Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

XII. Италия в 1929-1939 гг.
XIII. Испания в 1934-1939 гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ

XII. Италия в 1929-1939 гг.
1. Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма». 1932 г.
2. Новая хартия единства действий коммунистической и социалистической партий. 26 июля 1937 г.
XIII. Испания в 1934-1939 гг.
1. Декрет о проведении аграрной реформы. 7 октября 1936 г.
2. Итало-испанское соглашение. 28 ноября 1936 г.

1. Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма» (выдержки)

1932 г.
Как и все здоровые политические концепции, фашизм является и действием, и мышлением; действием, которому присуще учение,— учение, возникающее из данной системы исторических сил, в которых оно находится; и он действует на них изнутри. Следовательно, он имеет форму, соответствующую случайностям времени и пространства; но он имеет также и духовное содержание, которое делает его выражением истины в более высокой области истории мысли. Не существует иного способа проверить духовное влияние в мире той человеческой воли, которая доминирует над волей других, кроме как иметь концепцию временной, специфической реальности, на которой должно быть проверено это действие, а также и непрерывной, универсальной реальности, в которой пребывает и существует временное. Чтобы знать людей, надо знать человека, а чтобы знать человека, необходимо ознакомиться с реальностью и ее законами. Не может быть концепции Государства, не имеющей в основе своей концепции жизни — философии или интуиции, системы идей, развивающейся в рамках логики или сконцентрированной на вере и созерцании, но всегда, хотя бы потенциально, органической концепции мира.
Таким образом, многие из практических выражений фашизма — такие, как партийная организация, система образования, дисциплина,— могут быть поняты только в связи с его общим отношением к жизни, с его духовной позицией. Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опирающийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиняющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не только индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком круге удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в которой индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность, как человека..
Фашистская концепция жизни является религиозной концепцией, в которой человек рассматривается в его постоянном отношении с высшим законом, дарованным объективной волей, превосходящей индивида и поднимающей его до сознательного участия в духовном обществе. Те, кто не выходит за пределы соглашательского рассмотрения религиозной политики фашистского режима, не могут осознать, что фашизм есть не только система правления, но и в конечном счете система мышления…
Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опирающийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиняющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не только индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность как человека...
Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности. Она противостоит классическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либерализмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, — свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя все ценности, — объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа.
Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего, кроме классовой борьбы. Фашизм противоположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту государства, фашизм видит реальные потребности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства.
Индивиды образуют классы в соответствии с определенными интересами. Они образуют профсоюзы на основе известной экономической деятельности; но в первую очередь они образуют Государство, которое является не просто некоей группой, суммой индивидов, составляющих большинство. Следовательно, фашизм противоположен той форме демократии, которая отождествляет нацию с большинством, сводя ее до уровня наибольшего числа; но настоящей демократией является такой строй, при котором нация рассматривается с точки зрения качества, а не количества, и как идея она наиболее сильна, поскольку наиболее этична, наиболее последовательна, наиболее правдива и выражает себя в людях, причем в сознании и воле немногих, если не вообще одного, и стремится выразить себя в сознании и воле масс, целостной группы, этнически сформированной под влиянием природных и исторических условий в нацию, двигающуюся по тому же самому пути развития и духовного становления. Не раса, не географический регион, а народ, исторически увековечивающий себя, масса, сплоченная идеей и вдохновленная волей к жизни, волей к власти, к самосознанию себя как личности…
Фашистское Государство как высшее и наиболее могучее выражение личности является силой, но силой духовной. Оно суммирует все проявления нравственной и интеллектуальной жизни человека. Его функции, следовательно, не могут ограничиваться лишь поддержанием порядка и сохранением мира, как это представлено в учении либерализма. Это не просто механическое устройство для определения области, внутри которой индивид может соответствующим образом реализовывать свои права. Фашистское Государство — внутренне принятый стандарт и правило поведения, дисциплина человека как целого; оно пронизывает волю не в меньшей степени, чем интеллект. Оно стоит за принцип, ставший центральным мотивом человека как члена цивилизованного общества, глубоко погружающегося в свою личность; оно живет в сердце человека мысли и человека действия, артиста и ученого: душа души.
Иными словами, фашизм — не только законодатель и основатель институтов, но и воспитатель и покровитель духовной жизни. Объект его перестройки — не только формы жизни, но и их содержание — Фашистское Государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь — идеал силы в действии. Согласно учению фашизма, правительство представляет собой не столько то, что выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо думать как об империи, т. е. человек, его характер и его вера. Для достижения этих целей он вводит дисциплину и использует авторитет, входя в душу и управляя с неоспоримой властью. Поэтому он избрал своей эмблемой прутья ликторов (знак должностной и карающей власти – Ю.К.) — символ единства, силы и справедливости…как о нации, которая прямо или косвенно правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым квадратным ярдом территории. Для фашизма подъем империи, т. е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка. Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка,— всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти. Фашизм — это учение, наилучшим образом приспособленное представлять стремления и надежды народа, такого, как народ Италии, который поднимается вновь после многовекового унижения и внешнего порабощения. Но империя требует дисциплины, координации всех сил и глубоко осознанного чувства долга и жертвенности: этот факт объясняет многие аспекты практической работы режима, характер множества сил в Государстве и необходимость строгих мер, которые должны быть приняты против тех, кто будет противостоять этому спонтанному и неизбежному движению Италии в XX в. или попытался бы противостоять ему напоминанием изношенной идеологии XIX в., идеологии, отвергнутой всюду, где достало мудрости предпринять великий эксперимент общественной и политической трансформации, поскольку никогда еще не| была столь острой нужда нации во власти, в управлении, в порядке. Если каждая эпоха имеет свое собственное, характерное для нее учение, то существуют тысячи признаков, указывающих на фашизм как на характерное учение нашего времени. Учение должно быть живым, и это доказывается тем фактом, что фашизм создал живую веру, и то, что эта вера весьма сильна в умах людей, доказывается теми, кто страдает и умирает за нее.
Отныне фашизм обладает в мире универсальностью всех тех учений, которые, самоорганизуясь, представляют этап в истории человеческого духа. (2. С. 235-253)

