Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Лалетин Д. Культурология
РАЗДЕЛ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 3. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
Античный мир — культурное образование, которое стало своеобразным наследником культуры первых великих цивилизаций Ближнего Востока. Оно непосредственно предшествовало европейской культуре, культуре западного мира. Возникновение античного мира соотносится с началом века железа на Балканах и становлением рабовладельческого общества.
Колыбелью античной культуры является Греция (самоназвание — Эллада). Именно там произошёл принципиальный прорыв на новый уровень, к новым принципам культурного развития. Этот прорыв часто называют греческим чудом.
Немецкий философ К. Ясперс назвал эпоху, когда происходили эти изменения, осевым временем. Термин «ось» в данном случае соотносится с осями, которые задают особенности отображения информации на графике. Как известно, от того, что откладывается на осях, зависит весь характер, конфигурация и возможности хода собственно графика (линий в заданном осями пространстве). Примерно так достижения античного мира определили ход, координаты развития западной (европейской и российской) культуры на многие века вперёд, вплоть до настоящего времени.
Причины данного скачка в культурном развитии неизвестны. Иногда связывают особенности менталитета и мышления древних греков с особенностями географической среды Эллады.
Территория Греции самой природой (горами, морем, реками) разделена на сравнительно небольшие районы, где возможно автономное экономическое и политическое развитие; чрезвычайно изрезанная береговая линия и множество островов создают замечательные условия для мореплавания и контактов с другими культурами; природа достаточно богата (плодородные почвы, руды различных металлов, леса и т.п.; климат благоприятен. Там нет ничего бескрайнего, даже море не безбрежно — с любого места на материковом берегу или на острове видна суша (хотя бы ближайший остров). Природа соразмерна человеку, что и определило некоторые особенности эллинского менталитета.
Особую эпоху в развитии культуры античного мира составил так называемый эллинистический период, или эллинизм (III-I века до н.э.), когда культура Греции (Эллады) распространилась на громадные пространства Ближнего Востока и шли процессы её синтеза с местными культурами.
С III-II веков до н.э. политическим и экономическим центром античного мира становится Рим, в 146 г. до н.э Греция превращается в римскую провинцию. Рим как бы подхватывает эстафетную палочку античной культуры. С Римской империей связано завершение истории античного мира, античной культуры и последующий переход к собственно европейской культуре. Конец античного мира часто соотносят с падением Западной Римской империи в 476 году н.э.
При всех различиях культур Древней Греции и Древнего Рима сходство между ними несомненно. Это сходство с полным основанием определяет общность и преемственность греческой и римской культур, их понимание как единой в конечном счёте античной культуры. Она связала развитие культур первых великих цивилизаций Ближнего Востока с зарождением и развитием культуры европейского Запада, включая (с Х века н.э.) Русь. Античную культуру с полным на то основанием называют истоком и основой европейской. Говорят даже, что практически все достижения европейской культуры есть развитие идей и образов культуры античной, прежде всего греческой.
В истории культуры древней Греции принято выделять пять периодов:
- период эгейской, чаще называемой крито-микенской, культуры (III-II тысячелетия до н.э.),
- гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.),
- период архаики (VIII-VI вв. до н.э.),
- период классики (V в. до н.э. — три четверти IV в. до н.э.),
- эллинизм (IV—I вв. до н.э.).
Эгейская (крито-микенская) культура — прямая предшественница греческой античности. Она развивалась на островах Эгейского моря (самые яркие памятники сохранились на острове Крит) и в материковой Греции (наиболее исследованы памятники в Микенах и Тиринфе). Археологи исследуют дворцы в Кноссе (о. Кипр), Микенах и Тиринфе, где найдены замечательные настенные росписи, богатейший погребальный инвентарь в царских гробницах, различная утварь, скульптура и т.п. Сохранились письменные памятники, часть из которых не расшифрована до сих пор (в частности, так называемый Фестский диск). Память об эгейской культуре сохранилась в греческой мифологии. Так, владельцем Кносского дворца считается легендарный царь Минос; подземелья этого дворца — знаменитый лабиринт, где жил страшный Минотавр. Лабиринт был построен по просьбе Миноса великим изобретателем, строителем, мастером Дедалом. Убил Минотавра герой по имени Тезей, которому помогла дочь Миноса Ариадна («нить Ариадны»). Эта культура увяла в ХIII-ХII вв. до н.э. в связи с вторжением дорийцев и природными катастрофами (извержения вулканов, цунами).
Ещё в XXI в. до н.э. на землю Греции обрушились завоеватели из степей Евразии, эллины, которые и принесли сюда греческий язык. Страна получила самоназвание Эллада.
Эллины были кочевниками, разводили коней, овец и коз. Их одежда – женская (пеплос) и мужская (хитон) —делалась из неокрашенной шерсти, посуда — из серой глины. Входившие в состав эллинских племён ахейцы ранее всех восприняли местную высокую агрикультуру, стали разводить виноград и оливковые деревья. Они освоили каменное строительство, литье из бронзы, переняли у доэллинских аборигенов гончарное мастерство, навыки мореходства. Ахейцы начали осваивать политические и экономические достижения местного населения.
Именно ахейцы в XIX в. до н.э. основали Микены, первый греческий протополис, где правил царь. В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о. Крит. А в XV в. до н.э. в Греции существует уже несколько сот протополисов, в том числе Фивыи Афины. Все они были защищены мощными крепостными сооружениями, в них были дворцовые комплексы и некрополи и тоже действовала царская власть – басилейя.
