Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (5)

Макарова Н. Тайные общества и секты

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ II. СЕКТЫ

Секта (лат. sekta - школа, учение) - это один из типов религиозных объединений,
отличающийся рядом признаков.

Секта обычно возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным
религиозным направлениям.

Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных
принципов, ценностей и установок. С этим связаны тенденции к изоляции,
настроения избранничества, резко выражено стремление к "духовному перерождению"
ее членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного
нравственного кодекса и ритуальных предписаний.

Данные признаки, не оформленные в строгое определение, дают представление о
сектантстве в целом.

Термин "сектантство" был введен в религиозную практику официальными церквами,
которые стремились подчеркнуть свое превосходство, свою "истинность" перед
разного рода оппозиционными течениями.

В то же время отдельные руководители оппозиционных религиозных течений не
находили ничего предосудительного в том, что их именовали сектантами. Такое
отношение мы находим, например, у основателя адвентизма В. Миллера в период
зарождения адвентистского движения в США, у ряда баптистских лидеров во время
возникновения баптизма.

Отделение той или иной группировки от господствовавшей церкви, религиозного
направления объявлялось лидерами данной группировки как восстановление "истинной
веры", как некое "открытие" сокровенного смысла богодухновенных писаний, ранее
не понятого религиозными идеологами. Отсюда претензия на исключительность своей
доктрины.

Известный австрийский писатель Стефан Цвейг, повествуя о рождении религиозно-
мистического учения "Христианская наука", справедливо отмечал, что "никогда
никакая религия не должна казаться верующим придуманной отдельным разумом
человеческим; ей во всех случаях подобает быть сошедшей свыше, из миров
невидимых, быть "явленной"; в интересах веры она должна утверждать, что
избранный общиной есть на самом деле избранник самого Господа Бога" (Собр. соч.,
т. XI. Л..- 1932, с.2О).

И вполне естественно, что сплошь и рядом идеологи возг никавших сектантских
течений объявляли себя "пророками", ссылаясь на внезапно возникшие у них
"озарения". Некоторые даже выступали в качестве "воплощения Святого Духа",
именовали себя "живыми Христами". Было чрезвычайно важно укрепить убежденность
рядовых верующих в том, что им выпала миссия быть носителями "истинного света",
единственно правой веры.

И не случайно поэтому, что сектанты во все времена считали и считают себя
"избранниками мира сего". Кому бы приверженцы сект ни поклонялись - Богу или
дьяволу, они всегда верят в свою элитарность; верят, что основатель секты -
человек, которому в один прекрасный день открылась "абсолютная истина".

Объединенные общим термином "сектантство", религиозные течения крайне специфичны
и обладают сугубо индивидуальными особенностями и в своем возникновении, и в
своей эволюции.

РАЗДЕЛ 1. ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ

Глава I.

Период возникновения и становления христианства (I в. до н.э. - IV в. н.э.)

 

Отдельные элементы вероучения первых христиан и их организация во многом
восходят к иудейским сектам, существовавшим в I в. до н. э. в Палестине.

Палестина в то время входила в состав Римской империи. В конце I в. до н. э. ее
правителем был царь Ирод, который вызывал своей жестокостью ненависть жителей
всей страны. По христианской легенде, Ирод приказал перебить всех младенцев
мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился ребенок, которому суждено стать
царем иудейским. Избиение младенцев - эпизод не исторический, но по приказанию
Ирода действительно было уничтожено множество людей, в том числе его жена и три
сына. Узнав об этих казнях, римский император Август сказал, что лучше быть
"свиньей Ирода, чем его сыном". И тем не менее (а, может быть, именно вследствие
жестокости Ирода, которая внушала его подданным страх и повиновение) Август
покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во всех действиях, касающихся
внешних сношений, все жители Иудеи должны были приносить присягу на верность не
только ему, но и императору Августу. Ирод обложил население огромными налогами,
конфисковал землю у своих противников и раздал ее своим родственникам и
приближенным.

Умер Ирод в 4 г. до н. э., но положение в стране оставалось напряженным в
течение всего I в. Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри
палестинского общества не было единства: существовали самые разные группировки и
течения, спорившие друг с другом по политическим и вероучительным вопросам.

К общественной верхушке принадлежали так называемые саддукеи. Они требовали
строгого соблюдения установлений, записанных в священной книге иудев - Библии,
не признавали никаких устных учений и дополнений.

Значительным влиянием в иудейском обществе обладали фарисеи - религиозное
течение, представители которого выступали за чистоту иудаизма, против контактов
с чужеземцами, против участия в каких бы то ни было празднествах язычников.
Фарисеи занимались толкованием священных книг, извлекая из них и формулируя
нормы, пригодные для условий современной им общественной жизни. Фарисеи
признавали воскресение мертвых, загробное воздаяние, что отвергалось саддукеями.
Среди фарисеев тоже не было единства. Некоторые фарисеи выступали за
скрупулезное соблюдение всех внешних норм поведения, за что и заслужили упреки в
лицемерии и ханжестве.

