Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мунчаев Ш.М. Отечественная историяОГЛАВЛЕНИЕГЛАВА VII. XIX В.: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИРоссия вошла в XIX в. абсолютной монархией. Император стоял во главе пирамиды власти. Но всестороннее развитие страны выдвигало задачу реформирования системы власти. Поэтому после вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка неотложных реформ. С этой целью был создан Негласный комитет, в состав которого вошли друзья императора, представители молодого поколения родовитой знати. С 1802 г. произошли частичные изменения в системе власти: взамен петровских коллегий были введены новые органы — министерства, ставшие центральными органами исполнительной власти. В подготовке реформ политической системы особое место занимал проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I разработал план буржуазных преобразований в стране. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создание ответственного министерства, ограничить самодержавие представительным органом — Государственной Думой, а на местах создать окружные и губернские думы. Но, единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I — это создание Государственного совета. Совет был создан в 1810 году и просуществовал до Февральской революции 1917 г. Он имел законосовещательные функции, которые не поколебали основ государственного и политического строя России. В 1802 г. возник кабинет министров, но его функции не были точно определены и постоянно действующим органом он по сути дела в рассматриваемое время не стал. Созданный еще Петром I Сенат превратился в высшую судебную инстанцию со значительно урезанными правами. Вся полнота власти на местах в первой четверти XDC в. принадлежала губернаторам, которые назначались царем. Но реформы, осуществленные в начале царствования Александра I, не изменили существа самодержавного строя. Поэтому победа над Наполеоном, влияние идей Французской революции на общественно-политическую жизнь вновь поставили перед Россией задачу политического преобразования. В 1815 г. Королевству Польскому была дарована Конституция. В строжайшей тайне готовился проект первой русской конституции. В 1820 г. он был готов, но так и не был никогда обнародован. Сопротивлялась проекту конституции значительная часть дворянства. После подавления восстания декабристов на смену курсу реформ пришло усиление крепостничества. Николай I взял курс на укрепление абсолютизма. Были проведены реформы в области цензуры, создано Третье отделение “Собственной его императорскою величества канцелярии политического сыска” и другие учреждения. Смерть Николая I обнажила кризис системы самодержавно-крепостнической власти, породила надежды на политические реформы. 1856 г. современники охарактеризовали как время оттепели. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ. Были сняты введенные в университетах запреты, разрешена свободная выдача заграничных паспортов. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. 9 тыс. человек освобождались от административно-полицейского надзора. 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право, что повлекло за собой целый ряд перемен в управлении страной. Это касается, в частности, реформы местного управления. 1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, с которого началась земская реформа. Она ввела всесословное выборное представительство, обеспечив при этом первенство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, крестьяне—38, купцы—15, духовенство—6,5, прочие—3%. В уездах и губерниях создавались свободные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы), в которых крестьяне впервые получили представительство. Земства были лишены каких бы то ни было политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавалось устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, постройка церквей, содержание тюрем и т.д. В пределах этой компетенции они находились под контролем местной и центральной власти (губернатора и министра внутренних дел). Земства не обладали исполнительной властью, но играли огромную роль в организации местного кредита, устройстве почт, дорожном строительстве, организации медицинской помощи в деревне, развитии народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских школ. Вместе с тем необходимо отметить, что земства играли важную роль в политической жизни страны. В земских кругах получило широкое развитие либеральное движение. Вслед за земской последовала городская реформа (1870). В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы, которые избирали из своей среды городского голову. Избирать в думу и быть в нее избранными могли обладатели определенного имущественного ценза. Деятельность думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственной жизни города. Одной из последовательных буржуазных реформ была судебная (1864). Новые судебные уставы утвердили бессословность и относительную независимость судов, вводили гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением было введение суда присяжных. Он выносил вердикт о невиновности или виновности обвиняемого, а меру наказания определяли судьи и два члена суда. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого по закону они не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей. Реформа частично отменяла телесные наказания. В то же время она сохранила немало черт сословности: духовный суд, военный суд. Высшие царские чиновники — члены Государственного совета, сенаторы, министры — судились особым Верховным уголовным судом. В связи с ростом революционного движения с 1878 г. значительная часть политических дел передавалась военным судам. Важное значение для жизни России имели реформы в области образования и печати: университетская (1863), школьная (1864), печати (1865). Университетская реформа утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы, способствовала росту общественной активности, дала возможность объединяться в кружки, землячества, различные ассоциации. Школьная реформа расширяла административную и хозяйственную самостоятельность в деятельности учебных заведений (гимназий, реальных училищ). Реформа печати отменила предварительную цензуру для значительной части книг и “толстых” журналов и сохранила