пути отличается от «жизненного цикла» прежде всего многомерностью, тем, что оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны. В основе его периодизации — не линейные, раз и навсегда определенные фазы, а конкретные жизненные события. Время, последовательность и способ осуществления любого жизненного события, будь то вступление в брак или выход на пенсию, не менее важны, чем сам факт, что данное событие имело место.

Это требует сочетания социологического, психологического и исторического анализа.

Раньше психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы они совершались в неизменном социальном мире, а историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета перемен в содержании и структуре жизненного пути индивида. Эти две точки зрения — «изменяющийся индивид в неизменном мире» и «изменяющийся мир при неизменных индивидах» — признавались взаимодополнительными, но практически

i

261

не совмещались. Сегодня ясно, что нужно изучать развитие индивида в изменяющемся мире. В свете этой новой теоретической перспективы возрастные различия — не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, а результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поскольку каждая из этих линий относительно автономна, жизненный путь, как и онтогенез, подчинен закону гетерохронности. Поворотные пункты и переходы в психическом развитии, трудовой карьере и семейной жизни личности могут хронологически не совпадать. Но такая асинхрония имеет определенные, социально-исторически обусловленные пределы. Это обязывает исследователя жизненного пути, во-первых, синхронизировать фазы индивидуального психосоциального развития личности с ее трудовыми и семейными переходами; во-вторых, проследить взаимодействие этих разных переходов в системе жизненного пути; в-третьих, учитывать кумулятивное воздействие предшествующих переходов на последующие 14 .

Таким образом, содержательная характеристика процессов, свойств и стадий индивидуального развития возможна либо в системе онтогенеза, либо в системе жизненного цикла, либо, в системе жизненного пути. Однако эти системы не рядоположны: жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индивида, а этот, в свою очередь, включает онтогенез. Относительно и само различие «биологических» и «социальных» процессов и свойств. Хотя процессы роста, созревания и старения организма автономны от процессов усвоения, выполнения и оставления личностью определенных наборов социальных ролей, главные психические процессы и свойства являются интег-ративными и не поддаются дихотомизации на биологические и социальные.

Историко-социологическое изучение жизненного пути и его компонентов не отрицает онтогенетических инвариант развития индивида. Но оно проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости. Но длительность и содержание каждого из них зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики

262

продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.

Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков в развитии. В биологии и психофизиологии это так называемые критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) и определенным внешним или/и внутренним фактором, воздействия которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках этому соответствует понятие «социальный переход» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из детства в отрочество или из категории учащихся в категорию работающих). Специфически этнографический аспект данной проблемы — обряды перехода и их особый, частный случай — инициации.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то, иногда болезненной, психологической перестройкой, психология развития (в частности, Э. Эриксон) выработала особое понятие «возрастных кризисов» или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотива-циойной сферы личности, но поскольку в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными».

Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, когда, в каком среднем возрасте средний индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависит глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Но если нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные придется дополнить субъективными. Поворотными пунктами индивидуального развития могут быть любые жизненные события (случайно прочитанная книга, встреча с интересным человеком) , которые по тем или иным причинам оказались для данной личности важными, судьбоносными. Проясняется

263

это лишь ретроспективно, поэтому любая биография индивидуальна и в какой-то степени субъективна.

Критические (сензитивные) периоды, социальные переходы, нормативные возрастные кризисы и индивидуальные жизненные события несводимы друг к другу и в то же время — взаимосвязаны.

Ни одно психофизиологическое или социально-психологическое событие жизни индивида не может быть понято, если не соотнести его с: а) хронологическим возрастом индивида в момент совершения данного события; б) когор-тной принадлежностью индивида, определяемой датой его рождения; в) исторической эпохой и календарной датой этого события. Далеко не одно и то же, женился человек в 18 или в 30 лет; соответствовал ли возраст его женитьбы среднестатистическим для данного поколения нормам и в какой исторической ситуации произошло это событие. ,

Структура жизненного пути, «расписание», последовательность и время важнейших социальных переходов меняются из поколения в поколение. Даже небольшой временной интервал может оказаться в этом смысле существенным.