В конце I в. до н. э. - начале I в. н. э. сложилось крайне радикальное движение
зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую борьбу с
Римом. Кроме перечисленных групп, в Палестине I в. н. э. было большое количество
бродячих проповедников, воспевавших скорый приход спасителя, мессии -
помазанника Божия, который освободит народ и станет истинным "царем иудейским".

 

1. Ессеи (курманиты)

Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация которой
имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это ессеи, о которых
рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии, римский
писатель Плиний Старший).

Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в
Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи"
происходит от сирийского слова Asaya, что означает "врачи", а по-гречески
"терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении
физических и нравственных недугов.

Некоторые из них обладали даром пророчества, как, например, Менахем, который
предсказал Ироду его царствование. "Они служат Богу, - говорит Филон, - с
великим благочестием, и не внешними жертвоприношениями, а очищением своего
собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными
искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают
одни для других" (Филон. О созерцательной жизни).

Ессеи исповедовали догмат предсуществования души, в котором кроется причина ее
бессмертия. "Душа, - говорили они, - спускающаяся в мир из самого тончайшего
эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает
в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она
улетает с радостью" (Josephe A. J. 8).

У ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя
безбрачие. Они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали
землю и нередко воспитывали брошенных детей. Что касается семейных ессеев, они
составляли нечто вроде ордена третьей степени, усыновленного первым и
подчиненного ему. Они отличались своей молчаливостью, кротостью и серьезностью и
занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками,
садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.

К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежали члены религиозной общины,
чьи рукописи, а затем и поселения были обнаружены в районе Мертвого моря после
второй мировой войны. Община эта обычно называется Курманской (по имени
местности Вади-Курман, где впервые арабскими пастухами случайно были найдены
спрятанные в пещере рукописи).

Члены этой религиозной общины, существовавшей во II в. до н. э. - I в. н. э.,
удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они
исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм
нечестием, исказило божественное учение. Именно поэтому курманиты порвали
отношения с храмом и стали называть себя "Новым союзом" (или "Новым Заветом").
Курманиты называли себя также "сынами света" - в противоположность "сынам тьмы",
к которым они причисляли все остальное человечество.

Курманиты, как и все ессеи, жили замкнутой общиной, для которой характерны были
общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы,
изучение религиозных текстов.

Вступить в общину было трудно. Желавшие это сделать должны были пробыть на
испытании не менее года. Если свойства ищущего оказывались подходящими, его
допускали к обрядам омовения, но вступать в сношения с учителями секты можно
было лишь после нового двухлетнего испытания, после которого нового члена
принимали в общину. Этому предшествовало произнесение "страшных клятв", которыми
вступающий обязывался исполнять все постановления общины и ничего не выдавать из
ее тайн.

После этого вступающий допускался к всеобщей трапезе, которая происходила с
большой торжественностью и составляла внутренний культ ессеев. Они смотрели на
одежду, употреблявшуюся при этих трапезах, как на священную, и снимали ее,
прежде чем приняться за обыденные работы. Эти братские вечери, которые являются
прообразом Тайной Вечери, основанной Иисусом, начинались и оканчивались
молитвой. Тут же давались толкования священных книг Моисея и пророков. Но
толкование текстов, так же как и посвящение, имело три ступени и три смысла.
Очень немногие достигали высшей ступени.

Новый член передавал общине "все знание, труд и имущество". Члены общины
избегали общаться с окружающим миром: они должны были, согласно уставу,
"отделиться от людей кривды". Для курманитской общины, как, по-видимому, и для
всего ессейского движения, было,характерно стремление сделать культ менее
формальным, более духовным. В частности, это относится к вопросу о
жертвоприношениях. Для курманитов "дух святости" важнее, чем "мясо всесожжении и
чем жертвенный жир", а "совершенство пути" равнозначно "дарам благоволения" (т.
е. жертвам).

Целью курманитов и всех их установлений была подготовка к решающей борьбе
"Сынов.света" с "сынами тьмы". Характерными чертами религиозного учения
курманитов являются: дуализм (представление о борьбе в мире двух начал - злого и
доброго); избранничество членов общины как "сынов света", предопределенное
божеством; вера в конец этого мира - эсхатологизм (от греческого слова "эсхатос"
- конец) и мессианизм - вера в приход божественного спасителя, помазанника
Божьего.

В этих представлениях о конце мира, о суде Божьем, которому подвергнутся
нечестивые, о посреднике между Богом и людьми особое место занимает почитание
основателя общины - "учителя праведности". Этот человек, по мнению большинства
ученых, реально существовал. Согласно курманским документам, против него
выступил "нечестивый жрец". Попытки ученых отождествить эти фигуры с конкретными
историческими лицами пока не увенчались успехом. Наиболее распространено мнение,
что "учитель праведности" жил во И в. до н. э. и создал учение курманской
общины. После его смерти произошла, как это обычно бывает в новых религиозных
течениях, мифологизация его образа. Ему придавались особые черты: в курманских
рукописях, например, говорится, что учитель знал истину "непосредственно из уст
Бога". Курманиты ставили основателя своей общины выше ветхозаветных пророков,
поскольку он (учитель) мог истолковывать все тайны, содержащиеся у пророков.
Преданость заветам "учителя праведности" должна спасти его сторонников во время
последнего суда. Не исключено, что курманиты верили в возможность воскресения
"учителя" и его возвращения на землю.

