Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Геливер Б. Школы мистерий и герметические ордена

ОГЛАВЛЕНИЕ

Герметические Ордена

4. Орден вольных каменщиков

Строительные союзы. Из существующих тайных обществ самым распространенным и известным является несомненно франкмасонство. Общество это существует более 200 лет. О происхождении и сущности его имеется громадная литература на всех языках. Одни писатели приписывают создание масонства английской нации; другие видят его начало в Германии; третьи считают масонство наследием тамплиеров; четвертые полагают, что оно естественно развилось из строительных союзов, постепенно утративших свое первоначальное ремесленное значение; пятые видят его источник в древних египетских мистериях и т. д. Относительно самой сущности масонства существуют также различные мнения. Чаще всего ему приписывают характер философсконаучного и благотворительного общества.
Французские исследователи тайных обществ пришли к убеждению, что масонство должно быть рассматриваемо не как самостоятельное явление, возникшее в Англии 200 лет назад, а лишь как одно из звеньев непрерывной цепи тайных обществ, тянущейся на протяжении веков.
Большинство масонских писателей производит тайное общество франкмасонов от ремесленных союзов каменщиков, при этом одни имеют в виду средневековые союзы каменщиков, другие — строительные коллегии Египта. В Египте архитектура, как и все отрасли человеческих знаний, находилась в руках жрецов. Поэтому египетские строительные коллегии имели характер религиозных обществ с тайными обрядами посвящения и символами. Вследствие общеизвестной связи, существовавшей между культурами Египта и Греции, организация, обычаи и мистерии египетских строительных коллегий перешли в те строительные союзы Греции, которые, занимаясь преимущественно постройкой храмов, были связаны с культом языческих божеств. Из Греции мистерии, соединенные с изучением архитектуры, проникли в римские строительные коллегии, основание которых приписывается легендарному римскому царю Нуме Помпилию. Эти строительные коллегии распространились затем во всех странах, подпавших под владычество мировой державы Рима, укрепляя повсюду победы римского оружия сооружением городов, крепостей, мостов, дорог и т. д.
Римские строительные коллегии пользовались большими привилегиями: они имели собственный культ, собственный суд и управление. Пополняясь людьми различных национальностей и религий, они издавна отличались величайшей терпимостью и охотно давали в своей среде приют самым разнообразным верованиям и тайным учениям. Благодаря именно этой терпимости и космополитическому составу римских строительных коллегий, туда, приблизительно в эпоху Юлия Цезаря, начали проникать и иудеи, а вместе с ними и тайные иудейские учения, символы и обряды. Христианство также с давних пор нашло себе многочисленных приверженцев среди членов римских строительных коллегий. Когда в 313 г. христианство было признано государственной религией Римской Империи, строительные коллегии стали сооружать христианские храмы. С падением западной Римской Империи в 476 г. строительные союзы, лишенные покровительства государства и не находя применения для своей деятельности, частью распались, частью перешли в Византию, Сирию и Египет.
С 6го века центрами всякого просвещения, а также и строительного искусства становятся монастыри. При них малопомалу учреждаются строительные братства, в состав которых входят почти исключительно монахи и послушники, причем настоятели монастырей, в большинстве сведущие архитекторы, составляют планы построек и руководят работами. Весьма возможно, что, как утверждают масонские писатели, к этим монастырским братствам примкнули коекакие остатки распавшихся после падения Рима строительных коллегий. Возраставшая постепенно потребность в строительстве заставила монастыри прибегнуть к помощи мирян. С 11го века уже начали основываться независимые от монастырей строительные ложи. Ложа — строение, в котором каменщики собирались для общей работы и для совещаний.) Ложи служили также для хранения инструментов, а иногда и для трапезы и ночлега. В 13ом веке строительное искусство окончательно перешло в руки организованных мирских союзов каменщиков или масонов.
Если даже допустить, что действительно коечто из тайных египетских и иудейских учений, символов и обрядов проникло через остатки римских строительных коллегий в средневековые союзы каменщиков, а оттуда и в современное масонство, то, зная о. многовековом преемстве тайных обществ, нельзя сомневаться в том, ч1о_всю полноту своего учения союз франкмасонов получил не от строительных союзов, а от тайных обществ (по линии тамплиеры — розенкрейцеры).
Для нас, рассматривающих все с точки зрения оккультизма, политическая, общественная, просветительская и другие стороны деятельности первых масонских организаций имеют второстепенное значение. Поэтому мы переходим сразу к т. н. Символическому Масонству, учреждение которого обычно относят к 1717 г.
