Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Период V

Папство и Западная империя

(999—1303гг.)

139.

СИЛЬВЕСТР II. 999— 1003. Гер­берт. Был мона­хом в аббатстве Ориньяк (Овернь). Несколько лет провел в Ката­лонии (Северная Испания), где изучал у арабских ученых математические и технические науки. В 972 — 982 гг. преподавал в архиепископской шко­ле в Реймсе. Получил известность как ученый. Не­которые, дивясь его знаниям в области обработки металлов, подозревали его в колдовстве и общении с дьяволом. Король Франции Гуго Капет назначил Герберта на пост архиепископа Реймса. Вскоре, однако, из-за конфликта с местным духовенством Герберт покинул свою епархию, обосновался при дворе Оттона III и стал его доверенным лицом. В 999 г. Оттон III, которого Герберт превозносил как «нового Константина», решил надеть на голову сво­его ученого советника папскую тиару. Новый папа принял имя Сильвестр, в память того Сильвестра, который был соратником первого римского импера­тора-христианина  (Константина.—Ред.).  Сильвестр и Оттон намеревались совместно создать уни­версальное христианское государство, главой ко­торого должен быть император, а соправителем — подчиненный ему в светских делах папа. Однако тогда эти планы имели еще мало шансов на реа­лизацию. Слишком сильна была оппозиция коро­лей Франции, Англии, германских епископов и князьков, римской аристократии, не говоря уже о Визан­тии. Преждевременная смерть Оттона III в 1002 г., а вскоре и Сильвестра (в 1003 г.) положила конец их честолюбивым замыслам. Рассказывают, что овеянная легендой фигура ученого-алхимика папы Сильвестра II послужила прототипом доктора Фа­уста.

140. ИОАНН XVII. 1003. Римлянин. Поскольку Иоанн XVI был антипапой, ватиканская номенкла­тура приняла в данном случае ошибочную поряд­ковую нумерацию пап по имени Иоанн. Иоанн XVII (в действительности XVI), настоящее имя которо­го было Сикконе, умер по прошествии пяти недель с момента его избрания на папский престол.

141. Иоанн XVIII. 1004 — 1009. Римлянин. Избран папой под нажимом эпигонов партии Кресценциев. До избрания был кардиналом. Настоящее имя — Фазано. Руководил церковью пять лет. В Германии после смерти Оттона III корону получил Генрих Баварский. В Италии снова усилилась антиимпера­торская оппозиция.

142. СЕРГИЙ IV. 1009—1012. Набожный рим­ский священник Петр по прозвищу (отнюдь не прив­лекательному) Bucca Porca — Свиное Рыло. После избрания папой принял имя Сергий в честь Сер­гия III — бесславной памяти протеже рода Теофилактов. После смерти последнего из Кресценциев римский патрициат перешел в руки графов Тусколо (Фраскати).

143. БЕНЕДИКТ VIII. 1012—1024. Теофилакт, граф Тусколо. Попытка партии Кресценциев поса­дить на папский трон своего кандидата, мало кому известного Григория, закончилась неудачей. Генрих II высказался за кандидата графов Тусколо Теофилакта, кардинала Порто, который и был изб­ран папой. Его брат Альберих принял титул консу­ла и герцога Рима. Род Тусколо не намеревался вступать в открытую войну с Генрихом II. Король вместе с супругой был приглашен в Рим для вруче­ния ему императорской короны. Торжественная ко­ронация Генриха 11 состоялась 14 февраля 1014 г. Бенедикт VIII, подобно Иоанну Х ста годами ранее, лично принимал участие в военных походах на сарацинов, а затем против византийских войск, кото­рые овладели частью Южной Италии. Папа спо­собствовал также реализации идей реформы, ко­торую пропагандировали аббаты Клюни. В 1022 г. на синоде в Павии было принято решение начать борьбу с симонией и распущенностью духовенства. Епископы робко выдвинули также мысль о введе­нии принципа обязательного целибата для священ­ников. Постановления синода не вызвали большого отклика. Бенедикт VIII ввел в римскую литургию молитву «Credo» («Верую») в соответствии с тек­стом, употреблявшимся во франкской и германской церквах, т.е. с добавлением слова «филиокве», под­черкивавшего веру в то, что святой дух исходит как от Бога-отца, так и от Бога-сына. В восточной церк­ви это добавление было признано еретическим и не согласующимся с первоначальной традицией хри­стианской веры.

ГРИГОРИЙ. 1012. Антипапа. Был избран на пап­ский престол фракцией сторонников рода Кресценциев, но не получил подтверждения своего избра­ния королем ГенрихомII, который принудил Гри­гория отказаться от папской тиары.

144. ИОАНН XIX. 1024 — 1032. Роман, граф Тус­коло, брат Бенедикта VIII и Альбериха — римско­го герцога. До своего избрания на трон св. Петра был человеком светским и лишь перед коронацией получил все требуемые церковным правом посвя­щения. Его подозревали в том, что он готов был про­дать Константинополю свой титул примаса вселенской церкви. Однако это кажется многим историкам сомнительным. Фактом же является то, что Иоанн XIX не отказывался от даров и пожертвований вза­мен на привилегии и милости, что попахивало си­монией. После смерти Генриха II (который был ка­нонизирован в 1146 г., а его жена Кунигунда—в 1200 г.) не осталось наследника и германская ко­рона перешла в руки франконских герцогов из Салического рода. В 1024 г. первый король новой ди­настии — Конрад II и его супруга Гизела получили из рук Иоанна XIX императорскую корону.

145. БЕНЕДИКТ IX. 1032—1044. Теофилакт, граф Тусколо, племянник Бенедикта VIII и Иоан­на XIX. Вступил на папский престол в 15 лет. Вско­ре, обвиненный в разбое, насилии и распущенности, был изгнан населением Рима из города. Безнрав­ственный молодой папа укрылся при дворе Конра­да II, а затем с помощью императорских войск воз­вратился в Рим. В 1044 г. Бенедикт IX, образ жиз­ни которого продолжал вызывать возмущение, был свергнут партией Кресценциев. Римляне объявили папу недостойным своего высокого сана и посадили на его место Сильвестра III. Однако Бенедикт не намеревался отказываться от своих прав на тиару.

146. СИЛЬВЕСТР III. 1045. Римлянин. Был епис­копом пригородной, сабинской епархии. Получил папскую тиару в результате переворота, произве­денного сторонниками Кресценциев. По утвержде­нию тогдашних источников, его избрание стоило ему значительной суммы, которую он передал сво­им покровителям. Избрание Сильвестра (настоя­щее имя—Джованни), согласно действовавшим в то время правилам, было недействительным. В ран­них перечнях пап его имя нередко пропускалось, од­нако оно фигурирует в нынешнем ватиканском ката­логе законных преемников св. Петра.

БЕНЕДИКТ IX. 1045. Во второй раз. Изгнанный из Рима Бенедикт IX вернулся в город с помощью войск графов Тусколо и объявил недействитель­ным избрание Сильвестра III. Епископ Сабины возвратился в свою епархию. Вскоре Бенедикт IX, опа­саясь нового переворота, продал тиару и папский трон своему крестному отцу Иоанну Грациану.

147. ГРИГОРИЙ VI. 1045—1046. Архипресви­тер римский Иоанн Грациан происходил из бога­той еврейской семьи Пьерлеоних. Купил папский титул у Бенедикта IX за огромную сумму — 2000 динариев серебром. Сделал он это, как сам позднее объяснял, для спасения престижа церкви. Ни аб­баты из Клюни, ни известный своим строгим обра­зом жизни знаменитый епископ-аскет Петр Дамиани не осудили этот его шаг, так как Григорий VI вы­сказывался за проведение церковной реформы. Од­нако по настоянию аббата Одилона из Клюни Ген­рих III, сын императора Конрада II, созвал в Сутри (около Рима) синод епископов, на котором бы­ло принято решение о низложении Сильвестра III и Григория VI, а также и Бенедикта IX, который должен быть заключен в монастырь. Григорий VI направился в Кёльн, где и отказался от папского трона. Его секретарем и товарищем в этом путешест­вии был молодой монах Гильдебранд, который трид­цатью годами позднее прославился как Григорий VII—папа-реформатор. На место низложенных пап синод избрал Климента II.

148. КЛИМЕНТ II. 1046 — 1047. Суитгер, граф Морслебен и Горнбург, был епископом Бамберга и одним из наиболее влиятельных иерархов герман­ской церкви. В день Рождества Христова 1046 г., после получения папской тиары, он вручил импера­торскую корону Генриху III и его супруге Агнессе. Император назвал Климента II королем и перво­священником. Понтификат Климента II официаль­но положил начало эпохе цезаропапизма, когда цер­ковное управление было полностью подчинено гер­манским светским владыкам. Климент II подтвер­дил обычай, согласно которому инвеститура, или предоставление церковной должности, предшество­вала церковной церемонии посвящения в епископы (хиротонии). Понтификат Климента II продолжался неполный год. После короткой болезни папа умер в аббатстве св. Фомы около Пезаро (Центральная Италия), где лечился от приступа малярии.

БЕНЕДИКТ IX. 1047— 1048. В третий раз. Пос­ле смерти Климента II Бенедикт IX попытался вер­нуть себе папский трон. Его поддержали сторонни­ки антиимператорской политики. Но император Ген­рих III воспротивился этому и назначил папой Дамасия II. Чувствуя себя в опасности, Бенедикт IX укрылся в монастыре в Гротаферрата (недалеко от Рима), где вскоре и умер.

149. ДАМАСИЙ II. 1048. Поппоне, граф из Бриксена. Назначенный папой германским императором, направился в Рим, чтобы принять тиару. Через ме­сяц после коронации умер. По некоторым, не заслу­живающим особого доверия источникам, был от­равлен.

