Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (2) Содержание Глава 21. Масоны в современной России«Большой кабинет окнами на Садовое кольцо. Общественная организация, арендующая помещение в правительственной конторе. Отмечается день рождения видного журналиста. Среди гостей - зам. министра, руководитель Информагентства, солисты Большого театра, полковники (один из Минобороны, остальные из штабов частей), коллеги-журналисты. Хорошая компания, объединенная, казалось бы, случаем - общим знакомством с виновником торжества; возвышенные речи, подарки со значением, завязывание новых связей… И вдруг замечаешь на пальцах одного из присутствующих масонский перстень, в петличке пиджака другого - масонский значок. А тихий гуманитарий-доцент в очках, оказывается, поразительно похожим на Великого мастера, мелькнувшего инкогнито на телеэкране. Так вот, какие они масоны, вот их сфера действия - частная жизнь, совместные трапезы, полезные знакомства, вневедомственные коммуникации. Настраивание на один общий духовно-моральный камертон» [1392], - таким солидным и респектабельным предстает перед нами современное русское масонство со страниц демократических изданий. А ведь еще лет 10-15 назад ни о каких масонах в Москве не могло быть и речи. «Если говорить серьезно, -
пишет О.Ф.Соловьев, - то до конца 1980-х годов масонов СССР вообще не водилось;
центры Ордена ничего не предпринимали для насаждения лож» [1393]. С эти можно
было бы согласиться если бы мы ничего не знали о масонских ложах в Советской
России в 1920-1930-х гг. Но в чем то О.Ф.Соловьев прав: те ложи все-таки были
ложами как теперь говорят «неправильными», то есть официально не признанными
ведущими масонскими центрами Запада. И не потому что они этого не заслуживали.
Масонскому патронажу из-за границы над интеллигентскими кружками и группами в
Советской России препятствовало и весьма эффективно само государство в лице
ОГПУ - НКВД - КГБ СССР. Да и существование таких кружков было вне закона и
члены их как мы уже то же знаем подвергались жестоким репрессиям. Попытки
диалога руководителей ряда масонских кружков 1920-х годов с властью с
предложением своих услуг по «перемагничиванию» российской интеллигенции на
сторону большевиков не увенчались успехом. Не помогло и непосредственное
обращение одного из руководителей ленинградских масонов того времени
Б.В.Кириченко (Астромова) к И.В.Сталину ( Не жаловали масонов и последующие советские руководители. «Спрашиваю Великого магистра Великой ложи Великого Востока (Жан-Пьера-Рагаша-Б.В.), - пишет корреспондент «Правды» во Франции Владимир Большаков, - почему масоны на заре советской власти разошлись с ней? - Он отвечает: - Дело в том, что антимасонство было вмонтировано в саму идею советской системы, которая терпеть не могла рядом с собой какой-либо организации, не зависящей от тоталитарного государства и действующей абсолютно свободно. Когда в свое время у Хрущева спросили нельзя ли будет восстановить в России масонство он сказал: «Я не намерен запускать вшей себе под рубаху!» [1396]. Однако помимо масонства
внутреннего существовало у нас на протяжении почти всей советской истории еще и
масонство эмигрантское. И если советские масоны, лишенные связи с зарубежными
масонскими центрами вынуждены были вариться в собственном соку, то эмигрантские
ложи полностью направлялись и контролировались зарубежными «братьями». Конечно
сами масоны ничего предосудительного в этом тогда не видели, да едва ли видят и
теперь. Однако непредвзятый взгляд на проблему позволяет усомниться в корректности
такой позиции. «Подлинная политика Западной Европы, - писал еще в «Конечно, - комментирует
этот примечательный опус современный исследователь О.Ф.Соловьев, - в
приведенных строках нетрудно обнаружить зримые черты генезиса заговора масонов
против России. Бесспорно, здесь проявились важные подходы некоторых влиятельных
кругов Запада, причем не только Парижа, но и Лондона». Однако преувеличивать
значение масонских планов расчленения России по его мнению все же не стоит, так
как основные параметры курса западных демократий определялись все же с учетом
той роли, которая отводилась царизму, как мощному противовесу против Германии.