ее для сравнительно массовой периодики. Это был существенный толчок для развития либеральной печати. В 1861 г. началось проведение последней из либеральных реформ — военной. Была реорганизована система военного управления (в стране вводились 15 военных округов). В армии отменялись телесные наказания, был принят новый военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава. В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат отбывает или отбыл срок службы. В армию призывалось не свыше 20—25% лиц призывного возраста. Те, на кого не распространялись льготы, “тянули жребий” во время призыва. Таким образом, военная реформа сделала определенный шаг на пути превращения России в буржуазную монархию. Рубеж 70—80-х гг. стал в России временем революционного кризиса: усилилась деятельность революционных организаций, было несколько покушений на Александра II. Либеральная буржуазия выступила в поддержку самодержавия, создав под руководством харьковского губернатора М.Г. Лорис-Меликова “Верховную распорядительную комиссию по сохранению государственного порядка и общественного спокойствия”, которая стремилась полицейскими репрессиями подавить революционное движение. В то же время правительство надеялось привлечь либеральную общественность к завершению реформ путем создания высшего представительного учреждения. Началась подготовка конституционного проекта. Но 1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Это трагическое событие является одной из многочисленных исторических несправедливостей в политической истории России. Убийство привело к тому, что линия реформ была резко оборвана. Уже через неделю после убийства государя совет министров отверг конституционный проект, подготовленный Лорис-Меликовым. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия”. Продолжая укреплять правопорядок в стране, правительство утвердило “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”. По данному положению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет или предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Положение действовало вплоть до 1917 года. По существу, убийство Александра II, вызвавшее контрреформы 1882—1883 гг., свело на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863—1864гг. Были ограничены свобода печати, самостоятельность и демократичность местного самоуправления. В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крестьянскими органами управления. Восстанавливался произвол помещиков в сельской местности. Были введены ограничения на публичные судебные заседания. В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило значительное преимущество в земских органах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных, так как губернатор назначал их из среды крестьянских выборщиков. Губернатору поручался также надзор над земством и органами городского самоуправления. Городское положение 1892 г. отстраняло от выборов многочисленную неимущую часть населения. Контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив их полную зависимость от самодержавного полицейского аппарата и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно дворянства. Они фактически закрыли путь демократическим преобразованиям. Объясняется это прежде всего консерватизмом дворянства и правящей элиты, слабостью либерального движения, боязнью натиска крайне революционных сил, неуверенностью российской интеллигенции в своих силах . Характерной же особенностью российского политического процесса конца XIX в. было чередование реформ и контрреформ. Во второй половине XIX в. самодержавие под влиянием поражения в Крымской войне и назревания революционной ситуации в стране начало проводить реформы, но они так и не были завершены. Почему это произошло? Опыт политической истории России свидетельствует, что царизм хронически запаздывал с началом необходимых преобразований, а в ходе их не желал идти на сколько-нибудь существенные уступки. Российские государи отваживались на реформы только под давлением чрезвычайных обстоятельств — крупных военных поражений или мощных народных восстаний. В стране существовала такая важная составляющая политического строя, как либерально-оппозиционное движение , но оно было трусливым и действовало слабо. Все это привело к тому, что на рубеже XIX—XX вв. реформистские тенденции в России оказались заглушенными. Страна оставалась самодержавной монархией, в которой отсутствовали политические свободы. Формирование политических партий только начиналось. Первая статья основных законов Российской империи (1882) гласила: “Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает”. В истории общественно-политической мысли России XIX в. занимает особое место. В эти годы очень быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Однако представления о путях перемен у самодержавия и различных политических сил существенно отличались. В соответствии с этим рельефно выделяются три основных течения в развитии общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя. Либералы оказывали робкое давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ. Революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны. Изучая весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил, необходимо подчеркнуть такую особенность общественного движения в начале XIX в., как доминирование дворянства. Это объясняется прежде всего тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая начала осознавать необходимость политических преобразовании в стране и выдвигать конкретные политические доктрины. Русская буржуазия в эти годы не участвовала активно в общественном движении, потому что была поглощена накоплением капитала. Ей нужны были не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствовавшие становлению капитализма. Русскую буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на его развитие. Словом, политическая дееспособность русской буржуазии намного отставала от ее экономической мощи. Она вступила в политическую борьбу в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию. В годы, когда власти отказывались от реформ, четко проявилось революционное политическое течение — движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические и особенно политические условия развития России. Декабристы называли себя" “детьми 1812 года”, не раз подчеркивая что Отечественная война стала исходным моментом их движения. В ней участвовало свыше 100 будущих декабристов. 