Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Фостер Бейли. Дух масонства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I

Глава II

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Предмет происхождения масонства — это предмет нескончаемой полемики и ожесточенных дебатов. Относительно него имеется обилие мнений, и окончательное решение данного вопроса, видимо, дело далёкого будущего. Где правит мудрость, знание легко достижимо, — вот единственная мысль, которая дает надежду на то, что происхождение масонства будет когда-нибудь по-настоящему понято.

В наше время исследователи, в соответствии со своей точкой зрения, доказывают его безусловно современное происхождение, либо успешно демонстрируют себе его неизъяснимую давность. Любая точка зрения плюс уйма промежуточных соображений легко доказываются. Но какими бы они ни были, масонское делание вершится своим порядком и масоны по-прежнему встречаются на у..., сверяются с о... и стараются поверять свои дела наугольником, дабы исполнять каждое масонское и этическое обязательство. Мнения могут разниться, но масонство остается живым организмом, сохраняющим давние ландмарки и упорно выстраивающим Храм Господа. Несколько теорий о происхождении масонства подытожены в следующих выписках из "Энциклопедии Вольнокаменщичества" Маккея:

"Происхождение Вольнокаменщичества: Происхождение и источник, давший рождение институту вольнокаменщичества, каким он ныне является, возбуждает большой разнобой во мнениях и больше дискуссий среди масонских авторитетов, чем любая иная тема в литературе этого института. Те, кто писал об истории вольнокаменщичества, в разные времена относили его происхождение к следующим источникам: 1. К патриархальной религии. 2. К древним мистериям. 3. К храму царя Соломона. 4. К крестоносцам. 5. К рыцарям тамплиерам. 6. К римским коллегиям ремесленников. 7. К обычным каменщикам средневековья. 8. К розенкрейцерам шестнадцатого столетия. 9. К Оливеру Кромвелю. 10. К Претенденту, ратующему за восстановление династии Стюартов на британском троне. 11. К сэру Кристоферу Рену, построившему собор Св. Павла. 12. К д-ру Дезагюлье и его коллегам в 1717 г. Каждая из двенадцати теорий время от времени, а двенадцатая в последнее время поддерживается своими сторонниками с пылким рвением, если и не с большим на то основанием. Между тем, некоторые уже давно отставлены, остальные еще привлекают внимание и находят защитников".

Ваше внимание сейчас обращается на определение масонства, по которому оно является системой символов, сводом аллегорий и колоритной формой, вуалирующей, таящей, истину настолько общую и универсальную, что человек жить без нее не может. Аллегория — это иносказание, заключающее в себе два смысла: внешний, который пленяет воображение и поглощает внимание, и внутренний, передающий посвященному некую базовую космическую и человеческую истину, которой человек должен жить. Пример тому для всех подлинных м. к. — притча о настрое, смерти и воскресении нашего Великого Мастера Х... А... Он остался верен своему духовному предназначению и группе мастеров, которую он представлял ценою своей жизни. Это аллегория, которая, как мы позднее убедимся, не только воплощает возвышенную истину о человеческом бессмертии, но и отображает кризис, через который должен пройти всякий обязательный м. к. Один, без посторонней помощи, должен он встретить трех убийц, или негодяев, которые своим предательством отнимают у него жизнь.

Символ — это внешняя, зримая, форма, скрывающая, прячущая, внутреннюю духовную реальность. Масонское храмовое делание изобилует символами; через них познающему м. к. (который видит их в "свете") открывается его собственный прогресс, а также эволюционная история расы людей. Данная методика восходит к младенчеству расы, когда людей наставляли посредством символических форм и иносказаний. Нынче мы так приучены к формальной стороне откровения, что забываем об его внутреннем важном смысле.

Немало фантастического, притянутого за волосы понаписано о масонском делании; многие достойные люди тщатся доказать древность масонской традиции, но при этом нарушают границу между фактами и вымыслами и, как следствие, блуждают за завесой иллюзии. Интуитивно и рассудочно они понимают, что год от Р. Х. 1717, коим датируется начало современного масонства, не отражает происхождения этой древней системы. Проводя свои разыскания, они входят в поток масонской жизни, который относит их назад, в отдаленное прошлое, через мистериальные религии древнего мира, в кромешную ночь самого времени. В своем энтузиазме они иногда путают фикцию с фактом и желанное доказательство — с доказанной реальностью. Их обобщения могут быть корректными, но частности грешат ошибками, фантастическими домыслами, а отсутствие рассудительности вредит любимому делу. Другие, более прозаичные по своему темпераменту, видят лишь ближайший, передний, план масонского здания; им недостаёт заинтересованности углубиться дальше, чем за два последних столетия. Близорукость застит им истину. Истина есть, но они её не видят.