150. ЛЕВ IX. 1049—1054. Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург. Был назначен папой императором Генрихом III в Вормсе в присутствии римских ле­гатов. Эта новая процедура наилучшим образом иллюстрирует тогдашний характер папской влас­ти, полностью зависимой от воли императора. Бру­но, епископ Туля (Лотарингия), был породнен с им­ператорской фамилией. В конце января 1049 г. он в окружении нескольких сот рыцарей, монахов и священников вступил в Рим, чтобы воссесть на тро­не св. Петра. Вместе с ним в Рим вернулся и монах Гильдебранд, который выполнял при Бруно функ­ции секретаря. Входя в Вечный город, Бруно снял сандалии и босым направился к могиле св. Петра. Тут он сообщил собравшимся римлянам, что прибыл по воле императора, но не намерен оставаться, если ока­жется, что он пришелся не по вкусу жителям Рима. В ответ раздались громкие крики: «Хотим только тебя и тебя выбираем напой!» Тогда к Бруно приб­лизился архидиакон римской церкви и произнес традиционную формулу: «Святой Петр избрал Бру­но». Новый папа принял имя Лев IX. Свое правле­ние он начал с реорганизации папской курии, куда ввел много иноземцев; бургундский монах Гумберт был назначен кардиналом-епископом Сильва Кандида и правой рукой папы. Для оказания помощи в управлении церковью были также вызваны Гуго Кандид из Лотарингии, Фридрих — леодийский архи­диакон, брат герцога Лотарингии Готфрида. Иму­щественные и хозяйственные вопросы были довере­ны Гильдебранду, который получил титул кардина­ла-субдиакона. Это была своего рода «интернацио­нализация» тогдашней римской курии. Начался первый этап реализации программы реформ и об­новления церковной жизни. Его душой был карди­нал Гумберт, а реализатором—Лев IX. Есть все основания думать, что даже в ближайшем окру­жении Льва IX, среди его соратников, не было пол­ного согласия относительно планов и методов про­ведения реформы. Кардинал Гумберт считал, что самым важным делом является борьба с симони­ей и освобождение папства от вмешательства рим­ской группировки. В его глазах папа был прежде всего преемником св. Петра, наместником Христа, правящим всем христианским миром. В глазах ре­форматоров функцию римского епископа заслони­ла фигура папы — универсального владыки. Сле­дует отметить, что, принимая папскую тиару, Лев IX не отказался от епископства в своей епархии. При­ступая к реализации программы реформ, Лев IX предпринял многочисленные путешествия во Фран­цию и Германию, чтобы лично председательство­вать на местных синодах, на которых осуждалась симония, отлучались от церкви и проклинались про­дажные епископы, обсуждались дальнейшие шаги, направленные на обновление религиозной жизни. Под конец своего понтификата Лев IX ввязался в авантюрную войну с норманнами, угрожавшими южным границам Церковного государства. Он сам стал с оружием в руках во главе собранного с тру­дом наемного войска, но понес позорное пора­жение под Цивитате (18 июня 1053 г.) и попал в плен. Освобожденный из плена благодаря внесенному за него значительному выкупу, вернулся в Рим, где в 1054 г. умер. За несколько месяцев до его смерти произошел полный разрыв между римской и константинопольской церквами. Толчком к этому послужила в значительной степени горячность кар­динала Гумберта, который нагло пытался прину­дить константинопольского патриарха Михаила Керулария подчиниться Риму. Дело кончилось вза­имным проклятием и отлучением, что словно печатью скрепило окончательный раскол между двумя ве­ликими христианскими общностями — западной и восточной, или православием. Папа Лев IX занесен в список католических святых.

151. ВИКТОР II. 1055 — 1057. Геберд, граф Долленштейн-Гиршберг. Избран папой после долгих колебаний императора Генриха III, который в кон­це концов склонился к кандидатуре, предложенной Гильдебрандом. С этого момента Гильдебранд стал играть наряду с кардиналом Гумбертом все более важную роль среди папских советников. Как и его предшественник, Виктор II принял участие в мно­гочисленных церковных синодах, посвященных воп­росам реформы церкви. Умер в Ареццо (Тоскана) во время одной из своих поездок.

152. СТЕФАН IX (X). 1057—1058. Фридрих, сын герцога Лотарингии и аббат Монте-Кассино. Энергично продолжал дело реформы, начатое его предшественниками. Стефан IX возвел в кардина­лы Петра Дамиани, известного аскета, знаменитого церковного писателя. Произведения Петра Да­миани, причисленного позднее к докторам церкви, беспощадно клеймили главные пороки тогдашнего духовенства и особенно аморализм и продажность. В правление Стефана IX в Милане развернулось движение за моральное обновление, которое про­пагандировали так называемые патары, или нищен­ствующие. Это были преимущественно светские лю­ди, которые гневно осуждали корыстолюбие духо­венства и требовали, чтобы церковь вернулась к добровольной бедности, характерной, по их мнению, для образа жизни истинных учеников Иисуса. Патары занимали решительную антиимператорскую позицию и поэтому не пользовались поддержкой Стефана IX. Папа умер во время одной из своих многочисленных поездок. Ходили слухи, что он был коварно отравлен.

БЕНЕДИКТ X. 1058. Антипапа. Римлянин. В 1057 г. умер император Генрих III и правление пе­решло в руки императрицы-регентши Агнессы. Рим­ская аристократия использовала ослабление импе­раторской власти, чтобы посадить на папский трон собственного кандидата, Петра, епископа Веллентри, который принял имя Бенедикт X. Его корона­ция состоялась ночью без участия значительной части кардиналов и членов курии. Реакция рефор­маторского крыла, которое возглавлял Гильдебранд, была моментальной: избрание Бенедикта Х было объявлено недействительным. После шести меся­цев борьбы Бенедикт сдался. Лишенный священ­нического сана и всех доходов, он умер в нищете, в приюте для бедных, расположенном рядом с собо­ром св. Агнессы в Риме.

153. НИКОЛАЙ II. 1059— 1061. Жерар из Бургундии. Был епископом Флоренции. Избран папой группой кардиналов-реформаторов. По инициати­ве Гильдебранда в Латеране в 1059 г. собрался под председательством Николая II синод, на котором было принято решение, что отныне папу будут из­бирать исключительно кардиналы. Участие в вы­борах остального римского духовенства и населе­ния будет выражаться лишь в формальном приня­тии к сведению имени новоизбранного папы. Кан­дидатом на папский трон мог быть в принципе лишь член кардинальской коллегии или, как минимум, представитель римского духовенства. Решение латеранского синода было явно направлено против пре­рогатив императора и поэтому было отброшено со­бравшимися в Вормсе германскими епископами, ко­торых поддержал императорский двор. Наметилась острая борьба между возглавляемой Гильдебрандом партией реформы и проимператорской партией. Инициативе Гильдебранда следует приписать также поворот в папской политике по отношению к норман­нам. Папа Николай II заключил мир с вождем нор­маннов Робертом Гюискаром. По договору, подписан­ному в Мельфи (1059 г.), норманны признали себя вассалами апостольской столицы, за что получили в качестве лена имения, расположенные на юге Ита­лии (правда, уже полвека назад захваченные ими), а также Сицилию, которую они обязались освобо­дить от ига сарацинов. С этого времени папство часто пользовалось военной помощью норманнов, что способствовало независимости апостольской столицы от вмешательства императорских войск.

154. АЛЕКСАНДР II. 1061—1073. Ансельмо из Багджио. После смерти Николая II римские аристо­краты еще раз перешли в наступление. С похищен­ными из Латеранского дворца знаками папской вла­сти они направились к молодому германскому ко­ролю Генриху IV, предлагая ему титул римского патриция и прося взамен назначить на папский трон епископа Пармы Кадала. Германские епископы поддержали их просьбу, тем более что она подтвер­ждала право Генриха IV назначать римского епис­копа. Кадал принял имя Гонорий II. Это было яв­ным нарушением решения римского синода 1059 г. На весть о похищении знаков папской власти Гиль­дебранд среагировал незамедлительно, созвав кол­легию кардиналов-выборщиков, которые провозгла­сили папой Ансельмо из Багджио, принявшего имя Александр II. Он был горячим поборником рефор­мы, другом герцогов Тосканы и сторонником ми­ланских патаров. Кардинальская коллегия могла, таким образом, рассчитывать в борьбе с импера­тором на сильную поддержку многих городов Италии. Наступило время для пробы сил. Кадал, уже под именем Гонория II, прибыл в Италию с хорошо вооруженными отрядами германских войск, кото­рые вступили в борьбу с отрядами норманнов, ох­ранявших папу Александра. Многие недели на улицах Рима шли бои. В конце концов благодаря ин­тервенции герцога Тосканы императрица-регент­ша Агнесса признала законным папу Александра II. Отношения между папством и германским двором становились, однако, все более напряженными. Но­вый конфликт возник вокруг дела о разводе Генри­ха IV с его женой Бертой. Александр II воспроти­вился этому, грозя королю отлучением. Но еще более серьезным был следующий спор, касающийся наз­начения епископа в миланскую епархию. Генрих IV, несмотря на возражения папы, возвел на милан­скую кафедру собственного кандидата. Тогда Алек­сандр II обрушил анафему на королевских совет­ников и вызвал Генриха в Италию для объяснений. Папство ощущало себя уже достаточно сильным, чтобы судить поступки германского монарха. Но папа не дождался приезда короля. Он умер в Латеранском дворце.

ГОНОРИЙ II. 1061. Антипапа. Кадал—епископ Пармы, посаженный на папский трон римской ари­стократией с согласия императрицы-регентши Агнес­сы. Несмотря на поддержку германских войск, дол­жен был отступить перед законно избранным карди­налами Александром II. Гонорий убежал в Парму, тщетно рассчитывая на помощь Генриха IV. Умер в 1071 г.