Символическое масонство. Уже в первой половине 17го века произошло, повидимому, слияние английского союза каменщиков с Орденом Розенкрейцеров, так как собрания этого Ордена происходили в лондонских строительных ложах. В 1648 г. член Ордена Розенкрейцеров, знаменитый антиквар и основатель Оксфордского музея, Илья Ашмоль, составил для вольных каменщиков новый ритуал, который был принят всеми английскими ложами. Актом замены прежнего ритуала было положено начало всемирному тайному союзу франкмасонов, хотя руководители его сочли, повидимому, более осторожным не оглашать этого события, и новое тайное общество продолжало существовать под видом строительного союза еще в течение 71го года, т. е. до официального своего выступления в 1717 г. Успеху нового союза много содействовало то обстоятельство, что в силу преследования еретиков и политических противников во время тридцатилетней войны Англия стала сосредоточием различного рода тайных организаций, а вместе с ними и культурных сил. Эти представители "истинного просвещения" приобрели сочувствие в среде английского правительства и, возможно, немало содействовали росту английского империализма.
Чтобы понять взаимоотношения розенкрейцеров с порожденным ими символическим масонством, нужно учесть идеи, которыми в своей деятельности руководилось "Вторичное Розенкрейцерство". Это, прежде всего, была особая политика воздействия на общество, сначала чисто этического характера, а в дальнейшем и практического. Тамплиеровский эгрегор; носитель назидательного клише падения цепи Якова Моле в физическом плане, вибрировал на осторожность каждый раз, когда Розенкрейцерство собиралось сделать тот или иной решительный шаг, и внушал его адептам схемы вернейшего и безопаснейшего пути влияния на общество. Тонкий астрал Розенкрейцерства, весьма пригодный для учительства, мог бы запутаться в решении вопросов практического характера, мог бы проявить недостаток такта в области жонглирования житейскими условностями, мог бы пострадать по существу от непосредственного соприкосновения с мелочами повседневной жизни. И вот, создается телесная корочка, душою которой будет Розенкрейцерство, но которая закалена в житейских делах и не боится черной работы. Эта корочка и есть Масонство — правоверное масонство шотландского ритуала с этикогерметической интерпретацией традиционного Символизма. Эти масоны должны проводить на практике соответствующие эпохе девизы Розенкрейцерства и прикрывать последних своими персонами от могущих последовать несчастий, невзгод и недоброжелательства в физическом плане.
Но всякая медаль имеет свою обратную сторону. Пока масонство составляло в действительности покорную Розенкрейцерству организацию, пока оно признавало начало Преемственности Иерархии, все шло хорошо и масоны выполняли свое назначение. Как только отдельные ветви масонства стали увлекаться расширением значения выборнопредставительного начала, так сейчас же масонские реализации начали менять свой эволютивный характер почти на революционный. Поворотным моментом в этом направлении явилась масонская революция Лякорна и его приверженцев в 1773 г., отделившая от правоверного масонства ассоциацию, известную под именем "Великого Востока Франции". История масонства ничего не говорит о деятельности Великой ложи в первые годы ее существования. Предполагают, что собрания ее до 1722 г. происходили всего раз в год, а именно 24 июня в Иванов день, когда торжественно праздновалось учреждение франкмасонского союза. В 1723 г. Великая ложа формулировала в т. н. "Старых обязанностях" основное положение франкмасонства: "франкмасонство представляет собою центр объединения и создает тесное содружество между людьми, которые иначе никогда не были бы близки друг другу". Второй камень в фундамент франкмасонского союза был заложен Великой ложей в 1724 г. — учреждением кассы для поддержки нуждающихся братьев и ближних.
Высший идеал союза франкмасонов — это гармоническое развитие человека на чисто человеческой основе и гармоническое устройство общества путем воспитательного воздействия на членов при помощи символов, поучения и примера, посредством общей работы и постепенного совершенствования своего общества, дабы оно являлось образцом.
Из недостатков, свойственных в прошлом масонским ложам, следует отметить безучастное отношение к этическим задачам и раздоры между членами, сведение всей деятельности лож к празднествам и пиршествам, исключительное привлечение в организации богатых людей и тщеславную погоню за знаками отличия и степенями,
Организация франкмасонского союза. Принято считать, что союз франкмасонов не имеет какойлибо единообразной организации, не подчинен какомулибо единому центральному или высшему органу и не знает так называемых "неизвестных высших начальников". Для автократических властей этого рода, по словам самих масонов, нет места при современном государственном строе; при том же они противоречат основным принципам гуманности. Единство союза есть чисто духовное единство. Оно проявляется лишь в идее, в общности основных принципов, стремлений и целей, в отличительных признаках и в сходстве приемов. Напротив того, средства, которыми отдельные страны стремятся осуществить цели масонства, а также внутреннее устройство лож и организация работ — различны.
Тесный кружок масонов, которые собираются вместе, называется ложей. Местонахождение одной или нескольких лож называется Востоком. Для основания "истинной и совершенной ложи", открываемой лишь с разрешения какойнибудь Великой ложи, требуется, по одним уставам, участие семи, согласно другим — девяти франкмасонов, из которых не менее 5 — 7ми должны иметь степень мастера.