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, храбро сражались с врагом на Бородинском поле. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепило стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие ее народа. Первая тайная организация будущих декабристов “Союз спасения” была создана молодыми дворянскими офицерами в Петербурге в 1816 г. Эта немногочисленная организация ставила своей целью уничтожение крепостного права и борьбу с самодержавием, но методы и пути решения этих задач были неясны. На основе “Союза спасения” в 1818 г. в Москве был создан “Союз благоденствия”, куда входило свыше 200 человек. Его задачей была пропаганда антикрепостнических идей, поддержка либеральных намерений правительства, стремление настроить общественное мнение против крепостного права и самодержавия. Декабристы считали, что в течение К) лет можно было бы склонить общество на свою сторону и избежать ужасов французской революции, сделать переворот бескровным. Но отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставили декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде “Союза благоденствия” было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. В 1821—1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация “Общество соединенных славян” , которая к осени 1825 г. объединилась с Южным обществом. В декабристском движении были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований страны. В рамках движения прослеживались не только революционные, но и либеральные тенденции. Расхождения, в частности, отразились в программах Южного и Северного обществ, разработанных П.И. Пестелем ^“Русская правда”) и Никитой Муравьевым (“Конституция”). По “Конституции” Муравьева Россия должна была стать конституционной монархией, по “Русской правде” Пестеля она объявлялась республикой. Пестель отвергал принцип федерального устройства. Россия должна быть единой и неделимой. Крепостное право отвергалось обеими программами. Осуществление своих идей декабристы связывали с революционным изменением существующего строя. Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным и последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в стране. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что оба проекта были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади и восстание Черниговского пехотного полка 20 декабря 1825 г. были подавлены, что имело серьезные последствия для развития общественно-политической мысли России. По существу, целое поколение наиболее образованных людей было вырвано из жизни страны. Однако идеи декабристов продолжали жить в кругах свободомыслящей молодежи. В целом декабристское движение несло в себе самые различные направления общественно-политической мысли — от либерального до ультрареволюционного. После поражения декабристов Николай I стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. В этом он опирался на социальную базу — помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. В начале 30-х гг. было даже разработано идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория “официальной народности”. Ее автором был министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул форму основ русской жизни: “Самодержавие, православие, народность”. Объяснялось это тем, что самодержавие — это исторически сложившиеся устои русской жизни, православие — нравственная основа жизни русского народа, народность — единение царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Отсюда любые выступления против самодержавия, любая критика Церкви трактовались как действия, направленные против коренных интересов народа. В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получает либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в. — западничество и славянофильство. Выразителями идей славянофилов являлись И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие другие представители мыслящей части российского общества. Наиболее выдающимися деятелями среди западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, В.М. Майков, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Это был цвет российского общества почти во всех отраслях знания и культуры. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, критиковали николаевскую Россию, твердо верили в будущее своей страны. Особенно резко они выступали против крепостного права. Но западники и славянофилы расходились в поисках путей дальнейшего развития России. Последние не признавали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, являлась православная религия в противовес рационалистическому капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. Великую нравственность они видели в крестьянской общине с ее сходками, традиционной справедливостью, коллективными решениями, в соответствии с обычаями и совестью. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала, по мнению славянофилов, артель. Славянофилов иногда относят к политической реакции в силу того, что основы их учения содержали три принципа “официальной народности”. Но не следует забывать, что славянофилы старшего поколения в их содержание вкладывали другой смысл. Под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. Однако справедливости ради отметим, что славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития. И только Петр I ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения страны во всемирную историю. Западники считали, что Россия, как и Западная Европа, идет тем же историческим путем, именно поэтому она должна заимствовать у нее опыт. По их мнению, важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”. При всех различиях в оценке перспектив развития России западников и славянофилов объединяло негативное отношение к революции, они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Их идеи оказали серьезное влияние на многие поколения людей, искавших для России пути в будущее. И сейчас, в условиях переходного периода, в спорах о путях развития России мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, или страной, которая является частью всего человечества. 