Между тем возможно, что нить масонского преемства простирается в туманное, седое прошлое и что современное масонство напрямую связано со строителями стародавних времен. Но если такая нить и будет когда-нибудь обнаружена, произойдёт это только благодаря принятию и проверке соответствующей гипотезы, чтобы в конце концов либо её доказать, либо развенчать и отбросить. Правда открывается не упёртой приверженностью догматическому верованию или яростными потугами фанатика доказать свою особую точку зрения. Поэтому всё, чего мы просим, — это на время в виде опыта принять надлежащую гипотезу.

Две основные проблемы требуется разрешить в связи с масонством, которые можно выразить в форме двух вопросов:

1. Восходит ли масонство к седой древности, унаследовали ли мы его из туманного, отдалённого прошлого?

2. Чем объясняется своеобразная еврейская окраска современного масонства?

Ответ на оба вопроса зависит от принятия базовой гипотезы, от некоторых широких обобщений, а также от открытости (пусть лишь временной) ума, свободы от предвзятых идей и предрассудков — расовых и религиозных.

Гипотеза, которая вам сейчас представляется и которую мы постараемся обосновать пространными умозаключениями, состоит в следующем (она вытекает из изучения ритуалов, символов и аллегорий посвящения):

Масонство — потомок, или зиждется на Богоданной религии, задолго предшествующей дате творения, о коей повествуется в нашей Библии. Масонство со своими аллегорическими ритуалами, символами и числами, — это всё, что осталось нам от первой мировой религии, процветавшей в древности столь далёкой, что дату установить невозможно. То была первая унифицированная мировая религия. Потом наступила эра отпочкования множества религий, эра сектантства. В наше время мы снова движемся к мировой унифицированной религии. Тогда масонство в той или иной форме опять будет признано тем, что оно есть. Кредо, или религия, масона состоит, как известно, только из двух догматов. Они подытоживают и воплощают всё, что человеку надобно знать, а все меньшие доктрины и догмы — лишь развитие и толкования обеих фундаментальных истин.

Первая: Бог, Всевышний, В. А. В., живет и СУЩЕСТВУЕТ. Он выражает Себя как В. Г. В., утверждая миры на числе и СЛОВЕ; это Им выстраиваются миры.

Вторая: человек — сын света, сын Бога, стало быть, бессмертен. Он наследник веков, Сын Света, блуждающий пока в темноте. Под конец он отыщет дорогу назад, откуда пришел. Он двинется на восток дорогой севера, и свет станет открываться ему. Он облагородится в масонстве и научится побеждать свои страсти, а под конец пройдет через портал смерти и вступит в жизнь. Вера в Бога и вера в бессмертие — таковы тема и кредо масонства, и свидетельством тому — все его символы, ритуалы и тайны.

Наверно можно, по крайней мере на время, принять базовую посылку, что современное масонство — всё, что осталось нам от первобытной религии, разработанной и, возможно, подаренной человечеству в течение тех ранних цивилизаций, о которых известно современной науке и остатки которых говорят об обширных научных знаниях и широком видении. Об этом свидетельствуют такие символы, как пирамиды: в Египте и Южной Америке, и учение, уцелевшее в том, что осталось от древних мистерий.

Если для подобного представления имеется основание, то масонство должно быть тесно связано с ранней историей человека и нам надо заглянуть в сам храм, чтобы поискать свидетельств упомянутого факта. Остались ли какие-нибудь следы или особенности, которые можно соотнести с тогдашним расовым ростом?

Мало-помалу история человека отодвигалась назад, и в наше время раса считается столь древней, что её становление необходимо простирается на сотни тысяч лет. Если история современных наций безотрадно уходит своими корнями во тьму и невежество, а происхождение их становится объектом дискуссий, удивительно ли, что история символической интерпретации божественной цели, представляемой на протяжении веков множеством рас и типов людей, должна казаться столь же безотрадной, принимая во внимание её гораздо более древнее происхождение? Разве это не чудо, превышающее наше понимание, что изначальная структура истины и учения остается в большой мере неизменной?

