Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IX. ВИЗАНТИЯ. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Византия - условное название средневекового государства, основным ядром которого были Балканский полуостров и Малая Азия, а столицей Константинополь. Это название было введено итальянскими учеными эпохи Возрождения уже после того, как государство Византия перестало существовать и Константинополь был захвачен армией турецкого султана Мехмеда II (1453 г.). Но сами жители Византии именовали ее "Ромейским царством", то есть Римской империей, и считали византийского императора единственным законным преемником римских цезарей. Византия, несмотря на постоянное сокращение своих территорий (вначале включавших все Восточное Средиземноморье по побережью Европы, Азии и Африки вместе с островами, а также юг Крыма и некоторые прибрежные центры в Грузии), просуществовала почти тысячелетие.
Основание Константинополя и образование Восточной Римской (Византийской) империи
Константинополь был заложен 8 ноября 324 г. по повелению римского императора Константина I (324-337 гг.) как вторая столица Римской империи на месте мегарской колонии Византии на европейском берегу пролива Босфор. В город по повелению императора были переведены правительственные учреждения. Эти действия императора Константина были продиктованы многими причинами: близо-
292
стью Константинополя к богатым восточным провинциям, его благоприятным торговым и военно-стратегическим положением. Здесь отсутствовала сильная в Риме сенаторская оппозиция императору, которая отстаивала республиканский строй и языческие традиции.
Константинополь был основан в таком месте, которое словно нарочно было создано для того, чтобы быть удобным портом. Острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - причудливо извитым заливом, названным за свою странную форму Золотым Рогом. Залив был прекрасной естественной гаванью, которую позже перекрыли натянутой цепью, чтобы воспрепятствовать заходу в нее вражеских судов. Когда к пристани шли караваны купеческих кораблей, то цепь опускали под воду.
Император Константин I, укрепив город мощными стенами, начал возведение Большого императорского дворца. При нем главная городская улица, пересекавшая многочисленные, украшенные фонтанами площади и названная Месой - "Средней", была вымощена камнем. Здесь располагались дома переселявшейся в Константинополь римской знати, поддерживавшей императора, а также мастерские богатых ремесленников, лавки менял-ростовщиков. Город сразу начали застраивать каменными зданиями и дворцами как новую столицу - "Второй Рим".
В 431 и 447 гг. были возведены новые городские стены, созданы новые кварталы. По подсчетам ученых, уже в начале IV в. Константинополь насчитывал свыше 87 тыс. жителей. Город стремительно рос: в первой половине V в. здесь обитало уже 188 тыс. человек, а в первой половине VI в. - 375 тыс. жителей, т. е. столько же, сколько в Риме.
Сочинения византийских писателей, материалы археологических раскопок, сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры позволяют нам представить облик Константинополя той эпохи. Центром его являлась площадь Августейон. Вокруг нее располагались самые знаменитые достопримечательности города: храм святой Софии, Ипподром и Большой императорский дворец. Позже, при императорах из рода Комнинов (XI-XII вв.) двор переехал
293
из Большого дворца в новый - Влахернский. Главная улица Меса соединяла Августейон с Амастрианской площадью, а оттуда разделялась на два рукава, шедших к Золотым и к Харисийским воротам. Площади, как и в Риме, были украшены статуями. На Месе и на Большом эмволе располагались не только лавки и торговые ряды, но также и учебные заведения. Для обеспечения потребности города в воде (которой постоянно не хватало) был сооружен водопровод.
Константинополь был окружен многочисленными поместьями (проастии). Сады и виноградники располагались сразу за городскими стенами и даже в самом городе, особенно в его западной части. Собственного продовольствия городу, однако, не доставало и его приходилось привозить издалека, прежде всего из восточных провинций.
Основание Константинополя как новой столицы Римской империи не означало, однако, одновременно и раскола самой этой Империи. Официально она распалась на два государства - Западную и Восточную Римскую империи - в 395 г. История же Византии как официальной преемницы Римской империи начинается собственно с 476 г., когда Западная Римская империя под ударами варваров прекратила свое существование и Одоакр - предводитель отрядов германских наемников, захвативших и разграбивших "Вечный Город" - Рим, отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. В ответ император Зенон (474-475, 476-491 гг.) пожаловал его высоким титулом патрикия (патриция).

Константинополь - столица империи ромеев

Византия была единственным в средневековой Европе долго просуществовавшим централизованным государством, в котором деятельность податных, судебных и военных ведомств непосредственно контролировалась из столицы. Как известно, другие крупные централизованные империи Средневековья, например империя Карла Великого, быстро распадались. Константинополь олицетворял империю, а судьбы ее отражались, в свою очередь, на его истории,
294
его взлетах и падениях, проявлялись в социальных взрывах и политических коллизиях в этом городе, не раз выливавшихся в мощные городские восстания (см. стр. 320-327). Военные противостояния империи, опасности, угрожавшие ей извне, также запечатлены в истории ее столицы. С конца VI в. Константинополь неоднократно подвергался нападению аваров, славян, персов, арабов (см. стр. 325).
Константинополь обладал своим ритмом хозяйственного развития. Так, несмотря на спад экономической жизни в Византийской империи с конца VII в., хозяйственное значение столицы продолжало возрастать. Этому в немалой степени способствовала аграризация значительной части византийских городов, следствием чего стало сосредоточение торгово-ремесленной деятельности преимущественно в Константинополе. Устойчивый рынок для столичных ремесленников создавали императорский двор и обширная администрация. Со второй половины IX в. - раньше, чем в провинциях - в Константинополе начинается подъем ремесленного производства.
До 1081 г. власть в Византии принадлежала столичной чиновной знати, и Константинополь политически и экономически господствовал над страной. Приход к власти Комнинов, опиравшихся на провинциальные города, неблагоприятно сказался на положении Константинополя. В XII в. становится заметным упадок его ремесла и торговли. Этому способствовало также проникновение в Константинополь итальянских купцов. Реставрация бюрократической монархии при Андронике I (1183-1185 гг.) обострила социальную борьбу в Константинополе и ослабила центральную власть. В результате четвертого крестового похода 1202-1204 гг. Константинополь был взят и разграблен крестоносцами (13 апреля 1204 г.), и после этого город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (см. стр. 345-346). Экономическое господство в нем перешло к венецианцам. 25 июля 1261 г. византийцы в союзе с генуэзцами отвоевали город, но экономическое значение Константинополя было подорвано. Город все больше приходил в запустение, а ключевые позиции в нем были окончательно присвоены генуэзцами и венеци-
295
анцами. Резко сократилось население Константинополя. К середине XV в. оно составляло уже не более 30 тыс. человек. С конца XIV в. неоднократные попытки овладеть Константинополем предпринимали турки. После длительной осады город был взят ими 29 мая 1453 г. (см. стр. 348). Константинополь стал столицей Османской империи, получив название Стамбул.

