Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Период VI

Авиньонские папы и «великий западный раскол»

(1303 — 1417 гг.)

192.

БЕНЕДИКТ XI. 1303—1304. Никколо Боккасини из Тревизо. Был сыном  пастуха. Вступил в орден св. Доминика. Стал генералом ордена, а затем кардиналом-епископом Остии. Избранный папой на конклаве, который проходил под контролем короля Неаполя, он принял имя Бенедикт XI, хотя Бенедикт Х был антипапой. Человек с мягким характером, он искал путей при­мирения с королем Франции и даже частично с ро­дом Колонна. Умер, будто бы объевшись свежих фиг. Нет никаких доказательств того, что он был от­равлен. В 1736 г. был объявлен блаженным.

193. КЛИМЕНТ V. 1305—1314. Раймон Бертран де Го. Происходил из Гасконии (Франция). Был кано­ником в Бордо, генеральным викарием Лиона, затем папским капелланом и архиепископом Бордо. В результате резких споров между сторонниками Колонна, Орсини и других родов римской аристокра­тии конклав, собравшийся в Перудже после смер­ти Бенедикта XI, продолжался 11 месяцев. Переве­сили голоса французских кардиналов и поддержка Орсини. Сразу же после избрания папа удивил вы­борщиков, решив провести свою коронацию в Лио­не в присутствии Филиппа Красивого и других фран­цузских владык. Климент V после нескольких лет колебания поселился окончательно в Авиньоне, не­большом городке, расположенном на левом берегу Роны. Здесь был построен для папы роскошный дво­рец. Вслед за папой в Авиньон переехала курия, на­считывавшая тогда более 4000 чиновников. Они по­строили для себя виллы и дворцы по обоим бере­гам Роны. Авиньон служил папству в качестве сто­лицы западного христианства в течение 70 лет, ко­торые сравниваются с 70 годами вавилонского пле­на. Аналогия не была удачной, поскольку папы доб­ровольно оставили не подчинявшийся им Рим, но по-прежнему продолжали считать себя преемни­ками св. Петра. Между Авиньоном и Римом поддер­живались свободные контакты. Папские легаты за неполную неделю доезжали до Рима через Мар­сель, а далее морским путем до Остии или Корнето — римских портов. В Вечном городе духовную опеку над верующими осуществляли епископы окрестных епархий. Административная власть находилась в руках раздираемого внутренними распрями сената, который редко мог совладать с хаосом и бандитиз­мом, терзающими как жителей города, так и много­численных паломников, все еще приходивших к апостольским могилам. В политических делах Кли­мент V шел на поводу у короля Франции. Он начал с отмены буллы Бонифация VIII «Unam sanctam», а затем созвал во Вьенне на Роне Вселенский со­бор (1311 — 1312), программа которого была скон­центрирована на трех проблемах: рассмотрение дела ордена тамплиеров, подготовка нового крес­тового похода и осуждение тезиса о «христианской бедности», пропагандируемого францисканскими спиритуалами. На собор съехалось около ста пре­латов. Из правящих монархов присутствовал только король Франции. Филипп Красивый уже давно вел борьбу с орденом тамплиеров, огромные доходы и финансовые операции которого наносили ущерб королевской казне. Король начал против тамплие­ров процесс, обвиняя их в вероотступничестве, кон­тактах с нечистой силой, моральной распущенности и т. п. Из 138 арестованных в Париже членов ордена все, кроме четверых, признали себя виновными. «Неопровержимые доказательства»  постарались доставить инквизиторы. Обвиняемые подлежали церковному суду, поэтому собор во Вьенне утвердил королевский приговор, а гроссмейстер ордена Жак де Мола погиб на костре. Соборные отцы осудили также учение идеолога спиритуалов Пьера Оливи и одобрили в принципе намерение папы организовать новый крестовый поход, не принимая по этому вопросу конкретного решения. Перед лицом сложной полити­ческой ситуации, которая имела место в Германии после смерти Альбрехта Габсбургского (1308), Кли­мент V занял выжидательную позицию, не оказывая, однако, поддержки французской кандидатуре на гер­манскую корону. В 1312 г. кардиналы — папские ле­гаты короновали императорской короной Генриха VII Люксембургского. Это была единственная брешь в профранцузской политике Климента V. Деятельность Климента V и его преемников была направлена на подчинение всего западного епископата власти рим­ской курии. Все больше ограничивалась автономия кафедральных капитулов, все чаще на церковные должности назначения производились непосредст­венно папством. Шло быстрое развитие куриальной бюрократии: были реорганизованы папские трибуналы, римская рота и апостольская сигнатура, расширены апостольские Камера и Пенитенциарий, которые выполняли функции материальной и духов­ной (отпущение грехов) папской казны. Был создан Датарий, наделяющий привилегиями и папскими милостями. Возник государственный секретариат, ведающий политическими вопросами. Была усовер­шенствована канцелярия, где редактировались пап­ские буллы и контролировалась вся корреспон­денция. Чтобы покрыть огромные расходы, папа рас­ширил налоговую систему, которая охватила всю христианскую Европу и позволила и короткий срок собрать просто-таки невероятные средства. За два года до смерти Климент V передал своей семье из папской казны 814 тысяч гульденов золотом. Папа был известен своим непотизмом. В кардинальской коллегии, насчитывавшей 25 членов, было 11 родст­венников или свойственников папы. Самые богатые бенефиции он роздал своим близким или протеже. Плата комиссионных с доходов за первый год епис­копского правления (так называемые аннаты) за предоставление иммунитетов и других привилегий составляла половину поступлений в бюджет папства. Спустя месяц после сожжения на костре великого магистра тамплиеров Климент V умер, а в октябре этого же года скончался и король Филипп Краси­вый. Данте назвал Климента V «недостойным пастырем и мастером подлейшего дела» и поместил его рядом с Бонифацием VIII в описанном им аду.

