Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге А.Г. Асмолов ПСИХОЛОГИЯ – ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯСОДЕРЖАНИЕНад психологией нашего столетия витает один образ, это образ психолога прошлого столетия сравниваемого с тираном, сидящим на развалинах Трои. Поэтому в самом начале своего выступления я хочу поднять вопрос о чем, на каких развалинах мы с вами сидим и сформулировать его несколько по иному. Психология не просто сидит на развалинах Трои, чтобы сидеть на чьих-то развалинах, их надо найти. Сегодня, когда мы находимся под гипнотическим влиянием цифры 2000 и, кажется, будто через 5 мин после того, как мы перешагнем в новое тысячелетием – нас как по мановению волшебной палочки изменится. Сегодня в нашем мире, когда я говорю о мире, я имею в виду Россию и другие страны, происходит уникальное явление. Суть этого явления заключается в том, что психология меняет, свой статус, социальный статус среди всех наук. Я хочу напомнить, что когда-то вышла хорошая книга Северцева «Психика как фактор эволюции». Перефразируя эту формулу, я могу сказать, психология как конструктивный фактор развития общества и изменения менталитета. Именно психология сегодня выступает как тот фактор, который – приводит к возникновению новых миров вокруг нас, это не только те реальные миры, о которых мы говорим. Добрый старый епископ Джордж Беркли, которого мы все называем солипсистом, на самом деле был эгоцентристам, думая, что есть только один мир, который вокруг нас. По сути дела история культуры движется по пути размножения миров, история культуры через психологию движется по пути размножения вселенных. И вот этот тезис, как бы странно он ни звучал, как им бы он ни казался нелепым даже фантастам, на самом деле более чем реален. В целом ряде работ, я имею в виду «Человек играющий» Хейзинги, говорится о том, что мы все время увеличиваем количество вселенных. Вспомните Р.Бредбери, в частности, его страшный рассказ «Вейд» (он называется еще по другому, – «Детская комната»), когда .родители были растерзаны львами, оказавшись в воображаемом мире их детей, играющих за компьютером. Что это – просто красивые игры воображения? Нет и еще раз нет. От этих понятий я хотел бы перейти к понятиям, которые звучат более экзотично, а именно Юрий Михайлович Лотман четко вводит по аналогии с ноосферой Вернадского понятие семиосфера, говоря о том, что мы все живем в знаковой реальности, знаковой – значит конструированной реальности. Вслед за Лотманом мы можем посмотреть и на другие исследования. В работах Выготского Л.С. все время говорится, особенно в его работах об игре, о создании воображаемой ситуации, и при этом эта воображаемая ситуация есть иного рода реальность. В работах В.Я. Проппа звучит идея о том, как могут быть созданы магические или мифологические ситуации. И это опять же онтологизируется. это может быть воспринято, как реальность. Отсюда возникает заманчивая, наглая, я бы сказал, идея, заключающаяся в том, что психологи вовсе не только инженеры человеческих душ, а психологи выступают в известном смысле как архитекторы процесса всемирной истории. Как делать этот процесс? Как к нему подходить? Один из ключевых ходов к этому процессу – это ход через работу в образовании, использование образования как особого рода практики, психопрактики, меняющей реальную действительность. За последнее время стало полностью ясно, что психология сегодня выступила как наука, проектирующая и изменяющая образование России. Это особо ярко проявляется на примере так называемой практической психологии образования. Как бы она ни была где-то наивна, дилетантски осмотрительна, но практическая психология образования сегодня и есть тот камень, который строители должны положить во главу угла, поскольку она задает совершенно другую логику организации образования. Она не сводима к педагогической, социальной, медицинской психологии, она постоянно ведет бой за целостного человека в развивающемся мире. Именно поэтому сегодня можно сказать, что благодаря практической психологии образования в России произошли коренные изменения в самом мире образования. Что это за изменения, какие они? Я кратко остановлюсь буквально в тезисной форме, на тех событиях, которые произошли в психологии и в образовании за последние годы. В мире унитарного образования психологические инъекции как таковые, которые мы пытались сделать в 70-е, в 80-е годы, были либо обречены и ничего не меняли, поскольку унитарное образование сохраняло недюжинный иммунитет к психологии, либо же они иногда использовались для демонстрации быстротечной моды. Чтобы изменить эту ситуацию, Нужно было сделать следующие шаги. Первый