Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Сморгунова Е. Дисциплина поста в иудейской и христианской традициях

Богъ сътвори постъ, а бесъ объядение.
Из духовного стиха пермских староверов

Пища-пост, или трапеза-пост не являются дихотомически противопоставленными в смысле классической работы Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова о славянских языковых моделирующих семиотических системах (1). Эти пары слов не входят в систему принятых бинарных отношений в современном русском литературном языке и в русских говорах; они находились в таких же отношениях в древнерусском языке. В отличие от типологически сопоставимых бинарных оппозиций, типа "левый-правый", "большой-маленький", "нижний-верхний", "огонь-вода", "свет-тьма", "живой-мертвый", слово пост только в одном из своих значений может быть противопоставлено слову пища или трапеза, а именно, в основном, первом значении: не есть ничего. В этом значении существительному пост соответствуют в русском языке глаголы действия - поститься, постничать, соблюдать, держать пост, говеть.

В Скитском Патерике находим яркий пример употребления слова пост и соответствующего глагола поститься в значении не есть ничего, не принимать пищи: "И постився три неделя и множае, и изнемогохъ от поста, якож ми еле живу сущу" {Патерик Скит.). ВМЧ, Дек. 31, 2513. XVI в. ~ XIV в. (2) Такая же языковая ситуация, в которой "пост" означает полный отказ от пищи, отражена в списке XVII в. сочинений князя Курбского: "[Мария Магдалина] была великая и превосходная посница, многожды въ годъ единова въ седмицу вкушающи". Курб. Ист., 277. XVII в. ~ XVI в. (3)

Толковый словарь В.И. Даля указывает у этих слов и другие значения: воздерживаться от скоромной пищи, а есть только постное; есть всухомятку; есть только хлеб с водою, с квасом, с луком; не готовить горячего.

Многочисленные и разнообразные примеры встречаются в памятниках русской письменности с XI до XVIII в.

Ко второму значению слова: Воздержание от скоромной пищи. "Приставаетъ, государь, Филипово говейно, крестьяномъ постъ, и ты бъ, государь, пожаловалъ, прика-залъ на дорогу дати рыбы". Польск. д. III, 580. 1568 г. Также для соответствующего прилагательного: Постный, нескоромный, т.е. исключающий мясо, масло, молоко, сыр, яйца. "Се бо по с(вя)теи литурьгии идущемъ темъ на постьныя ты объды" (Ж. Феодос. Нест.). Усп. сб., 112. XII-XIII вв. "А ели не за однимъ столомъ, потому что Федоръ и Неудача ели постную еству, а они [англичане] ели мясную еству" Англ. д., 39. 1582 г. (4)

В житии Макария Римлянина находим пример последнего значения слова: "ядаше вершие дубное и все, отказавшиеся от вареной и печеной еды".

В монастырском уставе до XII в. формой поста было "сухоядение", которое разрешало употреблять для еды только сушеные плоды и овощи, потом была добавлена - как разрешенная - рыба и водяные птицы.

Требник XVII в. включает в понятие "поста" плотские воздержания. Это характерное значение слова связано не с едой или пищей, но с некоторым ограничением в поведении человека. Всякая радость считалась нарушением поста. Пощенье - постованье или постничаиье - воздержанье от скоромной пищи и от суетных наслаждений. "Муж своим теломъ не владеет, но жена, того ради аще постъ хотят въздвигнути или воздерьжатися, чего деля, то по совету жены своея достоитъ творити". Требник, XVII в.

