Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПериодIII

В орбите ранневизантийской империи

(483—752 гг.)

48.

ФЕЛИКС III (II). 483—492. Паде­ние Западной им­перии изменило политическое положение Рима. Этот самый большой и самый прекрасный город тогдашней Западной Европы, все еще оживленный и богатый, пользую­щийся неослабевающим религиозным и культурным авторитетом, успешно сопротивлялся деградации. В римском сенате сталкивались две точки зрения: одна (представляющая меньшинство) — за тесный союз с константинопольским двором, другая, объеди­няющая голоса большинства,— за возрождение независимости Рима, вершащего судьбы вновь со­здающейся «варварской», но христианизованной Ев­ропы. Существенная роль в реализации этих планов отводилась особе римского епископа, преемнику св. Петра и одному из крупнейших в Европе владель­цев земных благ, выбор которого не мог быть без­различным ни для одной из двух политических пар­тий. Избрание Феликса III явилось плодом компро­мисса между правящим большинством в Риме и королем Одоакром, который (хотя и был арианином) обеспечил за собой контроль над ходом выборов папы. Феликс III происходил из старинного римского рода. Он был сыном священника, женатым. Правив­ший апостольской столицей спустя 100 лет Григорий I являлся его правнуком. Осуществляя «независимую» политику, Феликс III, как и его предшественник, резко выступил против императора Зенона и находив­шегося под его покровительством константинополь­ского патриарха Акакия, которого вызвал на синод в Рим, чтобы тот объяснил свое поведение. В 484 г. собравшиеся на синоде в Риме латинские епископы осудили отсутствовавшего Акакия, а папа Феликс III провозгласил анафему константинопольской церкви. Так произошел первый раскол (схизма) между за­падным и восточным христианством. Он продолжался около 40 лет.

49. ГЕЛАСИЙ I. 492—496. По происхождению испанец, но с юности воспитывался в Риме. Был прекрасным писателем, знатоком классиков, хоро­шим теологом. Являлся автором множества посланий и трактатов. Продолжая политику Феликса III, воспротивился постановлениям императора Анаста­сия (491—518), горячего сторонника монофизитства — религиозного направления, которое отвергает наличие двух сущностей в ипостаси Иисуса Христа, что было провозглашено догматом на Халкидонском соборе. В Италии власть захватил король остготов Теодорих, который после победоносной кампании против войск Одоакра, вероломно убитого им, вы­полнял функции императорского наместника по отношению к населению Рима. Геласий признал по­литическое верховенство монарха-арианина, рези­денция которого находилась в Равенне. Одновремен­но в знаменитом послании, адресованном импера­тору Анастасию, он утверждал, что «нашим миром управляют две власти: священная власть еписко­пов и королевская власть», и объяснял, что епископы в светских делах должны признавать королевскую власть, а монархи должны подчиняться епископам в делах, касающихся религии. Характерны следую­щие высказывания папы Геласия о таинстве евха­ристии (причащения). В одном из посланий он со­ветует причащать детей, в другом же заявляет, что в таинстве евхаристии остается «субстанция и природа хлеба и вина», а сами святые дары называет «образом и подобием тела и крови Христа». На эти высказывания Геласия будут ссылаться позднее теологи протестантских церквей, отбрасывавшие римско-католическую доктрину о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христа. Приписываемые Геласию сборники литургических молитв, а также перечень дозволенных для чтения книг религиозного содержания, по мнению современных историков, не принадлежат ему. Похоронен папа Геласий в соборе св. Петра.

50. АНАСТАСИЙ II. 496—498. Происходил из Ри­ма. В период его понтификата король франков Хлодвиг принял христианство не в арианской, а в римско-католической форме. Произошло это, однако, не по инициативе папы. Решающую роль в христианиза­ции государства франков сыграли епископства Юж­ной Галлии, особенно Арля и Вьенна, которые стре­мились обрести независимость от римского епископа. Они рассчитывали на поддержку в этом деле со сто­роны византийских императоров.

51. СИММАХ. 498—514. Был избран большинст­вом духовенства, поддерживавшего партию «неза­висимых». Меньшинство, связанное с восточно-императорским двором, проголосовало за собственного кандидата — Лаврентия. В конфликт вмешался король-арианин Теодорих, который для разрешения проблемы созвал в Риме в 499 г. синод епископов Италии. На этом синоде был принят первый в исто­рии папства декрет, регламентирующий способ избрания папы. В частности, было запрещено кому бы то ни было претендовать на папский трон до смер­ти правящего законно избранного римского епископа. В случае неожиданной смерти папы (если он не на­значил преемника) епископом Рима должен стать тот, кто получил большинство голосов местного духо­венства. Декрет не упоминает об участии в выборах светских лиц, но зато признает за папой право на­значать своего преемника. С первых месяцев прав­ление Симмаха было омрачено беспорядками, вызы­вавшимися сторонниками Лаврентия, Благодаря уси­лиям Симмаха и римского сената были обновлены многие церковные здания и дворцы. Симмах был первым папой, который переслал свой палий другому епископу, а именно Цезарю из Арля (о палии см. Введение). Этим актом папа хотел подчеркнуть, что епископ Арля обязан своей честью Риму.