тезис. Необходимо было, чтобы не психологи шли в народ, а мир образования, народ, учителя пошли в психологию. Именно для этой цели были созданы в системе управления образованием спецфакультеты по практической психологии. При всей их быстротечности, их девятимесячности они оказались тем средством, которое помогло изменить не столько психологию, сколько – простите за такой термин, – способствовали «очеловечиванию» сознания учителя, порождению у учителя установки на личность, а не только на предмет. Спецфакультеты по практической психологии выполнили функцию системного изменения менталитета учителя, а вовсе не функцию подготовки «недоделанных» психологов. Это две разные вещи. Они решали не образовательную, не когнитивную, а именно социокультурную, культурологическую задачу. Второй тезис. Чтобы психологи появились в образовании, необходимо было тремя программами, в свое время заданными Выготским как педологические программы образования, взломать мир унитарного образования. Эти программы – «Трудные дети», «Одаренные дети» и «Дети с отклонением развития». Появление таких программ потребовало психопрофилактики, психодиагностики, психологического проектирования, что особенно важно, образовательных программ, психокоррекции и социально-психологической и медико-педагогической реабилитации. Все эти программы нуждались и в психологии, и в психологах, и сейчас, куда бы мы ни заглянули, в какие бы дальние города России, мы с удивлением, радостью, если не сказать, с эйфорией в ряде ситуаций, обнаруживаем нечго обнадеживающее. Буквально на этой неделе я вернулся из Надыма, где видел как готовятся и работают практические психологи и видел, насколько благодаря созданной там службе социально-психологической реабилитации, идет в буквальном смысле слова не просто профилактика преступности, а изменение психического и физического здоровья детей. Это не единственная ситуация, таких ситуаций в России сегодня много. Третий тезис. Нужны были концепции образования, которые доказали бы необходимость образования как мировоззрения и привели бы к новому образованию, которое не формировало бы, по выражению Чингиза Айтматова, манкурта. Нужно было найти идеологию, именно идеологию, идущую от психологии развития, и прежде всего от культурно-исторической Психологии, гуманистической, в смысле Выготского и Политцера, психологии. Именно психология оказалась тем кием, который выпихивал, выбивал из образования бихевиористскую, марионеточную, палочную педагогику. Психология развития оказалась тем рычагом, который раздвигал границы жесткой дисциплинарной бихевиористской педагогики, причем педагогики не рефлексируемой, а реально существующей в сознании учителей и в системе образования. Именно, это произошло, когда была сокрушена педология. В России пободала прусская палочная педагогика с ее ориентацией на дрессуру, на знания, на «зун» – знания, умения, навыки. Почему зун, потому что они отлично автоматизируются, а раз зун автоматизируется, то можно превратить человека в интеллектуального робота, и тем самым выполнить определенный социальный заказ. Прусская педагогика всегда была ориентирована на передачу знаний как вещей, на потребление знаний, а не на сотрудничество через развивающие программы жизни. Именно к прусской педагогике относятся слова А.Н. Леонтьева, что образование в мире представляет собой процесс обнищания души при обогащении .информации. Именно с этим образованием было связано то, что культурно-историческая психология, деятельностная теория оказались за порогом истории на долгий, период времени. Сегодня многие говорят, что Россия деидеологизировалась, что в России идет процесс деидеологизации и среди детей, и среди учителей. Это полуправда. Благодаря идеям культурно-исторической психологии можно сказать, что в сознании учителей через культурно-историческую педагогику развития входят идеи философии развития. Я не буду играть словами, говорить о том, что наши учителя, усваивающие педагогику развития, становятся гегельянцами, но, тем не менее, идеология развития все более и более связана с психолога-педагогическими технологиями Выготского, Леонтьева, Ильенкова, Эрика Юдина. Время все более приводит к новой области, она сегодня появляется – это культурно-историческая дидактика, эта область сегодня становится, в буквальном смысле, на ноги. Почва, вспаханная культурно-исторической психологией, прежде всего изменила дошкольное образование. Она привела именно к тому, что спроектированы интересные уникальные программы, которые вошли в дошкольное детство. Это программы «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик». Все эти программы полностью меняют дошкольное детство, дошкольную