В семантическую параллель рассматриваемых слов включена еще одна валентность, которая имеет временную характеристику. Существующие в языке слова средопятничать и понедельничать означают "постовать, поститься", "держать пост", но в значение слов входит указание на дни недели: среда, пятница и понедельник. Два дня недели - среда и пятница - в русском словоупотреблении прочно связаны семантически с держанием поста. "А кружка ему (монаху) носити въ трапезу по четвергомъ да по суботамъ, да по неделямъ, а въ понедельникъ и въ среду и въ пятницу кружекъ съ медомъ въ трапезу не носити". АЮБШ, 28. 1584 г. (5)

Прилагательное постный часто встречается в сочетании со словами, обозначающими время, и с самим словом время, и в таких случаях выступает в значении такой, в который постятся. Многочисленные примеры в памятниках русской письменности распределяются с XII до XVII в.: "Яви ми г(оспод)ь въ постьное время сущю ми въ пещере изити от света сего" (Ж. Феодос. Нест.). Усп. сб., 128. XII— XIII вв.; "(1074): Поучивъ [Феодосии] ихъ, како проводите постное время: въ м(о)л(и)твахъ нощных и дневных, блюстися от помыслъ скверньных". Лавр, лет., 183; "Многие ж русские люди... крестов на себе не носят и святых постных дней, среды и пятницы, не хронят, и в постные дни едят мясо и всякие скверны". Гр. Сиб. Милл. II, 276. 1622 г. Значение слова постный может иметь оттеночный смысл: употребляемый, используемый, бывающий во время поста: "Въ сыропустную неделю, въ среду и въ пятокъ, постная ли служба или Иванова пети?" (Вопр. Феогн.). РИБ II, 3. XVI в. ~ 1276 г. (6)

В этом же смысле - употребляемый во время поста - и в современном русском языке существуют несколько словосочетаний разной степени внутренней прочности, структурно приближающиеся к фразеологическим сочетаниям. Первое из них - словосочетание постное масло, т.е. растительное масло; виды, или сорта его, различаются в названии по продукту, из которого изготовляются: масло подсолнечное, конопляное, ореховое, маковое, горчичное. "Продали пшеницы, масла коровья и посного", Там. кн. III, 549. 1675 г. Прилагательное постный входит в название одежды - "предназначенная для времени поста": "Ризы постные мухоярные". Кн. пер. Нил. Столб. I, 14. 1636 г.7

Полные фразеологизмы: Триодь постная - церковная книга со службами на время поста - от недели мытаря и фарисея до светлой седмицы. В книге "Постной Триоди" содержатся отличительные особенности великопостного богослужения и дисциплины поста: "Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смиримъ себе пред Богомъ, мытарски пощениемъ зовуще: очисти ны Боже, грешныя. Фарисей тщеславиемъ побеждаемь, и мытарь покаяниемъ приклоняем" (8).

Фита постная - в древнерусской певческой нотации название условной сжатой записи знаков (знамен) с буквой-фитой (9).

Российское законодательство и правоприменение XIX в. покровительствовало постам: специальными указами и распоряжениями властей во время главных христианских постов закрывались театры и цирки, отменялись зрелищные мероприятия, игры, закрывались даже бани и торговля мясом. А нарушение поста могло приравниваться к ереси.

В проповедях, которые священники читали в храмах во время поста, постоянно говорилось о воздержании и осуждалось чревоугодие. Сохранились и изданы прекрасные образцы великопостных проповедей Филарета, митрополита Московского. Они полны образных сравнений с животным миром: "Животные многопищные и тучныя не могут бегать так скоро, как малопищный олень; подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный <...> Чревоугодие - грех великий. Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крилами духа и тянет к земле". Постоянно в своих проповедях митр. Филарет обращался к отцам церкви и приводил яркие отрывки из их поучений. О покаянии и посте из Иоанна Златоуста: "Невозможно, чтобы огонь горел в воде, - невозможно и покаяние без поста". Блаж. Августин говорит: "Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучите себя? Отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою". Иоанн Лествичник видит в несоблюдении поста много дурных следствий: "Как во множестве навоза рождается много червей, так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений срамных" (10).

В древней иудейской традиции пост (цом; или та'анит) - ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах. Законом предписывался, как обязательный, лишь один пост - в великий День очищения: десятый день седьмого месяца афаним или тишри. Но у древних иудеев принято было держать пост во времена опасностей и общественных бедствий, при личных несчастьях, во время или перед исполнением важных дел, в воспоминание о печальных событиях общественной истории. Евреи соблюдали пост с особой строгостью, воздерживаясь не только от пищи, но и от других чувственных потребностей - облекались во вретище, снимали сандалии, посыпали голову пеплом. Пост являлся неотьемлемой частью ритуала в эпоху Первого храма:

Иер. 36: 9. В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.