В настоящих инструкциях мы пытаемся подчеркнуть тот факт, что древние мистерии являлись временными хранительницами древней истины и тесно связаны с сегодняшним масонским деланием. Соотнесенность между мистериями и масонством часто распознавалась, и можно заметить, как золотая нить живой преемственности тянется через них к современному масонству. Мистерии Кабиров, Самофракии, Митры, Элевсина, Иисуса и многих других — все они части той древней нити, чье происхождение уходит в первобытную религию, которая завершается сегодня масонством. В подробности этой преемственности мы не вдаемся; они превосходно поведаны в иных книгах.

Мы попытаемся отступить еще дальше назад, в тот период младенчества расы, когда дети человеческие (будучи всего лишь детьми) обучались при помощи иносказаний, аллегорий, драматических представлений, символов и слов, не зная смысла того, что старались выразить. Интересно бы выяснить, когда был расцвет этого периода, получить представление о времени появления первобытной религии, совпавшей с появлением древнейшей цивилизации и циклом повышенной активности Вышней Ложи.

Во всех мистериях, как и в библейской символике, часто повторяется число двенадцать. Оно фигурирует и в масонстве в таком символе, как двенадцать колен израилевых в градусе Царского Ковчега и двенадцать п-в, действующих в третьем градусе. Имеем также двенадцать сыновей Иакова в Ветхом Завете и двенадцать учеников Христа в Новом Завете. Имеются двенадцать месяцев в году и уйма иных примеров в мировых писаниях. С чем же все они соотносятся? Какой символизм стоит за этим, неизменно повторяющимся, числом? Да просто круговое движение солнца (символа Божества) по небу, которое регулярно проходит двенадцать знаков Зодиака в ходе ежегодного двенадцатимесячного движения или большого цикла, занимающего приблизительно каждые двадцать пять тысяч лет. Такова базовая истина, вновь и вновь высвечивающаяся в масонских ритуалах. Всегда имеет место движение, прогресс — прямолинейный или круговой, — искание света, странствие с Запада на Восток, обход.

В первом градусе кандидат входит в храм, взыскуя света, и ему задается вопрос: "Откуда ты пришел и куда направляешься?" Ответ гласит: "С Запада, а направляюсь на Восток." Затем председательствующий мастер вопрошает: "Зачем оставляешь Запад и движешься на Восток?", а кандидат ответствует: "Взыскуя света в масонстве".

Во втором градусе кандидат, шаг за шагом, стяжает знание и удостаивается права вступить в Срединную Палату Храма Царя Соломона, дабы получить там свою плату, заработанную добросовестным исканием света.

В третьем градусе раненый мастер обходит одни ворота за другими, везде встречаясь с трудностями, доискиваясь слова Мастера и в то же время будучи его хранителем. Таким образом, идея странствия лежит в основе всего масонского посвящения — движения в поисках знания; движения в поисках слова Мастера. Таков сюжет кандидата. Он повторяется солнцем, обходящим небо через двенадцать знаков зодиака.

Обращаю внимание на эзотерическое значение обеих колонн, В... и И..., в связи с движением по зодиаку. Расположенные рядом, колонны образуют символ, используемый в астрологии для знака Близнецов; изучение их смысла в этой связи, возможно, лучше чего бы то ни было выявляет глубинный предмет масонства. Оно может указать и происхождение, или время происхождения, так называемого исторического масонства. Датируется ли появление последнего седьмым тысячелетием до Р. Х., когда солнце проходило по знаку Близнецов, или же нам следует отступить еще дальше, к тому отдаленному периоду, когда большой зодиакальный цикл в 25000 лет начался в этом знаке, — гадать бесполезно, ибо нет способа получить доказательства. Можно отнести происходящее к еще более отстоящему от нас периоду. Колонны В... и И... обозначают не только дату (известную посвященным древности, но скрытую сегодня от нас, которым д'олжно ходить верою, а не видением), но означают и основание масонского делания. Масонство — символ внутренней духовной реальности, истинной религии рода человеческого. Религия эта была утверждена на силе и оказалась столь живучей, что здравствует и поныне, спустя тысячелетия. Эмблема двух колонн была выбрана древними строителями; колонны воздвигались в каждом храме в напоминание братьям о стародавнем зодиакальном символе знака Близнецов, в котором, возможно, человек взалкал света.

