Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

АУТРИМПС

ОГЛАВЛЕНИЕ

АУТРИМПС (Autrimpus, Autrympus, Antrimpus), в прусской мифологии бог моря, сопоставляемый в источниках 16—17 вв. с римским Нептуном. Представление об А., по-видимому,— результат позднейшего раздвоения бога плодородия Тримпса на А. и бога рек и источников Потримпса.

В. И., В. Т.АУШАУТС [Aus(s)chauts, Auxschautis, Auschauten, Auscautum, Auscutum], в прусской мифологии бог врачевания, по функции сопоставляемый с римским Эскулапом (в письменных источниках 16 —17 вв.). Иногда уточняется, что А.— бог целостности, неповреждённости, что он отгоняет болезни и даже грехи (ср. рим. Сатурн). Связь А. с человеком, здоровьем, культурой отличает его от божеств природы, а также от Пильвитсабога материального блага, богатства (см. Балтийская мифология). Имя А. у авторов 17 —18 вв. (М. Преториус, Г. Стендер и др.) легко изменяло свою форму под влиянием других теофорных имён (напр., Пушкайтса или Аушры) или народной этимологии. Так, прус. Ausszwaito и особенно литов. Auszweikis, Ausweitis, Atsweikcius воспринималось в связи с литов. atsveikti, «выздороветь», a Auskuhts и латыш. Auskuts,— как «стригущий овец». Возможно, восточнобалтийские примеры А. искусственны. Правильное объяснение имени А.— «бог, который даёт здоровье и отгоняет болезни» («отстреливает» их, ср. прус, au — «от», «прочь» и литов. sauti, «стрелять», а также заговорный мотив «отстреливания» болезней в балтийском фольклоре).

Лит.: Mierzynski А., Die samlдndische Gottheit Auszauts, «Sitzungsberichte der Prussia», 1900, № 21; Bьg а К., Prьsu dievas Ausautas, в сб.: Rinktiniai rastai, т. 2, Vilnius, 1959. В. И., В. Т.


Ваш комментарий о книге











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.