Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (5)
Макарова Н. Тайные общества и секты
ЧАСТЬ II. СЕКТЫ
РАЗДЕЛ 1. ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ
Глава III.
Секты русского происхождения
Ранние формы русского сектантства возникли к концу XVII века и получили свое
широкое развитие в XVIII веке. Сектанты противопоставили православной церкви с
ее догматами и сложным ритуалом веру в то, что человек - сам церковь. Аппелируя
к индивидуальной свободе и провозглашая человека "живым храмом", сектантство
звало к уходу от мира, возлагало все надежды на другой, грядущий мир, который
ему даст вера.
1. Старообрядчество
Исходной формой религиозного сектантства в России явилось старообрядчество - ряд
религиозных течений, отрицавших обрядовую форму русской православной церкви,
осуществленную патриархом Никоном в 1б50-х гг. Старообрядчество жестоко
преследовалось царской администрацией и официальной церковью. Совращение
православных в ересь строго пресекалось и к расколу применялось публичное ока-
зательство (ряд запрещений, в частности, устраивание крестных ходов, пение на
улицах, площадях и т. д.).
Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные малозаселенные
местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России.
Крупнейшим духовным и организационным центром старообрядчества была Москва.
К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство, духовенство,
стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная неоднородность
обусловила наличие большого числа группировок, на которые разделилось
старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина,
поповщина и беспоповщина.
Беглопоповщина - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это
течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к
ним из православия.
От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло Часовенное согласие. Из-за
отсутствия священников они стали управляться уставщиками, которые вели
богослужение в часовнях.
Группы поповцев по организации, вероучению и культу близки к православию. Среди
них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия.
Белокриницкая иерархия - это старообрядческая церковь, возникшая в 1846 г. в
Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем
старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также Австрийским
согласием.
Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве.
По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от
православия.
Беспоповщина имела несколько направлений:
1) Спасовское согласие, или нетовщина. Согласно их вероучению, спасение можно
получить, уповая только на Иисуса Христа (Спаса). Отрицали таинства,
православное священство.
2) Рябиновский толк - течение в спасовском согласии; признавали лишь поклонение
кресту, сделанному из рябины.
3) Поморский толк возник на реке Выге, в Поморье.
Одно из течений поморцев - даниловцы, названное по имени одного из основателей
толка, Данилы Вакулова.
4) Федосеевскийй толк - одно из радикальных течений в беспоповщине. Основан в
конце XVIII в. Феодосией Васильевым.
5) Страннический толк (бегуны) - одно из крайних течений в беспоповщине.
Проповедовали близкий конец света, уклонялись от государственных повинностей,
перед смертью принимали крещение и прятались в тайник. Подробнее эта секта будет
рассмотрена ниже.
В 1905 г. после обнародования указа "Об укреплении начал веротерпимости"
старообрядцы получили возможность открыто проводить богослужение, официально
переходить из православия в свою веру, но для этого им необходимо было пройти
регистрацию.
На протяжении длительного времени в старообрядчестве шли споры о сущности
"старой веры". Каждый особоблен-ный толк считал истинным только свое вероучение,
отвергая все прочие, как не имеющие ничего общего с истинным православием.
Однако знакомство с вероучением старообрядческих течений и толков приводит к
выводу, что религиозная догматика у всех направлений едина. Более того, по своей
догматике старообрядчество почти ничем не отличается от православия.
Все толки и согласия старообрядчества признают непререкаемой истиной
христианский "символ веры". Как и все христиане, приверженцы старообрядчества
следуют букве Священного Писания, разделяют библейские представления, верят в
богооткровенность Ветхого и Нового заветов. Исключение составляет верность
старопечатным книгам дореформенного периода.
Одним из основных моментов в идеологии старообрядцев является эсхатология -
религиозные мифы о скором конце мира. В старообрядчестве этот элемент вероучения
получил свое развитие в конце XVII в. Готовясь к концу мира, одни умирали
голодной смертью, другие сжигали себя, третьи строили гробы, чтобы лечь в них
перед Вторым Пришествием, читали друг над другом молитвы, отпевали друг друга.
Были еще и омут, и топор, и нож.
За всю свою историю, начиная с 70-х годов XVII в., старообрядчество истребило
десятки тысяч своих приверженцев, в том числе и детей. Подавляющее большинство
предало себя самосожжению (самосожиганию, как говорили встарь).
А.С. Пругавин, историк старообрядчества и сектантства, в одной из своих статей,
напечатанных в 1885 году в журнале "Русская мысль", попытался подсчитать число
раскольников, обрекших себя на смерть в огне. Только до 1772 года сожгли себя
заживо не менее 10000 человек. Надо заметить, что это число самосожженцев
следует считать минимальным. Сообщая о групповых и семейных самосожжениях,
архивные документы весьма часто прибавляют к той или иной цифре стереотипные
слова "и прочих с ними" (или - "и прочих с ним", если было известно лишь имя
наставникавдохновителя или главы семейства). Костры самосожженцев вспыхивали и
после 1772 года. По сведениям, собранным тем же историком, например, в 18бО г.
сожгло себя 18 ста рообрядцев.
Огонь самосожжения благословлен был высшими автор! тетами раскола, в первую
очередь протопопом Аввакумол В одном из его сочинений содержится пылкое
восхвален и. первых самосожигателей: "Суть уразумевша лесть отстушк ния, да не
погибнут зле духом своим, собирающеся во две ры с женами и детками и сожигахуся
огнем своею воле к Блажен извол сей о Господе". В наше время об этом знаме нитом
расколоучителе принято писать и говорить как о человеке яркого и самобытного
таланта, несокрушимой воли и мужества, как об авторе выдающегося литературного
произведения - "Жития". Все это так, конечно. Но для всесторонней и объективной
оценки личности и деятельности Аввакума надо помнить о том, что его литературный
талант и ораторский темперамент, с одной стороны, и число его единоверцев,
погубивших себя в благочестивом огне, с другой, были связаны прямой
зависимостью.
Характерной чертой старообрядчества на протяжении многих лет было
противопоставление "истинноверующих христиан" (т. е. старообрядцев) "миру", в
котором якобы воцарился антихрист. Все "мирское" не принималось: браки, законы,
служба в армии, паспорта, деньги, любая власть. Замкнутый образ жизни,
ограниченный контакт с "миром", учение о воцарении антихриста с самого начала
играли более значительную роль в беспоповских толках. Однако несмотря на то, что
старообрядцы всячески старались придерживаться "старины" и как можно меньше
общаться с "миром", их убеждения и действия не могли оставаться такими, какими
они были ранее. Особенно это стало заметно в начале XX в. Старообрядцам все чаще
приходилось общаться с иневерцами, вступать с ними в экономические отношения.
В старообрядческих селениях люди жили замкнуто. В них редко звучала музыка, не
было слышно веселых песен. В семьях староверов бытовали очень строгие нравы.
Мужчинам не разрешалось стричь бороды; женщина обязательно должна была носить
платок и надевать его так, чтобы он закрывал волосы. Детей подстригали под
кружок. Мужчины носили куртки с бортами, а женщины длинные платья. В быту
староверы соблюдали чистоту. Сор подметался в передний угол. К иноверцам они
относились отрицательно. От верующего другого исповедания и тем боле
неверующего, если они хотели жениться на девушке из старообрядческой семьи,
требовали перейти в их веру. При посещении их на дому отказывали в просьбе дать
напиться воды, при настойчивой просьбе давали посуду, а затем выбрасывали ее.
В их среде бытуют различные суеверия. Так, довольно широко распространена вера в
существование чертей, домовых, леших, бесов. Сохранился и такой обычай: у
старообрядцев не принято оставлять посуду открытой, ее полагается накрывать,
чтобы отогнать нечистую силу. При этом не имеет значения, чем и как накрывать
посуду: важно, чтобы действия сопровождались молитвой.
Поминально-похоронный обряд у староверов почти ни в чем не отличается от
православного. Но у староверов имеются отдельные кладбища. Если же кладбище
общее, то староверов хоронят на одном конце кладбища, а всех остальных - на
другом. Между этими территориями проходит межа, отделяющая одних от других.
Поминальный обряд также не имеет существенного отличия от православного. Разница
лишь в некоторых словах "неугасимой" по усопшему, и в том, что эта церемония
продолжается дольше, чем у православных. За чтение "неугасимой" получали когда-
то очень солидные суммы - по 500 р. за один "сорокоуст". Нередконаблюдались
такие случаи, когда наставники прибегали к услугам старых дев, а сами лишь
исправно получали "мздовоздание" за "труд".
Для старообрядцев в прошлом считалось большим грехом несоблюдение постов. Во
время великого поста песен не пели, и тем более не танцевали. Можно было во
время постов только читать стихи из священных старинных книг и славить Господа
Бога.
Бегуны (странники) - секта христофоровцев
Одним из мест, облюбованным старообрядцами, которые бежали из центральной России
в безлюдные лесные пустыни на окраинах государства, была Вятская губерния. И не
случайно одну из станций Вятско-Двинской дороги, проложенной в последние годы
прошлого века, назвали Староверческой.
И вот в этом краю незадолго до первой мировой войны объявился невесть откуда и
быстро прижился "странник" Христофор Зырянов. Ему было тогда лет сорок.