155. ГРИГОРИЙ VII. 1073— 1085. Итальянец из Тосканы. После трехдневного траура останки Алек­сандра II решено было похоронить в Латеранском крипте. Во время погребальных торжеств раздался крик: «Хотим епископом Гильдебранда!» Этот ло­зунг был подхвачен всем населением Рима вместе с присутствующими кардиналами. Тогда кардинал Гу­го Кандид, один из ближайших сотрудников Льва IX, провозгласил формулу: «Петр выбрал папой Гиль­дебранда». Насколько эта сцена была срежиссирована самим Гильдебрандом, навсегда останется тай­ной. Наверняка можно сказать, что избрание папы населением Рима не соответствовало решениям рим­ского синода 1059 г. На папский трон сел человек, который в течение 20 лет, находясь рядом со свои­ми предшественниками, подготавливал дело обнов­ления, которое по его папскому имени получило наз­вание григорианской реформы. На синоде, созван­ном в Риме в 1074 г., Григорий VII перечислил суро­вые наказания для духовенства за нарушение цели­бата, а также за продажу и покупку церковных долж­ностей (симонию). Верующим было запрещено при­нимать причастие от женатых либо корыстолюби­вых священников. Реализацию этих решений папа доверил легатам, разосланным по всей Европе. Они призваны были выполнять функции связных между папством и епископами, которых Григорий VII счи­тал лишь исполнителями своей воли. Постановле­ния синода были с недовольством встречены духо­венством западного христианства. Весной 1075 г. Григорий VII сформулировал свою программу в ко­ротком, не предназначенном для широкого озна­комления документе, названном «Диктатом папы». Вот несколько формулировок из него; «Наименова­ние «папа» относится только к римскому еписко­пу», «Только папа обладает властью назначать и короновать императора...», «Никто не имеет права судить папу», «Только папа имеет право называть­ся вселенским епископом». В «Диктате папы» сфор­мулированы главные тезисы доктрины средневеко­вого папства. В соответствии с ним даже светская власть была подчинена тому, кто назывался «намест­ником бога на земле». В этом же году на римском синоде папа запретил светским властям осущест­влять назначение, смещение и перевод епископов, т.е. лишил их права на инвеституру, а также запре­тил духовенству получать какие бы то ни было цер­ковные должности из рук светских владык. Действия Григория VII вызвали протест Генриха IV, который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григо­рий VII ответил на это церковным проклятием, ос­вобождая подданных от присяги, принесенной ко­ролю. Тогда Генрих, опасаясь восстания своих под­данных, подчинился папе и в роли кающегося направился 27 января 1077 г. в Каноссу (крепость в Тоскане), где находился Григорий VII. Папа отпус­тил Генриху грехи, думая, что таким образом он окончательно уничтожит перевес германского мо­нарха над папством. Вскоре стало ясно, что папа ошибся в своих расчетах. Генрих IV, который не намеревался отказываться от своих прерогатив, создал антипапскую коалицию. Поддерживавший своего монарха германский епископат, отрицательно настроенный к реформам Григория, избрал папой Виберта, архиепископа Равенны, который принял имя Климент III. Тогда Генрих IV с армией вошел в Рим, препроводил нового папу в собор св. Петра и получил из рук Климента III императорскую коро­ну. Григорий VII закрылся в Замке св. Ангела, ко­торый германским рыцарям не удалось захватить. На помощь законному папе прибыл ленник апос­тольской столицы норманн Роберт Гюискар. 30 ты­сяч норманнов и завербованных Гюискаром сарацинов напали на Рим, пробивая себе огнем и мечом дорогу через городские кварталы к Замку св. Анге­ла. Римские хроники сообщают, что в соборе св. Пет­ра мусульманское духовенство пропело стихи Кора­на. Генрих IV и антипапа Климент III спаслись бег­ством. Сам город жестоко пострадал, женщин на­силовали, дома сжигали, но папа был освобожден. Ненависть римского населения обратилась теперь против Григория, которого считали виновником всех несчастий. Епископ римский вынужден был бежать от гнева своего народа. Он направился в Салерно под защиту норманнов, где и умер 25 мая 1085 г. Похоронен в кафедральном соборе Салер­но. Занесен в список святых католической церкви.

КЛИМЕНТ III. 1080. Антипапа. Виберт. Происхо­дил из Пармы, был архиепископом Равенны. Избран папой в 1080 г. тридцатью германскими епископами, собравшимися по инициативе германского короля Генриха IV, который объявил Григория VII недо­стойным папского трона. Правил поначалу в Брешии (Северной Италии), пока германские войска не проложили ему дорогу в Рим, куда он прибыл в 1083 г. В 1084 г. сел на трон св. Петра и короновал им­ператорской короной Генриха IV. Вместе с императо­ром спасся бегством от норманнов под предводитель­ством Роберта Гюискара, который прибыл по при­зыву Григория VII, осажденного германскими войсками в Замке св. Ангела. В 1085 г. Климент III снова попытался сесть на папский трон, мешая кар­диналам избрать преемника Григория VII. Изгнан­ный из Рима, он не отказался от папского титула, рассчитывая на поддержку противников григори­анской реформы. В 1089 г., через два года после смерти Виктора III—законно избранного преем­ника Григория VII, Климент III еще раз вернулся в Рим, не допуская к правлению так же законно изб­ранного папу Урбана II. Только в 1093 г. Климент III был окончательно изгнан из Вечного города. Тогда он направился в Равенну, где до самой смерти (в 1100 г.) публиковал буллы и раздавал привиле­гии, подписываясь как законный папа.

156. ВИКТОР III. 1086—1087. Дезидерий, сын князя Беневента, аббат Монте-Кассино и карди­нал. Был избран папой спустя год после смерти Гри­гория VII, одним из ближайших сотрудников кото­рого он являлся. Продолжал дело реформы. Начал военную кампанию против сарацинов. Это была пер­вая попытка организованных папством военных по­ходов против мусульман. Пользовался большим ав­торитетом. В 1887 г. признан блаженным.

157. УРБАН II. 1088—1099. Француз, Оддон де Лажери. Был приором аббатства Клюни, а затем кардиналом-епископом Остии. Избран папой кар­динальской коллегией, которая собралась в Террачине, поскольку Рим находился в руках антипапы Климента III. Урбан II, как и Григорий VII, обра­тился за помощью к норманну Роже I — брату Ро­берта Гюискара. Благодаря ему Урбану удалось войти в Рим и поселиться на одном из островов на Тибре. Борьба за столицу христианства продолжа­лась с переменным успехом до 1093 г. Антипапа Климент III, который тогда уже не мог рассчитывать на поддержку императора Генриха IV, погрязшего во внутренних распрях, вынужден был покинуть Рим. Урбан II занял трон св. Петра; население Ри­ма приняло папу-француза без особого энтузиазма. Правивший с 1081 г. византийский император Алек­сей I из рода Комнинов вступил в переписку с Урба­ном II, рассчитывая на поддержку папства в орга­низации помощи восточному христианству, кото­рому угрожал набирающий силу ислам. Тогда па­па постановил объявить великий военный поход христианского рыцарства (название «крестовый поход» появилось намного позже) с целью освобо­дить из рук сарацинов Иерусалим и другие места, освященные пребыванием в них Христа. Организа­ция крестового похода создала для пап выгодную позицию в их борьбе с германским императором. Значительная часть рыцарства объединилась вок­руг «наместника Христа», что возвратило папству силу и блеск, ослабило антиримские настроения. Открывались возможности объединения западного и восточного христианства под властью апостоль­ской столицы. Урбан II лично направился во Фран­цию, чтобы в октябре 1095 г. на синоде в Клермоне — столице Оверни — провозгласить первый крес­товый поход. Тем, кто поддержит этот «призыв Хрис­та», папа клятвенно обещал «силой, полученной им от св. Петра», дать полное отпущение грехов. В пер­вый раз в истории христианства было употреблено выражение «отпущение грехов»,  по-латыни — indulgentia, которым позднее часто изобиловали папские документы. В 1098 г. папа подтолкнул так­же и норманнов к более энергичным действиям про­тив сарацинов, взамен чего признал их владения на Сицилии Сицилийским королевством. Содержание и реализация этой буллы стали предметом непре­рывных споров между Сицилией и папством вплоть до середины XIX в. В период понтификата Урбана II во Франции появилась новая ветвь реформирован­ного ордена св. Бенедикта в основанном Робертом из Моле монастыре в Сито (на юг от Дижона). В 1093 г. Урбан II назначил бенедиктинца Ансельма из Аосты (1033—1109) архиепископом в Кентер­бери (Англия). Ансельм был выдающимся предста­вителем научного и методического изложения проб­лем теологии и философии, называемого в период средневековья «схоластикой». Урбан II умер через две недели после взятия крестоносцами под води­тельством Готфрида Бульонского Иерусалима. В 1881 г. Урбан II был признан блаженным.

158. ПАСХАЛИЙ II. 1099—1118. Раньеро из Бьеда (около Равенны). Происходил из знатного и богатого рода. Был клюнийским монахом. Позднее получил титул кардинала-настоятеля собора св. Кли­мента. В первые годы его понтификата закончи­лась схизма, начатая антипапой Климентом III. После смерти императора Генриха IV королем стал его сын — Генрих V. Германский монарх предпри­нимал большие усилия, чтобы получить феодаль­ное право на инвеституру церковных должностей. Начавшиеся переговоры с папой были очень осто­рожными и с обеих сторон неискренними. Когда Пасхалий II отказал королю в императорской коро­не, тот бросил папу в тюрьму. Под нажимом Ген­риха V Пасхалий согласился признать за королем право на инвеституру. Тогда германский монарх освободил папу, и тот совершил церемонию импе­раторской коронации. Вскоре, однако. Пасхалий II, видя возмущение лагеря сторонников реформы церк­ви, отменил свое решение и снова осудил обычай инвеституры, подчеркивая при этом право церков­ной иерархии на имущество, полученное от светских властей. Во времена Пасхалия II появилось в Клерво знаменитое цистерцианское аббатство, которым руководил св. Бернар, самый известный церков­ный писатель и проповедник XII в.