Вариант расчленения России отрабатывался ими, по его мнению, про запас, на
всякий случай и по настоящему был задействован только после Октябрьской
революции Первая русская эмигрантская
ложа - Астрея (достопочтимый мастер Ф.Ф.Макшеев) юрисдикции Великой ложи
Франции была учреждена здесь еще в Главным объектом внимания
«братьев-масонов» была все эти годы Советская Россия. Однако все их попытки
забросить масонские сети на территорию СССР успехом не увенчались и в конце
концов русским «братьям» досталась незавидная роль своеобразного масонского
резерва с тем, чтобы в нужный момент они могли бы «возглавить любое идейное
течение будущей России» (из письма председателя специального русского совета 33
градуса шотландского обряда Л. де Гойера Великому командору Верховного Совета
Франции Ж.Раймону от 10 декабря В результате, когда в Конечно, русских по происхождению в масонских ложах Франции не так уж и мало. Все дело, однако, в том, что несмотря на их русские корни настоящей их родиной была уже Франция и рассчитывать на их укоренение в России было нельзя. Наибольший интерес к происходившим в конце 1980-х начале 1990-х гг. в СССР переменам и появившейся в связи с этим реальной перспективой возрождения здесь масонства проявили, как и следовало ожидать, масоны из наиболее влиятельной и политизированной масонской структуры Франции - Великого Востока Франции. «Тихая парижская рю Кадет, - делится своим впечатлениями от посещения штаб-квартиры Ордена московский журналист Владимир Большаков. - Обычные жилые дома, маленькие забегаловки. На их фоне дом под номером 16 своим суперсовременным бетонно-алюминиевым фасадом напоминает средневековую многоэтажную крепость. Здесь штаб-квартира ложи Великий Восток Франции… Высший служитель масонского храма по имени «Великий Восток» Жан-Пьер-Рагаш встречает меня на пороге своего кабинета. Почему-то я ожидал увидеть Великого магистра таким, как на журнальных фотографиях - в расшитом золотом парадном треугольнике с замысловатым орденом и шелковом фартуке, на котором вышиты циркуль, треугольник и еще какие-то масонские знаки отличия. Мсье Рагаш, однако, был в
цивильном пиджаке и скорее напоминал учителя старших классов, чем руководителя
такого влиятельного тайного общества или по-масонски послушания как «Великий
Восток» (на декабрь А началось все с того, что
уже в Однако, первым российским
интеллигентом, посвященным в В результате, когда
представительная делегация Великого Востока Франции (отставной полковник
французской армии А.В.Липский, историк А.Комб и др.) прибыла в апреле Вместе с Г.Б.Дергачевым и
его другом художником масонов в Москве стало уже, таким образом, целых семь
человек. Это как раз то минимальное количество членов, которое необходимо для
официального открытия масонской ложи. Ее в тот же день и открыли. Назвали ложу
«Северная звезда». Возглавил ее, естественно, Г.Б.Дергачев. Регулярная работа
ложи наладилась несколько позже - в ноябре Произошло это в начале июля
Но гордость нам не нужна. Мы всегда предпочитаем молчание. С древних лет у нас существует такая традиция: мы скромно живем и творим как можно больше блага. Главное для нас - это жить в согласии со своей совестью и помогать людям жить во взаимопонимании и дружбе» [1406]. В Москве на Однако, далеко идущим
планам политических «братьев» из Великого Востока Франции не суждено было
сбыться. Помешала им измена в Однако, об организации в России на их основе нового масонского союза Великий Восток России масоны уже не говорят. Не просто складывались в
России дела и другого масонского либерального союза Франции - Великой ложи
Франции. Еще в январе Желающие получить посвящение, разумеется нашлись. Но приглашать их с этой целью в Париж расчетливые французские «братья» нашли нецелесообразным. Вместо этого руководство Великой ложи Франции решило направить в Москву семь «братьев» русского происхождения - ровно столько, сколько необходимо для открытия там временной масонской ложи. «Существует очень простая практика, - откровенничал Великий магистр Великой ложи Франции Мишель Бара. - Да, нужно семь человек и на место едет столько сколько не достает. Так было и в этом случае. Семь человек выехало в Россию. - Это были советские граждане или командированные отсюда? Или вы создали нечто вроде совместного предприятия? допытывался корреспондент. - Нет. Не советские. Но они поехали туда и там начали работать. И посвятили в масоны нескольких советских граждан. Точнее русских. После этого, завершив свою миссию, они уехали». Конечно же, ехали «братья» в СССР не с пустыми руками. И речь здесь не только о деньгах. Делегацию или вернее мобильную масонскую ложу с рю Пюто, сопровождали две машины, доверху набитые масонским оборудованием. Помимо современной аппаратуры, без которой уже не обходится не одна масонская ложа были тут еще и фартуки, мечи, мастерки и даже канделябры со свечами. В общем, весь масонский арсенал. Ведь начинать «братьям» в Москве приходилось с нуля. В Москву они добрались
благополучно, хотя и опасались таможни. Однако, события в Москве (дело было в
конце августа Возникли даже сомнения: уж не поторопились ли они? До поры до времени московские профаны прятали французских «братьев» на одной из подмосковных дач. Вскоре, однако, стало ясно: «путч» гэкачепистов провалился. Путь для внедрения масонства в России был окончательно открыт [1408]. 30 августа Кризис русских лож Великого Востока Франции и союза Великой ложи Франции далеко не случаен. И дело тут совсем не в отсутствии должной дисциплины в их мастерских. Проблема в том, что Великий Восток и Великая ложа Франции олицетворяют собой политическое или либеральное направление в масонстве. Главный ориентир «братьев»
