Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Предмет и методология истории экономических учений. Основные направления современной экономической мысли
1. Предмет и методология истории экономических учений.
Под термином "экономика" одновременно понимается:
• совокупность производственных отношений; экономический базис общества;
• народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;
• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.
Предметам истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.
Методами исследования экономической науки являются:
• экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов;
нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;
• гипотетико-дедуктнвный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;
• статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;
• историко-модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;
• математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;
• метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.
2. К современным направлениям экономической мысли относят:
• неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;
• неокейнсианство - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж.М.Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);
• неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;
• неолиберализм - экономическое учение о государственном регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;
марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.
3. Зарождение экономической мысли
Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.
Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Источники экономической мысли Древнего Востока:
• Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;
• Китай - Конфуций;
• Индия - трактат "Архашастра".
Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.
Конфуций (Кун-цзы) (551 - 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства — этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Индийский трактат "Артхашастра" (буквально - "наука о пользе, о практической жизни") — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.
В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны:
• чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;
• ведущая роль в экономике отводится собственности государства;
• неприкосновенность частной собственности.
4. Экономические учения древней Греции
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Экономическая действительность выступает адекватным отрицанием действительных процессов, она нуждается в научном осмыслении, что позволяет оценить эффективность экономической политики государства. Обоснование экономических процессов пытались дать философы Древней Греции: Ксенофонт, Аристотель, Платон. Именно древние греки дали науке имя “Экономика”. Впервые слово экономика, что означает домоводство, встречается в произведениях философа Ксенофонта. Ксенофонт рассматривал проблемы хозяйственной жизни, через призму морали, считал, что стыдно использовать деньги для их увеличения. Пытался обосновать роль денег и показать их функции. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали осуждение Ксенофонта.
По Ксенофонту всякому всякому товару присущи полезные свойства потребительная стоимость и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Но будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал значение меновой стоимости, а цена объяснялась им как результат движения спроса и предложения. Деньги изобретены людьми для того чтобы с их с помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов имеет естественное происхождение. Преимущественное развитие сельского хозяйства по сравнению с ремеслом и торговлей.
Ксенофонт (430 - 354гг. до н.э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата "О домашнем хозяйстве" сводятся к следующему:
а) естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов;
б) любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Платон (428 - 347гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей» государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Платон создал концепцию идеального государства, в котором люди делились на 3 сословия:
- философы призванные управлять государством
- воины
- земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы. (чернь)
Первые и вторые – высшие сословия не должны иметь собственность и обременять себя хозяйством. Рабы не приравниваются к собственности свободных граждан. Осуждает ростовщичество, ведущая роль земледелия. Высшие действия будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемы им по жребию государством домом и земельным наделом.
Аристотель (384 - 322гг. до н.э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":
• обязательным является наличие частной собственности;
• все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематис-тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой - изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;
• деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
• человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Аристотель, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов, труда - на умственный и физический, исключительно “законами природы”.
Аристотель указывал, что люди ошибаются, понимая богатство как изобилие денег. Деньги выполняют свою роль, только потому, что люди условились принимать их в уплату за реальные вещи. Деньги - это необходимые знаки, элемент всякого обмена. Аристотель был первым ученым который понял, что отношения между людьми возникают тогда, когда налицо различные профессии, т.е. обмен возможен при наличии разделения труда, когда существует пропорция обмена. Его выводы можно свести к следующему:
- в самих товарах нет ничего такого, что смогло бы приравнивать их друг к другу;
- товарный обмен – это отношение не только между вещами, но и между их владельцами;
- в обменной сделке есть 4 участника это товаровладельцы (А и В) и их товары (Х и У);
- именно товаровладельцем присуще нечто такое, что позволяет приравнивать друг другу их самих и обмениваемые товары;
- общей субстанцией выступает потребность в том, чего нет у каждого из них;
- при этом Аристотель считает, что все должно измеряться чем-то одним;
- пропорции обмена Аристотель представил следующим образом .
Если. А - башмачник, а. В - хлебороб и если потребность хлебороба в башмаках (А/В=3), тогда уравнение обмена (цена) складывается так: У=3Х, за меру хлеба, отдаются 3 пары башм.