Отдельные ложи носят особые названия, которые связаны с какойнибудь исторической личностью или местными отношениями; иногда им дается также название какойлибо добродетели или какогонибудь масонского символа. Необходимым условием для существования каждой ложи является обладание закрытым помещением, т. е. недоступным вторжению и даже взорам непосвященных. Обыкновенно, кроме зала собраний, имеются комнаты для бесед и отдыха, для библиотеки и для архива.
Ложа представляет собою комнату в виде удлиненного прямоугольника, расположенного в направлении от Востока к Западу, что означает всеобщность франкмасонского союза, — имеет по одному окну на восток, на юг и на запад. С полуночной стороны нет ни одного окна, так как с этой стороны не могут проникать солнечные лучи. Страны света имеют для ложи особое символическое значение. На восточной стороне, там, где восходит солнце, заседают высшие должностные лица, большей частью под балдахином — символом неба. Перед ними возвышается алтарь, к которому ведут три ступени. На нем лежат наиболее священные символы — "три великих светоча":библия, наугольник и круг. Юг означает свет, запад —закат, север — тьму. Здесь помещаются ученики и подмастерья. В западном, восточном и южном углах ложи возвышаются три столба — мудрости, силы и красоты с тремя маленькими светочами, горящими на них в виде свечей. Они символизируют солнце, освещающее день, луну, светящую ночью, и мастера стула (кафедры), который управляет ложей.
Перед тем, как приступить к работе, среди зала раскладывается ковер (Тапис), масонский рабочий стол. В свободное от работы время он остается сложенным. Он имеет форму прямоугольника, на нем изображены важнейшие франкмасонские символы, выбор и сопоставление которых различны в зависимости от системы. Вокруг ковра располагаются масоны, обыкновенно в черном одеянии и белых перчатках, с шляпой на голове и в переднике из белой овчины. Шляпа служит символом свободы и братского равенства. Белые перчатки, которые получает каждый новичок, служат признаком чистоты его жизни, его мыслей и возвышенного характера его деятельности. Фартук должен напоминать масону, что он рабочий и что высшая честь для него — работа на пользу человечества. Овчина и белый цвет говорят о невинности каждого члена и всего союза, а белый цвет в особенности — о свете и истине, за которые борются масонские ордена.
Члены ложи делятся на действительных, постоянных посетителей с ограниченным правом голоса — они подчинены своим отечественным ложам, и на почетных членов, получивших это звание за особые заслуги перед франкмасонством или ложей; затем на музыкантов и служащих братьев.
Председатель ложи называется мастером стула. Он избирается ежегодно всеми членами, и при первом своем избрании торжественно посвящается в это звание. Он является представителем ложи, руководит работами, следит за исполнением законов, за соблюдением основных принципов франкмасонства и за деятельностью остальных должностных лиц. Кроме того, на нем лежит обязанность заботиться об умственном развитии членов, помогать им словом и делом.
Понятно, что такая трудная и ответственная должность требует людей с характером, обладающих глубоким умом и широким образованием, людей твердой воли и здравого рассудка, одаренных в то же время кротким, спокойным нравом, готовых на самопожертвование. Мастер, оставивший свою должность, нередко получает титул почетного или старого мастера.
Наряду с мастером стоят первый и второй надсмотрщики, два делопроизводителя, письмоводитель и казначей. Во многих ложах, кроме того, имеются: прикомандированный мастер стула, оратор, распорядитель, попечитель, эконом, библиотекарь, архивариус и заведующий музыкальной частью. Они также избираются по большей части на один год. Надсмотрщики помогают мастеру в его обязанностях, в случае надобности замещают его, а также следят за поведением братьев вне ложи. Письмоводитель ведет протоколы заседаний ложи и заботится о корреспонденции. В задачу оратора входит произнесение речей в случаях, указанных ритуалом, и разъяснение символов. Распорядитель принимает и экзаменует братьевпосетителей и заботится об их формальном введении в братство. Экономы играют роль товарищей надсмотрщика и помогают распорядителю при приеме братьевпосетителей, при баллотировке и во время застольных заседаний лож. Иногда они должны также раздавать милостыню и ухаживать за больными. Второй эконом исполняет большей частью обязанности кровельщика или братасторожа. В особенности же он должен следить за тем, чтобы в ложу не входил ни один человек, не признанный истинным франкмасоном.
Мастера и надсмотрщики носят на шее на голубой ленте особые знаки своего высокого звания: наугольник, ватерпас и отвес. Голубой цвет, напоминающий небесную лазурь, означает верность и постоянство. Кроме того, важнейшим знаком их достоинства, их высшей власти, служит молоток, которым председатель пользуется во время масонских собраний. Это символ силы, разрушающей все преграды и препятствия, которые разделяют людей, и таким образом пролагающий путь к их единению.
Смотря по составу участников, масонские ложи называются ложами учеников, подмастерьев, мастеров, сестер, траурными и застольными. В ученических ложах принимают участие члены всех степеней; задачей их является обсуждение всех дел, касающихся лож, организация выборов и прием новых учеников.