этих послушаний - не нравственное «просветление» человека, а борьба за
торжество демократических и либеральных ценностей в мире, а это, как мы
понимаем, далеко не одно и то же. Впрочем, понимают это и сами «братья». Не
успели «политические масоны» организовать на территории России свои первые
ложи, как уже 5 июня Но масонство на Западе, в том числе и во Франции отнюдь не исчерпывается, так называемыми, либеральными ложами. Существует, более того, в мире оно как раз и является преобладающим, еще и так называемое регулярное или «правильное» масонство, тесно связанное с Великой ложей Англии и ориентирующееся на традиционные масонские ценности нравственного порядка и сторонящееся, по крайней мере, формально от активного участия в политической борьбе. Во Франции это направление представляет Великая национальная ложа. Штаб-квартира Великой национальной ложи Франции расположена в одном из пригородов Парижа - Нейи. «Если у человека на банковском чеке видно, что он проживает в Нейи, - рассказывает побывавший здесь журналист, - документов у него уже никто не спрашивает. Адрес - солидная рекомендация. Великая национальная ложа Франции прописана в Нейи на бульваре Бино, дом 66. В уютном дворе, который с улицы не виден стоят машины. По маркам можно сказать, что их владельцы далеко не бедные. Великая национальная ложа Франции, вот и вся вывеска при входе в штаб-квартиру ложи - одной из самых влиятельных во Франции и самых при этом проамериканских. На проходной, где никаких служителей нет, об этом напоминают американские масонские календари и поздравительные открытки» [1410]. Неудивительно поэтому, что
именно это послушание как раз и нашло наибольший отклик среди масонствующей
московской интеллигенции. Первая ложа этой ассоциации в Москве - «Гармония»
была учреждена 14 января Завесу на тайной создания первой московской ложи Великой национальной ложи Франции приподнимает интервью Владимира Большакова с Великим секретарем Великой национальной ложи Франции Трестурнелем. «Где же посвящали и обучали тех русских масонов, которые 14 января этого года открывали свою ложу в Москве? - спрашивает журналист. - Здесь, - отвечал Великий секретарь. - Они приезжали, жили здесь некоторое время, потом уезжали, потом опять приезжали…». «Но ведь это есть нелегальщина чистой воды. А вы говорите, что не действуете нелегально?, - не отстает корреспондент - Конечно, не действуем. Ваши профаны, то есть не посвященные, приходили к нам во Франции. Мы их не искали в России. Разве нам следовало их выставить за дверь потому что масонство не нравилось вашим властям? Мы их принимали по их просьбе. И обучали. И теперь их около 20 человек. Они сформировали эту ложу. Из русских. Из тех, что живут здесь, во Франции. И из тех, кто там, в России. Они уже там. Они будут работать, принимать в свои ряды новых членов, посвящать профанов мало-помалу. Со временем, они создадут вторую, а затем и третью ложу. Такова цель» [1412]. На первых порах не все, конечно, ладилось у новоиспеченных московских «братьев». На поверку оказалось, язвительно писал в этой связи «Московский комсомолец», что далеко не всех из них привела в ложу их приверженность чистым идеалам масонства. «Больше всего им, очевидно, нравились поездки в Париж, куда их возили перенимать опыт. По слухам, двое русских «братьев» прославили себя тем, что пытались «впарить» парижским «братьям» скатерть, якобы, принадлежавшую Николаю II. А потом, прихватили из хозяйского холодильника весь запас спиртного» [1413]. Но это, конечно же, мелочи. 7 сентября 1992 года в Москву прибыла новая делегация Великой Национальной ложи Франции из семи человек во главе с С.В.Гардером. Она произвела ревизию состояния дел с организацией масонства в России и инсталлировала уже известную нам ложу - «Гармония», в качестве официальной ложи союза Великой Национальной ложи Франции под номером 698. В ходе этого визита в Москве получили посвящение сразу 12 русских «братьев» [1414]. В период 1992-1993 гг. к двум уже существовавшим ложам этого союза присоединилось еще три: «Лотос» (1993, Москва), «Гамаюн» (Воронеж) и «Новая Астрея» или просто «Астрея» (Санкт-Петербург). Во многом этот успех стал возможен благодаря переходу в них «братьев» из либеральных лож Великого Востока и Великой ложи Франции. Особенно заметен был отток «братьев» из Северной Звезды в Москве и Сфинкса в Санкт-Петербурге. Много «братьев» ушло и из Полярной Звезды в Архангельске. Покидая либеральные ложи масоны тут же переходили под знамена Великой Национальной ложи Франции, пополняя ряды новых ее русских лож. Особенность Великой
Национальной ложи Франции - это наличие в ней довольно таки развитой системы
высоких степеней (33 степени), причем характерно, что французские «братья» не
скупились на отличия сразу вознося изумленных русских на самую вершину
масонской иерархии. Это позволило им объединить новоиспеченных обладателей
«высших градусов» в особые ложи: «Сократ» (для четвертой - четырнадцатой
степени), Суверенный Капитул Розенкрейцеров «Роза России» (для «братьев»
восемнадцатой степени), ареопаг «Святой Георгий» (для «братьев», посвященных в
тридцатую степень), трибунат «Озирис» (для тридцать первой степени) и
консисторию «Михаил Гардер» (для тридцать второй степени). Название последней