ЛАВРЕНТИЙ. 498. Антипапа. Архипресвитер Ри­ма, настоятель собора св. Пракседы. Избран папой меньшинством коллегии выборщиков, которое пред­ставляло в Риме интересы императорского двора в Константинополе. Несмотря на постановление синода 499 г., которое подтвердило избрание папы Симмаха, оппозиция неоднократно пыталась сверг­нуть законного епископа и посадить Лаврентия на трон св. Петра. Хронисты сообщают, что во время этих беспорядков имели место многочисленные убий­ства, насилие, разбой по отношению к сторонникам Симмаха. Мир восстановил только знаменитый писа­тель и ученый, сановник при дворе Теодориха Авре­лий Кассиодор (ум. ок. 575 г.), которого тот в 514 г. назначил консулом в Рим.

52. ГОРМИЗД. 514—523. Происходил из Фрозиноне (Центральная Италия, Лациум). После смерти императора Анастасия власть в Константинополе перешла к императору Юстину (518—527), а затем к его племяннику Юстиниану (527—565). Они опира­лись на сторонников халкидонской доктрины и ре­шили расправиться с монофизитами и арианами. Эту инициативу поддержал папа Гормизд, который считал, что таким образом он поднимет престиж римской церкви в восточных регионах христианства. В 515 г. было заключено соглашение между римской церковью и восточными христианскими церквами. В присутствии императора и папских легатов несколько сот восточных епископов подписали так на­зываемую формулу папы Гормизда, в которой утвер­ждалось, что «римская церковь никогда не запятнала себя ересью».

53. ИОАНН I. 523—526. Тосканец по происхож­дению. После вступления на трон св. Петра Иоанн 1 был принужден Теодорихом направиться в Констан­тинополь с целью склонить императора Юстина к большей терпимости по отношению к сторонникам ариан. Это было первое в истории христианства путешествие в Константинополь епископа Рима. Император принял епископа с почестями, но не изме­нил своей репрессивной политики по отношению к «еретикам». По возвращении Иоанна король Теодорих, недовольный неудавшейся миссией, обвинил его в измене и заключил в тюрьму, где папа и умер через несколько дней. Близким другом Иоанна 1 был из­вестный философ Боэций, который находился при дворе короля Теодориха. Его также обвинили в из­мене интересам государства остготов.

54. ФЕЛИКС IV (III). 526—530. Происходил из окрестностей Беневента. Был избран под давлением короля Теодориха. В период его понтификата на Монте-Кассино по инициативе Бенедикта Нурсийского был основан знаменитый монастырь, в котором монахи вели аскетический образ жизни в соответст­вии с уставом, составленным основателем монастыря.

55. БОНИФАЦИЙ II. 530—532. Родился в Риме, но происходил из германской семьи. Умирая, Фе­ликс IV передал свой палий Бонифацию, которого назначил своим преемником. Этому выбору воспроти­вились сторонники императора Юстиниана, которые выбрали римским епископом Диоскора — священни­ка, происходившего из Александрии.

ДИОСКОР. 530. Антипапа. Священник из Алек­сандрии. Представлял в Риме интересы Восточной империи. Умер через три недели после избрания его римским епископом.

56. ИОАНН II. 533—535. Перед смертью Бонифа­ций II назначил своим преемником диакона Вигилия, но вскоре отменил свое решение. Римское ду­ховенство под нажимом королевского двора в Равен­не выбрало на папский трон римского священника Меркурия, который принял имя Иоанн II. Вероятно, став римским епископом, он не захотел носить язы­ческое имя. Это был, как утверждают некоторые источники, первый случай изменения имени ново­избранным папой. Иоанн II поддерживал религиоз­ную политику императора Юстиниана.

57. АГАПИЙ I. 535—536. Сын священника Джор­дано. Происходил из рода Анициев, как и папа Феликс III. Уже в течение нескольких десятилетий в Риме существовал обычай, по которому новоиз­бранный папа щедро одаривал членов сената. Ко­роль остготов Атальрих, ссылаясь на этот обычай, потребовал, чтобы каждый папа после своего избра­ния вносил в королевскую казну сумму, равнявшую­ся 3000 сольди золотом. Он также потребовал по 500 сольди золотом от каждого епископа, получаю­щего в свое управление епархию, которая располо­жена в границах государства остготов. Агапий подчинился требованиям короля. Вплоть до VIII в. папы платили дань готским королям или же в казну Восточной империи. Преемник Атальриха Теодогат послал Агапия в Константинополь с миссией склонить императора Юстиниана прекратить военную кам­панию против готов в Италии. Юстиниан принял Агапия с подобающими ему почестями и уваже­нием, но миссия не принесла желаемого результата. Папа в Рим уже не вернулся: он умер в Константи­нополе.