ТЕОДОРИХ. 1100. Антипапа. Епископ из Сан-Руфино. Был избран оппозицией на место умершего ан­типапы Климента III. Вскоре оказался арестованным сторонниками Пасхалия II и был заточен в аббатстве Кава (Апулия, Южная Италия), где и умер в 1102 г.

АЛЬБЕРТ. 1102. Антипапа. Епископ Сабины. С согласия императора Генриха IV был назначен па­пой после смерти Теодериха. Схваченный сторонни­ками Пасхалия II, был заключен в монастырь св. Лаврентия в Апулии. Умер в 1102 г.

СИЛЬВЕСТР IV. 1105. Антипапа. Магинульфо, архипресвитер римский. Возведенный на папский трон противниками Пасхалия II, вскоре, однако, сбежал в Тиволи. Под давлением Генриха V отка­зался от папского престола, умер в 1111 г.

159. ГЕЛАСИЙ II. 1118—1119. Джованни из Гаэты. Канцлер и ближайший сотрудник Пасха­лия II, кардинал. Был ранее монахом аббатства Монте-Кассино. Его короткий понтификат был ом­рачен беспорядками в Риме и интервенцией импе­ратора Генриха V. Дважды он вынужден был бе­жать из Рима. Умер в изгнании в Клюни, во Фран­ции. Горстке кардиналов, которые окружали его ложе смерти, папа поручил избрать его преемни­ком архиепископа вьеннского (Франция).

ГРИГОРИЙ VIII. 1118. Антипапа. Француз Морис Бурден. Был архиепископом Браги (Португалия). Посажен на папский трон против его воли антипап­ской фракцией; сначала Григория VIII поддержи­вал и Генрих V, который вторично получил из рук антипапы императорскую корону (первая корона­ция Генриха V была объявлена Пасхалием II недей­ствительной). Григория VIII сверг папа Каликст II, который поймал антипапу при его попытке бежать из Рима, отправил на осле обратно в город, выставил на посмешище перед толпой, а затем заключил в мо­настырь. Григорий VIII умер в 1137 г. в аббатстве Кава (Апулия).

160. КАЛИКСТ II. 1119—1124. Ги, Граф Бургундии. Был епископом Вьенна — одной из старей­ших и важнейших епархий Франции. Находился в родстве с Капетингами и Салической династией германских королей. Папа-бургундец энергично взялся за наведение порядка. Он убрал из Рима анти­папу Григория VIII и после трудных переговоров подписал 23 сентября 1122 г. в Вормсе договор с императором Генрихом V. Этот договор считается прототипом всех последующих конкордатов. Импе­ратор отказался от инвеституры «через перстень и посох», вручение которых означало акт назначе­ния на высокую церковную должность, но оставил за собой привилегию предоставлять лицам, избран­ным духовенством, право пользоваться доходами с имений, признанных за ними в качестве лена. Этот договор носил компромиссный характер. Избрание епископа было передано коллегии, состоявшей из членов кафедрального капитула. Вормсский дого­вор был утвержден в 1123 г. на созванном папой в Латеране первом на Западе Вселенском соборе. На нем было принято решение о том, что браки священ­ников в западном христианстве считаются недей­ствительными, а дети от этих браков — незаконными.

161. ГОНОРИЙ II. 1124—1130. После смерти Каликста II коллегия кардиналов-выборщиков раз­делилась на два лагеря: сторонников Тебальдо по прозвищу Bussa pecus (Бараний Лоб), который принял имя Целестин II, и сторонников Ламберто, епископа Остии. Чтобы избежать схизмы, Тебальдо отказался от тиары. Ламберто принял имя Гонорий II. Хотя он был слабого здоровья, папские ар­хивы хранят более 300 булл, писем и документов, подписанных им. Римская курия напряженно раз­вивала свою реформаторскую деятельность. В 1125 г. умер император Генрих V, не оставив после себя наследника. Германская корона перешла в руки сак­сонского герцога Лотаря из Супплинбурга, кото­рый был горячим поборником григорианской ре­формы.

ЦЕЛЕСТИН II. 1124. Антипапа. Тебальдо Бара­ний Лоб. После избрания на папский трон отказал­ся от тиары.

162. ИННОКЕНТИЙ II. 1130—1143. Соперни­чавшие между собой два богатых рода — Франжипаних и Пьерлеоних — пытались заручиться голосами кардиналов-выборщиков для своих кандидатов на папский трон. Первый род имел в своем распоря­жении голоса 16 кардиналов, которые избрали папой кардинала Григория Папарески. Он принял имя Иннокентий II. 25 кардиналов — сторонников рода Пьерлеоних не приняли участия в выборах и несколь­кими часами позже осуществили выборы Пьетро Пьерлеоних, который принял имя Анаклет II. В один и тот же день в двух разных соборах было совер­шено посвящение обоих новоизбранных пап. Раскол продолжался восемь лет. Оба папы рассылали по всей Европе послания и документы, свидетельство­вавшие о законности их избрания. В конце концов при поддержке Лотаря и цистерцианцев, которыми руководил Бернар Клервоский, победу одержал Ин­нокентий II. Бернар Клервоский, этот знаменитый проповедник и политик, пользовался тогда непрере­каемым авторитетом во всей Европе. Иннокентия II поддерживал также Норберт из Ксантен, архиепис­коп Магдебурга — основатель ордена премонстрантов, который получил от папы буллу, подтверждав­шую верховенство Магдебурга над польской церковью. В 1133 г. Иннокентий вручил императорскую корону Лотарю III, но эту церемонию вынуждены были про­вести в Латеранском дворце, поскольку собор св. Пет­ра и охраняющий подступы к нему Замок св. Ангела находились в руках Анаклета. Вскоре после корона­ционных торжеств папа должен был оставить сто­лицу христианства. Он направился в Пизу (Тоска­на), откуда в ноябре 1139 г. уже окончательно вер­нулся в Рим. В 1138 г. умер Анаклет II, а избранный на его место Григорий, который принял имя Вик­тор IV, спустя два месяца подчинился власти Инно­кентия II. В 1139 г. Иннокентий созвал в Латеране II Вселенский собор, на котором была осуждена схизма Анаклета, подтверждено запрещение симо­нии, а также отброшено как еретическое учение Ар­нольда Брешианского (1110— 1155) —ученика вы­дающегося философа Абеляра (1079—1142). Это последнее решение стало источником новых волне­ний, которые омрачили последние годы понтификата Иннокентия II. Бедные слои городского населе­ния выступили против светской власти папы. Исто­ки римской революции следует искать в тех прогрес­сивных лозунгах, которые распространились во мно­гих развивающихся городах Европы. Она опира­лась на доктрины, гласившие, что светская власть исходит от людей. Арнольд Брешианский был не только горячим пропагандистом добровольной бед­ности духовенства, но боролся также и против вся­ких притязаний церковной иерархии на светскую власть, а значит, и против господства папы в Риме. Когда победившие римские повстанцы ликвидиро­вали управление папского префекта и вместо него создали сенат, а также выбрали патриция (им стал брат умершего антипапы), отдав ему исполнитель­ную власть, Арнольд Брешианский присоединился к «коммунальной республике» в Риме и вскоре стал ее идеологическим вождем. Иннокентий II умер в Вечном городе, народ которого ликвидировал пра­ва папы на светское правление.

АНАКЛЕТ II. 1130. Антипапа. Римлянин из ро­да Пьерлеоних. Избранный папой группой кардина­лов — сторонников этого рода, он получил поддерж­ку норманнов. Благодаря им он продержался на папском троне восемь лет, затрудняя своему про­тивнику, Иннокентию II, доступ к собору св. Петра. Анаклета II поддерживало также польское духо­венство.

ВИКТОР IV. 1138. Антипапа. В миру Григорий. Был избран на папский трон после смерти Анакле­та II партией Пьерлеоних. Через два месяца добро­вольно отказался от тиары.

163. ЦЕЛЕСТИН II. 1143— 1144. Гвидо из Тос­каны. Был избран папой во время римских бес­порядков; не сумел восстановить мир в городе. Умер через шесть месяцев после избрания.

164. ЛУЦИЙ II. 1144—1145. Жерардо Каччианемичи. Происходил из Болоньи. Не дождавшись помощи со стороны германского короля Конрада III, собрал на собственный страх и риск вооруженный отряд, который под его водительством атаковал Ка­питолийский холм, где размещался революционный сенат. Папа погиб во время сражения.