требует пояснения, так как именно Михаил Гардер (умер в Очевидный успех, достигнутый Великой Национальной ложей Франции на пути насаждения масонства в России позволил ей учредить 24 июня 1995 года Великую Национальную ложу России. Фактически это означало отделение или «независимость» русских регулярных масонов от Великой Национальной ложи Франции. Официальное открытие Великой ложи России происходило в одном из залов ЦДРИ в двух шагах от знаменитой Лубянки. На церемонии и последовавшим после нее банкете в «Центральном» было замечено немало зарубежных гостей. Первое место среди них занимала, естественно, делегация Великой Национальной ложи Франции во главе с Великим мастером Клодом Шарбонье. «Среди тех, - кого пришлось увидеть на церемонии, - отмечал корреспондент «Коммерсант Daily», - были люди действительно разного достатка и профессии. Кое-кто явно отдал на банкет если не последние, то предпоследние, но были и те, кто «стоит» в долларах немало». Были среди гостей и банкиры, о чем свидетельствует подарок, сделанный Интурбанком Великому мастеру Великой ложи России Г.Б.Дергачеву: мастерский перстень с одиннадцатью бриллиантами. «Похоже, что «русские каменщики», в конце концов, найдут спонсоров, заинтересованных в масонских контактах и выйдут из денежного прорыва», - язвительно замечает в связи с этим корреспондент «Коммерсант Daily». Что же касается присутствия на масонском торжестве российских политиков, то полной неожиданностью для него стала встреча здесь только что вернувшегося из Буденновска «добровольца», который «спасая заложников, проследовал с террористами Шамиля Басаева в Чечню» (Сергей Ковалев, правозащитник - В.Б.). Как и следовало ожидать на его долю выпало не меньше поздравлений, чем на долю Великого мастера Г.Б.Дергачева [1415]. Следующим шагом регулярных
русских масонов после образования Великой Национальной ложи России стало
учреждение ими в июле Большим успехом Великой ложи России и ее Верховного Совета стало их признание со стороны материнской Великой ложи Англии. Общее число лож этой ассоциации достигло уже одиннадцати, причем восемь из них: «Гармония», «Лотос», «Аврора», «Юпитер», «Четыре Короны», «Северное Сияние», «Братская Любовь» и «А.С.Пушкин» располагаются в Москве. Обращают на себя внимание национальные (нерусские) ложи: Северное Сияние - для армян, (основана 28 ноября 1998 года) и как это не странно - для турок - Братская Любовь (основана 6 марта 1999 года). Есть в Москве и англоязычная ложа - Аврора, состоящая из проживающих в Москве иностранцев. Собственно русских лож этого послушания в Москве, таким образом, всего пять. По одной масонской ложе имеется в Воронеже (Гамаюн), Полярная Звезда (Архангельск) и Астрея (Санкт-Петербург) [1416]. Несмотря на то, что на дворе уже, можно сказать, почти что XXI век в обрядности регулярных масонов Великой ложи России мало что изменилось по сравнению с обрядностью их далеких предшественников XVIII-XIX вв., хотя на масонские собрания теперь положено приходить не иначе как в черном костюме с галстуком или бабочкой. Однако, по-прежнему обязательными являются для «братьев» фартук и широкая лента поверх пиджака: до 3 градуса - голубая и белые перчатки на руках. Не менее традиционен и обряд посвящения. Снимается один ботинок, штанина закатывается до колен, а рубашка надевается так, чтобы одно плечо и рука оставались обнаженными. На шею надевают веревочную петлю, завязывают глаза. Испытуемый проходит символическое испытание водой, воздухом, огнем и мечом; слышит как точат ножи, звенят мечи, то и дело натыкается голой грудью то на шпагу, то на молоток своих «братьев». Все это призвано подчеркнуть духовные стремления испытуемого и препятствия, которые он встретит на своем пути. После того, как посвящаемый приносит наконец присягу, повязка с его глаз снимается. Новоиспеченному «брату» повязывают фартук, и вручают две пары перчаток: одну он надевает сам, другая предназначается его супруге или даме сердца. Заканчивается все, как правило, агапой, то есть обильным праздничным ужином [1417]. Но это праздничное, так сказать, мероприятие, связанное с приемом в ложу нового «брата». Обыкновенные же собрания современных российских регулярных масонов, по отзывам присутствовавших на них, однозначно скучны и больше всего напоминают научные семинары и конференции и посвящены, как правило, обсуждению разного рода богословских, философских, исторических и морально-этических проблем. К этому можно еще прибавить, что в конце заседания ложи один из ее начальствующих членов (дародатель) обязательно обходит «братьев», с так называемой «кружкой вдовы» для пожертвований нуждающимся членам ложи. Кроме того, существует еще и обязательный взнос - и немалый - 50 долларов в год с «брата» [1418]. Впрочем, и масоны, как правило, люди не бедные, хотя сами они непрерывно жалуются на скудость своих финансов. «Пожертвования, конечно, есть, - говорит Великий магистр Великой ложи России Г.Б.Дергачев, - но средств не хватает. Нужно, например, создавать Храм; до сих пор мы кочуем из одного арендованного помещения в другое. Высоких покровителей у масонов в России, хотя об этом много говорилось, нет. В частности, даже упоминалось имя Президента. Это не так. Насколько мне известно, Борис Ельцин покровительствует Мальтийскому Ордену. Этот Орден чем то похож на масонский. Но к масонам не имеет отношения. У нас есть сочувствующие, в том числе и во властных структурах и в Думе, но чаще там доминирует страх. Нужно время» [1419]. Общая численность «братьев», принадлежащих к мастерским Великой ложи России уже давно перевалила за 100 человек, причем, как уверяет Г.Б.Дергачев все они не только верующие, но и в массе своей коренные русские православные люди [1420]. Подчеркивание Г.Б.Дергачевым православности современных российских масонов не случайно. Стремясь преодолеть негативное отношение к масонству русских людей его руководители не скупятся на дифирамбы по отношению к России. «Дух» на Западе, заявляет, например, все тот же Дергачев уже утерян. Многие масоны даже на Западе, уверяет он, считают, что если и произойдет настоящее возрождение масонства в мире, то это произойдет обязательно только в России. Успех Великой Национальной