"Бегунскую веру" Зырянов и принялся здесь распространять. Почва для такого
посева была плодородная, и лет через десять Христофор стал полновластным
наставником многочисленных единоверцев. Местное население называло их уже не
иначе как христофоровцами или подполь-никами.
Маленькое Христофорово царство устроено было по испытанной полутора веками схеме
страннического подполья.
Верноподданные его распадались на несколько категорий: на благодетелей,
последователей, странников и скрытников.
Благодетелями были, как правило, зажиточные крестьяне и мельники, в домах
которых, оборудованных тайными подвалами и чуланами, двойными стенами, прятались
странники и скрытники. В этой строительной технике благодетели достигли высокого
мастерства. Кольцо в дверях, например, они соединяли тонкой, незаметно
протянутой проволокой с колокольчиком в подпольной келье и молельне, и при
первых признаках опасности скрытники быстро выбирались через подземные лазы,
исчезали в ближайших зарослях. Благодетели составляли, так сказать, материальную
базу христо-форовского мирка, и поэтому им разрешалось "работать на антихриста"
- на железной дороге, а позднее - в колхозах. Надо сказать, что благодетели
ущерба не терпели: скрыт-ницы были по существу батрачками, которых нужно было
кое-как кормить; они бесплатно работали на благодетеля, занимались рукоделием.
Последователями называли людей, оказывавших скрытникам всякие услуги "в мире".
Странниками именовали разъездных вербовщиков и связных между сетью благодетелей
и тайными лесными скитами.
И, наконец, скрытники - монахи и монахини, давшие обет поститься и молиться до
смерти. Собственно говоря, они уже считались умершими "для мира", и, по
рассказам здешних стариков, единоверцы (единосогласники - на языке
старообрядчества) для отвода глаз даже "хоронили их, при всем честном народе
степенно и горестно пронося на деревенские кладбища пустые гробы с заколоченными
крышками. Таким же образом хоронили умерших на самом деле: на общее и посему
"поганое" кладбище - пустой гроб, а усопших единосогласников - в тайные ямы
возле скитов.
В середине 20-х годов в лесах к северу от деревни Дани-ловки Мурашинского р-на,
неподалеку от истока реки Великой, там, где теперь проходит граница Кировской
области и Республики Коми, христофоровцы построили главную свою обитель -
починок Град (починком в этих краях издавна называли выселки, начало, почин
новой деревни). Рядом с просторным, двухэтажным домом легального христо-форовца-
благодетеля сооружены были две тщательно укрытые землянки, оборудованные
русскими печами, нарами, колодцами и даже теплыми нужниками. Тропинок не было,
странники пробирались к землянкам по специально поваленным деревьям.
Надо сказать, что бегуны (странники) в то время представляли собой разветвленное
подполье, руководимое из единого центра. Во главе этого центра стоял так
называемый "пре-имущий старейший" (по всей вероятности, страннический центр
скрывался где-то на территории нынешней Ивановской области, в районе Вычуги и
Кинешмы). Все подполье разделено было на обширные области или стороны -
ярославскую, казанскую, тагильскую, каргопольскую - во главе с областными
старцами. И, наконец, каждая сторона-область объединяла три-четыре предела во
главе со старейшим преимущим предела (или предельным старейшим).
Христофор Зырянов в течение 12 лет был старейшим вятского предела, который
тянулся по обе стороны железной дороги от станции Опарино через Вятку-Киров до
станции Верещагине в Пермской области. На всем протяжении (более полутысячи
километров) к 1929 году было, по словам Христофора, около 150 странников и около
300 последователей и благодетелей. Старцы располагали штатом помощников.
Например, при старейшем преимущем предела было два помощника, духовник и
несколько разъездных проповедников, связных и вербовщиков.
Починок Град стоял на высоком холме. У южного подножья его, в лощине, плотно
заросшей кустарником, течет речушка Каменка. Восточный склон отлого уходит в
сумрак огромного оврага, словно залитого до краев непролазным хвойным лесом. В
лесу скрывались скитские землянки. Возле землянок находился лог, каждую весну
заполняемый талой водой. В нем весной и летом 1932 года были утоплены десять
скрытниц (речь идет только о тех, чью гибель удалось установить; вполне
возможно, что жертв было больше).
"Принятие самоумерщвления" проходило в определенном ритуальном порядке.
Облаченных в длинные холщовые рубахи женщин на смерть выводили из землянок по
три - по четыре. Лица их, такие безжизненно-серые, как и холст смертных рубах:
"совершению подвига", "принятию венца мученического" предшествовала
десятидневная голодовка. Скрытницы еле держались на ногах, их заботливо
поддерживали под руки помощницы Христофора, который степенно шествовал во главе
процессии. Вслед за обреченными шли обитатели скита и благодетель - хозяин
починка, в его обязанность входило рыть могилы.
У края ямы скрытниц обвязывали полотенцами (чтобы потом выволочь на берег) и
сталкивали в грязную, гнилую жижу. Если они не тонули сразу, то одна из
скрытниц, старуха Филиппея Плехова, погружала головы в воду.
"Как правило, завязывали полотенцами и вниз лицом опускали в воду, потом сверху
прижимали руками, чтобы они не всплывали, - сообщила впоследствии одна из
скитниц, Галина Земцова. - Смерть носила мученический, изуверский характер.
Например, когда утеплялась Елена Лузянина, то очень сильно билась ногами...".
Елене было всего 25.лет.
Тела "принявших венец" зашивали в рогожи и закапывали в наспех вырытых ямах, не
ставя крестов.
Но однажды ритуал-был сломан: жизнелюбие одной из скрытниц, Таисии Крюковой, в
последнюю минуту взяло верх над фанатичной старообрядческой религиозностью.
Девушка сама бросилась в яму, но, начав захлебываться, вдруг уцепилась за
осклизлый берег и стала судорожно выкарабкиваться. Филиппея Плехова ногами
отталкивала девушку, потом схватила ее за волосы и погрузила в воду с головой.
Таисия вырвалась и все-таки вылезла из ямы. С плачем умоляла она Христофора
сохранить ей жизнь. Христофор, едва скрывая озлобление, проговорил тихо,
смиренно:
- Пойди отдохни, потом совершишь подвиг.
Трех скрытниц в тот день утопили, а Таисия ночью сбежала.
Зимой эти ямы, болота, речки замерзали, и христофоров-цам приходилось искать
другие пути в Царствие Небесное. Одним из них была угарная баня возле избы
Александры Шишкиной в деревне Шишкари. Девушки, обреченные на смерть, сами
накололи и принесли дрова, сами натопили баню. Потом Христофор отвел их туда и
запер дверь. Но и тут случилась осечка: из бани послышались крики, стоны, мольбы
выпустить. Опасаясь огласки, Христофор приказал перенести полуживых девушек в
избу. Пришлось добивать их ядом.
На одной из полян был сложен костер. На нем; после 10-дневного поста, сгорела
заживо 20-летняя скрытница Олимпиада Крюкова. "Она стояла на костре, сложа руки
на груди, - вспоминала позднее Зоя Чазова - странница, исполнявшая обязанности
курьера (она видела самосожжение, спрятавшись в кустах), - и когда пламя
вспыхнуло, Олимпиада закричала: "Господи, помилуй! Для Тебя, Господи!.."
О чем же говорил Христофор этим несчастным, уединившись с ними в землянке-келье?
Какие книги им читал? Какими словами, какими рассуждениями подталкивал скитниц к
лютой смерти?
Те, кто слушали его, унесли эти слова с собой в могилу. Существуют лишь
отрывочные рассказы свидетелей, оставшихся в живых; несколько рукописных
сочинений, которые имели хождение в скрытническом мире, да рассуждения самого
Христофора, который после поимки пытался оправдать себя.
Начинал Христофор обычно разговорами о "последних временах", о дне конца мира,
которым может оказаться каждый завтрашний день. Готовым к "суду Божьему" нужно
быть буквально каждую минуту, отрешиться от всех мирских дел и целиком посвятить
себя посту и молитве. "Подумай только, - внушал он, - что случится, если Второе
Пришествие застанет тебя погрязшей во грехе?! Уж лучше самой принять смерть, но
только не рисковать вечным блаженством в царствии Небесном! Ждать конца света
совсем немного осталось. Стоит ли жалеть, что не дожил несколько лет или даже
дней? Лучше умереть, чем жить в пороке вместе с безбожниками. Кто не надеется
устоять, пусть умертвит себя - и. будет спасен. А если любишь детей своих - так
убей их поскорее, дабы не вышли из них поклонники антихриста!"
Летом 1932 года гнездо христофоровцев в Градовских лесах было обнаружено.
Христофор Зырянов предстал перед судом. Умерщвления христофоровцы сумели как-то
утаить, и их наставник отделался ссылкой. Однако ему удалось вскоре убежать и
основать новый скит на речке Лузе, километрах в 20-ти от поселка. В непролазном
буреломе скрытники построили два барака - мужской и женский, оборудовав их столь
же основательно, как и градовские землянки.
Благодетель Иван Ситников привел в скит родного внука Ваню - 8-летнего слепого
мальчика. Он повез внука в больницу, чтобы показать врачам, но в больничном
коридоре встретился с кем-то из христофоровцев, и его уговорили обратиться к
другому "врачевателю". Посулив мальчику "райские яблоки" на том свете, Христофор
отвел его к реке, обвязал полотенцем и погрузил в прорубь с головой.
