Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Прист Р., Кэмпбелл Т., Муллен Б. Язычество в христианстве

 

Практические следствия, вытекающие из изложенных выше концепций

Прежде чем подвергнуть все изложенные выше концепции анализу, стоит указать на то, что истинность или ложность лежащих в их основе представлений подразумевает весьма важные практические следствия.

1. Практические следствия в сфере социальных отношений

Давайте вернемся к истории с «подозрительной» куклой, подаренной Пилаком Джиму. Через несколько дней после того как Джим избавился от куклы, он вновь встретил Пилака. Пилак не замедлил поинтересоваться, понравился ли жене Джима его подарок. При этом Пилак настойчиво подчеркивал ценность куклы, одежда которой была сшита в соответствии с местными старинными традициями. Он даже изъявил желание прийти к Джиму в гости и подробно рассказать ему об этой кукле и ее наряде. Джим, который совсем недавно собственноручно уничтожил подарок Пилака, сумел выдавить из себя какую-то отговорку, дабы отсрочить визит. Затем он в отчаянии исследовал все городские магазины, стараясь отыскать аналогичную куклу. Ему повезло, и он нашел нужный сувенир, за который ему пришлось заплатить весьма внушительную сумму. Подмена сработала, однако Джим был на волоске от того, чтобы разрушить только что сложившиеся взаимоотношения.

Вспоминается другая история, в которой фигурировал знакомый авторам данной работы студент семинарии. Этот юноша придерживался сходных с Джимом представлений и однажды, рассказывая о том, как он получил ценный сувенир от другого студента — иностранца, сообщил (как о чем-то само собой разумеющемся), что, придя домой, тут же сжег полученный подарок.

Миссионеры отправляются в чужие страны, где дарение и принятие подарков формирует основу взаимоотношений. Те миссионеры, которые испытывают страх перед возможностью получить вместе с этими подарками (будь то домашние животные, сувениры или даже продукты) некую злую силу, будут явно ограничены в своей способности установить полноценный контакт с теми людьми, с которыми им приходится работать. А когда приемным родителям или опекунам сообщается, что их дети, чье происхождение доподлинно неизвестно, могут находиться во власти бесов, полученной «по наследству», несомненно, это оказывает влияние на отношение родителей к приемным детям. Если усыновление сопровождается страхом перед потенциальной возможностью соприкосновения с миром бесов, неудивительно, что многие люди не решаются на этот шаг. А у тех, кто все-таки решился взять на воспитание ребенка, существует склонность усматривать фактор родового наследия в качестве причины проблем в поведении их воспитанника. А как относиться к предложению, что все приемные дети должны подвергаться регулярной процедуре изгнания бесов? Независимо от того, принимает человек данную доктрину или не принимает ее, она оказывает влияние на то, как именно он будет относиться к приемным детям, а также на то, как именно он будет учить детей относиться к самим себе и к проблемам, с которыми они сталкиваются.

2. Практические следствия для чувства уверенности в духовной безопасности

Если мы верим, что уязвимы перед миром бесовских сил, наше чувство уверенности в духовной безопасности серьезно страдает.

Возьмем, к примеру, случай с Джейн и ее супругом Томом. Будучи бедными студентами, не имеющими возможности снимать жилье, они с радостью откликнулись на предложение воспользоваться домом одного из профессоров их семинарии, который уехал в длительный отпуск. Они были шокированы многочисленными диковинными артефактами, украшавшими жилище доктора антропологии. Со временем тревога Джейн лишь возрастала, так что однажды она увидела в окне силуэт, по которому сразу же узнала беса. С разрешения профессора Джейн и Том собрали все подозрительные предметы и перенесли их в подвальное помещение, которое располагалось как раз под их спальней. Когда Джейн узнала о своей беременности, ее стали мучить опасения по поводу состояния здоровья будущего младенца. Вскоре Джейн приснился сон, в котором ей явился сатана и сообщил, что он завладел ее будущим чадом. Она рассказала об этом супругу, которому через некоторое время приснился похожий сон. К счастью, как раз в это время возвратился хозяин дома. После молитв и душеспасительных бесед молодые супруги, наконец, смогли освободиться от своих страхов. Однако мы готовы утверждать, что именно согласие Джейн и Тома с теми концепциями, которые исследуются в данной работе, спровоцировало их неприятные переживания. Подобные представления действительно влияют на наше чувство уверенности в своей духовной неуязвимости.