194. ИОАНН XXII. 1316—1334. Жак д' Оса. Сын сапожника, родился в Кагоре (Франция). Изучал право и теологию, являлся воспитателем и со­ветником  неаполитанского короля Роберта Анжуйского. При поддержке короля стал епископом Авиньона. Принимал активное участие в работе Вьеннского собора, особенно в процессе против тамплиеров. Он воспротивился намерениям возбудить про­цесс против Бонифация VIII. После смерти Кли­мента V конклав, собравшийся в Карпентре (одной из папских резиденций в 22 км к северу от Авиньо­на), был необычайно бурным и продолжался два года. Антифранцузская коалиция итальянских кар­диналов безуспешно пыталась сломить гегемонию «гасконцев» — родственников и сторонников умер­шего папы. Под нажимом Людовика X, сына Фи­липпа Красивого, выборщики сошлись на компро­миссной кандидатуре епископа Авиньона, которому было тогда 72 года. Рассчитывали на его близкую кончину. Но Жак д' Оса дожил до 90 лет и был од­ним из наиболее энергичных пап того времени. Уже через несколько месяцев после его избрания на пап­ский престол Иоанн XXII приговорил к сожжению на костре епископа Кагора Гуго Жеро, обвиненного в магии и в отравлении кардинала Жака де Виа, род­ственника папы. Иоанн ХХ11 начал принципиальную борьбу с «движением бедных», или с крайним крылом францисканских спиритуалов. Он издал против них несколько документов, осуждающих идеологию хрис­тианской бедности. В частности, он признал ересью утверждение, что Христос и апостолы не обладали никакой собственностью — ни индивидуальной, ни коллективной. Одновременно папа защищал тезис о божественном происхождении права собственно­сти. «Важнее бедности,—писал папа,—есть подчи­нение церковной иерархии». К оппозиции спиритуа­лов присоединился францисканец Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), один из самых выдающихся хрис­тианских мыслителей XIV в. Оккам выступил с ост­рой критикой теократической доктрины папизма. Вызванный в Авиньон, чтобы объяснить свои взгля­ды, он был заключен в монастырь. После четырех лет изоляции ему удалось бежать вместе с генералом ордена францисканцев Микелем Чизеной, также приговоренным папой за неповиновение. Оба напра­вились под защиту Людвига Баварского, который в этот период вел острый спор с Иоанном XXII, ибо папа не признал его избрания германским королем и в 1324 г. предал его анафеме. При дворе Людвига находился также другой ученый и юрист — Марсилий Падуанский (ок. 1275—1343), автор труда «Defensor pacis» («Защитник мира»), в котором ста­вил под сомнение концепцию папы о власти церков­ной иерархии. Таким образом, укреплялась анти­папская оппозиция, которая носила характер не только доктринальный, но и политический. Людвиг Баварский, не признав папской анафемы, совершил поход на Рим, где и состоялась его коронация импера­торской короной (17 января 1328 г.). При этом Люд­виг подчеркнул, что принимает корону по «воле на­рода», а не папы. Затем он провозгласил детронизацию Иоанна XXII и на его место назначил францисканца-спиритуала, который принял имя Николай V. Изгнанный через два года из Рима населением горо­да, он сдался на милость Иоанна XXII, который за­точил его в монастырь. Иоанн XXII неоднократно высказывался по доктринальным вопросам. Кон­ституцией «In agro dominico» от 27 марта 1329 г. папа осудил 26 тезисов известного теолога Иоганна Экхарта (1260—1327), доминиканца, главного пред­ставителя западного христианского мистицизма, ко­торый противопоставлял «религии закона и бездушного авторитета» «религию сердца и интуиции». В конце жизни Иоанн XXII трижды в своих пропове­дях провозглашал идею, что после смерти души спа­сенных христиан не лицезреют бога непосредствен­но, а находятся sub altare (под мистическим небес­ным алтарем) в ожидании последнего суда и воск­ресения. Папские высказывания возмутили многих теологов, которые признали их противоречащими традиционной доктрине католицизма, гласящей, что спасенный человек наслаждается на небе непосред­ственно лицезрением бога. Под нажимом кардина­лов папа за день до смерти признал свои взгляды ошибочными. При Иоанне XXII был утвержден ко­декс церковного права, который называли климентинским — по имени папы Климента V, выступив­шего инициатором его создания. Климентинский кодекс был главным источником канонического пра­ва вплоть до 1919 г.—даты опубликования нового кодекса. В 1322 г. Иоанн XXII издал буллу «Docta sanctorum» — первый папский документ, касаю­щийся церковной музыки. В 1323 г. папа канонизи­ровал Фому Аквинского. В 1334 г. был установлен праздник святой троицы, приходящийся на первое воскресенье после праздника Сошествия духа свя­того. Во времена Иоанна XXII был учрежден орден Христа. В 1321 г. умер Данте Алигьери, выдающий­ся итальянский поэт, противник авиньонских пап.