Власть императора. Государственное управление. Элита

Римские традиции имели особенное значение в сфере государственного управления. Во главе государства стоял император, власть которого, как и в Риме, не была наследственной. Важную роль в избрании императоров в первые века существования империи играло войско. Даже в более позднее время в церемонии провозглашения нового государя непременно участвовали воины. Избранника, по римскому обычаю, поднимали на щите. Позже родилась традиция венчания императора на царство высшим иерархом византийской церкви - патриархом (см. стр. 330).
Нередко, однако, императорский трон захватывали благодаря дворцовым интригам и переворотам. Этот путь привел к власти и одного из самых знаменитых византийских правителей Юстиниана I (527-565 гг.). Будущий император родился в семье простых крестьян и уже юношей попал в Константинополь, где его дядя Юстин, начав службу простым воином, достиг высоких чинов. Когда в результате дворцовой интриги Юстин стал императором, он приблизил к себе племянника и, будучи бездетным, усыновил, прибавив к его настоящему имени Петр Савватий имя Юстиниана. Юстиниан принимал участие в государственных делах и еще до смерти своего дяди был провозглашен соправителем, так что впоследствии единоличная власть перешла к нему как к наследнику.
Юстиниану было уже 40 лет, когда будущий император встретил известную актрису и куртизанку Феодору. Жизненный путь Феодоры был непрост - в детстве она и ее сестры остались сиротами, и им пришлось зарабатывать
296
себе на жизнь танцами и игрой на флейте в цирке, Феодора покорила Юстиниана своей красотой и умом, и вскоре танцовщица с сомнительной репутацией была коронована вместе со своим супругом. Портретные изображения бывшего крестьянина и бывшей актрисы украсили стены одной из самых знаменитых ранневизантийских церквей - церкви Сан Витале (св. Виталия) в Равенне. То, что было бы немыслимо в западноевропейских королевствах, в державе ромеев никого не удивляло: власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся земному богу, так что его происхождение и прежние занятия не имели никакого значения.
Признание божественности императорской власти, однако, не мешало распространению недовольства правлением, рождению самых злых сплетен о царственных особах. Народное возмущение прорывалось и в восстаниях, как это произошло во время восстания "Ника" в Константинополе в 532 г. Тогда две "партии" ипподрома - "синие" и "зеленые", называвшиеся так по цветам своих любимых команд, забыли свое соперничество, приводившее к постоянным потасовкам. Общее недовольство заставило народ объединиться и выступить против императора. По словам современника событий, "казалось, что империя находится на краю гибели", но противоречия среди восставших позволили Юстиниану и его окружению добиться подавления восстания.
Проявлением "скрытой оппозиции" стали разоблачения правящей элиты в сочинении Прокопия Кесарийского "Тайная история". Прокопий был одним из приближенных прославленного византийского полководца Велизария.. Он оставил описание войн, которые империя вела в Африке, Италии и Азии. В "Тайной истории" придворный летописец, выступавший в других своих сочинениях то как льстец, то как объективный свидетель происшедших событий, является в новом образе: это обличитель тирании, желающий вскрыть тайные пороки, чтобы грядущие поколения знали истину, а правители опасались возмездия. Так, он не преминул сообщить, что Юстиниан в действительности был демоном, прогуливавшимся ночью по дворцу без головы, Феодора же, по его словам, будучи женщиной
297
низкого происхождения и придя к власти волею случая, требовала от всех рабской покорности и унижения, а сама предавалась всевозможным порокам и извращениям (см. стр. 329).
Надо отметить, что и в более позднее время (XI-XV вв.), когда в Византии правили разные династии: Комнины (1081-1185 гг.), Ангелы (1185-1204 гг.), Ласкари (1204- 1261 гг.), Палеологи (1259-1453 гг.), власть переходила к преемникам императора не как к его родственникам и прямым наследникам, что было характерно для Западной Европы, а как к соправителям, которых провозглашали императорами еще при жизни государя. Пурпур и золото считались в Византии императорскими цветами. Только василевс (царь) - так по-гречески стали называть византийских императоров - имел право носить сапожки пурпурного или красного цвета, подписываться пурпурными чернилами на грамотах, которые удостоверялись также золотой печатью и потому назывались хрисовулами (златопечатными). Золотой и пурпурный - порфирный - цвета сопровождали младших членов императорской семьи с самого рождения: они появлялись на свет в особой Порфирной палате дворца и назывались порфирогенетами - багрянородными, что означало принц или принцесса королевской крови.
От Римской империи Византия унаследовала также централизованную систему управления страной, осуществлявшуюся через многочисленное чиновничество. Государственное регулирование в Византийской империи распространялось буквально на все сферы жизни общества. В X-XI вв. византийская, в первую очередь константинопольская, бюрократия разрастается в громоздкую систему. Положение в обществе многочисленных чиновников и придворных определяется сложной табелью о рангах. Строго регламентируется и придворный церемониал. Во дворце императоров утром и вечером происходили приемы придворных, на которых место каждого из присутствующих было четко определено. Во время парадных выходов государя его сопровождали оруженосцы нескольких рангов - протоспафарии, спафарии и спафарокандидаты. Особой
298
пышностью отличались встречи иноземных послов. Их церемониал должен был свидетельствовать о величии василевса ромеев и его державы (см. стр. 333-334).
В то же время, несмотря на приверженность ритуалу, сложность системы чинов и рангов (они не были наследственными, а предоставлялись императорами за уплату значительной суммы), изысканную церемонность при дворе, которая поражала бывавших в Константинополе западноевропейцев, в отличие от западноевропейских государств византийская правящая элита не была замкнутой. Каждый, даже порой раб или крестьянин, мог быть вознесен выше любого знатного сановника, и вельможи гордились оказываемыми им не по праву их происхождения, а по воле императора милостями.
Успехи в служебной карьере приносили и интриги, и предательство. Византийские исторические сочинения наполнены рассказами о всевозможных хитросплетениях, благодаря которым тот или иной удачливый царедворец становился фаворитом государя. Им порой оказывался и ловкий придворный, вовремя раскрывший подлинный или мнимый заговор, и лихой наездник, понравившийся императору своей удалью и физической силой, и льстивый евнух (см. стр. 330-331). Но если простой крестьянин мог стать приближенным императора и одним из первых лиц государства благодаря игре случая, то и положение придворного было ненадежно - один неверный шаг, и он отправлен в ссылку или пострижен в монахи, а то и ослеплен или казнен. Не случайно именно в XI в. - "веке переворотов" - в Византии появляются принадлежащие перу знатного византийца Кекавмена рекомендации для тех, кто хочет добиться успеха в жизни: опасаться всех, и прежде всего собственных друзей, которые в любой момент окажутся доносчиками или предателями (см. стр. 332-333).