ложи Франции в России во многом был обеспечен благодаря неутомимой деятельности
куратора русских лож от этой ассоциации полковника Михаила Гардера (род. в Непростая биография и у К.В.Мильского, курировавшего русские ложи Великой ложи Франции в России. К.В.Мильский много лет прожил в Китае и отсидел там по обвинению в шпионаже, в общей сложности, восемнадцать лет, сначала в гоминдановских, а затем и маоистских лагерях [1421]. Все трое родились, в свое
время, (в Но вернемся к регулярному масонству во главе с Великой ложей России и ее Верховным Советом. Несмотря на очевидные успехи движения едва ли не основное место в ее деятельности по-прежнему занимает пропаганда масонства через средства массовой информации и пополнение своих рядов новыми адептами Ордена. Что же это за люди? - Конечно же это, в первую очередь, наши российские интеллигенты (половина из них москвичи) в возрасте от 30 до 40 лет; есть студенты и даже люди предпенсионного возраста, но их немного. Больше всего в мастерских Великой ложи России преподавателей вузов и школ - историки, философы, экономисты, врачи. Есть военные (конечно же офицеры) и коммерсанты [1422]. Что же касается мотивов их вступления в ложи вольных каменщиков, то вот как объясняет это один из уловленных «братьев» учитель по профессии - Виктор. «Меня увлекали идеи перестройки, демократии. Потом наступило разочарование. Тут один знакомый сказал мне, что есть братство людей, не занимающихся политикой; их усилия сконцентрированы на духовном самосовершенствовании. Меня это очень заинтересовало… В ложе я могу заниматься религиозной, духовной практикой, оставаясь светским человеком. Здесь я ощутил чувство локтя, тыла. Когда заболела мама «браться» по ложе помогли мне больше родственников. Кроме того - ложа это своеобразный мужской клуб» [1423]. Широко используют масоны
для привлечения в свои ряды новых членов и заказные рекламные статьи. Как
типичный пример, можно привести материал Александра Колпакова «Братство
вольных» в «Московском комсомольце» за 13 августа Надо полагать «мастеру» г-ну Гурьеву, которого интервьюировал А.Колпаков [1424]. Любопытное свидетельство о
характерных приемах вербовки современными масонами адептов Ордена приводит
В.М.Острецов, столкнувшийся с ними во время своей работы в читальном зале
Особого архива ( А после недолгого оживленного разговора о публикациях в России о масонской теме - истории Ордена спросил не хочу ли я вступить в члены Ордена… В случае принятия предложения мне будут даны возможности пользоваться масонскими архивами лож и публиковаться в изданиях Ордена. Кроме того, взяв чистый лист бумаги он написал печатными буквами фамилию одного известного человека, его координаты и сказал, что если я захочу стать членом ложи, то мне нужно будет связаться с этим человеком» [1425]. В.М.Острецову можно верить, так как автор этих строк тоже имел подобную встречу с адептами Ордена. Дело было летом То что, высадку эту
осуществляли именно французские масоны не было, конечно, случайностью, а
следствием специального соглашения между ведущими масонскими ассоциациями о
разделе сфер влияния в мире. Конечно, не следует думать, что французские
«братья» предлагали в это время вступить в масонскую ложу едва ли не первому
встреченному ими русскому интеллигенту. Нет. Но определенный элемент некоей
стихийности этого процесса все же был. Так достаточно было мне опубликовать в Увы, в прекрасный Париж за счет французских масонов я так и не съездил. Однако, я не настолько самонадеян чтобы думать, что только моя более чем скромная фигура (в то время ассистента ЛГПИ А.И.Герцена) могла привлечь внимание руководителей французского масонства. Нет сомнения, что письма аналогичного содержания получили в то время многие наши интеллигенты. А уж не съездить на «халяву» за счет французских масонов в Париж было бы и вовсе грешно. Они и съездили, можно в этом не сомневаться. Съездили, а теперь отрабатывают вложенные в них деньги в российских масонских ложах. Но это, так сказать, одна сторона дела. Другая заключается в том, что письмо Филиппа Кавафяна приоткрывает, как мне представляется, тайну персонального состава современных масонских лож: ведь одним из первых кандидатов в ложу оказался исследователь масонства. Так что к известным нам именам современных русских масонов: философа по образованию Г.Б.Дергачева, профессора В.И.Новикова, А.А.Римского-Корсакова и В.С.Шидловского читатель смело может прибавить еще с десяток имен исследователей и пропагандистов масонства в нашей стране. Любопытное впечатление о
своих контактах с масонами и масонством приводит и уже известный нам историк
О.А.Соловьев. Произошло это, однако, уже не в читальном зале архива, как в
случае с В.М.Острецовым, а в другом не менее примечательном месте - филиале