30—40 гг. XIX в. — время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В. Г. Белинский и А.И. Герцен. Они резко выступили против теории “официальной народности”, против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России. Однако признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России и замены феодальной эксплуатации капиталистической. После подавления революционного движения 1848 г. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в русском общественно-политическом движении воспринял идеи утопического социализма, получившего в то время широкое распространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок к развитию социалистической мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление на политической арене разночинцев. Если до 60-х гг. в общественно-политическом движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. возникает разночинная интеллигенция (выходцы из различных сословий — духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.д.). В трудах Герцена и Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратишь развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы был включен большевиками в “Декрет о земле”, принятый II Всероссийским съездом Советов в октябре 1917 г. Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед. В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев “Земля и воля”, которая главным средством воздействия на крестьян считало пропаганду. Но эта умеренная деятельность не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи, намеревавшейся использовать заговорщические приемы борьбы. Следует отметить, что падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали дальнейшему подъему революционного движения, которое выдвинуло из своей среды на первый план революционных народников. Они были последователями идей Чернышевского и Герцена, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России революционные народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине — “зародыши социализма”. Они отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, не понимали особой роли пролетариата, считая его частью крестьянства. В отличие от Чернышевского, который видел основную движущую силу прогресса в народных массах, народники 70-х гг. отводили решающую роль “героям”, “критически мыслящим личностям”, направляющим массы, толпу. Они отрицательно относились к политической борьбе и считали, что социальная революция в России — дело чрезвычайно легкое. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархистское), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия. На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому он выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. Идеологом пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных, “критически мыслящих личностей”. Их задачей являлось вхождение в народ, но не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции. И.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления — не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал надежды на революционное меньшинство. Он считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в среде народничества деятелей типа С.Г. Нечаева, заявлявшего, что революционная цель оправдывает средства. Он применял в своей деятельности методы мистификации и провокации. Практическая деятельность народников относится к 70-м гг. Весной 1874 г. началось “хождение в народ”, целью которого было подготовить крестьян к восстанию. Но оно окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено. В 1876 г. была создана народническая подпольная организация “Земля и воля”, видными участниками которой были Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.И. Фигнер и другие. Программа организации сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники согласно идее Лаврова перешли к организации “поселения в народе” в качестве учителей, писарей, фельдшеров с целью установления прочных связей с крестьянами и подготовки их к народной революции. Но и эта попытка окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю” (1879— 1882) и “Черный передел” (1879—1884). “Чернопередельцы” (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Засулич и другие) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы среди крестьян. “Народовольцы” (АД. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская) взяли на вооружение террористическую борьбу. Они организовали семь покушений на царя. В результате 1 марта 1881 года Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. Главные организаторы и исполнители были повешены по приговору суда. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса. В 80—90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформизм, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Его правое крыло (В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и т.д.) призывали интеллигенцию отказаться от политической борьбы и сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое крыло (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и другие) признавали необ ходимость политических преобразований, но мирным, реформистским путем. В целом народники отстаивали свою концепцию развития России к социализму на основе “народного производства”. При этом главную роль они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. По их мнению, рабочий класс являлся продуктом капитализма, а капитализм в России насаждался искусственно. В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали неприемлемым для России марксистское учение. Наследницей народнической идеологии в 1901 г. стала созданная из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров). Эта партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями являлись: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, передача земли крестьянам по уравнительным нормам. Эсеры проводили огромную работу среди крестьян и рабочих, широко использовали тактику индивидуального террора. Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение оказывает все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны. Это было совершенно новым явлением в пореформенной России. В 60-е гг. XIX в. борьба пролетариата только начиналась и его выступления мало чем отличались от крестьянских волнений, но в 70-е гг. рабочие бунты стали перерастать в стачки, число которых постоянно росло. Наиболее крупными были стачки на Невской бумагопрядильной (1870) и Кренгольмской (1872) мануфактурах. В эти годы на рабочее движение большое влияние оказывали народники. Они проводили среди рабочих агитационную, просветительную, культурно-разъяснительную работу. Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза, в идейных позициях которых были еще сильны народнические взгляды, но уже сказывалось влияние идей I Интернационала. Первой рабочей организацией стал в 1875 году “Южнороссийский союз рабочих”, основанный в Одессе революционером-интеллигентом Е.0. Заславским. Он насчитывал около 250 человек в раде городов на юге России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Союз имел свой Устав, в котором подчеркивалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только “посредством насильственного переворота, который уничтожает всякие привилегии и преимущества”. В декабре 1875 г. в результате предательства он был разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или к тюремному заключению. Заславский был приговорен к Ю годам каторги и умер в тюрьме в 1878 г. В 1878 г. в Петербурге на основе разрозненных рабочих кружков возник “Северный союз русских рабочих”. Он насчитывал свыше 200 человек, имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, в Выборгской и Петербургской сторонах, на Обводном канале. Костяк Северного союза составляли рабочие-металлисты, руководителями являлись рабочие-революционеры — слесарь В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. Обнорский, еще в бытность за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Западной Европы, с деятельностью I Интернационала, поэтому именно он подготовил программные документы. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями. В январе 1879 г. в нелегальной типографии была напечатана программа этой организации под названием “К русским рабочим”, принятая на учредительном собрании ее членов. В программе указывалась главная цель — “ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого”. Рабочий класс России определялся как класс, в котором “заключается вся сила и знание страны” и от которого зависит успех социальной революции. На первый план деятельности выдвигались задачи политической борьбы. Непосредственными требованиями были свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д. В январе 1879 г. был арестован Обнорский, а затем и другие видные деятели, после чего “Северный союз русских рабочих” прекратил свое существование. Степан Халтурин впоследствии стал народовольцем. Таким образом, в 70-х гг. XIX в. рабочее движение начинает играть заметную роль в общественно-политическом движении страны. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители, в том числе: Петр Моисеенко (1852—1924), Петр Алексеев (1849-1890), Степан Халтурин (1857—1882), Виктор Обнорский (1851—1919). Однако круг рабочих был еще узок. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества. В 80—90 гг. стачечное движение становится более организованным и массовым. Главными его центрами были Петербургский и Центральный промышленный районы. Крупнейшим событием этих лет стала стачка (1885) на текстильной фабрике Морозова близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Стачка отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Для подавления ее были вызваны войска, суду преданы 33 человека. На суде были вскрыты факты серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на фабрике. В результате суд присяжных вынужден был вынести оправдательный вердикт. Всего же в течение 80-х гг. прошло около 450 стачек и волнений рабочих. Рост стачечного движения вызвал необходимость “рабочего законодательства” — издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов, в том числе законы, запрещающие работы детям до 12 лет, ночные работы женщин и подростков, закон о штрафах. Рабочие получили право жаловаться на хозяина. Была введена фабричная инспекция. Хотя рабочее законодательство в России было весьма несовершенным, его принятие стало свидетельством силы крепнувшего движения пролетариата. С середины 90-х гг. в России наблюдается усиление стачечного движения. Пролетариат начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении России. В 1895—1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек. Часть их носила не только экономический, но и политический характер. Важной особенностью освободительного движения в России в рассматриваемые годы является распространение марксизма, формирование революционных партий. Широкое распространение марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой “.Освобождение труда”. Группа возникла в 1883 г. в Женеве в составе П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.И. Засулич, В.Н. Игнатова. Возглавил ее Г.В. Плеханов. Все они в прошлом были “черноперед ельцами”. Их переход к марксизму был связан с серьезным кризисом народнической доктрины. Целью группы “Освобождение труда” являлось распространения идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В своих трудах “Социализм и политическая борьба (1883)”, “Наши разногласия” (1885) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Плеханов показал, что в России капитализм уже утверждается, а крестьянская община разлагается, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевания пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна была возглавить революционную борьбу против самодержавия. Группа “Освобождение труда” много сделала для пропаганды идей марксизма в России. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX — начала X X в. На тех же позициях, что и группа “Освобождение труда”, стояли марксистские группы и кружки России, возникшие в 80—90 гг. в Москве, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге, Вильно и в других городах. Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но они, к сожалению, не были связаны с практическим революционным движением. Серьезный интерес представляет вопрос о роли в общественно-политической жизни России так называемого “легального марксизма”, получившего широкое распространение в 90-е гг. XIX в. “Легальные марксисты” представляли собой группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский и другие). Практически все они полностью порвали с социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды “легальных марксистов” были противоположны взглядам народников. Видимо, этим и объясняется, что царизм, который в народниках усматривал главную революционную силу, проявлял к ним терпимость. В отличие от народников “легальные марксисты” признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму, что весьма импонировало царизму. В то же время “легальные марксисты” отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата. Это также благосклонно воспринималось самодержавием. “Легальные марксисты” считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. “Легальные марксисты”, и прежде всего Струве, раньше, чем западноевропейские социал-демократы, стали развивать ревизионистские идеи. Таким образом, марксизм оказал влияние на различные общественно-политические движения, став серьезным толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии. С конца 80-х гг. в России появляются различные марксистские кружки: 1883 г. — группа Дмитрия Благоева в Петербурге; 1885-й — кружок П.В. Точисского “Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых”; 1889-й — группа М.И. Бруснева “Социал-демократическое общество”; кружок Н.Е. Федосеева в Казани. Все они стояли на позициях революционного марксизма и пытались вести пропаганду среди рабочих. В годы подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса. В решении данной задачи огромную роль сыграл В.И. Ленин. Одним из первых серьезных действий в этом направлении стало создание им и его сподвижниками из разрозненных социал-демократических кружков Петербурга “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”. “Союз” состоял из центральной группы и рабочих групп. Среди руководителей были Ю.0. Цедербаум (Мартов), В. В. Старков, Г.М. Кржижановский и другие. Общепризнанным руководителем являлся В. И. Ульянов (Ленин). Главная заслуга “Союза” заключалась в том, что он впервые в революционном движении России соединил теорию марксизма с практикой рабочего движения. “Союз” вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Его активная деятельность и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. Ленин и другие были арестованы, однако революционная борьба не прекратилась. Подобные “Союзы” возникли в Москве, Киеве, Владимире, Самаре и в других городах. Их деятельность способствовала возникновению Российской социал-демократической рабочей партии в многонациональной Российской империи. Российская социал-демократическая рабочая партия была основана в Минске в марте 1898 г. На съезде присутствовало девять делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского “Союзов”, группы “Рабочей газеты” и “Общееврейского рабочего союза в России и Польше” (Бунд). Съезд избрал ЦК и провозгласил создание РСДРП. После съезда был опубликован “Манифест российской социал-демократической рабочей партии”. В нем отмечалось, что российский рабочий класс “совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний”, подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса “за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм”. Манифест не был программой партии, в нем не были сформулированы конкретные задачи, не был принят и устав. Таким образом, съезд только объявил о создании партии, что не снимало насущной задачи — ее действительного создания и принятия программы. Большую роль в подготовке II съезда РСДРП, на котором должна была конституироваться партия рабочего класса, сыграла газета “Искра” (первый номер вышел в 1900 г.). Ее редакция, в состав которой вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Б. Аксельрод, В.И. Ленин, Ю.0. Мартов и другие, осуществила организаторскую работу по созыву съезда. Были подготовлены проекты программы и устава — основополагающих документов будущей партии. Наряду с этим было проведено окончательное размежевание с народниками, “легальными марксистами” и “экономистами”. Особенно острая полемика развернулась накануне II съезда с “экономистами”, которые считали, что главная цель рабочего класса — борьба за свои экономические интересы, а не завоевание пролетариатом политической власти. Такая реформистская позиция была отвергнута большинством социал-демократических организаций России. Против них выступили такие видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В. И. Ленин, Ю.0. Мартов Таким образом, в конце XIX — начале XX в., в условиях нерешенных экономических, политических и социальных проблем, российская социал-демократия идейно и организационно подготовила созыв II съезда РСДРП для конституциирования Российской социал-демократической рабочей партии. Контрольные вопросы 1. Какие изменения произошли в системе организации власти в начале XIX в.? Что собой представлял план реформ М.М. Сперанского? 2. Какие социально-экономические преобразования сопровождали отмену в 1861 г. крепостного права? 3. Какие события в политической жизни России способствовали такому особенному явлению в государственной деятельности русского самодержавия, как чередование реформ и контрреформ? В чем заключалось своеобразие этого процесса? 4. Расскажите об основных течениях общественно-политической мысли в России в XIX в. 5. Каковы были последствия восстания декабристов для развития русской общественно-политической мысли и социально-экономического положения государства? 6. В чем суть основных противоречий в идейных взглядах славянофилов и западников? 7. Какова роль революционно-демократической идеологии в развитии русского общества? 8. Расскажите об основных этапах революционного народничества. Какое влияние они оказывали на формирование мировоззрения народных масс? 9. Как зарождалось рабочее движение в России в конце XIX в.? Каковы были его особенности и формы борьбы с самодержавием? 10 . Какое влияние оказал марксизм на общественно-политическое движение в России?
Ваш комментарий о книге
См. также
библиотека истории России - Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Поликарпов В. Если бы... Исторические версии - электронная библиотека истории Всемирная история Политическое и социально-экономическое развитие России - электронная историческая библиотека Вороницын И. История атеизма - электронная библиотека атеизма |
|