165. ЕВГЕНИЙ III. 1145—1153. Собравшаяся в сложных условиях кардинальская коллегия избра­ла папой цистерцианского монаха Бернардо, кото­рый происходил из Пизы. Согласно вызывающим сомнение источникам, его звали Паганелли ди Монтеманью. Он был учеником св. Бернара Клервоского. В течение почти всего своего понтификата он находился за пределами Рима, захваченного бун­товщиками и управляемого Арнольдом Брешианским. В 1146 г. Бернар Клервоский организовал второй крестовый поход, которым руководили фран­цузский король Людовик VII и германский король Конрад III. Закончился этот поход неудачей. Под­талкиваемый Бернаром Клервоским Евгений III не­сколько раз пытался вернуться в свою римскую сто­лицу, но ни помощь Роже II, короля Сицилии, ни обе­щания Конрада III не проложили папе путь в Веч­ный город. Только договор, подписанный в Констан­це в 1153 г. с преемником Конрада III Фридрихом I Барбароссой, позволил Евгению III взять власть в Риме, где он умер вскоре после своего возвраще­ния. В годы понтификата Евгения по инициативе камальдулского монаха Грациана был создан первый сборник церковных законов, получивший название «Декрета Грациана». В течение всего средневековья «Декрет Грациана» считался главным авторите­том в интерпретации действующего в западной церк­ви канонического права. Грациан утверждал, что «папа обладает всеми правами, присущими импера­тору земному и небесному». Бернар Клервоский по­святил своему ученику-папе произведение под наз­ванием «De consideratione» («Рассуждения»), в ко­тором изложил свои теократические взгляды. В 1872 г. Евгений III был признан блаженным.

166. АНАСТАСИЙ IV. 1153—1154. Римлянин. Коррадо делла Субарра. Во время его короткого понтификата тяжелое положение папы в связи с римской революцией коренным образом не измени­лось.

167. АДРИАН IV. 1154—1159. Николай Брейкспир. Происходил из Англии. Кардинальскую шап­ку получил из рук Евгения III. Выполнял функции папского легата в Норвегии, где организовал ка­толическую церковь на принципах григорианской реформы. Адриан IV энергично взялся за укрепле­ние папской власти. Прежде всего он решил распра­виться с Арнольдом Брешианским. Когда нашли труп одного из кардиналов, убитого подручными Арнольда, папа впервые в истории христианства применил в отношении Рима такое наказание, как интердикт. Были закрыты все соборы, приостанов­лено паломничество. Город был лишен главного ис­точника доходов. Гнев населения обратился против руководителя римской коммуны. В это время при­был в Рим Фридрих Барбаросса, который получил там из рук папы императорскую корону. Арнольд был заключен в тюрьму, а затем казнен. Его сож­женные останки были брошены в Тибр. Однако рим­ский сенат остался у власти. С юга Риму грозили новым нападением норманны. После неудачной во­енной кампании Адриан заключил соглашение с Вильгельмом, преемником короля Сицилии Роже. Этот шаг вызвал недовольство императора Фрид­риха, который решил силой вернуть себе феодаль­ное право на верховенство над церковью. Дело до­шло до возобновления столкновений в Северной Италии. Адриан готовил анафему против импера­тора, но умер прежде, чем подписал соответствую­щую буллу.

168. АЛЕКСАНДР III. 1159—1181. Роландо Бандинелли. Происходил из Сиены, был выдаю­щимся ученым и юристом. Носил титул кардинала-настоятеля собора св. Марка и был папским канц­лером. После смерти Адриана IV в кардинальской коллегии произошел раскол. Образовались две группировки: с одной стороны, проимператорская, а с другой — сторонники политики освобождения от диктата Германии путем заключения союзнических договоров с другими странами, особенно с Сицилией, Францией и даже с Византийской империей. Этот раскол отражал настроения, господствовав­шие в Италии, где сталкивались два направления— гибеллинов, сторонников императорской власти, и гвельфов, высказывавшихся за независимость италь­янских городов и княжеств, в том числе и папства. При избрании папы большинство голосов было от­дано за Роландо Бандинелли. Меньшинство же, состоявшее из кардиналов, приверженных герман­скому императору, избрало на папский трон карди­нала Оттавиано де Монтичелло, происходившего из богатого и знатного рода графов Тиволи. Дело до­шло до беспорядков, во время которых Роландо Бандинелли и его выборщики вынуждены были ук­рыться в Замке св. Ангела. Кардинал Оттавиано при­нял тиару и был провозглашен папой Виктором IV. Оппозиция, однако, не сдалась. Бандинелли с груп­пой кардиналов направился на юг Италии под опе­ку короля Сицилии. Там были проведены новые вы­боры Роландо Бандинелли, который принял имя Александр III. Его понтификат (один из самых про­должительных в истории папства до XIX в.) продол­жался 23 года, из которых около 20 лет он провел в изгнании. Со смертью Виктора IV, которого поддер­живал Фридрих Барбаросса, раскол не прекратил­ся. Проимператорская партия избрала преемни­ком Виктора IV Пасхалия III, а после его смерти— Каликста III, который в 1178 г. отказался от тиары. Александр III нашел поддержку у короля Франции, в цистерцианских монастырях и в других центрах религиозной реформы. Но еще большую поддержку оказали ему ломбардские города, которые вошли с ним в соглашение и построили в его честь у подно­жия Альп крепость, названную Александрия. Она призвана была затруднить германским войскам дос­туп в Италию. В борьбе с Ломбардской лигой император Фридрих понес поражение при Леньяно (1176 г.) и подписал договор в Венеции (в 1177 г.), в котором признал суверенность папы в делах церкви и отказался поддерживать антипап. При этом он подтвердил целостность Церковного государства. Целование Фридрихом туфли Александра III было выражением отказа от планов восстановления вер­ховенства императора над папством. В 1179 г. был созван III Латеранский собор, на котором было решено, что при выборе папы избранным может считаться кандидат, за которого подано, как мини­мум, две трети голосов кардиналов-выборщиков при исключении какого бы то ни было вмешатель­ства извне. Другие постановления собора касались имущественных прав духовенства и доходов, ко­торые должны поступать в папскую казну. В первый раз на соборе присутствовала большая делегация английского епископата. Александр III канонизи­ровал Эдуарда Исповедника (1003—1066)—анг­лийского короля, основателя Вестминстерского аб­батства в Лондоне, епископа Томаса Бекета — сто­ронника григорианской реформы в Англии, замучен­ного по приказу короля Генриха II, а также Бернара Клервоского — медоречивого монаха-проповедника, главного идеолога средневекового христианства.

ВИКТОР IV (V). 1159. Антипапа. Оттавиано де Монтичелло. Был избран на папский трон кардинала­ми, находившимися на стороне прогерманской пар­тии. Приняв священство в аббатстве Фарфа, начал править как Виктор IV, а не V, поскольку не призна­вал своего предшественника с 1138 г., антипапу Вик­тора. Пребывал в Павии и других городах Северной Италии под покровительством Фридриха Барбарос­сы. Умер в Лукке (Тоскана) в 1164 г.

ПАСХАЛИЙ III. 1164. Антипапа. Гвидо из Кре­мы. Был избран папой группой кардиналов, свя­занных с Виктором IV, под руководством Райнольда—архиепископа Кёльна. В 1166 г. Пасхалию удалось войти в Рим и провести новую коронацию Фридриха Барбароссы как императора. Умер в Ри­ме в 1168 г.

КАЛИКСТ III. 1168. Антипапа. Джованни из Струми (около Ареццо). Избран папой в Риме кардинала­ми, поддерживавшими раскол. Опасаясь народно­го бунта, пребывал в Витербо, где для папы построи­ли дворец. В 1178 г. Каликст приехал во Фраскати, чтобы сдаться на милость Александру III и просить его о прощении. Дальнейшая его судьба неизвестна.

ИННОКЕНТИЙ III. 1179. Антипапа. Италья­нец по имени Ландо. Избран на папский трон не­большой группой оппозиционеров, не признавших Александра III. Обосновался недалеко от Рима в ма­ленькой крепости, которую получил от брата анти­папы Виктора IV. Через несколько месяцев после избрания отказался от тиары. Умер в 1180 г. в мо­настыре Кава, в который он был заключен по при­казу Александра III.

169. ЛУЦИЙ III. 1181—1185. Убальдо Аллючиньоли. Был кардиналом-епископом Остии и Веллетри. Избрание его папой состоялось в Веллетри. Луций III вступил в Рим под прикрытием войск Христиана, архиепископа Майнца, но по прошест­вии нескольких месяцев вынужден был покинуть город. Папа и его курия управляли церковью (пос­ледовательно) из Веллетри, Ананьи и Вероны, где Луций III и умер. За год до его смерти в Вероне со­стоялась его встреча с императором Фридрихом Барбароссой. В ходе нее были оговорены шаги, ко­торые следовало предпринять для прекращения распространения ереси. Это был первый проект соз­дания церковно-государственного учреждения, стоя­щего на страже «чистоты доктрины и обычаев», по­лучившего позднее название «святая инквизиция».

170. УРБАН III. 1185—1187. Умберто Кривелли. Был епископом Милана. Принимая тиару, он не отказался от управления своей епархией. Являл­ся первым папой, которому так-таки и не удалось войти в Рим. Помешал ему в этом острый конфликт с Генрихом, сыном Фридриха Барбароссы, который вступил в брак с Констанцией, дочерью короля Сицилии. Объединение империи с Сицилийским королевством представляло собой серьезную угрозу ав­тономии Церковного государства, окруженного со всех сторон армиями, подчиненными германскому монарху. Германский епископат также выступил против политики Урбана III. Папа умер в Ферраре, где готовился огласить анафему императору.

171. ГРИГОРИЙ VIII. 1187. Альберто де Морра. Происходил из Беневенто. Искал примирения с импе­ратором, уступая по многим спорным вопросам. Григорий VIII, как и его предшественник, не сумел войти в Рим. Умер он в Пизе.

172. КЛИМЕНТ III. 1187—1191. Паоло Сколари. До избрания на папский трон — кардинал-епископ Палестрины. Был признан римским сена­том, находившимся в течение 24 лет в оппозиции к папству. Прибыв в Рим, папа приступил к реорга­низации курии, а также к подготовке нового, третье­го крестового похода, целью которого было отвоевание Иерусалима, захваченного в 1184 г. турка­ми. Принимавший участие в походе Фридрих Бар­баросса умер в 1190 г.