- Смотрите, - обратился он к обитателям скита, - мальчик совершил подвиг, чтобы
получить венцы небесные, а вы, взрослые, не решаетесь!
В обоих христофоровских скитах погибло не менее 60 человек; имена 47 были
установлены следствием. Около половины умерщвленных - моложе 30 лет, из них 14-
молодежь от 15 до 23 лет, трое детей... Христофоровское подполье истребляло людей,
которым бы жить да жить.
Когда вести об умерщвлении скрытниц в вятском пределе дошли до страннического
центра, старцы встревожились. Паства их, распыленная на огромной территории от
Верхней Волги до Урала, была и так чрезвычайно редка, чтобы можно было одобрять
ее истребление. Но главное - старцы страшились последствий этих преступлений.
Объятые страхом, они собрали тайный собор и попытались отмежеваться,
откреститься от Христофора. Его объявили еретиком, а его смертоносную проповедь
- не имеющей ничего общего с древлеправославной верой.
Но так ли это? Если обратиться к истории старообрядчества, то мы увидим, что
Христофор выступил продолжателем наиболее характерных (и наиболее страшных) его
"исторических традиций" - самоистребления.
2. Духовные христиане
Секты "духовного христианства" возникли во второй половине XVIII в. - первой
половине XIX в. В отличие от старообрядчества, в мировоззрении которого
преобладал мотив идеализации патриархальной старины, духовные христиане
выдвинули идеи, присущие реформационным движениям: отрицание церкви и всего
института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов,
проповедовавшихся православной церковью.
Начали духовные христиане с уничтожения икон, видя в них дело рук человеческих,
потом перестали посещать церкви. Они отказывались от причастия, так как не
верили, что при евхаристии хлеб превращается в тело, а вино - в кровь. "Богу
нужно поклоняться не внешним обрядом, а духом", - заявляли они. Их идеалом был
человек-труженик, не обязанный никому служить, независимый, не подчиняющийся
закону, руководствующийся лишь велением разума. В идиллических чертах рисовалось
им будущее общество свободных крестьян.
Религиозное учение духовных христиан объявляло греховным весь окружающий мир,
призывало осудить роскошь правящего сословия, проповедовало суровый аскетизм. В
нем отчаявшиеся крепостные люди пытались утвердить свой разрыв с миром
помещиков, чьей собственностью не хотели быть. Они пускались в бега или тайно
вступали в секты "духовного христианства", хотя это сулило им жестокое
преследование и ссылку.
К группе духовных христиан относятся христововеры, скопцы, духоборы и молокане.
Христововерие (хлысты)
Одним из самых активных направлений "духовного христианства" было христововерие.
Христововерие, хлысты, Божьи люди - название одной и той же секты. Один из
обрядов секты заключался в том, что во время радения сектанты хлестали себя
хлыстами, прутьями - отсюда одно из названий.
В основе вероучения секты лежат мистические представления о возможности вселения
"святого духа" в избранных людей, которые почитаются как "христы". Исходя из
этого, секту назвали "христововерием". Сами последователи секты считали себя
"божьими людьми". Христововерие никогда не было единым течением. Оно дробилось
на различные толки: постники, "Старый Израиль", "Новый Израиль", малеванцы.
Толк постничества получил название за ту большую роль, которая отводилась
постам. Запрещалось есть мясо, рыбу, картофель, лук и чеснок, пить вино и курить
табак Наградой за соблюдение поста была "духовная радость", которую верующие
получали на радении.
В конце 30-х годов XIX в. в постничестве произошел раскол. Для отличия от вновь
возникающих в это время хлыстовских групп старые христововерческие организации,
сохраняющие традиции XVII в., получили название "Старый Израиль". В дальнейшем
течение распалось, и на его развалинах был образован "Новый Израиль".
Руководство секты отменило все аскетические запреты, практику радений, почитание
икон, "говорение на иноязыках" и т. д. Богослужение свелось к пению псалмов и
проповеди. Тем самым "Новый Израиль" превратился в своеобразную протестантскую
церковь.
Толк малеванщина появился в 1889 г. Согласно учению малеванцев, глава этого
толка есть "царь над царями, Бог, во плоти пришедший", чтобы дать уверовавшим в
него "безмятежную, довольную во всем жизнь"; каждый же "малеванный", будучи
"святым" и потому свободным от "закона", представляет собой "живое писание" -
воплощение "Писания". В 1895 г. основатель этого толка Кондрат Малеванный был
помещен в Казанскую психиатрическую лечебницу, а "малеванщина" перекинулась в
Сибирь, дойдя даже до Иркутской губернии.
Христововеры выделились из православной среды и заметно изменили вероучение и
культ. Они хотя и признают Библию Божественным откровением, но толкуют ее
аллегорически. В основе вероучения лежит вера в возможность прямого общения со
"Святым Духом" и воплощения его в наиболее праведных людях, которые становятся
таким образом "христами", "богородицами" и "пророками".
В отличие от сторонников православной церкви, христововеры считают, что Иисус
Христос не родился естественным образом, а был духовным сыном девы Марии. Были у
них и свои двенадцать заповедей, которые дал им "живой бог" - Данила Филлипович,
непреклонное соблюдение которых, вкупе с многодневными постами, пением
"духовных" стихов, были необходимыми условиями для обретения "дара пророчества".
Христововерами были восприняты известные всем языческим народам оргии общения с
божеством - так называемые "радения", идентичные пляскам дервишей. Изверившиеся
в благочестии на земле, они стали утверждать, что надо вызвать Господа Бога и
попросить его указать путь к спасению.
"Духовная радость" - особое состояние, в которое приводили себя верующие, -
переживалась и дорожилась ими как наивысшая степень блаженства, как пламенное
прикосновение запредельного мира. Это состояние достигалось с помощью системы
психо-физических приемов, в которой большую роль отводили "томлению плоти"
длительным, продолжавшимся иногда несколько дней пощением. Изнуренный постом и
сосредоточенной бессловесной молитвой человек приходил на проводившееся в
обстановке глубокой тайны собрание. Как бы готовясь к священной жертве, он
облачался в белое одеяние. Наступала разрядка. Под ритмичное пение сидящих на
лавках сектантов, сопровождаемое отхлопыванием тактов по колену, то один, то
другой верующий выходил на "радетельный круг" и пускался в пляс. В результате
радений участники их, обессиленные и обеспамятовшие, валились замертво на пол, а
приходя спустя некоторое время в себя, Еерили, что спустились с "седьмого Неба".
Хлысты объединялись в общины - "корабли".
В XIX в. многих последователей христововерия выслали в пределы Закавказья.
Существует версия, согласно которой Григорий Распутин был хлыстом. Вопрос о его
принадлежности к хлыстовской секте сильно занимал, в частности, С. П. Белецкого
(директора департамента полиции). Вот что он сообщает по этому поводу в своих,
безусловно "проливающих свет" на хлыстовскую тайну Распутина, записках: "Из
имеющихся в делах канцелярии обер-прокурора святейшего синода сведений,
переданных секретно мне директором канцелярии г. Яцкевичем, несомненным являлся
тот вывод, что Распутин был сектант, причем из наблюдения причта села
Покровского, родины Распутина, явствовало, что он тяготел к хлыстовщине... Из
донесений агента... для меня было очевидным уклонение Распутина от исповедания
православия и несомненное тяготение его к хлыстовщине, но в несколько
своеобразной форме понимания им основ этого учения, применительно к своим
порочным наклонностям... Распутин не признавал над своею душою власти той церкви,
к которой он себя сопричислял; вопросами обновления православной церковной жизни
не интересовался, а любил вдаваться в дебри церковной схоластической казуистики;
православное духовенство не только не уважал, а позволял себе его третировать,
никаких духовных авторитетов не ценил даже в среде высшей церковной иерархии,
отмежевав себе функции обер-прокурорского надзора, и чувствовал в себе
молитвенный экстаз лишь в момент наивысшего удовлетворения своих болезненно-
порочных наклонностей. Мне лично пришлось, бывая на воскресных завтраках-чаях
Распутина в ограниченном кругу избранных, слышать своеобразное объяснение им
своим неофиткам проявления греховности. Распутин считал, что человек, впитывая в
себя грязь и порок, этим путем внедрял в свою телесную оболочку те грехи, с
которыми он боролся, и тем самым совершал "преображение" своей души, омытой
своими грехами" (Op. cit., стр. 25-26).
Существует достаточно данных из "жития" о. Григория для того, чтобы путем
сопоставления их с хлыстовскими традициями увидеть в религиозной личности
Распутина хлыста - и притом хлыста, фанатично преданного вероучению этой секты.
Остановимся на нескольких предательских для Распутина чертах:
1) Хлысты, как известно, никогда не называют себя "хлыстами", считая это
прозвище обидным. Сами себя хлысты называют "людьми Божьими", в которых за их
богоугодную жизнь обитает Бог.
"Божьим человеком" называет Распутина, наравне с "Другом", императрица
Александра Федоровна в своей интимной переписке с Николаем II.
Название "Божьего человека" так укрепилось за Распутиным, что стало достоянием
всех "салонов", не исключая посольских.
2) Допустимость для облеченного высокой миссией "Божьего человека" неистовой,
залихватской пляски - явления "суетного" и "светского" в глазах ортодоксальных
христиан - была возведена у хлыстов на степень заслуги подвижничества, причем
пляска практиковалась у них не только как соборное "радение, но и в "одиночку"
или "в схватку" (мужчина с женщиной).