НИКОЛАЙ V. 1328. Антипапа. Пьетро Райналуччи. Был членом францисканского ордена и при­надлежал к партии спиритуалов. Происходил из Корваро, что около Риети (Италия). Был сторон­ником крайней бедности. Когда Людвиг Баварский прибыл в Рим, брат Пьетро был монахом монасты­ря на Аракоели, где высоко ценили безупречность его монашеской жизни. Некоторые источники сооб­щают, что до вступления в монашеский орден Пьет­ро был женатым человеком. Вероятно, кандидатуру Пьетро выдвинул сам народ, который окружал боль­шим почитанием нищего монаха. Император про­возгласил  Пьетро папой, а посвятил его епископ Венеции (1328 г.). По прошествии двух лет, лишен­ный поддержки императора, монах-антипапа покинул Рим и направился в Авиньон, где, бросившись к но­гам Иоанна XXII, просил прощения. Умер в 1333 г. после трехлетнего покаяния в авиньонском монастыре.

195. БЕНЕДИКТ XII. 1334—1342. Жак Фурнье. Был сыном мельника из Савердена (около Фуа, Юго-Запад­ная Франция). Вступил в орден цистерцианцев, где получил солидное бо­гословское образование. Был аббатом, затем епископом Памье и Мирепуа и, наконец, кардиналом. После вступления на пап­ский трон Бенедикт XII приложил большие стара­ния, чтобы оздоровить отношения, господствовав­шие в монашеских орденах. В конституции «Веnedictus Deus» от 1336 г. он провозгласил офици­альную доктрину о состоянии святых и блаженных душ, которые на небе лицезреют бога. В области политики он сотрудничал с французским королем. Роберту Неаполитанскому он доверил функцию администратора Рима, поручив ему водворить мир и порядок в Вечном городе. Но добиться улучшения отношений с Людвигом Баварским ему не удалось. Чтобы положить конец папским претензиям относи­тельно германской короны, он созвал съезд выбор­щиков, на котором было принято решение, поста­новляющее, что кандидат, избранный по правилам, будет признан королем Германии, независимо от то­го, какую позицию займет по этому вопросу пап­ство. Бенедикт XII поддерживал тесный контакт при помощи переписки с великим поэтом Франческо Петраркой (1304— 1374), с которым познако­мился лично в 1326 — 1327 гг., когда поэт находил­ся в Авиньоне. Папа рассчитывал, что Петрарка проложит ему путь к возвращению в Рим. В 1341 г. поэт получил высшее отличие: его голова была увен­чана лавровым венком на римском Капитолии. Во времена Бенедикта XII папская тиара была украшена третьей диадемой (до этого их было две). Папа умер в Авиньоне и там же погребен.