Ложи подмастерьев предназначаются для членов 2ой степени и для мастеров; они служат исключительно для возведения в эту степень учеников, которые в продолжение известного времени, большей частью в продолжение года, доказали свое усердие и верность.
Ложи мастеров посещаются исключительно мастерами; они обсуждают дела ученических лож и возводят подмастерьев в степень мастера.
Все три степени называются Иоанновыми степенями, а ложи — Иоанновыми ложами, потому что Иоанн Креститель, считавшийся образцом добровольного подчинения, строгой правдивости, мужественной отваги, кроткого смирения и религиозной самоотверженности считался патроном франкмасонского братства. День его рождения, которым начинается год масонов, торжественно празднуется братьями и сестрами; в этот день ложи украшаются цветущими розами. В те дни, когда дневное светило особенно долго остается на небе, природа представляет собою цветущий сад юного веселья и опьяняющей радости. Куда не взглянет глаз, всюду свет и веселье, и любовь, всюду быстро и сильно бьется пульс жизни. Чтобы сделать свой союз источником света, любви и жизни, св. Иоанн в день своего рождения напоминает об этом празднично настроенной толпе своих учеников.
Франкмасоны .отстраняют женщин от обычных регулярных работ, но все же дают им возможность принимать участие в исключительных торжественных собраниях и содействовать созиданию великого будущего. Такие собрания, если они сопровождаются особыми торжествами, — называются ложами сестер. Здесь читаются рефераты, имеющие целью познакомить жен, сестер и дочерей масонов с духом и основными положениями союза и настроить впечатлительные женские души в пользу задач братства.
Ложи одного округа или одной страны подчинены обыкновенно одному общему правлению, именуемому Великой ложей или Великим Востоком. В правление входят выборные от лож и избранные ими на определенный срок должностные лица. Главный из членов правления называется великим мастером. Он должен быть человеком государственного ума, философом, понимающим дух времени и глубоко проникающим в сущность человеческой деятельности, человеком с организаторским талантом и твердой волей, человеком решительным, непосредственным и правдивым.
По уставу Великая ложа не выполняет ни одной из тех обязанностей, которыми заняты Иоанновы ложи. Ее задача состоит в том, чтобы сильнее сплотить ложи одной системы или одной страны и побуждать их к исполнению их обязанностей. Ввиду этого, деятельность Великой ложи сводится к выработке масонских уставов и постановлений для подчиненных ей лож, к наблюдению за их деятельностью, к поощрению братских отношений между ними путем улаживания споров и т. п. Великие ложи, имеющие в своем ведении обширный район, нередко учреждают провинциальные ложи или провинциальные великие ложи для управления отдаленными округами.
В франкмасонский союз принимаются все достигшие, по местным законам, совершеннолетия свободные мужчины с хорошей репутацией. Необходимыми условиями при этом являются: известный уровень образования — дабы понимать сущность франкмасонства, любовь к человечеству, способность к самоотречению, готовность самоотверженно служить возвышенным целям, истинная нравственность, стремление подчиняться авторитету. В некоторых ложах обязательно христианское вероисповедание или хотя бы безрелигиозное христианство. Но прежде всего, вступление в союз франкмасонов должно быть добровольным. Один из членов братства должен поручиться за надежность кандидата. Кроме того, наводятся детальнейшие справки о личных отношениях нового члена и о наиболее существенных чертах его характера. Если все условия соблюдены и отзыв испытательной комиссии благоприятен, то вопрос о приеме в окончательной форме решается путем баллотировки шарами. Последняя должна, по возможности, приближаться к единогласному решению.
Франкмасон вычеркивается из списка членов после его смерти, но он может выйти из союза также и добровольно, кроме того члена могут исключить из ложи в случае невыполнения им материальных обязательств и, наконец, его могут исключить из числа членов в виде самой строгой кары за гражданские преступления или проступки против масонства. Это наказание требует предварительного разбора дела судом ложи; оно может ограничиваться исключением только из данной ложи или исключением из всего союза; может быть временным или пожизненным. Но ни один франкмасон не может, не перестав быть тем, чем он есть, отказаться от исполнения своих священных франкмасонских обязанностей, за исключением тех, которые относятся только к внешней обрядовой стороне лож ("Раз масон, навсегда масон").
Прием в члены.. Вся деятельность масонов изображается в виде глубокомысленного символа постройки; соответственно этому и основные истины их учения выражаются в аллегорических изображениях или символах и символических действиях, в некоторых частях дополняемых словами. Но "мудрость слова" значительно уступает "красоте формы" и силе действия. "Символика, позаимствованная преимущественно у строительного искусства, проистекает из эстетической потребности воспринимать духовную сущность и наслаждаться ею в чувственнопрекрасной форме". И франкмасон многозначительно определяет свою работу как королевское искусство.
