Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Геллер Михаил. История Российской империи
Это издание подготовлено и осуществлено при поддержке
Издательства Центрально-Европейского Университета (CEU PRESS), Института
«Открытое общество»
и фонда «Goodbooks», Guernesey.
Это исследование охватывает огромный временной период — с первого летописного
упоминания о славянских племенах до Октябрьской революции. Автор рассматривает,
историю России под оригинальным углом зрения, прослеживая процесс многократного
образования и распада Российской империи.
Книга написана живо, полемично, ясным, простым языком, и уже приобрела мировую
известность: в 1996 г. она издана в Венгрии, в 1997 г. — во Франции
(издательство "Плон").
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИМПЕРИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ
Евразия
Время и место
Соседи: хазары, Византия и другие
Первые шаги
Владимир Красное Солнышко: крещение Руси
Апогей и упадок
«Слово о полку Игореве»
На развалинах
Глава 2. МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
Нашествие
Появление Москвы
Возвышение Литвы
Битва на Куликовом поле
Битва на Куликовом поле и после
Глава 3. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Государь всея Руси
Третий Рим
Москва и мир
Грозный царь
Семибоярщина
Годы реформ
Время реформ и успехов
На Восток и на Запад
Апология самодержавия
Опричнина
Конец царствования
Смутные времена
Правитель и царь
Царь Борис
Самозванцы
Цари и самозванцы
Глава 4. РОССИЯ МОСКОВСКАЯ
Итоги смутных времен
Трудное выздоровление
Алексей Тишайший
Осень Московии
Раскол
На юг и север
Два наблюдателя: Григорий Котошихин и Юрий Крижанич
В ожидании Петра
Том 2
Глава 5. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Зачем был нужен Петр?
Годы учения
Северная война
Реформы или революция
Завещание Петра Великого
Глава 6. ВЕК ИМПЕРАТРИЦ
«Птенцы гнезда Петрова»
Дни русской «конституционно-аристократической» монархии
Императрица и фаворит
Поиски наследника
Дочь Петра Великого
Новые земли
Дух времени
Война в центре Европы
Эксцентричный император
Глава 7. ПРОСВЕЩЕННАЯ ГОСУДАРЫНЯ
Техника власти
Регулярное государство
Внешняя политика Екатерины II
Новые планы
Глава 8. ГРОССМЕЙСТЕР МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА
Новые рубежи
Цареубийство
Глава 9. РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫ АЛЕКСАНДРА I
Негласный комитет
Новая карта Европы
Второй тур реформ
«Спаситель Европы»
Отечественная и заграничная война
Реакционная декада
Том 3
Глава 10. НИКОЛАЙ I: АБСОЛЮТНЫЙ МОНАРХ
14 декабря 1825
Строительство системы
Рождение идеологий
Николаевские войны
Глава 11. ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ: ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ
Наследство
Революция сверху
Всеобщее недовольство
«Новые люди»
Империя идет на восток
Глава 12. ПОСЛЕ РЕФОРМ
Реакция
На дороге в капитализм
«Россия для русских»
К «Сердечному согласию»
Глава 13. ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР
По стопам отца
Первая война
Первая революция
Думская монархия
На перепутье
Гибель дома Романовых
Заключение. ОТ ИМПЕРИИ К ИМПЕРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Ничто не меняется так быстро, как прошлое.
(Наблюдение)
Несовременная история подозрительна.
Паскаль
Необыкновенная хрупкость наших представлений о прошлом очевидна. Во всех странах
взгляды на историю меняются в зависимости от разных причин: появляются новые
документы, меняются политические режимы, приходят молодые историки, настаивающие
на своем желании увидеть былое по-своему, по-новому. Нигде, однако, прошлое не
менялось так часто, так радикально, как в стране, рожденной Октябрьской
Революцией.