Американский социолог Г. Элдер-младший, изучая архивы Калифорнийского лонгитюда, сравнил структуру жизненного пути двух возрастных когорт, из которых первая родилась в 1920—21 гг. в Окленде, а вторая в 1928—29 гг. в соседнем городе Беркли!5. Никаких революций за эти восемь лет в США не произошло, обе когорты пережили экономический кризис и депрессию 1929—32 гг., вторую мировую войну и т.д. Тем не менее, возраст, в котором испытуемые столкнулись с этими событиями, существенно повлиял на *их судьбу, образование, профессиональную карьеру и т.д. Оклендских детей экономическая депрессия застала уже школьниками, так что они могли и должны были материально помогать своим семьям; в годы второй мировой войны свыше 90% мужчин этой группы служили в армии. Напротив, у детей из Беркли экономический кризис совпал с первыми годами детства, которые в силу этого оказались очень тяжелыми. Зато их переходный возраст пришелся не на депрессию 30-х годов, а на экономический подъем военных и послевоенных лет; только половина мужчин из этой когорты воевала, и то не во второй мировой войне, а в Корее. Различия в условиях формирования наложили определенный отпечаток на социально-психо-

264

логический облик этих людей, их участие в общественно-политической жизни и т.д.

Мультидисциплинарный подход к изучению развития человека, сочетающий данные биологии, социологии и психологии 16, убедительно показывает, что:

1. Ни процесс, ни конечный результат развития человека нельзя считать однонаправленным, ведущим к одному и тому же конечному состоянию.

2. Человек развивается от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-то одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти субпроцессы не обязательно протекают одинаково, по одним и тем же принципам.

3. Разные люди развиваются крайне неодинаково, это порождает множество биосоциальных, классовых и индивидуальных различий.

4. Развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к одной-единственной системе влияний. Развитие не является ни простым процессом биологического созревания, развертывания чего-то изначально заложенного, ни простым следствием воспитания и научения.

5. Человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять ее жизненный путь, необходимо учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми сама личность разрешает возникающие перед нею задачи.

Изучение жизненного пути сближает психологию с социологией, причем это сближение является обоюдным. Если психологам социология необходима для преодоления . «онтогенетических» моделей развития, то социологам изу- ¦ чение жизненного пути помогает преодолеть привычную абсолютизацию безличных и жестких социальных структур. Современный биографический метод, сочетающий ко-гортный анализ с данными индивидуальных биографий, полученными путем изучения интимных личных документов, позволяет теснее связать картину макросоциального

265

развития с индивидуальными человеческими судьбами. Биографии поколений проясняются биографиями отдельных личностей, и обратно.

Тем не менее и здесь есть трудности. Социологи нередко абсолитизируют значение хронологического возраста, рассматривая его не просто как показатель каких-то биосоциальных или психических факторов, а как автономный причинный фактор (вспомним споры о том, когда, в каком именно возрасте, человек становится взрослым). Нередко наблюдается «когортоцентризм» — наивное представление, будто члены всех прошлых и будущих поколений взрослеют, развиваются и старятся так же, как наша собственная когорта, и абсолютизация исторического времени, не учитывающая, какие именно аспекты исторических изменений наиболее вечны для понимания тех или иных конкретных социальных процессов, например, темпов взросления и взаимоотношений между поколениями.

Чем многомернее и многограннее социально-историческое развитие, тем многообразнее становятся и индивидуальные траектории жизненного пути членов данного общества и тем бесплоднее попытки подогнать их к одному и тому же знаменателю.

Социология, как и психология, не может обойтись без помощи исторических наук, этнографии и культурологии. Возрастной символизм, система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию, так же универсален и одновременно — специфичен, как и сами эти явления. Можно только удивляться, что посвященные ему многочисленные этнографические и культурологические исследовании до сих пор не были, насколько мне известно, концептуализированы как единое целое. Даже сам термин «возрастной символизм», в отличие от «полового символизма», отсутствует в этнологических словарях и указателях.