Иоиль 2: 15-16. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.

Пост могли объявлять старейшины местных общин, это могло быть и царское распоряжение:

1-я Цар. 21: 8-9. И написала Иезавель, жена его от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе.

Пост мог назначаться с разными целями. В библейских текстах часто упоминается, что пост, как для общины в целом, так и индивидуальный, должен был отвратить или умерить бедствие, вызвав сострадание Бога. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2-я Сам. 12: 16-17, 22). Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (1-я Цар. 21: 27-29).

Многочисленны примеры описания поста в Псалтири:

Пс. 34: 13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Пс. 108: 24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

Эзра 10: 6. И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.

В библейское понятие поста входит еще одна семантическая валентность: пост-траур. В библейском представлении пост является знаком траура. Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом (2-я Сам. 1: 12), а среди особо преданных ему людей - семидневным (1-я Сам. 31: 13). Отказ царя Давида поститься после смерти сына вызвал удивление придворных.

2-я Цар. 12: 21-23. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.

Перед лицом угрозы природного или общественного бедствия объявлялся публичный пост:

Суд. 20: 26. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.

Иудеи постились, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоэль 1: 14; 2: 12, 15), смягчить тяжесть иноземного ига (Hex. 9: 1).

В иудейской истории пост, как индивидуальный, так и коллективный, представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В русской средневековой истории мы нашли единственный случай подобной публичной реакции покаяния.

Летописцы и историки Смутного времени, рассказывая о событиях ужасной зимы 1611-1612 гг., приводят описание "всенародного покаяния": "Начали сокрушением о грехах. Ниспосланные на страну испытания представлялись карой за грехи всего народа". Спасение ждали только от милости Всевышнего. Решено было прибегнуть к трехдневному посту, "даже для грудных младенцев". После того как воины Минина и Пожарского отстояли Москву, были совершены два крестных хода - 23 октября - из церкви Казанской Божьей Матери и от Ивана Великого. Отряды ополченцев и казаков снова сошлись на Лобном месте на Красной площади, где архимандрит Троицкой Лавры совершил благодарственный молебен. "Сюда же крестным ходом прибыло духовенство, неся с собою Икону Владимирской Божией Матери. При виде этой неоцененной иконы, которую считали погибшей и изрубленной, все множество народа зарыдало. Затем войско и народ вошли в священную ограду Кремля <...> и радость сменилась скорбью перед раздирающим душу зрелищем: разрушенные и оскверненные церкви, поруганные и обезображенные иконы" (11).

Время поста в иудейской традиции

До вавилонского пленения, по всей вероятности, не существовало фиксированных дней постов, за исключением Иом Кипура. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка Захарии: "Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8: 19).

Согласно еврейской традиции, упоминаемые у пророка Захарии посты отмечали трагические события еврейской истории - разрушение Первого храма, начало осады Иерусалима вавилонянами в 10-й день месяца тевет, пролом стен города в 17-й день месяца таммуз, разрушение Храма в месяце ав, Девятое ава и убийство назначенного вавилонянами наместника Гдалии в третий день месяца тишрей.

Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Захарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Захарии, следует ли отменить эти посты, видимо, в связи с восстановлением Храма:

Зах. 7: 2-5. Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились?

В период Второго храма посты были формой проявления аскетизма - особенно женщинами:

Иудифь 8: 4-6. И вдовствовала Иудифь в своем доме три года и четыре месяца. Она сделала для себя на кровле дома своего шатер, возложила на чресла свои вретище, и были на ней одежды вдовства ее. Она постилась все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева.

В Евангелии от Луки говорится о вдове лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (2: 37).