173. ЦЕЛЕСТИН III. 1191—1198. Джачинто Бобоне Орсини. Кардиналу Бобоне было будто бы 85 лет, когда он принял папскую тиару. В 1191 г. он вру­чил императорскую корону Генриху VI, сыну Фридри­ха Барбароссы. Новый император двинулся на завое­вание Сицилии, защищаемой Танкредом из Лечче (1130—1194), незаконным потомком норманнской династии, который стремился не допустить к власти германских Гогенштауфенов. Смерть Танкреда об­легчила Генриху завоевание не только Сицилии, но и всей Италии. Империя Гогенштауфенов достигла вершины своего могущества. Это угрожало осущест­влению планов папства. Генрих умер неожиданно в 1197 г. в возрасте 32 лет, в момент, когда он гото­вил четвертый крестовый поход. Чтобы обеспечить судьбу своего трехлетнего сына Фридриха, он, на­ходясь на смертном одре, отдал его под опеку папы, признав одновременно Сицилию папским леном. Планы Гогенштауфенов на завоевание мира потерпели крах. Как писал известный историк папства Леопольд Ранке, истинным наследником Генри­ха VI стал преемник Целестина III Иннокентий III.

174. ИННОКЕНТИЙ III. 1198— 1216. Лотарио Конти, граф Сеньи. Ро­дился в Ананьи. Был назначен своим дядей Климентом III кардиналом-на­стоятелем церкви св. Сергия. Получил основательное философско-теологическое образование в Париже и юриди­ческое — в Болонье. Написал морально-аскетиче­ский трактат под названием «О ничтожности чело­веческой судьбы». Был отличным администратором и ловким политиком. Его современник английский хронист Мэтью Пэрис отмечает, что Иннокентий был человеком неслыханно честолюбивым и надменным, с ненасытной жаждой богатства, готовым ради де­нег на любую сделку. Используя ослабление Гер­манской империи, Иннокентий III сумел подчинить себе не только епископат, но и светских владык. Он стал сувереном значительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагонии и Англии, владыки Сербии и Болгарии при­знали ленную зависимость от него и платили ему большую дань. Другие государства  платили Грош св. Петра и мирились с вмешательством па­пы в их государственные дела. Ни один папа не был столь щедр на анафемы и интердикты, как Иннокен­тий III. Ему помогал прекрасно организованный ад­министративный и фискальный аппарат. Штаб ку­риальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение пап­ских постановлений. Когда он принял тиару, ему было около 38 лет. Он вмешивался во все дела, раз­решал все сомнения и любые споры, с которыми об­ращались в апостольскую столицу как в апелля­ционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью. В пери­од его правления была разгромлена оппозиция альбигойцев (еретиков, действовавших на юге Фран­ции), организован четвертый крестовый поход, в Ви­зантии создана Латинская империя, открыты уни­верситеты в Париже и Оксфорде; появились новые монашеские ордена, так называемые нищенствую­щие (в соответствии с уставами св. Франциска и св. Доминика), которые открыли новую эру в сред­невековом христианстве. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового об­мена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансо­вого магната Европы. Подчиненное папству благо­даря францисканцам «движение бедных» нейтра­лизовало угрозу со стороны общественно-религи­озных течений, подрывавших авторитет церковной иерархии. Следует добавить, что политические пла­ны папского универсализма в программе Иннокен­тия III были тесно связаны с религиозными целями. Он последовательно реализовал теократические принципы реформы Григория VII, которая исходи­ла из того, что всему христианскому обществу не­обходимо навязать посредничество иерархии, под­чиненной папской власти. За год до смерти Инно­кентия III в Латеране был созван величайший со­бор средневековья — IV Латеранский собор (1215 г.). Было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Собор осудил все религиозные и социальные доктри­ны, пропагандировавшиеся катарами и вальденсами — еретиками, боровшимися за права бедняков. Соборные отцы призывали народ божий к исправ­лению обычаев, порицали продажность и амора­лизм духовенства, ужесточили требование соблю­дения священниками целибата. Верующие обязы­вались исповедоваться только у своего приходско­го священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период великого поста. На исповедников бы­ло наложено обязательство сохранять тайну испо­веди. В доктринальной области собор сформулиро­вал в духе средневековой схоластики теологичес­кие аспекты учения о таинствах. Много говорилось на соборе о церковной десятине. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отлича­ла бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в страстную неделю. Собор также высказал­ся за то, чтобы строить для евреев отдельные квар­талы (так называемые гетто). Иннокентий III умер в Перудже во время одной из своих «апостольских» поездок. Тело его, облаченное в папские одежды, бы­ло выставлено на катафалке в местном кафедраль­ном соборе. Ночью в собор проникли воры и укра­ли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнаженные останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христиан­ским миром. В первые годы понтификата Иннокен­тия III в Италии действовал пользовавшийся ог­ромной популярностью отшельник и народный проповедник, мистик и ясновидец Иоахим Флорский (ум. в 1202 г.). Он предрекал наступление новой эры святого духа, в которой власть будет принад­лежать монахам, наступит период полной свободы духа и социальной справедливости, опирающейся на евангельские принципы. Иоахимизм способствовал появлению элементов оппозиции, которая осуждала эксплуатацию со стороны духовенства и папства.

175. ГОНОРИЙ III. 1216—1227. Ценчио Савелли, кардинал-настоя­тель собора св. Иоанна и Павла. Был одним из ближайших сотрудников Ин­нокентия III, который доверил ему опеку над доходами папства. Являлся автором «Книги влияния Римской цер­кви» — бесценного источника познания экономиче­ского развития тогдашнего папства. В период его понтификата отношения с Фридрихом II складыва­лись нормально, несмотря на то, что молодой монарх уже проявлял стремление освободиться от опеки папства. В 1220 г. Фридрих и его супруга Констанция получили из рук Гонория III импера­торские короны. Молодой император поклялся тогда организовать новый крестовый поход. Гонорий III окончательно утвердил уставы доминиканцев, фран­цисканцев и кармелитов. В 1217 г. он вручил коро­ну императора новообразованной Латинской визан­тийской империи Петру де Куртеней. Торжествен­ная коронация проходила не в соборе св. Петра, а в более скромном соборе св. Лаврентия. Император Петр погиб спустя несколько месяцев по пути в Кон­стантинополь.

176. ГРИГОРИЙ IX. 1227—1241. Уголино из графов Сеньи, родился в Ананьи. Был дядей Иннокентия III. В момент его избрания на папский престол ему было почти 80 лет, но, несмотря на престарелый возраст, он правил церковью 14 лет. Наступил период усиления борьбы за сохранение папского господства в христианской Европе. Наряду с тра­диционной системой церковных наказаний стали применять физическое насилие и войну. Во време­на Григория IX была усовершенствована деятель­ность инквизиции, руководство которой папа дове­рил ордену доминиканцев. Во главе этого ордена стоял тогда превосходный знаток церковного пра­ва Раймунд Пеннафорте. Инквизиторы были выве­дены из-под власти епископов и находились под не­посредственным контролем апостольской столицы. Не менее острая борьба велась и с Фридрихом II, который защищал императорские права от посяга­тельств папы. Григорий IX неоднократно анафемствовал императора, обвиняя его в ереси и приписы­вая ему известное изречение о «трех обманщиках (Иисусе, Моисее и Мухаммеде), которые ввели че­ловечество в заблуждение». Когда папа созвал со­бор, чтобы торжественно осудить Фридриха, пос­ледний задержал корабли, которые везли церков­ных иерархов в Италию. В конфликте участвова­ли также итальянские города, не всегда стоящие на стороне римского епископа. Смерть Григория IX император воспринял как знамение своей победы, В период понтификата Григория IX Парижский уни­верситет попал под протекторат папы. На Западе развивалась также юридическая наука. Папа, ко­торый закрепил за собой исключительное право ка­нонизации, признал святыми: Франциска Ассизского (он знал его лично), Доминика, Антония Падуанского и Елизавету Тюрингскую. Культ этих святых пользовался в средневековье необычайной попу­лярностью. За несколько месяцев до смерти Гри­гория IX произошла битва под Легницей, в которой героическое сопротивление польских рыцарей за­держало продвижение монгольских орд в Европу.

177. ЦЕЛЕСТИН IV. 1241. Джофредо Кастильони, происходил из Мила­на. Собравшихся после смерти Григо­рия IX кардиналов сенатор Рима Маттео Орсини силой закрыл в отдельном помещении, где они должны были вы­брать нового папу. Это был первый конклав (так с того времени стали называться стро­го изолированные от внешнего мира собрания кар­диналов-выборщиков). Сенатор обошелся с кар­диналами чрезвычайно грубо. Большинство го­лосов на этом конклаве было отдано за старика кардинала-епископа Сабины, племянника Урба­на III. Спустя несколько месяцев новоизбран­ный папа умер. Перед смертью он предал анафе­ме сенатора Орсини.