Христианская церковь в Византии

Утверждением новой регалии - христианства - Восточная Римская империя была обязана императору Константину I. Согласно автору "Церковной истории" Евсевию,
299
Константин во время похода против врагов увидел над солнцем крест и слова "Сим победиши", а затем увидел во сне Христа, держащего крест в руке. Император повелел изготовить хоругвь по образу явленной ему во сне. С этим знаменем ему удалось одержать победу в битве, и впоследствии хоругвь с крестом и изображением на полотнище императора Константина с сыновьями стала знаменем империи.
Несмотря на то что первый император Восточной Римской империи обратился в христианство, вначале христиане были сравнительно немногочисленны, и христианство сосуществовало с прежними языческими обрядами и праздниками. Однако правительство повело борьбу с древней религией - идолопоклонством. В Александрии египетской в конце IV в. был разрушен Серапеум - центр языческого культа. В огне погибла и хранившаяся там знаменитая библиотека, в которой были собраны многочисленные сочинения античных писателей
и ученых.
Христианство начало распространяться прежде всего в больших городах. Но в них христиане чувствовали себя окруженными многочисленными соблазнами мирской суеты. Ревностные приверженцы новой веры стали искать убежища и спасения в пустынях, где становились отшельниками. Такие пустынники - старцы и старицы - появились в III-IV вв. в Египте, Палестине, Вифинии и Каппадокии (см. стр. 336). Тогда же первые анахореты (пустынники) пришли на Афон. Позже, начиная с VII в., на Афоне, который стал называться Святой горой, появляются первые монастыри - общие убежища нескольких удалившихся от мира христиан. В X в. св. Афанасием Афонским был основан самый знаменитый святогорский монастырь - Лавра св. Афанасия. Монастыри на Афоне основывали и иноземцы: на Святой горе появился русский монастырь св. Пантелеймона, грузинский - Ивер, сербский - Хиландар. Все многочисленные монастыри Святой горы имели общее управление из совета игуменов, руководимого протом (первым). Афонская "монашеская республика" стала важнейшим центром духовной жизни византийского общества.
300
В монастырских скрипториях переписывались рукописи, иконописцы создавали иконы, богословы - духовные и полемические сочинения. Книги были нужны не только для монастырских библиотек. Часто изготовленные в афонских скрипториях рукописи совершали далекие путешествия, попадая в другие страны, в том числе и на Русь. На Афоне переписывались не только книги Священного писания, но и произведения античных авторов, которые дошли до наших дней благодаря труду византийских монахов.
Острые богословские споры IV-V вв. способствовали выработке христианской доктрины. Идейная борьба внутри христианской церкви, оказывавшая огромное воздействие на византийское общество, не прекратилась после победы православия (ортодоксии) над другими течениями, оспаривавшими сложившиеся и закрепленные в постановлениях первых церковных соборов представления о соотношении божественной и человеческой природы Иисуса Христа. В VII-XII вв. в империи распространялись еретические движения, приверженцы которых отвергали саму церковную иерархию, культ святых, иконы. Особенно сильное потрясение всего византийского общества и церкви вызвала борьба иконопочитателей - приверженцев почитания икон и иконоборцев - отвергавших иконы, а также почитание мощей и реликвий святых как идолопоклонство. Важную роль в выступлении иконоборцев играли и политические мотивы - борьба за приоритет светской власти, власти императора над церковью. Именно поэтому иконоборчество поддерживало в первую очередь высшее столичное чиновничество, заинтересованное в укреплении светской государственности. В VIII в., когда к власти в империя пришли императоры-иконоборцы, в обществе произошли значительные перемены. Часть церковных богатств была конфискована, православные христиане, особенно монахи, подвергались гонениям. В это время многие иконопочитатели бежали в афонские монастыри, увозя с собой священные реликвии, рукописи, иконы.
В 754 г. на иконоборческом соборе были преданы анафеме - проклятию и отлучению "древопоклонники и
301
костепоклонники". Однако единства по вопросу об иконах и реликвиях не было не только в обществе, но и в самом императорском дворце, где даже члены императорской семьи продолжали тайно молиться перед иконами. Все более усиливалось недовольство политикой императоровиконоборцев. Военные успехи империи сменились поражениями. Расходы на содержание армии, раздача значительных средств поддерживавшим политику иконоборцев чиновникам, затраты на проведение реформ привели к увеличению эксплуатации населения со стороны государства. Не случайно императора Константина V (741-775 гг.) сами современники прозвали "угнетателем крестьян". Ожесточенная идейная и политическая борьба иконоборцев и иконопочитателей длилась около столетия, и на церковном Соборе 11 марта 843 г. было окончательно закреплено православное вероисповедание и признано почитание икон (см. стр. 337).
Несмотря на потрясения, которые переживала вселенская христианская церковь, борьбу идей и течений, поддерживаемых разными политическими силами, до середины XI в. она оставалась единой. Во главе церкви стояли высшие иерархи, среди которых особое положение занимали патриархи - Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, Константинопольский и Римский первосвященник - папа. В VIII в. римские папы приобрели не только высшую духовную власть над всей западной церковью, но стали и светскими государями в Италии. Между Римом и Константинополем бывали серьезные расхождения в политических вопросах. Так, римский папа короновал в Риме франкского короля Карла Великого, признав за ним титул императора и не принимая во внимание протесты константинопольского двора, считавшего этот титул законным лишь для византийских "ромейских" государей. (Византия признала Карла Великого императором только спустя 12 лет - в 812 г.) Именно Карл Великий приказал ввести в обедню - церковную службу - принятое тогда испанской церковью добавление к символу веры (Credo) о том, что св. Дух "исходит от Отца и от Сына" (Filioque). Эта формулировка, о которой с IX в. шел спор между римскими
302
и греческими богословами, была окончательно принята римской церковью в начале XI в., но на Востоке продолжала считаться еретической.
В IX в. византийская и римская церковь вступили в соперничество в миссионерской деятельности. Посланцы Константинополя братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий начали свою деятельность по просвещению славян и распространению христианства в славянских государствах - Великой Моравии и Паннонии, куда прибыли и немецкие проповедники, направляемые Римом. Восточная церковь, в отличие от римской, признавала право новообращенных народов вести богослужение на своем родном языке. Братья Кирилл и Мефодий создали для славян, которые не имели письменности, первый алфавит - глаголицу и перевели на славянский язык Священное писание. Успешно начатая проповедь христианства, однако, скоро прекратилась из-за распада Моравского государства и завоевания Паннонии венграми, но ученик и продолжатель дела братьев Кирилла и Мефодия Климент был поставлен на епископство в Болгарии царем Борисом, крестившимся и принявшим имя Михаила. Болгария становится христианским государством (см. стр. 338).
В царствование Константина VII Багрянородного (913- 959 гг.) в Константинополь прибывает русская княгиня Ольга, принявшая в столице Византии крещение вместе со своими приближенными (957 г.) (см. стр. 334-335). Сын Ольги Святослав был язычником, но ее внук - Владимир стал христианином. Князь Владимир в 988 г. выступил в поход против византийских владений в Крыму и захватил город Херсон (Корсунь). После этого он заключил союзнический договор с Византией, по которому должен был креститься и жениться на сестре византийского императора Анне. Крещение князя Владимира стало началом утверждения христианства на Руси. Новообращенный правитель по возвращении в Киев велел креститься и многочисленным жителям своей столицы, уничтожив прежний языческий культ и приказав бросить в реку идолов - изображения языческих богов.
Вступив в союз с Византийской империей и приняв
303
христианство, славянские государства оказываются под влиянием византийской культуры, включаются в "византийское содружество".
В XI в. римской церкви также удалось расширить сферу своего влияния. В это время норманны вели победоносную войну за византийские владения в Италии. На завоеванные земли распространилась духовная власть Рима. В связи с этим константинопольский патриарх Михаил Кируларий направил послание с предостережением христианам бывших византийских земель против заблуждений западной церкви, в том числе против принятого римской курией добавления в символе веры слов об исхождении св. Духа "и от Сына". Для переговоров с патриархом в Константинополь прибыли легаты, посланные римским папой. Они потребовали от константинопольской церкви уступок. Михаила Кирулария поддержали три восточных патриарха - Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский. Стороны не пришли к согласию, и летом 1054 г. легаты (посланники папы) возложили на алтарь собора св. Софии отлучительную грамоту, в которой провозглашалось отлучение и проклятие "Михаилу (Кируларию, патриарху) и сообщникам его, пребывающим в выше указанных заблуждениях..." В ответ была произнесена анафема легатам, которые "пришли в богохранимый град... подобно диким кабанам, чтобы низвергнуть истину". Давнее соперничество привело к полному разрыву отношений между двумя церквами. Римская церковь отныне стала именоваться католической (всеобщей), а восточная - ортодоксальной (православной). В дальнейшем неоднократно предпринимались переговоры о воссоединении церквей - унии. Однако нежелание византийского духовенства признавать высшую власть римского папы над всей церковью, расхождения в обрядности и догматических вопросах, а также политические противоречия не позволили осуществить унию на деле, даже когда на ее заключение соглашались высшие иерархи и константинопольское правительство1.