В область символики входят и франкмасонские отличительные знаки, и аллегорические приемы. Порядок их выполнения определяется титулом. Титул этот, в большей своей части воспроизводящий ремесленные приемы древних каменщиков, имеет в разных системах различные формы. Символические обряды совершаются в тех случаях, когда братья собираются для масонской работы в ложах.
Когда братья и должностные лица займут свои места, входная дверь запирается, и кровельщик (привратник) вступает на свой пост. Мастер стула берет молоток и ударяет им по алтарю. Все поднимаются и становятся согласно установленному церемониалу. Затем мастер произносит молитву, обменивается установленными фразами с надсмотрщиками, ударяет три раза молотком, что повторяют затем и надсмотрщики, в это время раскладывается ковер, и мастер объявляет ложу открытой. В таком же порядке происходит и закрытие собрания.
Чтобы получить верное представление о роли и значении масонских обычаев, познакомимся с обрядами, сопровождающими посвящение кандидата.
Прием в члены франкмасонства и в ученики королевского искусства символически делится на три стадии:
искания, допущения, подготовки, — вступления, странствования, принятия обязательств, — распространения света, поучения, приветствования. Церемония приема до известной степени символизирует франкмасонское учение.
После того, как "ищущий света" будет допущен к приему в члены, вечером в день, назначенный для посвящения, его вводят в "комнату для подготовки" и на некоторое время предоставляют самому себе. Начертанные здесь аллегорические изречения должны напомнить ему о серьезности предпринимаемого им шага и о значении общества, в которое он собирается вступить. Затем появляется подготовлявший его брат в сопровождении другого брата, чтобы еще раз лично побеседовать с кандидатом и увериться в твердости его намерения. Уведомив об этом ложу, подготовлявший брат возвращается обратно вместе со своим спутником, уже одетым в масонское одеяние. Ищущий подписывает обязательство в том, что он будет хранить нерушимое молчание относительно тех обрядов, которые будут над ним совершены, даже в том случае, если выйдет из союза.
Затем ищущего вводят в "черную камеру", обставленную мрачными предметами смерти, чтобы внушить ему мысль о бренности всего земного, о слабости и несовершенстве человеческой природы и дать ему правильное понимание его жизненных задач, как масона и как человека. И после того, как он ответит на ряд вопросов в этом направлении, ему дают "внешнее положение", необходимое для приема. У него отбирают "весь металл", все украшения и все то, что его привязывает к внешней жизни, не давая ему возможности воспринимать духовный свет франкмасонства; таким образом, прийдя в состояние величайшей беспомощности, он познает бессилие разобщенности, учится не слишком высоко ценить внешние блага и преимущества, которые препятствуют достижению цели союза, и получает возможность совершенно свободно прислушиваться к внутреннему голосу.
С повязкой на глазах, дабы взор его сосредоточился исключительно на внутренней жизни, неофит, сопровождаемый подготовлявшим его братом, приходит окольными путями к входной двери ложи. Дорогой его несколько раз останавливают и спрашивают о цели, к которой он стремится. Его спутник отвечает на вопросы и отвергает приманки соблазнителей.
У входа в ложу неофит три раза сильно стучит в дверь. Эти три удара означают: ищи и найдешь, проси и дастся тебе, стучи и отворится. Но "врата дознания" открываются лишь после ряда дальнейших формальностей, которые должны убедить собрание, что оно имеет дело с человеком действительно достойным. Тут подготовляющий брат передает ищущего первому надсмотрщику. Начинается "путешествие". "С многозначительными словами" надсмотрщик кладет ему на левую сторону груди открытый циркуль, дабы коснуться не столько тела его, сколько его совести, дабы он знал, что, с одной стороны, заблуждения и духовная слепота вращаются в заколдованном кругу, не достигая поставленной цели, а с другой, — что лишь верная дружба тех, кто живет ради света, может быть его истинным руководителем. Трижды повторяется обход прямоугольника. Он символизирует, главным образом, жизненный путь человека — мальчика, юноши и зрелого мужа, и три ступени масонского братства.
Состояние подготовки оканчивается вместе с путешествием. Если ищущий, которому еще предоставляется возможность вернуться вспять, останется тверд в своем намерении, то он вступает в шестую стадию приема — принятия обязательств. Это высший момент масонской драмы.
Надсмотрщики проводят кандидата по ковру к алтарю истины. Здесь он кладет правую руку на "великие светочи", на Библию и наугольник, в знак того, что он решился быть твердым как в отношении религии, так и в отношении честности. Затем он преклоняет левое колено пред святыней франкмасонства; в это время раздается благочестивая мольба о ниспослании "Всемогущим строителем всех миров" благословения на его вступление в союз, а издали доносятся торжественные звуки органа; тихие и нежные, они проникают ему в душу. Присутствующие братья стоят "в символе". Ищущий узнает, какие обязанности возлагаются на него, как на масона. Главная обязанность — хранить молчание. Он дает обет свято исполнять ее.