В XII в. до н.э. Элладуопять завоевали пришельцы с Севера —дорийцы. Дорийцы были кочевниками, их культура была много ниже, чем культура эллинов, они были очень воинственны и крайне жестоки. Микены, Афины, Тиринф, Пилос — все эллинские протополисы были разрушены. Города опустели, ремесленники, художники и ученые бежали. Эллинская культура претерпела жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, она даже стала преследоваться как занятие чёрной магией. Прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, дома стали строить из дерева и необожжённого кирпича. Глиняная посуда упростилась, роспись на гончарных сосудах уступила место архаическим геометрическим орнаментам. Исчезла царская власть, не стало жречества. Культура Эллады была отброшена назад на века.
Единственное, в чём дорийцы явно опередили эллинов, было военное дело.Дорийцы пользовались железным вооружением, придумали особый боевой строй, впоследствии названный фалангой, у них была конница.
Наступивший период обычно и называется гомеровским (предполисным, он же мифологическим), по имени легендарного поэта-певца Гомера. В ней, как в глубокой древности, опять установилась изустная эпическая традиция и совершали подвиги герои. Гомер описал многие события этих веков. В «Илиаде» и «Одиссее» содержатся богатейшие сведения о греческой культуре данной эпохи.
Хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века. Развитое сельское хозяйство включало в себя скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы...) и земледелие (зерновые культуры, виноградарство, садоводство, огородничество). От эгейской (крито-микенской) культуры было унаследовано высокое гончарное мастерство (амфоры и другие сосуды с геометрическими орнаментами). Строили в гомеровский период из сырцового кирпича, колонны делались деревянными: искусство каменного зодчества было утрачено.
Люди жили родовыми общинами, которые снова переходили в ранние (архаические) формы полиса (предполисы). Каждый такой полис представлял собой небольшое государство, совершенно самостоятельное. Этим определялась политическая культура. Управлялись ранние полисы (предполисы) либо царём, либо народным собранием вместе с советом старейшин и несколькими басилеями — аристократами, наподобие царей, причём реальная власть принадлежала последним. Были в ранних полисах и рабы, которые использовались преимущественно как домашние работники и слуги. Рабами были пленники (в результате военных столкновений, разбоя, пиратства). Рабы считались членами семьи, отношение к ним было патриархальным.
В течение гомеровского периода в основном сложилась система греческих мифов — знаменитая мифология. Сложилась иерархия олимпийских (живших на горе Олимп) богов. Верховным богом стал считаться Зевс, его жена Гера почиталась как покровительница брака и богиня неба. Богом моря стал Посейдон, богиней плодородия — Деметра. Высоко чтились также дети Зевса: Афина — богиня мудрости, Аполлон — бог света и искусства, Гефест — кузнец и изобретатель, бог мастерства. Память о древнейших богах сохранялась в фигурах Афродиты, богини любви и красоты (ипостаси Великой матери), и Диониса, бога виноградарства и виноделия.
Тогда же вполне определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность (агональность, от греч. agon — состязание). Состязательность сопровождалась высочайшей чуткостью к похвалам и порицаниям сограждан, к славе и позору. Стремление опережать других, быть первыми проявлялось у греков во всём; они устраивали конкурсы по пахоте, по ремеслу, по стихосложению, по питию вина и т.п. Проводились состязания в мужской красоте. Соперничество должно было быть благородным, честным. Конкурсы устраивали даже олимпийские боги: в знаменитом мифе об истоках Троянской войны не сочли для себя зазорным соревноваться за звание прекраснейшей три богини — Гера, Афина и Афродита. Наиболее очевидные проявления состязательности известны по многочисленным спортивным играм, без которых немыслимы древнегреческие праздники. Самыми важными были Олимпийские, проводившиеся раз в четыре года во славу Зевса. На время всегреческих игр по всей Элладе прекращались войны.
В ту же эпоху, около ХI века до н.э., возник греческий алфавит. Греки положили в его основу финикийскую систему письма, добавив буквы для гласных звуков; он лежит в основе всех европейских алфавитов, включая русский.
Период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) в античной Греции характеризуется быстрым расцветом всех сфер жизни. В эти века, собственно, и возникло «греческое чудо», наметились основные направления культурного прорыва. Предложен даже термин «архаическая революция».
Одним из важнейших результатов этого прорыва стало господство отношений частной собственности. Это обеспечило высокие темпы роста производства, ориентированного на рынок, всех видов ремесла. Начался бурный рост численности населения, патриархальное рабство сменялось классическим. В соединении с энергией и внутренней свободой эллинов всё это привело к росту внешней торговли и к великой колонизации: на берегах Средиземного, Эгейского, Мраморного, Чёрного морей стали появляться многочисленные греческие города. Берега южной Италии и Сицилии оказались сплошь заселены греками, их стали называть Великой Грецией. Множество богатых греческих городов появилось на побережье Малой Азии. На Чёрном море почти все города сегодня находятся на месте бывших греческих колоний.
Города в архаическом периоде становятся классическими полисами; это одно из самых важных достижений античной политической культуры. Такой полис представляет собой государство, часто небольшое, средоточием которого является хорошо укреплённый город. На прилегающих землях ведётся сельское хозяйство. Полисы вели оживлённую торговлю. Управлялись полисы по-разному; отмечено, что в них были на практике опробованы все мыслимые формы правления, организации общественной жизни. Наибольшее значение для нас имеет демократия, детально разработанная во многих полисах, прежде всего в Афинах. Важнейшей особенностью жизни в полисе можно считать ориентацию на справедливость в отношениях между гражданами. Все граждане считались равными перед законом, но личность должна была подчиняться решениям большинства. Важнейшую роль в жизни полиса играла агор — рыночная площадь, по сути общественный центр, где регулярно встречались все горожане и проходили общие собрания граждан полиса. Самым известным и влиятельным полисом надолго становятся Афины, вокруг которых объединились полисы Аттики (центральной Греции).