1 См. также Раздел III Части первой.

304

Крестьяне и ремесленники. Деревня и город

Основой византийской экономики являлось крестьянское хозяйство. Труд земледельца был тяжел - каменистые почвы Греции и Малой Азии требовали больших усилий для их обработки. В то же время, в отличие от древнего Рима, где крестьянский труд считался презренным занятием, недостойным свободного гражданина, в Византии труд крестьянина почитался: не случайно многие византийские святые происходили из крестьянских семей.
Деревенские жители были объединены в общину, которая совместно владела угодьями, имела свои органы самоуправления, обеспечивала сбор податей, помогая их выплатить в срок неимущим. Яркую, хотя и явно идеализированную картину жизни византийской сельской общины дает житие Филарета Милостивого. В нем рассказывается, как праведный Филарет, разбогатев, решает все свое состояние, по евангельскому слову, раздать нищим. Но вот в деревню приходят послы из Константинополя, которые ищут невесту самому императору и хотят остановиться в большом доме Филарета. Жене его нечем угощать послов - ведь все роздано беднякам. Она укоряет мужа: "Ты так хозяйничал, что в доме у нас не осталось и единой курицы. Навари диких овощей и угощай своих друзей". Но тут соседи и друзья-односельчане выручают Филарета, принеся ему всяческих яств, и на столе собирается богатое угощение, а увидев красавиц-внучек Филарета, "послы императорской мерой стали мерить рост первой девушки, он оказался точь-в-точь, и размер ее головы тоже, и длину стопы они нашли такой, как нужно". В Константинополе из всех собравшихся девушек император выбрал себе в жены внучку Филарета Марию и награждает всю семью богатыми подарками.
Деревня составляла замкнутый мир, жизнь которого определялась годичным циклом сельскохозяйственных работ и скрашивалась церковными праздниками. Государственные чиновники нередко посещали села, хотя отнюдь не только в поисках царской невесты: главной задачей представителей властей был сбор податей и контроль за выполнением
305
многочисленных повинностей (строительством укреплений, дорог и т. п.). Крестьянин вынужден был отдавать значительную долю получаемого урожая в виде разнообразных налогов. Нередко, спасаясь от податного гнета, крестьяне покидали свои участки и переселялись во владения крупных землевладельцев (в том числе монастырей) или на государственные земли, и таким образом в Византии X-XI вв. сформировалось феодально-зависимое крестьянство. Одной из характерных черт византийского аграрного строя была важная роль государства как собственника земель, которые обрабатывали зависимые крестьяне (парики).
Некоторые виды налогов выплачивались крестьянами в деньгах. Необходимые для уплаты средства земледелец мог выручить, продавая часть собранного урожая на местной ярмарке или в городе. Крупные землевладельцы также сбывали в городах продукты, полученные в виде податей со своих имений. Однако объемы торговли были ограниченными, и хозяйство оставалось натуральным - не случайно знатный византиец Кекавмен советовал все нужное производить в собственном доме, чтобы не зависеть от ненадежного рынка.
В византийских источниках содержатся яркие и красочные описания многолюдных городских торговых площадей и изобилия всевозможных товаров на ярмарках. На эти ярмарки съезжались не только крестьяне, желавшие продать что-то из продуктов, чтобы получить сумму, необходимую для уплаты налога, но и богатые иноземные купцы с заморскими товарами - специями, восточными шелками, а впоследствии сукнами, которые начали во все большем количестве поступать с Запада, прежде всего из Италии (см. стр. 341-343).
Крупнейшим торгово-ремесленным центром Византии был Константинополь. После захвата арабами восточных провинций империи, где находились древние процветающие города, столица империи заняла поистине уникальное положение в государстве. Как писал один из византийских авторов, в Константинополь свозилось все, производимое руками человека: оливковое масло с Пелопоннеса, шелковые ткани из Фив, зерно из Македонии и Малой Азии.
306
Современники именовали Константинополь "царицей городов", а иногда даже просто "Городом", и было ясно, что имеется в виду именно столица, Константинополь.
Византийская империя всегда оставалась страной городов, сохранявшихся с древних времен. Пережив упадок в VII - первой половине IX в., в XI-XII вв. византийские провинциальные города испытывают новый экономический подъем. В это время расширяется ремесленное производство в Афинах, Фивах, Коринфе, городах Малой Азии (Никее, Смирне). Городские ремесленники работали в своих мастерских, используя труд одного, иногда нескольких помощников. Тут же, в лавке, они продавали готовую продукцию - глиняную посуду, металлические и стеклянные изделия, обувь, одежду. Важным отличием византийского ремесла от западноевропейского было отсутствие организации ремесленников типа цеха (см. стр. 119-132). Константинопольские ремесленники составляли корпорации - сообщества ремесленников одной профессии, руководимые старшинами, но мы не располагаем данными о существовании таких объединений в провинциальных городах. О деятельности ремесленных корпораций в столице империи, правда, объединявших не все профессии, а только те, которые были связаны с производством предметов роскоши (особенно шелковых тканей, ювелирным делом), а также с какими-то государственными функциями (особую корпорацию составляли нотарии - писцы и составители юридических документов), снабжением города продовольствием, известно по "Книге эпарха". "Книга эпарха" - это сборник постановлений, регулирующих занятия ремеслом и торговлей в Константинополе, которыми должен был руководствоваться в своей деятельности эпарх - глава города. Корпорации ремесленников находились под строгим контролем государственной власти и не могли сравниться с сильными и влиятельными цехами, существовавшими в западноевропейских городах.
Византийский город был тесно связан с пригородом, сельской округой: грань между городом и деревней в Византии казалась почти стертой. За окружавшей город крепостной стеной сразу же начинались поля, оливковые
307
сады и виноградники, принадлежавшие горожанам, да и в городе, даже в самом Константинополе, о чем уже говорилось, как впрочем и в западноевропейских городах, жители занимались сельским хозяйством на своих участках. Византия не знала и развитого городского права, каких-либо городских статутов и установлений, подобных записям городского права, которые регулировали жизнь горожан в Западной Европе. Жители города и жители деревни подчинялись общим для всех законам.