Музея революции в Москве на Моховой, дом 6 в ноябре В качестве независимого исследователя принимал участие в этих масонских «чтениях» и О.Ф.Соловьев. «Итак, - пишет он, - в средний по размерам в лекционный зал пришло до 50 мужчин и несколько женщин моложавого вида. Среди них можно было опознать и настоящих масонов, приветствовавших друг друга троекратным «братским» поцелуем… Вскоре, - продолжает О.Ф.Соловьев - подошел куратор от Великого Востока Франции А.В.Липский в сопровождении двух персон от этого послушания. Председательствовал доктор исторических наук, переводил гостям Липский. Выступления отмечались неоднозначным уровнем; некоторые были глубокими, другие слишком многословными. Аудитория внимала им с глубоким молчанием и лишь после каждого доклада следовали вопросы и реплики. Ход чтений отличался респектабельностью в лучшем академическом духе. Полемизировать друг с другом или давать оценки текущих событий участники встречи почти не отваживались. В их демократическом настрое и лояльности властям сомневаться не приходится» [1426]. О.Ф.Соловьев искал среди присутствующих сколько-нибудь известных деятелей политической или финансовой элиты современной России. И не нашел. «Большинство принадлежало к ученому миру; видных политических или государственных мужей что-то не приметил», - свидетельствует он [1427]. Это и неудивительно, - добавим мы от себя. Что забыли российские политики на конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Н. И. Новикова? Но похоже, в самом деле, с привлечением в масонские ложи сколько-нибудь заметных политических деятелей пока еже не все ладно. Крупных политических деятелей, заявляет уже цитировавший нами руководитель «регулярного» масонства в России, у нас нет. Но если они придут, добавляет скромно мастер, то «мы только будем рады, это повысило бы авторитет братьев, но это не самоцель. Главное, чтобы человек соответствовал нашим условиям». Впрочем, отдельные представители политической и финансовой элиты в масонские ложи все же пришли: уже в правительстве Е.Т.Гайдара, как выясняется было два министра-масона, принадлежавших к ложам Великого Востока Франции [1428]. Сам Егор Тимурович энергично отрицает свою прикосновенность к масонским ложам: «Нет, с масонством я знаком только по книгам» [1429]. Но Великий Восток Франции, как мы знаем, это ярко выраженное политическое масонство. «Регулярные» же масоны, как правило, стараются избегать прямых выходов на «злобу дня». «Мы строго придерживаемся одного из основных принципов масонства - быть вне политики. Мы никогда не обсуждаем политических проблем на своих заседаниях. Не принимается никаких политических деклараций, ибо политика разъединяет людей», - утверждает один из руководителей Великой ложи России Владимир Новиков [1430]. Не следует сбрасывать со счетов и незавидную в целом репутацию, которой традиционно пользуются масоны в России. Все это, конечно же, побуждает российских политиков, даже радикально демократической ориентации, весьма осторожно относиться к масонству и по крайней мере стараться публично «не светиться» на масонских тусовках. Можно констатировать, что возрождающееся в нашей стране масонство делает только свои первые шаги и похоже пока еще не совсем определилось окончательно: будет ли оно откровенно политическим, подобно Востокам Франции и Италии, или, как в большинстве англо-саксонских стран, предпочтет все же прикрыться фиговым листком религиозно-нравственного просветления человечества. Но уже сейчас, впрочем, ясно, что побеждают судя по всему сторонники второго пути, видящие свою главную цель не столько в непосредственном участии в политической борьбе, сколько в отборе, формировании и воспитании через масонские ложи прозападно ориентированной политической элиты либерально-демократического толка для нашей страны. «Это не секта, не партия и не религия, - заявляют российские масоны. Это не выше и не ниже религии; просто находится на другом уровне. Это философия жизни, духовное учение о постоянном самосовершенствовании» [1431]. В идеологическом плане современные российские масоны независимо от «послушания», к которому они принадлежит, люди как правило демократических и либеральных воззрений «стоящие на позициях толерантности и гуманизма, нравственной философии, естественных прав и свобод человека. Это внесословная, внеклассовая, внеконфессиональная и наднациональная организация, в которой осуществляется общее распространение взглядов, нравственное совершенствование, мистико-символическая практика» [1432]. Понятно, что люди такого сорта можно сказать находка для западных стратегов переустройства современного мира на «демократических» началах американского образца и большое несчастье для их собственной страны. Любопытен в этой связи пассаж О.Ф.Соловьева, констатирующего банальный, в общем то, факт, что мировое масонство «бесспорно сочувствовало и косвенно содействовало проведению согласованной политики Запада в «русском вопросе», но самостоятельного значения его в деле распада СССР, якобы, не имело из-за отсутствия на его территории «в первую очередь своих главных рычагов - лож». Хочет того О.Ф.Соловьев или нет, но из этого следует фактическое признание им того в общем то бесспорного факта, что так называемые «национальные» масонские ложи есть один из мощнейших очагов влияния мирового масонства на национальные государства, его своего рода пятая колонна в них. Впрочем, ничего нового тут нет. В этом масонов подозревала еще Екатерина II. Но вернемся к
О.Ф.Соловьеву. Итак, в 1980-е гг. утверждает он, мировое масонство
самостоятельного значения в деле распада СССР не имело, так как у него не было