Церемониал заканчивается тремя ударами молотка, которым мастер стучит по лбу принятого. "Союз заключен на всю жизнь, брат" мой". При этом многозначительном восклицании мастер побуждает "брата ученика" подняться.
Он отступает назад, к западу, братья образуют вокруг него "цепь", а после того, как он заявит свое стремление к "свету", с его глаз падает повязка. Ученик достиг желанной цели внутреннего перерождения.
Посвященного вводят в цепь, и сопровождающий его первый надсмотрщик делает три франкмасонских шага — они должны напомнить ему о ступенях масонской деятельности и означают, что жизненный путь масона должен быть подобен прямоугольнику. Затем его ведут к востоку от столба силы к столбу мудрости.
Восьмой пункт приема — поучения — заключается в сообщении тех отличительных признаков (символ, жест и слово), по которым масоны узнают друг друга. Церемония приема заканчивается чтением ученического катехизиса, излагающего символы этой степени в форме вопросов и ответов, и торжественным приветствием нового братаученика "со стороны связанных с ним стремлением к одной цели и общностью духа братьев".
Неофиту вручаются перчатки, фартук, паспорт ложи, выдаваемое в большинстве случаев Великой ложей свидетельство о его законном приеме, устав ложи и список членов.
За посвящением часто следует застольная ложа. Она является в известной степени приятным завершением торжественного и серьезного акта приема. При этом соблюдаются также известные обрядности. Тосты за главу государства, за отечество, за Великую ложу, за братьевпосетителей, неофита, сестер и за всех масонов всего земного шара, музыка и хоровое пение сопровождают обед, оживляя его и поднимая настроение. Но умеренность считается первым правилом во время пиршества; не допускается никакой роскоши. Таким образом, оказывается возможным не только соблюсти в точности весь установленный порядок, но и сохранить восприимчивость умов к серьезным словам ораторов. "Благодаря прекрасному сочетанию серьезности и шутки, бесед и пения, благодаря сочетанию телесных наслаждений с духовными, застольные ложи сплетают венок из высоких наслаждений, являются венцом масонской общественности и внушают всем собутыльникам радостное сознание благородной человечности".
При приеме в различные степени масонство постоянно стремится сообщить какуюнибудь глубокую нравственную истину, "представить жизнь всего мира. и человека в одном образе, в одной драме, в одном эпосе". Странствование ученика из тьмы к яркому свету ложи, —"это символическое вступление в мир", символически изображает "сотворение мира, появление света, созданного словом и всемогуществом Бога".
Если ученик "усвоил мысль, что существует вечный Бог, который создал небо и землю, то он будет размышлять дальше и придет к вопросу, что же представляет он сам, что ему делать и к чему стремиться, как ему жить". Когда ученику, возводимому в степень подмастерья, дают наугольник, мастер говорит ему: "Познай самого себя и свои недостатки, чтобы, согласно наугольнику, достигнуть правильных мыслей, слов и поступков". "Кроме света ученичества и веры в Бога, подмастерье приобретает еще самопознание, учится искусству жизни и строительному искусству, получает наугольник и устав".
Если подмастерье неустанно трудится над светозарным храмом человечества и Божества, то "будет поставлен и последний вопрос: в чем заключается цель, каков конец нашего строительства, наших трудов?" Усталый подмастерье, дойдя до двери ложи мастеров, получает неясный ответ: "Твоя цель — могила".
"Масонство в его глубочайшей сущности, — говорит Шауберг, — это учение о смерти". Подобно античным мистериям, оно рассматривает человеческую жизнь как возвышенную трагедию. Посвящение в мастера служит ее символическим изображением; это высшая мистерия масонства. "Если мастер желает работать для высших целей бытия в духе вечного мирового порядка и в согласии с присущей всему существующему закономерностью, то он должен смиренно принести свои земные радости и свою жизнь на алтарь человечества; он должен иметь силы страдать и умереть за истину, за добродетель и за общее дело". Чтобы глубже внушить эту мысль новому мастеру, его, согласно древнему обычаю мистерий, клали в гроб. Смертный человек со всеми его недостатками и заблуждениями должен быть погребен, чтобы возродился новый человек, который приобщится к более чистой и совершенной жизни и свету.
Символическим характером отличаются и обычаи, употребительные в траурной ложе. Она собирается в честь брата, "вознесшегося к вечному Востоку". Родственники усопшего также имеют доступ в нее. Рабочий зал завешивается черным, свет уменьшается. Среди комнаты возвышается катафалк, украшенный ветвями акации, как немой, но красноречивый свидетель смерти. После молитвы и хорового пения, оратор посвящает несколько слов памяти покойного. Затем произносится речь, обыкновенно кемнибудь из братьев, которые были наиболее близки к покойному при жизни. Перед саркофагом зажигается огонь, как религиозный символ того, что усопший может вознестись к вечному Востоку, вечной жизни и свету. Свет, которого он искал в жизни, как масон, он надеется найти теперь в смерти. Наконец, все присутствующие, полные веры и упования, трижды обходят вокруг катафалка, украшая его розами и цветущими акациями: розы — последний долг, акация — символ смерти, но вместе с тем и вечной жизни и бессмертия.