Византия и окружающий мир

От Рима Византия унаследовала идеологию избранности империи и власти императора над всей "ойкуменой" - т. е. над всеми "обитаемыми землями". Соседние народы византийцы, как некогда древние греки и римляне, называли "варварами", считая их нецивилизованными. В первые столетия своего существования Византия постоянно вела войны, чтобы вернуть бывшие римские провинции в состав единого государства. При императоре Юстиниане византийская армия вела успешную, но надолго затянувшуюся борьбу с вандалами в Северной Африке, готами в Италии. На востоке врагами Византии были персы, а с VII в. на восточных рубежах империи появляется новый сильный противник - арабы, в течение лишь нескольких лет захватившие богатые земли Сирии и Палестины, а затем присоединившие к своей державе и всю Северную Африку.
На Севере соседи Византии славяне в V-VI вв. начали вторгаться в пределы империи, доходя и до предместий Константинополя. На территории империи появляются поселения славян, а вскоре они составили уже значительную часть населения Балканского полуострова. В VII в. на Балканах образовалось и первое славянское государство, которое стало одним из могущественных врагов империи - I Болгарское царство.
В VII-VIII вв. империя была разделена на округа - фемы. Каждый такой округ имел свои войска во главе с командирами - стратигами. На границах государства крестьяне становились воинами, получая за это земельные
308
участки и освобождение от налогов. Особое значение имела оборона восточных рубежей. Здесь воины - акриты (от греческого слова "акра" - граница) сражались с мусульманами-арабами. Впрочем, отношения империи с соседями нельзя охарактеризовать только как вражду или высокомерное презрение к "варварам". Контакты развивались в самых разных областях. Восточное влияние заметно в византийском искусстве. Византийские ремесленники заимствовали у своих коллег приемы изготовления изделий и манеру их украшения. Даже популярный в Византии герой песен и легенд богатырь Дигенис Акрит был "двоерожденным" - сыном дочери византийского военачальника и сирийского правителя-эмира.
Иноплеменники начинают играть важную роль и в византийской армии. Наемные отряды "варваров" набирались из норманнов, англосаксов, русских, печенегов, грузин, и сила оружия все больше зависит от иноземных воинов. Именно поэтому византийцы представлялись западноевропейцам людьми изнеженными, не способными к военному делу.
Важную роль в византийских городах и прежде всего в Константинополе играют иноземные купцы. В IX-X вв. русские послы и купцы часто посещают Константинополь, получив здесь значительные привилегии (право торговли без уплаты пошлин, возможность жить на особом подворье, полное содержание и снаряжение на обратную дорогу). В XI в. торговые привилегии получают купцы из Венеции, позже - из Генуи.
Однако западноевропейцы по-прежнему остаются для ромеев "варварами". Их грубые нравы и незнание византийского церемониала шокировали византийскую царевну Анну Комнину, когда войско участников Первого крестового похода (1096-1099 гг.) на пути в Сирию и Палестину проходило через византийскую столицу, где вожди крестоносцев вели переговоры с ее отцом, императором Алексеем I Комнином (1081-1118 гг.). Византийскому императору удалось настоять на том, чтобы "франки" стали его вассалами и признали сюзеренитет Византии над теми землями, которые они готовились отвоевать на Востоке (см. стр. 335).
309
Византийская империя, таким образом, в глазах ее правителей оставалась преемницей Рима, а Сирия и Палестина, куда отправлялось крестоносное воинство, чтобы сражаться с мусульманами и освободить Святые места от власти "неверных" - законными владениями Византии.
Император Алексей I Комнин удачно вел сложную дипломатическую игру с вождями крестоносцев, вынудив их дать ему клятву верности. Успехи сопутствовали ему и в войнах с врагами империи. Однако в конце XII в. военная удача стала изменять византийским полководцам, В 1176 г. византийское войско понесло сокрушительное поражение от турок-сельджуков в Малой Азии в битве при Мириокефале, а в 80-е годы империи пришлось признать независимость славянских государств на Балканах - Болгарии (1187 г. - образование II Болгарского царства) и Сербии.
Анна Комнина не случайно полагала, что рыцари-крестоносцы, вспыльчивые и непостоянные, только и думают о захвате империи и ее богатой столицы. Это так и произошло, но столетием позже, в 1204 г., когда двинувшаяся в Четвертый крестовый поход армия западноевропейских рыцарей вновь подошла к стенам византийской столицы. Вожди крестоносцев хотели получить деньги, необходимые для уплаты Венецианской республике за предоставление кораблей для отправки войска в Египет. С этой целью они собирались помочь Алексею, сыну свергнутого византийского императора Исаака II Ангела (1185-1195 гг.), вернуть престол, а затем, в награду за поддержку, получить требуемую сумму. Но законный византийский император, восстановленный на престоле, отнюдь не торопился выполнять свои обещания. Когда же переговоры оказались безуспешными, войско западноевропейских рыцарей осадило город. Константинополь был взят штурмом (см. Раздел V, стр. 157-170).
В результате завоевания Константинополя и последовавших победоносных походов крестоносного воинства на территории империи образовалось несколько государств, находившихся под властью "латинян" - западноевропейских сеньоров, - а Константинополь стал столицей Ла-
310
тинской империи. Византийский двор переместился в малоазийский город Никею (см. стр. 00). Однако власть латинских императоров продержалась недолго. В 1261 г. византийское войско внезапно напало на город и овладело им, а вскоре император Михаил VIII Палеолог (1259- 1282 гг.) - первый представитель последней правившей в Византии династии Палеологов - торжественно вступил в столицу восстановленной империи. Но несмотря на успешные действия по отвоеванию у латинян византийских территорий, империи так и не удалось вернуть былое могущество.
В то время как Византийская империя переживала внутренние потрясения и смуты (особенно тяжелые последствия принесли Византии гражданские войны XIV в.), в Малой Азии у нее появился новый смертельный враг. Здесь образовалось несколько тюрских государств-эмиратов, самый крупный из которых - османский - стал ядром будущей Османской империи. Византия попадает во все большую зависимость от османов: турецкие отряды принимают участие даже в гражданской войне в Византии, и император Иоанн VI Кантакузин (1347-1354 гг.) выдает замуж дочь за эмира Орхана, своего союзника, который помог ему добиться трона.
В конце XIV - начале XV в. турки-османы несколько раз осаждают Константинополь, но разгром османских войск монголами в битве при Анкаре (1402 г.) вынудил их на время оставить завоевательные планы на европейском берегу. Это на полвека отсрочило падение Константинополя.

Завоевание Константинополя турками

Когда последний византийский император Константин XI Палеолог (1449-1453 гг.) вступил на престол, территорию некогда могущественной империи составляла лишь ее столица и земли на Пелопоннесе, за которые турецкому султану уже выплачивалась подушная подать. Предлогом для нового похода против Византии послужило неосторожное обращение императора с требованием увеличения содержания находившемуся в Константинополе сыну сул-
311
тана. Султан Мехмед II Завоеватель (1451-1481 гг.) воспользовался этим поводом, чтобы подчинить последние византийские территории и распространить свою власть на весь Балканский полуостров. Турецкая армия осадила Константинополь. Войска осаждавших имели огромные пушки - новинку в военном деле того времени. Огонь из орудий позволил пробить бреши в стенах города, но первые штурмы защитникам удалось отбить. Для того, чтобы вести атаку на город со стороны залива, турецкие корабли волоком по суше были доставлены в гавань Золотой Рог, перекрытую цепью. Император Константин XI Палеолог отказался сдавать город, и 29 мая 1453 г. турецкая армия начала его штурм. Византийский император погиб в бою, город был взят и разграблен, жители убиты или захвачены в плен. Несмотря на то что византийская государственность еще некоторое время сохранялась на пелопоннесских землях, день взятия Константинополя войском султана считается датой гибели Византийской империи, как некогда день основания новой столицы стал ее началом (см. стр. 348).

