Ваш комментарий о книге
История английской литературы
Том I. Выпуск первый
Часть первая. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОТДЕЛ I. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 2. Христианско-монастырская литература раннего средневековья
1
Христианство проникло в Британию еще в римскую эпоху. В III или начале
IV в. оно перешло отсюда в Ирландию. Кельтская христианская церковь Британии
и Ирландии не зависела от римской, не находилась с нею в сношениях и во
многом от нее отличалась. Кельтская церковь не придавала особого значения
постам и покаянию, не знала безбрачия духовенства, не знала икон и имела
своеобразные обряды (частично заимствованные из кельтских языческих
культов).
Все англо-саксонские племена, населявшие Британию в V и VI вв., были
еще языческими. На своей новой родине они долго почитали германских
языческих богов. Беда свидетельствует, что они имели и своих жрецов. Во
всяком случае, англо-саксонское завоевание Британии сопровождалось
своеобразной "дехристианизацией" британских кельтов. Христианство
перекочевало отсюда в Ирландию, частично в Уэльс и Шотландию.
Новая христианизация Британии, в первую очередь англо-саксонских
племен, начинается с конца VI в. В 597 г. папа Григорий послал в Британию
христианскую миссию во главе с Августином, наказав ей ревностно бороться с
"ересями" клириков-кельтов. Миссия имела успех. Но миссионеры встретили
сильную конкуренцию со стороны ирландцев. Началась борьба двух церквей:
древне-британской и англо-саксонской. Эта борьба часто приобретала
политический характер.
Несмотря на сопротивление и рецидивы язычества (например, массовое
возвращение в язычество в Кенте и Эссексе после смерти Этельберта в 616 г.),
процесс христианизации всей Британии закончился уже в VII в. Мало-помалу
Британия покрылась сетью монастырей и школ. Особую славу получила школа,
основанная еще Августином в Кентербери. Англо-саксонские монастыри стали в
то время средоточием средневековой науки и искусства. Здесь изучали не
только теологию, но также науки, частично спасенные латинской церковью
из-под развалин Римской империи. В тот момент, когда законы классического
стихосложения сделались чужды итальянским клирикам, английские монахи и
епископы писали латинские стихи, в сравнении с которыми новолатинская поэзия
континентальной Европы этого времени казалась столь же варварской, как они
сами перед стихами Вергилия и Горация. Рукописи произведений классических
авторов, которыми уже пренебрегали в других местах, приобретались
англо-саксами во время их путешествий по континенту и собирались в
монастырских библиотеках Кента, Уэссекса и Нортумбрии.
Христианизация англо-саксов имела чрезвычайно важные последствия.
Борьба римской и кельтской церквей на территории Британии закончилась
победой римской церкви. Старое церковное устройство сменилось другим,
организованным по международному образцу. Новая церковь, созданная трудами
римских миссионеров, привела к тесному общению с Римом и европейским Западом
вообще и внесла в англо-саксонскую культуру новые элементы. Христианизация
англо-саксов значительно усилила и их международные династические и
дипломатические связи и способствовала развитию национального единства и
государственности. Интересы церкви совпадали при этом с интересами
англо-саксонских королей и верхушки англо-саксонского общества. Стремясь к
накоплению богатства, церковь поддерживала в Британии развитие земельной
собственности. Христианская культура на первых порах своего развития у
англо-саксов была культурой верхушки англо-саксонского общества, культурой
латинской по преимуществу, которая долго оставалась чуждой основной массе
неграмотного населения. Отсюда сосуществование у англо-саксов традиционных
германских языческих элементов и вновь заимствованных - христианских, -
переплетавшихся во всех областях культурного и литературного развития.
Наивысшего расцвета англо-саксонская культура достигла в VI-X вв. К этому
времени относится и расцвет англо-саксонской литературы как на латинском
языке, так и на языке народном.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел литературоведение
|