Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Фостер Бейли. Дух масонства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть II

Глава III

НЕРАСПОЗНАВАЕМЫЙ КРИЗИС МАСОНСТВА

Ныне масонство, как и остальной мир, находится в кризисе и, как и для остального мира, будущее его на ближайшее тысячелетие проблематично. Отрадно в связи с масонством то, что до распознавания масонского кризиса пока не дошло, — это звучит пародоксально, на деле же означает, что, если человечеству удастся словить духовное видение занимающегося дня, у масонства, которое поймет необходимость своего обновления чуть позже работников иных отраслей человеческой жизнедеятельности, таких как религия и образование, появится колоссальное преимущество благодаря тому, что дело приняло другой оборот.

У очень немногих масонов есть понимание того, что масонство — это образ жизни и духовный поиск, сравнимый с таковым всего человечества; содействовать духовному поиску человечества предопределено церквям, но они, к сожалению, этого не делают, потому как церковианство подпало материализму и подвластно ему. Масонство сегодня не так подвластно материализму, как три другие основные сферы активности, подвергающиеся духовной стимуляции, а именно управление, образование и религия. Это гигантское преимущество, ускоряющее зарю нового дня, когда и осуществится истинное назначение масонской общины. У. Л. Уилмсхерст проникновенно констатирует: работа Мастера-Каменщика заключается в восстановлении храма падшего человечества. Это утверждение — свидетельство брезжущего постижения того, что масонскому ордену не просто предназначено помогать вступившим в него индивидуумам, но что у него мировая миссия помогать всем людям во всем мире — духовная миссия.

Исследование присущих человечеству духовных реальностей открывает, что мы сохранили и значительно активизировали сущные принципы древних Школ Мистерий, существовавших от начала времен. Достоверно установлено, что такие Школы были и предназначались для тренинга духовной жизни учащихся. В стародавние дни функционирования Школ Мистерий строгая секретность была физической потребностью из-за преследований. На всеобщую мировую надобу едва ли тогда обращалось внимание, и практическое служение для разрешения проблем человечества не составляло первостепенного мотива. Так было давно.

Древние Школы состояли из трех основных ступеней. Первая — вступление в орден после пробуждения в индивидууме жажды истины и дерзания прогрессировать по пути овладения жизнью. Начало тренинга себя. Эта ступень сравнима с тем, что эзотерист называет Послушническим Путем, и восприятие ее весьма сходно с правильным пониманием того, с какой целью мы тратим время, состоя в первом градусе нашей Голубой Ложи. Кандидат получает этот градус, не имея духовного света, — это символизируется тем, что у него завязаны глаза. Будучи в этом градусе, он получает свет, работа его, как У., обретает смысл и инициирует процесс самоконтроля в категориях конструктивной жизнедеятельности и самодисциплинирования.

Ряд аналогий приходит на ум, когда мы размышляем на эту тему. Три градуса масонства отражают одну из древнейших молитв, известных человеку. Первый градус олицетворяет первую строку молитвы: "из тьмы веди меня к свету". Второй градус выражает вторую строку: "от нереального веди меня к реальному", что достигается правильным употреблением ума в духовных целях. Третий градус — вершина древней молитвы: "веди меня от смерти к бессмертию".

Масонский запон, вручаемый У., совершенно белый, без всяких украшений. Он квадратной формы с поднятым треугольным нагрудником. Квадрат представляет личность, треугольник — душу. Под конец, по мере прогресса нагрудник оказывается повернут вниз, что символизирует контроль личности со стороны души. Ибо слова эзотерической формулы звучат следующим образом: "В центре воли Бога стою я, ничто не отклоняет моей воли от Его. Я исполняю эту волю с любовью, я обращаюсь к стезе служения. Я, божественный треугольник, провожу эту волю внутри квадрата, служа своим собратьям".

Любому У. надо сообщать, что он приступил к процессу самоочищения, исправления собственных, очень человеческих характеристик. В былые времена этот процесс занимал семь лет, прежде чем можно было переходить в следующий градус. От У. требовалось по своей инициативе просить привилегии принять второе посвящение. Это служило показателем того, что он обрел достаточный контроль над своей личностью и масонской общине позволительно "поднять его в заработной плате" и помочь воспользоваться благой возможностью.

