Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Тема 1. Экономические учения Древнего Востока и античности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма.

В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства.

В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду. Вместе с тем, элементы экономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняли внеэкономическое принуждение.

Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства; норма накопления не превышала 5%. Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения.

В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Большое влияние на этот процесс оказывали исторические особенности политико-экономического устройства общества, а также его практические проблемы.

Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы ( IV в. до н.э.),

В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества. Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление. Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы.

Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. Древнегреческие философы надеялись, что если все будут следовать определенным моральным правилам поведения, то удастся избежать социальных конфликтов и добиться гармонии интересов.

В своих работах "Государство" и "Законы" Платон разработал модель такой государственной структуры, которая бы поддавалась управлению. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей.

Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям. Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством.

Платон идеализировал правящую элиту, считая, что мудрое правление в соответствие с определенными нормами морали обеспечит целостность общества. Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег.

Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.

Аристотель отличался от Платона в понимании природы общественных законов. В отличие от своего учителя он не идеализировал правящую элиту; он считал, что обществом, так же как и природой, управляют объективные законы, имеющие естественный характер. Признание объективного характера общественных законов позволило Аристотелю сформулировать целый ряд ключевых проблем экономической науки, поэтому многие историки считают именно его первым аналитиком в вопросах экономики.

По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.

Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.

Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества.

Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.

Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены.

Будучи философом, Аристотель анализировал этический аспект экономических категорий. Он выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена является несправедливой и нарушает естественные законы.

Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии для оценки правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, правильного и неправильного в поведения людей, а также соответствующие моральные нормы. Однако они имели различное понимание природы общественных законов: по Платону это законы, устанавливаемые правящей элитой, по Аристотелю - это естественные законы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.

Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством, которые нашли свое отражение в работах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.).

В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.

Алгоритм самостоятельной работы

Аристотель Сочинения [ 2 ]
Варрон М. Сельское хозяйство[ 9 ]        
Гуань-цзы [ 15 ]
Катон М. Земледелие [ 25 ]
Платон Государство. Закон. Политика. [53 ]   
Майбурд Е. [38], С.38-47, 224-228.
Реуэль А. [57], С. 10-38.       
История экономических учений [21], С.13-28.
История экономических учений [ 24 ], С. 12-17.
Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. I
[ 13 ] С. 94-107, 117-127, 130-147. Блауг М.
[ 5 ]. С. 25-26.
Шумпетер Й. [80], С. 284-306;
[82], С.358-359.  

Аннотированный список дополнительной литературы

Особенности хозяйственной системы и экономической мысли Древнего мира исследованы в монографии А. Аникина "Юность науки: жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса". Несомненно, полезно будет познакомиться с работой историка-экономиста и переводчика В.Штейна, ставшей библиографической редкостью. В ней перевод памятника древнекитайской экономической мысли "Гуань-цзы" сочетается с анализом рекомендаций авторов "Гуань-цзы" в области ценовой, аграрной и финансово-кредитной политики государства.

Контрольные задания

1. Экономические учения эпохи традиционных обществ характеризовалась следующими особенностями:
А) имели фрагментарный характер
Б) опирались на специальные методы экономического исследования
В) развивались профессиональными экономистами
Г) все перечисленное верно

2. Главными проблемами экономической мысли Древнего Востока являлись:
А) вопросы организации и управления частновладельческим хозяйством
Б) вопросы организации и управления царско-храмовым хозяйством
В) вопросы организации и управления мануфактурами
Г) все перечисленное верно

3. По Аристотелю наука об управлении домашним хозяйством называется
А) экономика
В) статистика
Б) хрематистика
Г) моральная философия

4. Проблему разделения труда в античный период рассматривал
А) Хаммурапи
В) Артхашастра
Б) Аристотель
Г) Гуань-цзы

5. В античный период рабовладение критиковал
А) Платон
В) все перечисленное не верно
Б) Аристотель

6. Мыслители античной эпохи считали, что недостойным профессиональным занятием является
А) ремесло
В) сельское хозяйство
Б) ростовщичество
Г) все перечисленное верно

7. Платон отрицал следующую функцию денег:
А) мера стоимости
В) средство накопления
Б) средство обращения

8. Взгляды Аристотеля на природу денег были близки
А) количественной теории денег
В) номиналистической теории денег
Б) металлистической теории денег

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.