Курманиты требовали от всех членов общины строжайшего соблюдения организационных
и вероучительных установлений. За любое нарушение полагались наказания:
сокращение пищевого рациона, временное отлучение, изгнание из общины. Общаться с
изгнанными также строжайше запрещалось; если такое общение произошло у какого-
либо члена общины случайно, он не мог участвовать в общих советах; если
сознательно - изгонялся навсегда. Изгнанием наказывалось недовольство
организационными основами общины, отход от вероучения. Если человек, "дух
которого дрогнул", раскаивался, то он все равно нес наказание, но более мягкое:
отлучение на один год и ущемление в правах на второй год (так, во время трапез
он обязан был сидеть позади всех членов общины).

Осуществление внутри общины принципа примитивного равенства могло происходить
только в полной изоляции от окружающего мира, где люди были разделены.на богатых
и бедных, на рабов и свободных; от мира, где многочисленные проповедники
провозглашали единственно истинным каждый свое учение.

Люди, недовольные своей жизнью, не видящие выхода, шли к ессеям. Римский
писатель Плиний Старший сообщал об ессеях: "Изо дня в день число их
увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых
волны фортуны влекут к обычаям ессеев" (Естественная история, V, 17,73).

Влияние, оказанное ессеями на религиозное учение первых христиан, было очень
велико, но сами они не смогли выйти за пределы своей секты.

 

2. Гностики

Гностицизм (от греч. - познавательный) - это религиозно-философское течение,
возникшее в I-II вв. Гностицизм явился формой связи новой христианской религии с
мифологией и философией эллинизма.

Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что
он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента исходят от нийших сил,
которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма) исходит от божества -
это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится
избранным, неподвластным действию космических сил, управляющих миром.

Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом, а
низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром, о человеке,
который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию
(по-гречески "гносис") соединиться с божеством, христианские писатели называли
гностическими идеями.

Гностические идеи проявлялись в разных сектах (например, в палестинских и
сирийских сектах последователей Иоанна Крестителя). Эти секты, группы и
философско-религиозные школы не были связаны между собой и часто враждовали друг
с другом.

Основным отличием новозаветного христианства от гностических учений было
неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством), которым
гностики заменяли веру в Бога.

Христианские богословы называют несколько проповедников, которые первыми внесли
гностические идеи в христианство.

К таким первым проповедникам принадлежит Симон Волхв. По всей вероятности, он не
был христианином, а принадлежал к какой-то неизвестной нам сирийско-
самаритянской религиозной секте. Про него рассказывали, что он всюду возил с
собой проститутку по имени Елена, которую называл "живым воплощением
Божественной Мысли".

Суть учения симониан сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила,
которая проявляет себя как Разум. Разум создает стоящую ниже себя Мысль. Мысль
обладает творческой способностью, она порождает ангелов и силы, создавшие мир. В
процессе создания мира Мысль потеряла контроль над своими творениями, она
находится в плену у них в. "нижнем" мире, мире зла. Необходимо освободить Мысль
из этого плена.

В учении симониан абстрактные рассуждения, таким образом, переплетались с магией
и мистическими представлениями о воплощении божества.

Одним из наиболее известных гностиков II.в. был Валентин. Родился он в Египте,
начал свою деятельность в Александрии. Около середины II в. (между 130 и 1б0
гг.) учил в Риме. Римская христианская община не приняла учения Валентина, йо в
Египте, Малой Азии, некоторых городах Италии у него было немало сторонников.

Согласно учению Валентина, абсолютное божество - "неизвестный отец" создал
Разум. Затем появляются различные "зоны" (извечные сущности, порожденные
божеством). Совокупность эонов образует духовную полноту, единство бытия -
плерому ("полноту"). Зоны не знают истинного отца, поэтому при сотворении мира
была совершена ошибка. Зоны, а затем различные силы и власти, находящиеся уже
вне плеромы, возникают попарно (каждая пара рождает следующую). В мире
существует резкое разделение на противоположные пары: так, правым архонтом
(властью) Валентин называл непосредственного Создателя мира, а левым - Сатану
(образ, заимствованный им из иудейских и христианских представлений). Христос
(одна из сущностей в этом мистическом процессе разделения единого Бога) открыл
людям возможность гносиса, т. е. духовного достижения плеромы. Гносис -
индивидуальное откровение - и есть спасение, но это спасение может быть только
духовным.

Все эти оторванные от конкретной реальности построения были выражением ощущения
абсурдности реального мира, стремлением создать картину мироздания, полностью
исключенную из действительной жизни, замкнутую в самой себе.

Для валентинианов, как и для других гностиков, Иисус был лишен человеческой
сущности.