58. СИЛЬВЕРИЙ. 536—537. Сын папы Гормизда. Был избран римским епископом под давлением Теодогата, который перед лицом угрозы войны с импе­ратором Юстинианом хотел иметь на папском троне надежного человека. Спустя несколько месяцев после избрания Сильверия византийский полководец Велизарий переправился вместе с войском в Италию и 9 декабря 536 г. вступил в Рим. Это была первая акция, призванная обеспечить непосредственное господство византийского императора на Апеннинском полуострове. Велизарий объявил Сильверия предате­лем интересов империи. Был созван суд, который лишил папу власти и приговорил его к изгнанию в Сирию.

59. ВИГИЛИЙ. 537—555. Римлянин. Во времена Бонифация на него смотрели как на возможного преемника папы. В силу изменения решения папы он не получил согласия римского духовенства на за­нятие трона св. Петра и направился ко двору констан­тинопольского патриарха в качестве папского пред­ставителя. Там он пользовался поддержкой энергич­ной супруги императора Юстиниана — Феодоры. Когда Велизарий вступил в Италию, императрица послала Вигилия в Рим, приказав византийскому полководцу посадить на папский трон своего проте­же. Вигилий занял место живого Сильверия без фор­мального согласия римского духовенства. Новый па­па приказал перевезти Сильверия из Сирии на остров Пальмария (недалеко от Специи на Лигурийском море) и уговорил его отказаться от тиары. Вскоре Сильверий умер. Тогда римское духовенство призна­ло Вигилия законным папой. Первые годы своего понтификата Вигилий провел в Риме. Судьба го­рода была неопределенной, поскольку окруженные готами войска Велизария с трудом защищали свои позиции в Центральной Италии. В ноябре 545 г. по приказу императора Вигилий покинул Рим, чтобы направиться в Константинополь. Когда под прикры­тием армии он садился на галеру, народ Рима осыпал его оскорблениями и камнями. Папское пу­тешествие в Константинополь продолжалось более года. Император вызвал папу, чтобы использовать его авторитет для реализации своей примиренческой религиозной политики. Оппозиция монофизитов, противников постановления Халкидонского собора, нарушала политическое единство Восточной импе­рии. Кроме того, необходимо было разработать ком­промиссную теологическую формулу, которую бы приняли все течения в христианской церкви. Папа Вигилий, не имевший достаточного богословского образования, к тому же нерешительный и трусли­вый, оказался полностью неспособным сыграть ту роль, какую предназначил ему император. В догма­тических вопросах он был несведущ и подписывал разные подсунутые ему декларации, а затем отзывал их. Почти 10 лет, проведенные Вигилием в Констан­тинополе, были для этого папы бесконечной чере­дой нравственных страданий и попыток уйти от интриг двора и борьбы, которую вели епископы Малой Азии, Египта и Восточной Европы. В 533 г. император созвал в Константинополе собор (V Все­ленский), который призван был положить конец раздорам. Вигилий на собор не явился. Соборные отцы приняли компромиссный символ веры и лишили Вигилия права на римское епископство. Вигилий пробовал протестовать, а затем (неслыханное дело!) подписал решения собора, который осудил его. Умер он в Сиракузах (Сицилия) на обратном пути в Рим. В период понтификатов Сильверия и Вигилия всту­пило в действие новое кодифицированное право, имевшее силу на всей территории империи (так называемый Кодекс Юстиниана, 534 г.). Оно стало исходным пунктом для дальнейшего развития цер­ковного права как на Востоке, так и на Западе. Юсти­ниан стремился к полному подчинению себе всей церковной иерархии, не исключая и особы папы, которого считал одним из исполнителей имперской политики. Тогда же появился закон, на основе ко­торого избрание папы должно было каждый раз утверждаться императором после получения им соот­ветствующей платы.

60. ПЕЛАГИЙ I. 556—561. Родился в Риме, про­исходил, вероятно, из сенаторского рода. Будучи диаконом, выполнял функции папского посланника при императорском дворе. В отсутствие папы Виги­лия управлял от имени последнего апостольской сто­лицей. В этот период он умело лавировал между императорской политикой и неуверенной позицией Вигилия. В 555 г. Пелагий признал постановления V Вселенского собора и был назначен императором преемником умершего папы. Первые месяцы его понтификата были бурными. Пелагия I обвинили в убийстве его предшественника и в измене истинной вере, провозглашенной в Халкидоне. Пелагий с тру­дом оправдался, дав торжественную клятву, что он невиновен в смерти Вигилия и что всегда оставался верным доктрине Льва I. Епископы Милана и Аквилеи (на Адриатике, недалеко от Венеции) заявили протест и признали Пелагия еретиком. Двадцати­летняя война с готами привела Италию к хозяйст­венной разрухе. Управление Италией полностью перешло к византийской администрации. Рим, осаж­денный и разрушенный последним королем остго­тов Тотилой (погиб в 552 г.), обезлюдел. Когда Пелагий сел на папский трон, в Вечном городе на­считывалось, самое большее, 40 тысяч жителей.