Пост в эпоху Первого храма сопровождался молитвой, жертвоприношением, покаянием в грехах (Суд. 20: 26; 1-я Сам. 7: 6; Эзра 10: 1). Начиная с эпохи Второго храма пост сопровождался также публичным чтением Торы. Центральным элементом службы были звуки шофара или труб: "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей" (Иоэль 2: 1).

Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты - в течение суток. Некоторые посты продолжались три или семь дней (Юдифь 4: 13); в исключительных случаях пост соблюдался в субботу и праздничные дни. В I в. н.э. был составлен особый список - Мегиллат Таанит, содержащий 36 памятных дат, в которые нельзя объявлять публичный пост, с течением времени этот список был отменен. Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения Второго храма, постились каждый понедельник и четверг. Законоучители постановили, что, в отличие от публичного, индивидуальный пост должен длиться сутки или определенное количество часов. В ряде случаев пост состоял в воздержании лишь от некоторых видов пищи - мяса или вина, или в воздержании от умащения и других видов удовольствий.

Дан. 10: 2-3. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

В период Второго храма пост рассматривался как средство очищения человека и приближения его к Богу. На это возражали законоучители, которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее Поста: "ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном". Согласно Саади Гаону, лучше избегать совершения греха, чем поститься.

Библейские тексты содержат многие указания, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоэль 2: 13; ИонаЗ: 8).

Тов. 12: 8. Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Пророк Исайя противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, за что Господь ниспошлет милостивое прощение.

Ис. 58: 6. Вот пост, который Я избрал; разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо.

Иудейские посты могут носить частный характер: в годовщину смерти родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна. Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. Во времена Мишны члены верховного суда Синедриона постились в день вынесения ими смертного приговора.

В Аггаде рассказывается, что перед тем, как Бог наслал на землю великий потоп, он семь дней был в трауре по миру, который Сам создал.

Время поста в славянской традиции

Посты славянской христианской традиции разделяются на многодневные и однодневные.

Великим постом называют семинедельный пост перед Пасхой, установленный в память сорокадневного поста Иисуса Христа; особо строгое воздержание приходится на Страстную седмицу - неделю перед Пасхой. Великий пост называется постом святой четыредесятницы. "Ведомо учинилося... что на Москве и в городехъ у иноверных у некрещеныхъ иноземцевъ служатъ православные хрстияне и темъ... от иноверцовъ чинитца теснота и осквернение... помираютъ, и в великой постъ и в ыные посты мясо и всякой скоромъ едятъ неволею". Ул. Ал., 281 об. 1649 г. "Ныне третия недела посту и ты знаешь, что великои постъ седмъ недели постоитъ (tempus quadragesimale). Lud., 86. 1696 г." (12).

Многодневный пост, приуроченный к Петрову дню, 29 июня по старому стилю, называется Петров пост, его называют также постом апостолов Петра и Павла или апостольским; он начинается через неделю после Троицына дня, продолжительность этого поста различна и зависит от даты праздника Пасхи: от 8 дней до 6 недель. Начало его восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особенно частыми упоминания о нем становятся в IV в. у святых отцов - Афанасия Великого и Амвросия Медиоланского. "И в неделю пянтикостную, речено же въ среду и в пяток мяс ясти, и по семь постъ Петров". Правила, 187. XIV-XV вв.; "И царь и великий князь велелъ Якушу правую грамоту положити передъ собою въ первое воскресенье уговевъ Петрова поста". АЮБ I, 232. 1567 г. (13)

Успенский пост установлен церковью в честь Пресвятой Богородицы, он продолжается от 1 до 15 августа старого стиля, по новому стилю - от 14 августа до Успения 28 августа. Его называли также Оспожин пост, и этот двухнедельный пост был самым строгим после Великого поста; он ослаблялся по субботам и воскресным дням и в праздник Преображения Господня. Церковь всегда рассматривала этот пост как древнее установление, сохраняющееся по неписанному преданию. Древнейшее упоминание о нем, под именем Поста осеннего, встречается у Льва Великого. В древней церкви были разногласия о продолжительности этого поста, поводом к ним служил праздник Преображения 6 августа, когда разрешалось употребление мясной пищи. Эти разногласия были устранены соборным определением 1166 г.