В начале И в. в-Александрии возникла секта Василидиан. Основателем ее был
философ-гностик Василид, родом из Сирии, живший в Антиохии, Александрии, Персии.
Василид принял 365 эонов, или циклов творения, называемых по-гречески
"абраксакс", потому что буквы в этом слове, взятые как числительные знаки, дают
в произведении число 365. Под словом "абраксакс" в более глубоком смысле
подразумевался верховный Бог.

По учению Василида, истинное благо для всех существ придет только тогда, когда
каждое будет знать только самого себя и свою сферу. Василид безразлично
относился к такому острому для христиан вопросу, как отступничество при
гонениях. Нет никакого смысла в мученичестве и борьбе, утверждал он. Отречется
внешне человек от своей веры или нет, от этого ничего не изменится; значение
имеет только его внутреннее состояние, его внутреннее прозрение божества.

Как и Симон Волхв, Василид не гнушался колдовством и "цирковыми эффектами", что
ничуть не мешало ему развивать полярную доктрину гностиков. Вслед за древнеиран-
ским пророком Зороастром он учил, что материю - ередоточие зла - истребит
очистительное пламя, а люди духа, достигнув совершенной зрелости, возвратятся к
своему первобытному естеству и вознесутся в блаженные сферы "полноты разума".
Отсюда и герметический принцип: "В огне обновляется природа". По иронии судьбы
инквизиция впоследствии возжгла костры для очищения еретических душ, а не ради
обновления материи.

От секты василидиан отпочковались офиты, назвавшие себя по имени змея,
искусившего человеческую праматерь и даровавшего людям плод познания. Этим был
сделан существенный вклад в фундамент сатанинского храма.

Дело офитов с успехом продолжили кананиты, провозгласившие Каина, убившего брата
Авеля (символ слепой веры, по их воззрениям), первым гностиком, наказанным Богом
Яхве.

Противники всяческого церковного закона - антитактиты - ополчились уже против
любой религии, прославляющей Бога-Творца. А первые нудисты - адамиты, объявив
брак "плодом греха" и сбросив одежды, провозгласили свободу любви, так сказать
"сексуальную революцию".

Для гностиков одних только рассказов о неизвестном Божестве и проистекающих из
него сущностях было недостаточно, чтобы привести себя в экстатическое состояние,
которое воспринималось как воссоединение с Богом. Гностики совершали магические
обряды, произносили заклинания, в которых большую роль играли верования,
уходящие в глубокую древность. В учениях гностиков-христиан возродилась та
сложная древневосточная магия, против которой выступали первые последователи
христианства.

Гностики образовывали тайные союзы, куда было очень трудно попасть. Вступающие
должны были давать особые клятвы. Некоторые группы гностиков-христиан селились в
уединенных местах, чтобы избежать общения с инаковерца-ми и создать
соответствующую обстановку для гносиса. В тайных организациях гностиков
появились тайные писания, предназначенные для избранных, для тех, кому было
доступно "истинное познание".

Замкнутость, таинственность, сложные магические обряды гностиков - все это
поставило их вне существующего общества.

Христианская церковь выступила против недопустимого с ее точки зрения совмещения
евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. В конце II в.
гностицизм был побежден христианством и в дальнейшем продолжал существовать
только в виде сект и отдельных направлений.

 

3. Монтанисты

Во второй половине II в., когда в Римской империи начался внешнеполитический, а
затем и внутренний кризис, в христианстве появляется новое течение. Это течение
связано с именем Монтана. Он жил во Фригии - одной из областей Малой Азии,
которая входила в римскую провинцию Азия. Был жрецом фригийской богини Кибелы,
потом принял христианство и начал проповедовать свое учение, в котором были
возрождены элементы ранних христианских верований.

Главную роль среди сторонников Монтана играли пророки. Возможность обрести дар
пророчества признавалась за любым верующим, через пророков гало распространение
нового учения, в то время как в большинстве христианских общин руководящая роль
принадлежала епископам.

Монтанисты возобновили собрания христиан с общими трапезами - практика, от
которой другие христианские общины уже отказались, заменив их собраниями для
молений и выслушивания проповедей епископов.

Монтанисты проповедовали скорое Второе Пришествие и наступление конца света. И
это Второе Пришествие, согласно их учению, должно было произойти в Пепузе
(монтанисты называли это местечко "Небесным Иерусалимом"). Сторонники Монтана
толпами шли в Пепузу, чтобы стать свидетелями этого события. В ожидании
Страшного Суда монтанисты обязывались соблюдать строгий аскетизм. Мон-тан
призывал к постам и расторжению браков.

Движение монтанистов - один из последних всплесков надежды низов на торжество
Царства Божия на земле. Его породило ощущение безысходности, которое вызывало
появление подобных настроений у верующих и в I в. Трагическая наивность этих
верований приводила к тому, что многие люди бросали свои дома, все то немногое,
что они имели, и шли, часто голодные и босые, встречать Второе Пришествие,
которое так и не наступало...