61. ИОАНН III. 561—574. Римлянин. Был избран римским духовенством и почти полгода ждал утвер­ждения своего избрания византийским императором. В 565 г. умер император Юстиниан. В 568 г. началось вторжение лангобардов в Северную, а затем и в Центральную Италию. Часть лангобардских пле­мен исповедовала арианство, часть придерживалась языческих верований, но все они были чрезвычайно враждебно настроены против римлян и византий­цев. Лангобарды неоднократно угрожали Риму и его окрестностям.

62. БЕНЕДИКТ I. 575—579. Римлянин. Был утвержден императором Юстином II только по про­шествии 10 месяцев после смерти Иоанна III. За­ключил договор с епископом Милана, но епископ Аквилеи отказался вступить в соглашение с папой. Лангобарды продолжали терзать Рим. Городу угро­жали голод и эпидемия.

63. ПЕЛАГИЙ II. 579—590. Родился в Риме в гот­ской семье. Принял на себя управление церковью без императорского утверждения. Ему удалось час­тично удержать лангобардов от дальнейших нападе­ний на Рим. Содействовал реконструкции собора св. Лаврентия. В 587 г. вестготы, которые господст­вовали в Испании, приняли римско-католическую веру. Пелагий II умер во время эпидемии, вызван­ной разливом Тибра и разрушением акведуков за­хватчиками. Стихия разрушила также значительную часть христианских кладбищ (катакомб).

64, ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ. 590—604. Родился около 540 г. Происходил из сенаторского рода Анициев, из которого вышли также его прадед Феликс III и Агапий I. Григорий получил в Риме юридическое образование. В тридцатилетнем возрасте выполнял важную административную функцию «претора го­рода». После смерти отца унаследовал значительное состояние, часть которого предназначил на оборудо­вание монастырей на Сицилии и в Риме. Разрушен­ное королем Тотилой Монте-Кассино в то время обезлюдело. Монахи-бенедиктинцы поселились в аб­батствах, основанных Григорием, который решил разделить с ними аскетический образ жизни. Когда папа Пелагий I посвятил его в диаконы, Григорий был послан в Константинополь в качестве постоян­ного представителя апостольской столицы. Через несколько лет он вернулся в римский монастырь. После смерти Пелагия II Григорий римским духо­венством был избран папой. Император Маврикий (582—602) утвердил его избрание. На трон св. Петра сел один из самых выдающихся пап раннего средне­вековья. Юрист, писатель-моралист, и, кроме всего прочего, прекрасный администратор. Много усилий потратил он на реорганизацию папских владений, значительная часть которых находилась на юге Ита­лии, на Сицилии, в Далмации, Испании и не стала еще добычей захватчиков. Всюду он назначил экономов, которыми были им же возведенные в сан субдиаконы. Папа поручил им не только составить подробный реестр доходов, но и повысить дань и арендную плату. Часть доходов он предназначил на нужды населения Рима и выкуп пленников. В со­циально-политической области Григорий использо­вал значительное ослабление Византийской империи, чтобы восстановить папский авторитет, упавший в период понтификатов Вигилия и его преемников. Характерным для политики Григория был поворот к новым, возникающим в Западной Европе государ­ствам. Он установил контакты с королями Испании, с воинственной Брунгильдой — королевой Австразии — и прежде всего с лангобардами, которых он хотел обратить в римско-католическую веру. В этих целях он воспользовался посредничеством жены короля Агилульфа — Теоделинды, которая была католичкой. Благодаря этим шагам Григория ее сын был крещен в римско-католической церкви. Выраже­нием прозападной политики Григория была посылка в Англию группы бенедиктинцев под руководством монаха Августина (будущего архиепископа кентерберийского), которому папа поручил организацию церковной жизни на южных территориях Британских островов. При этом речь шла об ограничении влия­ния кельтского (ирландско-шотландского) христиан­ства, иерархи которого относились к папству с насто­роженностью. Григорий наказал Августину с уваже­нием относиться к местным обычаям, если они не были направлены против принципов христианской доктрины и морали. По отношению к монархам Константинополя, остававшимся формальными влас­тителями Рима, Григорий сохранял тактическую лояльность. Он, не колеблясь, поддержал императора Фоку (602—610), когда тот после убийства Маври­кия был возведен на престол. Тем не менее папа Григорий I выразил категорический протест против титула «вселенский патриарх», который присвоили себе константинопольские патриархи. Император Фока готов был уступить папе, считавшему себя единственным главой всех христианских епископов. Сам Григорий нередко подписывал свои послания титулом «Servus servorum Dei», что в средневековой латыни означало не столько «слуга слуг божьих», сколько «величайший из слуг божьих». Григорий I является единственным папой в истории католици­зма, который может гордиться действительно весьма плодотворной литератур­ной деятельностью. До сегодняшнего дня сохра­нились: 4 книги «Пас­тырского наставления» (нечто вроде учебника для духовенства), «Тол­кование книги Иова» («Moralia»), 40 воскрес­ных проповедей, 24 про­поведи о пророчествах Иезекииля, более 800 по­сланий, а также 4 книги «Диалогов», содержа­щие жизнеописания чу­дотворцев, живущих в Италии. Эти описания стали источником огром­ной агиографической ли­тературы средневековья. Другая из книг «Диало­гов» передает легенды о жизни Бенедикта Нурсийского — основателя Монте-Кассино. Свои произведения Григорий I писал на народной латыни, употребляемой в тот период жителями Италии. Папа не ввязывался в религиозно-доктринальные споры. Его мысль была сконцентрирована на вопросах нравственности и религиозности. Он пропагандировал христианский вариант стоицизма и делал большой акцент на эле­ментах народной набожности, которую характеризо­вали вера в чудеса и сверхъестественные явления, а также внешние формы культа, такие, как рели­гиозные процессии и паломничества. Григорий I в большой степени способствовал распространению культа реликвий, которые в огромном количестве он сам раздавал или посылал в епископства и прави­телям соседних государств. Он реорганизовал формы латинской литургии и распространил церковное пение, которое по его имени названо григорианским. Он создал хоры певцов, которые должны были за­менить часто неумелое пение диаконов во время бо­гослужений. В сфере церковного управления Григо­рию не удалось всюду подчинить епископов папской власти. Для укрепления своего авторитета он ис­пользовал монахов-бенедиктинцев, устав которых сильно подчеркивал принцип послушания. В некото­рых епархиях на епископских тронах оказались монахи, что было новшеством в практике западного христианства. Начинания папы Григория I явились поворотным пунктом в истории католицизма, хотя результатов его политики пришлось ждать почти 300 лет. Григорий умер в Риме. На его надгробной плите высечен титул: «Консул божий». Традиция зачислила его в список докторов церкви.