Наиболее важные, коренные изменения в эпоху архаики произошли в духовной жизни. Принципы свободы и состязательности продолжали действовать. Важное место в представлениях о мире, «космосе», занимал человек. Протагором был сформулирован знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют». Главными достоинствами считались доблесть, слава, красота тела и души. Родилось понятие калокагатии — совершенства души и тела. В полисах появились люди, которые много времени уделяли размышлениям, в том числе и на отвлечённые темы. Это были мудрецы. Каким-то образом они начали думать, используя рефлексию, то есть наблюдая за самим процессом мышления. Поэтому греческие мудрецы научились доказывать свои тезисы, овладели искусством вывода, особенно в математике.
Математические тексты древней Месопотамии и Египта представляют собой сборники решений отдельных задач, причём каждая задача уникальна, и изучение математики сводилось к зазубриванию готовых решений. Греческие мудрецы начали формулировать правила решений, искать общие закономерности вычислений, доказывать теоремы, делать выводы и т.п.
Мудрецы размышляли обо всём, в том числе о космосе, об устройстве мира, о происхождении всех вещей. Слава о проницательности того или иного мудреца расходилась по всей Греции, существуют списки семи мудрецов того времени. В VII веке до н.э. мудрецы стали всё больше задумываться о сущности мира, и появились философы, первым из которых обычно называют Фалеса из Милета. Философия стала самостоятельным занятием. Пифагор был философом, который интенсивно занимался математикой и пытался объяснять мир на основе математических построений («мир есть число»). В это же время появляется театр, первым драматургом стал Эсхил. В архитектуре возникли знаменитые архитектурные ордеры — дорический и ионийский. Около VIII в. до н.э. создал свои поэмы Гомер, а в VII в. до н.э. творил второй великий эпический поэт, Гесиод, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни». Авторы художественных произведений в глазах эллинов не отличались от ремесленников, каких-нибудь гончаров или сапожников. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика даже обозначались тем же словом, что и ремесло, — «техне».
Достижения культуры архаического периода стали основой взлёта в следующей эпохе, классической.
Период классики (V в. до н.э. — три четверти IV в. до н.э.) назван так потому, что в эти века культура греческой античности достигла своего высшего уровня. Важнейшую роль в этом сыграла система полисов. Были созданы произведения искусства, считающиеся непревзойдёнными образцами; сформировалась в общих чертах существующая сегодня система наук; сложился ряд философских школ; философами была исследована демократия и другие формы правления. Афины оставались крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром античной Греции.
В классическую эпоху работал Гиппократ, считающийся основоположником медицины. Геродот и Фукидид были первыми историками. Удивительны достижения философов — Сократа, Платона, Аристотеля. Аристотель, кроме того, стал основоположником физики, психологии, этики; его авторитет у европейских философов Средневековья был так высок, что в книгах его часто и по имени не называли, а писали просто «Философ».
Наиболее известны шедевры художественной культуры.
Греческие скульпторы классического периода добились замечательного мастерства в передаче красоты человеческого тела, движений, душевных состояний. Для скульпторов и архитекторов важнейшими критериями стали гармоничность, пропорциональность, естественность. Всем известна, например, скульптура Мирона «Дискобол», изображающая атлета в момент броска. Сохранились работы Поликлета, Фидия, Праксителя, Лисиппа и Праксителя. По инициативе Фидия в Афинах на скалистом холме — Акрополе — был возведён комплекс храмов, самый известный из которых был посвящён Афине и назывался Парфенон. Его останки и сегодня поражают гармоничностью и красотой, являясь, наравне со статуями античных богов и героев, своеобразным символом античного искусства.
В драматургии прославились Софокл и Еврипид (Эврипид), писавшие трагедии, и Аристофан, первый комедиограф. Сохранились лирические стихи Сапфо, Пиндара, известно имя Анакреонта.
Период эллинизма (IV—I вв. до н.э.) связан с именем Александра Македонского и его завоеваниями. Греция в это время фактически была подчинена Македонии. Восточный поход Александра (334-325 гг. до н.э.) привёл к созданию гигантской империи от Адриатики до Индии. Империя Александра после его внезапной ранней смерти (323 г. до н.э.) была разделена между его друзьями-полководцами, соратниками по завоеваниям (диадохами). В частности, Птолемей стал царём Египта, Селевк — Сирии. Возникло положение, когда многочисленные царства в Африке, Малой Азии, ближнем Востоке управлялись греческими династиями, хотя население было местным. Границы полисов раздвинулись до пределов всей ближневосточной ойкумены (населённых земель).
Это создало условия для синтеза эллинской культуры, принесённой греческими правителями, с достижениями местных культур. Скульпторы, зодчие, высокообразованные учёные и другие носители культуры начали всё чаще следовать приглашениям эллинистических монархов и переезжать из страны в страну. Появились люди, которые владели не только культурой своего народа, но и греческой. В Иудее они стали называть себя эллинистами.
Результаты эллинистического культурного синтеза оказались впечатляющими. В III — II веках до н. э. стремительно развивались естествознание, филология, математика, техника. Во многих городах возникли научные центры (Пергам, Антиохия).
Афины, хотя Греция утратила своё богатство и политическое влияние, славились высокой культурой и особенно своими философскими школами.
