Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге СПЕРХИЙОГЛАВЛЕНИЕСПЕРХИЙ (Уресчейьт), в греческой мифологии бог одноимённой реки в ФессалиИ. С. — сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 367 след.). Этимология имени С. указывает на быстроту (уресчньт, «стремительный», «быстрый»), характерный признак водного потока. С. — древнее стихийное божество, генеалогически, однако, связанное уже с героической мифологией. С. — зять Пелея, отец Менесфия, участника Троянской войны (Hom. Il. XVI 173—176). Ахилл обещал посвятить С. свои волосы, если вернётся невредимым на родину (но принёс их в жертву у погребального костра Патроклу, XXIII 141 —151). А. Т.-Г.СПОРЫШ (рус), Спарыш (белорус), в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. С. представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с богом и Раем). Первоначально наименованием С. обозначали двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении архаичных аграрных обрядов из двойных колосьев — С. плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла — спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжал общеславянский культ близнецов — покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве. С. может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества, родственного балтийскому Юмису, древнеиндийским Ашвинам. Лит.: Тихоницкая З. З., «Спорина» в жатвенных обрядах и песнях, преимущественно белорусских, в кн.: Язык и литература, в. 8, Л., 1932; Терновская О. Б., Словесные формулы в урожайной обрядности восточных славян, в кн.: Фольклор и этнография, Л., 1974. В. И., В. Т. Ваш комментарий о книге |
|