65. САБИНИАН. 604—606. Тосканец. Бесталан­ность преемников Григория I в большой степени ослабила эффект его деятельности. Сабиниан не су­мел предотвратить катастрофу голода, который обру­шился на Рим. После смерти папы с трудом удалось защитить его останки от поругания со стороны толпы.

66. БОНИФАЦИЙ III. 607. Римлянин. Избран па­пой спустя год после смерти Сабиниана. В течение этого года папский трон оставался незанятым в свя­зи с тяжелым политическим и социальным положе­нием. В послании, адресованном папе Бонифацию III, император Фока признал за ним верховенство над всеми христианскими церквами. Апостольская сто­лица отблагодарила Фоку тем, что воздвигла в его честь колонну на римском Форуме и украсила ее над­писями, прославляющими особу императора. Бони­фаций III издал распоряжение, которым запретил при жизни законного епископа вести какие бы то ни бы­ло разговоры на тему о возможных кандидатурах его преемников. Избрание нового папы и других епископов должно проводиться не раньше, чем по прошествии трех дней с момента смерти предшест­венника.

67. БОНИФАЦИЙ IV. 608—615. Родился в Ва­лерии (Центральная Италия). Ставленник импе­ратора Фоки. Получил от него разрешение на пе­ределку построенного в конце I в. до н.э. храма в честь всех богов (Пантеона) в христианский собор, посвященный Богоматери мучеников. Ныне в Пан­теоне находятся могилы Рафаэля Санти и королей Италии. Традиция признала Бонифация IV святым.

68. АДЕОДАТ I (или Деусдедит). 615—618. Римлянин. Данные о его деятельности отсутствуют. Простой народ Рима считал его святым.

69. БОНИФАЦИЙ V. 619—625. Родился в Неа­поле. Сохранились его послания, свидетельствующие о заботе, которую он проявлял в отношении орга­низации церковной жизни в Англии. В период его понтификата императорский наместник (так назы­ваемый экзарх) в Равенне совершил неудавшую­ся попытку освободиться от власти Константино­поля. С 622 г. (дата переселения Мухаммеда в Ме­дину) началась мусульманская эра.

70. ГОНОРИЙ I. 625—683. Происходил из рим­ской провинции Кампанья. Пытался продолжать дело Григория I, с которым, однако, не мог равнять­ся ни по способностям, ни по характеру. В восточ­ном христианстве снова разгорелся спор вокруг оп­ределения сущности Христа. Осужденная на Халкидонском соборе доктрина о единой сущности сына божьего ожила в модифицированной формуле: Иисус Христос, сын божий, имеет две сущности, но только одну волю. Это учение назвали монофелитством (от греч. monus—один и thelema—воля). Византия находилась тогда в состоянии, близком к развалу. От гибели ее спасла энергичная позиция императора Ираклия (610—641), который отразил нашествие на Константинополь аваров и славян и вернул земли, захваченные персами. Он произвел также реорганизацию государственного управле­ния. Религиозная политика Ираклия была направ­лена на объединение спорящих между собой хрис­тианских церквей. Доктринальная формула монофелитства, казалось бы, могла служить удобной платформой для достижения согласия. Это мнение разделял также и папа Гонорий, не знавший гре­ческого языка и слабо ориентировавшийся в запутан­ных догматических спорах восточных теологов. Дважды Гонорий заявлял, что, по его мнению, сле­дует традиционно говорить о двух сущностях Хри­ста, который тем не менее имел только одну волю. Нет никаких сомнений, что епископ римский вы­сказывался за монофелитство. Император навязал всей церкви доктрину монофелитства специальным эдиктом, который получил название «Ektesis» (640 г.). В 632 г. умер Мухаммед—основатель и пророк ислама.