"Да есте въдуще, брат(ь)е, яко въ сии днь есть постъ предъ праздникомь г(о)с(под)нимь". Пролог (Ф.), 22 об. XIII—XIV вв. "Его де исповедывалъ и причащалъ двожды, въ Великой постъ да въ Оспожинъ постъ". (Расспр. речи). РИБ II, 607.1623 г. (14)

Рождественский пост, Христова Рожества пост, или Филиппов пост, первый из четырех многодневных годичных постов, который начинается на другой день после празднования памяти св. апостола Филиппа, 14 ноября по старому стилю, и продолжается 40 дней до навечерия Рождества Христова 24 декабря, или 6 января по новому стилю. "Въ Филиповъ постъ, о Николине дни выбежалъ деи тотъ ихъ крестьянинъ Вешнячко изъ ихъ изъ Николские вотчины". АХУ II, 136. 1592 г.; "Посту бо Христова Рожества начинающу, на место то приходъ ихъ бе". Врем. И. Тим., 436. XVII в. (15)

Рождественский пост называется также четыредесятницей. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20 декабря, в дни предпразднества Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, называемый сочевник, или сочельник. По обычаю в этот день пост хранится до вечерней звезды. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются только с IV в. В V в. Лев Великий называет его древним установлением и придает ему значение жертвы за собранные плоды. Порядок поста установлен на Константинопольском соборе 1166 г.

К числу однодневных постов принадлежат: пост в среду и пятницу, установленный церковью в память о вспоминаемых в эти дни событиях. В древней церкви среда и пятница были известны под именем дней Поста и стояния, т.к. в эти дни верующие, как бы стоя на страже, проводили в богослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьего полудни) часа. В среды и пятницы некоторых седмиц пост, по правилам церкви, не имеет места. Таковы седмица пасхальная, рассматриваемая как один светлый день; седмица Пятидесятницы - святки, т.е. период времени в двенадцать дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня, крещенского сочев-ника; седмица мытаря и фарисея; седмица сырная. Однодневными являются посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября, пост в навечерие Богоявления Господня, 5 января, и пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа. С Предтечен-ским постом - на Ивана Постного, или на Ивана Предтечу, на Руси были связаны приметы, находящие объяснение в евангельском сюжете о смерти Иоанна Крестителя: "На Ивана постнаго (на Предтечу) круглого не едят, щей не варят". Народное объяснение: "Качан напоминает голову". "На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, не берут в руки косаря, топора, заступа".

Если теперь вернуться к самому началу рассматриваемой проблемы: пища-пост, или трапеза-пост, то становится ясно, что пары слов не являются противопоставленными, но находятся в отношении части и целого. Но и сама эта часть целого не представляет единого понятия.

Самыми яркими и значимыми значения слов пища и пост выступают в русских пословицах и поговорках.

Великий пост прижмет (//подожмет) тебе хвост.

Великий пост обмочит хвост. (Загадка с отгадкой "оттепель").

Пост не мост, можно и объехать.

Мост не пост, не объедешь.

Все посты постимся, а никуда не годимся!

Постное едим, да скоромное отрыгаем - суесловим.

Никто с поста не умирает.

С поста не мрут, а с обжорства дохнут.

В великий пост как узлом затянуто (скороми нельзя).

Послушание паче поста и молитвы.

Путнику посты разрешены.

Мертвых на погост, хоть в великий пост.

Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста.

Содержание дисциплины поста как пищевого ограничения может быть представлено несколькими замечательными примерами - историческими и современными.

Адам Олеарий, знаменитый немецкий ученый-энциклопедист (1599-1671), совершивший путешествие в Россию в середине XVII в. и проехавший через Московию в Персию и обратно, оставил описание этого путешествия, где особенно много говорится о домашней жизни россиян, о пропитании и кушаньях - что нам в данном случае особенно интересно.

"Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой... Из-за великолепных пастбищ у них имеются хорошая баранина, говядина и свинина, но, так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и тем менее на подобные вещи тратятся. Они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо.