Кто не слыхал в эпоху "распутиновщины" об экстазных развеселых плясках
знаменитого "старца"? При этом важно отметить, что Распутин плясал в кругу своих
поклонниц обыкновенно вслед за духовной беседой или духовной песней.
Вот что мы читаем в главе "Московские хлысты" книги Ф. В. Ливанова "Раскольники
и острожники" (т. II, стр. 119-121): "В 1812 г. был в этой секте..; мещанин
Евграфов. Этот Евграфов впоследствии попался в руки правительства и сообщил на
формальных допросах о секте "московской хлыстовщины" весьма любопытные
подробности. По его словам... по окончании пения хлыстовских песен...
пророчествующий становился среди молений без штанов и начинал радеть, т. е:
кружиться... приседал, сильно ударяя в пол ногами и т. п." По сообщению начальника
московской охранки Мартынова, Распутин, находясь в московском ресторане "Яр",
вслед за экстатической пляской "начал откровенничать с певичками... обнажил свои
половые органы и в таком виде продолжал вести с ними беседу".
Таким образом, характер плясок Распутина, связанных, с одной стороны, с
"духовными песнями", а с другой - с экстатическим "заголением", не оставляет
сомнения в их хлыстовском происхождении.
3) По учению хлыстов, тому, в ком живет "Дух Божий", как праведнику, закон не
лежит; он может "творить чудеса и предсказывать будущее" (Энц. Сл. Брокг. и
Ефр., "Хлысты", 406).
Как известно, "чудесами" изобиловало все "житие" Распутина. Но можно ли считать
его отношение к творившимся им "чудесам" чисто хлыстовским? По-видимому, да; в
особенности если иметь в виду все то, что говорилось Распутиным о главном его
"чуде" - "изгнании блудного беса". Власть изгонять бесов, по его словам, была
дана ему самим Господом Богом за усиленные подвиги поста и молитвы. Причем
"блудный бес" изгонялся Распутиным преимущественно из женщин.
Подобно ученым отцам Западной церкви, знавшим, что "прелесть (добродетель)
дьявола скрывается в ляшках", о. Григорий, несмотря на свою неискушенность в
науке, хорошо был осведомлен, где именно прячется в женщинах мучающий их блудный
бес. Отсюда именно и изгонял он властно лукавого, Не заботясь о суетном чувстве
приличия у спасаемой им, подобно тому, как не заботится о том и мудрый
гинеколог, врачующий пациентку от тайного недуга.
Знал "мудрый" старец не только, где скрывается блудный бес у женщин, но и чем
именно можно изгнать его из места его пребывания.
В этом отношении трогательные воспоминания сохранил нам о "святом" иеромонах
Илиодор, некогда горячо в него веровавший.
Была в Царицыне, - рассказывает он, - Еленушка, жена извозчика,
молоденькаяполненькая и очень симпатичная бесноватая. Зашли однажды к ней в дом
Илиодор и святой старец. Илиодор начал служить молебен, а Еленушка упала на
землю и стала биться, пока не впала в обморочное состояние. Перенесли ее на
постель.
- А ты знаешь, где у нее бес? - спросил отец Григорий Илиодора.
- Да где? Как и у других: вот здесь под ложечкой...
- Нет! У нее - блудный бес. Слушай-ка, дружок, ты езжай домой, а я беса... того,
выгоню.
- Как выгонишь?
- А ты как бы его изгонял?
- Да как? Известно: молитвой, крестом и водой.
- Нет, так этого беса не выгонишь. Его нужно, проклятого, вот чем.
Отец Григорий, надо отдать ему должное, трудился в этом направлении буквально
сил не жалея.
Что касается дара "пророчества", то, по словам Ф.В. Ливанова, "для приобретения
дара пророчества и учительства, у них (хлыстов) не требуется никаких особенных
способностей и сведений, почему в это звание поступают весьма часто мужики
совершенно безграмотные". О безграмотности "пророка" Распутина говорят
достаточно красноречиво оставшиеся после его смерти многочисленные записки, где
беспомощные каракули еле-еле выражают синтаксически сумбурную речь.
Можно отметить, что в пророческом даре отец Григорий получал вдохновение главным
образом среди женского общества. Это обстоятельство может послужить нам лишней
уликой в хлыстовстве Распутина, если только мы обратимся к статье бывшего хлыста
Преображенцева ("Исповедь обратившегося раскольника"), где говорится, что
"религиозная восторженность", особенно благоприятная для проявления
"пророческого" дара, у хлыстов обусловливается совместным участием в радении
мужчин и женщин. Свою мысль он иллюстрирует таким рассказом; "Один правитель
корабля в секте людей Божьих отделил духовных сестер от братьев", во избежание
"соблазна плоти". Но "святая беседа" одних братьев "не имела той полноты
благодати, которую они получали от Св. Духа прежде, когда они беседовали вместе
с сестрами: не чувствовали того восторга и не имели сердечной теплоты, которая
прежде согревала их сердца; "они радели пристально... по лицу их пот катился
градом, рубахи их были мокры, хоть выжми; но сердце их было хладно и сухо,
духовной радости они не чувствовали; пророк пророчил вяло и нескладно. Так же
точно было и с сестрами, когда они беседовали одни без братьев... беседы их лишены
были мнимо-благодатной теплоты и обычной восторженной радости. Это принудило
наставника опять соединить братьев с сестрами в одно общество. Когда это вновь
соединенное общество совершало беседу, Дух Святой посетил их обильною
благодатью: явились радостные восторги, оказалась и теплота сердечная, пророки
пророчили в полной силе слова Божия, как бывало прежде. Дух Св. объявил через
пророка начальнику того общества, что ему не угоден таковой раздел".
4) В числе характерных черт хлыстовщины нельзя не обратить внимания на
исключительно враждебное (хоть и внешне маскированное) отношение "Божьих людей"
к православному духовенству. - "По мнению хлыстов... духовные лица - это черные
враны, кровожадные звери, волки злые, безбожные иудеи, злые фарисеи и даже
сопатые ослы" (Энц. Словарь Брок. и Ефр., "Хлысты", 405).
"Все вопросы, тесно связанные с церковной жизнью и назначениями, не только
интересовали Распутина, - пишет СП. Белецкий, - но близко его задевали, т. к. в
этой области он считал себя не только компетентным, но и как бы непогрешимым",
тем самым, заключим мы, расценивая оскорбительно-низко не только отдельных
"пастырей", но и весь Синод вкупе! До какой степени "мальтретиро-вания" нашего
духовенства доходил Распутин в своей "непогрешимости", показывает хоть бы его
жестокая расправа с прежними, обласканными его друзьями - епископами Феофаном,
Гермогеном и иеромонахом Илиодором, изнасилование монахини Ксении и т. п. факты.
По-видимому, Распутин находил сущее удовольствие в том, чтобы "пакостить", где
только, можно представителям официальной церкви.
5) "Хлысты, как и скопцы, по наружности исполняют все обряды и постановления
господствующей в государстве православной церкви, - констатирует Ф.В. Ливанов, -
ив этом отношении даже нередко отличаются особенно хитро рассчитанным усердием...
Все это, однако, есть не более, как личина, носимая, по собственному выражению
сектаторов, "страха ради иудейска", т е. во избежание преследования,
определяемого существующими законами против них" (Op. cit., т. II, стр.131).
В обряде принятия в секту хлыстов, называемом "приводом", поступающий клянется
хранить тайну хлыстовского учения, не объявляя ее "ни отцу, ни матери, ни отцу
духовному, ни другу мирскому"; хлыстовская присяга кончается словами:
"...соблюдать тайну о том, что увидит и услышит в собраниях, не жалея себя, не
страшась ни кнута, ни огня, ни меча, ни всякого насильства" (там же, стр. 85-
86). С этой клятвой каждый хлыст как, бы надевает на себя сокровенную маску.
О том, что Распутин никогда, даже в пьяном виде, никому не сознавался в
"хлыстовстве", об этой верности прославленного "старца" своей "сокровенной
маске", хорошо известно. Но, кроме этой маски, хлыстам известна еще и другая, -
маска, составляющая сущность и соблазн всего хлыстовского учения, -
"мифологическая маска Христа".
Среди разновидностей хлыстовства исповеданием этой "маски" особенно прославился
толк "малеванщина". Не зная в точности, принадлежал ли полностью Распутин к
этому толку, можно, однако, подозревать его в пpинaдлежности к этому толку на
основании сопоставления "исторических" дат: к 1895 г., когда малеванщина стала
распространяться по Сибири, произошло "обращение" сибиряка Распутина и началась
его жизнь "святого", стремившегося к положению "царя над царями" и "Бога во
плоти пришедшего".
Как только что было сказано, мифологическая маска "Христа" была особо
облюбованной у малеванцев: подражать Христу чисто драматически (лицедейски)
составляло для них подлинную экстатическую радость.