Общей чертой всех этих концепций является представление о том, что наша уязвимость перед миром бесовских сил основана не на нравственных или духовных факторах, а на физическом или символическом соприкосновении с определенными объектами, на магической власти проклятий. Так, Питер Вагнер прямо заявляет, что «даже верующие и живущие в святости люди» оказываются уязвимы перед проклятиями (см. [25], p. 54). Тимоти Уорнер приводит примеры того, как миссионеры, убежденные в том, что, будучи христианами, они неуязвимы для таких явлений, как проклятия, в конце концов, к своему сожалению, выясняли, что это далеко не так. Чарлз Крафт, в свою очередь, подчеркивает, что в то время как некоторые люди одержимы бесами из-за различных грехов, среди христиан это оказывается «относительно редким явлением». Тем самым он утверждает, что попадание под власть бесов чаще всего происходит в силу таких явлений, как наследственная передача, проклятия или нечаянный контакт с определенного рода объектами (см. [2], p. 47 ff). Говоря о людях, из которых ему довелось изгонять бесов, Ч. Крафт характеризует их как весьма благочестивых и набожных верующих8. Он пишет: «Когда люди попадают под власть бесов в силу родового… наследия, с христианской точки зрения было бы ошибочно утверждать, что в этом есть их вина. Они являются жертвами, ибо, в соответствии с определенными законами вселенной, оказались подвержены бесовской власти» (Ibid., p. 48, курсив оригинала).

Христиане, придерживающиеся традиционного взгляда на Библию, всегда считали, что мы должны бояться влияния сатаны в доктринальной, нравственной и духовной сферах, то есть мы должны страшиться греха и обмана. Однако вышеупомянутые авторы уверяют нас, что мы должны бояться того, что сатана способен нападать на нас посредством иных факторов, нежели доктринальные, духовные и нравственные, а именно с помощью физического соприкосновения с объектами или символического с проклятиями. Эти авторы также утверждают, что отстаиваемые ими принципы основаны на «определенных законах вселенной». Независимо от того, упоминается такой закон в Библии или же существует только в анимистическом мировоззрении, он тем не менее имеет колоссальное значение для духовного благополучия верующих (в особенности для миссионеров), а также для духовного направления их жизни. Действительно ли мы стараемся жить достойно Бога, призвавшего нас? Верим ли мы при этом, что простой физический контакт с объектами, предыстория которых нам неизвестна, никак не влияет на нашу уязвимость перед миром бесовских сил? Верим ли мы, что тайные проклятия в наш адрес делают нас уязвимыми? Если это так, то мы должны сосредоточить все свое внимание на усилиях по выявлению подобных потенциальных связей. Это, конечно же, предполагает, что для достижения успеха мы должны иметь особый источник знаний, ибо постоянная возможность ошибиться при распознавании таких контактов естественным образом провоцирует нашу неуверенность в себе.

3. Практические следствия для методологии миссионерской работы

Все перечисленные выше концепции влияют на то, как мы организуем и направляем наши силы и ресурсы в миссионерской работе. Если, к примеру, бесы действительно распространяют свое влияние по территориальному признаку и с ними можно бороться локально (дабы расположить людей, живущих на этой территории, к принятию Евангелия), тогда любой, кого заботит распространение евангельской вести, будет заинтересован в направлении всех своих сил и ресурсов именно на эту борьбу. Если Питер Вагнер действительно прав, утверждая, что «антропология рассматривает культуру такой, какой она нам видится, тогда как картография влияния духовных сил помогает увидеть культуру такой, какой она является на самом деле» ([22], p. 57, курсив оригинала), зачем тратить интеллектуальные силы на изучение видимости реальности, если можно использовать их для изучения самой реальности?

Недавно одному из авторов этой статьи попало в руки диссертационное сочинение, в котором была представлена карта действия территориальных духов в конкретном регионе. Его автор предлагал использовать эту карту для того, чтобы организовывать поездки в этот регион групп американских верующих (владеющих только английским языком и знакомых только со своей собственной культурой) для осуществления молитвенного противодействия территориальным духам и тем самым обеспечить прорыв в распространении Евангелия. Если подобные исследования действительно дают нам достоверные сведения о духах, то многие исследователи будут оправданно заинтересованы в использовании подобных знаний, а также в основанных на этих знаниях методах. Но если эти данные не являются достоверными, то исследователи, которые их принимают и пропагандируют, отнимают силы и ресурсы от действительно продуктивных методов благовестия. Хотя какой миссионер не хотел бы прибегнуть к каким-то волшебным приемам, устраняющим необходимость трудоемкого обретения культурно-антропологических знаний?


--------------------------------------------------------------------------------

Примечание

8 К примеру, он пишет: «Одну женщину мы за вечер сумели освободить от девятнадцати бесов, и еще от одного беса два дня спустя. И тогда Клэр, несмотря на то что она уже была убежденной и активной христианкой, познала свободу, доселе ей неизвестную» (Ibid., p. 15).

 













 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.