Там на рубеже IV—III вв. до н. э. возникли две новые философские школы: стоическая и эпикурейская. Стоики проводили мысль о равенстве всех людей в социально-этическом плане. Они верили в возможность создания идеального «всемирного государства», управляемого на разумных началах. Эпикурейцы видели сущность счастья в отсутствии страданий, называя это удовольствием. Поэтому потребности надо ограничивать: «у кого меньше потребностей, у того и больше наслаждения». Вместе с тем не следует отказываться от удовольствий духовных, и особенно высшего из них — любви. Третья школа — скептическая, основанная Пирроном в Элиде. Скептики считали вещи совершенно непознаваемыми. Они рекомендовали вообще воздерживаться от суждений.
Самым известным был научный центр Мусейон в египетском городе Александрии. Его сердцем была гигантская библиотека. Имеются сведения, что в ней хранилось более 700 тыс. книг. При библиотеке имелся настоящий научный городок, куда приглашались работать учёные. Там, например, учился Архимед, долго работали Евклид, Герон Александрийский, там создал свою систему астроном и математик Птолемей. Эллинистические монархи организовывали экспедиции в неизвестные земли, поощряли создание более совершенных географических карт. Эратосфен, одно время возглавлявший Александрийскую библиотеку, составил собственное подробное описание тогдашней ойкумены. Он впервые довольно точно определил длину меридиана, ввёл деление на Север и Юг, параллели и меридианы. Он является основоположником географии. Астрономические наблюдения, проводившиеся в Александрийской обсерватории, позволили уточнить календарь. Тогда же в общий обиход вошло старое вавилонское деление дня и ночи на часы, часа — на 60 минут, минуты — на 60 секунд. Аристарх выдвинул гипотезу о вращении Земли и других планет вокруг Солнца (за 1800 лет до Коперника!).
Развивалась техника, в первую очередь военная. Строились осадные орудия (например, катапульты, метавшие в осажденных ядра, камни и огромные балки). Архимед для защиты родных Сиракуз от осаждавших город римлян изобрёл различные эффективные машины. Герон Александрийский описал все достижения античной механики, сам построил прототип паровой турбины, дальномеры, нивелиры. Изобретались разного рода насосы, гидравлический орган, первая водяная турбина.
В медицине была открыта нервная система, описаны ее роль и значение. Правда, многие из медицинских открытий оказались забыты, так что в Новое время их пришлось делать заново.
Высоки достижения художественной культуры эллинистического периода. В 334 г. до н.э. по заказу Александра Македонского в Приене был воздвигнут храм Афины, сравнимый с Парфеноном. На месте сожжённого Геростратом храма Артемиды в Эфесе был построен новый, не менее прекрасный. Был построен также Мавзолей в Галикарнасе, в украшении которого участвовали лучшие скульпторы того времени — Скопас, Пракситель, Лисипп. Их работы заметно отличались от творчества предшественников. Скопас пытался передать не только движение тела, но и бурные чувства. Его скульптура менады — участницы дионисийской мистерии — необычайно динамична. Пракситель также стремился изображать чувства, настроения человека. Ему принадлежат, например, Афродита Книдская и статуя Гермеса с младенцем Дионисом, где бог изображён как обычный земной человек. К известнейшим творениям Лисиппа относится «Апоксиомен» — атлет, после состязаний очищающий тело от пота и пыли, и «Борьба Геракла с Немейским львом». В ту же эпоху были созданы скульптуры Ники Самофракийской, Венеры Мелосской (Милосской).
В живописи разрабатывается техника энкаустики — вжигания восковых красок. Она давала возможность получать яркие, сочные цвета и была очень прочной.
Сформировалось представление о «семи чудесах света», причём некоторые из них (колосс Родосский, Александрийский маяк) были созданы именно в эти века.
Тогда же римляне вплотную соприкоснулись с греческой культурой.
Одно из самых важных свершений эллинистической культуры — возникновение в Иудее христианства.
3.2.1.1. Христианство
Христианство — наиболее распространенная из мировых религий. Оно широко представлено на всех населенных континентах земного шара. Полное число его приверженцев превышает 1,7 миллиарда. Возникнув в еврейской среде в Палестине в I веке н.э., христианство быстро распространилось на другие земли и с IV столетия стало официальной религией Римской Империи.
Приверженцы новой религии поначалу были разделены на конкурирующие группы. Римские императоры собрали самую крупную христианскую церковь. В средние века вся Европа стала христианской, но римская церковь раскололась на латинскую (западноевропейскую, католическую) и греческую (византийскую, или православную) ветви.
Западная церковь в XVI столетии была в свою очередь расколота реформацией на римско-католическую церковь и большое количество меньших протестантских церквей: лютеранскую, реформированную (кальвинистскую), англиканскую и другие, включая многие малочисленные секты. В последующие века процессы расколов продолжались и множились.
Отношение римской католической церкви к различным духовным организациям всемирного христианского сообщества — источник главных разногласий среди христианских церквей и конфессий. Римский католицизм всегда стремился быть единственной подлинной церковью; некоторые протестантские группы также утверждают, что они, и только они одни, представляют истинную церковь; на то же претендуют и многие другие христианские церкви. Однако всё больше христиан различных направлений и ветвей приходят к убеждению, что ни одна группа не имеет исключительного права назвать себя «церковью», и потому в мире разворачивается деятельность по воссоединению всех христиан. В XX столетии возникло экуменическое движение, добивающееся единства христианских церквей. Это привело к образованию Всемирного совета церквей. Русская православная церковь в этот совет входит, но её отношение к экуменическому движению очень настороженное, если не сказать подозрительное до враждебности.