Элементы возрастного символизма как подсистемы культуры соответствуют определенным «реальным» свойствам жизненного цикла и возрастной стратификации. Нормативные критерии возраста соответствуют стадиям жизненного цикла и структуре возрастных слоев. Аскрип-тивные возрастные свойства — культурно-нормативный аналог и эквивалент возрастных различий и свойств соответствующих возрастных слоев (классов). Символизация

266

возрастных процессов и возрастные обряды — не что иное, как отражение и легитимация социально-возрастных процессов, а возрастная субкультура производна от реальных взаимоотношений социально-возрастных слоев и организаций.

Однако эти явления рассматриваются культурологами не сами по себе и не в системе биологических или социально-структурных категорий, а как коллективные представления, символические элементы общественного сознания.

Каково практическое значение много- и междисциплинарного изучения жизненного пути?

Во-первых, оно проясняет взаимозависимость биологических и социальных факторов развития человека.

Во-вторых, оно позволяет связать в единое целое изучение закономерностей формирования личности (детство, отрочество и юность) и ее развития в зрелом возрасте и старости. В советской науке педагогика, ювентология и геронтология практически не связаны.

В-третьих, демонстрируя различия объективных и субъективных закономерностей мужского и женского жизненного пути, оно высвечивает принципиальную несостоятельность как бесполой психологии, так и представлений о биологической природе всех и всяческих половых различий.

В-четвертых, оно существенно обогащает социологию и психологию личности и имеет важное значение для педагогики.

Данные о стабильности, постоянстве многих личностных черт подчеркивают необходимость индивидуализации процессов обучения и воспитания. В то же время доказательство пластичности человеческой природы даже за рамками детства и юности подкрепляет надежды на возможность изучения и коррекции некоторых благоприобретенных качеств, стиля мышления и т.д. Понимание индивидуальной изменчивости и вариабельности жизненного пути — серьезное предупреждение против абсолютизации ценности жесткой идентификации личности с той или иной профессиональной ролью или положением. Современная социализация должна быть гибкой, допускающей возможность новых жизненных стартов, ресоциализации к изменившимся условиям, перемене работы, семейного статуса и т.д. Сравнительно-историческое изучение жизненного пути — необходимое условие понимания диалектики общего и специфического в современной подростковой и юношеской, субкультуре.

267

Примечания

1 Доклад на Всесоюзной конференции «Проблемы комплексного изуче-

ния человека», проходившей в Москве в 1988. Опубликован в сб.: Человек в системе наук / Под ред. И,Т. Фролова. — М., 1989.

2 Кроме многочисленных индивидуальных монографий это направление

представлено двумя многотомными сериями публикаций: Developmental psychology . N. Y., L., Academic Press (c 1970) and Lifespan development and behavior. N. if., L., Academic Press (c 1978; с 1985 —Erlbaum).

3 Riley МЖ a.o. (eds.). Aging and Society. 3 vols. N. Y., 1969—1972.

4 Riley M.W. a.o. (eds.). Aging from birth to death. 2 vols . Boulder , 1979;

1982.

5 См., напр.: Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жиз-

ни. — М., 1977; Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. — М., 1978; Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Под ред. JI . B . Сохань. — Киев, 1987; Гриба* кик А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. — Иркутск, 1985.

6 См., напр.: МоргунВ.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации разви-

тия личности в психологии.,— М., 1981; Петровский А.В. Развитие . личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

7 См.: Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. —

Киев, 1984; Жизненный путь личности / Под ред. Л.В. Сохань. — Киев, 1987 (гл. 4, §3).

8 Краткий психологический словарь. — М., 1985. — С. 216.

9 См. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / Под ред.

М.Х. Титма. — Таллин, 1985.

Ю См. подробнее: Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. — Л., 1979.

1 1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969. — С. 103.

12тамже. С. 104—105.

13 См.: Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — М., 1966; i Ананьев Б.Г. Ук. соч.

14 Hareven Т . К . Introduction // Transitions. The Family and the Life Course

in Historical Perspective. — N. Y., 1978. P. 5.

15 Elder G.H. Children of the Great Depression. — Chicago 1974; G.H. Elder

(ed.) Life course dynamics. — Ithaca, 1985.

16 Human development and the Life Course: Multidisciplinary perspectives /

Ed. by A. Scrensen, F. Weinert, Sherrod. N. J., 1986; Studying persons and lives / Ed. by A. Rabin, R. Zucker, S. Frank. N. Y ., 1990.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.