Монтанизм распространялся не только в Малой Азии, но и за ее пределами.
Например, один из самых крупных христианских писателей II-III вв., Тертуллиан,
живший в Карфагене, поддерживал монтанизм.

Противники этого течения от догматических споров и осуждений перешли к самым
фантастическим обвинениям в адрес монтанистов. Руководитель римской христианской
общины Сотер заявил, например, что монтанисты во время своих таинств используют
кровь младенцев, т. е. совершают ритуальные убийства.

Движение монтанистов, то разгораясь, то затухая, просуществовало довольно долго.
В VI в. император Восточной Римской империи Юстиниан запретил устраивать им
совместные трапезы.

Таким образом, гностицизм и монтанизм были как бы двумя крайними точками, по
направлению к которым развивались разные христианские течения во II в. и в
борьбе с которыми складывалась догматика, этика и организационные формы учения,
сумевшего наиболее адекватно приспособиться к окружеющему обществу и
государству. Именно это учение было признано в IV в. на Никейском соборе, где
председательствовал сам император Константин, всеобщим (т. е. католическим),
единственно правильным, православным (т. е. ортодоксальным). И вплоть до
разделения христианской церкви на восточную (православную) и западную
(католическую) она носила единое название - ортодоксальная католическая церковь.

Борьба внутри христианства во II в. не прошла бесследно. Многие учения того
времени нашли свое продолжение в сектах и религиозных группах последующих эпох.

 

4. Манихеи

В IV в. в Римской империи появляется секта манихеев, основанная на
дуалистическом мировоззрении и близкая к гностический учениям, которая
приобретет особое значение в последующие века.

Название этой секты происходит от имени ее основателя - полулегендарного Мани
(ок.21б - 276). Он родился в Ктеси-фоне (Персия), в сельце сектантов-
"крестильников", примыкавших к гностическим общинам мандеев. В силу этого Мани
рано познакомился с эзотерическими учениями. Какое-то время он был христианским
пресвитером.

Черная понемногу из разных источников, он выработал свою христианско-
гностическую доктрину и под именем Параклеита начал проповедовать новое учение
при дворе персидского царя Шапура I. Со своими проповедями он обошел многие
города и страны, добрался до границ Индии и Китая, где познакомился с даосами и
буддийскими монахами. Именно в это время он угодил в рабство, откуда его
выкупила богатая вдова. Этот факт биографии (возможно, вымышленный) так
подействовал на воображение его последователей, что они прозвали своего пророка
"сыном вдовы", а вскоре так же стали называться и сами сектанты. На какое-то
время Мани совершенно исчез из их поля зрения, удалившись в пещеру, где питался
одной травой.

В конце царствования Шапура I Мани вновь возвратился в Персию, где в марте 276
г. был распят по наущению местных магов. Последний факт биографии принес
мятежному проповеднику ореол мученичества.

Мани приписывают несколько религиозных трактатов, из которых наибольшей
популярностью у манихеев пользовались "Книга гигантов" и "Шахнуракано", в
которых он изложил свои космогонические представления.

Учение Мани пессимистично, т. к. излагает идею об из-начальности и
непреоборимости зла, которое является началом столь же самостоятельным и
исконным, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом и духом, Мани,
однако, не считал тьму или материю следствием угасания света; в манихействе
царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история - борьба
света и тьмы, добра и зла, Бога и дьявола. Человек двойственен: творение
дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека".
Евангельский Христос был лже-Христом. Настоящий Христос не воплощался и не
сочетал в себе естеств Бога и человека. После Христа был прислан Мани - параклет
(утешитель) - главный из посланцев Царства Света.

Основополагающее принципы манихейства: защита души от всякой телесной скверны,
самоотречение и воздержание, постепенное преодоление пут материи и окончательное
освобождение заключенной в человеке Божественной сущности. Здесь Мани вплотную
приблизился к индобуддист-ским представлениям о конечном слиянии освобожденной
души с Абсолютом. Столь же сходны с буддистскими и налагаемые на манихеев
запреты: мясо, вино, чувственные удовольствия и т. п..

Последователи Мани делились на два резко разделенных класса: "избранных" и
"слушателей". Последние только обязывались воздерживаться от идолопоклонства,
лжи, волхвования и пролития крови, тогда как жизнь "избранных" была опутана
бесчисленными табу. Община "избранных" строилась на принципе пятиступенчатой
иерархической пирамиды. На вершине находились "учители кротости", затем шли
"сыны видения" - епископы, "сыны разума" - пресвитеры, "сыны тайны" и аудиторы.
Августин называет 12 учителей и 72 епископа, остальных "избранных" было также не
очень много.

Культ маыихеев отличался строгостью, простотой и состоял из молитв и песнопений.
Это обстоятельство облегчало тайное распространение учения секты. Основная
мистерия "сынов вдовы" посвящалась распятому вероучителю и приходилась на март.
Позднее, под влиянием христианства, манихеи стали справлять обряды, похожие на
крещение и причащение, что еще более помогло им приспособиться к обрядам
официальной церкви.