Между различными церквями имеют место существенные различия в вере. Так, протестантская традиция настаивает на Священном писании как единственном источнике божественного откровения. Римское католичество и православие придают бльшую важность роли церкви в определении содержания веры, утверждая, что только церковь изначально божественным промыслом назначена постигать смысл библейского откровения. В римском католицизме епископ Рима, или папа римский, признан как высший авторитет в вопросах веры. Христианские общества за века своего существования продемонстрировали большое разнообразие поведенческих установок: от взаимной любви, дружелюбия, всеобщего братства и пацифизма до строгого авторитаризма, насилия и репрессий над инакомыслием. Все это оправдывалось различными фрагментами библейских текстов. Яркая особенность римско-католической и православной церквей — монашество.
На ранних этапах существования христианства отцы церкви и первые четыре вселенских собора отобрали и сформулировали некоторые основные доктрины, содержащиеся в Священном писании (особенно в Евангелиях и посланиях св. Павла). Они приняты всеми главными христианскими конфессиями.
Согласно этим основам учения, христианство — монотеистическая религия (утверждает существование единого Бога). Но при этом ранняя церковь разработала и утвердила характерную христианскую доктрину Троицы: Бог мыслится как единство трех лиц — Создателя (Отца), Спасителя (Сына) и Святого Духа. Эти три ипостаси являются в своей сущности единым Богом. Христианский троичный в своей единосущности Бог кардинально отличается от всех языческих божеств: он пребывает вне мира и в то же время вездесущ, он абсолютно свободен в своих действиях и потому всемогущ, он всеведущ. Он — надмирный Дух, сотворивший этот мир. Христиане учат, что Бог всемогущ по отношению ко всему, что находится в небесах и на земле, справедлив в суждении о добре и зле, пребывает вне времени и места и не подвержен каким-либо изменениям; но прежде всего они учат, что «Бог есть любовь». Сотворение мира из ничего и создание рода человеческого было выражением этой любви, так же как явление Христа.
Христианство унаследовало и модифицировало иудаистское учение, что мир будет преобразован с наступлением Царства Божия. Первые люди ослушались Бога, и с того времени до рождения Христа мир управлялся грехом. Надежда на достижение согласия сохранялась благодаря договору Бога с евреями, избранным народом, из которого произошел Спаситель. Христиане верят, что тела тех, кто умерли, воскреснут снова, возвращенные к жизни, и что праведные восторжествуют, а злые будут наказаны. Эта вера, наряду с обещанной Иисусом «вечной жизнью», развернута в доктрину вечной награды (небеса, рай) и наказания (ад) после смерти. Она обоснована догмой о бессмертии души. Именно бессмертная, божественная по своей природе душа каждого человека и должна будет после смерти пройти через Страшный суд, во время которого ей будет назначено наказание или награда.
Христианская Библия, или Священное писание, включает Ветхий и Новый Заветы — собрание ранних христианских сочинений, объявляющих Иисуса Господом и Спасителем. Именно Иисус Христос дает людям Новый Завет, восстанавливает утраченную в результате грехопадения первых людей (первородного греха) связь с Богом. Центральное положение личности Иисуса Христа является особенностью всех исторических разновидностей христианства. Сведения об Иисусе содержатся в Библии — в Евангелиях Нового Завета. Другие части Нового Завета суммируют учения раннего христианства.
Иисус, рожденный Девой Марией по воле Святого духа, проповедовал наступление Царства Божиего, но был отвергнут лидерами евреев. Они выдали его римлянам, и Христос был казнен мучительной и позорной смертью — распят на кресте. На третий день после смерти Бог воскресил его, и Он явился своим ученикам, наказывая им распространить добрую весть о спасении всех людей от греха и смерти. В этом, согласно христианской вере, состоит миссия христианской церкви. Главная миссия самого Христа — спасение верующих. Путь к этому спасению лежит через физическую смерть (вслед за смертью Христа на кресте) и последующее воскресение к Страшному суду (также подобно воскресению Иисуса).
Обязательным условием спасения является принадлежность к церкви, которая мистически отождествляется с «телом Христовым». Иногда теологи подвергают сомнению предположение, что Иисус стремился найти церковь (слово «церковь» появляется в Евангелиях только дважды). Однако христианские богословы всегда убеждали, что обещание Христа быть с людьми «всегда, до конца времен» нашло свое воплощение в его «мистическом теле на земле», церкви. Церковь — фундаментальный компонент христианской веры и практики.
Распятие Иисуса и воскресение сделали крест главным символом христианской веры и преданности, спасительной любви к Богу Отцу. В Новом Завете и в вытекающей из него христианской доктрине эта любовь — самый главный, решающий из признаков Бога.
Иисус из Назарета для христиан был и остается мессией, которого заповедал Бог в пророчествах Ветхого Завета (еврейская Библия); своей жизнью, смертью и воскресением он освободил верящих в него от их греховного состояния и сделал их воспреемниками божественной благодати. Многие также ожидают второго пришествия Христа, которое, как они верят, завершит божественный план спасения.
Павел и другие авторы Священного писания полагали, что Иисус был вестником не только человеческой жизни, но и непосредственно божественной реальности, сыном Бога. Библейские тексты свидетельствуют близость Христа к Богу и обещание, что его последователи могли бы сами стать детьми Бога и разделять жизнь Отца в небесах.