Византийская культура. - Характеристические черты

Уже в самом названии Византии - "Ромейское царство" - проступают две особенности, во многом определившие характер византийской культуры. Во-первых (и об этом говорилось выше), Византия была единственным в средневековой Европе централизованным государством, столица которого - Константинополь не только определяла действие различных военных и административных чиновников по всей стране, но и направляла, унифицируя, идейное и эстетическое развитие. Нигде в средневековой Европе локальные особенности социальной и культурной жизни не были так приглушены, нигде культурная и идеологическая нивелировка не проявляла себя так сильно, как в Ромейском царстве. Во-вторых, Византия, будучи средневековым государством с соответствующими социально-экономическими отношениями, аналогичными западноевропейским феодальным порядком, и соответствующей
312
идеологией, пропитанной христианским мировоззрением, тем не менее сознательно ориентировалась на прошлое, постоянно подражая античной классике и соразмеряя себя с Римом и Грецией. Античные традиции пропитывали все: лексику, образную систему, принципы обучения, право. Гомер был в Византии образцом и наставником почти в такой же мере, как и Библия. Античные мраморы были как бы "включены в тело" византийских зданий, и даже христианские церкви подчас опирались на колонны языческих храмов. Традицию берегли, наследием гордились и только накануне падения Ромейского царства стали задумываться о том, что великое наследие до какой-то степени сковывало самостоятельную творческую активность: Георгий Схоларий, византийский писатель середины XV в., сокрушался о том, что древние греки все сформулировали, не оставили возможности потомкам двигаться вперед.
Как ни странно, но обе эти особенности византийской культуры - централизация и традиционализм - с наименьшим эффектом проявляли себя именно в ту эпоху, когда Ромейское царство и хронологически, и экономически, и политически было всего ближе к действительной Римской империи, - в период, который у историков принято называть "ранневизантийским" и который охватывает время от основания Константинополя и до завоевания арабами восточных и южных провинций Византии, то есть IV - первую половину VII в. Это было время, когда городамуниципии оставались основными политическими и культурными центрами, рабство по-прежнему играло значительную роль и латинский язык господствовал в администрации.
Ранневизантийскую культуру ни в коей мере нельзя назвать единообразной. Скорее, она была пестра, разнородна, внутренне противоречива. Это проступает прежде всего в наличии откровенно противостоящих официальной идеологии идейных течений. Хотя христианство к концу IV в. сделалось господствующим мировоззрением и указы императора Феодосия I (379-395 гг.) поставили иноверцев вне общества, на практике языческая наука открыто развивалась на протяжении всего V столетия, а в скрытых
313
формах давала о себе знать и в VI в. (см. стр. 348-349). То же относилось и к искусству: церковь осудила языческие зрелища и сделала все возможное, чтобы заменить античную пантомиму, разыгрывавшуюся в унаследованном от древности театре, литургическим действом, перенесенным внутрь христианского храма, однако еще и в VI в. можно было опубликовать трактат в защиту театральных представлений. И в самой христианской среде не было единства: первые столетия византийской истории пронизаны ожесточенными богословскими спорами, вынесенными на городские площади, так что булочник (по словам одного писателя IV в.), когда у него просили хлеба, отвечал: "Бог-сын единосущ отцу".
Для ранневизантийской культуры характерно локальное своеобразие. В эту эпоху Константинополь не был не только единственным, но даже наиболее важным культурным центром. Он переживал еще стадию роста. В столицу свозили памятники с разных концов страны, уже в середине IV в. в Константинополе была основана библиотека со скрипторием при ней, появился и университет, профессора которого состояли на государственной службе (см, стр. 349-350), но университеты и библиотеки, существовавшие с древности и куда более значительные, были в таких центрах как Александрия, Бейрут, Афины. Более того, имело место не просто сохранение локальных центров, но скорее - возрождение, культурная активизация провинции. В это время обнаруживают значительное своеобразие коптская, сирийская, фракийская культуры, т. е. направление культурных влияний оказывается центростремительным. Константинопольская архитектура не только не определяет развития ранневизантийского зодчества, но, напротив, сама формируется под сильным воздействием армянских, сирийских, италийских традиций. Сирийская поэзия оказала огромное влияние на развитие греческого церковного стихосложения. Показательно, что виднейший поэт VI в. Роман Сладкопевец был выходцем из Сирии.
И традиционализм еще не стал доминирующей чертой культурной деятельности. Наоборот, ранневизантийский период - время существенных новшеств: именно в эти
314
столетия совершается замена старой книги-свитка новым типом рукописной книги, так называемым кодексом; строительное искусство решает ряд важных задач, в том числе возведение купола над прямоугольным в плане зданием; изобретен "греческий огонь" - горячая жидкость, направляемая из сифонов и обладавшая удивительным свойством не гаснуть в воде - страшное оружие, использовавшееся для борьбы с вражеским флотом.
В V в. философ Прокл создал целостную картину развития мира. Согласно Проклу, из "Единого" (духовного первоначала) путем диалектических превращений последовательно возникают все идеи и все феномены материального мира. Модель мира, построенная этим последним большим античным философом, рассматривала Зло не как сущность, но лишь как отсутствие Блага, ибо все сущее в мире в конечном счете восходило к Единому, то есть абсолютному, неограниченному и неопределимому Благу.
Христианское богословие отличалось в ранневизантийский период чрезвычайной творческой активностью. На эти столетия приходится деятельность значительной части тех церковных писателей, которых позднее стали называть "Отцами церкви". Они оставались виднейшими авторитетами на протяжении всего Средневековья: Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и др. Важнейшие понятия христианского богословия, такие как "Троица" - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух или "единосущность Бога-Сына Богу-Отцу", отсутствующие в Библии, появились тогда или во всяком случае тогда получили определение, ставшее впоследствии классическим и общепринятым.
Христианство в IV-V вв. формируется как религия "снятого дуализма": признавая оппозицию Земли и Неба, оно допускает снятие этого противоречия в чуде или в акте богослужения (см. стр. 356-358). Новая концепция исторического развития была разработана Евсевием Кесарийским и его последователями - историками церкви. Господствовавшее в античности циклическое представление об истории (государство уподоблялось живому организму, проходящему эпохи юности, зрелости и старости) уступило место концепции линейного развития, согласно которой
315
человечество движется к предустановленной цели - царству Божьему, переживая на своем пути уникальные, неповторимые этапы: потоп, установление "завета" между Богом и людьми, воплощение Сына Божьего. Таким же уникальным явлением оказывалось и возникновение христианской империи, что Евсевий связывал с деятельностью императора Константина I. Тем самым были осуществлены эсхатологические1 надежды ранних христиан, мечтавших об установлении тысячелетнего царства справедливости: оно было объявлено достигнутым, воплощенным в христианизированной Римской империи. В официальной пропаганде она именовалась Новым Иерусалимом, а ее население - избранным народом.
В ранневизантийский период были созданы образцы христианской проповеди, жития, песнопения. Более того, ок. 500 г. неизвестный автор, скрывшийся под именем Дионисия Ареопагита (легендарного ученика апостола Павла), разработал принципы христианской эстетики (учение о прекрасном), основой которой стало учение об образе - подобии архетипа (первообраза). Через чувственно воспринимаемый образ возможен был эмоциональный взлет, приближение к архетипу не только незримому, но и вообще непостижимому в категориях логического мышления.
Ранневизантийской культуре присуще стремление к грандиозному. "Свод гражданских законов" императора Юстиниана (527-565 гг.) имел своей задачей охватить все римское право и определить нормы поведения граждан империи в любой возможной ситуации (см. стр. 351-352). Колоссальный храм, построенный при Юстиниане архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором Милетским, - Великая церковь или церковь св. Софии ("Премудрости") как бы вмещал в себя всю Вселенную (см. стр. 352-353).
Ранневизантийская культура создавалась гигантами, чье творчество окрашено уникальной индивидуальностью, пропитано их личным отношением, их любовью и ненавистью. Прокопий в "Тайной истории" с гневом и пристрастием рисует портреты Юстиниана и его жены Фео-
1 Эсхатология - учение о конечной судьбе мира.