Это свидетельствует о важности градуса П. для масонского прогресса, аналогичного второй ступени учебы в древних Школах Мистерий, под которой — согласно нынешнему эзотерическому учению — понимается ступень ученичества. Второй градус масонства символически эквивалентен приложению к стремящемуся технического термина "принятый ученик". После этого остается уже очень мало шансов на полную неудачу в наработке духовной жизни. Но имеется серьезная трудность из-за пока несовершенного проводника и наваждения, вызывающих длительные задержки. Необходимы абсолютное владение собой и расширение сознания, прежде чем достигнется градус Мастера. В раннем масонстве этот период подразумевал пятилетние напряженные усилия. В настоящем подобные периоды роста игнорируются, присвоение градусов диктуется целесообразностью по чисто экзотерическим соображениям.

Становление Мастером-Каменщиком есть глубоко духовное событие, могущее иметь место лишь после того, как низшая природа под названием личность фактически находится под контролем высшего человека, или души. Тогда приветствуется символическая смерть личности, и весь человек может быть воскрешен. Таково частичное внутреннее значение третьего градуса масонства; последний для своего успешного получения требует активной помощи Мастера ложи, ее должностных лиц и членов. Даже при обычном экзотерическом формализме это довольно драматический акт, могущий открыть новую эпоху в жизни кандидата.

По библейской терминологии имеем кущу в пустыне, временную структуру; её выстраивают и в ней проживают на ступени У. В жизни П. распознается и выстраивается храм царя Соломона с его внешним двором, святилищем и святая святых, где находится великий свет Шекины. Третий храм — храм Иезекииля, "жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный". Вот заключительный истинный храм жизни человечества в целом, пока лишь смутно предощущаемый, не строящийся.

В нашей арийской эре обозначилось чаяние Слова. В масонстве выражаются именно так, потому что "потерянное Слово" — всего лишь употребительный словозаменитель. Арийский финал интеллектуального развития неотклонно подводит к знанию души, "где Слово известно".

Пришло время для дальнейшего одухотворения масонского движения. Сегодня масонство, за изъятием нескольких масонов-эзотеристов, является исключительно экзотерическим. Только во внешних формах сохраняются, посредством ритуалов и символов, учения древних Школ Мистерий, да и то без объяснений. На самом деле масонство наставляет "Послушническому Пути", которому обучали в древних Школах Мистерий и который известен современным эзотеристам. Оно должно, может и будет обеспечивать тренинг на ученичество, кульминирующий для одухотворенных людей в первом посвящении. Масонство страдает, будучи погребено в эгоистической материалистической цивилизации; последнюю ему суждено помочь возродить. Оно к этому способно, ибо в действительности является духовным поиском и хранителем базовых духовных истин веков. Оно — стезя к цельной, победительной жизни.

Масонству предназначено обеспечивать возрождение в индивидуальной жизни. Оно внедряет братскую любовь между своими, честность и прямоту, сущное равенство всех членов и милосердие.Черты настоящего масона — смирение, чистота, верность и настойчивость. Данные качества красноречиво свидетельствуют о сознании души. Под углом последнего, наработка этих качеств считается стандартной линией поведения. Влияние душевного сознания на любое общество является благотворным и конструктивным в той мере, в какой братья им живут. Блага его предназначены для всех.

Масонство борется за то, чтобы превратиться во всемирную группу служителей. Оно прогрессирует, будучи ущерблено очевидным отсутствием более глубоких жизненных ценностей, все сильнее вожделеемых сегодня познающими людьми. Нынешнее его состояние характеризуется низкой посещаемостью лож и высоким процентом выбывших. Это так, даже несмотря на множество его утонченных свойств. В мире сейчас около пяти миллионов масонов. Несомненно, оно оказывает доброе влияние на обыденную жизнь своих членов, между тем растет понимание того, что его недостаточно.

Масонство пришло в Соединенные Штаты из Великобритании в 1730 г., когда в Филадельфии появилась ложа. Оно пришло в Великобританию из Европы приблизительно в 1700 г., а первая Великая Ложа Англии была организована в 1717 г. Многие масоны, особенно в Британии, полагают, что до этой даты не было реального масонства. Это неверно. На деле "оперативное" масонство преобразовалось в "спекулятивное" масонство. Что говорит об интеллектуализации масонского поиска. А под конец община повсюду будет отождествляться с поиском духовным.