71. СЕВЕРИН. 640. Римлянин. Вступил на пап­ский престол лишь через полтора года после смерти его предшественника. Эта задержка выборов рим­ского понтифика произошла вследствие разрыва связи между Римом и Константинополем. После получения согласия императора на его избрание Северин правил только три месяца. В этот период императорский наместник в Равенне Изакий разгра­бил папскую казну.

72. ИОАНН IV. 640—642. Происходил из Далмации. Присоединился к антиимператорской партии и осудил религиозный эдикт Ираклия.

73. ТЕОДОР I. 642—649. По происхождению грек, сын епископа Иерусалимского. Склонялся к антивизантийской оппозиции. Преемник Ираклия Констанс II (641—668) запретил какие бы то ни было дискуссии по вопросу о монофелитстве.

74. МАРТИН I. 649—655. Происходил из Тоди (около Перуджи). Сын священника Фабриция. Стал править сразу же после своего избрания папой, не дожидаясь согласия императора. Шаг этот был по­пыткой избавиться от императорской опеки. Мар­тин I собрал в Латеране синод епископов (649 г.), на котором осудил монофелитство, а также религи­озные эдикты императоров Ираклия и Констанса II. Синод был демонстрацией антиимператорской партии «независимых». Реакция императора была моментальной. Он приказал своему наместнику в Равенне похитить папу и доставить его в Константи­нополь. Там Мартина бросили в тюрьму, а затем выслали в Херсон (Корсунь), где он и умер от исто­щения в 655 г. Его имя внесено в список святых мучеников.

75. ЕВГЕНИЙ I. 654—657. Римлянин. Был изб­ран папой по воле императора еще при жизни Мар­тина I. Его нерешительная позиция вызвала недо­вольство как у римского духовенства, так и у им­ператорского двора, где было решено лишить его власти, но смерть Мартина вывела его из затруд­нительного положения.

76. ВИТАЛИЙ. 657—672. Родом из Сеньи. Пос­ле своего избрания на папский престол пригласил императора Констанса в Рим. Император подарил папе прекрасный библейский кодекс, украшенный золотом и бриллиантами, но в путешествие на Запад собрался только лишь в 662 г. Когда он прибыл в Рим, то приказал сорвать с крыши Пантеона всю медь и переслать ее в Константинополь. Несмотря на это, папа принял императора с подобающими почестями, придавая значительность его пребыва­нию религиозными процессиями и торжествами. Унизительное, заискивающее поведение папы выз­вало большое недовольство римского духовенства и народа. Через 12 дней император покинул Рим и на­правился на Сицилию в Сиракузы, которые наме­ревался превратить в свою резиденцию. В Констан­тинополь он уже не вернулся, так как в Сиракузах был убит рабом во время купания. Часть награблен­ной им меди была возвращена в Рим. В период понтификата Виталия обострились отношения между Римом и экзархатом в Равенне.

77. АДЕОДАТ II. 672—676. Римлянин. После смерти императора Констанса II на трон сел его младший сын Константин IV (668—685), который отошел от однобокой религиозной политики своего отца. Давление Византии на Рим ослабло.

78. ДОМН. 676—678. Римлянин. Его короткий понтификат не сыграл сколько-нибудь значитель­ной роли в истории церкви.

79. АГАФОН. 678—681. Сицилиец. Значитель­ная часть восточных районов империи, которые бы­ли заселены христианами — сторонниками монофелитства, оказалась под господством арабов. Это об­стоятельство в значительной степени способствова­ло прекращению теологических споров. Император Константин IV решил восстановить согласие и соз­вал в Константинополе новый Вселенский собор (680 г.), на котором было осуждено монофелитство и его сторонники, среди них и папа Гонорий, кото­рый посмертно был объявлен еретиком и отлучен от церкви. Папа Агафон был представлен на соборе тремя легатами, но не дожил до его окончания. Не­сколькими веками позднее акт осуждения папы Гонория принес много хлопот пропагандистам тезиса о папской непогрешимости и верховенстве автори­тета римского епископа над собором, Агафон был включен в список пап-святых.

80. ЛЕВ II. 682—683. Сицилиец. Полтора го­да ждал подтверждения императором своего избра­ния на папский престол. Лев II утвердил решения VI Вселенского собора, осуждающие позицию его предшественника Гонория. Имя Льва II находится в списке католических святых.