196. КЛИМЕНТ VI. 1342—1352. Пьер Роже де Бофор. Родился в зам­ке Момон (возле Лиможа, Франция) в дворянской семье. Вступил в орден бенедиктинцев. Занимал должность архиепископа Руана, получил карди­нальскую шапку. Был всесторонне образован, обладал прекрасными манерами и не­заурядными дипломатическими способностями. После смерти Людвига Баварского признал избра­ние германским королем Карла IV. В 1347 г. Кли­мент VI откупил Авиньон вместе с прилегавшими к нему имениями за 80 тысяч золотых флоринов у его владелицы Иоанны I, графини Прованса и Неапо­ля, и одновременно обеспечил молодой правитель­нице дорогу к неаполитанской королевской короне. Таким образом папа намеревался закрепить южные границы папского государства. Горячка, которая охватила многие города Италии, добивавшиеся не­зависимости и республиканского устройства, косну­лась также и папского Рима. В 1342 г. новоизбран­ного папу Климента VI приветствовал в Авиньоне от имени города Рима молодой Кола ди Риенцо, сын хозяина постоялого двора, талантливый оратор. Па­па назначил его городским нотариусом Рима. Тремя годами позднее ди Риенцо стал вождем римского на­родного восстания и мечтал о возвращении Риму былого блеска. Его безграничное честолюбие вызва­ло в конце концов недовольство народа, который вынудил своего трибуна покинуть город. Климент VI, располагавший огромными доходами, оказался щед­рым меценатом для людей искусства и писателей. В Авиньоне чувствовалось свежее дуновение нарож­давшегося Ренессанса. Папа отдал Петрарке дохо­ды канониката в Пизе и поручил ему собирание про­изведений классиков для папской библиотеки. Бла­годаря щедрости папы развивалось творчество выдающегося художника Симоне Мартини (1284 — 1344) — предтечи Возрождения. В Риме Климент VI организовал изучение классических языков: гречес­кого и цицероновской латыни. В Авиньоне он созвал комиссию ученых-астрономов, которые были приз­ваны провести коррекцию действующего юлианско­го календаря, введенного в 46 г. до н. э. Юлием Це­зарем. Мерам папы по преобразованию Авиньона в столицу культуры, искусства и науки помешала за­несенная с Востока «черная смерть» — чума, кото­рая в середине XIV в. собрала ужасающий урожай. Вследствие эпидемии и вызванного ею голода погиб­ла треть населения Европы. «Черная смерть» не обошла и Авиньон. Папа и курия закрылись во двор­це. Одним из следствий эпидемии было усиление ре­лигиозных движений мистико-фанатического харак­тера. Одни призывали к погромам еврейского на­селения, которое обвинялось в насылании заразы. Другие, так называемые бичующиеся, проводили публичные покаяния в форме паломничества и про­цессий полуобнаженных бичующих друг друга лю­дей. Буллы Климента VI решительно осуждали обе практики и обязывали духовенство брать евреев под защиту. Однако не везде это распоряжение выпол­нялось духовенством и церковными иерархами. В 1350 г. в Авиньоне был торжественно отмечен оче­редной юбилей рождества Христова.