Как тысячам ортодоксально верующих людей нравятся старинные богослужения с их лексикой, так и массе масонов нравятся нынешние ритуалы, символизм и лексика. И они пока что не чувствуют потребности в переменах. Их не прельщает идея, что у масонства духовное будущее, которое должно осознать и спешить к нему. Однако закваска нового века нас будоражит. Сегодняшнее масонство интересно и привлекательно, но не вполне динамично, чтобы глубоко вдохновлять людей, за исключением немногих.

В прошлом масонство осуждалось как пустопорожняя замена религии. Такую трактовку масонский корпус всегда отрицал, между тем, оживленное масонство нового века явится параллельным эволюционным каналом приближения человека к Богу, масонство и религия будут охотно сотрудничать между собой. Рыцари Колумба были сформированы католиками в 1882 г., чтобы помешать масонству подменять их религию. Сегодня Рыцари Колумба и франкмасоны вступают в сотрудничество.

Масонство никогда не обретало того, что принадлежит ему по праву духовного рождения, частью из-за благодушного довольства своим превосходством и счастливой атмосферой, создающейся в ложе ритуалами и товарищескими отношениями. Последние очень наглядны, братство в ложе является фундаментальным достоянием, но может блокировать реальную масонскую жизнедеятельность. Масонство — не общественный клуб.

А обнадеживает в сегодняшнем масонстве то, что и оно, подобно всем мировым группам, находится во взвинченном состоянии. Обеспокоенность в масонских кругах налицо, все больше членов цеха тщатся докопаться до его углубленных смыслов. Познающие люди доброй воли в ордене чувствуют скрытое в масонстве могущество, хотя и не понимают его. Им уже не импонирует проводить вечер за вечером в колоннах или продвигаться по должностной лестнице. Масонству нужно учиться быть более прогрессивным, менее консервативным, иначе ценность его в мире так и не выявится.

Некоторые перемены таки назрели, но ни одна из них отнюдь не ущемит реальных духовных ценностей, хранимых масонством.

Большинство масонов признают, что привлечение масонских связей в бизнесе — негодная практика, вредная для ордена. Этот мотив эксплуатируется не особенно активно, но он существует и должен быть вытравлен.

Кое-кому масонство повышает социальный статус, личный престиж в обществе. В некоторых местах это весьма весомое соображение. Хотя в основном масоны признают, что использование масонства для повышения социального престижа толкает орден к деградации. Такое бывает все меньше и меньше.

Множество наших масонских секретов уже не нужны, да и бесполезны. Более зрелый мир, окружающий масонство, уже не поддается наваждению тайных орденов. Последние в действительности вызывают нарастающее подозрение. Конечно, осталось уже мало тайн, даже в связи со знаками и словами. Чем больше обществу известно о смыслах масонства, тем лучше для ордена и тем полезней он становится. Впрочем, его прогресс отнюдь не мешает мудро предохраняться от вредительского проникновения в наши ложи.

Наши нынешние ритуалы перенасыщены пережитками: еврейскими названиями и терминологией. Они — реликт давнишнего оперативного каменщичества Европы. Мы их любим или терпим, поскольку привыкли к ним и поскольку они старинные, а стало быть, ложно свидетельствуют о стабильности. Они, по своему действию, скорее обособляют, чем объединяют. Данный факт отнюдь не умаляет еврейской расы. Перед нами стояла бы та же проблема, привыкни мы волей случая к фразеологии какой-нибудь иной расы. Нам понадобится новый масонский язык в новом веке. Такой появится нескоро — в результате попыток сделать масонство более значимым фактором в изменяющемся мире.

Масонству нужно поумерить свое превосходство и устранить повод к нынешнему осуждению. Исключение евреев за то, что они евреи, полностью противоречит масонским принципам. Подобная практика быстро отмирает. Прекращается и осуждение римских католиков. Исключать человека из нашей ложи за цвет его кожи противоречит всемирной миссии масонства. Всякий, кто ведет жизнь распутника, кто центрирован только на себе и эгоистичен, не может быть добрым масоном; какими бы ни были его раса, религия или собственность. Характер, личная целостность и сострадание — вот существенные черты для прогресса в истинной масонской жизни.