Христиане различаются по формам богослужения. Раннее христианское богослужение было сосредоточено на двух основных обрядах или таинствах: крещение, то есть церемониальное омовение, которое символически вводит в церковь, и причастие — священная пища, которой предшествуют молитвы и чтение Священного писания, в результате чего участники мистически объединяются с Христом.
Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа», или иногда просто «именем Христовым», было с самого начала средством введения и принятия в христианство. Поначалу оно, по-видимому, проводилось в основном над взрослыми после того, как они выразили веру во Христа и пообещали исправлять свои жизни; впоследствии стали крестить младенцев.
Евхаристия, или причастие, выражает и подтверждает действительность присутствия Христа в обществе верующих. В ходе причастия христиане наделяются хлебом и вином и таким образом, через вкушание священной пищи («крови и тела Христова»), мистически соединяются с Христом. По мере исторического развития причастие (евхаристия), или месса, в латинской, греческой и других восточных церквях окружалась все более и более сложным ритуалом. В конце концов оно стало сложной церемонией посвящения и поклонения, тексты которого были положены на музыку многочисленными авторами месс. Причастие стало также одним из главных пунктов конфликта между различными христианскими церквями: некоторые из них не соглашаются с «присутствием» Христа в освященном хлебе и вине и с воздействием этого присутствия на тех, кто причастие получает.
В средние века христиане пришли к поклонению святым — особенно Деве Марии — и изображениям святых (иконам и т.п.). На Западе были признаны семь священных таинств.
Протестантские реформаторы сохранили 2 таинства — крещение и причастие (евхаристию), отклонив другие, наряду с поклонением святым и иконам, как небиблейские. Они упростили службу и придали особое значение проповеди.
Начиная с XIX столетия обозначилось некоторое сближение в богослужении среди склонных к экуменизму протестантов и римских католиков, когда каждая сторона принимала некоторые из положений и методов другой. Например, католическая месса теперь служится не на латыни, а на языке народа страны, где расположена церковь. Среди других групп в обеих традициях, однако, расхождение остается большим.
В большинстве христианских церквей воскресенье, день воскрешения Христа, соблюдается как время отдыха и молитвы. Воскресение Христа особенно празднуется в пасху, праздник, отмечаемый ранней весной. Второй главный христианский праздник — рождество, которое отмечает рождение Иисуса.
Христианство, став ядром религиозной культуры, кардинально изменило менталитет общества, создало свои архетипы и вошло в основы культуры вообще. Так, христианство окончательно утвердило понимание времени как непрерывного потока, движущегося в одну сторону (от сотворения мира к Страшному суду) и необратимого. Оно уподобило человека Богу (душа бессмертна, потому что имеет божественную природу), так что каждый верующий смог воспринимать себя как личность (и, соответственно, видеть как личности всех других людей). Все без исключения люди, независимо от их социального положения, христианством объявлены абсолютно равными перед Богом. Более того, христианство предложило единение и равенство всех людей вне зависимости от любых иных внешних различий: «…нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3: 11). Христианство провозгласило безусловное верховенство духовной жизни, духовных ценностей перед материальными благами, земными богатствами (Мф. 6: 19-21). Христианская религия отличается эмоциональной теплотой, обращается непосредственно к внутреннему миру личности, что определяет особую интимность отношений в христианстве. Все это создало условия для возникновения в будущем гуманизма, формирования западной культуры.
Один из наиболее известных и ярких вкладов христианства в историю человеческой культуры — мифы и легенды, в которых излагается история христианства и его крупнейших деятелей, от предшествовавших язычников и до Иисуса Христа и его первых учеников. Образы и сюжеты христианских легенд уже две тысячи лет вдохновляют художников, драматургов, священнослужителей. Они соединяют разнообразные культурные горизонты, беря те мировоззрения, которые связаны с христианским откровением, и творчески сплавляя их с религиозными историями. Восприятие действительности, представленное в христианской легенде и мифе и в основанных на них символических действиях, воздействует даже на менее набожных и неверующих, что имеет решающее значение для формирования основ западной цивилизации. Содержание легенд и мифов способствовало развитию теорий относительно религии, общества, политики, искусства, астрономии, экономики, музыки, истории. Наиболее очевидно воздействие христианства на искусство.
Отказ от католической традиции и в некоторых случаях тенденция к иконоборчеству препятствовали развитию определенно протестантского стиля в визуальных искусствах, хотя многие великие художники были протестантами. Вообще протестантизм принес простоту, даже строгость, изобразительных решений и декора. Зато огромен протестантский вклад в музыке и литературе. Народные версии Библии, такие, как версии Лютера и Кинга Джеймса, играли формирующую роль в развитии современной немецкой и английской литературы. Акцент на проповедование и отсутствие единого центра доктринального авторитета, подобного Ватикану, привели к разнообразию мнений и выражений, что отражено, например, в творчестве Джона Милтона. Сильная музыкальная традиция, развитая из поддержки пения гимнов и использования органа и других инструментов, достигла своего пика в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Недостаток центрального авторитета и таким образом приемлемость расходящихся точек зрения серьёзно обогатили теологические разработки, которыми в 20-м столетии занимались такие фигуры, как Карл Барт, Рудольф Бультман и Пауль Тиллих.
Прямой непосредственной предшественницей культуры античного Рима была культура народов, издавна населявших Апеннинский полуостров. Это были племена латинов, самнитов, италов, умбров и др.
Очень большое значение для формирования римской античной культуры имело вторжение в Италию в X в. до н.э. этрусков (самоназвание — «расены»), культура которых была заметно более развитой по сравнению с аборигенами.
Этруски начали осушать заболоченные местности, строить оросительные каналы. Они выращивали полбу, овес, ячмень,лен.