316
доры: он пользуется любыми слухами и сплетнями, он, может быть, кое-что присочиняет от себя, он преувеличивает и искажает, но созданные им антигерои, честолюбивые и безжалостные выскочки, приобретают в его изображении демоническую силу и уникальную выразительность (см. стр. 329-331).
Эпоха гигантов внезапно обрывается где-то в начале VI в. Империя вступает в полосу экономического и политического кризиса, сопровождаемого культурным спадом. Она теряет свои восточные провинции - Египет, Сирию. Большая часть городов аграризируется, ремесленное производство и торговля замирают. Константинополь, о чем уже говорилось выше, все больше и больше притягивает к себе все деятельное и энергичное в империи, но и в нем замирает культурная жизнь. Университеты уже не функционируют, да и простого учителя грамматики и риторики почти невозможно найти за пределами столицы. Строительная деятельность, столь бурная в IV-VI вв., практически останавливается - можно назвать лишь несколько церквей, возведенных в VII-VIII вв. Только в Константинополе достраивали дворцовые здания да ремонтировали грандиозный акведук, унаследованный от предыдущей эпохи. Сокращается чеканка монеты, переписка книг (греческие рукописи второй половины VII-VIII вв. почти не сохранились). Литературное творчество не только обедняется: упрощается язык и образная система, зато изложение подчас приобретает несоразмерную многословность, сознательно отвергается индивидуальность. Иоанн Дамаскин, один из виднейших богословов VIII в., гордится тем, что не сказал ничего своего. Его задачей (и, может быть, шире - задачей его эпохи) было систематизировать, упорядочить достигнутое в ранневизантийский период, отвергнуть языческое и еретическое и выразить в компактной форме то, что с позиций ортодоксальной церкви было необходимо верующему для спасения его души. Место "Свода гражданского права" занимает краткая "Эклога", регламентирующая лишь несколько более или менее случайных казусов, место индивидуального историка - безликий хронист, регистрирующий простую последовательность событий.
317
На эти "темные века" византийской истории (середина VII - начало IX в.) приходится идейно-политическое движение, получившее название иконоборчества. Его подъем относится к 726-780 гг., вторая волна падает на 813-842 гг. Здесь не место останавливаться на социально-экономическом и политическом аспектах иконоборчества, (см. стр. 337), но это движение имело и богословско-эстетическую сторону. Идеологи иконоборчества выступали не против изобразительного искусства вообще, нет, они допускали изображения светских сцен, например, ристаний (скачек), декоративных узоров, символов, например, Креста на Голгофе. То, что подлежало искоренению, с их точки зрения, - это антропоморфизм религиозного искусства. В антропоморфных изображениях Христа, Богородицы, святых иконоборцы видели только идолов, а культ икон трактовали как идолопоклонство, поскольку художник мог передать только внешнюю, плотскую субстанцию объекта, но отнюдь не божественную природу Христа. Божественное начало представлялось иконоборцам не только неописуемым в логических категориях, но и неизобразимым. В полемике с иконоборцами вожди иконопочитателей (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит), опираясь на Псевдо-Дионисия Ареопагита, разрабатывали теорию образа, который понимался ими не как единосущный архетипу, но лишь как его подобие. Человек поклоняется не иконе, не идолу, настаивали они, но через икону тому, кто на ней представлен. Чувственный образ божества служит средством преодоления дуализма Земли и Неба и мистического воспарения человека к Богу.
В 843 г. иконопочитание было восстановлено. В упорной борьбе, длившейся более столетия, впервые проявилась своеобразная черта византийской культуры: обнаружилось, что эстетические проблемы являются вопросом государственной политики. Победа иконоборцев или иконопочитателей означала одинаково обязательность восторжествовавшей концепции. Несогласие с господствовавшими эстетическими взглядами влекло за собой смещение с должности, конфискацию имущества, ссылку. Для инакомыслия не оставалось места.

1 Антропоморфизм - представление богов в человеческом образе.

318
"Темные века", как известно, установились и в раннесредневековой Европе. Византия же раньше, чем Запад, сумела преодолеть их. Уже с середины IX в. начинается медленный экономический и культурный подъем, затронувший прежде всего столицу, а в XI-XII вв. и провинциальные города. Оживляется денежное обращение - первоначально на узкой полосе, примыкавшей к Эгейскому морю и Босфору. Разворачивается строительство - последний император-иконоборец Феофил (829-842 гг.) приказал достраивать Большой дворец, соперничая с роскошью дворцов мусульманского Багдада. Возрождается книжное дело: к середине IX в., скорее всего в константинопольском Студийском монастыре (см. стр. 354), вырабатывается новый тип письма - так называемый минускул - "связанное" письмо с применением лигатур (связок), в котором буквы располагались между четырьмя мысленно проведенными линейками так, что "тело" буквы находилось в среднем поле, а "хвосты" выбрасывались вверх и вниз. Минускул позволял экономить пергамен и давал возможность писать быстрее, нежели раньше, когда было принято унциальное письмо, и буквы строго вписывались в треугольник, овал при прямоугольник одинаковой высоты. Оживляется и византийская школа, во всяком случае в Константинополе. В X в. здесь работало несколько "средних" школ, преподаватели которых обычно назначались или утверждались самим императором. Провинция, впрочем, оставалась неграмотной или довольствовалась элементарной школой, обучавшей чтению, письму и начаткам счета. В середине XI в. в Константинополе возрождается университет - философская и юридическая высшая школа (см. стр. 355-356). В IX-X вв. переписывалось много книг античных авторов. Некоторые книголюбы снабжали их схолиями - пометками на полях, своего рода комментарием. Стали появляться словари и компендиумы - сборники выдержек из старых книг по темам: "Геопоники" - свод агрономических суждений, "Василики" - выборки из Юстинианова "Свода гражданского права". В середине IX в. Фотий составил "Библиотеку" - описание множества древнегреческих сочинений: философских, исторических, богословских, медицинских.

319
Отличительной чертой византийской культуры (особенно в IX-X вв.) было то, что ее фонд составлял как бы жесткую сетку знаний и эстетических принципов, основывавшуюся прежде всего на Библии, сочинениях Отцов церкви, выборке из произведений древнегреческих авторов и римском праве. В этой сетке таилась некоторая искусственность, нарочитость, поскольку она опиралась на тексты, созданные в глубокой древности, в общественной среде, существенно отличавшейся от византийской реальности. Более того, сам язык этих текстов (с VII в. - исключительно греческий) не был разговорным языком IX-X вв., который и лексически, и грамматически уже разошелся не только с гомеровской речью, но и с "койнэ" - греческим языком, на котором говорили в эллинистическую эпоху. Образованный византиец усваивал, таким образом, не только традиционные идеи, но и их устоявшееся словесное выражение, особый язык, не доступный непосвященным, с его готовыми формулами, стереотипными словосочетаниями и образами. Всякий новый опыт не просто соотносился с готовой сеткой знаний, но переосмыслялся в ее свете, приспосабливался к привычным понятиям и стереотипам.
Эта жесткая сетка традиционных знаний и принципов приводила к унификации культурной деятельности, к поглощению индивидуально-творческого стереотипным, к повторяемости ("массовости") художественной продукции. Если ранневизантийское зодчество носило печать гениальной индивидуальности - это относится не только к храму св. Софии, - стремилось к неповторимому, то в IX-X вв., напротив, вырабатывается "стандартизованный" тип так называемой крестово-купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившемся на барабане, в свою очередь опиравшемся на четыре колонны, образуя в интерьере "паруса" - сферические треугольники. Крестово-купольные храмы (с различными вариациями и, в частности, с различным числом боковых нефов) распространяются (особенно в XI-XII вв.) не только в Византии, но и за ее пределами - в Болгарии, на Руси, в Закавказье.

