Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Фостер Бейли. Дух масонстваОГЛАВЛЕНИЕЧасть IIПриложениеПОЯСНЕНИЯ О ЛАНДМАРКАХВыписки из "Энциклопедии Вольнокаменщичества" Маккея. Первейшая особенность обычая, или образа действия, претворяющая его в ландмарку, заключается в том, что он должен бытовать "от времен, память о которых не изменяет человеку". Древность — вот его существенный элемент. Если бы масонским авторитетам было сегодня возможно, съехавшись на вселенский конгресс и являя абсолютное единодушие, принять новое постановление, последнее, хоть и будучи — пока оно не отменено — обязательным для всего цеха, все же не являлось бы ландмаркой. Оно бы носило универсальный характер, это верно, но ему недоставало бы древности происхождения. Другое своеобразие ландмарок масонства заключается в том, что они неотменяемы. Как у конгресса (см. выше) нет власти ввести ландмарку, так у него нет и прерогативы ее аннулировать. Ландмарки ордена, подобно законам Мидийским и Персидским, не подвержены изменениям. Какими они были столетия назад, такими и остаются, такими и пребудут, пока масонство само не исчезнет. До 1858 г. масонскими писателями не предпринималось попыток сформулировать ландмарки вольнокаменщичества в удобопонятной форме. В октябре названного года автор (Маккей) этой работы опубликовал в "Американ Куотерли Ревью ов Фримэсонри" (том II, с. 230) статью "Основания масонского закона" с подробным перечислением ландмарок, список которых и был впервые представлен общине. Этот перечень был впоследствии включен автором в его "Учебник масонской юриспруденции". Он с тех пор очень широко используется общиной и воспроизводился многими специалистами по масонскому праву, иногда даже без ссылки на источник, откуда почерпнута информация. Ниже резюмируются следующие ландмарки: 1. Наличие средств распознавания есть самая законная и безусловная из всех ландмарок. Вариации не допускаются; если какая-либо ландмарка видоизменяется или дополняется, пагубные последствия нарушения древнего закона всегда налицо. 2. Разделение символического масонства на три градуса — ландмарка, сохранившаяся лучше любой иной. Хотя даже в ней злокозненный дух нововведений оставил свои следы, оторвав от третьего градуса его заключительное звено, появилось тяготение к единообразию в знак уважения к финальному учению ордена Мастера. Впрочем, "Царский Ковчег" Англии, Шотландии, Ирландии и Америки, вкупе с "высокими градусами" Франции и Германии, сделали всё, чтобы разниться в средстве доведения неофита до великого завершения всего символического масонства. В 1813 г. Великая Ложа Англии отстояла давнюю ландмарку, торжественно подтвердив, что древнее цеховое масонство состоит из трех градусов: ученика, подмастерья и мастера каменщика, включая Святой Царский Ковчег. Но разрыв так и не был преодолен, и ландмарка, хотя незыблемость ее и признана всеми, до сих пор нарушается. 3. Легенда о третьем градусе — важная ландмарка, сохраняющая свою незыблемость. Масонов любого устава, практикуемого в любой стране на любом языке, наставляют существенным элементам этой легенды. Учебный материал может варьироваться, да и постоянно меняется, но легенда остается неизменной. Так и должно быть, ибо легенда о Строителе Храма составляет самую суть и подлинность масонства. Любой устав, ее исключающий или материально видоизменяющий, автоматически перестает быть масонским уставом. 4. Вера в существование Бога, как Великого Архитектора Вселенной, есть одна из важнейших ландмарок ордена. Всегда само собой разумелось, что отрицание Верховной Дозирающей Власти категорически лишает права на посвящение. В анналах ордена никогда не было, да и не может быть примера того, чтобы атеист был произведен в масоны. Подобный акт запрещается и упреждается самими посвятительными церемониями первого градуса. 5. Дополнительной к вере в Бога — как ландмарка ордена — является вера в воскресение к жизни будущей. Эта ландмарка не так позитивно, как предыдущая, внушается кандидату словами, но данная доктрина недвусмысленно подразумевается и проходит через весь символизм ордена. Верить в масонство, не веря в воскресение, — абсурдная аномалия, извинимая лишь догадкой, что тот, кто совместил подобным образом свою веру со скептицизмом, настолько не подозревает смысла обеих теорий, что не имеет рационального основания соглашаться с обеими. 6. Равенство всех масонов — еще одна ландмарка.Равенство отнюдь не подразумевает отвержения социального статуса, узаконенного обычаями страны. Монарх, дворянин или джентльмен имеют право оказывать влияние и пользоваться уважением сообразно своему положению. Но доктрина масонского равенства подразумевает, что мы, как дети одного великого Отца, встречаемся в Ложе на уровне — на котором все мы странствуем, двигаясь к единому предопределённому финалу — и что в ложе общие заслуги достойны большего уважения, чем необозримая собственность, и лишь добродетель и знания должны удостаиваться всяческого масонского почитания и вознаграждаться продвижением. После того, как труды в ложе закончены и братья покинули свое мирное уединение, чтобы снова влиться в мир, каждый вновь занимает социальное положение и пользуется привилегиями статуса, на которые он имеет право по обычаям общества. 