Первый русский историк-марксист Михаил Покровский, занявший после революции
административные посты, давшие ему власть на «историческом фронте»,
сформулировал принцип отношения к прошлому: история есть политика, опрокинутая в
прошлое. Можно при желании найти сходство между формулой Покровского и мыслью
Паскаля. С той принципиальной разницей, что марксистско-ленинский принцип носит,
прежде всего, инструментальный характер. Американский писатель Амброз Бирс,
циник и пессимист, пришел к выводу, что «история — это рассказ, как правило
неверный, о событиях, главным образом незначительных, которые были результатом
деятельности правителей, в большинстве негодяев, и солдат, как правило дураков».
Формула Покровского позволяла тем, кто осуществлял политическое руководство
страной, рассказывать о прошлом то, что им было нужно, решать, кто в былые
времена был негодяем, а кто героем, кто дураком, а кто великим мудрецом,
пророком, видевшим будущее, т.е. коммунистом.
В 1931 г. Сталин впервые продемонстрировал возможности использования прошлого.
Он представил Россию несчастной жертвой: «История старой России состояла, между
прочим, в
[3/4]
том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие
беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские
капиталисты. Били японские бароны. Били все за отсталость». Эпитафия по старой,
отсталой России была нужна в период первой пятилетки для утверждения
необходимости быстрого рывка вперед, превращения страны в индустриальную
державу.
Проходит несколько лет, и вождь народов меняет свой взгляд на историю России.
Желая использовать русский национализм для укрепления режима, он меняет прошлое.
Движущей силой развития страны перестает быть классовая борьба, как учили
марксисты, а становится строительство могучего государства, с постоянно
расширяющимися границами. Новый учебник по «истории СССР» для школ, утвержденный
в 1936 г., начинается рассказом о государстве Урарту, существовавшем в
Закавказье у озера Ван в IX в. до нашей эры, поскольку оно было первым
государственным образованием на территории будущей социалистической державы.
По мере нарастания напряжения в Европе во второй половине 30-х годов российское
прошлое начинает меняться как в калейдоскопе; назначаются новые главные враги, а
прежние временно амнистируются, история России изображается уже не как цепь
поражений, но как вереница блистательных побед на востоке, западе и севере.
Сталин давал указания. Их подхватывали, развивали, объясняли историки. Осип
Мандельштам с некоторой гордостью заметил, что в Советском Союзе к поэзии
относятся чрезвычайно серьезно: поэтов убивают. Он имел в виду государственные
убийства за стихи, которые чем-то не понравились властелину. Серьезным было
отношение не только к поэзии: убивали, наказывали арестом, тюрьмой, лагерем за
ошибочную (не совпадавшую с очередной директивой) интерпретацию прошлого,
настоящего, будущего.
Споры о прошлом, которые велись и ведутся всегда и во всех странах, в Советском
Союзе приняли характер борьбы за «истину», совершенно обязательную для всех в
промежутках между очередным ее изменением по приказу сверху. Дискуссии о
происхождении имени «Русь», о роли норманнов в образовании Руси, об авторстве
эпоса «Слово о полку Игореве», о степени прогрессивности Ивана Грозного или
Петра I носили государственный характер и расценивались как выражение отношения
к социализму. В результате историки нередко опровергали сегодня то, что они
писали вчера. В 1939 г. один из самых известных советских медиевистов академик
Греков оценивал «Повесть временных лет» — первый летописный свод, источник
основных
[4/5]
сведений о начальном периоде истории Киевской Руси, написанную в XII в.,
неприязненно: «Несомненно, хроникер, представитель определенного класса, имеет
собственную точку зрения и преследует определенные политические цели. Поэтому
наше отношение к хронике как историческому источнику должно быть вдвойне
осторожным»1. Проходит несколько лет, и в 1943 г. Борис Греков утверждает:
«Повесть временных лет» — одно из трех творений человеческого гения, которым
суждено вызывать негаснущий интерес на протяжении веков... Для нас это
уникальный источник, дающий не всегда полный, но тем не менее... подлинный и
содержательный рассказ о раннем периоде истории Руси...»2.