Идеи Аристотеля оказали огромное воздействие на развитие теории цены. Но лишь в XVIIIв. французский мыслитель Тюрго продолжил и развил мысль о взаимной зависимости потребностей. А еще сто лет спустя на этой основе было создана теория предельной полезности. Аристотель - убежденный сторонник частной собственности считал ее неизбежным и естественным. Аристотеля можно назвать первым экономистом в истории науки. Его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья. Аристотель сумел глубоко приникнуть в вопросы экономического анализа, именно он определил экономику, как науку о богатстве, и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.
Определенное влияние на развитие экономической мысли античности оказали римляне Катон старший (234-149гг.), Варром (115-27гг. до н.э.), Сенека (4-65 гг. н.э.) Лукреций Кар (39-55 гг.), Колумелла 1 в. н.э.
Катон старший рассматривал критерии выбора земли для организации эффективного хозяйства, давал подробные рекомендации по определению структуры угодий. Наиболее известен его трактат “Землевладения”. Идеалом для него было натуральное хозяйство. Однако не исключалась торговля, способность развитию купли продажи. У рабов, говорящих орудий, рекомендовалось воспитывать повиновение.
Варром - трактат “О сельском хозяйстве”. Рассматривал проблемы латифундийского хозяйства. Упрекал рабовладельцев, что они отошли от дел. Ищет пути укрепления экономики в развитие земледелия и скотоводства, в применении агрономической науки. Рабов также относит к виду орудий.
Социально-экономические противоречия исследовали Сенека и Лукреций Кар. Они раскрывали экономические причины разложении и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства.
Колумелла также приходит к выводу о низкой производительности рабского труда: Латифундии погубили Италию.
Мыслители древнего мира стремились идеализировать и сохранить рабовладение и натуральное хозяйство, как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами, не приходящего естественного порядка.
Доказательства идеологов Древнего мира базировались, преимущественно, на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривалась искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Экономическая и философская мысли того периода были неотделимы. Философы древности круг экономических вопросов сводили к вопросам обеспечения эффективности хозяйства и рационального сочетания факторов производства. В последней трети XIX в эти вопросы стали центральными для экономической теории. В настоящее же время они представляют существенную часть экономической теории.
5. Экономическая мысль Средневековья
После падения Римской империи (476г.) экономическая мысль была в длительном застое и лишь в средник века в экономические изыскания активизируются, но сначала в религиозном контексте, через труды монахов и церковников. В I тыс. н.э. значительный отпечаток на экономические представления наложила христианство. В Европе господствовал католицизм, потому все суждения по значительным вопросам были облечены в религиозно-этическую форму. Все большее распространение стало получать понимание того, что труд должен быть единственным источником средств существования. По учению церкви результатами труда надлежало делиться с неимущими, подавать милостыню.
Экономические проблемы раннесреднего векового общества наиболее полное отражение нашли в источниках относящихся к Франкскому королевству. Так, в “Салической правде” (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чужих ей элементов. Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла свое отражение в “Капитулярии о виллах” (нач. IXв). В этом документе проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец. Господство натурального хозяйства не исключает наличии товарного производства.
В сер. XII в болонокий монах Грацион составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Канонисты доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские грехи. Занятиями угодными богу, считалось лишь земледелие и ремесло, осуждались ростовщичество и торговля в целях получения барыша.
Главные труды Блаженного Августина - "О граде Божием" и "Исповедь". Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град Земной", то есть государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град Божий" - духовная общность, которая основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе".
Экономические воззрения Августина:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) "справедливая цена" есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Экономические идеи канонического права получили систематическое толкование и развитие в учении итальянского монаха Фомы Аквинского (1226-1274), изложенного им в работе “Сумма богословий”:
- защищает частную собственность;
- отдает предпочтение натуральным формам богатства (золото и серебро – богатство искусственно);
- деньги не могут порождать деньги, обосновывает ростовщичество операции проводимых католической церковью;
- двойственный подход к определению цены. С одной стороны, справедливой ценой называет, ту цену которая соответствует трудовым затратам, с другой стороны, допускает отступление от этой цены, если она не гарантирует продавцу товара возможность жить согласно своему положению в обществе.