2. Новая хартия единства действий коммунистической и социалистической партий

26 июля 1937 г.
Итальянская социалистическая партия и Коммунистическая партия Италии, солидарные уже в течение трех лет в политике единства действий, которая дала значительные результаты в Италии, в эмиграции, в Испании и показала себя необходимым орудием борьбы пролетариата против фашизма и войны;
полные твердой решимости упрочить достигнутые результаты, укрепить и развить их, договариваются о следующих пунктах, которые составляют новую Хартию единства действий:
I. Итальянская социалистическая партия и Коммунистическая партия Италии, имея своей общей целью уничтожение фашизма и капитализма и установление социалистического общества, принимают решение укрепить связи, которые их объединяют, как в общеполитической деятельности, так и в повседневной практической работе. Они рассматривают существование прочной связи в форме единого фронта между коммунистической и социалистической партиями, как одно из основных условий единства всех антифашистских сил и создания в Италии движения народного фронта.
П. На нынешнем этапе классовой и политической борьбы обе партии намерены призвать и организовать весь итальянский народ на борьбу за завоевание свободы и демократии и установление демократической республики, опирающейся на рабочий класс, которая обеспечит народу хлеб, мир и свободу, примет необходимые меры для уничтожения экономической базы реакции и фашизма (национализация монополистического промышленного и банковского капитала, уничтожение всех форм феодализма в деревне и т. д.) и откроет дорогу для перехода к социализму…
III. Убежденные в неотложной необходимости массовой борьбы против внутренней и внешней политики фашизма, борьбы, являющейся единственным путем, ведущим к уничтожению фашистского режима, обе партии принимают на себя обязательство вести совместную борьбу на фабриках, в массовых фашистских организациях (профсоюзы, «дополаворо» (фашистские культурные организации – Ю.К.) и т. д.), в городских кварталах, в молодежных организациях, в деревне, в школе, в армии за выдвижение всех непосредственных экономических и политических требований народных масс, используя для этой цели также все легальные возможности фашистского режима…
VII. Обе партии видят в единстве действий первый шаг к созданию единой партии рабочего класса, которая будет представлять собой самое могущественное оружие пролетариата в его борьбе против фашизма и капитализма. Проблемы органического единства будут глубоко изучены и обсуждены обеими партиями в свете современного опыта в Италии и в других странах...
IX. Обе партии сохраняют полную автономию как в организационном, так и в теоретическом отношении. Каждая из них продолжает свою самостоятельную деятельность и пропаганду и обязуется, пользуясь правом высказываться с полной откровенностью о теоретических и тактических разногласиях, все еще препятствующих слиянию, делать это таким образом, чтобы не наносить удара и не препятствовать развертыванию общей деятельности... (36. Т 1. с. 389-391)

XIII. Испания в 1934-1939 гг.

1. Декрет о проведении аграрной реформы. 7 октября 1936 г.

7 октября 1936 г.
Статья 1. Подлежат безвозмездной экспроприации все земельные владения, независимо от их размера и способа использования, принадлежащие до 18 июля 1936 года лицам, принимавшим прямое или косвенное участие в мятеже против республики…
Статья 4. Право пользования участками, экспроприированными на основании статьи 1, получают сельскохозяйственные рабочие и крестьяне данного или смежного муниципального округа...
Каждый боец, вступивший в ряды народной милиции или добровольческие соединения армии, который квалифицирован в муниципалитете своей общины как сельскохозяйственный рабочий, мелкий арендатор или собственник, при получении земельного участка в длительное пользование будет приниматься во внимание в первую очередь... Участок земли должен быть достаточным для содержания его семьи.
Если получившие по этому распоряжению земли входят в профсоюзную организацию сельскохозяйственного характера или желают создать таковую, то они могут объединить свои участки с целью коллективной обработки.
Преимущество, о котором говорится в предыдущем параграфе, распространяется в первую очередь на родственников погибших бойцов, а также на семьи раненых и инвалидов, потерявших трудоспособность в период пребывания в рядах республиканской армии. (36. Т. 1. С.402-403)

2. Итало-испанское соглашение

28 ноября 1936 г.
Фашистское правительство и национальное испанское правительство, солидарные в общей борьбе против коммунизма, который в данный момент больше, чем когда-либо, угрожает миру и безопасности Европы, воодушевленные желанием развить и укрепить свои собственные взаимоотношения и всеми силами содействовать социальной и политической стабилизации европейских наций, подробно рассмотрели вопросы, касающиеся обоих государств, через посредство своих представителей в Риме и Бургосе и пришли к соглашению по следующим пунктам:
Фашистское правительство обеспечит в дальнейшем национальному испанскому правительству свою поддержку и свою помощь для сохранения независимости и целостности Испании, как метрополии, так и колоний, и для восстановления социального и политического порядка внутри страны. Технические органы обеих стран будут поддерживать с этой целью связь и в дальнейшем.
Будучи уверены в том, что тесное сотрудничество между ними будет полезно для обеих стран и для политического и социального порядка Европы, фашистское правительство и национальное испанское правительство сохранят между собой связь и будут согласовывать свои действия по всем вопросам, касающимся обеих стран, особенно по вопросам, касающимся западной части Средиземного моря, по которым потребуется координация их действий, и будут оказывать друг другу поддержку в целях эффективной защиты их обоюдных интересов... (36. Т. 1. с.403-404)

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.