здесь масонских лож. Но сейчас то, после Доморощенные адепты при всем том понятно относятся к демократическому лагерю и содействуют его успехам», - уверяет нас О.Ф.Соловьев [1433]. Почтенный ученый делает вид, что не знает, что русские масоны 1990-х гг. это ни какие не доморощенные, а самой что ни на есть европейской (французской) пробы и ложи, в которых они состоят, самые что ни на есть настоящие или правильные ложи, утвержденные и признанные не только Великой Национальной ложей Франции, но и Великой ложей Англии. Однако, с формальной стороны О.Ф.Соловьев безусловно прав. За годы своего существования в современной России русское масонство действительно так и не смогло добиться того, на что рассчитывало. Как пишет С.П.Карпачев «хотя Великая ложа России признана большинством мировых послушаний консервативного направления, но российское королевское искусство не приобрело сколько-нибудь массовую социальную базу и не превратилось даже в минимально значимую общественную силу; оно не смогло обеспечить себя материальными средствами, создать свой центр (храм), наладить выпуск периодического издания. Вся история отечественного масонства показывает, что оно чуждо национальным устоям, заимствовано из иной цивилизации и, по крайней мере, в ближайшее время не имеет каких-либо серьезных перспектив развития» [1434], - пессимистически заключает он. И опять-таки с этим можно было бы согласиться, если бы мы не знали, что помимо масонства патентованного, официального в виде официальных масонских лож существует еще, прежде всего на Западе, и масонство неофициальное, или полумасонство, адепты которого разделяя взгляды и цели масонов, но не желая связывать себя рутинной работой в ложах над своей нравственностью «кучкуются» преимущественно в разного рода элитарных масонских клубах, фондах и комиссиях: Магистериум, Ротари-клуб, Пен-центр и другие. На Западе эти организации не только играют роль своеобразных филиалов масонских лож, но и зачастую прямо подменяют их. О том, что такого рода клубы для элиты появились в 1990-е гг. и у нас, неоднократно сообщалось в печати. Не представляет большого секрета и состав их участников. Так что предположение, что именно здесь и следует искать скорее всего настоящих современных российских масонов не лишено некоторых оснований. Справедливости ради следует отметить, что сами масоны энергично отрицают это. «С масонством, - сетует, например, Г.Б.Дергачев часто путают Лайнз-клуб, Ротари-клуб, Мальтийский Орден, Бнай-Брит и так далее, т.е. вольных каменщиков критикуют за деятельность других, сходных с ними организаций» [1435]. Прямо противоположного мнения на этот счет держится московский профессор-американист О.А.Платонов. Если в Америке Ротари-клуб или Лайнз-клуб - это подмасонские организации, то почему в демократической России, которая во всем подражает Западу, это должно быть иначе. Конечно, надо понимать, что это в известной степени умозрительное допущение. Поэтому обратимся к фактам. Первая организация такого
рода копирующая западные образцы - «Ротари-интернейшнл» возникла по инициативе
группы энтузиастов еще в июне Не забыл упомянуть
О.А.Платонов в своем «масонском» списке М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина,
засветившихся на посвящении в «братья-рыцари» Мальтийского Ордена (первый в Недоумения разрешил историк О.Ф.Соловьев, выяснивший, что на самом деле М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин получили посвящение не в Мальтийский Орден, а всего лишь в дополнительную степень «рыцаря Мальты» тамплиерской организации США [1438]. А это как ни крути уже масоны, хотя и «неправильные». Как бы то ни было, общее число масонов в современной России, как уже отмечалось, едва ли превышает цифру в 200-300 человек. Но это только известные нам ложи «французского обряда», т.е. пришедшие или, правильнее сказать, занесенные к нам из Франции. Но ведь масонские ордена имеются не только во Франции, но и в других странах. Логично предположить, что воспользовавшись переменами, произошедшими в начале 1990-х годов в России, они тоже учредили или, во всяком случае, попытались учредить здесь свои мастерские. И действительно, в печать уже просочились сведения о попытках учреждения в России масонской ложи «Великий Свет Севера», работающей по актам одноименной русской эмигрантской ложи в Берлине 1920-х годов системы германского масонства. Появились сообщения и об образовании в Москве и Петербурге нескольких лож, принадлежащих к американскому масонству йоркского ритуала. Но о деятельности и количественном составе их мы, к сожалению, ничего не знаем. Попытки назвать общее число масонов всех систем, действующих сегодня на территории России, обречены в этих условиях на неудачу. Тем не менее, профессор О.А.Платонов считает, что, по крайней мере, «число членов всех масонских лож в России - не менее двух тысяч человек». Называет он и приблизительное число собственно масонских лож, то есть таких кружков и групп, в которых соблюдаются традиционные обряды и ритуалы вольных каменщиков. Таковых, по его мнению, не менее 160 [1439]. Доказательств, естественно, никаких, так как в масонские ложи О.А.Платонов сам, судя по всему, не вхож, масонских списков не видел, масонской документацией не пользовался. Впрочем, обстоятельство это его ничуть не смущает. Масонские списки О.А.Платонов составляет сам. А поскольку из членов всех российских масонских лож 1990-х годов ему доподлинно известен один только Г.Б.Дергачев, почтенному исследователю невольно приходится идти на маленькую хитрость и вводить, как уже отмечалось, в научный оборот такое скользкое понятие, как «организация масонского типа» или «организация, преследующая масонские цели». Понятное дело, что подвести под такое определение можно кого угодно. О.