"В религиозных собраниях первых малеванцев, среди прыганья, женщины обнажались
до пояса и в таком виде продолжали прыгать, кричать, радоваться,
жестикулировать. Часть происходивших при этом движений носила несомненный
характер экспрессивных движений и аллегорических жестов, которыми
иллюстрировались темы, служившие предметом молитв, бесед, экстаза. Так,
например, сцена быстрого обнажения женщины до пояса во время пения "Кресту
Твоему поклоняемся" была объяснена двояко: крестьянин, стоявший вдали... объяснял,
что женщина обнажением тела хочет показать, что Христос был распят на кресте
обнаженным; сама же обнаженная женщина объяснила, что она хотела показать, как
Христос воскрес и снял с себя гробные пелены". На тех же собраниях случалось,
что среди прыганья и судорог женщины распускали волосы и стремительно бросались
к мужчинам с страстными объятиями и поцелуями. Вообще, эротические, страстные
позы и движения, иногда с соответствующими галлюцинациями были нередким явлением
в экстазе малеванцев. Нелепый и непристойных характер многих страстных поз
малеванцев объясняли таким образом, будто в этих движениях скрыт какой-либо
высший смысл, не всегда понятный для окружающих, как в приведенном примере
обнажения женщины... Тамбовские хлысты-богомолы называли такие действия
"творениями", "чудодействиями" или просто "штуками" ("Религиозный экстаз в
русск. мистич. сектантстве", стр.131).
Подражание "старому Христу", как называют хлысты евангелического Иисуса Христа,
заметно у Распутина прежде всего в его внешности (длинные волосы, размер и
контур бороды, широкие, ризоподобные рубахи). Когда Распутин фотографировался,
то принимал или кроткую позу иконописного Христа, с рукою, умильно прижатой к
груди, или с руками, молитвенно сложенными вместе, или же позу "благословляющего
народ".
Мифологическая "маска" Христа, дразня его чувственное воображение садиста
обрядом умовения ног на "тайной вечере", особенно же картиной умовения ног
Христа Марией Магдалиной, влекла Распутина к инсценировке этого события, с,
безудержием половой психопатии, обращающей чуть не каждую "подходящую"
поклонницу "старца" в блудницу Марию, униженно моющую ему ноги.
6) В целях окончательного раскрытия хлыстовской тайны Распутина, следует сказать
несколько слов о сексуальной этике хлыстов и сравнить с ней распутинскую.
Начнем с брачных отношений хлыстов. Как известно, они считают священников
"поганцами, любодеями" потому, что они женаты. Брак и крещение хлысты считают за
осквернение, в особенности вступающих в брак почитают погубившими душу свою" (Ф.
В. Ливанов, op. cit., стр. 83)-Отвергая церковный брак, уча, что с прежней (до
вступления в секту) женою следует жить, как с сестрою, хлысты имеют духовных
жен, плотские связи с которыми не составляют греха, ибо здесь проявляется не
плоть, а духовная "Христова" любовь. Иметь связи с чужими женами значит у
хлыстов - "любовь иметь, что голубь с голубкой". Поэтому хлысты, не терпя брака,
оправдывают внебрачные отношения. Вступающий в секту хлыстов, если он женат,
должен прекратить супружеские отношения, но без гласного расторжения брака (Энц.
слов. Брокг. и,Ефр., "Хлысты", 406.).
Прекратил ли совершенно "обращенный" Распутин супружеские отношения с женою
своею Прасковьей Федоровной - доподлинно неизвестно. Что же касается верности
этим супружеским отношениям, то Распутин являлся, исходя из целого ряда
засвидетельствованных фактов, образцом супружеской неверности, но не порывал с
женой, учил той же хлыстовской этике и своих поклонниц с их мужьями.
На основании ряда сопоставлений характерных черт жизни и учения "святого старца"
с таковыми же у хлыстовских "пророков", именовавшихся, как и Распутин, "Божьими
людьми", можно прийти к заключению, что Распутин был хлыст, по-видимому,
малеванского толка.
Скопчество (скопцы)
Секта скопцов отпочковалась от христововеров в XVIII в. Для скопцов высшее
состояние нравственного совершенства - это физическое оскопление, будто бы
исключающее всякую возможность грешить. Чтобы избавиться от главного греха -
"лепости", т. е. плотского влечения, необходимо, по учению скопцов, избавиться
от "соблазняющих" органов. Спасение верующего может гарантировать только
оскопление - "огненное крещение" - отжигание раскаленным железом или отсечение
бритвой, ножом половых органов.
Выделившись из христововерия, скопцы сохранили многое из вероучения и культа, но
основную идею христововерия - постоянное "перевоплощение" Иисуса Христа в
избранных людей - они заменили верой, что основатель их семы Кондратий Селиванов
есть тот Богочеловек, тот самый Иисус Христос, который пришел в мир. Появление
Селиванова - это Второе Пришествие.
Особое значение придавали скопцы молитвенным собраниям и радениям, на которых,
по их мнению, сходит благодать Божья. Например, в Алатырском корабле проходили
собрания так: "Семен Милютин (кормчий "корабля") садился в кресло под портретом
Селиванова, брал свечу, и все присутствующие зажигали свои свечи. В комнату
приглашали вступающего в "избранное стадо Христово". Затем, обрядив его в белую
рубаху, ставили на колени перед кормчим Милютиным, который заставлял верующего
принести клятву о тайне происходящего и готовиться к оскоплению. Присутствующие
образовывали крут и под пение шли друг за другом, кружась все быстрее и быстрее
под звуки "духовных песен".
У скопцов литература была более обширна, чем у всех других сект духовного
христианства. Она состояла из духовных стихов; творчества Кондратия Селиванова и
других писателей этой секты; "страд" - изложения учения скопцов. Помимо этих
произведений, у скопцов находили литературу по описанию отдельных случаев из
жизни общин, обрядов, обычаев, биографии умерших наиболее. выдающихся членов,
различные путешествия, философские и религиозно-нравственные рассуждения и
прочую рукописную литературу.
Духоборы
Духоборы - русская христианская секта, возникшая в середине XVIII в. Основными
членами этой секты являлись государственные крестьяне Тамбовской и Воронежской
губерний, а также т. н. однодворцы и казаки Екатеринославской и Харьковской
губерний Украины.
Уже в самом названии "духоборы" утверждался активный характер этой секты как
борцов за дух, за одухотворение.
Духовным предтечей духоборчества был знаменитый украинский философ Григорий
Сковорода. Его взгляды в значительной степени совпадали со взглядами духоборов.
Он называл себя "абраамитом", т. е. последователем чешской секты, весьма сходной
с духоборческой. Во всех своих сочинениях он утверждал, что Христос существует в
людях и предлагал понимать Библию аллегорически.
В важном документе духоборческой истории, названном "Исповедание", изложены
догматы вероучения духоборов: "Тело, плоть человеческая есть временная тюрьма,
пребывание в которой имеет одну целы восстановить в себе образ Божий. Плоть есть
зло, и всякое пристрастие к чему-либо в мире есть засеменение зла... Вся история
людей есть постоянная борьба духа и плоти". Духоборы служат Богу духом: тело их
- храм Божий, душа - образ Божий. "Не нужны для чад Божьих ни цари, ни власти,
ни какие бы то ни было человеческие законы". "Праведнику ника-ков закон не
положен". Ни писание, ни таинства, ни обряды - не обязательны, они суть только
"знаки" и "образы", "картины" и "фигуры". Подчиняться им - значит лицемерить.
Первый руководитель духоборов Силуян Колесников отменил среди своих
последователей, бывших хлыстов, обряды экстатических радений. Тем самым было
подчеркнуто, что новая секта зовет не к духовной радости - встрече с божеством,
а к духовной борьбе за человека.
На первых порах духоборы сохранили эсхатологию. Они считали, что в настоящем
мире "царствует Вавилон". Царство духа придет только после того, как на
Последний Суд для правды соберутся все порабощенные и угнетенные, все, кто сеял
и жал. И будет тогда Новое Небо и Новая Земля, и все люди станут полны
совершенного разума. Но никому не дано знать, когда наступит царство духа.
Позднее эсхатология в вероучении духоборов отступает на второй план. Духоборы
решают осуществить "Божью правду" не для всего человечества и не в далеком
будущем, а немедленно, для своей общины избранных. В отличие от бегунов, хлыстов
и скопцов, духоборы пытаются бороться с властью и церковью не только пассивным
уходом в тесный мир своей секты, но и активным образом.
Вся история духоборов - это история создания и распада целого ряда религиозных
"коммун". Принцип "общности имущества" и отказа от института власти духоборы
пытались осуществить на практике. Была введена совместная обработка земли и
равный дележ урожая, созданы общественные стада и магазины. В "коммунах"
возникла теократическая форма правления в виде "совета стариков",
возглавлявшегося религиозными руководителями духоборов (С. Капустин, Л.
Калмыков, П. Калмыков и др.). Но "коммуны" оказались нежизнеспособными и
распадались.
Духоборы постоянно подвергались преследованиям со стороны властей.Специальные
строгие законы против духоборов были изданы императором Павлом I. При нем их
крупными партиями посылали на фортификационные работы в Сибирь, Азовскую
крепость и др. Особенно жестоко обращались с сектантами-духоборами в тюрьмах,
дисциплинарных батальонах, на каторге. Их без всякой очереди отдавали в рекруты.
Фактически сектанты были поставлены вне закона в государстве.
По указанию Александра I в период 1800-1816 гг, духоборы были эвакуированы в
Таврическую губернию, на т. н. "Молочные воды". Сюда переселилось 3895
духоборов, они основали 9 селений.