Сектанты, спаянные строгой дисциплиной и тайными ритуалами, выступали под
знаменами изначального христианства, которое будто бы хотели восстановить во
всей его чистоте. Но римская церковь сразу же ополчилась на сектантов, пришедших
из Персии. Кодекс, принятый при римском императоре Феодосии I (379-395),
наполнен многочисленными законами, против манихеев, которых преследовали по всей
империи. В конце IV в. манихеи появились в Испании и на севере Африки. Мать
византийского императора Анастасия I (491-518) покровительствовала сектантам. В
этот период манихеи распространились по всей Византии, но последовавшие вскоре
гонения заставили их уйти в подполье.

Переменив название, место и эмблематический язык, секта манихеев в дальнейшем
распространилась по Болгарии (богомилы), Ломбардии (патерийцы), Франции (катары,
альбигойцы и пр.), соединилась с сарацинами, открыто вела войну с императором, и
последователи ее погибали тысячами в сражениях и на костре. От ее столетнего
ствола произошла так называемая ересь Гуситов и Виклифитов, проложивших путь
протестантству.

Действительно, в мрачные Средние века возникли бесчисленные секты, связанные
общим договором, существование которых только тогда становилось очевидным, когда
зловещий свет горящего костра запылает в темноте, в которой они скрываются.
Священный язык манихеизма был очень известен и основан на согласии голосов и
идей, называющемся в пифагорейской фразеологии "гармонией сфер", фразеологии,
устанавливающей связь между мистическими степенями и эмблематическими сферами
посредством условных выражений и образов. Известно, что альбигойцы и патерий-цы
узнавали друг4 друга посредством знаков. Один провансальский патериец, бежавший
в Италию в 1240 г., повсюду встречал дружеский прием, обнаруживая себя братьям
посредством условных фраз. Он повсюду находил секту прекрасно организованной, с
церквами, епископами и самыми деятельными проповедниками, которые наводняли
Францию, Германию и Англию. Манихейский язык, кроме того, был аскетический,
любящий и христианский; но неофит, вступивший в секту, увлекался за пределы и
постепенно отчуждался от папской церкви.

Таинства имели в виду главные цели - руководить неофитом, сначала
нечувствительно изменяя его прежние мнения и наклонности, а потом постепенно
обучая его условному языку, который, будучи сложен и разнообразен, требовал
много времени на изучение. Но не все допускались до высших степеней. Те, которые
"возвращались назад" или не могли отказаться от прежних идей, оставались всегда
в церкви и не были вводимы в святилище. Это были простые христиане и искренние
слушатели, которые, из усердия к реформе, часто подвергались смерти. Но не
возвращавшиеся назад посвящались во все таинства, которые необходимо было знать
самым верным членам секты.

Разрушение Рима и основание небесного Иерусалима, о которых говорится в
Апокалипсисе, были главною целью стремлений секты.


Глава II.

Секты в Западной Европе в средние века

 

Большое распространение христианские секты получили в странах Западной Европы в
XI-XIII вв. Идейными источниками этих сект были еретические течения первых веков
христианства, главным образом гностицизм и манихейство. Другим идейным
источником были философские учения ряда мыслителей (Иоанн Скот Эриугена, Берен-
гар Турский, Росцелин, Абеляр, Жильбер Порретанский, Джон Уиклиф, Ян Гус и др.).

Основную группу составляли "бюргерские" секты, Такими были секты катаров и
альбигойцев, получивших широкое распространение в городах Южной Франции и
Северной Италии.

 

1. Катары

Катары (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около 1116 г. в
Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.

Эта секта имела большое сходство с манихеизмом. О ней имеется мало сведений, т.
к. катары скрывали свои доктрины не только от света, но и от своих прозелитов
низших степеней. Катары верили в переселение душ. Они предполагали, что для
того, чтобы достигнуть света, потребуется семь подобных переселений. Катары не
почитали, презирали крест, т. к. считали его орудием смерти Иисуса Христа, и
говорили, что крест - это изображение зверя в Апокалипсисе и предмет омерзения в
святом храме. Катары вели трудолюбивую жизнь, основывали школы и больницы. Они
не порицали самоубийства, имели коммунистические наклонности и были против
брака.

Катары исполняли свои обряды в лесах, пещерах, отдаленных долинах. У них было
четыре таинства. Утешение состояло в наложении рук или крещении Святым Духом,
которое отпускало грехи, сообщало утешительный дух и упрочивало вечное Спасение.
Во время преследований катаров их обряды сокращались, бывали по ночам и тайно.
Зажженные свечи были символом крещения огнем.

При обряде посвящения священник читал первые восемнадцать стихов Евангелия от
Иоанна. В воспоминание своего посвящения новичок получал одежду из тонкого
полотна и шерсти, которую носил под рубашкой, а женщины - пояс, который также
носили на теле под самой грудью.

