Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге АХРИМАНОГЛАВЛЕНИЕАХРИМАН (фарси), в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части «Авесты» — «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Мана, в других книгах «Авесты» — в Ангро-Майнью. А. противопоставляется Ахурамазде: Ахурамазда создаёт 16 стран добра, А. — 16 стран зла («Вендидат» I); в противовес чистым «ахурийским» животным А. создаёт змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, А. («Вендидат» XIX) пытается искусить или убить его (но безуспешно); в книге «Ясна» (2) содержатся благие пожелания творениям Ахурамазды, тут же — проклятия А. Ахриман порождает всесильное божество лжи Друга «против вещественного мира, на гибель праведности миров» («Ясна» 9). А. искушает благих людей, и иногда ему это удаётся, как, например, со справедливым царём Джамшидом (в «Авесте» — Йима), которому А. вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»). Противостояние Ахурамазды и А. восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла (эти представления изложены в т. н. «Гате Ахунаваити»). Их отражением является зороастрийское учение о четырёх мировых циклах (изложено в теологическом трактате «Бундахишн», 9 в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против А. Она заканчивается разгромом А., очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства (см. Иранская мифология). В борьбе против А. Ахурамазде помогает человек. Так, первочеловек Каюмарс даже одолел А. и стал разъезжать на нём верхом. Лит.: Darmesteter J., Ormazd et Ahriman..., P., 1877. И. С. Брагинский. Ваш комментарий о книге |
|