320
Единообразие византийской церковной архитектуры усугублялось и тем обстоятельством, что около 900 г. в Константинополе вырабатывается и распространяется по всей империи устойчивый стереотип художественного оформления интерьера (конечно, с известными вариантами). В отличие от западного храма, где центральным изображением было скульптурное распятие, византийская церковь украшалась живописно: мозаиками, фресками, полированным мрамором. В доминирующем пункте храма, на куполе помещали образ Спаса-Вседержителя. С купола взор входящего переносился к полусводу (конхе) апсиды1, где можно было видеть Богородицу с младенцем, а на столбах, отделявших центральный неф от боковых, размещались "праздники" - сцены из евангельской истории Христа.
Если средоточием художественной активности классической античности был театр, то в Византии эта роль перешла к литургическому действу, разыгрывавшемуся в храме. Театр кончился вместе с ранневизантийским периодом и, в отличие от Западной Европы с ее мистериями, византийское общество практически не возвращалось к театральным представлениям. Литургия - символическое действо, воспроизводящее историю жизни, смерти и воскресения Христа, с ее процессиями ("выходами"), пением, завершалась чудом пресуществления (превращения хлеба и вина в плоть и кровь Христову). Церковная служба концентрировала эмоциональные переживания византийцев и вместе с тем служила типическим выражением византийской культурной жизни (см. стр. 356-357).
В самом деле, художественный стереотип находил в литургии максимально четкое выражение. Повторение от раза к разу все тех же формул и жестов, совершавшееся на фоне все тех же изображений Христа, Богородицы, святых, как бы прерывало течение времени, создавало иллюзию неподвижности. Искусное использование поверхностей храмового интерьера, золото, мозаики, мрамор в дымке фимиама, при мерцании множества свечей создавали впечатление реальности живописных образов, превращали
1 Апсида - полукруглая, выступающая часть здания.

11-484 321
их в современников зрителя, в соучастников литургии. Быстротекущая жизнь с ее опасностями, голодовками оставалась где-то в другом измерении - стереотипность и упорядоченность византийской художественной деятельности создавали инобытие, отрицавшее подвижную, изменчивую реальность, создавали искусственный антимир, воспринимавшийся как высшая реальность, как приближение к божественному архетипу.
Реакция против упорядоченной и традиционной (антикизированной) модели мира пришла с двух сторон. Вопервых, это была тенденция к изощренной духовности, к индивидуалистической мистике, к личному постижению и достижению божества. Ее сформулировал Симеон Новый Богослов на рубеже X и XI в., который видел путь к спасению не в "праведной этике"1 и не в церковном ритуале, но в индивидуальном "обожении", позволяющем человеку видеть божественный свет и физически ощущать присутствие Бога. Духовному индивидуализму Симеона соответствовал социальный индивидуализм писателя XI в. Кекавмена, отрицавшего (подобно Симеону) дружбу и учившего осторожности в отношениях с людьми: следует оказывать почтение начальству, держаться подальше от сборищ, не брать и не давать в долг, не помогать мятежникам, ибо "царствующий в Константинополе всегда возьмет верх" (см. стр. 332-333).
Во-вторых, направление, которое условно можно было бы назвать "предренессансным". Конечно, его критические и реалистические черты не следует преувеличивать: традиционные стереотипы сохраняют значение и в литературном, и в изобразительном творчестве. Речь идет о нюансах, но эти нюансы существенны. Создаются кружки писателей и ученых, прославляющих в своей переписке верность и дружбу. К XII в. складывается литература на разговорном языке, представленная, в частности, пародийными сочинениями Феодора Продрома (см. стр. 339). В богословии уже с конца XI в. появляется "рационалистическая" струя, требующая доказательности теологических
1 Этика - система норм нравственного поведения.

322
тезисов, подвергающая сомнению ряд традиционных положений. Бурный подъем переживает в XI-XII вв. историческая проза: историки Михаил Пселл и Никита Хониат порывают с традициями византийской хронистики и создают индивидуальные образы своих современников, окрашенные личным пристрастием писателя, к тому же подчас сложные и противоречивые, не поддающиеся однозначной оценке. В изобразительном искусстве этому направлению соответствует тенденция к динамизму, к реалистическому воспроизведению деталей. К сожалению, кроме книжных миниатюр, до нас не дошли памятники светской живописи византийского предренессанса. Но из письменных памятников мы узнаем об их существовании и политических функциях. Живопись XII в. подчас использовалась для прямой политической пропаганды. Император Андроник I Комнин (1183-1185 гг.) приказал выставить в Константинополе свой портрет, где государь был изображен в крестьянской одежде, что должно было подчеркнуть его демократизм. Портреты же задушенной по его приказу императрицы, красавицы Ксении, он распорядился уничтожить или же переписать, изобразив ее морщинистой старухой. Когда же Андроник был низвергнут, его преемник Исаак II Ангел (1185-1195 гг.) повелел изобразить сцены переворота, представив свой успех как исполнение божественной воли.
В 1204 г. Константинополь был занят крестоносцами. Несмотря на то что византийцам удалось восстановить державу ромеев, последние столетия ее существования (1261-1453 гг.) были временем экономического и политического упадка. Предренессансные тенденции не нашли питательной среды, византийский гуманизм не сложился. Конечно, какие-то новые черты пробивались. Можно проследить появление новых поведенческих норм. Историк конца XIII - начала XIV в. Георгий Пахимер упоминает о "странном" поведении патриарха Иосифа Галисиота, который строго соблюдал монашеский образ жизни, но вместе с тем не пренебрегал и "человеческой добродетелью", т. е. любил встречаться с людьми, беседовать, смеяться, устраивать обильные застолья.

11* 323
В живописи начала XIV в. возникает стремление передать трехмерное пространство, быстрое движение, силу эмоций. Трактаты Плифона (XV в.) предлагали утопическое переустройство общества по образцу государства Платона.
В Византии XIV-XV вв. не возникло характерного для Возрождения интереса к механике и естественным наукам. Византийские интеллектуалы не были художниками и тем более скульпторами, в принципе относя этот род творчества к простому ремесленному производству. Полиматия - многообразие знаний византийских ученых того времени - не отличалась принципиально от образованности Пселла в XI в. Она оставалась книжной и зиждилась на античных традициях. Богословские диспуты по-прежнему были главной формой идеологических дискуссий, и никому не приходила в голову возможность слияния христианства с праздничным миром олимпийских богов. Не сложилось в Византии, в отличие от стран Запада, и оптимистически радостное, жизнеутверждающее - ренессансное - мироощущение. Человеческая судьба казалась поздневизантийским историкам направляемой не самим человеком, но либо - по христианской традиции - Божественным Промыслом, либо слепой Судьбой. Человек жил в постоянном ожидании кары за грехи или же непредвиденных бедствий1. То и другое воплощалось в турецких набегах, гражданских войнах, церковных смутах. Византийская культура, наконец, оставалась закрытой для внешних влияний. Случайные переводы латинских классиков или использование персидских математических сочинений не делали погоды, однако централизованность культуры несколько ослабела: Фессалоники, Мистра, Трапезунд наряду с Константинополем были в XIV-XV вв. значительными культурными центрами.
Турецкое завоевание трагически оборвало развитие византийской культуры.
(Раздел подготовлен по материалам работ А.П. Каждана).

1 См. Часть третью.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.