Развал в начале 90-х годов нашего века советской империи, возникшей на обломках
российской, еще раз изменил взгляд на русское прошлое, Его можно рассматривать
сегодня как историю рождения, развития, расцвета и упадка империи. Понятие
империи — государства, управляемого полновластным монархом и включающего в свой
состав завоеванные и присоединившиеся народы, — позволяет проследить идею,
определявшую внутреннюю и внешнюю политику страны, социальное устройство, нравы.
«Толковый словарь русского языка» Владимира Даля определяет империю как
«государство, которого властелин носит сан императора, неограниченного, высшего
по сану правителя»3. Формально Российская империя родилась в 1721 г., когда Петр
I, победитель в Северной войне, объявил себя императором. Но уже в XV в., после
падения Константинополя, в Москве возникает идея преемственности, которая сто
лет спустя будет выражена в знаменитой формуле: два Рима было, третий стоит, а
четвертому не быть. В 1547 г. Иван IV Грозный примет титул «царя всея Руси».
Царь — трансформированный Цезарь — объявил себя наследником Римской империи
после гибели Византии. В эпоху монгольского ига царем называли на Руси
татарского хана. Иван объявил себя также и наследником Золотой орды.
Восхваление государства, могучей державы, как цели в себе было свойственно
многим русским историкам. Николай Костомаров (1817—1885), историк-украинец,
профессор Петербургского
--------------------------------------------------------------------------------
1 Греков Б. Киевская Русь и проблема происхождения русского феодализма у М.Н.
Покровского// Против исторической концепции М.Н. Покровского. 1. 1939. С. 90.
2 Он же. Первый труд по истории России// Исторический журнал. 1943. С. 65-67.
3 Даль В. Толковый словарь... 2-е изд. СПб.; М., 1880—1882. Т. 2. С. 42.
--------------------------------------------------------------------------------
[5/6]
университета, писавший по-русски, выражал в середине XIX в. надежду на близость
времени, «когда встретить у историка похвалу насильственным мерам, хотя бы
предпринимаемым и допускаемым с целью объединения и укрепления государства,
будет так же дико, как теперь было бы дико услышать с кафедры одобрения
инквизиционных пыток и сожжений, совершавшихся не только с высшей целью единства
веры, но еще с самой высшей и благой — ради спасения многих душ от адского огня
в будущей жизни»4. Не все русские историки восхваляли насильственные меры,
использованные для создания империи, но все считали процесс расширения
государства совершенно естественным. И поэтому, например, в «Русской истории»
Василия Ключевского (1841—1911), на которой воспиталось несколько поколений, не
упоминается колониальная политика России.
Две главные причины определяли это отношение. Прежде всего — натуральность
раздвижения границ до географических пределов (гор, океанов) и далее. Как
паровой каток, двигалось русское государство по гигантской равнине, неся
цивилизацию и культуру. Второй причиной было существование могучей империи.
Историки рассматривали ее прошлое, исходя из настоящего. Сила, размеры империи
давали ей легитимность. И дополнительный стимул для восхваления страны,
добившейся замечательных успехов. Могучее государство, как идеальная цель усилий
поколений, превратилось — с интенсивностью, неизвестной дореволюционной науке, —
в объект культа советских историков. Академик Тарле восторженно писал в 1946 г.;
«У человека, который, по счастью нашему, руководит нашей Родиной, среди многих
даров есть дар понимания заслуг людей, которые верно послужили народу.
Сталинское поколение хорошо понимает, что такое история России, любовь к
России»5.
Крушение империи позволяет увидеть в новом ракурсе ее историю, значение и
необходимость составлявших ее мастей для метрополии, возможности неимперского
существования России. Алиса, попавшая в страну чудес, очень жалела бедную
память, которая действует только назад, помнит только прошлое. История иногда
помогает вспомнить и будущее.
--------------------------------------------------------------------------------
4 Костомаров Н. Личность царя Ивана Грозного// Собр. соч. Т. 5. С. 413.
5 Героическое прошлое русского народа. М., 1946. С. 133.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|