Репрессии, гонения заставили духоборов замкнуться в себе, обособиться от всего
мира и озлобиться против него. Руководители секты держали рядовых членов секты
"в стахе Божием". Духоборы не имели права общаться с внешним миром без их
разрешения. Управление сектой было построено на страхе. За малейшее проявление
недовольства виновных, подвергали пыткам, ничего не стоило даже убить
"виновного".
Особая следственная комиссия, учрежденная в 1836 г., обнаружила в Молочноводской
коммуне духоборов в подземельях застенки с орудиями пыток и грудой человеческих
костей, людьми, заживо зарытыми в землю. Комиссия подсчитала, что только за два
года управления духоборческим обществом "пророка" Капустина исчезло с лица земли
400 человек.
Эти факты изуверства со стороны духовных руководителей духоборческой общины
царское правительство использовало для усиления репрессий. Указами Николая I от
1826, 1830 и 1839 гг. духоборы были водворены на положении ссыльных в Закавказье
- пограничный Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии.
В 1886 г., после смерти, руководительницы секты Лукерьи Калмыковой, секта
раскололась на "большую партию" - сторонников П. Веригина, и "малую партию" -
родственников Л. Калмыковой, захвативших общественные капиталы. "Веригинцы"
призывали всех членов секты вернуться к правде прошлого. Под влиянием идеи
возврата к "славному" историческому прошлому в среде духоборов снова возродились
стремления к общинной жизни. Эти идеи были дополнены Идеями "непротивления злу
насилием".
Была организована артельная обработка земель и артельные мастерские. Хлеб начали
делить по числу едоков. Была создана общественная касса, куда сдавались все
наличные средства. Духоборы отказывались служить в армии, платить подати,
налоги. Влияние толстовцев сказывалось в том, что они отказывались пить
спиртные, напитки, есть мясо и даже сожительствовать с женами. По призыву своего
вождя Вери-гина, находившегося в ссылке, духоборы демонстративно сожгли оружие.
На это власти ответили полнейшим разорением духоборческих сел, отдачей духоборов
в дисциплинарные батальоны и ссылками в Сибирь. В результате возникло движение
помощи духоборам, возглавленное Львом Толстым. В 1899 г. 8 тысяч духоборов
переселилось в Канаду.
Переселившиеся в Канаду духоборы в 1906 г. предприняли попытку вернуться на
родину. В Россию прибыла делегация духоборов во главе с П. В. Веригиным. Здесь
они встретились со Столыпиным, который обещал, что, в случае возвращения
духоборов на родину, он освободит их от несения военной службы и обещал дать
земли в Алтайском округе. Но Веригину не понравилась неспокойная обстановка в
России. Покидая страну, он писал: "Мы все вздохнули свободней от русских
беспорядков".
После 1917 г. часть духоборов вернулась на родину, а 7000 духоборов были
зарегистрированы канадским правительством в качестве членов "Христианской общины
- коммуны всемирного братства". Вскоре из вергинской общины сложилась новая -
"Союз реформированного братства сынов свободы", т. н. "свобрдников" во главе с
новым Иисусом - Степаном Сорокиным. В 1924 г. в вагон железной дороги, в котором
путешествовал П. Веригин со со,своими приближенными, была подложена бомба, и он
был убит взрывом.
В настоящее время одной из наиболее деятельных духоборческих организаций в
Канаде является "Союз духовных общин Христа". Она издает газету "Искра", по ее
инициативе созданы русские школы для начального и среднего образования. Есть и
другие организации, выпускающие газету "Вестник", журнал "Духоборческий
рассвет". Духоборы организовали федерацию русских канадцев, создан в Канаде
духоборческий союз молодежи.
Молокане
Молокане - одна из старейших русских сект, возникновение которой относится к 60-
м годам XVIII в. Относительно названия: одни объясняют, что молокане считают
свое учение "молоком духовным", другие говорят, что местом поселения первых
молокан является река Молочные воды, третьи полагают, что сектанты в "постные
дни" пьют только молоко. Сами молокане себя именуют "духовными христианами-
молоканами".
В первой трети XIX в. в молоканстве выделился ряд толков. Те верующие, которые
придерживались вероисповедных положений первоначального периода развития
молоканства, стали называться постоянными молоканами.
Основой вероучения у постоянных молокан является Библия, которую имел каждый
верующий. По их мнению, она состоит из 5 частей: 1) закона с его догматами и
постановлемиями; 2) история еврейского народа; 3) философии - книги притчей,
премудростей; 4) пророчеств; 5) беллетристики. Троицу они представляли следующим
образом: Бог-Отец-Память; Бог-Сын-Ум; Бог-Дух Святой-Воля. Отрицали водное
крещение, святость церкви, церковнослужителей, семь таинств не признавали за
таинства и т. д.
Одним из требований молоканской секты было удешевление церкви, упрощение ее
организации, церемониала, об-рядностей. Обряды совершались бесплатно, что,
несомненно, было весьма привлекательным для бедных крестьян. Экономическая
взаимопомощь, обещание "царства Божьего" на земле укрепляли молоканские группы,
но полного равенства не было.
Руководителем молоканской общины является пресвитер (от греческого - старший),
избираемый из числа активных верующих. Пресвитер служит без денежного
вознаграждения. В общине имеются еще заместитель пресвитера, проповедники,
чтецы, сказитель и сказительницы, певчие.
В XIX-начале XX в. молоканские общины и их руководители были непременными
участниками всех радостных и печальных событий в жизни каждой молоканской семьи:
рождения детей, вступления в брак, смерти родных и близких и т. д. В настоящее
время положение несколько изменилось: рождение детей отмечается в кругу семьи и
без приглашения пресвитера, свадьбы, как правило, тоже проходят без участия
пресвитера, а вот похороны и связанные с ними поминки с его обязательным
участием.
Молокане признают и отмечают следующие религиозные праздники: Рождество
Христово, Крещение Господне, Благовещение, Пасху, Вознесение Господне, Троицу
(Пятидесятницу), Преображение господне.
Отдельные молоканские общины отмечают и другие праздники (Ильин день, Петров
день) и некоторые гражданские (День Победы, например), а также сельские
традиционные праздники (жатвы - в августе и урожая - в ноябре). Всем гражданским
и традиционным праздникам молокане придают религиозный смысл.
Молокане в определенной степени держат посты, т. е. воздерживаются от приема
мяса, молока и другой "скоромной" пищи, т. к. постом, по их взглядам, можно
добиться от Бога необходимых благ для человека. Такие посты, они проводят перед
началом весенних работ, после снятия урожая, для освобождения себя от того или
иного греха, болезни, вымаливания здоровья для своих близких и т. п.
Молокане представляют себе посты в двух смыслах: физическом и духовном. Под
духовными постами они имеют в виду воздержание от всякого рода зла: пьянства,
курения, сквернословия, увеселений и пр.
Если человек умирает, молокане считают, что такова воля Бога. При погребении
умерших религиозных обрядов у молокан почти никаких нет. Но поминки по умершим
обязательны. Для исполнения дел, связанных с похоронами, у молокан имеются
специально выделенные для этого мужчины и женщины. В похоронах они участвуют с
начала и до конца этого обряда.
Молокане ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и считают, что Воскресение
мертвых будет. В определенной степени они признают Рай и Ад.
В грехах против своих собратьев молокане исповедуются открыто перед всеми
членами своей общины и просят у них прощения при наречении имени ребенку у
молокан совершается обряд дуновения пресвитера в уста ребенку, через которое
будто бы младенцу передается "дух святости". Это они считают крещением "Святым
Духом". Теперь родители для свершения этого обряда очень редко приглашают
пресвитера общины.
3. Прыгуны
Сами себя прыгуны называли "духами", а свою секту - "сектою духов".
Уже через 20-25 лет после того, как возникла эта секта (30-е годы XIX в.), ее
приверженцы разделились на два направления: первоначальных или обычных прыгунов
и пры-гунов-максимистов. Коренное отличие между ними состоит в том, что первые
за Бога признают Иисуса Христа, а вторые - живую личность, в то время инициатора
второго направления - Максима Рудометкина, известного тогда главу этого
направления в Закавказье.
Молитвенные собрания у прыгунов-максимистов раньше бывали двух родов: с духом
(т. е. с духодействием, с прыганием) и без духа. На собраниях с духом прыгуны
прыгают. Свое прыганье они называют "духовной пляской". В некоторых общинах
прьиуны прыгали голыми, ссылаясь при этом на Адама и Еву, которые не стыдились
своей наготы. Духовную пляску прыгуны совершают в такт одной из своих песен,
имеющей название "Нову песню мы поем, путем истинным идем", которая является по
мотиву плясовой, но духовного содержания.
Собрания прыгунов обычно продолжаются долго, иногда по 5 и более часов. На
собраниях кто-нибудь из "осененных духом" занимается пророчеством. Собрание
заканчивается так называемым братским целованием, после чего прыгуны молча
расходятся по домам.
Прыгуны молчаливы. Их вероучение наложило запрет на всякие проявления веселости.
Всякие другие песни, кроме "духовных", у прыгунов воспрещены. Всякая пляска
мирского характера также строжайше запрещена.