Еще одна отрыжка от времен оперативного каменщичества — это недопущение женщин. Для многих масонов это действительно трудновместимо, но в нашем современном мире мнение о том, что женщина не может быть настоящим масоном, достойно представляющим наш орден, — не вполне разумное. Безусловно настанет день, когда это ограничение будет снято. Женские ложи уже существуют. Они проводят все ритуалы, и их работы — доброе зодчество.

Клятвы с шокирующими словами, приносимые кандидатом у алтаря, несут символический подтекст, — это надо неустанно недвусмысленно констатировать. Наши клятвы мало что значат для кандидата, если не объясняются внутренние смыслы. Вообще-то в наше время они воспринимаются как легкий способ увековечить древнюю фразеологию и превратились в бессмыслицу, тогда как должны бы быть самым могучим фактором на начальных ступенях масонской жизни. Продвигающийся кандидат заключает новые соглашения не с каким-то внешним орденом, а с собственной душой. Вот все, что нужно для подлинной масонской жизнедеятельности.

Для того, чтобы расти, масонство обязано более универсально — и внутри, и вне ордена — восприниматься как образ жизни и духовный поиск. А духовный поиск означает изменение и рост. Чтобы содействовать росту в индивидуальной жизни, масонство само должно расти.

Пять неизбежных стадий проходит жизнь всякого организма: рождение, рост, функционирование, распад и, наконец, смерть. Это относится к человеческому телу, а также к жизни групп, к нациям и расам. То же относится ко всем мировым религиям, любым режимам правления. Стало быть, и к масонству. Стадии накладываются друг на друга. Стадия работоспособности должна начинаться на стадии роста, а распад может пойти до окончания стадии работоспособности. Теперешнее масонство находится на исходе стадии роста, добившись изрядной работоспособности. На данном этапе рост сопровождается повышением работоспособности. Ныне наш орден переходит на стадию работоспособности в мировом масштабе.

Величайшей помехой для нашего роста и работоспособности является укоренившееся представление, что масонство не должно изменяться. Ведь это противоречит естественному закону, и если масонство откажется меняться, оно, вне всякого сомнения, умрет гораздо скорее, чем нужно. Правильное изменение в масонстве требует большой мудрости. Оно должно проводиться разумно, верно мотивироваться, а не тормозиться рьяными идеалистами и фанатиками.

Все, что упрочивает отношения человека с Богом, носит в какой-то мере религиозный характер. Церковианство объявило религию своей собственностью и проглотило её. По уверению церковников, то что не поддерживается и не контролируется церковью, не относится к религии. Это не так. Приближение человека к Богу может оцениваться только его возрастающей осведомленностью о Боге. Оно, по сути, есть дело индивидуального сознания.

Все люди, независимо от расы и вероисповедания, суть дети единого Отца. Масонство с незапамятных времен это знало и внушало своим членам. Вследствие чего благодаря этому догмату оно является воистину религиозным образованием. Будучи же проституировано в сугубо мирских расчетах, оно перестает быть реальным масонством, как бы регулярно ни проводились его ритуалы. Так же и в церкви полно людей, которые практикуют церковный формализм, а вот живут не по-христиански.

В новой эре масонство обязано вдохновлять своих членов жить масонской жизнью. Важнее, как масон живет вне ложи, чем то, что он делает в ней. Едва ли можно быть масоном, не зная, чем масонство занимается. Переход в другой градус, принятие иной клятвы, усвоение нового знака, рукопожатия или слова может — или не может — свидетельствовать шаг вперед в масонской жизнедеятельности. Эти факторы могут помочь, коль скоро понимается их внутреннее значение. Мы не вправе позволять им по-прежнему действовать автоматически.

Масонство нередко объявляется духовным поиском. Если оно не понимается именно в этом ракурсе, то превращается в древнюю, но пустую скорлупу. Нынче масонство нуждается не в большем числе членов, а в лучших членах; не в заполненных помещениях ложи, а в групповом участии в ритуалах, в понимании их духовного назначения; так оно способствует поиску духовного понимания и росту, ради которых и был сформирован наш древний орден франкмасонов.