Учение франкмасонов в том виде, как оно излагается мастерами и ораторами в ложах поучения, покоится на преданиях отдельных систем и заключает в себе мораль, историю союза и его символику.
Цель и содержание франкмасонского учения: братская любовь, любовь ко всему человечеству, любовь к Богу или, по более точному определению Финделя: "Истина, нравственность, любовь к человечеству". Этим требованиям должен отвечать как отдельный человек, так и все человечество. "С постепенным познанием истины растет, в общем, и нравственность, с расширением царства добродетели растет и проявление любви к человечеству, а с ростом любви к человечеству и с осуществлением этого триединого идеала увеличиваются мир, радость и простота отношений между людьми".
Особенно подчеркивается "призыв к деятельной любви к ближнему, кроткому, осторожному суждению о ближнем". Из этого явствует, что франкмасонские нравственные правила совпадают со всеобщими нравственными представлениями, сложившимися под влиянием христианства. Своеобразна во франкмасонстве только форма, в которой оно предлагает свое нравственное учение, связывая его с традиционными символами. Нет никакого основания говорить о какойлибо франкмасонской догме. Франкмасонство, вследствие его чисто человеческого и космополитического характера особенно, избегает всяких догматов. Религиозные догматы разъединяют людей и часто приводят к борьбе мнений. Спор же о религиозных вопросах разжигает самые худшие страсти, превращая их во всепожирающее пламя, и в результате неизбежно приводит к озлоблению и взаимной ненависти. Притом жизнь показывает множество примеров того явления, что одна и та же вера одного воодушевляет до отрешения от всего земного, а другого погружает в самую пошлую погоню за наживой. Франкмасонство не хочет разъединять людей, а, напротив, стремится собрать в своих ложах людей всех вероисповеданий. Благодаря этому оно возвысилось до того понимания религии, которое, по мнению Г. Ф. Трейчке, "одно лишь достойно свободного человека".
Франкмасонство признает, что "религиозные истины — это истины для души; что истины эти для верующего не только не менее, но даже еще более несомненны, чем все то, что может быть измерено и осязаемо, но для неверующего они совершенно не существуют; религия — это субъективная, потребность слабого человеческого сердца, и именно потому она не может быть предметом споров. Вопрос о нравственном достоинстве человека решается не тем, во что он верит, но тем, как он верит".
Ознакомление с поучительной, полной превратностей историей союза служит, по мнению франкмасонов, превосходным средством для надлежащей оценки настоящей эпохи, для доказательства того, что традиция должна быть чтима и что, как говорит Гете, в прошлом живет зерно истины.
Опираясь на традицию и историческое развитие и находясь в живой связи с явлениями и успехами человеческой культуры, франкмасонство стремится представить франкмасонские символы в их нравственном значении и живительной силе, — прекрасная, обширная и благородная задача, но именно поэтому особенно трудная.
Франкмасонство различает (по Финделю) 3х3 главных символа и множество (3х3х3х3х3х3) второстепенных. К первым относятся "три великих светоча" — Библия, наугольник, циркуль, "три столба" — мудрость, сила, красота, "три неподвижных драгоценности" — чертежная доска, необтесанный камень, кубический камень; ко вторым относятся "три малых светоча" — солнце, луна, мастер, "три украшения" — пылающая звезда, мозаичная плита, зубчатая оправа, "три подвижных драгоценности" — молоток, ватерпас, отвес. К этому же причисляются 3х3 жизненных явления — ученик, подмастерье, мастер, подготовка, странствование и т. п., три изображения — прямоугольник, цепь, одежда, три масонских отличия — знак, жест, слово и т. п.
Когда франкмасон занимается своим искусством, ему светят три великих светоча: Библия, наугольник и циркуль. Библия направляет его веру, наугольник — его действия, циркуль определяет его отношение к ближним. Эти символы соответствуют трем столбам и трем драгоценностям. Своей внутренней гармонией они указывают на задачи франкмасонства и франкмасонского союза: религиозность, нравственность и любовь.
Наибольшую роль в масонстве играет Библия. Она служит для франкмасона символом религии, в которой сходятся все люди самых различных вероисповеданий — символом веры в нравственный мировой порядок, в конечную победу добра в мире и того благочестия, которое не ограничивается признанием догматических формул, но, не заботясь о временной или вторичной награде, творит добро ради добра.
Наряду с Библией стоят наугольник и циркуль. В древнем Египте наугольник был красноречивым атрибутом судьи мертвых, Озириса, а у древних пифагорейцев он означал меру времени, пространства и количества. В масонской символике наугольник означает закономерность как основу общественного строя, честности и нравственности. Он направляет деятельность масонов, удерживая их в пределах, поставленных божескими и человеческими законами. Циркуль очерчивает совершенную линию, не имеющую ни начала, ни конца, но во всех своих частях равно отстоящую от центра. Вследствие этого он символизирует замкнутый круг масонов, вызывает сознание общности и единения, указывает совершеннейшую форму отношений масона к своим ближним: всеобъемлющую чистую любовь к человеку.