 

2. Альбигойцы

Альбигойцы (лат. albigenses) - ветвь секты катаров. Существовала в Южной Франции
(пров. Лангедок). Свое название получила от области Альбижуа. Впервые термин
"альбигойцы" появился в 1181 г. Альбигойцы придерживались дуалистических
взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (Бога - творца духовного) и
злого (дьявола - творца материального). Они отрицали страдания Христа, не
почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными
семь таинств католической церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими
рукоположением. Отрицали учение о предстоящем Страшном Суде, существование Ада и
Рая, а также не признавали Ветхий Завет.

Надо заметить, что цель альбигойцев разнилась от цели всех последующих сект в
том отношении, что ее удары направлялись только на папский престол, и мщение
посредством гражданской силы и патерской ярости было проникнуто чисто папским
духом. Альбигойцы соединялись со всеми, кто шел против Рима, особенно с
Фридрихом II и с арагонца-ми, для поддержания прав королей против притязаний
папской епархии.

Тулуза была Римом этой церкви, которая имела своих пастырей, епископов,
провинциальные и вселенские соборы, как официальная церковь, и собирала под свои
знамена раскольников почти всей Европы.

Ересь альбигойцев сделала такие успехи по берегам Средиземного моря, что многие
страны стремились отделиться от Рима, а князья и императоры открыто
покровительствовали этому. Не будучи довольны предполагаемым уничтожением
нечестивого Рима, альбигойцы вдруг обратились к крестоносцам - на которых
сначала смотрели равнодушно, - надеясь сделать Иерусалим знаменитым и
могущественным соперником Рима, учредить там свое местопребывание и основать на
земле небесный Иерусалим, царем которого будет Готфрид Бульонский - тот, кто
опустошил Рим огнем и мечом, убил антицезаря Рудольфа, "короля патеров", и
выгнал папу из священного города, заслужив этим и надеждами, возложенными на
него, бесконечные похвалы своему благочестию, чистоте и целомудрию, воспеваемым
трубадурами, первоначально явившимися в первой четверти XII в. в аллегорических
сочинениях, известных под названием "Лебединый Рыцарь".

В остроконечных колпаках халдейских звездочетов, в черных, подпоясанных веревкой
одеждах, ходили альбигойцы по дорогам Лангедока, проповедуя повсюду свое
вероучение. Это были так называемые "совершенные" - подвижники веры, принявшие
на себя тяжкие обеты аскетизма. Остальные же лангедокцы - "верующие" - жили
обычной жизнью, грешили, как все люди, и радовачись жизни, что не мешало им
благоговейно соблюдать те немногие заповеди, которым научили их "совершенные".
Одна из этих заповедей - основная: "Не проливай крови". Это была опасная ересь,
которая страшила сильных мира сего, как и сама доктрина сектантов.

В 1209 г папа Иннокентий III провозгласил крестовый поход против пагубной ереси
Король Франции Филипп II Август двинул к границам Лангедока закованных в сталь
баронов и армию в 50 тысяч копий Предводитель крестоносцев Симон де Монфор не
щадил ни стариков, ни детей.

Умирает Иннокентий, и конклав кардиналов избирает нового папу, три короля
сменяются на французском престоле, а в Лангедоке полыхает пламя восстаний,
вызванных карательной экспедицией.

Покоренные и униженные жители Тулузы, Фуа, Альби и Кар-кассона вновь и вновь
берутся за оружие во имя бессмертных заповедей "совершенных". Только через
полвека крестоносцам удалось утихомирить опустевшую, дымящуюся страну. В одном
лишь Безье, согнав жителей к церкви св. На-зария, каратели перебили 20 тысяч
человек. Безье горел три дня; древний Каркассон, у стен которого альбигойцы дали
последний бой, был наполовину разрушен.

Последние "совершенные" с остатками разбитой армии отступили в горы и заперлись
в пятиугольных стенах замка.

Монсепор. Это была не только последняя цитадель альбигойцев, но и их святилище.
Стены и амбразуры Монсегюра были строго ориентированы по сторонам света и,
подобно Стоунхенджу друидов, позволяли вычислять дни солнцестояния. Среди
защитников крепости, возведенной на вершине горы, было всего около сотни
военных. Остальные же не имели права держать оружие, ибо в глазах "совершенных"
оно являлось носителем зла. Но и сотня воинов целый год противостояла 10 тысячам
осаждавших крепость крестоносцев. Все же силы были слишком неравны.
Объединившись вокруг своего престарелого епископа Бертрана д'Ан Марта,
"совершенные", последние маги, философы, врачи, астрономы, поэты готовились
принять мученическую смерть.

Однажды ночью крестоносцы втащили на крохотную скальную площадку тяжелую
катапульту и забросали замок камнями. Эти каменные ядра и сейчас лежат у
разбитых стен Монсегюра. В марте 1244 г. Монсегюр пал, а спустя несколько дней
257 уцелевших после штурма альбигойцев взошли на костер.

Последние сектанты погибли в пещере Сабарте уже в начале XIV в.

3. Трубадуры ("религия Любви")

У каждой эпохи есть своя цветочная гамма, своя мелодия. Случается, что
торжественные хоралы и мессы легко заглушает скабрезная песенка, а нежная лютня
перекрывает гулкие вздохи органов.

