Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦОГЛАВЛЕНИЕЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ, в ветхозаветной традиции золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе (народ «сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами», Исх. 32, 1). З. т. поклонялись либо как воплощению самого бога, либо как культовому животному, служившему своеобразным троном для бога (сходная традиция известна по хурритско-урартским источникам). Сооружение З. т. связывается в Ветхом завете также с царём Иеровоамом (3 Цар. 12, 25—30; 4 Цар. 23, 15); в этих свидетельствах нашло, вероятно, отражение поклонение З. т. как символу Яхве, распространённому в ряде районов. Возможно, рассказ о гневе Яхве и низвержении З. т. Моисеем («и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал пить сынам израилевым», Исх. 32, 20) отражает реальную борьбу с культом быка. Выдвигалась гипотеза о возможных влияниях на культ З. т. аналогичных культов в смежных областях — Египте, Месопотамии, Малой Азии (хеттско-хурритская традиция; см. Бык), хотя могли существовать и более ранние местные корни этого культа. Остаётся спорным толкование ветхозаветных выражений «abir ja'akob» (Быт. 49, 24; Пс. 131, 2, 5) и «abir jisrael» (Исх. 1, 24). В большинстве переводов Библии, включая русский, эти выражения трактуются как «сильный, мощный [бог]» Иакова (Израиля), хотя возможен и перевод «бык» Иакова (Израиля). Лит.: Aberbach M., Smо1аr L., Aaron, Jeroboam and Golden calves, «Journal of Biblical Literature», 1967, v. 86, p. 129—40; Bauernfeld О., Вetz О., Miсhe1 О., Der Tempel der goldenen Kuh, «Zeitschrift fьr neutestament-liche Wissenschaft», 1958, Bd 49, S. 197—212; Dus J., Ein richterzeitliches Stierbildheiligtum zu Bethel?, «Zeitschrift fьr die alttestamentliches Wissenschaft», 1965, Bd 77, S. 268—86; Lewy J., The story of the golden calf reanalyzed, «Vetus Testamentum», 1959, v. 9, p. 318—22; North M., Zur Anfertigung des «Goldenen Kalbes», там же, p. 419—22; Sаусe A. H., Hibbert lectures, L., 1891, p. 289—93; Weiссert M., Gott und Stier, «Zeitschrift der Deutschen Palдstina-Vereins», 1961, Bd 77, S. 93—117. В. В. Иванов.ЗОPOАCTP, древнегреческая форма имени пророка Заратуштры. Ваш комментарий о книге |
|