81. БЕНЕДИКТ II. 684—685. Римлянин. Импе­ратор Константин IV отказался от права утверждать избрание папы, передав его экзарху в Равенне. Им­ператор отказался также от выплат, которые он по­лучал по случаю избрания папы. Это упростило про­цедуру выборов римского понтифика, но подчини­ло их результат решениям государственного чинов­ника, не обладающего священством императора, Это, конечно, наносило ущерб авторитету римского епископа. Имя Бенедикта II вписано в реестр като­лических святых.

82. ИОАНН V. Выходец из Сирии. Он открыва­ет список «восточных» пап — греков и сирийцев, которые (за исключением Григория II) с 685 по 752 г. управляли апостольской столицей. Захват значи­тельной части территории Сирии и Египта арабами вызвал волну эмиграции местного населения, кото­рое оседало в Южной Италии и Риме. В Вечном го­роде и его окрестностях возникли многочисленные вос­точные монастыри. Духовенство греческого и сирий­ского происхождения получало важные должности в римской церкви. В документах папской канцелярии наряду с латинским вновь появился греческий язык, который был введен и в латинскую литургию. Обоз­начилось также влияние религиозного византий­ского искусства и архитектуры. Значительным было и влияние культа Марии, колыбелью которого явля­лись ближневосточные христианские церкви. Изби­раемые духовенством папы были иноземцами, для них традиции великих римских епископов — Дамасия. Льва I и Григория I были чуждыми. Главной за­ботой пап в тот период было удержание власти, уп­равление собственностью, принадлежащей римско­му епископу, и сохранение мира и спокойствия в са­мом Риме. Они не занимали определенной позиции ни в политических делах, ни в доктринальных спо­рах. Годы их понтификатов были периодом сильного ослабления авторитета римского епископства. Сле­дует отметить, что это был одновременно период ин­тенсивной христианизации Западной Европы, раз­вития шотландских и бенедиктинских монастырей, а также организации церковной жизни в государст­ве франков. Влияние папства на эти религиозные преобразования в Европе было, однако, минималь­ным.

83. КОНОН. 686—687. Происхождение неиз­вестно. Приехал в Рим с Сицилии. После смерти Иоанна V голоса выборщиков в конклаве раздели­лись. Одни высказывались за архипресвитера Пет­ра, другие — за священника Теодора. В конечном счете обе группы пошли на компромисс и отвели сво­их кандидатов. Вместо них был избран Конон, понтификат которого длился всего 11 месяцев.

ТЕОДОР. 687. Антипапа. Избирался двукратно: первый раз после смерти Иоанна V, второй — пос­ле смерти Конона. Добровольно уступил папский трон в пользу Конона, а затем — Сергия I.

ПАСХАЛИЙ. 687. Антипапа. Контркандидат Сер­гия. Пытался подкупить экзарха Равенны, который заключил его в монастырь.

84. СЕРГИЙ I. 687—701. Родился в Сирии. Начало его понтификата было омрачено распрями, которые возникли по поводу его избрания. Выше мы уже упоминали о том, что священник Теодор имел много сторонников. Ему противостоял ам­бициозный архидиакон Пасхалий, который пообе­щал экзарху Равенны большую сумму денег за поддержку своей кандидатуры на папских выбо­рах. Коллегия выборщиков решила отвести канди­датуры обоих кандидатов в папы и избрала епи­скопом римским Сергия. Экзарх утвердил избра­ние Сергия после получения от последнего установ­ленной суммы. Теодор уступил добровольно, а Пасхалий пробовал сопротивляться, но был зак­лючен в монастырь. Император Юстиниан II соз­вал в Константинополе собор (691 г.), который призван был урегулировать церковно-правовые от­ношения во всем христианстве. Этот собор извес­тен под названием «Quinisextum», a иногда назы­вается собором in Trullo, поскольку заседания его проходили в зале императорского дворца, увенчанном куполом (trullo). Папа Сергий послал на собор двух легатов. Каноны собора преследо­вали цель поднять христианскую мораль и покон­чить с остатками языческих обычаев. Собор разре­шил духовенству вступать в брак. Папские легаты утвердили решения собора, но папа Сергий выска­зался против, посчитав, что собор навязывает за­падному христианству обычаи, господствующие в восточной церкви. Кроме того, собор осудил папу Гонория и уравнял в правах патриарха константи­нопольского с епископом римским. Юстиниан решил силой принудить Сергия к уступкам и послал в Рим своего уполномоченного, некоего Захарию, с приказом арестовать папу и привезти его на императорский суд в Константинополь. Однако Захария встретился с энергичным отпором со сторо­ны римского и равеннского гарнизонов и всего на­рода, перед гневом которого он вынужден был ук­рыться в спальне Сергия. Вскоре после этих событий Юстиниан II был лишен трона.