жизнь. Можно было бы говорить и о том, насколько психология развития сегодня вошла в начальную школу. Там она чувствует себя уверенно, но расшибает себе лоб в средней школе, потому что здесь ученик привязан к разным предметам, как в арабской казне к разным лошадям, и его сознание разрывается этими предметами. По-прежнему мы в целостном мире имеем такую рваную картину сознания. Отсюда цель образования- это создание картины мира, создание гештальта, который помогал бы принимать решения в неопределенных, в том числе в критических ситуациях. Отсюда, как никогда, нам нужно, чтобы именно через психологию, изменялась ориентация образованиями происходила смена парадигм образования от информационной когнитивной парадигмы, от Парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме смыслового вариативного образования. Психология сегодня практически внесла эти тенденции в образование и в буквальном смысле слова делает это дело, но, к сожалению, сегодня очень трудно обстоит дело с подготовкой нового поколения психологов, культурно-исторических психологов, практических психологов в вузах. В целом ряде Вузов, в том числе технических ВУЗах, появляются уникальные специальности, например, металлург-психолог. Только не думайте, что я шучу. В целом ряде Вузов эти специальности есть, также как в ВАКС мы нашли дипломы, когда пришел человек наниматься на работу и предъявил диплом доктор парапсихологических наук. Скажу точно, что этот диплом был напечатан красивее, эстетичнее, чем дипломы, которые выдает ВАК Росси. Глядя на этот диплом так и хотелось сказать словами Северянина «Вы такая эстетная, вы такая изящная», т.е., иными словами, мы столкнулись с ситуацией, когда запрос на психологию привел к тому, что появляются, я не хочу бросить камень, поймите меня, но появляются маги, шаманы, от которых никто нигде никогда не застрахован. Я тем более не буду их критиковать, ибо в генетическом смысле шаманы наши с вами предшественники, но не только предшественники, предшественников можно изучать, а они – современники. Здесь ситуация чрезвычайно сложная, поэтому во всех ВУЗах России должна быть и будет делаться такая программа, где будут введены курсы «Психология человека», «Психология личности» и «Социальная психология». Они пойдут в известном смысле на смену той самой психологии «пучка» функций, которая до сих пор, увы, господствует в вузовских учебниках истории. И опять же я не бросаю камень, это, как говорится, требования ситуации времени, но, тем не менее, новые книги начинают появляться. Целый ряд работ Слободчикова, Ильина и других, где пытаются построить своего рода антропологическую психологию. Попыток много, их надо поддержать. Ясно сегодня одно, в гуманитарном компоненте знаний для всех Вузов России, я имею в виду не университеты, а технические, медицинские, педагогические ВУЗЫ, как обязательные будут введены курсы «Психологии личности» и «Социальной психологии». Более того, начнется процесс переподготовки психологов на кафедрах психологии всех Вузов России, а целом ряде центров страны. Этот вопрос практически близок к решению, и я говорю о нем именно потому, что психология выполняет функцию конструирования социальных общественных процессов. Мы должны отчетливо понять, что если мы не сделаем это, то модель образования вновь может оказаться как бы отброшенной к унитарной педагогике к унитарному образованию. И психологи это чувствуют, понимают, ощущают. Если страна пойдет по пути фанатической страны, а что такое фанатическая страна, это страна с одним доминирующим образом. Неважно, религиозный фундаментализм, фашизм, коммунизм, но страна с одним образом, то этой стране нужна будет палочная прусская педагогика и не нужна психология. И если же она и далее будет пытаться в муках, в болях двигаться к либеральному, гражданскому, демократическому обществу, то критерий этого общества – это многоцелевое образование, это полицелевое общество, где не господствует один навязываемый идеал. Именно в этой стране психология как наука всегда будет востребована и всегда будет нужна. По сути дела, когда мы замахиваемся на то, чтобы быть архитекторами социо-исторических процессов, часто возникает тяжелый страх, страх двигаться по этому пути. Но, перед нами альтернатива: либо вооружиться в смысле Эриха Фромма механизмами бегства от свободы, либо быть. Сегодня психолог стоит перед этим выбором, перейти от культуры полезности к культуре достоинства или перед выбором, четко обозначенном Фроммом «Иметь или быть». Я думаю, что психолог всегда выберет не, я цитирую буквально, «Лучше быть многим, чем обладать многим». Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Педагогика |
|