197. ИННОКЕНТИЙ VI. 1352—1362. Этьен Обер. Родился в Мон, что около Лиможа (Франция). Был пре­подавателем права в Тулузе, а затем епископом Нуайона и Клермона. По­зднее его назначили кардиналом-епис­копом Остии и управляющим авиньон­ской епархией. Иннокентий VI безуспешно пытался провести несколько реформ в кругах римской курии, образ жизни которой напоминал скорее королевский двор, чем столицу христианства. Франция находи­лась тогда в непрерывной войне с Англией (так называемая Столетняя война). Папское вмешатель­ство не давало здесь существенных результатов, если не считать кратковременных перемирий. Внутренние трудности переживала и Германская империя. В Риме парил хаос. Все склоняло папу к возвращению в Италию и перенесению своей ре­зиденции снова в столицу св. Петра. Возможно, здесь сыграли роль письма и высказывания извест­ной шведской прорицательницы Бригитты, которой Христос объявил якобы о своем недовольстве про­должающимся пребыванием пап в Авиньоне. Ви­дения Бригитты пользовались большой популяр­ностью, поскольку отражали тогдашние настрое­ния римского населения. Иннокентий VI принял ре­шение об упорядочении политической ситуации в папском государстве. С этой целью он послал в Ита­лию своего легата, энергичного испанского карди­нала Эгидия Альборноса, во главе наемной армии, призванной силой восстановить там папское господ­ство. Альборнос использовал Кола ди Риенцо, кото­рый вернулся в Рим уже в качестве сенатора. Одна­ко трибун не сумел изменить своего деспотического стиля правления и вскоре снова восстановил против себя жителей города, которые подняли против него настоящий бунт. Когда ди Риенцо погиб во время уличных беспорядков (1354 г.), кардинал Альбор­нос выполнил свое задание и подчинил город власти римского епископа. Он опубликовал так называе­мую эгидианскую конституцию, которая регулиро­вала правовые отношения на территории папского государства. Она сохраняла силу до наполеонов­ских времен. В 1355 г. по требованию папы Альбор­нос короновал императорской короной Карла IV. Го­дом позже император издал Золотую буллу, в кото­рой торжественно заявил, что германский король является независимым от панской власти. В послед­ние годы правления Иннокентия VI при авиньон­ском дворе находился в качестве посла Флорентий­ской республики Джованни Боккаччо (1313 — 1375), итальянский писатель, автор «Декамерона» — сборника новелл, который оказал огромное влияние на европейскую литературу.

198. УРБАН V. 1362—1370. Гильом де Гримор. Родился в 1309 г. в городе Манд (Южная Франция). Был про­фессором в Авиньоне и Монпелье. Вступил в орден бенедиктинцев и стал аббатом монастыря св. Виктора в Марселе. Не принадлежал к карди­нальской коллегии. Урбан V предпринял первые кон­кретные шаги в целях возвращения в Рим. Склонили его к этому не только настояния Бригитты Шведской и Петрарки, но и ситуация, в которой находилась пап­ская курия в Авиньоне. Спокойному существованию папства угрожали хаос и многочисленные банды раз­бойников, безнаказанно разгуливавшие по Европе в период англо-французских войн. В 1367 г. Урбан V пустился в путь через Марсель и Витербо и достиг Рима, где поселился в Ватикане, поскольку Латеранский дворец, горевший в 1361 г., не годился для пап­ской резиденции. На итальянской земле его приветст­вовали старый и больной кардинал Альборнос (умер в 1367 г.), а также Петрарка и Боккаччо. В 1368 г. па­па увенчал императорской короной супругу Карла IV, а в 1369 г. принял византийского императора Иоан­на V Палеолога, который прибыл в Рим с просьбой о помощи в борьбе с Оттоманской империей. Иоанн даже принял римско-католическую веру, но акт этот не был признан православной церковью. Поездка Палеолога не принесла Византии ни политических, ни религиозных выгод. После трех лет пребывания в Риме Урбан V признал, что настроение местного населения, негативно относившегося к «француз­скому» папе, вынуждает его к возвращению в Авинь­он. 5 сентября 1370 г. папа направился морским пу­тем во Францию, а 19 октября того же года он умер в Авиньоне. Урбан V был известен своей щедростью: на свои средства содержал 1400 студентов, обучав­шихся во французских университетах. В 1870 г. был признан блаженным.