В быту у прыгунов приняты посты в виде, так называемых, "жертв" или "духовных
бань", цель которых - очиститься от грехов. По существу, это сводится к
общественному обеду (или, как они говорят, "жертва" или "обедец"). Тот прыгун,
который очищается от грехов, должен провести "жертву" или "обедец", на которые
он приглашает своих "братьев" и "сестер" и перед ними кается в своих грехах и
просит у них прощения. Подобными жертвоприношением и духовным плясом отмечаются
у прыгунов также обряды свадеб, крещения, похорон.
У прыгунов имеется особого рода книга - Требник (рукопись на церковно-славянском
языке), которая носит название "Обряд". Обычные прыгуны этот Требник почитают
наравне с Библией. В этом Требнике изложен не только обряд, но и сущность
прыгунского вероучения. Прыгуны-максими-сты за основу своего вероучения и обряда
берут сочинения Максима Рудометкина (книгу "Дух жизни" и другие).
Обычные прыгуны и прыгуны-максимисты верят в наступление тысячелетнего царства
для "праведников", т. е. для прыгунов, для всех же "неправедников", т. е.
неверующих и ина-коверующих, должно наступить мучение. Требник трактует, что в
тысячелетнем царстве "праведные" работать не будут, что кормить их будет Бог,
что они "ужирятся" и будут только играть на гуслях и органах, т. е. услаждаться
музыкой. Максим Рудометкин даже называл сроки начала этого тысячелетнего царства
прыгунов (1857, I860 и др. годы).
Ныне прыгуны, в том числе и максимисты, не имеют живых царей. Во главе общин
стоят пресвитеры со штатом пророков и пророчиц.
Прыгуны не едят свинины, не покупают говядины и баранины. По их вере скот для
пищи должен резать только единоверец, т. е. прыгун. Посты у прыгунов, в отличие
от молокан, более строгие. Во время постов они не принимают никакой пищи и даже
сладкого чая, хотя бы они и постились не 1-2-3 дня, а целых 5 и даже 7 суток.
Прыгуны бород своих не бреют и стараются даже не подстригать их, т. к. в
Священном Писании сказано: "Не касайтесь края бороды своей". Прыгун должен
жениться на прыгунке. Если прыгун женится не на прыгунке, то жена обязательно
потом должна стать приверженцем их веры.
Во время похорон в доме умершего (а затем на кладбище) проводятся псалмопение и
чтение молитв. После похорон справляются молитвы.
Прыгуны празднуют, по существу, и христианские, и иудейские праздники -
Рождество Христово, Крещение, Пасху, Троицу (Пятидесятницу), Память Труб (Судный
День), Кущи и др. Некоторые из этих праздников отмечаются по лунному календарю.
4. Субботники
("иудействующие")
На рубеже XVII-XVIII вв. в России появилось религиозная течение "субботников"
("иудействующих"). Субботники отвергали православную церковь и исповедовали
иудаизм. Они жили религиозными общинами, которые отгородились от окружающего
населения. Участники этих общин занимались мелкими промыслами и торговлей.
Источники, характеризующие историю этой секты, до сих пор не выявлены. В этой
секте произошло разделение на два течения: субботников и талмудистов, с
тяготением первой части к христианству, а второй - к иудаизму.
В настоящее время существуют две группы субботников: собственно субботники и
"геры" ("пришельцы из Египта").
Собственно субботники пользуются теми духовными книгами, которые напечатаны на
русском языке. Службу также ведут на русском языке. За основу своего вероучения
берут Ветхий Завет, но почитают и Новый Завет. Талмуда не признают. Мацу
(пасхальные лепешки) у них можно приготовлять и пресными, и с закваской. Умерших
несут и хоронят в гробу. У субботников существует обычай выносить умирающего
человека из дома во двор, т. к., по их обряду, последнее предсмертное дыхание
умирающего не должно произойти в жилой части, чтобы не создавать лишних забот и
хлопот, связанных с уборкой и очищением дома.
"Геры" (они себя называют "чистокровными иудеями") пользуются духовными книгами,
напечатанными только на древнееврейском языке. Наряду с Ветхим Заветом, признают
и Талмуд. Совершенно отрицают Новый Завет. Маца должна быть только на чистой
воде. Умерших несут и хоронят без гроба.
Общим для обеих групп является обряд обрезания, которое производится на 8-й
день.
5. Секта иннокентьевцев
Секта иннокентьевцев зародилась в начале нашего века на юге Украины, в стенах
православного Балтского Феодосовского монастыря бывшей Херсонской губернии и
получила позднее наибольшее распространение на территории нынешних Одесской,
Черновицкой, Херсонской, Николаевской областей и Молдавии.
Основателем секты иннокентьевцев является Иван Левизор (в монашестве Иеромонах
Иннокентий - отсюда и название секты), уроженец Бессарабской губернии. В юном
возрасте он поступил послушником в Добржский монастырь, однако через два года
был изгнан из монастыря за "недостойное поведение по отношению особ женского
пола". После этого началась жизнь, полная приключений и тревог. Однако вскоре
его снова потянуло в тихую обитель, в монастырь. Во время пребывания в
Митрофаньевском монастыре в Петербурге Левизор сблизился с сектой иоаннитов, а
несколько позднее будущий "пророк" удостоился благословения "чудотворца" и
"провидца" Григория Распутина.
В начале 1908 г. он снова подался в родные края и нашел пристанище в стенах
Феодосовского монастыря в Балте, где был пострижен в иеродиаконы. Ивана нарекли
новым именем - Иннокентием, а вскоре после этого он был посвящен в сан
иеромонаха.
Феодосовский монастырь, названный так в память священника Никольской церкви
Феодосия Левицкого (о. Феодосия), умершего в 1845 г. и похороненного на местном
кладбище, был открыт в 1906 г. 21 апреля 1908 г. было получено высочайшее
разрешение Синода о перенесении праха о. Феодосия в стены монастыря. Среди
местного населения стали распространяться слухи, что с открытием мощей о.
Феодосия будут совершаться чудеса: болящие избавятся от недугов, покаявшимся
отпустятся их грехи и т. д.
В мае 1908 г. при стечении многих тысяч паломников было организовано перенесение
мощей о. Феодосия в один из храмов монастыря. Во время церемонии Иннокентий
инсценировал чудеса исцеления, после чего развил бурную деятельность, выступая
как бы в роли ходатая перед усопшим о. Феодосией. Но скромная роль посредника не
устраивает Иннокентия. Он сам хочет быть святым, пророком, прорицателем. В своих
проповедях Иннокентий говорит о своих чудных видениях, в которых будто бы
беседует с самим Иисусом Христом. Люди стали верить выдумкам балтского монаха,
считая его посланником Божьим. Один из местных жителей, посетивший монастырь в
1909 г., рисует такую сцену, которой сопровождалась проповедь Иннокентия: "... Со
всех сторон неслись дикие вопли, люди, точно безумцы, лаяли по-собачьи, валялись
на полу, бичевали себя веревками до крови по всему телу".
Постепенно вокруг Иннокентия стали группироваться его приверженцы и почитатели,
которые разносили самые невероятные истории о новоявленном пророке: одни
утверждали, что к Иннокентию много раз незримый для других являлся Иисус
Христос; другие рассказывали, что он родился от непорочной девы и уже в
младенческом возрасте возносил хвалу Господу Богу. Поклонники "пророка"
призывали во имя спасения и искупления от грехов бросать все: дома, имущество,
детей, семью, - следовать за пророком и готовиться к встрече с Богом. Многие
люди верили им, продавали свое имущество, а вырученные деньги полностью
жертвовали на монастырь "Святого Духа".
Но постепенно действия новоявленного пророка стали принимать скандальный
характер. Его развратный образ жизни, пьяные оргии, сопровождавшиеся скандалами,
драками его мироносиц-сожительниц, выходили далеко за пределы монастыря. В 1909
г. в Балту прибыла специальная комиссия Синода для расследования "балтского
движения". Вскоре после отъезда комиссии появился приказ Синода, в котором
предписывалось перевести инока Иннокентия из Балтского монастыря "под строгий
контроль испытанного в вере Серафима Подольского", прекратить распространение
слухов о святости Иннокентия. Из Балты Иннокентий был переведен в Каменец-
Подольск, а в феврале 1912 г. перемещен в Мурманский монастырь, находившийся в
Олонецкой губернии.
В это же время приверженцы Иннокентия, его апостолы и мироносицы, купив большой
участок земли близ села. Липецкого Ананьевского уезда Херсонской губернии,
начали сооружать огромный подземный монастырь, вместимостью в несколько тысяч
человек, т. н. "Новый Иерусалим". В мае 1913 г. строительство монастыря было
завершено. Тысячи людей стали стекаться и заселять пещеры "гефсиманского сада",
как именовали иннокентьевцы катакомбы в Липецком. Огромные скопища людей в
темных, сырых подвалах подземелья, грязь, посты и постоянное недоедание
способствовали массовым заболеваниям. Сотни людей умирали от тифа, чахотки и
других болезней.
А Иннокентий тем временем, находясь в Мурманском монастыре, решил бежать оттуда.
В уме его созрел план: "Пусть меня освободит сам народ". В Бессарабию полетели
письма к "апостолам" с указанием поднимать народ, чтобы вызволить его из
"плена". Несколько тысяч людей в один из декабрьских дней 1912 г., продав все
свое имущество, двинулись в далекий и суровый Олонецкий край освобождать
Иннокентия. Многие из участников похода, одетые в дырявые кожухи, больные, а
иные с детьми, не могли вынести тяжелого пути, суровых морозов, падали в
изнеможении, роняли святые реликвии и гибли на пустынных заснеженных просторах.