7. Ландмарка состоит в том, что "Книга Закона" является неотъемлемой частью обстановки всякой ложи. Я умышленно выражаюсь " Книга Закона", потому что повсеместное употребление Ветхого и Нового Заветов — не абсолютное требование. "Книга Закона" — то, что, как полагают в соответствии с религией страны, содержит в себе выраженную волю Великого Архитектора Вселенной. Стало быть, во всех ложах христианских стран "Книга Закона" состоит из Ветхого и Нового Заветов; в странах, где господствующее вероисповедание — иудаизм, достаточно только Ветхого Завета; в исламских странах и среди масонов-мусульман употребляется Коран. Масонство не пытается вмешиваться в религиозные убеждения своих учеников, разве лишь в той мере, в какой дело касается веры в существование Бога и того, что из неё необходимо вытекает. "Книга Закона" для спекулятивного масона — его духовный trestle-board; без неё он не может трудиться; то, что он считает выраженной волей Великого Архитектора, есть его духовный trestle-board, долженствующий всегда находиться перед ним в часы его спекулятивного труда, дабы его выправлять и вести. Таким образом, ландмарка состоит в том, что "Книга Закона", религиозный код, предположительная выразительница воли Бога, образует существенную часть обстановки ложи. 8. Секретность Института — следующая наиважнейшая ландмарка. Секретность неотъемлема от него, сопутствует ему с самого зарождения и охраняется его древними ландмарками. Лишившись своего секретного характера, он потеряет свою подлинность, и вольнокаменщичество перестанет существовать. Поэтому каким бы нападкам ни подвергался Институт за свою секретность и как бы ни тянуло некоторых неопытных братьев в час испытания соблюсти свою выгоду и совлечь с него этот покров, такому никогда не бывать, даже если бы эта ландмарка и не торчала перед нами непреодолимым препятствием; ибо подобная перемена означала бы социальное самоубийство, и за легальным выставлением ордена на свет последовала бы его смерть. Вольнокаменщичество, как секретная ассоциация, столетиями оставалось неизменным; как открытая община, оно столько не продержится. Следующие ландмарки могут рассматриваться как дополнительные и иногда включаются в общий перечень: а. Право каждого масона посещать и сидеть в собрании любой регулярной ложи есть неоспоримая ландмарка ордена. Она именуется "правом на визит". Право на визит всегда признавалось неотъемлемым правом всякого масона, путешествующего по миру. Ведь ложи справедливо считаются всего лишь ячейками — формируемыми для удобства — универсального масонского семейства. Конечно, это право может быть нарушено или отнято по разным поводам и в особых обстоятельствах, но когда в допуске отказывается масону добрых нравов, стучащемуся в дверь ложи как посетитель, следует ожидать основательного, весомого объяснения подобного попрания того, что вообще-то является масонским правом, зиждущимся на ландмарках ордена. б. Ландмарка ордена состоит в том, что ни один посетитель, неизвестный, как масон, присутствующим братьям или кому-либо из них, не может войти в ложу, не выдержав предварительной проверки согласно древнему обычаю. Конечно, если посетитель известен кому-нибудь из присутствующих братьев как масон добрых нравов и он это подтвердит, можно обойтись без проверки, потому как ландмарка относится только к незнакомцам, которых не признают до проведения строгой проверки, должных испытаний или до получения законной информации. 9. Управление общиной осуществляется офицером-председателем, именуемым Великим Мастером и избираемым из членов цеха — это ландмарка ордена. Многие полагают, что выборы Великого Мастера диктуются законом или постановлением Великой Ложи. Это, однако, не так. Сама эта должность обязана своим существованием ландмарке ордена. Великие Мастера, или персоны, исполняющие их функции под разными титулами, фигурируют в памятных книгах Института задолго до учреждения Великих Лож, и если бы нынешняя система законодательного управления через Великие Ложи подлежала упразднению, Великий Мастер все равно был бы необходим. а. Прерогатива Великого Мастера председательствовать на каждой ассамблее цеха, где бы и когда бы она ни состоялась, — еще одна ландмарка. Именно по этому закону, не специально принятому, а происходящему от древнего обычая, Великий Мастер занимает свое кресло, или, как говорят в Англии, "престол", на каждом заседании Великой Ложи; кроме того, он имеет право председательствовать на заседании любой подчиненной ему ложи, где бы ему ни