Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге ЭКА АБАСИОГЛАВЛЕНИЕЭКА АБАСИ («богиня-мать»), в мифологии ибибио (юго-восточная Нигерия, низовье реки Кросс) божество, прародительница. В эзотерических мифах Э. А. — подлинная глава пантеона. Вместе со своим первенцем громовником Обумо Э. А. породила предков всех народов земли (в варианте её супругом является Эте Абаси). С Э. А. связана плодовитость. По одному из мифов, женщины были бесплодны и тогда Э. А. послала к ним белую птицу, которая оставила им светящееся яйцо, символ плодородия, и улетела в небо. Е. К.ЭЛАГАБАЛ [Elagabal, «Эл горный», т. е. «бог (первоначально — «сильный, могучий») горный», см. Илу], Гелиогабал Heliogabalus, «солнце гор» ; народная этимология: «гелио», греч. «солнце», «габал», семит, «горный»), в западносемитской мифологии бог. Культ Э. сложился, по-видимому, в арамейский период (1-е тыс. до н. э. — 1-й в. н. э.) и получил наибольшее значение в римское время. Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отождествлялся с Гелиосом (отсюда «Гелиогабал») и Юпитером. Культовый центр Э. находился в городе Эмоса, где ему был воздвигнут огромный, богато украшенный храм. Э. почитался в облике большого чёрного камня конической формы, закруглённого снизу и острого вверху (аэролит); считалось, что он упал с неба и был нерукотворным изображением солнца. Для культа Э. были характерны пышные оргиастические обряды. Элагабал, римский император в 218—222, являвшийся жрецом Э. (отсюда его имя в историографии, первоначально — Варий Авит), пытался возвести Э. в «ранг» верховного божества римского официального пантеона. На Палатине был построен храм Э., куда Элагабал, стремясь к тому, чтобы жречество Э. держало в своих руках тайны всех местных культов, пытался перенести изображения и других богов. Он объявил женой Э. Афину Палладу, а затем, поскольку Э. «отверг» её, Уранию (Тиннит), как лунное божество. И. Ш. Шифман.ЭЛАМСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Э. м. сложилась в 4-м тыс. до н. э. задолго до возникновения государства у эламитов. Испытывала влияние шумеро-аккадской мифологии. Одна из наиболее характерных черт Э. м. — почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности; змеи нередко изображались с человеческими головами. Самый ранний известный нам документ, содержащий имена эламских божеств, — договор, заключённый ок. 2200 до н. э. царём Элама (Хитой) и аккадским правителем Нарам-Суэном. В нём в строгой иерархической последовательности перечислено 37 богов. Ок. 639 до н. э. почти все они вновь упоминаются в надписи ассирийского царя Ашшурбанипала. Некоторые боги (напр., Хумпан, Шимут) почитались эламитами, как свидетельствуют клинописные тексты из Персеполя, по меньшей мере до сер. 5 в. до н. э. Все божества, считалось, обладают магической силой «китен». Под её защитой находится власть царя, воплощающего волю богов. Первоначально во главе пантеона стояли женские божества — богини плодородия (что отражает пережитки матриархального права в Эламе) Пиненкир, «повелительница неба», мать богов, которую в Аккаде отождествляли с Иштар, затем, с нач. 2-го тыс. Киририша. К сер. 2-го тыс. Киририша уступила ведущее место в пантеоне Хумпану, супругой которого её стали считать (победа Хумпана свидетельствует о торжестве патриархальных представлений над матриархальными). За верховенство в пантеоне с Хумпаном соперничал бог — покровитель столицы Элама Суз Ин-шушинак. Во 2— 1-м тыс. Хумпан, Иншушинак и Киририша составляли ведущую триаду эламского пантеона. В числе других значительных богов — бог солнца, правосудия и торговли Наххунте, бог луны Напир, бог воды Шази, вестник богов Шимут и его супруга Манзат, богиня победы Нарунди, богиня-мать, почитавшаяся в области Аншан, Парти. В ранние периоды (3—2-е тыс.) почитались также шумеро-аккадские божества Адад, Эа, Энки, Иштар, Нергал, Нуску, Нинурта, Ишникараб (Ишмекараб), некоторые из них были официально включены в пантеон Элама. М. А. Дандамаев. Ваш комментарий о книге |
|