Тысячелетие, условно разделившее античность и новые времена, с трудом умещается
в прокрустово ложе, традиционно именуемом Средними веками - эпохой крестовых
походов. Замершая в ожидании вестей от крестоносцев Европа бредила мрачным
фанатизмом и невежеством, аскетическим умерщвлением плоти, ужасом перед адскими
муками и постоянным ожиданием Страшного Суда"

Но было в то время и нечто совсем иное - полнокровная жизнерадостность,
утонченная роскошь, куртуазная изысканность жестов и слов.

Не только скрежет лат и свист рассекаемого мечами воздуха доносится из той
невозвратной дали. Томная любовная песня прорывается в похоронном звоне. Здесь
начало романтического недуга, упоительного любовного бреда, преобразившей мир
мечты. Все, о чем пропоет трубадур, на века обретет емкость символа: кольцо,
голубка, перчатка, балкон, кинжал, чаша, "жемчуг" зубов, "коралл" милых губок,
"сияние" глаз...

Эту эпоху характеризуют невиданный расцвет лирической поэзии, науки и, главное,
необратимый поворот к гуманизму, закрепленный впоследствии Возрождением. Быть
может, эта вспышка в ночи была преждевременной. Но, однажды воссияв, она
оставила о себе неизгладимую память.

Дети своего времени, трубадуры в известном смысле были объединены в рыцарский
орден с особой, но довольно размытой, ритуальной символикой. Поэтому
романтический титул "Великий Мастер Любви", которым Данте и Петрарка нарекли
трубадура Арно Даниэля, означал нечто большее, чем просто возвышенный
поэтический образ.

Певцы Любви, паладины Веселой Науки, сблизились с альбигойцами. Трубадуров и
альбигойцев соединило общее горе, спаяла ненависть к католической Церкви. Они
пели одни песни, бились спина к спине и горели на одних кострах. Поэтому
основательно считать трубадуров организаторами обширного заговора против Римской
Церкви, поборниками возмущения, которыми руководили не материальные интересы и
пошлое честолюбие, а религия и законы Любви. Здесь Любовь считается не как
привязанность, которую все более или менее испытывают и понимают, но как
искусство, наука, приобретаемая посредством изучения и практики в обычаях и
законах секты, и эти артисты под разными именами разошлись по всей Европе.
Трудно определить границы, до которых распространилась Веселая Наука. Певцы
любви встречаются как трубадуры, миннезингеры и менестрели.

Провансальские певцы, язык которых папы называли языком ереси, почти непонятны
нам. Поэтому мы не смеем, так как не понимаем их стихотворений, называть их
вдохновение безумием или опровергать успех, которого они, несомненно, достигли.
Гораздо легче и естественнее думать, что эти добровольные поборники ереси,
которым не позволено было явно выражать свои идеи, предпочитали темные обороты
поэзии и легкие формы, которые скрывали их мысли. То же самое делалось с
политическими целями в различные периоды. Таким образом у нас есть "Охота за
оленем из оленей" Грингора (каламбур, обозначающий папу, Юлия II, намеком на
servus seryorum, т. е. "раб рабов"), в которой папа выставлен на посмешище.

Арно Даниэль был непонятен даже для современников. По словам Монтодонского
Монаха, "никто не понимает его песен", а между тем Данте и Петрарка хвалят его
более всех провансальских поэтов, называют его "Великим Мастером Любви" - может
быть, это титул сектантского достоинства - и превозносят его слог, чего они не
сделали бы, если бы не были способны разобрать смысл. Пламенные излияния
трубадуров всегда были обращены к какой-нибудь Даме, хотя они не смели называть
ее по имени; что говорит Гюго Брю-не, применяется ко всем: "Если меня спросят, к
кому обращаются мои песнопения, я скрою это втайне. Я делаю вид, будто это
тайна, но это неправда". Возлюбленная, к которой взывают, как Беатриче Данте,
была очищенная религия Любви, олицетворяемая Девою Софией.

У трубадуров было четыре степени посвящения, но Роман Розы разделяет их на
четыре и три, таким образом производя мистическое число семь. Эта поэма
описывает замок, окруженный семью стенами, покрытыми эмблематическими фигурами,
и кто не мог объяснить их таинственного значения, того не пускали в замок.
Трубадуры также имели свои тайные знаки, по которым узнавали друг друга, и
предполагают, что "менестрели" так названы потому, что они были исполнителями
(ministers) тайного богослужения.

У трубадуров существовали Суды Любви. Декреты, произносимые там, могут
показаться легкомысленными и безнравственными, и поэтому несовместимыми с
нравственностью и обычаями альбигойцев, чистых и суровых, которые принимали
участие в этих судах. Следовательно, Суды Любви могли скрывать более серьезные
предметы, чем решение вопросов чисто любовных. Эти суды так же, как и сами
трубадуры, исчезли с уничтожением альбигойцев мечом Монфора и кострами
инквизиции.

Комментарии (5)
Обратно в раздел сектология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.