Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге АБРАКСАСОГЛАВЛЕНИЕАБРАКСАС, Абрасакс (ўвсЬобт или ўвсбуЬо), имя космологического существа в представлениях гностиков (1—3 вв., см. в ст. Христианская мифология). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект — последователей Василида, 2 в., Сирия), А. — верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «А.» семи греческих букв (1 + +2+100+1+60+1+200) даёт 365— число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). «Космический» характер семёрки (см. в ст. Числа) как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени А. смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя А. и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног), известный по изображениям на геммах-амулетах, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества. В литературе 20 в. («Семь проповедей к мёртвым» К. Г. Юнга, «Демиан» Г. Хессе) к символу А. обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души. Лит.: Dieterich А., Abraxas, Studien zur Religionsgeschichte des spдtem Altertums, Lpz., 1891. С. А. Ваш комментарий о книге |
|