Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Прихожан A.M. О нравственном развитии

СОДЕРЖАНИЕ

А. М. ПРИХОЖАН

О НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходит ряд серьезных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребенка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребенок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребенку других людей, взрослых и сверстников, причем оценка последних в этот период, как показывают исследования, в значительной степени повторяет оценку, даваемую ребенку учителем. Вследствие этого у

201

маленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержанию моральных норм, к тому, "как надо поступать".

Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.

Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая роль - проводника требований взрослых - новая для ребенка. Как показывают исследования, иногда она положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части случаев требования первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно.

Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребенок также стремится вести себя, "как надо", ревностно выполняет некоторые (по большей части -легкие) правила. В то же время его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами, а при столкновении стремления действовать по правилу и противоречащего ему непосредственного желания... намерение не столько преодолевает непосредственные побуждения ребенка, сколько идет у них на поводу, представляя собой как бы компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями. Причем противоречие между желанием действовать "правильно" и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим острых переживаний, сохраняется положительное отношение к себе.

Можно думать, что это связано с сильной потребностью ребенка соответствовать образцу "должного поведения", "хорошего школьника". Сознательно принимая правила и "обучая" им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует этому образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он "сделал так случайно", "не хотел", "больше не будет". <...>

Такое своеобразие нравственного облика младшего школьника определяет как особые возможности нравственного воспитания в этот период, так и его опасности.

Прежде всего младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Как показывают исследования, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Однако преимущественно словесный характер предъявляемых требований, а также то, что дети еще не умеют преодолевать встречающиеся им трудности

202

и, как отмечалось, сравнительно легко отказываются от стремления действовать в соответствии с нравственным правилом, ведет к тому, что возникает разрыв между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением. Этот разрыв может привести к такому вредному явлению, как моральный формализм.

Особую опасность представляет нравственный ригоризм детей. Как известно, младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой. Это явление, называемое в литературе "моральным реализмом" обусловлено тем, что выполнение требования важно для ребенка само по себе, вне зависимости от нравственного содержания этого требования. Известный швейцарский психолог Ж. Пиаже отмечал, что ребенок относится к нравственной норме как к обязательному предписанию -закону, причем следует скорее "букве", чем "духу" этого закона. Нравственные действия могут в этом случае потерять для маленького школьника свой специфический смысл - смысл действия в интересах других людей.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития нравственного отношения детей к труду. Все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Однако это понимание у них в основном словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые, причем специфические для учебного труда, навыки и умения, не опирается на привычку работать систематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с которыми в первые же дни встречается ребенок, и неумение их преодолеть могут очень быстро закрепить отрицательное отношение к учебному труду. Учение станет для ребенка тяжелой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно скажется и на его нравственном развитии.

Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребенку моральных правил: четко выделить, какие конкретно навыки и умения способствуют выполнению данного требования, расчленить их на простые действия, которые ребенку сравнительно легко освоить, и "упражняться" в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительно оценкой1 . Во-вторых,

203

так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребенка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им. <...>

В-третьих, развивать саму произвольность поведения, умение действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлеченность его процессом. Учение - наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивался не только результат, но и затраченные ребенком усилия.

В плане преодоления и профилактики нравственного ригоризма маленьких школьников существенной задачей является такое формирование у детей понимания нравственного содержания требований. Для этого, как уже говорилось, необходимо не просто раскрывать детям значение выполнения нравственных норм как поведения в интересах других людей, но и учить их самих находить нравственный смысл ситуации, судить о поступке другого человека по мотиву этого поступка, развивать у них внимание к переживаниями сверстников и взрослых. Поскольку корни "морального реализма" - в возрастных особенностях школьника, в частности в особенностях его мышления, то вызывает сомнение правомерность применения в младшей школе такого педагогического приема, как обсуждение поведения ребенка сверстниками. Известно, что В. А. Сухомлинский призывал к особой осторожности при использовании в воспитании детей общественного мнения сверстников, считая, что при этом "морально травмируется" и тот, кто допустил ошибку, и коллектив.

Прихожан A.M. Психологические проблемы
нравственного воспитания школьников. -
М, 1980.-С. 14-19. 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.