178. ИННОКЕНТИЙ IV. 1243—1254. Хаос, который возник после смерти Целестина IV в Риме, был причиной того, что следующий кон­клав собрался только через полтора года. Он проходил в Ананьи. Папой был избран кардинал Синибальдо Фиески, граф делла Лавенья, генуэзец по происхожде­нию. Был бенедиктинским монахом. Иннокентий IV являлся выдающимся юристом, теологом и превосходным проповедником. Борьба с Фридрихом II разго­релась заново. Папские войска под водительством кардинала Райнера из Витербо безжалостно выре­зали германские отряды, находившиеся в Централь­ной Италии. Опасаясь ответных репрессий, Инно­кентий IV укрылся во Франции, где созвал в Лионе новый (XIII) Вселенский собор в целях разреше­ния спора между папством и императорской властью (1245 г.). Попытки посредничества, предпринятые королем Франции Людовиком IX (признанным позд­нее святым), не дали никаких результатов. Фрид­рих II, который не присутствовал на соборе, был сно­ва предан анафеме, объявлен низложенным как им­ператор римский, король германский и король сици­лийский, а его подданные были освобождены от при­сяги ему. Фридрих не признал этот приговор и под­верг острой критике испорченность духовенства, отход от принципов Евангелия, занятие политикой вместо распространения божественной истины. По­зиция императора нашла поддержку во многих стра­нах Европы. Авторитет римского понтифика уже не был так высок, как во времена Иннокентия III. Несмотря на попытки папы заполучить полити­ческих союзников объявление крестового похода против проклятого императора, положение Фридри­ха 11 оставалось прочным до самой его смерти (13 де­кабря 1250 г.). На I Лионском соборе обсуждался также вопрос о татаро-монгольском нашествии. Еще до собора Иннокентий IV послал в Каракорум— резиденцию татарского хана — францисканца Джованни дель Карпине, которого сопровождал Бене­дикт Поляк, принадлежавший к этому же ордену. Оглашенный на соборе декрет Иннокентия IV одоб­рил методы инквизиции, особенно применение пы­ток и смертной казни по отношению к еретикам, и требовал даже от детей доносить на своих родите­лей. Соборные отцы признали за папой широкую компетенцию в области церковного права. После со­бора Иннокентий IV вернулся в Италию, но пози­ции его были ослаблены. Не пользуясь признанием среди населения Рима, папа переезжал из горо­да в город: от Умбрии, через Перуджу, Ассизи, Ананьи до Неаполя, где он и умер. Трудной пробле­мой для папства стал в тот период раскол, который произошел в ордене францисканцев. Там возникли две партии: одна — ригористов (называемых так­же спиритуалами), желающих соблюдать норму безусловной бедности; другая — сторонников смяг­ченной формы францисканского устава. Иннокен­тий, стремясь сгладить конфликт, признал все, чем владел орден, собственностью папства; монахи же, таким образом, сохраняют принцип бедности, по­скольку они лишь пользуются, но не владеют этой собственностью. Эта уловка не успокоила спиритуалов, которые пропагандировали принцип полной нищеты истинных, как они себя называли, учени­ков Христа. В 1253 г. был провозглашен святым Станислав — епископ краковский.

179. АЛЕКСАНДР IV. 1254—1261. Ринальдо Конти, граф Сеньи; родился в Ананьи. Был племянником Григо­рия IX, который назначил его карди­налом-епископом Остии. Продолжал политику своих предшественников, используя упадок рода Гогенштауфенов после смерти Фридриха II. Непрерывная воору­женная борьба за власть над Сицилией вынуждала папу находиться за пределами Рима. В 1256 г. Александр IV принял при своем дворе в Ананьи Альберта Великого, доминиканского монаха, ма­гистра теологии, учителя Фомы Аквинского. Немного позднее он назначил его епископом в Ратизбоне. Александр IV умер в Витербо.

180. УРБАН IV. 1261—1264. Жоакино Панталеон Кур-Пале. Был сыном сапожника из Труа (Франция). Стал епископом в Вердене, а затем патриархом Иерусалима. Восемь кардиналов, с трудом собравшихся в Витербо, избрали его папой. Урбан IV пребывал в Витербо и никогда не ездил в Рим. С его именем свя­зывают изменение направления политики папства, которое все больше пользовалось помощью со сторо­ны Франции. Урбан IV отдал Сицилийское королевст­во в ленную зависимость Карлу Анжуйскому, брату Людовика IX. Вскоре превосходство французского трона, получающего все большее значение в Европе, будет способствовать серьезному ослаблению свет­ской власти епископа римского. Урбан IV ввел в 1264 г. новый праздник — Божьего тела. Культ свято­го евхаристического хлеба стал вскоре одной из глав­ных отличительных черт католической литургии. При папском дворе в Витербо находился известный като­лический философ и теолог Фома Аквинский, автор знаменитой «Суммы теологии».

181. КЛИМЕНТ IV. 1265—1268. Ги Фулькоди Ле Гро — очередной француз на папском троне. Родился в Провансе, происходил из дворян­ского рода. Был рыцарем, затем     юристом. Получил епископский сан и руководил епархией Ле-Пюн, а поз­же — Нарбоны. Урбан IV назначил его послом в Англию. Он выполнял также функцию советника французского короля. Получил кардинальскую шап­ку. Был избран папой на конклаве в Перудже. 6 ян­варя 1266 г. пять кардиналов от имени папы коро­новали Карла Анжуйского короной сицилийского короля. 26 февраля того же года король Карл раз­бил под Беневентом германские войска, которые под водительством Манфреда, сына Фридриха II, пытались отстоять права Гогенштауфенов на сици­лийскую корону. Манфред был убит. Спустя два года племянник Манфреда, шестнадцатилетний Конрадин — последний наследник Гогенштауфенов был взят в плен. Климент IV анафемствовал его, на­зывая «ядовитым королишкой, потомком змеиного рода Гогенштауфенов». С папского позволения Карл Анжуйский приказал сжечь на костре в Неа­поле молодого Конрадина. Так закончилась импе­раторская эпопея Штауфенов. В Германии насту­пил период Великого бескоролевья (1256—1263), которое папство пыталось использовать для воз­рождения принципов христианской теократии.

182. ГРИГОРИЙ X. 1271—1276. Тебальдо Висконти из Пьяченцы. Был итальянцем, но занимал долж­ность архидиакона в Льеже (ныне Бельгия). После смерти Климента IV наступила самая длительная вакан­сия папского трона. Три года продол­жались переговоры кардиналов, прежде чем они постановили избрать папой отсутствовавшего Те­бальдо Висконти, который не был кардиналом и на­ходился в то время в Палестине вместе с крестонос­цами. Коронация состоялась только 27 марта 1273 г. Перед лицом неудавшегося крестового похода, тя­желой ситуации в Латинской империи на Востоке, а также хаоса, который господствовал в Германии, Италии и Сицилии, Григорий Х решил созвать Все­ленский собор в Лионе (1274 г.). По замыслу папы это должен был быть самый великолепный из христи­анских соборов. В Лион съехались около 500 епис­копов с Запада и Востока, а также множество пред­ставителей от европейских королевских дворов. По инициативе папы была сделана попытка объединить восточное и западное христианство. Под нажимом византийского императора несколько представите­лей восточной церкви согласились пропеть вместе с папой «Верую». Однако до настоящего объедине­ния дело не дошло. Провозглашенная уния носила чисто формальный характер и вызвала бурное не­довольство важнейших митрополий восточного хри­стианства. Собор занялся прежде всего актуальны­ми политическими проблемами, раздавая то тут, то там королевские и графские короны. На соборе при­сутствовала делегация татарского ханства, которая представила план создания общей лиги против турок. До осуществления этого плана дело не дош­ло, зато один из татарских послов, к радости собор­ных отцов, крестился. Важнейшее постановление собора касалось конклава: после смерти папы кар­диналы должны собраться на конклав не позднее чем через 10 дней после его похорон. Во время ра­боты конклава кардиналы должны быть полностью изолированы от окружающего мира и лишены како­го бы то ни было личного контакта или переписки с посторонними лицами. Если в течение трех дней они не выберут папу, рацион их питания будет умень­шен. После недели бесплодных совещаний выбор­щики должны будут довольствоваться хлебом и во­дой. Другие постановления собора ограничивали чрезмерную концентрацию церковных должностей и доходов. Собор официально признал Рудольфа Габсбурга (1273—1291) германским королем. В работе собора принимал участие выдающийся уче­ный и теолог францисканец Бонавентура (Джованни Фиданца, 1221 — 1274), который умер почти на­кануне окончания заседаний собора. Он был наз­начен Григорием Х кардиналом-епископом Альбано. Фома Аквинский (1225—1274), также приглашен­ный на собор, умер по дороге в Лион. Папа умер вскоре после окончания заседаний собора, во время поездки в Ареццо (Италия). В 1713 г. он был приз­нан церковью блаженным.

183. ИННОКЕНТИЙ V. 1276. Пьетро Тарантасиа, савоец. Он был ар­хиепископом Лиона, а затем карди­налом-епископом Остии. Первый папа из ордена св. Доминика. Ученый-пра­вовед, друг анжуйского двора. Умер спустя пять месяцев после избрания папой. Признан блаженным в 1898 г.

184. АДРИАН V. 1276. Оттобоне Фиески, граф Лаваньи. Племянник Иннокентия IV. Был кардиналом-диа­коном собора св. Адриана. Конклав, который избрал его папой, контро­лировался в Риме Карлом Анжуйским. Новый папа умер через несколько недель после его избрания.

185. ИОАНН XXI.  1276—1277. Пьетро Ребули-Юлиани, прозванный Испанцем. В действительности был по происхождению португальцем. В молодости изучал медицину и вы­полнял обязанности придворного вра­ча Григория X. Кардинал Тусколо. После избрания на папский трон принял имя Иоанн XXI в соответствии с ошибочной в тот период ну­мерацией. Согласно современному официальному ватиканскому списку, он должен был значиться Иоанном XIX. Иоанн XXI пребывал в Витербо, где спустя несколько месяцев после избрания погиб в результате несчастного случая, вызванного обва­лившимся стропилом в папском замке.

186. НИКОЛАЙ III. 1277—1280. Джованни Гаэтано Орсини. Был сы­ном упоминавшегося уже сенатора Маттео Орсини, который впервые «за­пер на ключ» выбиравших папу кар­диналов. Джованни Орсини еще в молодости был назначен кардиналом-диаконом собора св. Николая в Карцере и великим инквизитором католической церкви. Отличался большой энергией, которую направлял не столько на распространение христианской веры, сколько на приумножение славы своего рода. Он ловко ла­вировал в политике между Габсбургами и Кар­лом Анжуйским. Великий поэт Данте поместил Нико­лая III в ад (I часть «Божественной комедии»), обвиняя его в безудержной алчности, продажности и протежировании членам своей семьи (так называе­мом непотизме). Николай III начал строительство нового папского дворца при ватиканском соборе св. Петра. Умер в Совиано (около Витербо).