Никто не заботился о спасении паломников, а они, движимые слепой фанатичной
верой, шли навстречу своей гибели. "И в пути, и в самом монастыре богомольцы
переживали тяжкие лишения, - сообщал корреспондент газеты "Русское слово". - Они
гибли от холода, тесноты и грязи буквально сотнями. Особенно велика была
смертность среди детей".
Спустя некоторое время после прибытия толпы верующих из Бессарабии Иннокентий,
собрав своих "апостолов", предложил им имитировать восстание паломников, чтобы
"освободить его из плена". Монастырское начальство, узнав о замыслах Иннокентия,
вызвало казаков и наряд жандармерии, и 5 февраля 1913 г. паломники вместе с
"пророком" были выдворены за монастырские ворота. Теперь уже многоверстная
черная толпа медленно потянулась с севера на юг, возглавляемая самим
иеромонахом. Вот что рассказывает один из очевидцев тяжелой драмы: "Тысячная
толпа, окружив Иннокентия, медленно двинулась вперед с иконами, крестами и
пением "Спаси, господи, люди твоя". Голодная, закоченевшая от холода масса, шла,
как загипнотизированная... многие падали и умирали". Наконец 8-10 февраля 1913 г.
паломники были остановлены в г.Каргойоле и его окрестностях, загнаны в вагоны и
под конвоем отправлены к месту жительства, а Иннокентий арестован и препровожден
в Петрозаводскую тюрьму.
Так закончилась эта бесславная эпопея, в результате которой погибло и искалечено
несколько тысяч человек.
23 августа 1913 г. дело иеромонаха и "балтское движение" было рассмотрено
Синодом, по решению которого Иннокентий за совершенные им преступления был
отправлен в "Соловецкий Ставропигальный первоклассный монастырь, под надзор
настоятеля архимандрита Иоанисия". На суде Иннокентий признался в своих
преступлениях, правда, свалив всю вину за содеянное на "врага рода
человеческого, диавола, всегда ищущего кого поглотить", и покаялся в них.
В декабре 1917 г. Иннокентий вновь появляется в Липецком и прилагает отчаянные
усилия, чтобы снова сплотить вокруг себя приверженцев и почитателей, активных
проповедников его "вероучения". Он ездит по Бессарабии, проповедует о конце
света, о наступлении царства сатаны, призывает верующих отрешиться от суетного
мира, уйти в подземелья и готовить себя для вступления в церствие небесное. Но
проповеди Иннокентия собирали все меньше и меньше людей, начали таять ряды
почитателей, обманутые выходили из подземелий. Для "пророка" наступили черные
дни. Его "апостолы" перестали повиноваться. Некоторые из них сами захотели
возглавить секту. В подземелье разыгрывались кровавые схватки, иногда
заканчивавшиеся убийством того или иного претендента на "престол". Все это не
упрочило положение секты.
В 1919 г., на одном из собраний своих приверженцев, Иннокентий был убит в пьяной
драке "апостолом" своей секты и тайно похоронен. Среди верующих руководители
секты распространили слух, что Иннокентий вознесся на небеса.
В 1921 г. был закрыт Липецкий монастырь "Новый Иерусалим". После его закрытия и
смерти Иннокентия секта не прекратила своего существования. Руководители секты
("та-туни" и "мамуни") бродили по селам, организовывали тайные собрания
приверженцев секты, проповедовали скорое наступление конца света и приближение
страшного суда, склоняли верующих к тому, чтобы те продавали свое имущество,
покидали греховный мир, уходили в подземелья и готовили себя к великому дню. В
этот период в Бессарабии возникает широкое подполье иннокентьевцев, оборудуются
подземные жилища для проповедников, места для молений и т. д. Но постепенно
влияние секты на население стало уменьшаться, хотя она и не прекратила своего
существования.
В 1908-1912 гг. секта обособилась от православной церкви и сложилась в
самостоятельную религиозную организацию. Вероучение иннокентьевцев не
представляет какого-либо цельного, самостоятельного религиозного течения,
имеющего свои особые догматы и каноны. На первых порах приверженцы иеромонаха
Иннокентия посещали православные церкви и тайные моления, которые устраивали
сектантские проповедники, справляли те же религиозные праздники и обряды, что и
исповедующие православие. Лишь впоследствии в основу сектантского православия
вплетаются отдельные догматы баптистов и пятидесятников, хлыстов и иоаннитов.
Центральное место в вероучении секты занимает догмат о греховности людей и
подготовке их к вечной загробной жизни. Иннокентьевны верят, что в человека по
велению бога может воплотиться Дух Божий, и избранник Всевышнего должен
почитаться наравне со всеми святыми. Иеромонах Иннокентий в своих проповедях
уверял верующих, что в него воплотился Святой Дух, что одновременно в него
вселился дух пророка Иоанна Крестителя, посланного Богом учить народ.
Впоследствии преемники Иннокентия также внушали верующим, что в них воплотился
дух того или иного святого.
Величайшим подвигом во имя спасения души Иннокентьевны считают самоумерщвление.
Во многих тайниках этой секты находились специально оборудованные "комнаты
смерти", где в страшных муках погибали обреченные жертвы. Некоторые из них были
похоронены заживо.
Члены секты не принимают участия в общественной, политической жизни общества,
отказываются от службы в армии.
Сектантам-иннокентьевцам их руководители запрещают обращаться к медицинской
помощи по той причине, что физическими страданиями верующие якобы искупают свои
грехи. "Кто страдает, тот не должен искать утешения", - поучают проповедники.
Иннокентьевцы выступают против брака. Для них супружество является препятствием
на пути к святой жизни. Образование секта объявляет "греховным делом". Верующим
запрещается посещать театры, кино, слушать радио, а детям - ходить в школу.
Рядовые члены секты беспрекословно подчиняются своим руководителям, нареченными
"святыми". Все средства, вещи, продукты, добываемые тем или иным путем бродячими
Иннокентьевнами, передаются руководителям секты.
6. Истинно-православное христианство
После 1917 г. в православной церкви наметился раскол. Появились два лагеря:
тихоновцы и обновленцы. Кроме этого, в православии возникло множество различных
группировок: последователи истинной православной веры
(ПИПВ), истинной веры христианской (ИВХ), истинно-православная церковь (ИПЦ),
истинно-православные христиане (ИПХ) и союз православных церквей (СПЦ).
Религиозные взгляды истинно-православных христиан не выходят из основного русла
православного мировоззрения, но имеют некоторые отличительные черты.
Как и в православии, верующие этих течений признают существование триединого
Бога-Отца, Сына и Духа Святого. Однако представления ИПХ о Боге-Сыне и Боге-Духе
несколько отличаются от соответствующих представлений церкви. Сторонники ИПХ
считают, что Бог-Сын может непосредственно, без помощи священников, общаться со
"слугами Божьими", а Бог-Дух может самостоятельно освящать "благодатью" природу
- озера, рощи, камни, где, по утверждению верующих, они общаются с Богом. Для
этого они устраивают тайные молитвенные собрания у "святого источника".
Приверженцы ИПХ считают, что Бог повсюду, где его верующие славословят, а раз
так, то можно обойтись без специального храма. Способность Святого Духа
открываться "праведным людям" и действовать в них, заявляют они, позволяет
обходиться без совершаемых духовенством "таинств". В результате церковные
таинства православия - священство, миропомазание, крещение младенцев - у них
отсутствуют, а причащение и покаяние приобрели новые формы.
Причащение в основном происходит во время домашнего моления, на котором
призывают Иисуса Христа "снова посетить мир" и в подражание "Тайной Вечере"
причащаются пресным хлебом и водой из "священного родника". Покаяние носит
публичный характер, совершается один-два раза в год на молитвенных собраниях в
дни больших праздников. После коллективного домашнего моления руководитель
группы предлагает присутствующим покаяться. Верующие поочередно встают на колени
перед иконами и вслух перечисляют свои грехи, которые им или отпускаются, или за
которые накладывается эпитимия.
Местами общения ИПХ и ИПЦ служат так называемые "святые" источники. В дни
молений здесь устанавливаются иконы, свечки, на деревьях развешивают различные
лоскутки материи. Богослужение в этих местах не повторяет порядок тех
богослужений, которые проводятся в православных храмах. Моление открывается
вечером коллективным пением акафистов - особых хвалебных песен в честь Христа.
Пока эти песни поются, верующим не разрешается ни сидеть, ни преклонять колени.
Пение акафистов периодически прерывается чтением молитв и неистовым
открещйванием. Они крестят лоб и все части тела, все вокруг себя и особенно
посторонних, т. к. считают, что за порогом их дома - мир "антихриста". После
пения акафистов проповедники проводят беседы "для укрепления веры". Большое
значение имеет вода "святого" источника. Верующие ИПХ во время моления купаются
в источнике, поливают друг друга водой, окропляют "сомневающихся".
Местом проповеди вероучения в зимний период были домашние молельни. Собрания
проводились тайно.
Члены этих сект соблюдают все даты православного праздничного календаря,
особенно Пасху.
В центре религиозного мировоззрения на всем протяжении существования этих групп
стояли идеи о явлении антихриста и Втором Пришествии на Землю Христа.
Комментарии (5) Обратно в раздел сектология
|
|