199. ГРИГОРИЙ XI. 1370—1378. Пьер Роже де Бофор. Племянник Климента VI, который назначил его кардиналом. Роже было тогда едва 17 лет. Молодой кардинал изучал пра­во в Перудже. В первые годы понтификата Григория XI усилилась анти­французская оппозиция итальянских городов во гла­ве с Флоренцией. Тем не менее Григорий XI решил вернуться в Рим, в чем ему помогла доминиканская монахиня Екатерина Бенинказа из Сиены. Эта изве­стная женщина, одаренная высоким интеллектом, решила приложить все старания, чтобы вернуть в Рим «своего итальянского святейшего папочку», как она называла Григория XI. Несмотря на препятст­вия, она добилась своего, и в 1376 г. Григорий XI в окружении 15 кардиналов окончательно покинул Авиньон. Для усмирения флорентийцев, которые пы­тались оказать сопротивление «французскому» папе, Григорий XI использовал наемные войска, состояв­шие главным образом из бретонских крестьян. Пред­водительствовал этим войском кардинал Роберт Женевский, который устроил жестокую резню, унич­тожив 4000 бунтовщиков, окруженных им в городе Чезена. Папа наложил на Флоренцию интердикт. Таким образом, возвращение папы в столицу св. Петра было отмечено кровью.

200. УРБАН VI. 1378—1389. После смерти Григория XI римский народ стал требовать папу итальянского происхождения. Кардиналы (в боль­шинстве своем французы) решили вы­брать папой архиепископа Бари Бартоломео Приньяно, который не был членом кардинальской коллегии. Урбан VI начал свое правление с автократических мер, направлен­ных против кардиналов и куриальных сановников неитальянской национальности. Вспыльчивый ха­рактер папы и его неуклюжие начинания вызывали всеобщее недовольство. Перед смертью Екатерина Сиенская тщетно пыталась сдержать вспыльчи­вость и грубость Урбана VI. Тогда французские кар­диналы собрались в Фонди и, аннулировав реше­ние предыдущего конклава (под предлогом, что он испытывал давление народа), выбрали нового па­пу. Им стал Роберт Женевский, уже упоминавший­ся кровавый усмиритель повстанцев под Чезеной. Он принял имя Климент VII и пытался с помощью оружия покорить Рим. Однако население города защитило Урбана VI, и французский антипапа вы­нужден был отступить от стен Рима. Он направил­ся в Авиньон, где быстро восстановил былую пап­скую администрацию. В западной церкви произо­шел раскол, получивший название Великой схиз­мы и продолжавшийся несколько десятилетий. В Ри­ме грубость и неуравновешенность Урбана VI при­нимала все более острые формы. Он начал борьбу с королевой Иоанной Неаполитанской, которую объя­вил врагом апостольской столицы. Попытка загово­ра куриальных сановников и кардиналов, которые намеревались свергнуть Урбана VI с папского тро­на, окончилась для них трагично. По приказу папы были убиты пять кардиналов-итальянцев. Урбан VI умер, окруженный всеобщей ненавистью. В 1389 г. Урбан VI установил новый богородичный праздник Посещения девы Марии, который отмечается в рим­ско-католической церкви 2 июля.

201. БОНИФАЦИЙ IX. 1389—1404. Пьетро Томачелли. Родом из Неапо­ля. Был кардиналом. Через несколько лет после избрания Бонифация на трон св. Петра в Авиньоне был про­возглашен папой преемник Климен­та VII — Бенедикт XIII. Раскол не только продолжался, но еще более углублялся. На стороне авиньонских пап были королевские дворы Франции, Неаполя, Шотландии, отчасти Германии. Папу, пребывавшего в Риме, поддерживали Англия, Португалия и Венгрия. Другие страны сохраняли нейтралитет. Бонифаций IX не сделал ничего, что­бы ликвидировать схизму. В период его понтификата процветали непотизм, торговля отпущениями грехов и далеко зашедший куриальный бюрокра­тизм. В 1391 г. в Риме состоялась канонизация Бригитты Шведской.

202. ИННОКЕНТИЙ VII. 1404— 1406. Козимо Мильорати. Кардинал-архиепископ Равенны. Итальянец. Его двухлетний понтификат ничего не изменил в сложной ситуации запад­ной церкви, раздираемой расколом. В этот период в Рим прибыл Джанфранческо Поджио Браччиолини (1380—1459)— итальянский гуманист, который занял должность папского секретаря. Его услугами пользовались семь последующих пап.