“Справедливая цена” – это не одинаковая, а разная цена на один и тот же товар для различных сословий, позволяющая им жить согласно своему рангу. Т.о. Ф.Аквинский оправдывал и закреплял сословные привилегии средневековья.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) - монах-доминиканец. С 1257г. - доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В трактате "О правлении государей" излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.
Экономическая мысль средневекового Востока, представлена учением Ибн-Хальдуном (1332-1406). Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед- арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:
а) осознанному отношению к труду;
б) борьбе с расточительством и жадностью;
в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Он ввел периодизацию развития общества:
- дикость;
- жизнь в сельской местности;
- городская жизнь;
Периоды увязывались с развитием производства благ сиз избытком. Много внимания уделял анализу труда и стоимости – в основе купли-продажи, считал он, лежит принцип равновесного количества затраченного труда. Подчеркивает важность полноценных денег, их роль как основы накопления и меры стоимости.
Источники экономической мысли Средневековья:
• в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
• в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);
• в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).
Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти "столпов веры", то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
6. Экономическая мысль Древней Руси
Экономическая мысль Древной Руси, не знавшей рабовладельческого строя, возникла в Киевской Руси – могущественном и авторитетном государстве Европы. Договоры князей, грамоты и, прежде всего, все летописи дают нам относительное полное представление о торговой и налоговой политики, характер земледелия, развитии ремесел, росте городов. Ценным источником сведений о феодализации Руси служит “Русская правда” – своеобразный кодекс содержавший нормы торговли (внутренней рынок), и “гость бы” (внешняя торговля - гости купцы) действовал этот свод законов, где первые статьи принадлежат Ярославу Мудрому (1019-1054), а остальные сформулированы позднее - с 30-х гг. XIв до XVв. В 1097г. на съезде русских князей закреплено право получения земли “от отца” (вотчины), что стало началом феодального раздробления Руси и одной из причин ее поражения при нашествии восточных кочевников (татаро-монгольского иго). Экономическая мысль этого сложного периода отражала идею объединения в сильное государство (“городские ереси” в Новгороде XIV-XV на этапе “Задонщина” где прославился Дмитрий Донской). При Иване III (1462-1505) формирование централизованного государства завершилось и за XVв территория Московского княжества выросла в 30 раз. В 1497г. был издан “Судебник” – первый общерусский сводник законов. В его 56-й статье ограничивался срок выхода крестьян от феодала 2 недели до и после Юрьева дня (26 ноября). Одновременно там отражены: ликвидации феодальной раздробленности, широкая торгово-ремесленная деятельность, градостроительство, развитие горнодобывающей и литейных заводов.
Взгляды поместного дворянства XVI в. отразил Ермолай Еразм, священник и позднее монах, написавший произведение “Благо хотящим царем правительница и землемерие” (40-50 гг. XVI в) предназначенное для Ивана IV. В “Правительнице” автор отстаивал интересы поместного дворянства. Повинности крестьян считал слишком высокими, предполагая ограничить их пятой частью и выполнять только в форме натурального оброка. Размер поместного надела и количества душ, крепостных Еразм ставил в зависимость от службы, а богатство вельмож отвергал как несправедливое. Работа имела четкую антибоярскую направленность. Выступая против ростовщичества и обогащения торговцев за счет чрезмерной прибыли, он писал: “Растет по Божьему повелению, садовое, серебру же не положа Бог растениа”. В руководстве Ермолай предлагает царю осуществить систему важных мероприятий по совершенствованию социально-экономического порядка: законодательное урегулирование повинностей, порядок обеспечения царя денежными средствами, реформу измерения земли, отмену кормлений, урегулирование воинской службы. Это произведение:
- первый в России специальный экономика
- политический трактат.
Крупные сдвиги в экономической политике России этого периода осуществлял сам Иван Грозный, разгромив крупные княжеско-боярские вотчины и обеспечив рост и укрепление служилого дворянства, а в своих указах оставивший историкам экономических доктрин свое видение общественного строя централизованного государства. Деятельность Ивана IV поставила перед историками проблему цены реформ, т.е. негативных текущих и долгосрочных последствий преобразований общественного строя.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Экономика и менеджмент
|
|