Этруски были искусными строителями. Они умели строить каменные здания с купольным сводом. Этрусские города имели две главные улицы (с севера на юг и с востока на запад), которые задавали регулярную планировку кварталов. В этих городах был водопровод и канализация (клоаки). Улицы были мощёными, имели тротуары. Города были обнесены крепостными стенами.
Этруски знали колесо, гончарный круг, владели металлургией железа, имели письменность. Обнаружены тысячи этрусских текстов, большая часть которых, однако, не поддалась расшифровке (до сих пор неизвестно, на каком языке они говорили). Поэтому их язык, общественная организация во многом неизвестны, как неизвестно происхождение этрусков. Предполагается, что общественный строй этрусских городов напоминал организацию греческих полисов.
У этрусков были искусные скульпторы, причём их излюбленными материалами были керамика и бронза, а не мрамор, как у греков. Они рано научились передавать портретное сходство.
Этрусские мастера изготовляли причудливые сосуды, похожие на металлические: они чернились при обжиге и лакировались. Этрусские вазы — канопы — обильно украшены всевозможными объёмными фигурками. Археологи нашли этрусское оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь. Стены сохранившихся этрусских гробниц покрыты многокрасочной росписью, изображающей повседневную жизнь: пиры, охоту, спортивные состязания. Этруски долго занимались морским пиратством, о чём известно из древнегреческих текстов. Римляне унаследовали ремесленную и строительную технику этрусков, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных.
Кроме этрусской, немалое значение для формирования римской культуры имела греческая. На побережье Апеннинского полуострова (Италии) и в Сицилии с VIII-VI вв. до н.э. процветало большое количество греческих полисов («Великая Греция»), которые активно торговали с соседями и были им хорошо известны. Завоевание эллинистических государств также повлияло на развитие римской культуры.
История собственно Рима (точное произношение Рома) начинается с основания города, которое легенда относит к 751-753 г. до н.э, хотя археологи считают, что первые поселения на месте будущего Рима возникли ещё в ХV веке до н.э. Первоначальное население Рима складывалось, скорее всего, из людей, принадлежавших разным племенам. Есть легенда, что поначалу в Риме вообще жили только юноши. Чтобы получить женщин, они однажды пригласили на пир соседнее племя сабинов и в разгар праздника похитили сабинских девушек («похищение сабинянок» впоследствии стало фабулой многих произведений искусства).
В VII в. до н.э. Рим управлялся этрусскими царями. К концу VI в. до н.э. этрусские цари были свергнуты и изгнаны, в Риме установилась республика. Правда, республика была, по нашим критериям, достаточно необычной. Там были бесправные рабы; свободные римляне делились на знать (патрициев, или классиков) и простой народ (плебс, или плебеев). Управляли Римом только патриции; плебеи ни в каких обсуждениях и в принятии решений не участвовали. Это привело к долгой борьбе плебса за власть, и в III в. до н.э. в Риме была организована настоящая полисная республика, где все важнейшие решения принимались плебисцитом — собраниями всего народа.
С этого времени Рим начал завоёвывать соседние земли. В III в. до н.э. он подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова, включая греческие города Южной Италии. В 168 г. до н.э. была присоединена к Римскому государству Македония, а в 146 вся Греция. Прославившихся полководцев стали титуловать императорами.
С 31 г. до н.э. республиканская форма правления сменяется монархической, Рим становится империей, продолжая начатые ранее войны. С конца I в. до н.э. здесь расцветают рабовладельческие отношения. Рим завоевывает Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
В IV-V вв. н.э. римское государство становится неограниченной монархией («поздняя империя»), которая и связывается в наше время чаще всего с понятием империи. В 286 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. В 313 г. н.э. Константин «Медиоланским эдиктом» разрешает христианство. В 330 г. н.э. он переносит столицу всей империи в Константинополь. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, или Византия. Последний римский император Ромул Августул был низложен в 476 г., и Западная Римская империя прекратила своё существование. С этой датой обычно соотносят конец античного мира.
Особенности римской культуры связаны с менталитетом римлян. Высшей ценностью римлянина было величие Рима, так что одной из главных добродетелей стал патриотизм. Римляне во всех своих предприятиях были ориентированы только на успех. Гражданину Рима приличествовали мужество, достоинство, строгость, деловитость, дисциплинированность и законопослушность. Ложь считалась пороком, характерным для рабов. Самыми уважаемыми занятиями были войны, политика, земледелие и право.
Наследники этрусков, латинов и италов были практичны, высоко ценили прикладные науки. Поэтому там сочинялось множество трактатов, где излагались правила ведения сельского хозяйства (трактаты Катона, Варрона), руководства по риторике, правила обращения с рабами, строительства (знаменитый трактат Витрувия «Об архитектуре»). В I-II вв. н.э. появляется географический трактат Страбона (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), астрономический Птолемея (ок. 90 — ок. 160). Плиний Младший (61/62 — ок. 114) написал «Естественную историю», настоящую энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален (ок. 130 — ок. 200) изучал дыхание, деятельность спинного и головного мозга. Необычайно высоким авторитетом пользовался выдающийся государственный деятель, оратор, юрист, философ и писатель Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Вследствие той же практичности именно римляне создали римское право, которое лежит в основе всех правовых систем современного западного мира, и юриспруденцию — науку о праве.
Известны сочинения историков Тита Ливия (59 до н.э. — 17 н.э.), Плиния Старшего (23/24 — 79), Иосифа Флавия, знаменитейшего Тацита (ок. 58-ок. 117). Из философских направлений в I-II вв. н.э. римляне ценили стоицизм и эпикурейство, причём стоицизм (основные представители: Сенека, ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.; император Марк Аврелий, 121-180 гг. н.э.) преимущественно признавала знать.