В знаке Близнецов двойственность человека символизируется Двойней. Человек по природе своей хороший и плохой, ибо выступил из тьмы, взыскуя света; человек составлен из двух аспектов, природ: "Первый человек — из Земли, перстный; второй человек — Господь с неба"; человек — сын Вдовы, но и сын света. Бог и человек сочетались — братья Кастор и Поллукс, — воссияв вместе и означая смертность и бессмертие. Довольно любопытно, что в наше время свет "смертного" брата угасает, тогда как "бессмертного" — прибавляет в яркости, напоминая нам слова Св. Иоанна: "Ему д'олжно расти, а мне умаляться". Таково созвездие Близнецов, согласно традиции и легенде. Такова и тема масонства — возрастание м. к. в яркости света, пока не избудутся дни слепой тьмы, когда он был кандидатом.

Итак, масонство может быть так же старо, как и само человечество, а религия такой же древней, как и масонство. Созвездие Близнецов может быть символом, помещенным для нас в красочную книгу небес в напоминание об отдаленнейшем времени, когда наше солнце (проходя по знаку Близнецов) отметило период возникновения на Земле младенческого человечества, чьим потомком является современная раса людей. Тот период мог дать рождение бесхитростному учению, на чьей основе были позднее разработаны современные масонские ритуалы и делание.

Интересно отметить, что это подтверждается учением, сообщаемым в первых трех градусах несмотря на то, что, если верить историкам, разделение на три градуса Голубой Ложи является относительно современным. Историки, однако, не всегда правы. Всё проходит, а когда нечто вновь появляется, оно приветствуется как новое. Мы сейчас живем в период, когда, как Христос предрек: "Сокровенное должно стать явным". Посему от масонства можно ныне ожидать, что оно приоткроет свои тайны и будет принимать формы, которые под конец высветят его подлинный смысл. Мир смысла приближается вплотную.

Ученые намекают на две расы, предшествовавшие нашей, именуя их лемурийской и атлантической цивилизациями. В древней Лемурии первое человеческое существо бродило по Земле. Было оно немногим крупнее животного, нечувствительным к ценностям жизни, ничего не понимающим. То есть душой, заточенной в глубокой мрачной темнице, когда свет, скрытый во всякой человеческой форме, потерян и защен, незрим и нераспознан. Бедным слепым кандидатом, бестолково стучащим в дверь Храма. Слепой и невежественный, тыкался он туда-сюда, ищущий света и неспособный ответить на задаваемые вопросы. Этому прекрасно наставляют при посвящении у., когда всё, что он может, пока свет не преподнесен ему в дар, — это выражать воление искать. На любой вопрос отвечает его эскорт.

Потом наступает атлантическая цивилизация, и людская раса достигает точки, когда принимается "побеждать свои страсти" и практиковать искусства и науки, возводящие на более высокий этап жизнедеятельности. Люди учатся взбираться по винтовой лестнице (ведь это долгий, медленный процесс), ведущей в Срединную Палату, где их, Мастеровых, достижения могут быть признаны и вознаграждены. Таков урок посвящения п.

Ныне человечество нашей, арийской, расы, взыскуя света и добившись меры просветления, миновав дворец учения и взобравшись по крутой стезе знания, готово к дальнейшему откровению. Ему можно позволить получить высший градус м. к. и Слово Мастера, коего оно так долго добивалось. При этом оно встает перед фактом смерти и проблемой бессмертия и обязано отправиться на сей раз с Востока на Запад, чтобы лечь там в м... Из которой его совместным усилием воскрешает Ложа М-в К-в в лице Д. М., призывающего Ложу помочь ему в этом. Прежде чем это может быть сделано, его умственный фактор должен функционировать, и трижды совершается выбор. Трижды, сталкиваясь с проблемами, оно заявляет: "Не буду", тем самым демонстрируя, что вполне способно определить, какой дорогой двигаться, и свидетельствовать ментальное раскрытие, являющее славу арийской расы.