Три столба — это столпы храма гуманности: мудрость составляет план и руководит постройкой, сила выполняет ее, а красота украшает целое. Это священное триединство должно отразиться в мыслях и действиях как отдельного брата, так и всей общины. Чтобы как можно тверже внушить масону эту мысль, эти столпы олицетворяются также тремя высшими должностными лицами: мудрость — мастером, сила — первым, а красота — вторым надсмотрщиком.
Три драгоценности означают три ступени — ученика, подмастерья, мастера и круг их деятельности. Неотесанный камень — символ человека, не достигшего совершенства разума и сердца, который со священным рвением стремится к духовному и нравственному совершенству. Неотесанный камень олицетворяет важнейшие обязанности масона: самопознание, самообуздание и самосовершенствование. Масон должен стремиться к тому, чтобы освободить свой разум от заблуждений и предрассудков, чтобы приобрести этим путем ясность мысли и мировоззрения, прийти к познанию истины, красоты и добра и открыть душу побуждениям чуждой эгоизма любви к ближнему. Так, ученик должен при помощи масштаба и молотка обработать неотесанный камень и превратить его в куб с гладкими, пересекающимися под прямым углом плоскостями. Неотесанные камни, собранные вместе, представляют лишь бесформенную груду. Только кубический камень может плотно и прочно соединяться с другими при постройке храма гуманности. Только тот, кто путем самопознания развивает в себе самообладание и облагораживает душу, имеет право содействовать "духовному и нравственному возвышению своих ближних, может быть достойным членом идеального союза нравственно свободных личностей".
На чертежной доске работает мастер. При помощи масштаба истины, наугольника права и циркуля долга он чертит на ней свои планы различных частей постройки, которые должен выполнять каждый мастер. Так, чертежная доска побуждает к мудрому обсуждению работы и к разумному участию в работе каменщиков. В то время как три больших светоча изображают три духовных символа, три малых светоча — это три настоящие свечи, горящие на трех столбах, они напоминают масону об ограниченности и конечности его деятельности на земле. В солнце, вокруг которого в вечном и неизменном порядке вращаются небесные светила и которое своими лучами пробуждает к жизни каждый зародыш, он видит первоисточник творческой, питающей и управляющей силы. Как вся земная жизнь должна погибнуть без живительных лучей солнца, так и в человеке замирает вся духовная и нравственная жизнь, если свет познания Бога затмевается или совсем погасает в нем. Когда солнце склоняется к закату, оно оставляет луну, кроткий успокоительный свет которой озаряет серый мрак и мрачное молчание ночи. Так "в тихой бесшумной деятельности масон находит радость и награду".
Пылающая звезда принадлежит к числу украшений. Своим светящим согревающим пламенем она символизирует духовную и нравственную жизнь, открывающуюся в свете познания, в силе воли и в теплой братской и человеческой любви. Пять концов ее указывают на добродетели ума, справедливости, силы, умеренности и прилежания.
Мозаичная плита должна изображать пол из мозаики в преддверии храма Соломона. Она символизирует богатое разнообразие божественных даров, и кроме того, изменчивость земного счастья. Она должна склонять масона к смирению в счастье, к устойчивости в несчастье и к постоянной готовности помочь в беде ближнему.
Зубчатая рама образует ограду мозаичной плиты и напоминает масону о том, что "подобно тому, как волны океана омывают, лаская, берега, нежная забота Провидения не покидает его, пока он проявляет добродетели умеренности, стойкости, ума и справедливости".
С помощью ватерпаса каменщик примащивает один камень к другому так, чтобы они образовывали горизонтальную плоскость. Так ватерпас служит франкмасону символом равенства. Их стремления одинаковы, они отказались от всех житейских предрассудков и признают за всеми братьями одинаковые права и обязанности. Так как горизонтальное положение всех частей строения существенно содействует его прочности, то ватерпас служит символом первого надсмотрщика, который стоит у столба силы. "Он должен почитать равенство всех перед законом и признавать все их стремления к их духовному единству, дабы во всем царила братская простота".
Отвес помогает каменщику делать строение вертикальным; он же напоминает масону о прямоте и правдивости по отношению к самому себе и к своим ближним. В знак своей должности отвес держит второй надсмотрщик, который стоит у столба красоты. Прямые линии содействуют красоте внешних форм. Поэтому отвес напоминает надсмотрщику об обязанности постоянно внушать им, чтобы они шли дорогой добродетели и чести; ибо только в таком случае франкмасонская "постройка может вытянуться ровной линией и сиять, озаренная красотой небесного света".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел оккультизм











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.