случилось находиться. б. Прерогатива Великого Мастера дозволить присвоить градус в неурочный срок — еще одна важнейшая ландмарка. По масонскому закону, от подачи прошения до утверждения кандидата требуется месяц или иной установленный период. Но Великий Мастер обладает властью отменить этот испытательный срок, обойтись без него и сразу допустить кандидата к посвящению. Эта прерогатива была у него до принятия закона об испытательном сроке, и поскольку ни один статут не вправе отменить его прерогатив, указанная власть за ним сохраняется. в. Прерогатива Великого Мастера дозволить открыть и осуществлять работу ложи — еще одна ландмарка. Он может дать достаточному числу масонов привилегию встречаться и присваивать градусы. Ложи, учреждаемые таким образом, именуются "ложами, действующими по дозволению". г. Прерогатива Великого Мастера принимать в масоны сразу после прошения есть ландмарка, тесно связанная с предыдущей. Имели место крупные недоразумения в связи с этой ландмаркой, иногда приводившие к отрицанию ее существования в юрисдикциях, в которых Великий Мастер, может быть в это же самое время, по сути, осуществлял эту прерогативу без малейших возражений или оппозиции. 10. Необходимость для масонов собираться в ложи — еще одна ландмарка. Не надо понимать так, что какая-либо древняя ландмарка делает обязательным институт подчиненных лож, составляющий одну из особенностей нынешней масонской системы. Но ландмарки ордена всегда предписывали масонам время от времени собираться вместе для проведения оперативных или спекулятивных работ, причем такие собрания должны называться ложами. Поначалу это были импровизированные встречи, созываемые с особой целью, после которой братья расходились, чтобы встретиться в другое время в ином месте, исходя из необходимости или обстоятельств. Но внутренний регламент ложи, постановления, постоянные офицеры и учет ежегодных недоделок — это современные новшества, никак не вытекающие из ландмарок и регламентирующиеся особыми указами сравнительно позднего времени. 11. Управление членами цеха, собравшимися в ложе, осуществляется Мастером и двумя Стражами — это тоже ландмарка. Сбор масонов под управлением кого-либо другого, к примеру, президента и вице-президента или председателя и его заместителя, не признается ложей. Наличие Мастера и двух Стражей так же существенно для нормального функционирования ложи, как наличие гаранта конституции в наши дни. Конечно, названия должностей разнятся в разных языках, но число, прерогативы и обязанности офицеров везде одни и те же. 12. Всякая ложа, после того как все соберутся, должна быть покрыта извне — вот важная ландмарка Института, которой нельзя пренебрегать. Необходимость этого закона вытекает из эзотерического характера масонства. Долг охранять дверь, отпугивая шпионов и соглядатаев, существует издавна, то есть является ландмаркой. 13. Право всякого масона на представительство на всех общих собраниях цеха и на инструктаж своих представителей есть ландмарка. Прежде общие собрания, проводимые обычно раз в год, назывались "Генеральными Ассамблеями", и на них позволялось присутствовать всей общине вплоть до самых юных учеников. Ныне они именуются "Великими Ложами", и на них созываются лишь мастера и Стражи нижестоящих лож. Хотя они только представляют их членов. Первоначально каждый масон представлял себя; сегодня его представляют офицеры. а. Ландмарка заключается в том, что всякий франкмасон ответствен перед законами и установлениями масонской юрисдикции, действующей на территории его проживания, хотя он может и не состоять ни в какой ложе. Непричастность к ложе, сама по себе оскорбительная для других масонов, не избавляет от подчинения масонской юрисдикции. б. Поэтому никакая ложа не вправе вмешиваться в дела любой другой ложи или присваивать градусы братьям, состоящим в других ложах. Несомненно, это древняя ландмарка, зиждущаяся на великих принципах учтивости и братской доброты, лежащих в самом основании нашего Института. Она неоднократно признавалась постановлениями всех Великих Лож. в. Право всякого масона обжаловать решение своих братьев, принятое на собрании ложи, в Великой Ложе или на Генеральной Ассамблее масонов, есть ландмарка, весьма полезная для сохранения справедливости и предотвращения угнетения. Несколько современных Великих Лож, постановив, что решение нижестоящих лож об исключении кого-либо из её рядов, не может быть полностью отменено после его обжалования, нарушили эту не вызывающую сомнений ландмарку, так же как и принципы справедливого управления. 14. Последняя, венчающая всё ландмарка состоит в том, что эти ландмарки никогда не должны изменяться. Ничего нельзя из них изъять, ничего нельзя добавить, — ни малейшему исправлению не должны они подвергаться. Наш высочайший долг обязывает нас передать их своим потомкам в таком виде, в каком мы получили их от своих предшественников. |
|