Существует уйма свидетельств древнего духовного учения в старых хрониках, а больше и наглядней всего — в сходстве символов во все века и в факте наличия тайных орденов, многие из которых известны нам как "Школы Мистерий". Безусловно, у всех Школ Мистерий и тайных орденов, склонявших своих членов вести чистую жизнь и наставлявших глубоким внутренним истинам, использовавших одни и те же символы и предлагавших индивидуальное постепенное продвижение по степеням и градусам, во все века должен был быть единый источник водительства и мудрости. Разумеется, они не действовали сами по себе. Нет сомнений в наличии божественной высшей Цели, подчиняющей себе сынов человеческих. Конечно, величайшие духовные люди всех веков знали эту цель, а стало быть, Бога.

Род человеческий довольно продвинулся в эволюции ума, мы сейчас на грани интеллектуальной зрелости, можем добиваться и ожидать нового, более совершенного знания Бога и самой жизни, чем того, которое человеческие существа стяжали прежде. Будущее человечества светится обетованиями духовных достижений, в число которых войдут аспекты человеческих отношений, известные как соучастие, сотрудничество и универсальная практика доброй воли.

Три названных и множество других, таких как справедливость, доброта и свобода, пришли в человеческое сознание из того же источника, из которого пришли мистериальные учения прошлого. Древние тайные ордена и Школы Мистерий курировались высокими посвященными, принадлежавшими к более высокому всемирному Ордену, чем когда-либо осаждавшиеся экзотерические ордена во всем их великолепии и совершенстве.

Этот всемирный Орден, именуемый иногда "Великой Белой Ложей", существовал от начала человеческой жизни на планете и на протяжении веков посылал время от времени своих вестников; они основывали религии и руководили людьми в деле овладения природой. В тайных орденах они руководили людьми и в деле овладения собой. И непрерывно проступали образы, — мы их распознаем и исследуем в масонстве, так же как и в прочих образованиях, не без основания называя их Планом Бога в отношении человека.

Есть Бог, сотворивший человека, и есть План — План Бога в отношении человека. Это познавательная, разумная концепция. Она подкрепляется обилием свидетельств многих мудрых людей. Отторгать её потому, что наш малый ум ничего о ней не знает и не верит в неё, — значит признаваться в своей малости и тщеславии.

Мы имеем дело с наиглубочайшими, самыми объемлющими реальностями, декларируемыми "Старшими Братьями" расы и извлеченными для нас из универсального хранилища Мудрости Посвященными и Мастерами Великой Белой Ложи, известной в масонстве и как "Великая Вышняя Ложа". Об этой Ложе знают немногие, вступить в нее можно в надлежащее время — когда человек добивается "воскрешения" и превращается в Мастера-Каменщика. Закон аналогии неизменно раскрывает духовные реальности.

Итак, Великая Белая Ложа существовала искони и безостановочно работала, — в этом её назначение, — над расширением человеческого сознания. Она — материнская Ложа всех масонских лож. Наш источник. Вот почему мы пережили века. Она — по Плану Бога — наш якорь. Подлинный внутренний финал нашего масонского поиска. Масонская гарантия нашего будущего, еще более славного, чем любая вершина, достигавшаяся нами в лучшие, самые плодотворные дни пребывания среди сынов человеческих.

Тот, кого мы на Западе величаем Христом, известный и в других религиях под иными именами, есть глава Великой Белой Ложи; в масонских писаниях о нем говорится как о "Великом Мастере Вышней Ложи". Символически Он восседает на Востоке, руководя "Высшим Масонством Бога". Он — величайший Мастер-Каменщик из всех нас.

Впрочем, Он не ограничивается масонством. Он действует через всевозможных полезных агентов, выводящих людей вовне, к единству с Богом. Все подобные агенты — духовные. Мы их встречаем в любой отрасли жизни: научной и религиозной, в сфере образования и экономики. Всё делается с тем, чтобы способствовать совершенствованию нашего мира, и наиглавнейшее — признание того, что все человеческие существа суть часть манифестации жизни Бога, все — братья, все — согласно Его Плану в отношении нас — важны для Него.

Фостер Бейли, 32°

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел оккультизм











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.