Например, однажды нам... в посту было подано 40 подобных блюд, пожалованных царем. Между прочим, у них имеется особый вид печенья, вроде паштета или, скорее, пфанкухена, называемый ими "пирогом"; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более продолговаты. Они дают им начинку из мелко изрубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять.

Есть у них весьма распространенное кушанье, которое они называют "икрою": она приготавливается из икры больших рыб, особенно из осетровой или от белорыбицы. Они отбивают икру от прилегающей к ней кожицы, солят ее и после того, как она постояла в таком виде 6 или 8 дней, мешают ее с перцем и мелко нарезанными луковицами, затем некоторые добавляют еще сюда уксусу и деревянного масла и подают. Это неплохое кушанье; если вместо уксусу полить его лимонным соком, то оно дает - как говорят - хороший аппетит" (16).

На Русском севере, в Олонецкой губернии, записаны описания обиходного постного крестьянского стола: "Редька пластами (ломтиха) с маслом; вареные волнухи; горох вареный; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом".

Там же, на Севере, когда зовут "на помочи" и коллективные работы приходятся на время поста, постный крестьянский стол выглядит следующим: пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; жженая картошка; соленые огурцы, грузди к капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд ); пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; кулага; блины, шанежки, оладьи; мерзлая брусника и клюква, с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, заедки - орехи, пряники, изюм, травник (17).

В экспедициях на Русском Севере и в Пермской области нам не пересказывали Ивана Шмелева с его красочным описанием постного рынка, но несколько раз был записан рассказ о том, как купчиха держала пост. И возвращаясь к началу нашей статьи, можно сказать, что в этом рассказе у слова пост менее всего сохраняется значение не есть ничего.

Как купчиха постничала

Уж така ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье!

Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины ись. И ест, и ест блины - и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой,

И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест вздохнет и снова ест.

А как пост настал, ну тут купчиха постничать стала.

Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чаю-то нельзя, потому пост. В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постился, тот и рыбного не ел. А купчиха постилась изо всех сил: она и чаю не пила, и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела сахар особенный - постной, вроде конфет.

Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками.

Пока кипяточек пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжичков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.

Взамен чаю стала сбитень пить паточный.

Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед постной-постной! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второ грузди жарены, брюква печена, солоники - сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем и три киселя; кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом.

От маковников отказалась:

- Нет-нет, маковников ись не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было!

После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила.

А время идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой тут и паужна.

Вздохнула купчиха, да ничего не поделать - постничать надо!

Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.

Ежели неблагочестивому человеку, то такого поста не выдержать - лопнет.

А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками.

Трудится - постничат!

Вот и ужну подали.

Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек, лещика фунтов на девять.

Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ!

Глянула к двери - и там лещ! Из-под кровати лещи, кругом лещи. И хвостами помахивают.

Со страху купчиха закричала.

Прибежала кухарка, дала пирога с горохом - полегчало купчихе.

Пришел доктор - просмотрел, прослушал и сказал: Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.

Дело понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают" (18).

Примечания

1 Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н.. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). М., 1965.

2 Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 224-225.

3 Там же. С. 246-247.

4 Там же.

5 Там же. С. 49.

6 Там же. С. 246-247.

7 Там же.

8 Триодь постная. Службы от Недели мытаря и фарисея до субботы Лазаревой. Часть 1-я. Л. 1-375. М., Московская Патриархия, 1974. 9 Словарь русского языка. Вып. 17. С. 246-247.

10 Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Составил Григорий Дьяченко. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992 (репринт 1903).

11 Хрестоматия по русской истории / Сост. М. Коваленский.М., 1917. Том II. С. 124.

12 Словарь русского языка. Вып. 17. С. 224-225.

13 Там же.

14 Там же.

15Там же.

16 Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.

17 Полевые дневниковые записи.

18 Писахов Степан. Сказки. Архангельск, 1978.


Источник: Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции. Москва, 2005

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел православие

Список тегов:
белая горячка 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.