Вся расовая история запечатлена в работе трех градусов Голубой Ложи. Сюжет расового раскрытия живописуется и ритм троичного делания в Прошлом Настоящем и Будущем очерчивается следующей схемой. Данный сюжет извечно свойствен и индивидууму.

Градус у . . . . Лемурия . . . От слепоты к свету . . . взыскующий света.
Градус п. . . . Атлантида . . . От невежества к знанию . взыскующий знания.
Градус м. к.* . Арии . . . От смерти к жизни . . . взыскующий СЛОВА Мастера.

__________
* Ученик, подмастерье и мастер-каменщик — прим. ред.

Наша тема в дальнейшем подвергнется плотному изучению. В Лемурии, например, человечеству в целом приходилось развивать ту эмоциональную чувствительность, что образно предносится нашему вниманию кандидатом, взыскующим света — символом отзывчивости на вибрацию. В Атлантиде человечеству, чувствительному и физическому, приходилось развивать отклик на ум и, через освоение искусств и наук, раскрывать свое сознание и накапливать знание. Такова проблема всех атлантов — эмоциональных, чувствительных, мистических. Нашей же расе, чувствительному познающему роду человеческому, приходится доискиваться Слова Мастера, получать заработную плату и странствовать в чужих странах. Все три задачи, в своем низшем содержании, даны роду человеческому в наше время. Заработная плата, желание добиться мастерства в той или иной форме и непрерывные странствия — вот выдающиеся черты нашей современной цивилизации. А за этими материальными личными задачами стоят их духовные слагаемые: стяжание духовных наград, непрестанная деятельность и чаяние Слова Мастера.

Когда это чаяние награждается смертью, за которой в свой черед следует воскресение в жизнь, м. к. обнаруживает: Потерянное Слово все еще потеряно, а пока ему придется удовольствоваться словозаменителем. Он воскрес из мертвых, однако великое делание не завершено. Словозаменитель дозволяет ему работать как м. к., но Потерянное Слово всё же ему недоступно и останется таковым до поры, когда всё человечество в целом, через своих воскресших индивидуумов, найдет это Слово сообща. А пока индивидуальные м-а к-и работают со Словом Мастера, пытаясь воскресить как можно больше братьев, которые к этому готовы, чтобы когда-нибудь Потерянное Слово было найдено общими усилиями. Тогда-то и станет явным полный смысл слов, написанных еще одним Святым Иоанном:

В начале было Слово.
И Слово было у Бога.
И Слово было Бог.

Выше в главе упоминались учение, данное младенческому человечеству, и сформулированная система аллегорий и символов, отражающая глубочайшие моральные и этические нормы, так же как и тайну строительства вселенной, которые даны были расе и постепенно претворились в форму современного масонства. Откуда пришло это учение? Кто его изложил?

Любая внешняя организованная форма (масонство не исключение) есть внешняя, видимая, форма внутренней субъективной духовной реальности. Отталкиваясь от этой посылки, можно заключить: есть Вышняя Ложа. Ложа эта находится под надзором Великого Мастера Вселенной, что признаётся всеми добрыми масонами, когда они смотрят на Восток. Именно она дает мотивирующий импульс сему древнему символическому институту. Масонская ложа есть, как мы ниже убедимся, миниатюрная реплика божественной Ложи, Храма Господа, вечного на небесах. Состав ее тот же; она — земное выражение небесного архетипа. Посвященные Вышней Ложи получили словозаменитель Мастера. Они не могут или, вернее, предпочитают не знать истинного Слова до поры, когда персонал Небесной Ложи включит в себя — после их воскресения — всех сынов человеческих.

Трое правят ложей; они отражают Троичность Божества во всем множестве лож с их Д-и М-и, П-и С-и и В-и С-и. Пятеро придают ложе форму, тем самым пятеричная звезда посвящения отражается в ложе. Семеро делают ее совершенной, и Вышняя Ложа не станет совершенной, пока все семь групп сынов человеческих не вступят, не пройдут и не воскреснут в Храме Господа на Земле, то есть не пройдут вместе в Храм небесный. Вот самая глубокая масонская мистерия, и только истинный посвященный из м-в к-в мира её поймет.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел оккультизм

Список тегов:
современные масоны 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.