203. ГРИГОРИЙ XII. 1406—1415. Анджело Коррер. Происходил из Ве­неции. В момент его избрания на пап­ский трон ему было уже 70 лет и он за­нимал должность константинополь­ского патриарха. Кардиналы решили повлиять на обоих пап — римского Григория XII и авиньонского Бенедикта XIII,— чтобы они встретились в Савоне (Лигурия, Италия) и заключили договор. Однако встреча эта не состоя­лась, поскольку оба папы в последнюю минуту отка­зались от нее. Их упорство вызвало всеобщее недо­вольство. Все больше королевских дворов отказы­вали в поддержке как Авиньону, так и Риму. Ини­циативу взяла в свои руки кардинальская коллегия, которая в 1409 г. созвала в Пизе собор. На него съе­хались 24 кардинала, много епископов, а также пред­ставители королевских дворов и университетов. Ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII на соборе не при­сутствовали. После дебатов оба отсутствующих папы были объявлены схизматиками (раскольниками) и был избран новый папа — кардинал Петр Филарг, францисканец, родившийся на Крите. Он принял имя Александр V. За власть в церкви боролись уже не два, а три папы. В это же время в империи за приз­нание королевского титула боролись три претенден­та. Хаос в западном христианстве достиг высшей точки. Выход из него мог указать только Вселенский собор. Он был созван горсткой кардиналов, но по инициативе людей, обладающих властью и несущих ответственность за институт церкви: ими были ко­роль германский и венгерский Сигизмунд Люксем­бургский, епископы важнейших епархий, представи­тели университетов. Созванный в 1414 г. с согласия Иоанна XXIII — преемника пизанского папы Алек­сандра V, собор в Констанце восстановил единство католической церкви. В течение четырех лет его ра­боты было решено много проблем, касающихся об­новления церкви и церковной доктрины (в част­ности, были осуждены «реформаторские» взгляды англичанина Уиклифа и чеха Гуса, который был сожжен на костре в 1415 г.). Наконец, соборные от­цы приняли отставку римского папы Григория XII, который сохранил за собой лишь кардинальское звание. Одновременно были низложены антипапы Бенедикт XIII и Иоанн XXIII, который тайно сбе­жал из Констанцы. Затем приступили к новым вы­борам, в результате которых напой стал Оддоне Ко­лонна. Кроме того, на соборе были приняты два до­кумента. Один провозглашал, что собор, представ­ляющий всю вселенскую церковь, обладает наивыс­шей властью, данной ему Христом, и все, не исклю­чая папы, должны подчиняться этой власти. Другой устанавливал, что собор будет собираться регуляр­но, через определенное количество лет. Оба эти до­кумента были выражением всеми признанного тог­да тезиса о верховенстве власти собора над папст­вом (тезис конциляризма).

КЛИМЕНТ VII. 1378. Антипапа. Роберт Женев­ский. Избран папой группой французских кардиналов, находившихся в оппозиции к Урбану VI. Пра­вил в Авиньоне, пользуясь поддержкой француз­ского королевского двора.

БЕНЕДИКТ XIII. 1394. Антипапа. Педро де Луна. Происходил из Арагона. Был преемником Климен­та VII. С упорством защищал свои права на папскую тиару и не признал постановления Констанцского собора.

КЛИМЕНТ VIII. 1423. Антипапа. Жиль Санчес Мунос. Преемник Бенедикта XIII. Пытался продлить авиньонский раскол. Умер в 1423 г.

БЕНЕДИКТ XIV. 1423. Бернар Гарнье. Послед­ний из авиньонских антипап. Умер в 1430 г.

АЛЕКСАНДР V. 1409. Антипапа. Петр Филарг. Родился на Крите. Был архиепископом Милана. Избран папой кардиналами, собравшимися на со­бор в Пизе. Умер в 1410 г.

ИОАНН XXIII. 1410. Антипапа. Балтазар Косса. В молодости был морским пиратом. Позднее принял священство и стал епископом Болоньи. Пользовался поддержкой короля Сигизмунда Люксембургского. Избран папой после смерти Александра V. Согла­сился на созыв собора в Констанце и прибыл на его открытие. Когда выяснилось его не совсем похваль­ное прошлое и склонность к продажности, он тай­но бежал из города в страхе перед процессом, ко­торый ему грозил. Вскоре он был пойман и посажен в тюрьму в Констанце. Соборные отцы отказались от дальнейшего расследования, требуя от него лишь отказа от тиары. Он подписал акт отречения своим крестным именем — Балтазар. Позднее папа Мар­тин V великодушно возвратил ему кардинальское звание. Иоанн XXIII умер в 1413 г. во Флоренции, где в кафедральном баптистерии ему сооружена великолепная гробница, автором которой является знаменитый скульптор Донателло (1386—1466).

 

 

Список тегов:
антипапа избрание 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.