В архитектуре римляне также обращались прежде всего к утилитарным сторонам. Основное внимание уделялось не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд — административным (базилики), форумам, рынкам. Строятся термы — бани, включавшие в себя множество помещений, служившие фактически клубами; театры, цирки; акведуки и мосты; библиотеки; в парках места для игр, для прогулок. Для празднования крупной военной победы возводятся триумфальные арки. Широко применялись арки, своды и купола, использовался бетон. В I-II вв. н.э. возводятся самые известные сооружения: Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон, храм во имя всех богов с самым большим куполом (диаметром 43 метра). В проектировании и оформлении зданий отчётливо видно влияние этрусской и особенно греческой культур, прежде всего использование греческих архитектурных ордеров. Монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии подчеркивали силу, мощь, величие государства, подавляющие человека.
Во дворцах императоров и богатых виллах, в общественных зданиях стены, потолки и полы украшались росписью или мозаикой. Такая живопись обнаружена при раскопках в Помпеях, Геркулануме и Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
Близкое знакомство с культурой классической Греции и эллинистического мира очень сильно сказалось на развитии культуры Рима. Греческая художественная, философская, научная культура была несравненно богаче римской, она произвела на римлян сильнейшее впечатление.
Римляне заменили этрусский алфавит греческим, более подходящим к фонетике латинского языка, стали чеканить медную монету. Римские аристократы начали усиленно учить греческий язык, перенимать многие греческие обычаи, в частности, брить бороды и коротко стричь волосы. Начинает высоко цениться ораторское искусство, необходимое для убеждения слушателей в сенате и на народных собраниях (комициях). Римляне в массовых количествах вывозили из Греции скульптуры, стали их широко копировать. Своеобразие римского искусства проявилось только в скульптурном портрете. Этрусские традиции позволили римским скульпторам создать замечательные реалистические портретные статуи, запечатлевшие облик императоров, военачальников, поэтов, философов и др. Сегодня широко известны такие работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
Самым заметным оказалось влияние греческой культуры в религиозной сфере. Римляне прямо позаимствовали богатую греческую мифологию, дав греческим богам имена привычных римских. Зевс стал Юпитером, Посейдон Нептуном, Аид Плутоном, Арес Марсом, Гера Юноной, Афина Минервой, Деметра Церерой, Афродита Венерой, Гефест Вулканом, Гермес Меркурием, Артемида Дианой и т.д. Аналога Аполлону у римлян не было, этот культ был заимствован целиком ещё в V в. до н.э. Правда, римляне всегда охотно принимали в свой пантеон иноземных богов, поскольку полагали, что новые боги усиливают мощь Рима. Греческие боги навечно обосновались рядом с древнеиталийскими: домашними богами — Ларами, Гениями, Пенатами и Янусом — божеством входа и выхода, всякого начала (изображался с двумя лицами).
С Грецией связано возникновение римской литературы. Пленный грек Ливий Андроник начал переводить на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы часто напоминали свободный пересказ, Ливий Андроник менял имена, какие-то эпизоды оригинала пропускал, сочинял куски текста от себя и т.д. Однако он писал на латыни, был первым римским писателем и поэтом.
В конце III — начале II в. до н. работал римский писатель Плавт. Он сочинял комедии, действие которых происходит в греческих городах, а герои носят греческие имена; однако поведение и жизнь этих героев были чисто римскими. В комедиях Теренция (ок. 125-159 гг. до н.э.) римские сюжеты не использовались, пересказывались греческие авторы, особенно Менандр. В I в. до н.э. писали Лукреций и Катулл. Лукреций (1-я пол. I в. до н.э.) изложил в поэме «О природе вещей» учение Эпикура. Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) сочинял небольшие лирические стихотворения, передававшие человеческие чувства. В имперскую эпоху работали замечательные писатели: Апулей (род. около 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы» (или «Золотой осел»); Плиний Младший; сатирики Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (? — 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 — ок. 190); поэты Вергилий (70-19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. — 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.).
Последние века римской культуры отмечены возрастающим влиянием христианства, которое с IV в. н.э. (380 г.) становится государственной религией. Начинают строиться христианские храмы — базилики, похожие на ранние античные базилики — административные и судебные здания. Языческие храмы подвергаются разгрому, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви привело к уничтожению многих памятников античной культуры.
Падение Рима привело к заметному упадку культуры на территории римских провинций, особенно западноевропейских. Однако основные её достижения сохранились, возродились со временем, став прямой основой средневековой культуры Западной Европы.
Самые главные достижения греко-римской античной культуры, вошедшие в европейскую:
- христианская религия;
- практическое применение и исследование демократической системы управления обществом;
- система римского права;
- классические произведения искусства;
- философия как сфера культуры;
- мифология;
- зачатки фундаментальных наук.
Вопросы для самопроверки
- Каковы основные этапы развития античной культуры?
- Почему развитие культуры в античной Греции называют «греческим чудом»?
- В чём состоят успехи и достижения основных этапов развития античной культуры?
- Что такое античный полис в аспекте культурологии?
- В чём специфика культуры эллинизма?
- Каковы основные особенности христианства?
- Укажите сходство и различия культур античной Греции и античного Рима.
- Вспомните наиболее известных деятелей культуры античности и эллинизма.
- Каковы основные достижения античной науки и философии?
- В чём значение античности для европейской культуры?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|