Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге БХАДРЕШВАРАОГЛАВЛЕНИЕБХАДРЕШВАРА, в мон-кхмерской мифологии наименование Эйсора (Шивы) в раннекхмерской традиции. Он считался национальным божеством Кампучии. Имя Б. встречается в древнеиндийской религиозной литературе, но культ Б. в Индокитае был чисто местным. Его происхождение связывают с победами, одержанными кхмерами в ранний период их истории над Тьямпой, могущественным «индуизированным» государством на юге Вьетнама. В основе культа Б. лежал культ духа горы. Б. был посвящен самый древний храм кхмеров Ват Пху, расположенный на вершине горы. Я. Ч. БХАИШАДЖЬЯГУРУ (санскр. bhaisajyaguru, букв, «врач-учитель»), будда в буддийской мифологии махаяны. Культ Б. возник не позже 2 в., т. к. он упоминается уже в «Шатасахасрике Праджняпарамите». Основой образа Б. служат, по-видимому, врачи-бодхисатвы Бхайшаджьяраджа и Бхайшаджья-самудгата, упоминаемые в «Саддхарма-пундарике» (1 в.). По описанию « Бхайшаджьягуру-сутры », Б. обитает в своём раю-вайдурья-нирбхасе (букв, «блеск драгоценного камня вайдурьи»), который расположен на Востоке (между ним и земным миром находится в десять раз больше миров, чем в реке Ганг песчинок). В этом раю почва состоит из вайдурьи, дома построены из разных драгоценных камней, там отсутствуют страдания и нет женщин. Функцией Б. является проповедь дхармы (буддийского учения) в своём раю, а также лечение болезней и продление жизни в других мирах. Культ Б. имеет, таким образом, цель получить «временные» и «земные» преимущества, он не предназначен для конечного освобождения. Б. был чрезвычайно популярен в Китае и особенно в Японии (наряду с Шакьямуни и Амитабхой). Лит.: Edkins J., Chinese Buddhism, L., 1880; Encyclopaedia of Buddhism, v. 2, fase. 4, Ceylon, 1968, p. 661—70. Л. М. Ваш комментарий о книге |
|