85. ИОАНН VI. 701—705. По происхождению грек. Во время его понтифика войска лангобардов неоднократно подходили под самые стены Рима.

86. ИОАНН VII. 705—707. Грек, сын импе­раторского чиновника. В противоположность папе Сергию проводил угодническую политику по от­ношению к требованиям  константинопольского двора.

87. СИЗИННИЙ. 708. Происходил из Сирии. Умер спустя месяц после избрания на папский престол.

88. КОНСТАНТИН. 708—715. Сириец. Был последним (вплоть до Павла VI) римским епис­копом, посетившим Константинополь. Император Юстиниан 11, который после 10 лет изгнания снова сел на трон, жестоко мстил своим противникам. Он разрушил Равенну, разграбил Южную Ита­лию и стремился подчинить себе Рим. Встреча папы с императором внешне имела дружественный характер, и папа вернулся в Рим, согласовав спор­ные вопросы, связанные с решениями собора в Трулло. Спустя три месяца Юстиниан II был убит заговорщиками, во главе которых стоял император­ский офицер Барданес. Отрезанную голову импе­ратора привезли в Рим, где она была выставлена на публичное обозрение. Барданес пытался снова навязать восточной церкви монофелитство. Папа Константин не признал узурпатора. Он отказался принять портрет императора-еретика, запретил чеканить его изображение на монетах и произно­сить его имя во время богослужений. Рим порывал с Константинополем.

89. ГРИГОРИЙ II. 715—731. Избрание этого священника-римлянина свидетельствовало об из­менении настроений в Риме. Имя нового папы как бы обязывало его продолжить осуществление ре­лигиозно-политической программы его выдающе­гося предшественника — Григория Великого. Дейст­вительно, отношения между Римом и Константи­нополем оставались напряженными. После бур­ных переворотов Восточная империя нашла в ли­це Льва III (717— 741) монарха, который не толь­ко вернул себе всю полноту власти, но и основал новую династию, известную как Исаврийская или Си­рийская. По причинам, до конца не выясненным, Лев III начал борьбу против культа икон, опираясь на поддержку части церковных иерархов. Однако это вызвало бешеное сопротивление со стороны мо­нахов и духовно связанного с монастырями населе­ния. Борьба с религиозными картинами, называемая иконоборчеством, в большой степени ослабила императорский авторитет. Этим воспользовался Григорий II, который начал искать союзников в государстве Меровингов, в Англии, а также сре­ди недавно обращенных в христианство герман­ских племен, находящихся за Рейном. Подобно своему предшественнику Григорию I, он пользовал­ся помощью бенедиктинцев, которые вели актив­ную миссионерскую работу в Германии. Апостол Восточной Франконии монах Уинфрид, позднее называвшийся Бонифацием, получил от Григория II епископский сан. Обширная переписка между Бонифацием и папской курией свидетельствует о далеко идущих намерениях римского епископа. В самой Италии Григорий II вмешивался с пере­менным успехом в распри между лангобардами и Равенной. Он противодействовал иконоборческой политике императора Льва III, но следил за тем, чтобы дело не дошло до всеобщего антиимпера­торского восстания, поскольку понимал, что еще не наступил удобный момент для полного осво­бождения из-под власти Константинополя.

90. ГРИГОРИЙ III. 731—741. По происхож­дению сириец. Был   последним папой, который, несмотря на натянутые отношения с Львом III, обратился к византийским властям, чтобы полу­чить их согласие на занятие папского трона. Гри­горий III был избран общим голосованием рим­ского населения, которое поддерживало полити­ческую линию папства. Бонифаций был назна­чен митрополитом всей Германии. Папа осудил иконоборчество, император в ответ на это выслал свою флотилию, которая захватила папские вла­дения на Сицилии и в Калабрии. Император лишил папу власти над Иллирией (Западная Югославия) и присоединил все захваченные им земли к кон­стантинопольскому патриархату. В это же самое время лангобарды под предводительством короля Лиутпранда стали угрожать с севера Равенне и Риму. В этой ситуации папа обратился за по­мощью к Карлу Мартеллу — франкскому майордому, который после одержанной им над арабами победы при Пуатье в 732 г. был фактическим прави­телем государства франков. Карл Мартелл содей­ствовал миссионерской работе Бонифация в Герма­нии и был готов прийти на помощь папе, но медлил с решением.

91. ЗАХАРИЙ. 741—752. По происхождению грек. Был последним из списка «восточных» пап. В 741 г. умерли Карл Мартелл и император Лев III. Папа Захарий установил тесные отношения с Пипином Коротким, сыном Карла Мартелла. В 751 г., опираясь на согласие Рима, группа влиятель­ных и богатых франков свергла с трона, Меровингов и передала корону Пипину. Короновал последнего от имени папы Бонифаций. В Италии лангобарды захватили византийский экзархат Ра­венны и включили этот город вместе со всей про­винцией в свое королевство (751 г.). Таким обра­зом, и Рим был полностью освобожден от власти Восточной империи.

 

 












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.