187. МАРТИН IV. 1281—1285. Си­мон Монпитье, происходил их Бриона (Франция). Был казначеем француз­ского королевства. Кардинальскую шапку получил из рук Урбана IV. Го­рячий сторонник профранцузской ориентации. Принял имя Мартин IV, поскольку ошибочно (как Мартины) были прочи­таны имена двух его предшественников — Маринов (см. № 108 и 128). Подстрекаемый Карлом Анжуйским, который намеревался начать войну против Византии, папа предал анафеме византийского им­ператора Михаила Палеолога как еретика и схиз­матика. Таким образом, дело Лионской унии было окончательно загублено. Вскоре, несмотря на при­нятые Мартином IV меры, на Сицилии вспыхнуло восстание, в результате которого власть над остро­вом перешла в руки арагонской династии (Испа­ния). Мартин IV, который большую часть своего понтификата пребывал в Орвието, умер в Перудже, где и был похоронен. Данте поместил его в чисти­лище (II часть «Божественной комедии»).

188. ГОНОРИЙ IV. 1285—1287. Джакомо Савелли. Внучатый племян­ник Гонория III. Был кардиналом. Избравший его на папский трон кон­клав проходил в Перудже, однако новоизбранный папа вернулся в Рим. Наполовину парализованный старик Гонорий IV умер через два года. Заслугой его было создание в Парижском университете кафедры вос­точных языков, в том числе и арабского. Это имело большое значение для дальнейшего развития филосо­фской мысли. Похоронен Гонорий IV в соборе Божьей матери на Аракоели.

189. НИКОЛАЙ IV. 1288—1292. Джироламо Маски. Происходил из скромной мещанской семьи из Асколи (на юг от Анконы). Вступил в орден св. Франциска и был избран генера­лом младших братьев. Позднее его назначили кардиналом Палестрины и папским легатом на Ближнем Востоке. После избра­ния на папский престол пребывал за пределами Ри­ма, в разных городах Италии. В период его понти­фиката сарацины захватили последний пункт сопро­тивления крестоносцев в Сен-Жан д'Акре (Акка, 1291 г.). Эра крестовых походов окончилась. Нико­лай IV послал легата — францисканца Иоанна из Монтекорвино — в Индию и Китай, где возникла позднее, в 1305 г., первая епархия в Пекине. По инициативе папы были основаны университеты в Лиссабоне и в Монпелье (Франция). Николай IV по­хоронен в римском соборе Санта Мария Маджиоре.

190. ЦЕЛЕСТИН V. Пьетро Анджелари дель Мурроне. Происходил из Исерни (Кампания, южная про­винция Италии). Был монахом-от­шельником. До сих пор не выяснено, при каких обстоятельствах (после двухлетнего спора) кардиналы, со­бравшиеся на конклав в Перудже, выбрали папой этого восьмидесятилетнего старца. В Риме сталки­вались влияния двух могущественных родов: Орсини и Колонна, оказывавших давление на ход выборов папы. Важную роль сыграл также Карл II Анжуйский, король Неаполя, который привез окруженного большим почетом монаха из Сьельмоны, местечка, расположенного в скалистой Абруцци (Апеннины), и представил его выборщикам как кандидата на трон св. Петра. Этот жест получил одобрение боль­шой группы францисканских спиритуалов, которые ожидали, в соответствии с предсказанием Иоахима Флорского, наступления эры господства монахов и победы христианского учения, торжества бедности над алчностью и властолюбием духовенства. Фран­цузский двор, поддерживавший Карла II Анжуйского и опасавшийся чрезмерного обогащения церкви, был очень заинтересован в выборе папой нищего отшельника, который не владел даже латынью. Вско­ре после избрания папу уговорили, чтобы он напра­вился в Неаполь и подписал назначение 13 кардина­лов, в том числе семи французов и трех неаполитан­цев. Еще более таинственным представляется ре­шение Целестина V уйти в отставку с папского пос­та. Этот акт, который кардинальская коллегия не­замедлительно и безоговорочно приняла, вызвал воз­мущение среди спиритуалов. Именно по этой при­чине Данте поместил Целестина V в ад (I часть «Бо­жественной комедии»). Протокол отставки со­ставил будто бы кардинал Бенедетто Каэтани, враг рода Колонна. Целестин V умер в 1296 г. в кре­пости, в которую был заключен своим преемником на папском троне. В 1313 г. Целестин V был про­возглашен святым.

191. БОНИФАЦИЙ VIII. 1294— 1303. Бенедетто Каэтани из Ананьи. Юрист, апостольский нотариус и кон­систорский адвокат. Был кардиналом. Человек сильной руки, предусмотри­тельный, заботившийся как о своих личных интересах, так и об интересах апостольской столицы. Некоторые историки гово­рят, что в момент своего избрания папа был уже стариком, но осмотр его останков, произведенный во время обновления гробницы, показал, что папа Каэтани умер во цвете лет: ему было немногим более пятидесяти. Программа его деятельности ох­ватывала упорядочение отношений в папском госу­дарстве и восстановление папских прерогатив в со­ответствии с принципами, провозглашенными Гри­горием VII и Иннокентием III. В Риме главными противниками Бонифация VIII были два кардинала — Джиакомо и Пьетро Колонна, которые обвинили папу в симо­нии, непотизме и дес­потическом стиле прав­ления. Применив по от­ношению к обвините­лям простую, но эффек­тивную политику реп­рессий, папа Бонифа­ций начал с изолиро­вания своего предшест­венника, Целестина V, который в глазах наро­да был живым симво­лом Евангелия бедных. Затем он проклял и от­лучил от церкви обоих кардиналов, братьев Колонна, союзниками которых были радикальные монахи-францисканцы — спиритуалы. Организованный папой «крестовый по­ход» против Колонна, которые не признали анафему, разрушил до основания твердыню этого рода — Палестрину. Наконец, острие папской политики повернулось против спиритуалов и родственного им движения апостольских братьев. Папа отстранил от должности генерала францисканцев Раймонда Гофреда, а также приказал святейшей инквизиции истреблять всех, кто провозглашает превосходство людей, обрекающих себя добровольно на бедность, над остальным духовенством, живущим с доходных бенефициев. Бонифаций VIII не пренебрег также и политической деятельностью на арене всей хрис­тианской Европы, поскольку, как он говорил, «папа в качестве викария всемогущего бога приказывает монархам и королевствам, обладает верховной вла­стью над всеми людьми». Он вмешивался с пере­менным успехом во внутренние дела многих евро­пейских государств, в частности Польши, Шотландии, Германии, Англии и др. Сильным противником теократической концепции папской власти оказался молодой король Франции Филипп IV Красивый (1268—1314). Конфликт с Францией продолжался семь лет и кончился для папства трагично. Речь шла не только о налоговой политике (французский король, заботясь о государственной казне, ограни­чил доходы духовенства и в еще большей степени — дань в пользу папства), но и о границах компетен­ции духовной и светской власти. Свои взгляды на эти вопросы Бонифаций VIII изложил в трех зна­менитых буллах. Первая, называющаяся «Clericis laicos» (1296), является протестом против фис­кальной политики короля Филиппа Красивого, ко­торый обложил французское духовенство податью в пользу государства. Мы читаем в ней: «Как прош­лое, так и настоящее красноречиво свидетельству­ют, что светские люди всегда были врагами духо­венства». Вторая булла, от 1301 г., называющаяся «Ausculta filii», призывает французского короля опомниться и грозит ему отлучением. Последняя булла, «Unam sanctam» (1302), наиболее ясно фор­мулирует доктрину папизма. «Во власти церкви име­ются два, меча,—пишет папа,—а именно: духов­ный и материальный... но оба они — и духовный, и материальный — во власти церкви. Вторым следу­ет пользоваться для блага церкви, первым же поль­зуется сама церковь. Ибо он в руках церкви, а тот — в руке королей и рыцарей, но в подчинении церк­ви и слушается ее приказа». В конце буллы мы чита­ем: «Все люди должны подчиняться папе римскому, если они хотят достигнуть вечного спасения». В от­вет на эти папские документы Филипп Красивый задержал вывоз золота в папскую казну и огласил протест при публичной поддержке французского ду­ховенства, рыцарства и городского населения. В 1300 г. Бонифаций VIII объявил торжественный «юбилей рождества Христова», приглашая палом­ников навестить святой город Рим и получить отпу­щение грехов. Около двух миллионов паломников со всей Европы двинулись в Рим, чтобы покаяться в своих грехах. В соборах им отпускали грехи и соби­рали пожертвования. Город обогащался, римская курия тоже. После оглашения третьей буллы папа Бонифаций отправился в Ананьи, где готовился к нанесению последнего удара по Филиппу, а именно к анафемствованию короля Франции. Однако Ногаре, ближайший советник французского короля, проник при помощи Колонна в папский дворец в Ананьи с целью увезти папу во Францию. Покуше­ние не удалось, но папа, получивший пощечины от одного из нападавших, вернулся в Рим. Зло совер­шилось: Италия и вся Европа были свидетелями раз­рушения мифа о неограниченном могуществе свет­ской власти папы. Полностью сокрушенный Бони­фаций VIII умер в Риме 11 октября 1303 г. Его кон­чина явилась завершением эры великой теократиче­ской реформы, начатой Григорием VII и с огромны­ми усилиями продолжаемой его преемниками.

 

 












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.