А.Платонов и подводит. «Сахаров Андрей Дмитриевич, 1921-1989, до 60-х годов ученый-физик, позднее - еврейско-советский общественный деятель, диссидент антирусского толка, агент влияния США», - читаем мы в его знаменитом Словаре российских масонов. «Раушенбах Борис Викторович, родился в 1935, академик РАН, член исполнительного комитета института Сороса «Открытое общество» (Москва, 1995)»; «Салказанова Ф., ведущая радио «Свобода» (служба ЦРУ, США)» и т.д. и т.п. [1440] Общее число организаций «масонского типа» вместе с собственно масонскими ложами составляет не менее 500, считает О.А.Платонов. А число их членов, но уже без адептов собственно масонских лож - «не менее 10 тысяч». Это, по его определению, так называемое «белое масонство» - то есть организации масонского типа, не использующие традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимающие масонские принципы жизни и возглавляемые, как правило, настоящими масонами. Первое место, по О.А.Платонову, занимают среди них члены клубов «Ротари» (в России их насчитывается несколько десятков). Весьма характерными для «белого масонства» являются также организации типа «Орден Орла», клубы «Магистериум», «Реформа», «Взаимодействие», «Международный Русский клуб» и «Фонд Сороса» [1441]. Очевидно, таким образом, что ничего конкретного и заслуживающего внимания о масонских ложах в современной России и их членах О.А.Платонов не знает, да и знать, вследствие секретного характера и закрытости работ вольных каменщиков не может. Будь по другому, он бы, конечно, поименно назвал всех известных ему русских масонов и указал названия лож, к которым они принадлежат. Составленный же им «Краткий словарь» есть не список современных российских масонов, а, в лучшем случае, список масонствующих представителей современной российской интеллигенции, «засветившихся» как члены сомнительных, с точки зрения О.А.Платонова, общественных организаций либерально-демократического толка. Наиболее последовательным критиком О.А.Платонова и составленного им Краткого масонского словаря или масонской галереи современной России выступил О.Ф.Соловьев. «Подавляющая часть галерейщиков, - пишет он - является лишь участниками «Пен-центра», клубов «Ротари», «Магистериум», «Возрождение», отнесенных бездоказательно к порождениям масонства… Бывший министр иностранных дел А.В.Козырев оказался в их компании. Неизвестно почему указана только его должность, как и впрочем сменившего его Е.М.Примакова… Словом, в список попали практически все видные деятели демократической ориентации, в том числе женщины; Г.В.Старовойтова лишь за пост советника Ельцина по национальным вопросам, который она оставила три года тому назад». Из почти 400 фамилий, приведенных в «Кратком словаре» русских масонов О.А.Платонова, по мнению О.Ф.Соловьева, масонами можно считать лишь «недавно умерших деятелей эмиграции; нынешние же ему (О.А.Платонову - Б.В.) неведомы… Грош - цена такому перечню», - заключает О.Ф.Соловьев [1442]. Можно согласиться с О.Ф.Соловьевым, когда он отмечает недостаточную обоснованность отнесения к масонам большинства помещенных у О.А.Платонова лиц, как то: бывшего посла Российской Федерации в Израиле А.Е.Бовина, бывшего мэра Санкт-Петербурга А.Собчака, бывшего советника Президента Г.В.Старовойтову и ряда других. Но ведь уже из названия списка видно, что туда включены не только члены собственно масонских лож, но и «организаций, созданных для достижения масонских целей». А это уже совсем другое дело, хотя именно такой поворот темы резко снижает ценность проделанной О.А.Платоновым работы. Но и особенно нападать на него за это, как это делает О.Ф.Соловьев, вроде бы не за что. Разве только что за его субъективизм и чрезмерную пристрастность в оценке изучаемого явления, именуемого им не иначе как «преступным сообществом» [1443]. Уязвимым местом работы О.А.Платонова является то, что источником для его «Краткого словаря» послужили исключительно публикации в российской и зарубежной периодической печати - источник, как известно, весьма и весьма ненадежный. Документальное же подтверждение принадлежности к масонским или полумасонским структурам для большинства из поименованных О.А.Платоновым лиц отсутствует. Но и с этим не все так просто. Ведь отсутствуют такого рода доказательства, как мы знаем, и по многим персоналиям и масонства начала XX века. Основной источник для суждения о нем - это зачастую противоречивые свидетельства и показания самих масонов, сделанные ими уже много лет спустя после описываемых событий. В предреволюционные же годы даже робкий намек на масонство какого-нибудь «демократа» вроде Н.С.Чхеидзе или «либерала» В.А.Маклакова иначе как происки «черносотенцев» всерьез и не воспринимался. Почему в современной России все должно быть совсем по другому? Кто знает - пройдет время,
может быть и нынешние российские «демократы» из «Краткого словаря»
О.А.Платонова когда-нибудь признаются в своей прикосновенности к масонству и
поведают какому-нибудь журналисту, как по планам и чертежам Великого
архитектора Вселенной, а проще говоря финансовой и политической элиты Запада,
они «перестраивали» и «обустраивали» Россию.
См. также
Макарова Н. Тайные общества и секты Масоны ложи обряды ритуалы - Электронная Библиотека сектоведения библиотека истории России Гумер - Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия Бронзов А. Современное масонство библиотека истории России Глава 13. Переворот 1910 года в русском масонстве и образование Великого Востока народов России (1912 г.) |
|